Научная статья на тему 'Процесс ресоциализации личности осуждённого к лишению свободы'

Процесс ресоциализации личности осуждённого к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресоциализация / осуждённый / Исправительное учреждение / стадии / Наказание / общество / Resocialization / convict / attendance centre / stage / Punishment / society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаитжанов Азимжан

Раскрывается содержание ресоциализации и показывается важность этого процесса при формировании у осужденного необходимых качеств поведения для адаптации в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article preparation is analysed convict to liberation and social adaptation him in society. An author exposes maintenance of resocializacii and shows importance of this process at forming of qualities, necessary for the adapted conduct in society

Текст научной работы на тему «Процесс ресоциализации личности осуждённого к лишению свободы»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2010. № 4

УДК 343.8

ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

© 2010 г. А. Хаитжанов

Пензенский государственный университет, ул. Красная, 40, г. Пенза, 440026, [email protected]

Penza State University, Krasnaya St., 40, Penza, 440026, [email protected]

Раскрывается содержание ресоциализации и показывается важность этого процесса при формировании у осужденного необходимых качеств поведения для адаптации в обществе.

Ключевые слова: ресоцализация, осуждённый, исправительное учреждение, стадии, наказание, общество.

In this article preparation is analysed convict to liberation and social adaptation him in society. An author exposes maintenance of resocializacii and shows importance of this process at forming of qualities, necessary for the adapted conduct in society.

Keywords: resocialization, convict, attendance centre, stage, punishment, society.

Ресоциализация по общему признанию включает в себя исправление, т.е. подготовку осуждённого к освобождению и социальную адаптацию его в обществе. Это процесс восстановления утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания (изоляции) социальных связей, функций и статуса личности; это усвоение осуждённым стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознание подчинения правовым и иным моральным нормам поведения [1].

На этот счет в научной литературе существуют различные мнения (В.М. Анисимков, Ю.А. Алфёров, Ю. И. Бытко, М.С. Рыбак, Т.Н. Волкова [2] и др.), но цельной обоснованной концепции до сих пор не выработано не только в России, но и в других странах.

На наш взгляд, ресоциализация личности осуждённого начинается с первых дней его пребывания в местах лишения свободы. Исполнение уголовного наказания направлено на решение двух основных задач: исполнение непосредственно уголовного наказания и ресоциализация личности осуждённого; формирование у него индивидуальных качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе.

Исправительное учреждение, с одной стороны, должно моделировать жизнь обычного нормального общества, с другой - в нём исполняется наказание, устанавливается принудительный порядок его отбывания, т.е. режим (ст. 9. УИК РФ), определяющий не только рамки поведения осуждённых, но и границы проведения с ними исправительного воздействия.

Именно на данном переломном этапе жизни осужденного важно соединение этих двух моментов, что является важнейшей социальной проблемой настоящего времени.

Чрезвычайно важно, чтобы в данных условиях не была принижена личность индивида и чтобы к нему не относились как к чуждому элементу общества [3].

Таким образом, процесс ресоциализации, который начинается с первого дня исполнения наказания должен формировать у осуждённых положительные качества, быть открытым и способствовать формированию социализированной личности, как необходимого усло-

вия достижения поставленных задач, стоящих перед наказанием и осуществления процесса ресоциализации осужденного, а затем и его социальной адаптации.

Первой стадией ресоциализации следует считать отнесение осужденного к положительной, отрицательной либо нейтральной социальной группе.

Как показывает практика, абсолютное большинство (85 - 90 %) осуждённых, содержащихся в исправительном учреждении (какой бы-то не было категории), образуют неофициальные группы от двух до десяти, а то и более человек. В данном случае сотрудники исправительных учреждений должны стимулировать положительные внутригрупповые и межгрупповые контакты, это создает благоприятные условия для формирования коллектива и микроклимата осужденных. Обычно группы осужденных, имеющих небольшие сроки наказания, один или два года лишения свободы, легко поддаются воздействию и не имеют устойчивой связи с общественно опасными социальными группами, состоящими из криминальных авторитетов. Именно точное определение принадлежности осужденного к соответствующей микросреде (положительной, отрицательной или нейтральной) окажет эффективное влияние на дальнейшую ресоциали-зацию и подготовку осужденного к освобождению.

Второй стадией следует считать осознание осужденным своего общественно опасного преступного поведения, и отказ от той социально опасной среды, к которой он относился. Он прошел к этому времени все три ступени исправления, сопровождающиеся аттестацией администрации учреждения и встал на путь исправления. Осужденный:

- принимает участие в общественной жизни бригады, отряда, исправительного учреждения;

- повышает свой профессионально-технический и общеобразовательный уровень;

- оказывает материальную помощь семье либо родственникам, престарелым родителям, несовершеннолетним детям;

- участвует в общественно полезном труде и т.д.

