$
Мастер - класс
J
Л
Арюлина Наталья Алексеевна
Директор МОУ Удельнинская гимназия Московская область E-mail: [email protected]
«МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ»:
ОПЫТ МОУ УДЕЛЬНИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ РАМЕНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
______________________________________Г
Аннотация. Автором предлагается новая системно-структурная организация ИОС, представляющая собой совокупность взаимодействующих подсистем. Описываются основные ее компоненты - аппаратная, информационная, кадровая и регламентная, а также результаты экспериментов по ее внедрению.
Ключевые слова: кабинет физики, ИОС гимназии, опыт сетевого взаимодействия, цифровое зонирование.
Ещё 20 лет назад основными инструментами интеллектуального труда были бумага и ручка, 10 лет назад им стал компьютер, а сегодня налицо тенденция к переносу деятельности в виртуальное пространство. Таким образом, в будущем человек, занимающийся умственной работой, будет пользоваться не заранее установленными в компьютер программами, а интернет-сервисами, которые благодаря развитому широкополосному доступу в сеть будут давать большие возможности. Задача современной школы - подготовить человека к подобному профессиональному общению, заложить основные навыки пользования информационно-коммуникационными технологиями как рабочим инструментом. Это позволит ориентировать детей на восприятие виртуального пространства не как проводника развлечений, а как универсального поставщика знаний и информации, который может быть эффективно использован для самообразования и профессионального совершенствования. Исходя из приоритетности и необходимости решения задач, поставленных государством перед образованием, наш проект «Модель цифровой школы» представляется нам перспективным. Цифровая школа - это эффективно!
Ядром «цифровой школы» является открытая информационно-образовательная среда, а окружением - развитая инфраструктура образовательной деятельности всех участников процесса. В этой открытой гуманитарной среде происходит формирование качеств и умений XXI века, таких, как информационная активность и медиаграмотность,
умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, гражданское сознание и правовая этика - всего, что так необходимо современному человеку.
Информационно-образовательная среда гимназии
Информационно-образовательную среду (ИОС) гимназии мы рассматриваем как системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Основная цель формирования ИОС заключается в обеспечении возможности интерактивного доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к самым разнообразным образовательным ресурсам. Информационно-образовательная среда гимназии представлена следующими основными компонентами: аппаратной, информационной, кадровой и регламентной. Для достижения целей проекта решение комплекса задач сводится к развитию и совершенствованию каждой компоненты. В ходе реализации проекта мы достигли определенных результатов, а также продолжаем работу по совершенствованию каждой составляющей.
Аппаратной компонентой обеспечены все автоматизированные рабочие места учителей; соз-
52
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
$
Мастер - класс
дана локальная сеть с выделенными серверами, включающая проводные и беспроводные сегменты. Совершенствование аппаратной компоненты осуществляется в направлении обеспечения мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными, приобретения цифровых лабораторий, а также увеличения доли кабинетов, оснащенных современным оборудованием.
Информационная компонента включает в себя серверное и другое программного обеспечения (ПО), позволяющее повысить эффективность информационных процессов. Информационная компонента служит формированию и развитию локального хранилища цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) с доступом через школьный сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ОР федерального центра информационно-обра-зовательныхресурсовидругихисточниковпо всем школьным предметам с возможностью его использо-ваиняха приделам и еПратовтоел ьсегоучпежденвы;
формированию банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения; переводу в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещению этого банка на одном сервере с возможностью его физического переноса в другие образовательные учреждения. Определены направления совершенствования информационной компоненты, среди них: развитие сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилище ЦОР иных типов) по принципу «единого окна»; расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.
Кадровая компонента - это система методической поддержки учителей в области использования инфор-мацвочных тттчологий, вкдюочющсдветыгрыцню пд-дагогических и информационно-коммуникационных (ЫК)песвыыегий;протктную десткльвссио упащвхея
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
53
Да
$
Мастер - класс
на основе использования средств ИК-технологий, информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности гимназии, а также расширение спектра данного вида услуг (сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией гимназии, электронный журнал, SMS-информирование). Совершенствование кадровой компоненты ведется в направлении реализации адресной модели повышения квалификации.
Регламентная компонента представляет собой набор правил взаимодействия различных элементов информационно-образовательной среды, среди которых регламент по работе учителей и обучающихся в сети Интернет, должностные инструкции, положение о web-сайте, положение о информационном центре, положение о медиатеке, положения об электронном журнале, электронном портфолио учителя и ученика, положение о системе внутришкольного контроля и электронного мониторинга, регламент взаимодействия служб при устранении неисправностей при эксплуатации каналов доступа к сети Интернет, регламент работы с электронной почтой, а также приказы по гимназии.
Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является эффективность учебно-воспитательного процесса, которая и должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) -системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения [7, 10, 12]. Основными требованиями ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению учебновоспитательного процесса являются обновление всей информационно-ресурсной базы, обеспечение свободного доступа к самым разнообразным информационным ресурсам, дистанционности, мобильности, создание условий для формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, интерактивности [11]. Поэтому именно ИОС гимназии сегодня становится важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования. ИОС гимназии в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в учреждении.
