УДК 373.24.016:811.111
О. В. Пустовойтова (Магнитогорск, Россия)
ОСВОЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлен анализ эффективности организации проектной деятельности в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку. Рассматриваются теоретические концепции таких авторов, как Л. А. Даутова, Ю. В. Митруков, Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко, которые обосновывают необходимость начала изучения иностранного языка в дошкольном возрасте, аргументируя это тем, что сознание ребенка еще не отягощено речевыми штампами и он может свободно запоминать слова из других языков. За раннее освоение иностранного языка выступают такие исследователи, как Е. Н. Землянская, М. Б. Елисеева, А. А. Залевская, обосновывая свою позицию тем, что современная образовательная система реализуется на основе принципа преемственности и непрерывности образования. Ребенок, получив первичные фонетические, грамматические и синтаксические знания о неродном языке в дошкольном возрасте, будет более успешно его осваивать на уровне начального общего образования. Однако, как показывает практика, традиционная методика обучения иностранным языкам не всегда эффективна. Все большую популярность в этой связи получает метод проектов, который в педагогической науке рассматривается как наиболее эффективная технология. На примере занятий, объединенных в четыре блока «Цвета», «Животные», «Этот загадочный космос», «Город» доказывается эффективность организации в учреждениях дошкольного образования проектной деятельности детей по сравнению с традиционными формами организации занятий по английскому языку для детей. Результаты обследования дошкольников по завершении эксперимента показали, что повысился уровень их фонетической, грамматической и синтаксической грамотности, а также возросла мотивационная готовность к изучению английского языка. Мотивация к познанию - необходимый компонент изучения культуры и речи неродного языка. Не менее важным является тот факт, что кроме формирования мотивационной составляющей у детей также развиваются творческие и интеллектуальные способности, умение планировать свою работу и достигать поставленной цели.
Ключевые слова: изучение английского языка, проектная деятельность, проектирование, продукт проектной деятельности, образовательная среда.
Проектная деятельность как один из эффективных и инновационных видов образовательной деятельности обучающихся занимает сегодня прочную позицию в системе современного образования. Как показывает практика, проектная деятельность способствует развитию у обучающихся интеллектуальных способностей и расширению кругозора, формированию логического и образного мышления, а также становлению таких личностных качеств, как ответственность, трудолюбие, умение слушать и прислушиваться, работать в команде.
В качестве категорий в теории проектной деятельности выступают связанные между собой понятия «проект», «проектирование» и «метод проектов». По К. М. Кантору, проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, так как именно через проект «в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию» [6]. По мысли Е. И. Исаева, проекты, являясь результатом проектирования, направлены на изменение наличного положения дел. Проектирование же по содержанию представляет собой процесс преобразования уже существующих объектов в новую форму [5]. В этом утверждении Е. И. Исаев представляет позицию, согласно которой проектирование является движущим механизмом подлинно развивающего образования, ибо «предметом проектирования и является создание условий для развития системы образования в целом, ее перехода из одного состояния в другое» [5]. «Метод проектов, по определению Е.С. Полат, - это определенная совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и "презентировать" эти результаты в виде конкретного продукта деятельности. Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [9].
В последнее время проектная деятельность стала активно использоваться на занятиях по иностранному языку, в том числе при обучении детей дошкольного возраста английскому. Такие исследователи, как Л. А. Даутова [1], Ю. В. Митрукова [10], З. Н. Никитенко [11] и другие полагают, что процесс освоения детьми иностранного языка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Так, А. Н. Кононова считает, что ребенок старшего дошкольного возраста еще не обременен сложившимися речевыми штампами и клише, ему легче выстраивать синтаксические конструкции, что, без-
условно, способствует активному включению дошкольника в диалог на неродном языке, успешной адаптации в новой информационной среде [7]. Положительным моментом является тот факт, что в дошкольном возрасте ребенок умеет активно подражать, а память свободно фиксирует новые слова на иностранном языке. В процессе знакомства с иноязычной фонетикой артикуляционный аппарат ребенка эффективно развивается, что в свою очередь способствует быстрому усвоению и родного языка.
Одним из аргументов в пользу раннего освоения английского языка является утверждение о том, что такого рода занятия в дошкольной образовательной организации, в том числе с использованием инновационных коммуникационных технологий обучения, являются подготовительным этапом иноязычного образования и позволяют дошкольникам в устной форме представлять на иностранном языке не только зарубежную, но и родную культуру. По мнению М. Б. Елисеевой [2] и Е. Н. Землянской [4], изучение английского языка на уровне дошкольного образования будет способствовать более успешному освоению курса на уровне начального образования.
