Научная статья на тему 'Теоретический обзор проблемы логоневроза'

Теоретический обзор проблемы логоневроза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1555
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЛОГОПЕДИЯ / ЛОГОНЕВРОЗ / ЗАИКАНИЕ / ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янченко Ирина Владимировна

В статье дается теоретический обзор проблемы логоневроза. Существует множество исследований по данной проблеме, имеется большое количество теорий в интерпретации феномена заикания, однако остается актуальной потребность в эффективных методиках, обеспечивающих стойкое закрепление положительных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Янченко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический обзор проблемы логоневроза»

2. Степанова О.С. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: Сфера, 2004.

3. Степанова О.С. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. 2006. № 11.

4. Костюк А. От логопедической группы к логопункту в ДОУ. Из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2006. № 11.

И.В. Янченко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ЛОГОНЕВРОЗА

В настоящее время во всем мире наблюдается рост нервно-психических заболеваний, поскольку все более заметно несоответствие между достижениями научно-технического прогресса во всех областях человеческой жизнедеятельности, с одной стороны, и отставанием психофизиологической адаптации к новым условиям самого человека - с другой. В связи с этим и в структуре заболеваемости населения произошли сдвиги в сторону увеличения удельного веса болезней, в возникновении которых существенную роль играет фактор нервно-психического напряжения. К числу таких болезней относятся неврозы.

В отечественной психотерапии проблемами неврозов занимались А.М. Свядощ, В.Н. Мяси-щев, К.К. Платонов, В.Е. Рожнов, Б.Д. Карвасарский и др. Так, в определении невроза В.Н. Мяси-щев [10] прежде всего, подчеркивал его коммуникативную природу. Определяя личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью, психотерапевт подчеркивал, что психологическое отношение представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, факты, события, объекты.

Говоря о проблеме «личность и неврозы», отметим, что неврозы выступают, прежде всего, как выраженное противоречие между тенденциями и возможностями личности - внешними и внутренними, требованиями человека к себе и жизни к нему. В.Н. Мясищев подчеркивал, что «неврозом заболевает не орган, а весь человек или личность», и делал вывод: «Невроз представляет собой болезнь личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступает уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью роль созданных людьми обстоятельств. Поэтому область борьбы с неврозами - это область пограничная между педагогикой и медициной» [10; .200, 204, 205].

Рассматривая понятия «нормы» и «патологии» в социореабилитации, их психологический и нравственный смысл, Б.С. Братусь подчеркивал, что психологическое выявление нормального и аномального должно идти от общих механизмов личностного развития [4]. Опыт работы многих специалистов доказывает, что «патология» проистекает не из-за того, что наряду с «нормальными» начинают действовать сугубо «аномальные» механизмы, а из-за того, что общие психологические механизмы начинают извращаться.

Особую форму нарушения системы общения, в основе которой лежит функциональное расстройство речедвигательного аппарата, представляет логоневроз, в частности - заикание. Этим недугом страдает 2,5-3% населения. Трудности решения проблемы заикания в значительной степени связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение: сочетание собственно речевых нарушений различной степени выраженности с участием в генезисе заболевания и в клинической картине психологических факторов, во многом определяющих его течение, компенсацию и декомпенсацию.

Вопросы лечения заикания и достижения стойких результатов издавна привлекали к себе внимание исследователей. В античные времена и в средние века механизм заикания объясняли несовершенством в строении и функционировании артикуляторного аппарата. К концу XIX в. этот

недуг стали рассматривать как сложное психофизическое расстройство. К началу XX в. понимание механизмов заикания можно было свести к трем основным теориям: 1) А. Куссмауль и А. Гут-цман рассматривали заикание как спастический невроз координации; 2) согласно теории Т. Гепф-нера и Э. Фрешельса заикание определялось как ассоциативное нарушение психологического характера; сторонниками психологического направления в первой трети XX в. были также А. Либ-манн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская; 3) к 30-м годам XX в. механизм заикания стали объяснять на основе учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о неврозах, а именно - невроз является следствием отрицательных психогенных реакций (переживание, испуг, конфликт), что вызывает перенапряжение нервных процессов, поскольку в коре головного мозга образуется застойный тормозной процесс («больной очаг»), прерывающий функциональную связь коры с подкоркой [7, 152-157].