Взаимодействующие подсистемы
Информационно-образовательную среду мы воспринимаем не только как ядро цифровой школы, но и как эффективную образовательную систему. Чтобы эта модель работала, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей), поэтому на первый план выдвигаются проблемы форми-
рования информационной культуры личности, изменения роли всех участников образовательного процесса, при котором компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности [1]. Чем интенсивнее идет процесс информатизации школы, тем эффективнее сотрудничество учителя и ученика, способствующее повышению ответственности ученика за результаты своего обучения, учитель осуществляет общее руководство различными видами работ, которые выполняет (инициирует) сам учащийся, он же побуждает школьника учиться в различных условиях - и в школе, и за ее пределами, в реальной и виртуальной (online) среде, в которой доминируют методические подходы, ориентированные на гиперсвязное, интерактивное, визуальное и активное усвоение материала. Не последнее место в этой схеме занимает ИКТ-компетенция родителей, так как главным принципом создания единого информационного пространства становится обеспечение комфортности информационной среды для всех потребителей информации. Новая системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем, а именно: подсистемы информационно-образовательных ресурсов, подсистемы компьютерных средств обучения; подсистемы современных средств коммуникации и подсистемы современных педагогических технологий.
Структурные элементы модели цифровой школы
Цифровая школа - это современная инфраструктура, включающая в себя интерактивные классы, интерактивный холл, мобильные компьютеризированные классы, которые благодаря беспроводным технологиям можно быстро развернуть в любом месте школьной территории. Это медиатека и электронная библиотека, высокотехнологичное учебное оборудование (цифровые лаборатории), интерактивные учебные пособия. Всеми этими элементами управляет мощный сервер, поддерживающий административный процесс и предоставляющий доступ к образовательному контенту. Сам контент состоит из обучающих систем и модулей, электронных коллекций образов, систем тестирования и контроля, развивающих интеллектуальных игр, тренажеров и стимуляторов процессов, а также виртуальных экспериментов и лабораторных работ.
Нами разработана модель «Цифровой школы», которая основана на активном использовании новых информационных систем и образовательных технологий, применении автоматизированных сред организации образовательного процесса и интерактивных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современ-
54
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
та
Мастер - класс
номумировомууровню, онных
образовательных ресурсов, внедрении цифрового учебного оборудования, организации межшкольного взаимодействиоусмтоИуте с еновеедеосустмоах удаленного присутствия.
Учсбнана,иЮрованрвнсвопю ч ееевтобпреа кмбиеетт Ие7“(теВС т Ит'еб^оШе^ют^смнша-новлено 23 компьютера, принтер, интерактивный вомуленс,лангафонный кабинет нм -И саУсч их меет0АММ-рчвтеля,^^л^£зН^/ерш^и^я (нМВО и Интернет) с компьютером (ноутбуком), принтером, унсмрестутными)апмдю^м,мН^шамс-ой, пофро-вым микроскопом, МФУ, семь АРМ учителя (с ЛВС и Интернет) с компьютером (ноутбуком), принтером, ийтерактйвным койплексым, сомь НРАМдчетулт (с ЛВС и Интернет) с компьютером, стационарными (ие^нопныме) экрввеми, десдцеть ооеАРИ учитн еу(с ЛВС и Интеннйт)ыкейтьытеррм, стоОесять АРМ ученика с нетбуками, цифровыми микроскопа-мо,четыре мтбттьсых компьютеризоеанныислас-са, цифровую лабораторию по физике, компьютерные измерительные системы с набором датчиков по физике и химии, математическую лабораторию, систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass, система контроля качества знаний VERDICT, систему электронного мониторинга качества образования, модульную систему экспериментов PROLOg, АРМ для дистанционного обучения - компьютер с выходом в Интернет (скорость 4-6 мегабит в секунду), веб-камера, гарнитура,
маароМмимунсмики,фуфтчрскуйпооншет нн ств-лусом.
В гимназии созданы АРМ учителей и учащих-со.кутомбена оснете ноуогтобоаудеоауст а нуе-граммного обеспечения позволяют проводить инмтнсдболенoа и группоао, о£Ычении ео тикму омпутвменоам, кaкpеф^улмн^«^maф^м мaPбме/ с текстами как одним из основных направле-ниВисмользовато ксмеефутpа, раннове месту иия пьтрпеете иыфоьтациигз ИА^л^еу^^^^с . Обв-спечен доступ к Интернету всех компьютеров, со-ц^рнгми очещимсс гелутзмнраeиатееияютcо широкие возможности для использования компьютерных технологий в учебной деятельности. Соз-дсны мМочтстеотатпяовоФыФудионнформациа. Компьютеры снабжены звуковой картой, приводом дон рочыыои-фиском, пл^р^|^1^тт^тй мы^^фоы^и и ^^во№^^ми.ю^тос^^делaксгвс7мoжрым носо необходимой аудиоинформации. Рабочие места длялосведтйиттуеййимо^йты^т^йтл^ыт^е! рбенае-чены подвесными мультимедийными проекторами и экранами практически во всех учебных кабинетах для мультимедийного сопровождения уроков, конференций и других школьных мероприятий. На рабочем месте для компьютерного моделирования. учителя-предметники и учащиеся могут создавать необходимые для демонстрации модели или процессы. Данные модели создаются с помощью различных средств для моделирования на уроках информатики, физики, технологии. Рабочие места
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
55
Т>
ф
Мастер - класс
Ф
созданы и для развития изобразительного и музыкального творчества ^D-студия). Цифровая физическая лаборатория представляет собой экспериментальный кабинет физики, оснащенный уникальными компьютерными программами по физике для проведения уроков, лабораторных и исследовательских работ. Математическая лаборатория обеспечивает установку в кабинетах математики программ, которые позволяет визуализировать и моделировать математические объекты и отношения между ними («Живая Геометрия», «Открытая математика: Планиметрия», «Открытая математика: Стереометрия»). Благодаря школьной сети и возможности проводить интегрированные уроки, не только учитель, но и учащиеся могут работать со специализированными программами по предметам, а также осуществлять компьютерное тестирование, позволяющее анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т.д.). Открытые тестовые программы или оболочки дают возможность учителю составлять новые тесты или изменять существующие. Лингафонный кабинет предоставляет возможность создания и погружения в языковую среду при помощи интерактивных программ. Использование АРМ учителя носит целевой характер - для подготовки уроков с использованием образовательных ресурсов и для обеспечения подготовительной и обучающей деятельности преподавателя. Сюда входят планирование учителем своей деятельности, процесс подготовки к уроку (выбор необходимого теоретического материала, выбор задач и т.д.), проведение занятий и проверка знаний учеников (тесты, экзамены и т.д.) [2, 3]. Использование АРМ упрощает моделирование данных процессов и ведет к усовершенствованию системы обучения. Подключение к школьной ЛВС даёт доступ учителю к использованию и редактированию электронной базы данных в соответствии с его уровнем доступа.