Однако популярность идеи об освоении английского языка детьми дошкольного возраста ставит перед педагогами разные проблемы, в частности поиск эффективных методов обучения неродному языку, позволяющих естественным образом переводить знания ребенка из непроизвольных в произвольные. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях апробируется метод проектов как одна из продуктивных технологий организации проектной деятельности дошкольников.
При организации проектной деятельности детей дошкольного возраста мы учитываем содержание таких активно использующихся в педагогике понятий, как проект, метод проектов и проектирование. Так, Н. Ю. Пахомова метод учебного проекта определяет как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ их взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели [12]. Включение детей в проектную деятельность способствует, по ее мнению, систематизации и упорядочиванию их знаний. Образовательный процесс благодаря этому проходит в ситуации сотрудничества детей и взрослых, где ребенок занимает субъектную позицию. Отсюда можно сделать вывод, что одной из ведущих функцией педагога, организующего проектную деятельность детей, является проектирование соответствующего образовательного процесса.
По К. В. Корниловой, проектирование - это целенаправленная деятельность по созданию проекта. В качестве объекта проектирования в системе образования выступает определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа [8]. В нашей работе объектом проектирования выступает образовательная среда дошкольной образовательной организации (далее ДОО), способствующая эффективному освоению детьми дошкольного возраста английского языка с помощью проектной деятельности. При этом мы опираемся на логическую схему мыслительной деятельности педагога, которая, согласно позиции Е. Жидковой, предполагает следующие действия: определение перспективной цели развития детей; определение задач на более близкую перспективу с учетом конкретных условий развития ребенка; моделирование деятельности с обоснованием необходимых условий, средств, способов достижения цели; обдумывание вариантов возможных затруднений дошкольников и в связи с этим изменение стратегии и тактики проведения занятий с использованием метода проектов [3].
Включаясь в проектную деятельность при изучении английского языка, дети дошкольного возраста знакомятся с детской субкультурой страны изучаемого языка, активно участвуют в проведении англоязычных праздников, в соответствующем оформлении интерьера детского сада, одним из элементов которого является организованная в группе библиотечная зона с книгами английских писателей.
Эффективность использования проектной деятельности при обучении английскому языку проверена в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 149» г. Магнитогорска педагогом старшей группы. В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи: подобрана диагностическая методика, которая позволила установить уровень владения иностранным языком у детей старшего дошкольного возраста, которые осваивали английский язык по традиционной методике; разработано содержание занятий по обучению английскому языку дошкольников 6-7 лет посредством проектной деятельности.
На начальном этапе посредством метода беседы обеспечивается адаптация детей, с одной стороны, к условиям диагностического обследования, а с другой стороны, к контакту со взрослым. После того, как контакт с ребенком установлен, организуется основной этап диагностического обследования с использованием педагогического инструментария, соответствующего возрасту детей. Это:
беседа, опрос, тренинг, командная работа и поисковая деятельность. При этом педагог формулирует и задает вопросы, оценивает ответы детей; разъясняет непонятные им моменты.
Прежде всего устанавливается мотивационная готовность дошкольников к освоению английского языка, под которой понимается психологическая готовность ребенка к обучению, выражающаяся в ключевом слове «хочу». Важная составляющая в процессе обучения - это состояние комфорта детей в процессе обучения. Если ребенок противится обучению, следует выявить причину и изменить подход, чтобы повысить интерес к занятиям. Этому способствует организация занятий по изучению иностранного языка в ДОО, которые должны быть яркими, информативно насыщенными, разнообразными по целям, по применению новейших технических средств.
Одной их эффективных форм, позволяющей получить информацию о знаниях детей, является круглый стол, в ходе проведения которого воспитатель выясняет, что знают дети о родной стране и языке из их ответов на соответствующие вопросы: «В какой стране мы живем?», «На каком языке ты разговариваешь с мамой, с друзьями?». Затем устанавливаются знания детей о других странах и языках, на которых там говорят. Например, «В какой стране родился Винни-Пух, Микки-Маус?»; «Как ты думаешь, на каком языке они разговаривают?». При этом, если ребенок затрудняется в ответе на вопрос, то воспитатель ему помогает. Таким образом, определяется наличие у ребенка желания научиться говорить на этом языке.