В.Н. Мясищев считал, что у маленьких детей возникает так называемый «реактивный невроз» как острое нарушение высшей нервной деятельности и «невроз развития», при котором образование патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных условиях среды - перераздражения, подавления, изнеживания. Исходя из указанных В.Н. Мясищевым форм неврозов, Г.А. Волкова выделила заикание развития и реактивное заикание: первое возникает на фоне задержанного формирования речи, психических особенностей, имеет постепенное начало, наиболее выражено при овладении фразовой речью; второе возникает в результате воздействия сочетания психогенных и соматогенных факторов у детей, склонных к невротическим реакциям [7].

Большое внимание в отечественной и зарубежной науке уделяется причинам возникновения данного нарушения (И.А. Сикорский, М. Зееман, К.П. Беккер). В работах Л.С. Волковой и М.Е. Хват-цева предлагается разделять причины заикания на благоприятствующие и производящие, причем в качестве и тех и других могут выступать психические и социальные факторы, имеющие свои корни в нарушении межличностных и внутрисемейных отношений. Рассматривая симптоматику заикания, исследователи отмечают, что она определятся формой и характером речевых запинок (В.И. Селиверстов, Э. Фрешельс, М. Зееман), а также особенностями речевого паузирования (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова). Среди симптомов заикания также рассматриваются моторные нарушения (Б.И. Шостак, S. Моопеу) [5].

В качестве основания для классификации речевого нарушения выделялись: комплексность нарушения (Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский), анатомо-физиологические признаки (М.Ф. Брунс, Е.С. Никитина), форма запинок (Н.А. Власова, Э.Н. Геренцштейн), этиологические факторы (М.И. Буянов, Б.З. Драпкин, М. Зееман, Т. Garde, И. Pichon), формы невроза (А. Cohen). В работах М.И. Буя-нова, Б.З. Драпкина, В.В. Ковалева особое внимание уделяется группе патологических форм заикания, выделенной на основе положения о принципиальной необходимости разграничения психогенных и соматоневрозоподобных расстройств [6, 8].

Начиная с 70-х годов, исследователи выделяют две клинические формы заикания - невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами (В.В. Ковалев, Л.И. Белякова и др.). Логоневрозы рассматриваются как психогенно-реактивные функциональные заболевания, возникающие под влиянием стрессовых факторов различной силы и длительности. Неврозоподобные состояния по своей симптоматике напоминают неврозы, однако по своей природе они являются органо-функциональными, при которых органические поражения центральной нервной системы сочетаются с рядом расстройств функционального характера [5].

В 70-е-80-е гг. ХХ века началось исследование нейрофизиологических характеристик заикания (И.В. Данилов, И.М. Черепанов), а также появились исследования, рассматривающие этот речевой дефект с точки зрения психолингвистики (И.Ю. Абелева) [1].

Социальная реабилитация заикающихся и основные исследования по данной проблематике в нашей стране ведутся, в основном, в рамках клинического подхода (Н.М. Асатиани, В.М. Шкловский), где ведущим является медико-педагогический комплекс. Лечебное воздействие при этом подходе реализуется через основные звенья - логопедию, медикаментозное лечение, психотерапию, осуществляемые последовательно и разными специалистами в клинических условиях. Реабилитация взрослых заикающихся также осуществляется с использованием методики рефлексотерапии и аутогенной тренировки (Л.Н. Мещерская, А.И. Лубенская) [2].

Традиционными зарубежными направлениями в работе с заикающимися являются психоанализ (Ch. Fried) и бихевиоризм (M. Daslou) в их различной модификации. Одним из ведущих в психоаналитическом направлении является психодинамический подход (D. Barbara). Бихевио-ральное направление рассматривает заикание как условно-рефлекторное речевое поведение и в качестве основного использует метод десенсибилизации симптома. Такая терапия опирается преимущественно на тренировку контроля за произношением, регулировку дыхания, тренинг осознания своих речевых трудностей и др. (K. Webster, M. Shworts). В 70-е годы ХХ века одной из наиболее известных стала «ролевая теория заикания» (J. Sheehan), согласно которой заикание возникает у человека как следствие столкновения невозможности доминирования одной из двух ролей - заикающегося и нормально говорящего. Исследования последних десятилетий, помимо традиционных течений, отражают и такие проблемы: мотивация заикающихся в речевой терапии (B. Adamczyk); изучение установок терапевта в отношениях с пациентом в ходе речевой терапии (D. Rustin, A. Kuhr); проблема получения целостной картины общего коммуникационного подхода к групповой терапии заикающихся взрослых (S. Wallace) [11].