Информационная цифровая зона (с ЛВС и Интернет). Основные задачи деятельности методического кабинета включают в себя методическое сопровождение внедрения информационных технологий в образовательный процесс, создание электронного банка обобщенного педагогического опыта по различным педагогическим проблемам и распространение наиболее интересного опыта работы учителей школы среди коллег, создание системы диагностики и мониторинга учебно-воспитательного процесса, создание электронного банка информации, необходимой в процессе управления школой (нормативные документы, приказы, распоряжения, базы данных по кадрам, учащимся, родителям, результатам учебно-воспитательной
работы, учебно-методической и художественной литературе, учебным видео- и аудиоматериалам, компьютерным программам, оборудованию и методическому обеспечению учебных кабинетов), создание фотоотчетов открытых уроков, внеклассных мероприятий, создание электронной версии школьной газеты и журнала «Перекресток», создание электронной версии информационно-методического сборника «Гимназический ИМиДЖ». На основе программы «Библиотекарь 2.0» (авторская программа электронной библиотеки гимназии) и программы «MARKSGL» строит свою работу АРМ библиотекаря. Библиотека обеспечивает компьютерную каталогизацию и обработку информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей, электронных носителей и пр.). Технически это место обеспечено компьютером, принтером, сканером штрих-кодов, ксероксом. Технические характеристики и программное обеспечение рабочих станций для самостоятельной работы учащихся и учителей (АРМ читателя) позволяют получать доступ к работе с CD, DVD-ресурсами. Компьютер с записывающим CD-устройством позволяет осуществить записи на компакт-диски. Наличие сетевого лазерного принтера, принимающего задания со всех рабочих станций медиатеки, позволяет выполнять распечатку интересующей информации. Медиатека гимназии содержит базу данных учебных и методических материалов, включает в себя книжный фонд, фонд учебников, абонемент, места для индивидуальных занятий с книгой (читальный зал), фонд нетрадиционных информационных носителей и места для индивидуальных и групповых занятий с ними. Медиатека содержит также большое количество информационных ресурсов в помощь учащемуся и родителю - учебные программы, электронные учебники, таблицы, энциклопедии, словари, архив учебных презентаций. Популярностью пользуется электронный журнал гимназии, к который доступен на сайте гимназии eljur.ru. Информацию можно пополнить и с помощью электронной почты [email protected]. В центре обслуживания школьного сайта установлены компьютер (с ЛВС и Интернет), принтер, сканер, цифровой фотоаппарат. В информационном центре - плазменный информационный экран, DVD-проигрыватель, ноутбук, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат. Информационный центр предназначен для расширения информационнообразовательной среды гимназии. На мониторе информационного центра размещается следующая информация: Ежедневное приветствие всех участников образовательного процесса; цитата дня; школьные новости (объявления, поздравления); материал, связанный с историей нашей страны, важными событиями, знаменательными и памятными датами; познавательный материал, каса-
Ф
56
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Ф
$
Мастер - класс
ющийся всех сфер деятельности (наука, музыка, искусство и многое другое); презентации классов: рассказ о мероприятиях, которые были проведены в классе в течение прошедшего месяца. Информационный центр выполняет также функцию школьного телевидения (школьная видеостудия). С помощью установленной в минитипографии техники (компьютера, МФУ, брошюровщиков, резака, скоросшивателя, ламинатора) производятся выпуски информационных сборников, школьной газеты, издания литературного клуба «Лира», сборников методических публикаций, а также материалы для оформление гимназии.
Цифровая зона дополнительного образования (с ЛВС и Интернет) включает музыкально-компьютерный центр (к услугам предоставляется синтезатор, проводные и радио- микрофоны, музыкальный центр, микшер, ноутбук, компьютер, мультимедиапроектор, переносной экран, цифровая фото- и видеокамера), где можно создавать, редактировать музыкальные файлы, озвучивать внеклассные мероприятия, а также видеомонтажную мастерскую, виртуальный школьный музей (находится в процессе создания) и электронную школьную газету (размещается на сайте гимназии и на информационном стенде).
