УДК 377
Горбачев А.А.1
WORLDSKILLS КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАлИЗАцИИ ГОСУДАРСТВЕННОй
политики в сфере подготовки рабочих кадров
Аннотация. В статье приведены результаты изучения основных нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и прикладных квалификаций в России. Рассмотрены хронология развития движения WorldSkills, его роль и значение как действенного инструмента государственной политики в указанной сфере, дана характеристика работы Всероссийского учебно-тренировочный центр профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий как ведущего элемента в реализации стратегических кадровых задач.
Ключевые слова: государственная политика, WorldSkills, подготовка рабочих кадров.
Gorbachev A.
WORLDSKILLS AS A TOOL FOR IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF WORKFORCE TRAINING
Abstract. The paper presents the results of a study of the main regulatory and legal acts governing the implementation of state policy in the field of training of workers and applied qualifications in Russia. The chronology of the development of the WorldSkills movement, its role and importance as an effective tool of public policy in this area are considered, a description of the work of the All-Russian Training Center for Professional Skill and the promotion of the prestige of working professions as a leading element in the implementation of strategic personnel tasks is given.
Keywords: state policy, WorldSkills, workforce training.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации тесно связано с эффективным развитием человеческого капитала. Одним из важных компонентов развития человеческого капитала выступает сфера подготовки кадров в целом, и крайне актуальное сегодня направление -подготовка квалифицированных рабочих кадров на уровне мировых стандартов профессиональных компетенций.
Если исходить из общепринятого определения термина «государственная политика», трактуемого как система действий, регулятивных мер, законов, и финансовых приоритетов по тому или иному направлению, провозглашенная органом государственной власти или
его представителями, то сегодня подготовка квалифицированных рабочих и служащих в полной мере является государственной политикой, так как сложилась система нормативно-правового регулирования в данной сфере, определены субъекты и объекты государственного воздействия, уровень финансирования, основные стратегические цели провозглашены на самом высоком уровне. Рассмотрим каждой из элементов государственной политики в сфере подготовки квалифицированных рабочих и служащих и уделим отдельное внимание роли движения WorldSkills как одному из эффективных инструментов реализации государственной политики.
В 2013 году была утверждена Стратегия
1 Горбачев Алексей Алексеевич, советник директора ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена», г. Анапа, e-mail: 4107940@mail.ru, тел.: +7 (86133) 93-520 (доб. 104)
Alexey Gorbachev, Director's Advisor of All-Russian children's center "Smena", Anapa, e-mail: 4107940@mail.ru, tel.: +7 (86133) 93-520
развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [10] (далее - Стратегия). Стратегия стала ответом на ряд вызовов и угроз, среди которых значительный количественный и качественный разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей/рынка труда (в зависимости от отраслей разрыв к 2013 году составлял 30-70% от
Отметим, что Россия вошла в состав международного движения WorldSkillsInternational годом ранее, в 2012 году. В 2013 году национальная сборная России впервые принимала участие в Международных соревнованиях WoridSkШsIntematюnal в Лейпциге и заняла 41 место. Всего страну представляло 15 человек в 14 компетенциях. Однако уже в 2014 году Россия заняла 11 место в мире, впервые был проведен I Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkillsHi-Tech. В нем приняли участие 160 участников из 89 промышленных компаний страны, представлены 11 компетенций. В качестве судей выступил 141 эксперт, из которых 12 международного уровня.
Таким образом, движение WorldSkills показало значительное развитие. Распоряжением Правительства РФ от 8 октября 2014 года № 1987-р совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) учрежден Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Минобрнауки России и Минтруду России было поручено осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей
потребности). Преодолеть указанную угрозу предполагалось через решение ряда задач, среди которых - популяризация, повышение имиджа рабочих профессий через обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Так, впервые в рамках данной Стратегии на государственном уровне было закреплено, что олимпиад-ное движение профессионального мастерства WorldSkills Russia получит развитие, были установлены следующие индикаторы и показатели:
Союза [8]. 10 августа 2015 года, в Сан-Паулу (Бразилия) решением Генеральной ассамблеи "WorldSkШsIntematюnaГ Россия была выбрана страной проведения мирового первенства 2019 года, которое состоится в Казани. В этом же году Президент России В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Мы должны сформировать целую систему национальных соревнований для рабочих кадров. Предлагаю назвать эту систему «Молодые профессионалы». Очень важное направление» [7], при этом подчеркнем, что Президент РФ говорил о системе, которая должна отвечать запросам как молодых специалистов, так и запросам российской экономики. По итогам выступления был сформирован перечень поручений Президента РФ, среди которых обеспечение необходимой организационной и финансовой поддержки системы национальных чемпионатов рабочих профессий «Молодые профессионалы» в рамках движения «Ворлдскиллс Россия» [6].
