УДК 659
https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10203
Особенности восприятия движения WorldSkills у различных аудиторий
И.С. Самойленко1,2, В.В. Кочетков2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Россия
2 ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11», 125438, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1584-3302, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Резюме: В статье рассмотрены различные аспекты формирования имиджа движения WorldSkills и важность популяризации его идеологии в обществе в целом. Определены ключевые вопросы восприятия имиджа движения WorldSkills различными аудиториями и проблемы его восприятия. Приведены результаты мониторинга восприятия движения WorldSkills у различных аудиторий центра медицинской техники и оптики (ЦМТиО) ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11» города Москвы. Ключевые слова: восприятие движения WorldSkills, имидж, продвижение, престиж рабочих профессий, движение WorldSkills. Для цитирования: Самойленко И.С., Кочетков В.В. Особенности восприятия движения WorldSkills у различных аудиторий // История и педагогика естествознания. 2019. № 2. С. 22-24. D0I:10.24411/2226-2296-2019-10203
PECULIARITIES OF PERCEPTION OF THE WORLDSKILLS MOVEMENT BY DIFFERENT AUDIENCES Irina S. Samoylenko1,2, V.V. Kochetkou2
1 Plekhanov Russian University of Economics, 117997, Moscow, Russia
2 Moscow State Self-governing Educational Institution of Vocational Education «College of entrepreneurship no.11», 125438, Moscow, Russia
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1584-3302, E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Abstract: The article considers various aspects of the WorldSkills movement image formation and the importance of its ideology popularization in the society as a whole. The key issues of perception of The WorldSkills movement image by different audiences and problems of its perception are defined. The article gives the results of monitoring of the perception of the WorldSkills movement in different classrooms of the center of medical technique and optics (Cmti) GAPO "College of business № 11".
Keywords: perception of WorldSkills movement, image, promotion, prestige of working professions, WorldSkills movement. For citation: Samoylenko I.S., Kochetkov V.V. PECULIARITIES OF PERCEPTION OF THE WORLDSKILLS MOVEMENT BY DIFFERENT AUDIENCES. History and Pedagogy of Natural Science. 2019, no. 2, pp. 22-24. DOI:10.24411/2226-2296-2019-10203
Международное некоммерческое движение WorldSkills в настоящее время является популярной темой как в средствах массовой информации, так и в научных статьях по педагогике [1-3]. Однако в данной статье хотелось бы затронуть тему формирования позитивного имиджа движения у различных аудиторий. Изначально глобальной целью движения являлось объединение вокруг идеи эффективной системы профессионального обучения молодежи, их родителей, учителей и потенциальных работодателей, повышение престижа рабочих профессий, популяризация профессионального образования. Основанная в 1950 году организация WorldSkills International сегодня известна в 75 странах. Она работает с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, повышая стандарты образования и адаптируя их к нуждам работодателей, и одной из своих клю-
Р
Ш2
чевых задач видит помощь в трудоустройстве рабочим талантам.
Россия, став членом движения в 2012 году, сегодня стремится к лидерским позициям в мировом сообществе WorldSkills. Впервые приняв участие в международном чемпионате в 2014 году (чемпионат Европы), уже в 2015 году на чемпионате мира WorldSkills Competition российские участники завоевывают 14-е место в общем зачете, а участники сборной становятся обладателями шести медалей «За высшее мастерство» (Medallionof Excellence). Популяризации движения в стране способствует и серьезная поддержка Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Агентства стратегических инициатив и многих других, нахождение в поле зрения президента РФ [4].
Идет процесс стремительного проникновения стандартов WorldSkills в образовательный процесс среднего специального и высшего образования. Участие студентов и преподавателей в движении стимулируется материально на всех уровнях и вводится в ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators (KPI) работы образовательных учреждений. Такое стремительное проникновение требует особого подхода к коммуникации со всеми аудиториями движения без исключения с целью пропаганды его идеологии, ключевых ценностей и достижения глобальной цели - повышения престижа рабочих профессий, популяризации профессионального образования. Оно не должно ограничиваться выполнением формальных требований к образовательным учреждениям и коммерциализации участия. Нельзя не отметить важность мониторинга восприятия имиджа и ценностей движе-
История и педагогика естествознания 2 ■ 2019
ния у таких аудитории, как студенты -участники и потенциальные участники движения, их родители, мотивирующие на участие в движении, педагоги образовательных учреждении, потенциальные работодатели, от которых зависит поддержка движения, и не только спонсорская. К этим аудиториям можно отнести и школьников, и их родителей, которые должны воспринимать его как профориентационную платформу.