Цифровая зона социальной службы (с ЛВС и Интернет) включает в себя автоматизированные рабочие места психолога, врача, социального педагога и классного руководителя. Данная социальная служба осуществляет психодиагностику, мониторинг физического развития и состояния здоровья обучающихся в гимназии, собирает информацию и анализируют данные по возникающим проблемам, решает вопросы организации питания обучающихся и оздоровительных мероприятий. Создается база данных детей с ограниченными возможностями в здоровье, детей-сирот и детей, находящихся под опекой, детей из категории многодетных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цифровая административная зона (с ЛВС и Интернет) включает в себя автоматизированные рабочие места директора (ноутбук), заместителя директора (компьютер, принтер, МФУ), секрета-ря-делопроизводителя (компьютер, принтер, МФУ, факс), а также сервер с базой данных гимназии с автоматизированной информационно-аналитической системой и локальной сетью, объединяющей административные компьютеры. Взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса в гимназии осуществляется с помощью локальной сети, с каждого персонального компьютера обеспечен выход в Интернет. Сайты Удельнинской гимназии и методического центра «Раменский дом учителя» постоянно пополняются различными информационными и педагогическими материалами, обеспечи-
вается бесперебойная работа электронной почты. Создание рабочих мест педагогических работников гимназии, объединенных внутренней локальной сетью и имеющих выход в Интернет, можно считать основой для дальнейшего формирования и развития электронной системы управления Удельнинской гимназии.
Электронные системы в цифровой школе
Модель цифровой школы предполагает использование типовых программно-технических комплексов на базе серверного и компьютерного оборудования и специализированных программных продуктов. В гимназии созданы эффективные электронные системы взаимодействия и распределения функциональных обязанностей между всеми участниками образовательного процесса - электронная система управления, электронный мониторинг качества образования, электронный журнал, электронная библиотека и skype-технологии.
Электронная система управления. Расширение информационного пространства образовательного учреждения является генеральной целью руководства гимназии. Разработан план ее реализации, включающий в себя установку АРМ, предназначенных для различных категорий работников образовательного учреждения (учителей, учащихся, администрации, библиотекаря, психолога, социального педагога, медицинского работника), поддержку работы локальной вычислительной сети, охватывающей основное здание гимназии и здание начальной школы, автоматизацию документооборота гимназии, создание доступного механизма обмена данными, информацией об организации и ходе учебно-воспитательной работы для всех групп участников образовательного процесса - учащихся, родителей, преподавателей, служб сопровождения (психологической, социальной, медицинской), администрации школы, автоматизацию основных и вспомогательных информационных процессов, «безбумажное» общение между участниками образовательного процесса, информационное взаимодействие по каналам телекоммуникации, использование современных систем обработки, тиражирования, анализа, структурирования и хранения информации, ведение базы данных, в том числе базы данных дистанционного доступа, обмен информацией между базами данных, совершенствование управления учебным заведением, а также учебным процессом и научной работой, оптимизацию движения информационных потоков между школой и органами управления образованием, обмен информацией с автоматизированных рабочих мест между администрацией, педагогами и другими сотрудниками учебного заведения. Автоматизация данных процессов позволяет расширить
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
57
$
ту
Маетер-класс
Ф
Ф
иафармт-еонноо поавдлятрснят-iнуправненче-ских решений, у заместителя директора и учителей сокращается время на сбор информации для составления отчетов. Качество образовательного процесса обеспечивается и в результате внедрения передового опыта и обмена им между учителями. Нами был создан универсальный, доступный механизм обмена информацией об организации и ходе учебной-воспитательной работы для всех групп заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса - учащихся, родителей, учителей, служб сопровождения (психологической, социальной, медицинской), администрации гимназии и др.). Электронная система управления позволила создать новую цифровую зону «Электронная учительская». Для этого нами было обновлено управление системой образования с целью формирования структуры информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления, внедрены усовершенствования системы мониторинга и оценки качества образования, внутришкольного контроля, использован потенциал ИКТ для обеспечения учебной, информационной и управленческой деятельности [4], проведены работы по повышению
OIK-уом-етенлУИ вола пеуаглуовнруковооолелей, созданию цифровых образовательных и учебнометодических материалов, цифровых материалов в помощь учителю (диагностические материалы, экзаменационный материал и т.д.) и цифровых версий школьной документации и цифровых мониторинговых программ.
Обеспечено регулирование всеми информационными потоками за счет автоматизации документооборота и создания автоматизированной административной зоны (директор, заместители директора, секретарь), которая обеспечивает сбор и хранение самой разнообразной информации об учебно-воспитательном процессе, а также параллельный ввод персонально-ориентированных заданий и поручений всем сотрудникам гимназии. Рабочее место администратора оснащено лицензионным программным комплексом 1С: «Управление школой», который предназначен для автоматизации процесса управления общеобразовательным учреждением. Комплекс предоставляет возможности систематизации данных о сотрудниках и учащихся, автоматизации вопросов планирования и организации учебного процесса, управления административно-финансовой и хозяйственной деятельностью, автоматизации
58
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Ф
$
Мастер - класс
библиотечной деятельности и организации учета питания.
