Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению: система и содержание'

Организационно-правовые основы подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению: система и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЕ / ПОДГОТОВКА К ОСВОБОЖДЕНИЮ / PENAL SYSTEM / PRISONERS / PREPARATION FOR RELEASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Злотников Сергей Анатольевич

в статье освещаются вопросы подготовки осужденных к освобождению и оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGALBASIS FORCONSTRUCTIVEACTIVITIES ANDSOCIALREINTEGRATION

The article deals with equipping prisoners for life after release and helping themto be reaccepted into society

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению: система и содержание»

УДК 343.82 S.A. ZLOTNIKOV

ББК 67.409.182 З 68

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS FOR CONSTRUCTIVE ACTIVITIES AND SOCIAL REINTEGRATION

Аннотация: в статье освещаются вопросы подготовки осужденных к освобождению и оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные подготовках освобождению

СЕРГЕЙ

АНАТОЛЬЕВИЧ

ЗЛОТНИКОВ*

ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, К ОСВОБОЖДЕНИЮ: СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ

* Начальник ИК-34 ОИК-36

(ГУФСИН России по Красноярскому краю).

E-mail: [email protected].

Annotation'. The article deals with equipping prisoners for life after release and helping them to be reaccepted into society.

Key words penal system, prisoners, preparation for release.

Вопросы подготовки осужденных к освобождению и оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в целях снижения рецидива преступлений являются са -мыми насущными в пенитенциарной политике любого государства Общество приходит к однозначному выводу о том, что намного эффективнее предупреждать совершение преступлений, применяя меры воздействия, в том числе принудительного характера, к лицам, склонным к совершению правонарушений, чем впоследствии пожинать плоды преступного поведения отдельной категории граждан. Кроме того, для налогоплательщиков обходятся дешевле мероприятия предупредительного характера, чем содержание заключенных в местах лишения свободы.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России и дальнейшего ее совершенствования подготовкаосужденных к социально полезной жизнедеятельности в обществе после освобождения из мест лишения свободы стала одной из важнейших проблем науки уголовно-исполнительного права, так как до настоящего времени не сформирована система ресоциализации осужденных, позволяющая после отбытия наказания интегрировать в общество индивида, способного нормально функционировать и организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с общественными нормами, то есть система, исключающая повторное совершение преступления после отбытия наказания.

Момент начала подготовки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению законом не определен, однако, по нашему мнению, этот процесс, направленный на достижение целей, установленных уго-

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

ловно-исполнительным законодательством должен начинаться с момента поступления осужденного в исправительное учреждение и продолжаться в течение всего периода отбывания наказания.

Аналогичную позицию занимает Ю.В. Баранов, который указывает на начало процесса подготовки осужденного к освобождению и определяет его содержание, считая, что подготовка осужденного к освобождению должна и может начинаться с первого дня отбывания им наказания в виде лишения свободы. В рамках воспитания и обучения не должно быть иной цели и задачи1.

Однозначного мнения о том, что представляет собой подготовка осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению, в научной литературе нет, как и однозначной позиции относительно установления ее этапов. Ряд авторов соотносят подготовку осужденных к освобождению с исправлением и представляют ее в качестве одного из этапов ресоциализации2, другие определяют ее как социальную реабилитацию3, по мнению третьих, это комплекс мер, проводимых в период отбывания наказания и направленных на облегчение адаптации осужденных к условиям жизни на свободе, в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщения к честной трудовой жизни4.

Подготовкаосужденных к освобождению из мест лишения свободы представляет собой целенаправленную деятельность администрации исправительного учреждения, осуществляемую во взаимодействии с государственными органами и общественными формированиями и проводимую с момента прибытия осужденного в исправительное учреждение до его освобождения. Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исправление осужденного, повышение уровня его личностного развития, образовательного и профессионального уровня, оказание помощи в решении вопросов бытового и трудового устройства после освобождения, а также других мероприятий, способствующихуспешной социальной адапта -ции с целью восстановления способности индивида к полноценному социально-правовому функционированию.