Многими авторами различных школ и направлений отмечался факт зависимости речи заикающихся от коммуникативных условий. Так, колебания в речи заикающихся были замечены еще в конце XVII века. Позднее об этом писали А. Куссмауль, И.К. Хмелевский, Г.Н. Каменка, Г.Д .Неткачев и др.; в 70-90-е годы ХХ в. Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, И.Ю. Абелева, Н.Н. Ста-нишевская и другие отмечали усиление заикания в момент актуального речевого общения и спонтанном прекращении вне его, в отсутствии коммуникативного партнера (исключая случаи невро-зоподобного заикания, утяжеленные выраженной неврологической симптоматикой) [1, 11].

Одним из принципиально важных факторов возникновения заикания называют фрустрацию (отрицательное психическое состояние стрессового происхождения, в данном случае -страх от сознания неудачи в момент общения), а точнее - индивидуально-типичные способы реагирования заикающихся на критические ситуации общения. Результаты исследования Е.Ю. Рау реакций заикающихся на проблемные речевые ситуации позволили установить наиболее типично выраженные фрустрационные реакции: 1) реакции потребностно-упорствующего типа, что, вероятно, отражает высокую потребность заикающихся к преодолению барьера в общении;

2) реакции экстрапунитивной направленности (внешнеобвиняющие), что, вероятно, отражает восприятие заикающимися окружающею мира как чуждого и враждебно настроенного к ним;

3) реакции, отражающие состояние крайней степени фрустрированности заикающихся, которое постоянно провоцируется проблемными условиями коммуникации. Эти данные согласуются с «эвристической теорией фрустрации» С. Розенцвейга, «теорией фрустрации, побуждающей поведение» Н. Майера, концепцией фрустрации, как «реактивного психологического состояния, возникающего в ответ на блокирование какой-либо потребности» Н.Д. Левитова, теоретическими позициями «о связи заикания и фрустрации» Ф.Д. Горбова [9].

Ряд исследователей (И.Ю. Абелева, Л.З. Андронова, Л.И. Белякова, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова) подчеркивают психологический аспект заикания и говорят о необходимости комплексного подхода к решению патологии речи и личности заикающегося. Авторы описывают вторичный невроз заикания, нейропсихологические и личностные характеристики заикающихся, особенности их адаптации к социальным условиям, проблемы и условия готовности к речи. Данные работы, продолжая идею Н.И. Жинкина о заикании как нарушении коммуникативной функции речи, показывают, что заикание прежде всего - нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности заикающегося. В наиболее тяжелых случаях недуга эти изменения ведут к утрате чувственного контакта с людьми, интегрированности с миром и отказу от поисковой активности (В.С. Ротенберг, G.Ammon), что ставит проблему восстановления нарушенного общения через глубинное преобразование личности [1, 3, 5].

Таким образом, к вопросу логоневроза - невроза речи в форме заикания - обращаются различные специалисты: врачи, педагоги, дефектологи, психологи, психотерапевты. Существует множество исследований по данной проблеме, имеется большое количество теорий в интерпретации феномена заикания, однако остается актуальной потребность в эффективных методиках, обеспечивающих стойкое закрепление положительных результатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абелева И.Ю. Психологический аспект заикания (на материале взрослых больных): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1976.

2. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых // Заикание / под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккер. М., 1983. С. 180-221.

3. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи. М., 1993.

4. Братусь Б.С. Аномалии развития личности. М., 1988.

5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М.,1998.

6. Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.

7. Волкова Г.А. Психологические механизмы заикания // Ежегодник Российского Психологического общества: Материалы 3 Всероссийского Съезда психологов: в 8 т. СПб., 2003. Т. 2. С. 152-157.

8. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. М., 1984. С. 60-69.

9. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии / сост. Н.П. Вайзман. М., 1992.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений // под ред. А.А.Бодалева. М.-Воронеж, 2003.

11. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающегося: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.

12. Карпова Н.Л. Личностно-ориентированная логопсихотерапия. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.