Электронная система мониторинга качества образования. Важную роль в диагностике и мониторинге качества обучения сегодня играют компьютерные технологии, которые помогают быстро собрать и обработать информацию для планирования и организации образовательного процесса. Поэтому одним из ведущих направлений в работе по созданию школьной системы оценки качества образования является поиск, подбор или самостоятельная разработка мониторинговых и диагностических методик, обеспеченных компьютерными программами. В Удельнинской гимназии эффективно используются уже не один год такие компьютерные программы, как электронное приложение к программе по математике в начальной школе Л. Г. Петерсон, система интерактивного опроса VERDICT, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass (введена с января 2012 года), система тестирования, автоматизированное рабочее место библиотекаря, автоматизированное рабочее место учителя, автоматизированное рабочее место администратора, электронный школьный журнал, электронное портфолио учителя, электронное портфолио ученика, программа Skype. Одним из главных инструментов электронного мониторинга качества образования, с помощью которого в гимназии осуществляется обработка и хранение информации, сегодня является пакет мониторинговых карт исследования качества образования в рамках внутришкольного контроля. В 2010-11 учебном году разработан электронный вариант мониторинговых карт, созданных нами в редакторе Ехсе1, которые размещены на сервере локальной сети гимназии. Педагоги, классные руководители и другие сотрудники гимназии заполняют их в конце каждой четверти в электронном виде, что дает администрации и заведующим предметными кафедрами возможность иметь оперативную и легкодоступную информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса по всем основным направлениям мониторинга учебновоспитательной и методической работы гимназии: качества знаний по предмету; уровня обученности по предмету; успеваемости по предметам учебного плана; работы с одаренными детьми; занятий со слабоуспевающими детьми; успеваемости; посещаемости учебных занятий; состояния здоровья обучающихся; прохождения учебных программ; использования ИКТ, ЭОР, аудио-видео средств и медиаресурсов в учебном процессе; эффективности использования современного оборудования в учебном процессе; участия в работе районных, областных методических семинаров; организации внеклассной работы по предмету; распространения собственного педагогического опыта; по самообразованию и взаимопосещаемости уроков; воспита-
тельной деятельности классного руководителя; состояния и качества функционирования гимназией; педагогических кадров; ресурсного обеспечения; изменений в образовательном процессе. Вся диагностическая информация доступна всем участникам учебного процесса. На сервере гимназии имеются папки-накопители, где собран весь материал мониторинга гимназии. Система электронного мониторинга качества образования в гимназии дает возможность быстро собрать и обработать обширную информацию и оперативно решать проблемы, связанные с управлением образовательным процессом. Данные мониторинга качества образования используются педагогическим коллективом при разработке Образовательной программы и Программы развития Удельнинской гимназии, составлении учебного плана и постановки задач учебно-воспитательной работы на каждый год. Накопленный опыт работы гимназии в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических и мониторинговых исследований определяют, насколько эффективны педагогические средства, реализуемые в управлении учебновоспитательным процессом нашего образовательного учреждения. Некоторые карты обеспечены автоматической функцией построения графиков. Это очень удобно не только для администрации, но и для учителей при подготовке к аттестации, так как вся информация о результативности учебно-воспитательного процесса сосредоточена в одном месте и доступна для каждого члена педагогического коллектива. Этот инструмент мониторинга качества образования в некоторых случаях нам кажется эффективнее, чем появившиеся в последнее готовые программные продукты, т.к. разработанные нами мониторинговые карты более полные, приспособлены к нашим условиям, а самое главное, мы можем изменять параметры по мере необходимости, в то время как готовые формы требуют постоянного обращения к разработчику.
Электронный журнал. Внедрение электронного журнала в работу началось в гимназии в 2010 году. Был изучен рынок программных продуктов и выбран «Электронный журнал школы» - Web-site: eljur.ru. Особенно расположила нас в данном варианте многофункциональность, а главное, готовность разработчиков приспосабливать свой программный продукт к особенностям конкретного образовательного учреждения, разрабатывать необходимые нам формы отчетов и вводить дополнительную статистику. Преимущества использования данной программы заключаются в доступности журнала (в любое врем, в любом месте, где есть интернет), удобном автоматизированном контроле за успеваемостью, возможности контроля за количеством и качеством выставляемых оценок, представлении расчетных показателей (средней оценки,% успевающих, и т.д.), автоматическое составление от-
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
59
$
ф
Мастер - класс
Ф
четов (включающих успеваемость, рейтинги классов, индивидуальный рейтинг каждого учащегося, посещаемость и причины пропусков), возможности снабжать учащихся домашними заданиями и дополнительными материалами (файлами, презентациями), возможности проводить опросы и тестирование, оповещать родителей о различных мероприятиях и изменениях в режиме работы гимназии. Электронный журнал получил высокую оценку родителей, которые выразили желание ввести его во всех классах гимназии. У журнала много возможностей, одна из них - возможность совмещать в одном лице разные функции - учителя, заместителя директора, классного руководителя, психолога, родителя. Заместитель директора по УВР может получить в журнале следующую информацию: статистика по учителям и отметкам; статистика по родителям и ученикам; отчетность: контроль за отметками в журнале; выполнение рабочих программ и нормирование домашней работы; показатели успеваемости, анализ результатов успеваемости; аналитика: графики и диаграммы, распечатка отчетов; анализ посещаемости и причин пропусков уроков по всем классам; информирование всех участников учебно-воспитательного процесса об изменениях в работе гимназии. Родители являются пользователями электронного журнала и дают высокую ему оценку, потому что оперативно получают информацию об оценках своих детей, получают сообщения о пропусках занятий, могут напрямую связаться с учителем через переписку, выказать не только слова благодарности, но и замечания. Такая оперативная связь дисциплинирует всех участников учебного процесса. Пользователи электронного журнала (родители) знают, какие темы пропущены по болезни и какие домашние задания необходимо выполнить, получают дополнительный материал в виде контрольных работ, планирования, другого раздаточного материала, видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки. Электронный журнал стал одним из универсальных инструментов создания информационно-образовательной среды гимназии, который отвечает требованиям дистанцион-ности, мобильности, интерактивности.
