УДК 343.82 S.A. ZLOTNIKOV
ББК 67.409.182 З 68
ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS FOR CONSTRUCTIVE ACTIVITIES AND SOCIAL REINTEGRATION
Аннотация: в статье освещаются вопросы подготовки осужденных к освобождению и оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные подготовках освобождению
СЕРГЕЙ
АНАТОЛЬЕВИЧ
ЗЛОТНИКОВ*
ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, К ОСВОБОЖДЕНИЮ: СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ
* Начальник ИК-34 ОИК-36
(ГУФСИН России по Красноярскому краю).
E-mail: [email protected].
Annotation'. The article deals with equipping prisoners for life after release and helping them to be reaccepted into society.
Key words penal system, prisoners, preparation for release.
Вопросы подготовки осужденных к освобождению и оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в целях снижения рецидива преступлений являются са -мыми насущными в пенитенциарной политике любого государства Общество приходит к однозначному выводу о том, что намного эффективнее предупреждать совершение преступлений, применяя меры воздействия, в том числе принудительного характера, к лицам, склонным к совершению правонарушений, чем впоследствии пожинать плоды преступного поведения отдельной категории граждан. Кроме того, для налогоплательщиков обходятся дешевле мероприятия предупредительного характера, чем содержание заключенных в местах лишения свободы.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России и дальнейшего ее совершенствования подготовкаосужденных к социально полезной жизнедеятельности в обществе после освобождения из мест лишения свободы стала одной из важнейших проблем науки уголовно-исполнительного права, так как до настоящего времени не сформирована система ресоциализации осужденных, позволяющая после отбытия наказания интегрировать в общество индивида, способного нормально функционировать и организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с общественными нормами, то есть система, исключающая повторное совершение преступления после отбытия наказания.
Момент начала подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению законом не определен, однако, по нашему мнению, этот процесс, направленный на достижение целей, установленных уго-
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
ловно-исполнительным законодательством должен начинаться с момента поступления осужденного в исправительное учреждение и продолжаться в течение всего периода отбывания наказания.
Аналогичную позицию занимает Ю.В. Баранов, который указывает на начало процесса подготовки осужденного к освобождению и определяет его содержание, считая, что подготовка осужденного к освобождению должна и может начинаться с первого дня отбывания им наказания в виде лишения свободы. В рамках воспитания и обучения не должно быть иной цели и задачи1.
Однозначного мнения о том, что представляет собой подготовка осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению, в научной литературе нет, как и однозначной позиции относительно установления ее этапов. Ряд авторов соотносят подготовку осужденных к освобождению с исправлением и представляют ее в качестве одного из этапов ресоциализации2, другие определяют ее как социальную реабилитацию3, по мнению третьих, это комплекс мер, проводимых в период отбывания наказания и направленных на облегчение адаптации осужденных к условиям жизни на свободе, в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщения к честной трудовой жизни4.
Подготовкаосужденных к освобождению из мест лишения свободы представляет собой целенаправленную деятельность администрации исправительного учреждения, осуществляемую во взаимодействии с государственными органами и общественными формированиями и проводимую с момента прибытия осужденного в исправительное учреждение до его освобождения. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исправление осужденного, повышение уровня его личностного развития, образовательного и профессионального уровня, оказание помощи в решении вопросов бытового и трудового устройства после освобождения, а также других мероприятий, способствующихуспешной социальной адапта -ции с целью восстановления способности индивида к полноценному социально-правовому функционированию.
Система подготовки осужденных к освобождению должна включать в себя совокупность целей, задач, содержания, форм и средств, реализуемых в процессе взаимодействия администрации и осужденных, осуществляемого на основе уголовно-исполнительного
законодательства, реализации осужденными своего социально-правового статуса, деятельности по развитию и поддержанию образовательного уровня, трудовой деятельности, нравственного воспитания. При ее организации нужно учесть условия изоляции в зависимости от степени общественной опасности преступника, его социально-нравственную запущенность, основания освобождения, что в совокупности создаст более благоприятные предпосылки для ресоциализации5.
