Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia: опыт ГБПОУ "Челябинский радиотехнический техникум"'

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia: опыт ГБПОУ "Челябинский радиотехнический техникум" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS RUSSIA / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DEFORMATION EXAMINATION / WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Леонид Александрович

В статье обозначены актуальность и проблемы проведения итоговой государственной аттестации выпускников системы среднего профессионального образования, представлено авторское видение решения проблемы на основе опыта проведения дeмoнcтpaционного экзамена по стандартам WorldSkills Russia на базе ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAMINATION UNDER WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS: EXPERIENCE OF CHELYABINSK RADIOTECHNICAL TECHNICAL SCHOOL

The article identifies the relevance and problems of conducting final state certification of graduates of the system of secondary vocational education. The author’s vision of solving the problem based on the experience of conducting a deconstruction exam according to WorldSkills Russia standards based on the Chelyabinsk Radio Engineering Technical School is presented.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia: опыт ГБПОУ "Челябинский радиотехнический техникум"»

2. GOST R 56020-2014. Berezhlivoe proizvodstvo: Osnovnye polozheniya i slovar' Moskva: Standartinform, 2014, 33 p. (In Russian)

3. LEAN : Berezhlivoe proizvodstvo : prakticheskoe rukovodstvo po vnedreniyu, available at: http://www.up-pro.ru/docs/lean.pdf. (In Russian)

4. Polozhenie o praktike obuchayushchikhsya, osvaivayushchikh osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya, available at: http://kpk74.ru/ images/kpk/studentu/praktika_i_trudoustroistvo/polojenie_po_praktike_2015_2016.pdf. (in Russian)

5. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon : [prinyat Gos. Dumoy 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: Konsul'tantPlyus. (In Russian)

6. Volkova I. A. Povyshenie kachestva obrazovaniya na osnove primeneniya berezhlivykh tekh-nologiy, Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya: sb. materialov XI Foruma ekspertov v sfere professional'nogo obrazovaniya, 2016, pp. 219-225. (In Russian)

7. Vumerk D. P. Berezhlivoe proizvodstvo : Kak izbavit'sya ot poter' i dobit'sya protsvetaniya vashey kompanii, Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2004. (In Russian)

8. Vasil'ev V. L., Ganiev M. M. Berezhlivoe proizvodstvo v vysshey shkole: Novye zadachi, Kompan'on, 2011, no. 3 (11), pp. 88-93. (In Russian)

9. Kondrat'ev E. V., Novikov K. V. Fundamentalizatsiya znaniy berezhlivogo proizvodstva v vy-sshey shkole, Menedzhment v sotsial'nykh i ekonomicheskikh sistemakh: sb. statey VI Mezhdunar. nauch.-prakt. Konferentsii, 2014, pp. 39-42. (In Russian)

10. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty, available at: http://fgos.ru. (In Russian)

11. Kontseptsiya «Berezhlivyy region» v Khanty-Mansiyskom avtonomnom okruge — Yugre, available at: http://www.up-pro.ru/library/production_management/files/koncepciya-berejlivyj.html. (In Russian)

12. Klochkov Yu. P. Primenenie kontseptsii Lean dlya povysheniya proizvoditel'nosti truda na primere OAO «KAMAZ», available at: http://mpt.tatarstan.ru/rus/info.php?id=392034. (In Russian)

13. Ofitsial'nyy sayt Instituta kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy, available at: http:// www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf762.pdf. (In Russian)

Зязева Ольга Дмитриевна, руководитель производственной практики ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: kpk107@ mail.ru

Zyazeva O. D., head of industrial practice, Khokhryakov Kopeisk polytechnic college, Chelyabinsk region, Kopeisk, e-mail: kpk107@mail.ru

Сведения для цитирования: Карпенко, Л. А. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia : Опыт ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» [Текст] / Л. А. Карпенко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 54-59.