Электронная библиотека. Большие изменения произошли и в библиотеке гимназии. В гимназии внедрены цифровые читательские билеты и компьютерная база библиотечного фонда. Учителями информатики разработана и внедрена авторская программа «Библиотекарь 2.0». Возможности данной программы таковы: создание электронного каталога; осуществление быстрого поиска документов в электронном каталоге; печать библиографического описания найденного издания; автоматизация процессов приема и выдачи учебной литературы; анализ - по заданным параметрам - читательских формуляров; уточнение адреса нахождения конкретной книги; определение адресата каждого документа; статистика; бухгалтерские операции. Библиотека подключена к локальной
сети гимназии. Дополнительно установлена автоматизированная библиотечная программа «MARKSGL», с помощью которой создается электронный каталог художественного фонда библиотеки. Мы участвуем в совместном проекте ИСМО РАО и ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» «Школьная библиотека-XXI века». На базе библиотеки нашей гимназии строится модель использования оцифрованного фонда.
Skype-технологии. Первоначально Skype-технологии в гимназии использовались, чтобы связать структурные подразделения гимназии для быстрого принятия управленческого решения и для проведения селекторных совещаний. Затем данную технологию мы стали применять для организации дистанционного обучения учащихся, находящихся на продолжительном лечении или обучающихся на дому по состоянию здоровья (карантин и пр.) и для консультирования экстернов. Дистанционное обучение - современная технология, которая сегодня удачно вписалась в школьные будни. Это качественно новый и прогрессивный вид обучения, базирующийся на современных технологиях и средствах коммуникации (телевидение, видео- и аудиосредства обучения, компьютерные глобальные и локальные сети). В гимназии дистанционное обучение реализуется по двум направлениям: -обучение детей-инвалидов и детей, находящихся на продолжительном лечении, и консультирование экстернов. Образовательный процесс осуществляется с помощью материалов учебных курсов, загруженных через Интернет (в гимназии имеется обширная медиатека), через общение с учителем-тьютором посредством электронных средств связи (почтовые системы, чаты, Skype). Из перечисленных форм работы с экстернами мы остановили свой выбор на Skype-технологии. Нас привлекли такие её особенности, как интерактивность, индивидуализация обучения, оптимизация познавательной деятельности, вариативность использования, креативный и телекоммуникативный характер технологии, который усиливает мотивацию к процессу обучения. В гимназии создана многофункциональная студия, где и проходят дистанционные консультации экстернов. Для их проведения мы используем компьютер с выходом в Интернет (скорость 4-6 мегабит в секунду), веб-камеру, гарнитуру (микрофон) и динамики, графический планшет со стилусом. Экстерны и их родители имеют возможность отслеживать освоение программ учебных курсов в реальном времени через электронный классный журнал. Для этого им необходимо только получить в данном журнале регистрацию в качестве «учащихся». Наработанный опыт применения Skype-технологии при консультировании экстернов позволяет нам говорить о перспективах и эффективности применения данной технологии. Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим смыслом. Тьютор Удельнинской гимназии организует личную
Ф
60
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Ф
ф
Мастер - класс
Ф
продуктивную деятельность учащихся с помощью информационных технологий, которые обеспечивают интерактивность и продуктивность взаимодействия субъектов образовательного процесса. Обучение происходит синхронно через видеосвязь как элемент Skype-технологии, которая позволяет создавать условий для успешного обучении каждого учащегося, независимо от его интеллектуальных или физических возможностей, обеспечить открытость образовательного процесса для всех его участников. Большинство кабинетов гимназии мы планируем оснастить оборудованием, необходимым для эффективного применения Skype-технологии.
