Научная статья на тему 'Поддержка талантливой молодёжи - путь к школе будущего'

Поддержка талантливой молодёжи - путь к школе будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ТАЛАНТЛИВОГО УЧЕНИКА / THE NATIONAL EDUCATIONAL STRATEGY / THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / INFORMATIONAL COMPUTER TECHNOLOGIES / SCIENTIFIC SOCIETIES / THE FORMING OF A TALENTED PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко И. Н.

В статье рассматриваются вопросы реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» на примере организации образовательной и научной деятельности в муниципальной гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUPPORT TO TALENTED YOUTH IS THE WAY TO THE SCHOOL OF FUTURE

The problems of realization of the national educational strategy «Our new school» on the example of educational and scientific activity in the municipal gymnasia are regarded in this article.

Текст научной работы на тему «Поддержка талантливой молодёжи - путь к школе будущего»

И.Н. ИВАНЕНКО, директор муниципальной гимназии № 39 г. Орла

Тел. (4862) 41-34-31

ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ — ПУТЬ К ШКОЛЕ БУДУЩЕГО

В статье рассматриваются вопросы реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» на примере организации образовательной и научной деятельности в муниципальной гимназии.

Ключевые слова: национальная образовательная стратегия, развитие творческих способностей, информационные компьютерные технологии, научные общества, формирование талантливого ученика.

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» — перспективная программа строительства школы будущего, школы XXI века, реализующей новые образовательные стандарты, в которой будет раскрываться потенциал новых учителей, выявляющих, поддерживающих и сопровождающих талантливых обучающихся, школы с развитой инфраструктурой, школы, в которой будут учиться учащиеся, имеющие крепкое здоровье, школы, в которой будет обеспечено безопасное и здоровое питание обучающихся.

В муниципальной гимназии № 39 имени Фридриха Шиллера г. Орла сложилась и развивается систематическая работа по выявлению и развитию творческих способностей и дарований обучающихся в гимназии.

Уже сегодня мы создаём условия для реализации программы поддержки одарённых детей, определенной форматом «Нашей повой школы»: модернизируя работу с талантливыми детьми, мы постоянно заботимся об укреплении и совершенствовании учебной, материально-технической базы: библиотека-медиатека гимназии оснащается электронными каталогами и электронными пособиями, в том числе изготовленными нашими учителями и учениками, оборудованы три компьютерных класса, установлена спутниковая аппаратура для осуществления ВКС-связи.

В работе с лучшими учениками ОУ мы успешно внедряем ИКТ и спутниковые/космические/ технологии, организуем ВКС-конференции в рамках региональной экспериментальной площадки «Развитие сетевого взаимодействия и освоение форматов ВКС-связи как важнейший этап деятельности инновационного образовательного учреждения», участвуя в работе проекта Фонда поддержки образования «Гимназический союз России».

За два с половиной года нами проведено 40 сеансов: 12 научно-практических семинаров, прочитано 22 лекции по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и итоговой аттестации выпускников 9-х классов доктором филологических наук, профессором ОГУ Л.Д. Беднардской, три видеосеанса в рамках проекта «Библиотека-медиатека XXI в.», три сеанса, посвящённых изучению документов по инициативе Минобразования и Фонда поддержки образования. Учителя В.Я. Гурова, И.С. Снегирева, Л.Г. Зеленина, А.Б. Савостикова, М.Н. Бойцова, Л.Н. Козик, Н.С. Санчук, Л.В. Чихачёва успешно провели семинары, практикумы, мастер-классы на основе применения новых образовательных технологий: ИКТ, мультимедиатехнологий, которые получили высокую оценку Фонда поддержки образования.

Наша гимназия активно и результативно участвует в школьных, городских и региональных олимпиадах. Ежегодно более 20 победителей в городских олимпиадах, 59 в областных, успешно наши гимназисты участвуют во Всероссийских олимпиадах, особенно в номинации анализа текста. Обучающиеся в гимназии с большим интере-

© И.Н. Иваненко

сом занимаются в школе одарённых детей при ИУУ. Спасибо Галине Александровне за то, что она создаёт условия для развития одарённых детей.

И вполне закономерно, что «Наша новая школа» предусматривает дальнейшее совершенствование системы различных олимпиад, создание разветвлённой сети школ и школ-интернатов для одарённых детей. Хотелось, чтобы дети города Орла и области получили больше возможности участвовать в работе школ при ведущих столичных вузах.

Новый импульс получает исследовательская деятельность обучающихся. Мы успешно развиваем деятельность научных обществ учащихся, основная задача которых — дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и способностей.

В нашей гимназии функционирует семь научных обществ:

1. «Литература родного края» (руководитель— кандидат филологических наук И.С. Снегирёва).

2. «Мир текста — текст мира» (руководитель — кандидат педагогических наук В.Я. Гурова).

3. «Любители русской словесности» (руководитель — профессор ОГУ, доктор филологических наук Л.Д. Беднарская).