УДК 377 ББК 74.57

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS RUSSIA: ОПЫТ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Л. А. Карпенко

В статье обозначены актуальность и проблемы проведения итоговой государственной аттестации выпускников системы среднего профессионального образования, представлено авторское видение решения проблемы на основе опыта проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia на базе ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум».

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, стандарты WorldSkills Russia, организационно-педагогические условия.

Современному производству требуются высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена [1]. Однако сегодняшние выпускники организаций среднего профессионального образования (далее — СПО) зачастую имеют низкий уровень профессиональных компетенций, в связи с чем их конкурентоспособность на рынке труда крайне низка.

Такое положение дел обусловлено имеющимися противоречиями между новыми требованиями государства к процедуре оценки качества подготовки выпускников СПО и существующей системой педагогической оценки, сложившейся в образовательных организациях СПО. Кроме того, существуют требования государства о необходимости формирования профессиональных компетенций, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте [2] (далее — ФГОС).

Это противоречие де-юре отражает запросы работодателей, которые, в свою очередь, ограничены возможностями традиционной модели обучения студентов техникума или колледжа. Нельзя также не учитывать объективно существующую высокую скорость развития технологий и инертность сложившейся системы профессионального образования, которая не успевает адаптироваться к новым технологическим вызовам и соответственно не может дать необходимые навыки своим студентам.

Одним из комплексных направлений решения вышеназванных противоречий является внедрение процедуры проведения квалификационного экзамена для выпускников СПО [3; 4] в форме дeмoнcтpaционного экзамена, ориентированного на следование стандартам WorldSkills Russia [5].

Дeмoнcтpaционный экзамен (далее — ДЭ) позволяет сравнить уровень профессиональной подготовки выпускников с уровнем подготовки выпускников в мире. Экспертная практика оценки, лежащая в основе требований WorldSkills Russia, является объективной и независимой и позволяет с помощью различных критериев (object и subject) определить реальный уровень подготовки выпускников [6].

Дeмoнcтpaционный экзамен проводился на базе ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» в течение 2016/17 и 2017/18 уч. гг. [7; 8].

Опыт проведения ДЭ на базе Челябинского радиотехнического техникума позволил вы-

явить объективные и субъективные препятствия на пути реализации требований государства в направлении объективизации оценки подготовленности выпускников СПО, а также показал возможные точки роста и ресурсы.

Так, включение в компетенцию модулей, не входящих в ФГОС по специальности и, соответственно, подготовка по этим модулям к ДЭ расширяет направленность профессиональной подготовки, а проведение дeмoнcтpaцион-ного экзамена в соответствии со стандартами WorldSkills Russia [9] является стимулом для материально-технического развития организации СПО. Кроме того, включение выпускников в систему мониторинга учета достижений WorldSkills — eSim позволяет молодым специалистам в дальнейшем трудоустроиться в соответствии с высокими требованиями работодателей, иметь конкретные индивидуальные профессиональные достижения в своем порт-фолио.

Однако введение новых или расширенных компетенций и направлений профессионального обучения в образовательные программы образовательной организации СПО требует проведения значительной научно-методической работы по приведению в соответствие учебных планов, рабочих программ и другого учебно-методического обеспечения, что, в свою очередь, предопределяет обязательное и перманентное повышение квалификации преподавательского состава и сопровождение преподавательского состава научными работниками развития профессионального образования.

Нельзя не отметить того, что система повышения квалификации преподавателей СПО ориентирована на традиционную модель обучения, и к ней как к общественному институту должны быть также предъявлены новые требования в связи с переориентацией итоговой аттестации выпускников СПО на проведение дeмoнcтpa-ционного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Таким образом, технологические вызовы WorldSkills Russia актуальны и для институтов повышения квалификации и развития профессионального образования.

Очевидны потенциальные возможности государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) в форме дeмoнcтpaционного экзамена как инновационной формы и инструмента, способных помочь профессиональным

образовательным организациям преодолеть сущностные различия в подходах государственного и педагогического контроля к оценке качества подготовки специалистов [9].