По результатам диагностического исследования выявлено, что 30 % дошкольников имеют высокую мотивационную готовность к изучению английского языка, которая выражается в четких и логичных вопросах по теме, в стремлении по собственному желанию, без указаний и требований воспитателя принять участие в обсуждении вопросов, дополнить и исправить ответы. У 50 % дошкольников отмечается низкая мотивационная готовность, проявляющаяся в безразличии к заданию, в рассеянности, в отсутствии потребность научиться говорить на иностранном языке.
Для формирования у детей мотивационной готовности к освоению иностранного языка педагог искусственно создает языковую среду по образу и подобию естественной с помощью различных средств обучения: слушание детьми аудиокниг на английском языке, чтение книг педагогом в оригинальной версии, пространственное оформление помещения в соответствии с тематикой занятия, рассматривание картинок с героями из англоязычных сказок и мультфильмов и др.
Уровень владения дошкольниками английским языком оценивается по критериям: говорение, аудирование и лексика. По результатам обследования выявлено, что 20 % дошкольников показывают высокий уровень владения иностранным языком, 50 % дошкольников - средний, и 30 % - низкий уровень. Всем испытуемым сложнее всего было выполнять лексические задания по причине ограниченного словарного запаса. Дошкольники со средним и низким уровнем затруднялись переводить задание на русский язык, не понимали адресованное к ним обращение. Дети со средним уровнем строили свое высказывание (монологическое, диалогическое) только после наводящих вопросов и подсказки педагога (либо опоры на текст), демонстрируя ограниченный объем лексики. Дети с низким уровнем владения иностранным языком показывали нечеткость произношения слов («съедали» окончания, заменяли звуки), не воспринимали услышанный текст, обращенную к ним речь.
С целью апробации проектного метода разработан план мероприятий, сформулированы задачи и намечен конечный продукт проектирования в процессе реализации плана, рассчитанного на четыре месяца - с сентября по декабрь, предполагается изучение четырех тем: «Цвета», «Животные», «Этот загадочный космос», «Город».
В течение четырех недель в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста проводилась работа по теме «Colors» (Цвета). С целью формирования у дошкольников коммуникативной компетенции педагог создает условия для включения их в активное общение, выступающего в качестве элемента игрового моделирования. На занятиях дети знакомятся с лексическим и грамматическим материалом «Страна Цветландия»: лексический материал - color, red, green, yellow, blue; грамматический материал«Hello! Isee...». «В гостях у радуги»: лексический материал - white, black, orange, violet, a rainbow; грамматический материал «What colorisit? Itis... ». «Цветик-семицветик»: лексический материал - brown, pink, light-blue, grey, a flower; грамматический материал«^ you like? I like». «Разноцветная игра»: лексический материал - color, a flower, a rainbow, red, green, yellow, blue, white, black, orange, violet, brown, pink, light-blue, grey; грамматический материал «My name is.What color is it?».
Завершающим этапом мероприятия становится продукт проектной деятельности в виде открытого показа родителям результатов образовательной деятельности детей по теме «Цветик-семицветик». При освоении данной темы одной их важных задач является стимулирование у детей интереса к изучению иностранного языка и развитие лингвистических способностей. Дошкольники
совместно с педагогом делают поделки человечков для дидактической игры «The color strips to house», «Magic seven-petalflower», играют в подвижную игру «Color Balloon» и на завершающем этапе с помощью педагога записывают сказку «Про разноцветного осьминога».
Для овладения и активизации английского словаря и развития навыков устной речи на иностранном языке дети включаются в дидактические игры «The colour strips to house», «What's missing?», а по итогам работы организуется выставка их рисунков по теме «Цветик-самоцветик».
На этапе обобщения знаний по теме «Colors» дети исполняют песню «The Rainbow Colors Song», играют в подвижную игру «Walking on the Rainbow». Продуктом проектной деятельности становится мероприятие - концерт для родителей «Happy Birthday, Alice!». Одним из значимых результатов проведенного мероприятия можно считать особый интерес к английскому языку, который проявился не только у детей, но и у их родителей.
В октябре, в течение трех недель изучается тема «Животные». С целью закрепления лексики по теме и речевых образцов, а также отработки произношения звуков и слов проводятся занятия: «Animals», «Domestic animals», «Wild animals» и завершающее открытое занятие для родителей по теме «Wild animals». Для закрепления положительной мотивации детей на изучение английского языка и полученных практических знаний и лексических умений, а также с целью выявления динамики их интереса к английскому языку проводится сравнительный анализ ответов детей на вопросы: «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Какая шуба теплее?». По итогам изучения темы «Животные» дети создают «Красную книгу». Для расширения их представлений о разнообразии детской литературы организуется чтение художественных таких произведений, как «Заяц-беляк» и «Лесная мозаика» В. Зотова, «Что за зверь» В. Чарушина, «Лесные шорохи» Н. Сладкова «Волк» Л. Толстого, «Как лиса зимует» А. Клыкова, «Жалобы зайки» и «Лиса Патрикеевна» К. Ушинского, «Звери наших лесов» Г. Снегирева, «Белые шубки» Н. Павловой (из книги «Четыре времени года»).