В этот же период движение WorldSkills становится предметом научных исследований. Все научные работы, опубликованные в период 2012-2018 годов условно можно классифицировать на три основные группы. В первую
Таблица 1. Показатели и индикаторы развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций
Задача 4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Доля субъектов Российской Федерации, участвующих в движении WorldSkillsRussia, процентов — 10 30 50 70 90
группу нами отнесены работы, цель которых осмысление процесса вхождения России в Международное движение WorldSkillsInternat юпа1. Так, в статье Н.М. Золотаревой, отмечено, что основная задача движения - придать новый импульс развитию системы профессионального образования, и вхождение России в международный процесс это значительный шаг в создании позитивного имиджа рабочих профессий и, соответственно, серьезный шаг на пути создания в России квалифицированных рабочих кадров [3].
С точки зрения влияния на кадровую политику региона М.Ю. Малкин отмечает, что «WoridSkШs как проект призван создать инновационные практико-ориентированные условия для развития среднего профессионального образования в целях обеспечения экономики региона и страны высококвалифицированными кадрами, мотивированными на достижение экономического успеха Челябинской области» [5].
Кроме безусловных сильных сторон движения, исследователи, преимущественно практики, приводят угрозы реализации проекта:
- незнание современных технологий и отсутствие необходимой МТБ, несоответствие качества профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования России международным стандартам и требованиям зарубежных работодателей;
- отсутствие на первом этапе реализации проекта центров и методик подготовки участников соревнований WSR, профессиональных кадров для осуществления подготовки участников и организации соревнований по методике WSR [1].
Вторая группа работ носит ярко выраженный педагогический, либо методический характер, детально останавливаясь на вопросах влияния движения WorldSkills на развитие познавательного интереса [12], совершенствования качества образования [11] и внедрения технологии дуального обучения [2]. Однако данное направление исследований не является предметом изучения в рамках заявленной нами тематики, но позволяет в целом оценить степень научного интереса, подчеркивает многогранность направлений изучения
проблемы встраивания WorldSkills в российскую систему подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Собственно работы, рассматривающие движение WorldSkills как инструмент государственной политики стали публиковаться лишь в последние несколько лет. К числу наиболее системных исследований можно отнести статью Степанова А.А. «Государственная политика в сфере подготовки рабочих кадров: основные тренды и приоритетные направления». Автором дается анализ нормативно-правовой базы государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров, исследует взаимосвязь государственных программ, дает оценку действующей системе подготовки рабочих кадров. Автор приходит к выводу, что при наличии системы нормативных правовых актов на федеральном, отраслевом и региональном уровнях в области подготовки рабочих кадров в России сохраняется проблема отсутствия законодательных механизмов, подходов и эффективного опыта планирования потребности отраслей экономики и крупнейших работодателей в рабочих кадров, а, следовательно, отсутствия системы обоснованного принятия решений по объемам подготовки рабочих кадров за счет бюджетных средств федерального и региональных бюджетов [9].
Таким образом, в научной литературе нашли отражение те угрозы, которые лежат сегодня в плоскости понимания на уровне государственной политики и часть из них уже снята проводимыми мероприятиями.
В частности, говоря о проблеме отсутствия центров и методик подготовки участников соревнований WSR, отметим, что во исполнение Поручения Президента РФ от 21 сентября 2015 г. Пр-1921 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 1750-р на базе ВДЦ «Смена» согласно Паспорта приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») на базе ВДЦ «Смена» (г. Анапа) создан Всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства и
популяризации престижа рабочих профессий (далее - Центр) - уникальная учебно-тренировочная площадка, на которой будут представлены лучшие программы и методики в области ранней профориентации, повышения интереса детей к трудовой деятельности.
Создание Центра является системным государственным шагом, направленным на совершенствование механизмов профориентации, популяризации рабочих профессий и инженерных специальностей, обеспечение массовости подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров и подтверждает целостность и комплексный подход к реализации государственной политики в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Развитие Центра осуществляется на основе Концепции, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 13 января 2017 года [4]. В соответствии с Концепцией, основными задачами определены:
- создание условий для подготовки Национальной сборной России по профессиональному мастерству по стандартам «WoridSkШs»;
- выявление предрасположенностей и способностей детей и молодежи к занятию разными видами профессиональной деятельности;
- реализация программ освоения современных и будущих профессиональных компетенций ^ишогёкПЬ» на основе инструментов «WoridSkШs»;
- проведение профориентационных чемпионатов в формате Скиллсшоу (SkillsShow) по стандартам «WorldSkills».