Однако имеются объективные и субъективные трудности на пути реализации требований государства в направлении объективизации оценки подготовленности выпускников СПО.

К объективным трудностям необходимо отнести существующие противоречия между требованиями соревновательных стандартов WorldSkills Russia и требованиями ФГОС.

Поскольку ФГОС определяет обязательные требования к профессии, специальности и направлению подготовки, а техническое описание профессиональной компетенции WorldSkills Russia — нормативный документ, определяющий последовательность проведения соревновательной части по какой-либо компетенции [6], критерии оценки конкурсных работ участников, требования к профессиональным навыкам участников, общий состав оборудования, компоненты, оснастку и т. д., то становится очевидным, что вышеназванные нормативные документы различны по сути и по целям, и образовательная организация, в частности, образовательная организация СПО, объективно не может совместить эти требования, а вынуждена определять приоритеты в рамках имеющихся методических, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов. Отсутствие гармонизации стандартов ФГОС и WorldSkills Russia является объективным препятствием для реализации стандартов WorldSkills Russia при проведении ИГА в форме ДЭ, т. е. необходима гармонизация стандартов на государственном уровне.

Объективной причиной является также методологическое несоответствие, так как целью WorldSkills Russia является выявление лучшего, а целью проведения экзамена как такового и ДЭ в частности — оценка навыков каждого.

Далее, «отсекающий» характер критериев стандартов WorldSkills Russia и отсутствие релевантного критерия перевода баллов, полученных при выполнении практического задания на ДЭ в традиционные баллы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), также не позволяют использовать ДЭ как полноценную форму ИГА в сложившейся системе СПО. Отчасти задача приведения баллов по критериям WorldSkills Russia к баллам традиционным, так же, как и задача переработки и адаптации критериев WorldSkills Russia, может быть возложена на сообщество препо-

давателей образовательной организации, но в этом случае необходимо законодательно дать им такие свободы. При этом имеется значимое противоречие, которое должно быть разрешено раньше, чем профессиональное сообщество примется адаптировать критерии и строить таблицу перевода: задания для WorldSkills Russia составляются по принципу «выполнимо по сути, но невыполнимо по времени», в связи с чем, например, задания с последнего национального чемпионата WorldSkills Russia невыполнимы для большинства участников ДЭ, т. е. необходимо переформатировать задания, которые должны быть в принципе выполнимы для успевающего студента СПО.

Научно-методическая поддержка процесса минимизации противоречий между требованиями соревновательных стандартов WorldSkills Russia и требованиями ФГОС по организации и проведению квалификационного экзамена может быть возложена на профильные научные учреждения и методические объединения.

К организационным трудностям необходимо отнести финансовые затруднения образовательной организации при подготовке и проведению ДЭ: для образовательной организации это подчас непосильный груз, так как оборудование для обеспечения рабочих мест является дорогостоящим, при этом отдельной статьи расходов в бюджете образовательной организации не предусмотрено. При организации соревнований WorldSkills Russia финансирование производится за счет союза, через субсидии Министерства образования и науки Челябинской области, а также за счет организационных взносов участников. Отсутствие надлежащего финансирования становится дополнительным барьером для проведения ДЭ в образовательной организации — и финансовым, и психологическим, так как расходы на одного участника ДЭ составляют 4-5 тыс. руб., исходя из опыта ГБПОУ «ЧРТ».

Психологическим барьером является консерватизм преподавательского состава, выраженный в нежелании перемен, связанных с дополнительной и ничем не компенсируемой нагрузкой, с повышением квалификации и т. д. Эксперты, в большинстве своем — преподаватели, отрываются от учебного процесса в апреле — мае, самое «горячее» учебное время, в период подготовки дипломов, сдачи контрольных учебных работ и др. При этом экзамен в Центре проведения ДЭ [10] может длиться несколько недель, если приедут участники из других образовательных организаций, количество же рабочих мест ограничено.