Подготовка осужденных к освобождению -это составляющий элемент ресоциализации, ее пенитенциарный период, который, в свою очередь, ограничен четырьмя этапами.
Этап первичной адаптации начинается в момент прибытия осужденного в исправительное учреждение и предполагает всестороннее и полное изучение его личности. Знание особенностей личности, интересов, уровня развития и образования, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения прибывшего в колонию осужденного - все это позволяет проводить дифференциацию осужденных и соответственно прогнозировать поведение каждого из них как в период отбывания наказания, так и после освобождения. Изучение личности осужденного, причин и условий, способствовавших совершению им преступления, необходимо для плодотворной работы по подготовке к освобождению, ведь, не зная сути проблемы, невозможно найти правильный путь ее решения. Кроме того, дифференциация лиц, прибывших в колонию, поможет отделить негативно настроенную их часть от основной массы осужденных, имеющих положительные жизненные установки. Для определения методов и способов работы с осужденным, индивидуализации деятельности по подготовке осужденного к освобождению целесообразно разделить их на категории согласно теории Ф. Листа, который выделял три группы преступников: неисправимые (их нужно обезвреживать); нуждающиеся в исправлении и способные к исправлению; случайные преступники, которых необходимоуст-рашать. Всю деятельность системы правоохранительных органов он сводил к формуле: «Обезвреживание неисправимых, исправление исправимых. Остальное сделается само со-бой»6. С момента выхода в свет его теории прошло более века, но и в настоящее время ее положения остаются достаточно актуальными.
Н.А. Стручков отмечал: «Чтобы действительно индивидуализировать исполнение наказания, нужно «поближе» подойти к каждому
осужденному и в то же время остаться в разумных рамках общей требовательности... Нужно поделить осужденных на определенные группы и категории»7.
Подготовительный этап предполагает составление предварительного социально-психологического портрета осужденного и в соответствии с ним прогноза его дальнейшего поведения в колонии и после освобождения. Уже есть представление о его планах и жизненных установках, социально полезных связях и проблемах, состоянии здоровья, уровне интеллекта и образования; в процессе изучения личности выделены основные причины, способствующие совершению осужденным преступления.
На данном этапе необходима разработка индивидуальной программы подготовки осужденного к освобождению, основная цель которой - устранение негативных факторов, ставших причиной антиобщественного образа жизни и совершения преступления. Программа должна предусматривать мероприятия, направленные не только на устранение условий, способствующих противоправному поведению лица, но и на всестороннее развитие личности и смену ценностных ориентаций.
Этап исправления можно назвать основным в подготовке осужденного к освобождению. Он самый продолжительный, поэтому задачи администрации на этом этапе довольно объемны и содержательны. В течение этого периода либо происходит нравственный, психологический перелом личности осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться криминальная направленность. На данном этапе необходимо решить ряд задач:
- в процессе проведения мероприятий по подготовкеосужденного к освобождению сформировать установку на законопослушное поведение как в период пребывания в колонии, так и после освобождения;
- разъяснить и сформировать в сознании осужденного необходимость поддержания общечеловеческих ценностей, выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких как гражданин, работник, семьянин;
- обеспечить получение осужденным общего образования, повышение личностного и ин-теллектуальногоуровня;
- получить профессиональное образование для того, чтобы профессия служила реальным источником обеспечения жизнедеятельности после освобождения;
- восстановить социально полезные связи, укрепить имеющиеся;
- обеспечить получение осужденными документов, необходимых для жизнедеятельности после освобождения;
- сформировать положительное отношение к труду, обеспечив в ходе этого этапа нормальные условия труда и достойное вознаграждение за труд;
- оказать помощь осужденному в решении вопросов социально-бытового характера как в период отбывания наказания, так и после освобождения.
Жизнедеятельность осужденных в исправительном учреждении должна подлежать четкой организации, ибо если не занимать их полезной деятельностью в период отбывания наказания, не организовывать досуг, бездеятельность создаст предпосылки к противоправной деятельности.