К 2018 году Концепция претерпела ряд изменений и 17.08.2018 года была утверждена ее новая редакция. В первую очередь государством были пересмотрены задачи деятельности Центра, так от общих узкофункциональных задач, совершен переход к масштабным задачам, ориентированным на долгосрочную перспективу:
- создание инфраструктуры для проведения тренировочных сборов кандидатов и членов расширенного состава Национальной сборной России по профессиональному мастерс-
тву и реализации мероприятий, направленных на популяризацию, повышение престижа и востребованности рабочих и инженерных профессий среди детей и молодёжи;
- создание инфраструктуры для организации профессиональной ориентации и просвещения детей и молодежи;
- разработка и реализация образовательных программ и мероприятий, направленных на популяризацию, повышение престижа и востребованности рабочих и инженерных профессий среди детей и молодежи, в том числе чемпионатов профессионального мастерства в разных форматах;
- методическое сопровождение профориентации детей и молодежи в Российской Федерации.
Таким образом, на уровне задач обозначена необходимость концентрации на базе Центра не только разовых тренировочных мероприятий для узкого круга членов команд, но и разработка и трансляция передового методического и образовательного опыта в регионы, максимально широкий охват детей из всех субъектов Российской Федерации комплексной профориентационной работой. На наш взгляд, это свидетельствует о комплексной государственной политике в данной сфере, обновляющейся в соответствии с требованиями времени.
Решение указанных задач достигается в первую очередь за счет создания в структуре Центра двух ключевых комплексов, предполагающих решение задач разного уровня.
Инфраструктура Центра состоит из Тренировочного комплекса национальной сборной «Молодые профессионалы» и центра профессий «Парк будущего» - образовательных павильонов, сгруппированных по шести направлениям: «Промышленность», «Строительство», «Сервис и дизайн», «Информационные технологии», «Транспорт», «Профессии будущего».
Каждое направление представлено главным отраслевым павильоном кластера (400 кв. м) и павильонами профессий (100 кв. м).
-та- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТРУКТУРА ЦЕНТРА
ВСЕРОССИИСКИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫИ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРЕСТИЖА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ .и
КВШШЕВЯ ф ^ \
Ч шт Тренировочный центр
Кластер «Профессии Будущего»
Кластер «Пром
Кластер «Строительство»
Кластер «Сервис и дизайн» ¡3
1
Кластер «Транспорт»
ровочный центр Национальной сборной по профессиональному мастерству по стандартам \№ог1с)$кН1$
бразовательный центр «Форум»
Рисунок 1 — Структура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий на базе ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена»
Главный отраслевой павильон кластера является площадкой для знакомства детей с профессиями кластера и состоит из кинотеатра с возможностью воспроизведения фильмов в формате ЗО, музея профессий, выставки, кабинетов диагностики профессиональных
предрасположенностей и учебных классов. Одновременно каждый из шести главных отраслевых павильонов будет принимать до 100 посетителей. Двадцать шесть павильонов профессий будут оснащены оборудованием для практической работы.
Рисунок 2 — Инфраструктура Центра профессий «Парк будущего»
Образовательная программа профориента-ционной смены «Парк будущего» направлена на знакомство участников с востребованными и перспективными профессиями и инженерными специальностями по направлениям: «Профессии Будущего», «Промышленность», «Строительство», «Сервис и Дизайн», «Информационные технологии», «Транспорт».
В течение 2017 года по программам Центра профессий «Парк будущего» прошли обучение 9079 детей из 80 регионов России. Из них 4025 чел. - по профориентационной программе «Город мастеров», в том числе 777 человек - за счёт внебюджетных средств; 390 - по программе подготовки юниоров; более 3887 - по краткосрочным программам. Таким образом, показатель «Доля субъектов Российской Федерации, участвующих в движении WoridSkШsRussia», приведенный в Таблице 1, в 2017 году был выполнен на 94,1% (плановый индикатор - 70%).
