приближённых к реальной жизни обучения и воспитания может проявить свои культурно-толерантные качества. Однако мы считаем, что наиболее действенной в формировании культуры толерантности является технология «Дебаты». Она приучает студентов культурно вести спор, не унижать человеческого достоинства оппонента, аргументировано отстаивать свою точку зрения. В данной технологии имеется целый свод правил, выполнение которых в той или иной мере способствует формированию культуры толерантности. Например:
- дебаты не могут быть направлены против личности; можно формулировать аргументы против идей и суждений;
- основа дебатов - честность; нельзя пользоваться лживыми суждениями;
- любое мнение и суждение ценно;
- нет таких суждений, которые могут быть одинаково приняты и т.д.
Что касается общественно-педагогической деятельности, то это участие студентов в различных акциях гуманистической направленности и в волонтёрском движении (работа с детьми в детских домах и реабилитационных центрах, оказание помощи интернатам для престарелых, воспитательная работа с детьми « группы риска» и т.д.)
Подводя итог сказанному можно сделать следующий выводы:
- культура толерантности - это важнейшее личностное качество, ценность которого возросла в эпоху глобализации и которое можно и нужно формировать;
- культура толерантности должна быть сформирована у всех слоёв населения, но в первую очередь это должно происходить в образовательных организациях, на которых лежит большая ответственность за формирование личности воспитанников;
- культура толерантности формируется как в процессе обучения, так и в процессе воспитания путём содержания учебных дисциплин, путём применения соответствующих образовательных технологий и путём активного участия молодёжи во внеучебной деятельности, имеющей культурно-толерантную направленность.
Список использованной литературы:
1. Педагогический словарь: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой.= М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352 с
2. Декларация принципов толерантности =Интернет-ресурс: http||www.um/org./ru/documents/decl_conv/ declarations/tolerate
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник - М.: Юрайт-Издат, 2009.-540 с.
© Карабалаева Р.Ж., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Исакаев Алексей Семенович учитель информатики лицея г.Бирска
г. Бирск, РФ
ОСВОЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ MathCAD
Аннотация
Представлена методика освоения учащимися средних общеобразовательных школ математического
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
моделирования действительности при постановке и решении учебных задач с помощью системы математического проектирования MathCAD.
Ключевые слова
Математическое моделирование, система проектирования MathCAD
Учебное познание природной, технической и социальной действительности посредством математического моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира сводится к реализации таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Постановка учебной задачи по естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам осуществляется под руководством учителя учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике, технологиям, обществоведению, истории, русскому языку и литературе, иностранным языкам.
Построение модели решения качественной или количественной учебной задачи школьной дисциплине рассматривается подробно и в деталях на лекционных, практических и лабораторных занятиях по информатике.
Разработку и исполнение алгоритма решения учебной задачи по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике, технологиям, обществоведению и языкам наглядно и быстро можно осуществить с помощью функциональных возможностей системы математического проектирования MathCAD, созданной в 1988 году и входящей в состав программного обеспечения современных школьных персональных компьютеров [2].
Действительные и комплексные числа системы MathCAD, хранящиеся в одном формате с плавающей точкой двойной точности, позволяют разработать и исполнять алгоритмы решения учебных задач школьного курса арифметики и алгебры.
Векторы, матрицы и таблицы системы MathCAD служат удобными средствами для старшеклассников средней общеобразовательной школы при математическом моделировании ими объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.
Переменные, задаваемые в компьютерной системе MathCAD, помогают старшеклассникам строить математические модели и производить алгоритмические расчеты по естественно - математическим и общетехническим дисциплинам на высоком уровне простоты, понятности и компактности.
Возможность задания в системе MathCAD функций пользователя - старшеклассника в произвольном виде полностью совпадающими с принятыми в современной математике правилами позволяет учащимся средней общеобразовательной школы осваивать начала научного математического моделирования объектов, процессов и явлений [3].
Имеющиеся у компьютерной системы MathCAD два принципиально разных подхода к вычислениям в элементарной и высшей математике - численный и символьный значительно расширяют интеллектуальные и инструментальные возможности учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к учебному и частично научному познанию и преобразованию природной, технической и социальной действительности [4].
Наш дидактический опыт свидетельствует о наличии у ряда старшеклассников познавательного интереса к истории возникновения и развития компьютерной символьной математики, начавшейся с теоретических и практических работ математика и кибернетика действительного члена Академии наук Советского Союза Виктора Михайловича Глушкова (1923 - 1982).
Выпускники средних общеобразовательных школ, освоившие основные приемы математического моделирования действительности с помощью компьютерной системы проектирования MathCAD, успешно осуществляют переход с учебной деятельности в научную в высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическая и регулярная постановка и решение учебных задач методом математического моделирования действительности в инструментальной среде компьютерной системы MathCAD позволяет значительно повысить уровень интеллектуального и творческого потенциалов выпускников средних общеобразовательных школ.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
4. Каримов М.Ф., Бельтюкова Н.П. Математическое моделирование действительности с элементами проблемного обучения // Символ науки. - 2016. - № 4-2 (16). - С. 109 - 111.
© Каримов М.Ф., Исакаев А.С., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Шамина Ольга Юрьевна учитель биологии лицея г.Бирска г. Бирск, РФ
УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены особенности учебного системно - структурно - функционального моделирования объектов, процессов и явлений биологической действительности, проектируемого и реализуемого учителем вместе с учащимися средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Моделирование, система, структура, функция, живой организм
Биология как наука о проявлениях и закономерностях развития живых существ в окружающем нас мире имеет собственную методологию и методику исследования соответствующих объектов, процессов и явлений.
Одним из основных методов изучения биологической действительности выделяется информационное моделирование объектов, процессов и явлений, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
В учебном моделировании биологической действительности, проектируемом и реализуемом в средних общеобразовательных школах, ведущее место занимает системно-структурно-функциональное моделирование объектов, процессов м явлений фрагментов окружающего нас мира [2].