Наряду с этим проводится игра «Найди животное», «I see...», а продуктом проектной деятельности становится настольный театр, организованный детьми старшего дошкольного возраста для детей средней группы. В процессе представления дети называют животных как на русском, так и на английском языках.
В ноябре, в течение четырех недель, организуются занятия по теме «Этот загадочный космос», направленные на активизацию и закрепление речевых и лексических конструкций по темам «Цвета», «Счет». На занятиях по темам «Цветные планеты», «Большие и маленькие звезды», «Далекий космос» посредством включения детей в дидактические игры «Spyglass», «Whatismynumber?» и в сю-жетно-ролевую игра «A Telephone» стимулируется интерес детей к космосу, к космическим явлениям и профессии космонавта. Результаты викторины «Знаем ли мы законы природы?», в которой приняли участие и родители воспитанников, показывают наличие у детей определенного сформировавшегося представления о космосе, о солнечной системе (о планетах, о звездах, о солнце, луне и т. д.), а также позволяют констатировать установление дружеских взаимоотношений между участниками образовательного проесса и пробуждение у них способности к сопереживанию.
В декабре в течение четырех недель проводятся занятия по теме «Город». Дети знакомятся с новыми лексическими единицами: city, circus, theatre, hospital, shop, policeoffice, barbershop, zoo,big, little, а также повторяют слова, изученные в рамках темы «Цвета». Основной акцент при этом делается на развитие у дошкольников монологической речи: This is a theatre. This is a yellow theatre. And this is a singer. That is a circus. That is a green circus. And this is a clown. Проектным продуктом по результатам изучения данной темы становится создание панно «Город профессий» и его презентация.
По завершению четырехмесячной работы по включению дошкольников в проектную деятельность было проведено повторное обследование дошкольников на предмет динамики мотивационной готовности к освоению английского языка и выявления уровня лексических, грамматических и синтаксических знаний и умений. Как показывают результаты обследования, количество детей с высоким уровнем владения иностранным языком повысилось с 30 % до 45 %, а количество детей с низким уровнем - уменьшилось с 20 % до 10 %. Дошкольники при этом показывают следующие достижения: повышение лексического запаса, улучшение произношения, понимание обращенной к ним речи на иностранном языке; а также умения: планировать свои действия, удерживать стремление к достижению задуманного результата, выделять промежуточные цели. Кроме того, они обнаруживают стремление к развитию у себя способности к творческой деятельности. Все это доказывает повышение у них уровня мотивационной готовности, что проявляется в положительном эмоциональном настрое на общение и желании детей вступать в диалог.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даутова Л. А. Психолого-педагогические условия раннего обучения иностранному языку // Наука и мир. 2014. № 6. С. 42-45.
2. Елисеева М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста // Логопед в детском саду. 2016. № 1. С. 10-20.
3. Жидкова Е. Профессиограмма воспитателя // Дошкольное воспитание. 2016. № 11. С. 114-118.
4. Землянская Е. Н. Учебные проекты в развивающем образовании: методическое пособие. М. : МПГУ, 2017. 75 с.
5. Исаев Е. И. Проектирование психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 48-57.
6. Кантор К. М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84-96.
7. Кононова А. Ф. Детская англоязычная литература в раннем обучении иностранному языку (профессионально-направленный курс) : учебное пособие. СПб. : Академия Принт, 2013. 94 с.
8. Корнилова К. В. Прогнозирование в структуре профессиональной деятельности руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 3. 2009. С. 357-361.
9. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии : материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.) / отв. ред. Г. А. Кайнова, Е. И. Осянина. Казань: Бук, 2014. С. 6-8. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 08.12.2018).
10. Митрукова Ю. В. Игровая деятельность как средство развития речевой деятельности дошкольников на занятиях английского языка // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 29-35.
11. Никитенко З. Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография. М. : МПГУ, 2011. 192 с.
12. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. 2004. № 1. С. 42-45.
13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост. Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011. 196 с.
