_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 373
Громов Артем Глебович Gromov Artem Glebovich
преподаватель УрГЭУ, аспирант, г. Екатеринбург, РФ
E-mail: [email protected]
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: НА ПРИМЕРЕ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
WHAT SHOULD BE THE PROJECT FOR OLDER PRESCHOOLERS: THE CASE OF ENGLISH
LANGUAGE TEACHING
Аннотация
В статье рассматривается применение проектной технологии в обучении английскому языку дошкольников. Автор дает характеристику существующим подходам к раннему языковому образованию, обозначает преимущества проектной технологии и формулирует основные требования к проекту, способствующие эффективному применению метода проектов в обучении английскому языку детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Проектная технология, метод проектов, обучение дошкольников, английский язык, познавательная
мотивация, педагогические технологии.
В современных условиях в обществе значительно возрастает роль английского языка, что обусловило снижение возрастного порога начала приобщения к межкультурной коммуникации. В связи с этим значительно возрастают требования к качеству раннего языкового образования.
Достижение успеха в изучении английского языка во многом зависит от познавательной мотивации ребенка, с одной стороны, и от профессионализма преподавателя, его готовности применять современные педагогические технологии, конструировать занятия с учетом индивидуальных возможностей и мотивационной сферы ребенка, с другой стороны.
Вопросы раннего обучения английскому языку рассматривали в своих трудах многие исследователи: А. В. Белокурова, С. С. Желтова, Т. И. Зеленина, О. В. Коряковцева, Е. П. Куропятникова, Н. А. Малкина, Л. К. Ничипоренко, Н. В. Рыбакова, Н. М. Родина, Е. Ю. Протасова и др. В настоящее время существует большое количество авторских методик обучения английскому языку детей. В основном авторы рекомендуют использовать на занятиях игровые методы, ролевые игры, лингвострановедческие средства, театрализацию, проведение праздников, сказки, разучивание песен, стихотворений, считалок на английском языке и т.д.
Учитывая опережающее развитие современных дошкольников по сравнению с предыдущими поколениями из всего многообразия технологий, методик, техник, приемов обучения английскому языку особого внимания заслуживает метод проектов, который в настоящее время достаточно часто и успешно применяется на более поздних этапах обучения и почти не применяется в дошкольном образовании. А вместе с тем он открывает большие возможности для учета мотивационной сферы, применения различных педагогических методов, приемов и средств, формирования навыков самостоятельной работы и работы в сотрудничестве, ответственности за результат, которые будут особенно необходимы дошкольникам в последующем обучении. И. Б. Игнатова и Л. Н. Сушкова отмечают, что «большинство отечественных ученых-педагогов начала ХХ в. отмечали в своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, творчество, коллективизм» [1, с.166].
Современная педагогическая проектная технология развилась из метода проектов, предложенного Д. Дьюи. Несмотря на существование в педагогической теории и практики большого количества трудов,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
посвященных этому методу, до сих пор не выработано единого подхода как к определению самих терминов «метод проектов» и «проектная технология», так и к структуре и содержанию проектов. Не уделено достаточного внимания в существующих исследованиях критериям подбора и рекомендациям к конструированию проектов для дошкольников.
Е. С. Полат дает определение методу проектов как «способу достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [3]. Он также отмечает, что этот метод является «...педагогической технологией, которая включает в себя совокупность других методов обучения, главным образом творческих» [3].
Из новообразований дошкольного возраста в отечественной литературе отмечается стремление детей к деятельности. При этом очевидно, что эта деятельность должна соответствовать мотивационной сфере ребенка, только тогда она будет способствовать повышению познавательной мотивации. Следовательно, содержание проекта для дошкольников должно соответствовать их интересам, увлечениям, потребностям.
В связи с тем, что для детей свойственно яркое образное воображение, сценарий проекта может основываться на приключенческих, фантастических сюжетах или реальных бытовых ситуациях, учитывая интерес старших дошкольников к «взрослой» жизни.
Проект не должен быть длинным. Пусть он будет состоять из серии небольших проектов, являющихся частью одного большого, объединенных единой сюжетной линией, в которых лексический и грамматический материал накладывается один на другой, расширяя и дополняя предыдущие знания. Каждый маленький проект можно заканчивать загадкой или вопросом, ответ на который будет получен после выполнения следующего мини-проекта.
Формулировка цели проекта должна быть понятной и интересной для ребенка, например, спасти фантастическое существо, помочь герою, создать свой зоопарк, заселить необитаемую планету и т. д. Позвольте ребенку почувствовать себя героем.