Ресурсный центр гимназии является основой информационного поля сетевого взаимодействия. Реализация проекта по созданию Единой информационной образовательной среды гимназии (2004-2008 гг.) предполагала решение таких специфических управленческих задач, как развитие инфраструктуры гимназии, внедрение электронных образовательных ресурсов, вхождение в сетевое взаимодействие. Результатом этой работы стало создание на базе гимназии ресурсного муниципального центра по физике. Муниципальный ресурсный центр по физике предназначен для оказания информационно-методической поддержки, консультаций руководителей школ и учителей по современному оборудованию, его особенностям, использованию экспериментальных технологий в учебном процессе, для информационной и методической поддержки образовательного процесса по реализуемым содержательным направлениям (оценка экспериментальных умений по физике выпускников при государственной аттестации в форме ЕГЭ по технологии муниципальных диагностических центров), для сетевого взаимодействия в рамках профильного обучения на старшей ступени, для модернизации учебных кабинетов естественнонаучного цикла [5], для организации инновационной деятельности гимназии, для внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, для поддержки внутришкольной система оценки качества образования и для информатизация образовательного процесса. Начиная с 2004 года, мы проводим полную модернизацию кабинетов физики, химии, биологии, обеспечиваем внедрение в учебный процесс данных предметов инновационных технологий экспериментального исследования, разрабатываем, апробируем и внедряем комплекты «ЕГЭ-лаборатория» и «ГИА-лаборатория» на федеральном уровне [14]. Надо отметить, что наша гимназия была определена базовой школой данного экспериментального исследования. Ресурсный центр на базе кабинета физики Удельнинской гимназии разрабатывался и создавался в рамках двух инновационных проектов федерального уровня, в которых гимназия участвовала в период с 2004 по 2009 г. Первый проект. «Оценка экспериментальных умений по
физике выпускников при государственной аттестации в форме ЕГЭ по технологии муниципальных диагностических центров (МДЦ)» имел цель апробировать муниципальный уровень системы проверки экспериментальных умений выпускников по физике и химии [9]. Второй проект «Современный кабинет физики» проводился совместно с лабораторией физического образования Института содержания и методов обучения (ИСМО) Российской Академии Образования и имел в качестве цели создание базового кабинета физики как одного из важных элементов муниципального механизма обновления кабинетов физики в соответствии с современными требованиями. Одна из функций базового кабинета физики - функция муниципального диагностического центра (МДЦ). Концепция и апробация кабинета физики в Удельнинской гимназии в качестве МДЦ была разработана и апробирована в ходе 5-ти этапов совместного исследования Комитета по образованию и Федерального института педагогических измерений. В ходе реализации первого проекта разработаны способы конструирования экспериментальных заданий, позволяющих определить уровень освоения экспериментального метода познания в соответствии с общепринятыми в ЕГЭ уровнями, базовым, повышенным и высоким, разработана технология составления поэлементного трехуровнего анализа и подготовлены методические материалы по обучению учителей технологии поэлементного анализа выполнения работ.
Восстановление экспериментальных основ изучения естественных наук
В процессе разработки муниципальных механизмов обновления материальной базы естественнонаучных кабинетов восстанавливались экспериментальные основы изучения этих предметов. Создание и апробация типового кабинета физики нового поколения с принципиально новой рабочей зоной ученика обеспечивает реализацию деятельностного подхода изучения физики на основе прямого доступа учащихся к лабораторному оборудованию, а рабочая зона учителя позволяет использовать экспериментальные технологии обучения на базе аналогового, цифрового оборудования. Впервые разработано рабочее место ученика с непосредственным доступом к набору фронтального оборудования. Впервые дано комплексное решение эргономических проблем организации рабочей зоны учителя. Обеспечены оптимальные условия для проведения демонстрационного эксперимента с использованием всех компонентов оборудования. Результаты деятельности экспериментальной площадки обсуждались на выездном совместном заседании лаборатории физического образования ИСМО РАО, ФИПИ (2009 г.) Участниками заседания был проведен анализ оборудования, поставляемого в школы в рамках приори-
Ф
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
61
Ф
$
Мастер - класс
тетного национального проекта «Образование», проанализированы новые направления развития методики физики вообще и учебного физического эксперимента в частности, обсуждены вопросы демонстрационного эксперимента (наблюдение явлений, формирование понятий, исследование законов), особенностей современного оборудования (компьютерные и цифровые средства измерения), способов представления эксперимента в учебнике физики, моделей урока с использованием демонстрационного и фронтального экспериментов, технологий проверки экспериментальных умений выпускников средней школы при государственной итоговой аттестации на базе муниципальных диагностических центров, организации лабораторного практикума, особенностей обучения будущих учителей физики и последипломного повышения квалификации в условиях изменения системы оборудования кабинета физики. По итогам обсуждения были одобрены общие подходы к обновлению кабинета физики гимназии, проводимые Российским научно-производственным объединением «Росучприбор» на основе оптимального сочетания компьютерных, цифровых и аналоговых средств наблюдения физических явлений, измерения физических величин и исследования процессов и законов, комплектно-тематического принципа формирования демонстрационного и лабораторного оборудования. Результаты деятельности экспериментальной площадки гимназии были представлены на марафонах (2008, 2009, 2010 и 2011 гг.) учебных предметов издательского дома «Первое сентября». Полученные результаты используются в г. Москве (СОШ № 777), в г. Ярославле (СОШ № 89). Кабинет физики Удельнинской гимназии -дипломант ВВЦ (награжден серебряной медалью). Кабинет посещали посол Черногории в России, представители французских и китайских разработчиков учебной техники. В 2009 г. реализован инновационный практико-ориентированный проект «Фронтальная лабораторная работа как исследование в условиях типового кабинета физики нового поколения». На основе опыта работы МДЦ Удельнинской гимназии подготовлена пятая лекция дистанционных курсов, проводимых приложением «Физика» к газете «Первое сентября» (№ 21/09 2009 г.). Для методического объединения учителей физики Раменского района был разработан специальный дидактический материал с CD-приложением «Фронтальный эксперимент в основной школе» (август, 2010). Данное методическое пособие в своей практике используют и учителя физики отдельных школ Московской области, г. Москвы, г. Ярославля. На базе кабинета физики гимназии в течение трех последних лет проводятся семинары-практикумы для учителей по обучению технологии проведения лабораторных работ
в форме исследования. В ноябре 2010 года учитель физики гимназии Н. В. Андреева представила на научно-практическом форуме работников экспериментальных площадок РАО стендовый доклад «Муниципальная сеть кабинетов физики нового поколения - основа модернизации естественнонаучного образования в России». Опыт Удельнин-ской гимназии по разработке новой технологии фронтального эксперимента был представлен на секции «Школьные исследовательские технологии» Всероссийской конференции» в Нижнем Новгороде (март, 2011) национальной инициативы «Наша новая школа» Тезисы доклада опубликованы на сайте http://newschool.unn.ru/. В 2010 г. гимназия участвовала в совместном практикоориентированном исследовании гимназии г. Ра-менское и Удельнинской гимназии по проблеме использования межпредметных ресурсов в рамках Стандартов второго поколения. В качестве области экспериментального исследования определены предметы физика и химия как важнейшие естественнонаучные дисциплины. Удельнинская гимназия является победителем Всероссийского конкурса Федерального института педагогических измерений 2011 г. на лучшие перспективные инновационные модели заданий, проверяющих сфор-мированность экспериментальных умений для измерительных материалов (с использованием цифровых, аналоговых и компьютерных систем) государственной итоговой аттестации учащихся за курс основной школы.