O. V. Pustovoitova (Magnitogorsk, Russia)
PROJECT ACTIVITY IN THE ENGLISH LANGUAGE ACQUISITION BY SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Abstract. The article presents the analysis of project activity effectiveness in the teaching of English to senior pre-school children. The analysis is based on the research works by L.A. Dautova, Yu.V. Mitrukov, N.D. Gal'skov, Z.N. Nikitenko, who advocate that the pre-school age is the best time for the beginning of second language acquisition, as children's minds are not yet burdened with speech stamps and they can easily memorize words from other languages. Such researches as E.N. Zemlyanskaya, M.B. Eliseeva, A.A. Zalevskaya endorse the idea of second language acquisition at an early age, since the contemporary educational system is exercised on the bases of continuity in education. A child gained basic phonetic, grammar and syntactical knowledge of a second language at an early age makes more progress in acquisition of this language at primary school. Experience has shown that the traditional methodology in second language teaching sometimes fails to be effective. In this context the project activity is considered to be a more effective technology in second-language teaching. By the example of four lessons united around topics "Colours", "Animals", "The enigmatic space", "City" the author proves that the project activity in pre-school is a more effective technology in comparison with traditional methods of second language teaching. At the end of the experiment the children in the experimental group showed better phonetic, grammar and syntactical skill in English. They also became more creative and highly motivated to master English and learnt to plan and achieve the set goals.
Keywords: the English language teaching, project activity, design, product of project activity, educational environment.
REFERENCES
1. Dautova L. A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya rannego obucheniya inostrannomu yazyku, Nauka i mir. 2014, N 6, pp. 42-45.
2. Eliseeva M. B. O leksicheskom razvitii rebenka rannego vozrasta, Logoped v detskom sadu, 2016, N 1, pp. 10-20.
3. Zhidkova E. Professiogramma vospitatelya, Doshkol'noe vospitanie, 2016, N 11, pp. 114-118.
4. Zemlyanskaya E. N. Uchebnye proekty v razvivayushchem obrazovanii: metodicheskoe posobie, Moscow, MPGU, 2017, 75 p.
5. Isaev E. I. Proektirovanie psikhologicheskogo obrazovaniya pedagoga, Voprosy psikhologii, 1997, N 6, pp. 48-57.
6. Kantor K. M. Opyt sotsial'no-filosofskogo ob"yasneniya proektnykh vozmozhnostei dizaina, Voprosy filoso-fii, 1981, N 11. pp. 84-96.
7. Kononova A. F. Detskaya angloyazychnaya literatura v rannem obuchenii inostrannomu yazyku (profes-sional'no-napravlennyi kurs) : uchebnoe posobie. Saint-Petersburg, Akademiya Print, 2013, 94 p.
8. Kornilova K. V. Prognozirovanie v strukture professional'noi deyatel'nosti rukovoditelya i peda-goga dosh-kol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya , Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. N 3, 2009, pp. 357-361.
9. Minyuk Yu. N. Metod proektov kak innovatsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya, Innovatsionnye peda-gogicheskie tekhnologii : materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2014 g.) / otv. red. G. A. Kainova, E. I. Osyanina. Kazan': Buk, 2014, pp. 6-8. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (data obrashcheniya: 08.12.2018).
10. Mitrukova Yu. V. Igrovaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya rechevoi deyatel'nosti doshkol'nikov na zan-yatiyakh angliiskogo yazyka, Inostrannye yazyki v shkole, 2014, № 5, pp. 29-35.
11. Nikitenko Z. N. Kontseptual'nye osnovy razvivayushchego inoyazychnogo obrazovaniya v nachal'noi shkole: monografya, Moscow, MPGU, 2011. 192 p.
12. Pakhomova N. Yu. Proektnoe obuchenie - chto eto?, Metodist. 2004. № 1. pp. 42-45.
13. Proektnyi metod v deyatel'nosti doshkol'nogo uchrezhdeniya: posobie dlya rukovoditelei i praktiche-skikh rabotnikov DOU / avt.-sost. L.S. Kisileva, T.A. Danilina i dr. Moscow, ARKTI, 2011. 196 s.
Пустовойтова О.В. Освоение английского языка детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. .
Pustovoitova O. V. Project Activity in the English Language Acquisition by Senior Pre-school Children, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 1, pp. .
Сведения об авторе
Пустовойтова Ольга Васильевна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; [email protected]
Author:
Olga V. Pustovoitova, Candidate of Phililogy, Tutor, Department of Pre-School Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; [email protected]