Научная статья на тему 'От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии'

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии»

форм, которые из естественнонаучных не вытекают. Если воспользоваться введенным

А.Н. Кричевцом термином «многоэтажная психология», то речь, по сути, идет об определенных этажах знания психологии, которые до этого не принимались в расчет. Трудно, но надо смириться с тем, что объяснительные возможности каждого «этажа» ограничены. И когда они исчерпываются, появляется ощущение повторов, репродукции, а то и просто тупика, стенки. На деле же это часто не глухая (немец скажет «слепая») стена, но не сразу видимое основание ступени, поднявшись на которую мы открываем новое пространство понимания, преобразующее и наш пройденный путь.

Специально заметим в заключении, что предполагаемый подход к гуманитарной психологии отнюдь не растворяет ее в теологии, философии или литературоведении. Речь идет - еще раз - о том, возможен ли (и если да, то как) целостный человек (в том числе, верующий, философствующий, творящий) в сете наших наличных психологических представлений, способна ли психология встроиться, соотнести, соразмерить себя с этими масштабами человеческого бытия и свободы.

Карпова Н.Л. (Москва)

ОТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ К ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ1

В 1997 году в издательстве «Смысл» вышел интересный сборник - «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии», в котором был представлен достаточно широкий «спектр гуманистически ориентированных подходов» в русле уже сложившихся с ориентацией на западную психологию отечественных научных школ. Один из авторов и редакторов сборника ДА. Леонтьев отмечал, что «историко-научный контекст советской психологии 1980-х гг. создал крайне благоприятную почву для развития гуманистической психологии, причем не как движения протеста, а как конструктивного движения, не противопоставляющего себя другим школам и направлениям, а стремящегося преобразовать, изменить существующие подходы, в большей степени повернув их лицом к человеку».

Но оформившемуся в начале 90-х годов движению гуманистических психологов, участники которого разработали достаточно продуктивные принципы и критерии своей деятельности, не суждено было их осуществить: российская действительность тех лет главной для всех выдвинула проблему выживания, а не развитие профессиональных научных сообществ.

С тех пор прошло 15 лет, во многом изменились и внешние, и внутренние условия в нашей стране, стали более тесными и многочисленными контакты с западными психологами, которые принесли в Россию множество образовательных программ, но Ассоциация гуманистической психологии, несмотря на прекрасные замыслы, так и не возродилась как единое целое. Речь не идет о том, что требуется единомыслие -уже оформились и много лет существуют различные направления профессионалов -онтопсихология, психодрама, христианская психология, НЛП и другие, действуют институты психоанализа, экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Имеется и профессиональное сообщество всех психологов - РПО со своими региональными подразделениями, которое проводит большие общие съезды и различные конференции, но, на наш взгляд, в отечественной психологии все более оформляется одно из

1 Работа выполняется при поддержке РГНФ, грант 04-06-00269а

Раздел I. Пленарные доклады

перспективных направлений, в русле которого работают Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, А.С. Арсеньев, Д.А. Леонтьев, В.М. Аллахвердов, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк,

В.И. Слободчиков, А.А. Мелик-Пашаев и многие другие, - гуманитарная психология, вбирающая в себя принципы и гуманистической, и нравственной психологии.

Первую попытку ввести сам термин «гуманитарная психология» сделал в 1990 году Б.С. Братусь, - он говорил о том, что новый термин позволяет определить новый и более широкий подход к проблеме человека, в отличие от сложившегося в мировой психологии гуманистического направления (Г. Олпорт, А. Маслооу, К. Роджерс и другие). Было подчеркнуто, что в российской психологии постепенно происходит смена ориентации от прежней - естественнонаучной, уповающей на образцы естественных наук, к ориентации на ценности гуманитарного восприятия. Как отмечал Б.С. Братусь (см. статью в вышеназванном сборнике), с начала 90 -х годов, когда впервые появились ранее недоступные публикации многих отечественных философов, психологов, историков и литераторов, - в нашей стране началось «собирание воедино гуманитарного мировоззрения», которое не только оригинально, но составляет «удивительное по силе и яркости полотно или - по отношению к психологии - целостное зеркало, отражаясь в котором, она сможет по-новому увидеть и понять свои проблемы».