С учетом имеющегося опыта считаю возможным сформулировать совокупность организационно-педагогических условий [11] проведения дeмoнcтpaционного экзамена:

- организационно-правовое сопровождение государственной итоговой аттестации в форме дeмoнcтpaционного экзамена должно быть представлено в виде скоординированной нормативно-правовой базы государственного и муниципального уровней, дополненной научно-методическими рекомендациями по адаптации и гармонизации действующих стандартов (ФГОС, профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills Russia), а также развернутым и детализированным внутренним локальным нормативно-методическим обеспечением образовательной организации;

- ответственность за материально-техническое обеспечение проведения государственной аттестации в форме демонстрационного экзамена должна быть возложена на государственные и муниципальные органы исполнительной власти, сетевых партнеров и, в меньшей степени, на образовательную организации СПО;

- ответственность за кадровое обеспечение проведения государственной аттестации в форме демонстрационного экзамена должна быть возложена на РКЦ и образовательные организации.

Таким образом, при выполнении указанных условий будут наиболее полно раскрыты позитивные возможности влияния ДЭ на деятельность образовательной организации СПО по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов.

Библиографический список

1. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс] : [утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 № 9]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 № 1563]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

3. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 № 968]. — Режим доступа: http:// base.garant.ru/70500084.

4. Перечень поручений по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству № Пр-2582 [Электронный ресурс] : [утв. Президентом РФ 29.12.2016]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682.

5. О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968 [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 17.11.2017 № 1138]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

6. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс] : [утв. приказом Союза «Ворлдскиллс Россия» от

30.11.2016 № ПО/19]. — Режим доступа: https://worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/dokumentyi-po-proektam.

7. О проведении демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 г. [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от

13.01.2017 № 01/31]. — Режим доступа: http://www.minobr74.ru.

8. О пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2018 г. [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19.01.2018 № 1783]. — Режим доступа: http://www.minobr74.ru.

9. Оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Электроника» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. tti-mephi.ru/ttimephi/sites/default/files/document/Units/WS/Оценочная%20документация%20%20 электроника^Г

10. Порядок отбора Центров проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс] : [утв. 27.12.2016]. — Режим доступа: https:// worldskills.ru.

11. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Электронный ресурс] / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — 2014. — № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya.

For citation: Karpenko, L. A. Demonstration examination under Worldskills Russia standards : experience of Chelyabinsk radiotechnical technical school [Text] / L. A. Karpenko // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 54-59.

DEMONSTPATION EXAMINATION UNDER WORLDSKILLS RUSSIA STANDARDS: EXPERIENCE OF CHELYABINSK RADIOTECHNICAL TECHNICAL SCHOOL

L. A. Karpenko

The article identifies the relevance and problems of conducting final state certification of graduates of the system of secondary vocational education. The author's vision of solving the problem based on the experience of conducting a deconstruction exam according to WorldSkills Russia standards based on the Chelyabinsk Radio Engineering Technical School is presented.

Key words: deformation examination, WorldSkills Russia standards, organizational and pedagogical conditions.

References

1. Pasport prioritetnogo proekta «Obrazovanie» po napravleniyu «Podgotovka vysokokvalifit-sirovannykh spetsialistov i rabochikh kadrov s uchetom sovremennykh standartov i peredovykh tekh-nologiy» («Rabochie kadry dlya peredovykh tekhnologiy»): [utv. protokolom zasedaniya prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam ot 25.10.2016 № 9], available at: http://static.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViod yObukhty.pdf. (In Russian)

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 11.02.16 Montazh, tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont elektronnykh priborov i ustroystv: [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.12.2016 № 1563], available at: Konsul'tantPlyus. (In Russian)

3. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya: [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 16.08.2013 № 968], available at: http://base.garant.ru/70500084. (In Russian)