Система подготовки осужденных к освобождению должна включать в себя совокупность целей, задач, содержания, форм и средств, реализуемых в процессе взаимодействия администрации и осужденных, осуществляемого на основе уголовно-исполнительного

законодательства, реализации осужденными своего социально-правового статуса, деятельности по развитию и поддержанию образовательного уровня, трудовой деятельности, нравственного воспитания. При ее организации нужно учесть условия изоляции в зависимости от степени общественной опасности преступника, его социально-нравственную запущенность, основания освобождения, что в совокупности создаст более благоприятные предпосылки для ресоциализации5.

Подготовка осужденных к освобождению -это составляющий элемент ресоциализации, ее пенитенциарный период, который, в свою очередь, ограничен четырьмя этапами.

Этап первичной адаптации начинается в момент прибытия осужденного в исправительное учреждение и предполагает всестороннее и полное изучение его личности. Знание особенностей личности, интересов, уровня развития и образования, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения прибывшего в колонию осужденного - все это позволяет проводить дифференциацию осужденных и соответственно прогнозировать поведение каждого из них как в период отбывания наказания, так и после освобождения. Изучение личности осужденного, причин и условий, способствовавших совершению им преступления, необходимо для плодотворной работы по подготовке к освобождению, ведь, не зная сути проблемы, невозможно найти правильный путь ее решения. Кроме того, дифференциация лиц, прибывших в колонию, поможет отделить негативно настроенную их часть от основной массы осужденных, имеющих положительные жизненные установки. Для определения методов и способов работы с осужденным, индивидуализации деятельности по подготовке осужденного к освобождению целесообразно разделить их на категории согласно теории Ф. Листа, который выделял три группы преступников: неисправимые (их нужно обезвреживать); нуждающиеся в исправлении и способные к исправлению; случайные преступники, которых необходимоуст-рашать. Всю деятельность системы правоохранительных органов он сводил к формуле: «Обезвреживание неисправимых, исправление исправимых. Остальное сделается само со-бой»6. С момента выхода в свет его теории прошло более века, но и в настоящее время ее положения остаются достаточно актуальными.

Н.А. Стручков отмечал: «Чтобы действительно индивидуализировать исполнение наказания, нужно «поближе» подойти к каждому

осужденному и в то же время остаться в разумных рамках общей требовательности... Нужно поделить осужденных на определенные группы и категории»7.

Подготовительный этап предполагает составление предварительного социально-психологического портрета осужденного и в соответствии с ним прогноза его дальнейшего поведения в колонии и после освобождения. Уже есть представление о его планах и жизненных установках, социально полезных связях и проблемах, состоянии здоровья, уровне интеллекта и образования; в процессе изучения личности выделены основные причины, способствующие совершению осужденным преступления.

На данном этапе необходима разработка индивидуальной программы подготовки осужденного к освобождению, основная цель которой - устранение негативных факторов, ставших причиной антиобщественного образа жизни и совершения преступления. Программа должна предусматривать мероприятия, направленные не только на устранение условий, способствующих противоправному поведению лица, но и на всестороннее развитие личности и смену ценностных ориентаций.

Этап исправления можно назвать основным в подготовке осужденного к освобождению. Он самый продолжительный, поэтому задачи администрации на этом этапе довольно объемны и содержательны. В течение этого периода либо происходит нравственный, психологический перелом личности осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться криминальная направленность. На данном этапе необходимо решить ряд задач:

- в процессе проведения мероприятий по подготовкеосужденного к освобождению сформировать установку на законопослушное поведение как в период пребывания в колонии, так и после освобождения;

- разъяснить и сформировать в сознании осужденного необходимость поддержания общечеловеческих ценностей, выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких как гражданин, работник, семьянин;

- обеспечить получение осужденным общего образования, повышение личностного и ин-теллектуальногоуровня;

- получить профессиональное образование для того, чтобы профессия служила реальным источником обеспечения жизнедеятельности после освобождения;

- восстановить социально полезные связи, укрепить имеющиеся;

- обеспечить получение осужденными документов, необходимых для жизнедеятельности после освобождения;

- сформировать положительное отношение к труду, обеспечив в ходе этого этапа нормальные условия труда и достойное вознаграждение за труд;

- оказать помощь осужденному в решении вопросов социально-бытового характера как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Жизнедеятельность осужденных в исправительном учреждении должна подлежать четкой организации, ибо если не занимать их полезной деятельностью в период отбывания наказания, не организовывать досуг, бездеятельность создаст предпосылки к противоправной деятельности.