Достаточно подробно вопросы полезной занятости осужденных освещает в своем диссертационном исследовании Н.Н. Дерюга, по мнению которого организация полной занятости осужденных представляет собой важнейшую проблему в исправительных учреждениях, головную боль их администрации. В условиях изоляции она перерастает в острую социальную проблему, способную привести к непослушанию осужденных и социальным взрывам.
Нормальная жизнедеятельность человека предполагает повседневную учебу, работу и отдых как способ существования человека. Следовательно, обеспечивая осужденного этими составляющими жизнедеятельности, можно рассчитывать на его законопослушность и адаптацию к свободной жизни8.
Как показывает практика, осужденный, проведший без работы несколько лет, не способен и не хочет трудиться, поэтому его социализация в обществе после освобождения равна нулю. Значит, отсутствие работы в местах лишения свободы перечеркивает главный принцип и цели уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Еще в 1923 г. американский деятель А. Дина писал: если работы заключенных носят случайный характер, не будет преувеличением сказать, что они приобретают, скорее, привычку к лени, чем трудовые навыки, когда же им и удается приучаться к работе, то приходится делать это при помощи таких методов и инструментов, которые, как правило, устарели и отличаются низким каче-
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
ством произведенной в результате их использования продукции9 .
Этап освобождения (завершающий) начинается не позднее чем за три месяца до окончания срока лишения свободы или срока возможного применения в соответствии с ч. 9 ст. 175 УИК РФ условно-досрочного освобождения. За этот период необходимо провести ряд заключительных мероприятий, а именно определить намерения осужденного относительно его места проживания, работы или учебы после освобождения, оказать помощь в трудоустройстве, решении вопросов бытового характера.
Существующая система подготовки бытового и трудового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, в полной мере не выполняет возложенных на нее функций и чаще всего носит формальный характер. Деятельность сотрудников исправительного учреждения по трудовому и бытовому устройству осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, ограничивается сферой реализации законодательства и не охватывает всех правоотношений, возникающих в процессе подготовки осужденных к освобождению. Взаимодействие при решении
вопросов бытового и трудового устройства осужденных сотрудников исправительного учреждения и государственных органов практически отсутствует. Принимаемые региональные нормативные документы, регламентирующие отношения в сфере подготовки осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению, а также их социальной адаптации, в большинстве своем носят рекомендательныйхарак-тер, намеченные мероприятия часто не проводятся, система взаимодействия органов государства и общества в данных документах не является функциональной, необходимоефинан -совое обеспечение отсутствует.
Назрела необходимость разработки законодательного механизма по решению вопросов бытового и трудового устройства осужденных, который должен быть представлен в виде закона о социальной адаптации осужденных, отбывающих лишение свободы. При этом надо учесть, что подготовкаосужденных к освобождению в рамках исправительного учреждения вне взаимосвязи с социальными институтами, общественными организациями и объединениями, государственными органами, организациями и службами, правоохранительными органами не может быть достаточно эффективной.
1 См.: БарановЮ.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. С. 144.
2 См.: Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации осужденныхк лишению свободы дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С.173, 186; КрайноваН.А. Проблемы ресоциализации неоднократносудимыхлиц: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 19.
3 См.: Бочаров В.М. Уголовно-исполнительные и криминологические аспекты социальной реабилитации освобожденныхиз исправительных учреждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук Краснодар, 2001. С. 9.
4 См.: МихлинА.С., ГуськовВ.Н. Подготовкак освобождению лишенных свободы и закрепление результатов их исправления: монография. М., 1972. С. 6.
5 См.: Молдашева А.Б. Система подготовки осужденных к освобождению: структураи содержание // Фемида. 2009. N° 4. С. 28-30.
6 Лист Ф. Наказание и его цели. СПб., 1895. С. 48.
7 Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью Саратов, 1970. С. 176-177.
8 См.: ДерюгаН.Н. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных содержащихся в местах лишения свободы дис. ... д-ра юрид. наук Хабаровск, 2003. С. 29-30.
9 См.: ШирвиндтЕ., УтевскийБ. Советское пенитенциарное право. М., 1927. С. 156.