Результат проекта должен быть достижимым, реальным, «осязаемым». Это может быть: дневник путешественника, состоящий из рисунков и надписей на английском языке, сделанных с помощью взрослых; рекламный проспект зоопарка; коллажи; поделки и т. д. Учитывая тягу детей к компьютерам, результатом проекта может быть презентация, сделанная совместно с родителями, например коллекция одежды, транспортных средств, фруктов, виртуальный зоопарк или собственная «Книга джунглей» и т. д. В данном случае учитывается стремление детей к коллекционированию и их потребность в совместной работе со взрослыми. Увидеть реальный результат своей работы очень важно для ребенка, это является стимулом для будущей деятельности. Мотивация во многом зависит от реальности достижения целей, если между трудом и результатом «... существует прямая связь, то мотивация возрастает, и наоборот» [2, с. 45].
Необходимо продумать и систему поощрений за успешно освоенный материал. Можно сделать «волшебный сундучок» с разными волшебными предметами, коллекцию одежды и реквизитов рыцарей и принцесс, роботов, героев популярных у детей сказок и мультфильмов и т. д., которые можно получить за определенные знания, выученные стихотворения на английском языке или исполненные песенки.
Кульминацией всего проекта может стать проведенный совместно с друзьями и родственниками праздник, на котором можно продемонстрировать результаты выполненных проектов, посоревноваться, выполнив много интересных заданий на знание английского языка, рассказать английские стихотворения, спеть песни и т. д.
Подводя итог вышесказанному, сформулируем основные требования к проекту, способствующие успешному применению проектной технологии в дошкольном образовании: соответствие мотивационной сфере (интересам, увлечениям) дошкольника; наличие нескольких небольших проектов, объединенных общей идеей; понятная и интересная для ребенка цель; достижимый результат; наличие системы поощрений; возможность продемонстрировать результаты своей деятельности. Данные рекомендации позволят более успешно применять метод проектов в обучении дошкольников.
Список использованной литературы: 1. Игнатова И. Б. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х
[Электронный ресурс] / И. Б. Игнатова, Л. Н. Сушкова // Теория и практика общественного развития.- 2011. - № 1. - С. 164-167.
2. Макарова И. Психология: конспект лекций [Электронный ресурс]. URL: http://profilib.com/chtenie/73277/i-makarova-psikhologiya-konspekt-lektsiy-45.php (дата обращения: 19.10.2016).
3. Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат // Лаборатория дистанционного обучения. URL: http://wiki.iteach.rU/images/4/4e/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%82_ %D0%95.%D0%A1._-_%D0%9C%D0%B5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4_%D0%
BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0 %BE%D0%B2.pdf (дата обращения: 19.08.2016).
4. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? [Электронный ресурс]. URL: http://project.1september.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf (дата обращения: 24.10.2016).
© Громов А. Г., 2016
УДК 372.851
Дюсенбинова Алия Омаровна
Магистрант 2 года обучения, ОмГПУ, г. Омск, РФ
E-mail: [email protected]
ПРОПЕДЕВТИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ
Аннотация
Обосновывается необходимость пропедевтического курса обучения доказательству теорем в процессе обучения учащихся математике. Рассматриваются различные способы пропедевтики, в том числе с использованием упражнений-исследований, упражнений на закономерности и приведения контрпримеров.
Ключевые слова Обучение доказательству, пропедевтика доказательства, теорема
В настоящее время исследовательская деятельность учащихся выходит на первый план. Если раньше школьники до изучения геометрии получали практически «готовые» знания, то теперь навыки исследования и доказательства развиваются, как только ребенок начал свое обучение. Небольшие исследовательские работы пишут даже дошкольники. А любое исследование должно содержать обоснованные выводы, следовательно, школьник уже в начальной школе должен владеть умениями доказывать и обосновывать, формулировать гипотезу. Для геометрии, это, безусловно, полезные умения. Проводя исследования, ребенок знакомится с понятиями «наблюдение», «вывод», «следствие», «закономерность». На уроках математики необходимо показывать детям, что знания, полученные в процессе наблюдения необходимо доказывать. Учить детей отвечать на вопросы «А что будет, если..?», «А если изменить условие...?», «Всегда ли это будет так?». «Воспитывать у школьников убеждение в том, что доказательства необходимы, значит в свою очередь, формировать у учащихся убеждения в несовершенстве органов чувств, при обосновании утверждений, и показывать ограниченность опытно-индуктивных обоснований» [1, с. 97]. Это можно сделать на примере зрительных иллюзий - иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Понцо, и даже на игре теней геометрических объектов.
Знания, полученные опытным путем, прочнее закрепляются в сознании, поэтому научив детей доказывать и выводить причинно-следственные связи, учитель во многом облегчит себе работу, а ученикам процесс обучения. Умение выводить одно из другого, сокращает объем заучивания многочисленных формул и фактов математики.
В учебном пособии В. А. Далингера [1, с.64] выделены основные направления пропедевтической