Достаточно подробно вопросы полезной занятости осужденных освещает в своем диссертационном исследовании Н.Н. Дерюга, по мнению которого организация полной занятости осужденных представляет собой важнейшую проблему в исправительных учреждениях, головную боль их администрации. В условиях изоляции она перерастает в острую социальную проблему, способную привести к непослушанию осужденных и социальным взрывам.

Нормальная жизнедеятельность человека предполагает повседневную учебу, работу и отдых как способ существования человека. Следовательно, обеспечивая осужденного этими составляющими жизнедеятельности, можно рассчитывать на его законопослушность и адаптацию к свободной жизни8.

Как показывает практика, осужденный, проведший без работы несколько лет, не способен и не хочет трудиться, поэтому его социализация в обществе после освобождения равна нулю. Значит, отсутствие работы в местах лишения свободы перечеркивает главный принцип и цели уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Еще в 1923 г. американский деятель А. Дина писал: если работы заключенных носят случайный характер, не будет преувеличением сказать, что они приобретают, скорее, привычку к лени, чем трудовые навыки, когда же им и удается приучаться к работе, то приходится делать это при помощи таких методов и инструментов, которые, как правило, устарели и отличаются низким каче-

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

ством произведенной в результате их использования продукции9 .

Этап освобождения (завершающий) начинается не позднее чем за три месяца до окончания срока лишения свободы или срока возможного применения в соответствии с ч. 9 ст. 175 УИК РФ условно-досрочного освобождения. За этот период необходимо провести ряд заключительных мероприятий, а именно определить намерения осужденного относительно его места проживания, работы или учебы после освобождения, оказать помощь в трудоустройстве, решении вопросов бытового характера.

Существующая система подготовки бытового и трудового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, в полной мере не выполняет возложенных на нее функций и чаще всего носит формальный характер. Деятельность сотрудников исправительного учреждения по трудовому и бытовому устройству осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, ограничивается сферой реализации законодательства и не охватывает всех правоотношений, возникающих в процессе подготовки осужденных к освобождению. Взаимодействие при решении

вопросов бытового и трудового устройства осужденных сотрудников исправительного учреждения и государственных органов практически отсутствует. Принимаемые региональные нормативные документы, регламентирующие отношения в сфере подготовки осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению, а также их социальной адаптации, в большинстве своем носят рекомендательныйхарак-тер, намеченные мероприятия часто не проводятся, система взаимодействия органов государства и общества в данных документах не является функциональной, необходимоефинан -совое обеспечение отсутствует.

Назрела необходимость разработки законодательного механизма по решению вопросов бытового и трудового устройства осужденных, который должен быть представлен в виде закона о социальной адаптации осужденных, отбывающих лишение свободы. При этом надо учесть, что подготовкаосужденных к освобождению в рамках исправительного учреждения вне взаимосвязи с социальными институтами, общественными организациями и объединениями, государственными органами, организациями и службами, правоохранительными органами не может быть достаточно эффективной.

1 См.: БарановЮ.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. С. 144.

2 См.: Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации осужденныхк лишению свободы дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С.173, 186; КрайноваН.А. Проблемы ресоциализации неоднократносудимыхлиц: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 19.

3 См.: Бочаров В.М. Уголовно-исполнительные и криминологические аспекты социальной реабилитации освобожденныхиз исправительных учреждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук Краснодар, 2001. С. 9.

4 См.: МихлинА.С., ГуськовВ.Н. Подготовкак освобождению лишенных свободы и закрепление результатов их исправления: монография. М., 1972. С. 6.

5 См.: Молдашева А.Б. Система подготовки осужденных к освобождению: структураи содержание // Фемида. 2009. N° 4. С. 28-30.

6 Лист Ф. Наказание и его цели. СПб., 1895. С. 48.

7 Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью Саратов, 1970. С. 176-177.

8 См.: ДерюгаН.Н. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных содержащихся в местах лишения свободы дис. ... д-ра юрид. наук Хабаровск, 2003. С. 29-30.

9 См.: ШирвиндтЕ., УтевскийБ. Советское пенитенциарное право. М., 1927. С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.