Участники программы «Парк будущего» прошли профессиональные пробы, приняли участие в чемпионатах профессионального мастерства, разработали проекты по изучаемым компетенциям, в том числе: макет четырехскатной кровли Теремного Дворца в Кремле, макет луковичного купола; рабочие прототипы кулачкового насоса; часы с функцией управления физическими объектами; автоматизированный макет «Умный дом» с использованием технологий «интернет вещей».
Проведены соревнования по стандартам JuniorSkШs в форме «Корпорация» (обучающиеся представляли один проект, созданный в результате освоения нескольких компетенций).
Ежегодно для подготовки по соответствующим программам планируется принимать более 20 000 детей из всех субъектов РФ. В планах до 2025 года до миллиона детей должны пройти подготовку по соответствующим программам по всей стране.
Деятельность Центра основывается на принципах государственно-частного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, крупнейших российских корпораций, ведущих образовательных организаций, институтов гражданского общества.
В целях координации взаимодействия с партнерами Центра, привлечения необходимых средств для поддержания в актуальном состоянии материально-технической базы Центра формируется Попечительский совет, в состав которого приглашаются представители органов государственной власти, предприятий и организаций, вузов, технопарков, институтов развития. Приоритетное право выступать в качестве партнеров Центра принадлежит государственным корпорациям и акционерным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ составляет более 51%. Иные организации и компании приглашаются к партнерству на условиях долгосрочного сотрудничества.
Государство обеспечивает создание инфраструктуры Центра за счет средств федерального бюджета. Партнерам предлагается совместное создание образовательного и презентационного пространства Центра, оснащение современным промышленным и учебным оборудованием, обеспечение участников смен расходными материалами, необходимыми для проведения профессиональных проб, а также направление в Центр в качестве наставников высококлассных специалистов.
Результатом совместной работы станет проведение совместных профильных смен и профориентационных программ с участием высококвалифицированных рабочих и инженеров компаний-партнеров, отработка новейших моделей профессионального самоопределения, использование партнерами успешного опыта Центра, участие детей сотрудников компаний в программах Центра, а также презентация компаний как лидеров в работе с детьми в области популяризации рабочих профессий.
Таким образом, государственная политика России в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров направлена на решение важнейшей задачи - обеспечение экономики страны квалифицированными специалистами в долгосрочной перспективе. Движение WorldSkillsRussia получило серьезную государственную поддержку и стало на сегодня ведущим драйвером развития системы профессионального образования, что нашло от-
ражение в научных и научно-прикладных исследованиях. Очевидно, что комплексный государственный подход, предусматривающий создание эффективного целостного механизма на всех ступенях работы с кадрами (от ранней профориентации до трудоустройства) нашел отражение в создании и запуске Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий на базе Все-
российского детского центра «Смена». Однако дальнейшей разработки требует проблема трансляции опыта Всероссийского центра в регионы России. Разработка модели Региональных учебно-тренировочных центров и механизма их взаимодействия с Всероссийским центром, а также встраивание этой модели в существующую образовательную систему станет логическим продолжением данного исследования.
БИБлИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК
1) Алексеева Е.А. Движение WorldSkillsRussia: история, проблемы и перспективы // Научный альманах. 2016. № 5-2 (19). С. 21-28.
2) Гайнеев Э.Р. Дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чемпионатам WorldSkills // Вестник Университета Российской академии образования. 2017. № 3. С. 43-47.
3) Золотарева Н.М. Присоединение России к WorldSkillslnternational // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 19-23.
4) Концепция развития Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра «Смена» [Электронный ресурс]. URL: https://rkadr.miccedu.ru/&specialPage=rkadry
5) Малкин М.Ю. WorldSkillsRussia - быть или не быть? // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (05). С. 154-155.
6) Перечень поручений по реализации послания Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/perechen-porychenui-po-realuzacuu-poslanuya-prezudenta-federalnomy-sobranuu.html
7) Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. URL:http://www. kremlin. ru/events/president/news/50864
8) Распоряжение Правительства РФ от 8 октября 2014 года №1987-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
9) Степанов А.А. Государственная политика в сфере подготовки рабочих кадров: основные тренды и Приоритетные направления [Электронный ресурс] // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-podgotovki-rabochih-kadrov-osnovnye-trendy-i-prioritetnye-napravleniya (дата обращения: 17.12.2018)
10) Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256447/
11) Фаттахова Р.З., Ефимова И.В. Движение WorldSkills как фактор повышения качества непрерывного профессионального образования // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики Материалы 11-й Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Под общей ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. 2017. С. 379-384.
12) Янушевская О.В. Формирование познавательного интереса у обучающихся через участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2017. № 2 (9). С. 33.