О гимназии
В гимназии обучается 859 обучающихся в 33 классах-комплектах. В учреждении реализуются программы с углубленным изучением математики, иностранного языка, на старшей ступени профильное обучение - физико-математические и филологические классы. С 5-го класса изучается второй иностранный язык как обязательный и информатика. Также реализуются расширенные программы по математике, русскому языку, информатике, что обеспечивает универсальность гимназического образования - изучение языков в широком смысле слова. Обучающиеся 1, 2 и 4 классов обучаются по развивающей системе «Начальная школа XXI века», 3-х классов - по УМК «Гармония», 1 и 2-е классы перешли на ФГОС. В начальной школе у классов своя специализация: хоровые, оркестровые и танцевальные классы. В гимназии работает 67 педагогических сотрудников, из них 53 учителя, 48 из которых имеют высшую и первую квалификационные категории, а 12 сотрудников удостоены званий «Отличник народного образования» и «Почетный работник общего образования РФ». Три человека имеют правительственные награды. Семнадцать учите-
62
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
$
Мастер - класс
лей гимназии являются победителями ПНП «Образование» федерального и регионального уровней. По результатам ЕГЭ на региональном уровне в 2012 году гимназия отмечена как учреждение, обеспечивающее высокий уровень подготовки выпускников. Удельнинская гимназия является активным и динамично развивающимся образовательным учреждением. Гимназия сотрудничает с ведущими российскими вузами: МТУ (МЭИ), МТУ им. Баумана, МИМ ЛИНК, ИСМО РАО, Федеральный институт педагогических измерений, НПО «Росучприбор», Педагогическая академия последипломного образования (ПАПО), Академия Социального управления (АСОУ), АПК и ПРО РФ. Гимназия является победителем приоритетного национального проекта «Образование» (2006 г.), является абсолютным победителем областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья» (2006 г.), лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» (2006 г.), серебряным медалистом ВВЦ за внедрение инновационного проекта «Современные кабинеты физики и химии как результат модернизации кабинетов естественнонаучного цикла» (2007 г.), победителем Всероссийского конкурса по направлению «Физика» на лучшие перспективные инновационные модели заданий, проверяющих сформированность экспериментальных умений для измерительных материалов при государственной итоговой аттестации учащихся за курс основной школы (2011 г.), победителем регионального конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих и реализующих инновационные программы (2012 г.).
Литература
1. Арефьева Т. А., Токарева Е. В. Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.- № 5.
2. Барменкова О. И., Кочергина А. Б. Обучение иностранным языкам в гимназии в условиях внедрения ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе.-2012.- № 3.
3. Блинкова Л. В. и др. Педагогическая мастерская гимназии. // Инновационные проекты и программы в образова-нии-2009.-№ 2.
4. Зворыгина Л. Ю., Давыдова Н. Н., Штейнберг О. Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 3
5. Иванова О. В. Внедрение проблемно-модульной технологии в образовательное пространство Гимназии на уроках биологии в 9-11 классах // Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 4.
6. Кочухова И. М. Использование цифровых образовательных ресурсов во внеклассной работе по математике. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 3.
7. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2008.-№ 1, № 2
8. Никитина Е. Ю., Тихонова А. Л. Проблематизация учебного материала в проектировании цифровых ресурсов иноязычного образования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 4, № 5
9. Свиридова Е. М. Проектирование нестандартного урока физики // Эксперимент и инновации в школе.— 2009-№ 5
10. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.-№ 1.
11. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 4.
12. Сиденко Е. А., Хачатрян Н. Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.
13. Трубина С. М. Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 4.
14. Ярославцева Е. Н. Разработка модели системы оценки качества образования, стимулирующей развитие современной гимназии в инновационном режиме. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.-№ 5.
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
63
$