4. «Особенности анализа аутентичного текста на немецком языке» (руководитель — учитель высшей категории М.Н. Бойцова).

5. «Особенности анализа аутентичного текста на английском языке» (руководитель — учитель высшей категории Г.М. Шабалина, Л.А. Князь-кова).

6. «Юный краевед» (руководитель — заслуженный учитель РФ Л.Г. Зеленина).

7. «Интегрированный подход в изучении русского языка и литературы» (руководитель — учитель первой категории А.Б. Савостикова).

Члены НОУ активно вовлекаются в исследования и целевые проекты, работа в которых рассчитана на несколько лет.

Проводимая работа даёт свои результаты. За последние годы повысился уровень исследовательских работ. Наши учащиеся ежегодно становятся победителями разнообразных конкурсов ученических научно-исследовательских работ. Так, например, в 2009 г. ученики Г.Д. Новосёловой были награждены дипломами за участие в областном конкурсе исследовательских работ, они являются участниками Российской заочной конкурс-олимпиады в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

В 2009-2010 учебном году мы приняли участие во многих конкурсах муниципального, регионального уровней, например: «Русский медвежонок», викторина по творчеству М. Лермонтова, конкурс сочинений «Россия: будущее и настоящее», литературный Интернет-конкурс, конкурс рефератов «Повышение правовой культуры населения», городской фестиваль правовых агитбригад, интеллектуальный конкурс «Юность. Наука. Культура», Интернет-олимпиада «Интеллектуальнотворческий потенциал России». Ученица 11 «А» класса Екатерина Рябоконь стала победителем областного конкурса правовой культуры.

Безусловно, очень перспективно дистанционное обучение учащихся, сейчас мы планируем организацию дистанционного обучения учащихся, находящихся по состоянию здоровья на домашнем обучении.

Работа по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых детей успешно строится и через систему дополнительного образования.

Это НОУ (их 7), предметные кружки (их 40), студии, объединения, секции — всего 74. Практически все учащихся во второй половине дня развивают свои таланты в здании гимназии, а мы работаем только в первую смену.

В школе работает филиал художественной школы № 2 г. Орла, в трех группах занимаются 37 учащихся.

Обучающиеся развивают свои способности в филиалах изобразительного искусства, вокальном, инструментальном, театральном (всего семь групп) школы искусств имени Д. Кабалевского.

В школьном хореографическом классе занимаются две группы спортивных танцев ДЮСШ № 4.

Эстетическое воспитание осуществляется через систему школьного художественного творчества: это хореографический ансамбль «Ювентус», неоднократный призёр и победитель городских смотров и областного конкурса «В вихре танца»; дети увлечённо посещают школьные вокальные группы и занятия хора.

Реализуя образовательную стратегию «Наша новая школа», создаем условия для укрепления здоровья: значительно укреплена материальная база трех спортивных залов, отремонтированы пришкольный бассейн, фасад и машинное отделение. Спасибо А.В. Шатохину. Мы организуем занятия спортом учащихся, заключив соглашения с детскими спортивными школами. В этом учебном году учащиеся занимаются баскетболом (2 группы ДЮСШ № 8), лёгкой атлетикой (ДЮСШ № 4), тайским боксом (Дворец пионеров им. Ю. Гагарина), каратэ (центр укрепления здо-

ровья), рукопашным боем («Олимп»), художественной гимнастикой (обл. ДЮСШ), футболом (ДЮСШ № 9). Кроме того, работает школьный шахматный клуб «Белая ладья», наши шахматисты неоднократно становились чемпионами Советского района, достойно выступают в городских и областных чемпионатах, а учащийся 8 «Б» класса Святослав Никифоров летом этого года участвовал в международных соревнованиях в Украине, зимой — в Белоруссии.

Обучающиеся в гимназии вовлекаются в военно-спортивную и патриотическую работу: активно участвуют в параде юнармейцев, несут почётную вахту на Посту № 1, результативно участвуют в работе школьного музея почётных граждан г. Орла «Ими гордится Орловская земля».

Свой вклад в развитие увлечений и способностей обучающихся вне если учреждения города и области, такие как станция юных техников города Орла, областная станция туристов, станция юных натуралистов.

В заключение хочу отметить, что в гимназии № 39 работа по поддержке талантливых детей постоянно совершенствуется и направлена на формирование инициативных, творчески мыслящих, способных находить нестандартные решения учащихся, готовых к постоянному переобучению и обладающих творческими компетентностями.

Работа с одарёнными детьми в конечном итоге направлена на формирование талантливого ученика новой школы — школы XXI века, школы будущего.

I. N. IVANENKO

THE SUPPORT TO TALENTED YOUTH IS THE WAY TO THE SCHOOL OF FUTURE

The problems of realization of the national educational strategy «Our new school» on the example of educational and scientific activity in the municipal gymnasia are regarded in this article.

Key words: the national educational strategy, the development of creative abilities, informational computer technologies, scientific societies, the forming of a talented pupil.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.