4. Perechen' porucheniy po itogam vstrechi s chlenami natsional'noy sbornoy Rossii po professional'nomu masterstvu № Pr-2582: [utv. Prezidentom RF 29.12.2016], avaleble at: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53682. (In Russian)

5. O vnesenii izmeneniy v Poryadok provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya, utverzhdennyy pri-kazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 16.08.2013 № 968: [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.11.2017 № 1138], available at: Konsul'tantPlyus. (In Russian)

6. Metodika organizatsii i provedeniya demonstratsionnogo ekzamena po standartam Worldskills Rossiya: [utv. prikazom Soyuza «Vorldskills Rossiya» ot 30.11.2016 № PO/19], available at: https:// worldskills.ru/o-nas/dokumentyi/dokumentyi-po-proektam. (In Russian)

7. O provedenii demonstratsionnogo ekzamena po standartam Worldskills Rossiya v 2017 g.: [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 13.01.2017 № 01/31], available at: http://www.minobr74.ru. (In Russian)

8. O pilotnoy aprobatsii demonstratsionnogo ekzamena po standartam Worldskills Rossiya v 2018 g.: [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 19.01.2018 № 1783], available at: http://www.minobr74.ru. (In Russian)

9. Otsenochnye materialy dlya demonstratsionnogo ekzamena po standartam Worldskills Rossiya po kompetentsii «Elektronika», available at: http://www.tti-mephi.ru/ttimephi/sites/default/files/ document/Units/WS/Otsenochnaya%20dokumentatsiya%20%20elektronika.pdf. (In Russian)

10. Poryadok otbora Tsentrov provedeniya demonstratsionnogo ekzamena po standartam Worldskills Rossiya: [utv. 27.12.2016], available at: https://worldskills.ru. (In Russian)

11. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizatsionno-peda-gogicheskie usloviya», Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, 2014, no. 2, available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya. (In Russian)

Карпенко Леонид Александрович, преподаватель ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум», главный региональный эксперт WSR по компетенции «Электроника», г. Челябинск, e-mail: chrt74@gmail.com

Karpenko L. A., lecturer, Chelyabinsk radio engineering college, chief regional expert WSR of "Electronics" competence, Chelyabinsk, e-mail: chrt74@ gmail.com

Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности педагогического коллектива профессиональной образовательной организации [Текст] / Е. С. Малиновский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 59-63.

УДК 377 ББК 74.57

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. С. Малиновский

Реализация инновационного проекта на базе профессиональной образовательной организации затрагивает все стороны ее функционирования, заставляет пересмотреть все имеющиеся возможности и ресурсы, не только материально-техническую базу, но и кадровый потенциал, финансовые возможности, систему управления. В статье описан опыт организации ресурсного обеспечения инновационной деятельности педагогического коллектива.

Ключевые слова: инновации, ресурсное обеспечение инновационной деятельности.

В настоящее время система среднего профессионального образования находится в состоянии бурного развития инновационной деятельности. Одним из важных условий для прогрессивного внедрения инноваций в образовательный процесс является полное понимание руководителем и педагогическим коллективом всей их важности и перспективности для образовательной организации. Главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности всех участников инноваций, направить на реализацию инновационного проекта все необходимые ресурсы.

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации включает в себя нормативное обеспечение, организацию управления, кадровое, материально-техническое, на-

учно-методическое, финансово-экономическое обеспечение, социальный ресурс [1].

К нормативному обеспечению относятся нормативные документы различных уровней, регламентирующие педагогическую деятельность по разработке, апробации и внедрению инноваций в деятельность профессиональной образовательной организации (федеральные, областные, отраслевые нормативные акты, нормативные акты локального характера).

Важным аспектом в реализации инновационного проекта является создание системы управления инновационной деятельностью педагогического коллектива — совокупности индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций. Как показал практический опыт, для координации деятельности всех участников инновационного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.