Сегодня формированию положительного имиджа движения способствует широкое освещение событии WorldSkills в центральных СМИ, в том числе и на центральном телевидении, продвижение новостеи в социальных сетях. Информация о движении размещена и регулярно обновляется на сайтах союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» - официального оператора международного некоммерческого движения WorldSkills International (https://worldskills.ru), региональных координационных центров (РКЦ) WorldSkills Russia (WSR) в том числе и РКЦ WorldSkills Russia по городу Москве (https://worldskills. moscow). Информация доступна также и в социальных сетях: имеет страницу в Википедия (https://ru.wikipedia.org/ wiki/WorldSkills), страницу в Facebook (7541 подписчик), «ВКонтакте» (24 211 подписчиков), Instagram (11 100 подписчиков), «Одноклассники» (2347 участников) [5, 6, 7]. Публикуемый на интернет-ресурсах контент носит в основном новостной характер, информирующий о событиях движения WSR, мало внимания уделяется сторителлингу - мотивирующим историям становления молодых профессионалов и их пути к успеху, роли потенциальных работодателей в становлении личности, однако о полном отсутствии таких историй все же сказать нельзя.
Информационную поддержку движению WSR оказывают и на местах внедрения - в университетах, колледжах, школах, на внутренних ресурсах потенциальных работодателей, поддерживающих движения. Так, в центре медицинской техники и оптики ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11» города Москвы, являющегося одним из пионеров движения в Москве и фаунде-ром трех компетенций, информация о событиях WSR регулярно публикуется на собственных ресурсах в социальных сетях. Регулярную информационную поддержку движению оказывают и на ресурсах колледжа. В ЦМТиО проводится мониторинг информированности о движении и выявляются возможные проблемы его восприятия, так как исторически к идеологическим аспектам в воспитательной работе со студентами
Рис. 1. Результаты исследования восприятия движения WSR в ЦМТиО КП № 11. Цели участия в движении студентов
Укажите цели вашего участия в движении WSR
Проявить свои лидерские качества, стать лучшим в профессии
Получить одобрение профессионалов и будущих работодателей
Получить материальное вознаграждение
Провести время в компании интересных и целеустремленных людей
в колледже относятся с повышенным вниманием.
Результаты последнего мониторинга восприятия имиджа движения и мотивов участия в нем среди аудиторий студентов, преподавателей, социальных партнеров - потенциальных работодателей ЦМТиО показали фактически 100% информированность о движении и его возможностях для студентов. 12% опрошенных уже являются его участниками, 6,2% считают участие в нем для себя бесполезным, остальные либо готовы присоединиться к нему в ближайшем будущем, либо думают над этим вопросом. Мотивируют на участие в движении студентов следующие аспекты (рис.1):
- проявить свои лидерские качества и стать лучшим в профессии, участвуя в движении, собираются 32% опрошенных;
- получить одобрение профессионалов и будущих работодателей - 45%;
- получить материальное вознаграждение - 26%;
- провести время в компании интересных и целеустремленных людей -43%.
Как видим, ключевыми мотивами участия являются не коммерческие мотивы, а в большей степени идеологические и мотивы социализации, и это без сомнения, радует, так как коррелирует-ся с целями движения.
Большинство студентов отмечают для себя перспективность участия в движении и верят в то, что это поможет им в дальнейшей карьере. Так, 64% опрошенных считают, что награды, полученные ими в ходе участия в WSR, будут иметь значение для работодателей, а 43% считают, что благодаря наградам WSR они получат приоритет при трудоустройстве.
Важным является совпадение восприятия WSR у педагогов отделения, а также понимание мотивов участия в
20 40 60 80 100 Доля, %
движении студентов. Среди опрошенных преподавателей отделения 100% одобряют и всячески поддерживают участие студентов в WSR, подавляющее большинство считают, что для студентов целями участия в движении являются возможность проявить свои лидерские качества и получить одобрение профессионалов и будущих работодателей, однако отмечают важность материальной заинтересованности студентов. Все отмечают максимальную важность движения для среднего профессионального образования (СПО) и считают, что WSR является дополнительным стимулом самосовершен-ствованиядля студента, что облегчает воспитательную работу преподавателя, помогает студентам проявлять лучшие качества и дает дополнительный повод для гордости за них. Движение WSR стимулирует и преподавателя работать над совершенствованием своих профессиональных навыков. Все опрошенные преподаватели считают, что приобретенные студентами в ходе участия в движении WSR профессиональные и коммуникативные навыки помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности, однако сомневаются, что победы окажут влияние на приоритет при трудоустройстве.
Стоит отметить, что, являясь фа-ундером компетенций «Медицинская оптика», «Реверсивный инжиниринг», ЦМТиО КП № 11 активно участвует в движении WSR с 2013 года, а преподаватели отделения регулярно готовят команды участников отделения и одновременно являются экспертами при подготовке команд, выступающих в других компетенциях. С момента участия в первом победном чемпионате WSR эксперты ЦМТиО обеспечили 16 первых мест в командном и личном зачете в компетенциях «Медицинская оптика», «Реверсивный инжиниринг» и «Командная работа» на производстве.