Гуманитарная психология, на предельно широком поле решающая проблему человека и его сущности, на наш взгляд, вбирает в себя и философско-психологический подход, и философскую психологию (термин Г.И. Челпанова). Проблему психического здоровья, нормы нельзя решить только в рамках естественнонаучной парадигмы, - она требует предельно широкого (не значит абстрактного) определения понятий «человек», «личность», «здоровье».

Апеллируя к работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир», Б.С. Братусь отмечает, что «центральной смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» и приводит цитату: «Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой» (С.Л. Рубинштейн, 1957).

В свою очередь и В.Н. Мясищев определял личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью. Он подчеркивал, что психологическое отношение представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на те или иные явления, факты, события, объекты. Говоря о проблеме «личность и неврозы», он также отмечал, что неврозы выступают прежде всего как выраженное противоречие между тенденциями и возможностями личности - внешними и внутренними, требованиями человека к себе и жизни - к нему. В.Н. Мясищев подчеркивал, что «неврозом заболевает не орган, а весь человек или личность», и делал вывод: «Невроз представляет собой болезнь личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не выступает БОЛЕЗНЕТВОРНАЯ И БЛАГОТВОРНАЯ РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, нигде так ясно не выступает уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью РОЛЬ СОЗДАННЫХ ЛЮДЬМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ (выделено нами - Н.К.). Поэтому область борьбы с неврозами - это область пограничная между педагогикой и медициной» (В.Н. Мясищев, 1995).

То есть оба ученых отмечают необходимость исследований и практики на «стыке» различных областей знания и профессиональной деятельности. И в этом плане можно говорить не только о гуманитарной психологии, но и о гуманитарной

психотерапии.

Многоаспектность и многопозиционность гуманитарного знания особо значима в практической психологии и психотерапии, когда речь идет о необходимости работы с личностными проблемами пациентов. Так, например, заиканием - одной из сложных форм логоневроза - страдает 2,5-3% населения. У нас в стране и за рубежом помимо клинических и логопедических имеется большое число исследований психологического аспекта заикания и социореабилитации лиц, страдающих этим недугом. Работы И.Н. Жинкина и его последователей в области изучения психофизиологии речи показывают, что заикание - это нарушение коммуникативной функции речи и подтверждают, что данный недуг - это прежде всего нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности. В более тяжелых случаях заикания эти изменения ведут к утрате чувственного контакта с людьми, интегрированности с миром, отказу от поисковой активности, что ставит проблему восстановления нарушенного общения через глубинное преобразование личности.

И в этом большую помощь оказывают различные виды арттерапии - лечения средствами искусства, - в частности библиотерапия. Библиотерапия - психотерапия словом, заключенным в художественную форму. В процессе социореабилитации заикающихся данный метод служит: а) для развития самоанализа и рефлексии пациентов и их родственников; б) для формирования саногенных (оздоравли-вающих - Ю.М. Орлов) психических состояний, способствующих успешному преодолению недуга; в) для формирования и развития спонтанной внутренней и озвученной ситуационной речи пациентов.

Г уманитарная психология более доверяет и методу рефлексии, который является основным в психологической практике и психотерапии. Исторически метод рефлексии или, иначе, метод познания субъектом внутренних психических актов и состояний у себя и других людей на основе собственных умозаключений, был первым методом психологического исследования. Но далее в рамках естественнонаучной методологии человек рассматривался только как объект исследования без учета его личностных, субъектных проявлений и реакций на сам процесс исследования (Т.А. Флоренская, 1991). Данное противоречие в начале ХХ века позволила снять развивающаяся гуманитарная стратегия исследования. Была подчеркнута такая особенность метода рефлексии как его диалогичность: рефлексия стала пониматься как процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга (см.: Психология. Словарь, 1990).

В методике семейной групповой логопсихотерапии, разрабатываемой нами на основе метода групповой логопсихотерапии1 Ю.Б. Некрасовой (лечение заикающихся подростков и взрослых), рефлексия является не только методом диагностики происходящих изменений как с группой, так и с каждым из участников в отдельности, - но и средством развития личностного и творческого потенциала участников процесса социореабилитации.

1 Термин логопсихотерапия - объединение в теории и практике ТРЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - логопедия, психология и психотерапия - в 1975 г. ввела именно Ю.Б. Некрасова, которая и стала первым в стране логопсихотерапевтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.