УДК 378.4.147:001.895 (476.6)
особые Формы проведения лекции как условие развития
инновационной деятельности студентов медицинского
университета
С. Л. Дуду к, Т. И. Спасюк
УО «Гродненский государственный медицинский университет», Гродно, Беларусь
Целью статьи является передача личного опыта авторов, обсуждение и систематизация новых подходов к лекции как форме подачи материала в высшем учебном заведении.
Использованы данные российских и зарубежных педагогов, а также результаты научно-исследовательской работы кафедры психологии и педагогики «Формирование коммуникативных компетенций посредством реализации эвристических технологий в обучении» за 2011-2012гг.
Выводы: к особым формам проведения лекции относятся следующие: вводная лекция, лекция-информация, лекция-провокация, лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-конференция, обзорная лекция и лекция-пресс-конференция, рекомендовано внедрение новых форм подачи лекционного материала для студентов медицинского университета.
Ключевые слова: лекция, инновации, учебный процесс, педагогическая психология.
В психологии преподавания до сих пор ведутся дискуссии о содержании, о форме, о презентации лекции, как составляющей учебного процесса. Лекционная форма обучения имеет как сторонников, так и противников. Аргументы последних сводятся к следующему:
лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельность мышления; отбивает вкус к самостоятельным занятиям; многие студенты только механически записывают слова лектора, не успевая их осмыслить.
В доводах противников лекции есть доля истины, но, вместе с тем, как показывает весь опыт высшей школы, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.
В педагогической практике наряду с академическими и профессиональными компетентностями, важную роль играют коммуникативные компетенции, которые принимают непосредственное участие в осуществлении определенных видов будущей профессиональной деятельности студентов, в первую очередь таких как консультативная, диагностическая, реабилитационная, организационно-управленческая, а также в лечебной и научно-исследовательской видах профессиональной деятельности. И формирование всех компетенций происходит уже на младших курсах университета, способствуя или ослабляя процесс обучения студента. Работа выполнена в рамках НИР кафедры психологии и педагогики УО «Гродненский государственный медицинский университет» «Формирование коммуникативных компетенций посредством реализации эвристических технологий в обучении», научный руководитель д.п.н. Король А.Д. Так, с нашей точки зрения, лекция - это первый контакт преподавателя со студентами, когда именно педагог становится тем примером, который наиболее значимо влияет на формирование коммуникаций у студента. Был проведен анализ коммуникативных компетенций студентов 1 курса медицинского университета. Эмпирическую базу исследования составили студенты медико-психологического и педиатрического факультетов в количестве 95 человек. Использовался следующий метод обработки данных: SPSS (версия 13.0), в частности частотный и корреляционный анализ, а также метод контент-анализа.
В соответствии с полученными результатами мы об-
ратили внимание на то, что каждый четвертый студент имеет слабо выраженную способность приводить выстроенные и обоснованные аргументы (при доказательстве), а каждый пятый не способен самостоятельно формулировать выводы, что приведет в будущей профессиональной деятельности к невозможности быстро принимать единственно правильное решение в нестандартной врачебной ситуации.
В рамках реализации технологии эвристического обучения мы разработали следующие этапы:
1 Этап: постановка студентами собственных целей.
2 Этап: познание студентами реального образовательного объекта.
3 Этап: сравнение субъективного образовательного продукта студента с образцом - культурно-историческим аналогом.
4 Этап: создание обобщенного (вторичного) образовательного продукта.
Именно на втором этапе реализации технологии эвристического обучения важную роль играет лекция: содержание, форма подачи, вариант коммуникации и коммуникативные навыки преподавателя как примера.
Лекции могут быть классифицированы в зависимости от времени проведения по отношению к семестру, в зависимости от цели изложения, методологических подходов, применяемых конкретным преподавателем. Чрезвычайно важно разграничивать виды лекций и не использовать однотипный подход к преподнесению студенту разного рода информации. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности. С нашей точки зрения, именно в ходе вводной лекции целесообразным является знакомство с историей и сотрудниками кафедры, научными разработками и темами студенческих научных работ.
Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. Данный вид лекции востребован в условиях, когда студенту сложно самостоятельно проработать и систематизировать большой объем информации, например, при изучении классификаций. Введение в начале лекции списка сокращений (возможно и авторских, лектора) значительно облегчит восприятие новой информации студентами, а также сократит время для повторения терминов и отдельных рубрик.
Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. С точки зрения психологии преподавания, обзорные лекции необходимо сопровождать видео- и аудио-представлением материала, чтобы избежать феномена «наплыва информации».
Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Данный вариант лекции требует хорошей проработки лектором материала, а также, по нашим наблюдениям, более эффективен при работе в небольших аудиториях. На кафедре психологии и педагогики мы применяем этот вариант лекции у студентов медико-диагностического факультета («Педагогика и методика преподавания») и при обучении магистрантов. Интенсивное развитие пластичности и оригинальности мышления студента-медика предполагает соответствующую направленность педагогических технологий. Вершиной ожидаемых и возможных результатов является профессиональная компетентность специалиста. Ответственную роль играет весь комплекс компонентов, начиная с целепола-гания и заканчивая диагностикой результативности обучения студентов с использованием эвристических педагогических приемов.
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами мультимедийной техники. Чтение такой лекции сводится либо к развернутому, либо к краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; фотографий, слайдов; символических объектов - в виде схем, графов, графиков, моделей). На сегодняшний день это самый распространенный вид лекции, визуализация значительно облегчает восприятие материала, способствует включению сразу нескольких анализаторов для обработки информации. Синтез педагогических и информационных технологий приводит к трансформации образовательной среды вуза. В частности, к появлению важной составной его части: информационно-коммуникативного пространства. Так, все лекции по дисциплине «Общая психодиагностика» (4 курс, медико-психологический факультет) сопровождаются демонстрацией методов диагностики в реальном времени, либо в виде короткометражных роликов или
скриншотов.
Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции одновременно двумя преподавателями (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). В практике преподавания в медицинском университете мы не пробовали читать лекцию в таком ключе, но считаем этот вариант интересным и требующим внимания.
Лекция с заранее запланированными ошибками (лекция-провокация) рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). Такой вид лекции особенно интересен при чтении лекции по теории личности, когда важно, чтобы у студента четко сформировалось структурное представление об организации личности человека, а поиск ошибок стимулирует логическое запоминание прочитанного материала. Также возможно только при работе с небольшой аудиторией. Проведение лекции-провокации наиболее эффективно на старших курсах, где студенты уже имеют определенный багаж знаний. Лекция-провокация позволит наиболее эффективно развивать личностные эвристические качества студента: когнитивные, креативные, организационно-деятель-ностные, направленные на укрепление способности приводить выстроенные и обоснованные аргументы (при доказательстве) и формулировать выводы. Такая форма лекции активизирует внимание студентов, делая материал более значимым и привлекательным. Необходимо помнить, что количество «ошибок» на 1,3-часовую лекцию не должно превышать 9.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. Мы используем в своей практике не более одного доклада студента, как правило, это конкретный пример, который наблюдал сам студент, и сейчас представляет собственное видение для иллюстрации материала лекции.
Лекция пресс-конференция: в начале лекции преподаватель объявляет тему и предлагает студентам написать на листочках интересующие вопросы по данной теме. Затем в течение 3-4 минут систематизирует вопросы и читает лекцию с учетом заданных вопросов. При этом необходимо помнить, что все программные вопросы должны быть освещены. Важно отметить, что лекция пресс-конференция активизирует внимание студентов, увеличивает доверие и уважение к преподавателю, но при этом требуются тщательная подготовка преподавателя к лекции, высокий профессионализм и опыт работы. Необходимым условием проведения такого типа лекции является издание курса лекций и доступность материала для студентов, таким образом, акцент делается на наиболее сложных, непонятных и требующих разъяснения вопросах.
Хочется отметить, что использование разнообразных технологий в подаче лекционного материала дает студентам возможность стать активными участниками учебного процесса, при этом они овладевают способами коллективной деятельности, совершенствуют свои навыки и
умения, развивают креативность. Материал, преподнесенный в новой форме, заставляет думать, понимать и запоминать. Эффективность применения новых технологий на лекции полностью зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовать учебный процесс и от его творчества.
Литература
1. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб.пособие / Р.С. Пионова. Мн: Высш.шк., 2005. - 543 с.
2. Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. /А.А. Реан. СПб: Питер, 2005. - 324с.
3. Романцов, М.Г. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособие / М.Г.Романцов, Т.В.Сологуб М.:ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 112 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие / В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев. М. Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
5. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
specific forms of lecture as a condition for innovative activity
development in medical students
S.L.Duduk, T.I.Spasiuk Educational Institution "Grodno State Medical University", Grodno, Belarus
The purpose of this paper is the transfer of the personal experience of the authors, discussion and systematization of new approaches to the lecture as a form of presentation in a higher education institution.
We used data of Russian and foreign teachers, as well as the results of scientific research at the Department of Psychology and Pedagogy, "Formation of communicative competence through the implementation of heuristics in learning" for 2011 to 2012.
Conclusions: special lectures forms include: an introductory lecture, information lecture, lecture-provocation, lecture-visualization, problem lecture, lecture-conference, overview lecture and lecture-press-conference. We recommend the introduction of new forms of lecture material presentation for medical students.
Keywords: lecture, innovation, learning process, educational psychology.
Адрес для корреспонденции: е-mail: [email protected] Поступила 29.04.2013