2■2019
История и педагогика естествознания
Опрос ключевых социальных партнеров ЦМТиО показал, что движение WSR они одобряют и поддерживают на 100% и большинство отмечает важность участия студентов в движении, так как это формирует у них любовь к профессии (85%), лидерские качества (43%), воспитывает командный дух (43%), которые пригодятся студентам-участникам в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом 14% опрошенных рассматривают возможность спонсорства команды ЦМТиО, а подавляющее большинство выделяют участие соискателя в движении WSR в качестве приоритетного фактора при трудоустройстве. Следует отметить традиционно высокую вовлеченность участников профессионального сообщества в жизнь ЦМТиО, что обусловлено спецификой оптического рынка и малым количеством учебных заведений, осуществляющих подготовку профессиональных кадров для оптической отрасли. Команду юных оптиков поддерживают такие компании как «АВВИТА», Johnson&Johnson, «Интероптик», «Технопрофиль» и др. Од-
нако ключевые социальные партнеры это еще не весь оптический рынок, на который ориентированы образовательные услуги ЦМТиО, и для достижения целей движения вовлечение только лидеров рынка недостаточно. Также стоит предположить, что картина в разных отраслях будет несколько иной.
В целом картина восприятия движения в частном случае благоприятна, однако стоит отметить необходимость повышения интенсивности работ по формированию имиджа движения у работодателей и необходимости нематериальной мотивации студентов. Таким стимулированием может стать коммуникационная активность, формирую -щая паттерн успеха у студентов, связанный с участием в WSR, и одобрение этого паттерна у работодателей, не только информирование о событиях и программах поддержки, но и популяризация образа рабочего-профессионала новой формации, относящегося к своей профессии не только как к фактору материального благополучия, но и как к фактору социализации и удовлетворения потребности в самореализации.
Информация о движении интересна аудитории, и аудитория заинтересована в ее получении, что легко можно проверить с помощью анализа запросов в интернет-среде. Так, только поисковая система «Яндекс» зафиксировала в среднем 79 485 запросов в месяц со словом «даог^кП^», из которых 77 131 из России. Поэтому особое внимание необходимо уделять публикациям на интернет-ресурсах, предоставляя не только новостной контент, но и имиджевую информацию в формате сторител-линга, транслирующую высокую идею и демонстрирующую достижение результата - повышение престижа профессионального обучения, реализованного в успешном трудоустройстве и карьерном росте участников.
Имея практически неограниченные коммуникационные ресурсы, доступные для всех аудиторий, необходимо целенаправленно транслировать с их помощью целевые установки движения WorldSkills, делая упор на идеологии для изначально определенных аудиторий вовлечения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вертиль В.В. WorldSkills International как инструмент конкурентоспособности // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 2. С. 6-7.
2. Шевалье С.О., Козлова С.В. Роль социальных партнеров в конкурсном движении WorldSkills Russia // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 1 (52). C. 53-56.
3. Кочетков В.В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. 2016. № 1. С. 23-25.
4. Движение WorldSkills. URL: https://worldskills.ru (дата обращения 08.02.2019).
5. Союз Ворлдскиллс Россия. URL: https://www.facebook.com/worldskills.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).
6. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» - WorldSkills Russia. URL: https://vk.com/worldskills_russia (дата обращения 08.02.2019).
7. WorldSkills Russia. URL: https://ok.ru/worldskills (дата обращения 08.02.2019). REFERENCES
Vertil' V.V. WorldSkills International as a tool for competitiveness. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda, 2014, no. 2, pp. 6-7 (In Russian). Sheval'ye S.O., Kozlova S.V. The role of social partners in WorldSkills Russia competitive movement. Obrazovaniye. Kar'yera. Obshchestvo, 2017, no. 1 (52), pp. 53-56 (In Russian).
Kochetkov V.V. WorldSkills Russia movement as an independent qualification assessment system. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 1, pp. 23-25 (In Russian).
Dvizheniye WorldSkills (WorldSkills movement) Available at: https://worldskills.ru (accessed 08 February 2019). Soyuz Vorldskills Rossiya (WorldSkills Russia Union) Available at: https://www.facebook.com/worldskills.ru/ (accessed 08 February 2019). Soyuz «Molodyye professionaly WorldSkills Russia (Union "Young Professionals WorldSkills Russia) Available at: https://vk.com/worldskills_russia (accessed 08 February 2019).
WorldSkills Russia Available at: https://ok.ru/worldskills (accessed 08 February 2019).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE
Самойленко Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Преподаватель, ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11».
Кочетков Владимир Владимирович, преподаватель, эксперт WorldSkills Russia, ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11».
AUTHORS
Irina S. Samoylenko, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Advertising, Public Relations and Design, Plekhanov Russian University of Economics. Teacher, Moscow State Self-governing Educational Institution of Vocational Education «College of entrepreneurship no. 11». Vladimir V. Kochetkov, Teacher, WorldSkills Russia expert, Moscow State Self-governing Educational Institution of Vocational Education «College of entrepreneurship no. 11».
История и педагогика естествознания
2■2019