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2010. № 4

Проводимая воспитательная работа на высоком профессиональном уровне и в комплексе является третьей стадией ресоциализации осужденного.

В последнее десятилетие ошибочная тенденция к свертыванию воспитательной работы в местах лишения свободы и увеличение мер режимного характера отрицательно сказались на состоянии преступности в нашей стране.

Воспитательное воздействие в исправительных учреждениях, особенно на тех, кто положительно характеризуется, должно способствовать формированию у осужденных социально полезных взглядов и представлений, а также соответствовать требованиям обоснованности внутренней логичности и последовательности.

Основная цель и направление воспитательной работы заключается в закреплении достигнутых результатов после отбывания наказания в процессе адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Необходимо поэтому содержать данную категорию лиц в отдельном локальном участке исправительного учреждения, исключая любые контакты с отрицательно настроенной частью осужденных, с созданием необходимых условий содержания.

Как пример подобного подхода к ресоциализации, в одном из исправительных учреждении г. Пензы в 1989 г. был организован локальный участок, правда, в нем содержались осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя.

В отборе данной категории лиц принимали непосредственное участие: начальники отрядов, сотрудники оперативно-режимных частей, инженерно-технические работники собственного производства, педагогический коллектив школы рабочей молодежи и профессионально-технического училища.

После чего оформлялись следующие документы:

- характеристика, в которой указывались поощрения либо нарушения, отношение к совершённому преступлению, поведение в быту и на производстве, отношение с родственниками, повышение общеобразовательного и профессионального уровня и где обязательно делался вывод о том, что осуждённый твёрдо встал на путь исправления и заслуживает перевода на бесконвойное передвижение;

- справка из медсанчасти о трудоспособности и отсутствии инвалидности;

- постановление о переводе осуждённого на бесконвойное передвижение и иные документы, которые рассматривались на административной комиссии учреждения, они при положительном результате подписывались начальником исправительного учреждения, его заместителями.

Оформленные документы представлялись в управление исполнения наказания, где утверждалось постановление о бесконвойном передвижении и согласовывалось с администрацией местного самоуправления, после чего осужденные переводились в отдельный локальный участок. В нем были созданы все жизненно

Поступила в редакцию

важные условия, близкие к условиям общежития, и такой же участок был создан за пределами исправительного учреждения. Данное помещение, предназначенное для досуга, отдыха и проведения бесед, было оборудовано и оснащено всем необходимым.

Согласно утвержденного, начальником исправительного учреждения графика, под надзором и контролем сотрудников оперативной части, инспекторов отдела безопасности, осужденным представлялись краткосрочные и длительные свидания с близкими родственниками и семьями от одного дня до трех суток.

С этой категорией осужденных инженер по бытовому и трудовому устройству совместно с сотрудниками и представителями различных форм собственности (директорами учреждений и организаций, представителями различных фирм) проводили беседы по их трудоустройству после отбытия срока наказания.

В конечном итоге, как показала практика, процесс ресоциализации дал положительные результаты:

- большинство осужденных сразу после отбытия наказания были трудоустроены в государственные учреждения, и лишь отдельные - в организации частных фирм;

- адаптация таких осужденных в любом социуме происходила быстрее, так как они знали, предвидели и преодолевали трудности осознанно;

- важнейшим показателем было то обстоятельство, что у таких лиц рецидив совершаемых преступлений был практически равен нулю.

Нужно отметить, что слаженная работа сотрудников исправительного учреждения и взаимодействие их с другими органами, организациями и учреждениями давали положительные результаты.

Таким образом, ресоциализация - это сложный, многогранный и взаимосвязанный процесс, требующий больших усилий от сотрудников исправительного учреждения по коррекции взглядов и убеждений осужденных, формирование у них социально полезных свойств, потребности в труде, выработки уважительного отношения к социуму, закону, правилам и традициям современного общества.

Литература

1. Антонян ЮМ. Наказание и исправление преступников. М., 1992. 158 с.; Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. М., 1994. 205 е.; Быт-ко Ю. И. Учение о рецидиве преступлений в российском праве: история и современность: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1998. С. 25 - 26.; Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2004. 480 е.; Антонян Ю.М., Волкова Т.Н. Преступность стариков. Рязань, 2005. 160 с.

2. Анисимков В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Теоретические основы и механизм реализации. М., 1995. 176 с

3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1997. 190 с.

_18 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.