одно: вся предыдущая история человеческого сообщества вне семьи, вне вечной взаимосвязи родительства и детства была бы немыслимой.
Семья была и остается великой и естественной школой человечества, а истоки необходимо беречь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. М., 2000.
2. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. М., 1999.
3. Гурко Т. В. Родительство: социологические аспекты / Т. В. Гурко. М., 2003.
4. Карлсон А. Общество — Семья — Личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / А. Карлсон. М., 2003.
5. Кафка Ф. Америка: роман; Процесс: роман; Из дневников / Ф. Кафка. М., 1991.
6. Сови А. Общая теория населения: в 2 ч., Ч. 2. Жизнь населений / А. Сови. М., 1977.
7. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. М., 2004.
8. Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М., 1992.
9. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей / Г. Эберлейн. М., 1981.
Поступила 11.04.07.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Е. В. Камышова, кандидат социологических наук
Неполные семьи в современной России и ного времени по формальному признаку при-
Республике Мордовия в большинстве своем относятся к категории нуждающихся в повышенной социальной защите, что объективно связано с наличием в них многих материальных, психолого-педагогических, жилищно-быто-вых и иных проблем.
Профилактика и разрешение трудностей в конкретной неполной семье во многом зависят от учета при организации и осуществлении социальной работы особенностей ее функционирования в зависимости от принадлежности к одному из традиционно выделяемых ее типов (семья одиноких матерей, семья разведенных супругов, семья, потерявшая кормильца). Другими словами, важно осуществление дифференцированного подхода в социаль-
надлежности семьи к той или инои категории. Применительно к неполной семье данный подход предполагает всесторонний учет особенностей ее социального статуса в зависимости от принадлежности к тому или иному типу, вследствие чего подбираются индивидуальные технологии социальной работы.
В каждом типе неполных семей возникают свои специфические проблемы, создаются различные условия и предпосылки для воспитания и социализации детей. Возможности для разви-
О
тия ее членов, в частности детей, ставятся в каждой семье в зависимость от отношений внутри ее, от педагогической культуры родителей и родственников, от особенностей социаль-
ной работе с семьей, под которым понимают
ного окружения, а также от ее материального положения. К тому же одни и те же, казалось предоставление льгот, пособий, компенсаций, бы, трудности по-разному осложняют жизнь психолого-педагогической, социально-правовой разных типов неполных семей. В результате в и других видов помощи в течение определен- осиротевших, разведенных, а также в семьях
© Е. В. Камышова, 2007
одиноких матерей возникают неодинаковые проблемы независимо от того, что основа общая — воспитанием ребенка занимается только один человек. Без учета данной специфики невозможна точная диагностика проблем, а также грамотная и эффективная организация социальной работы с разведенными семьями.
На наш взгляд, возможен и более глубокий анализ специфических проблем, возникающих в каждом из традиционно выделяемых типов неполных семей, в зависимости от конкретной ситуации, конкретных условий, в которых они существуют и развиваются.
Учитывая, например, что в современной отечественной науке отсутствует комплексная типология семей одиноких матерей, предлагаем их классифицировать по следующим признакам:
а) по причине образования семьи одинокой матери (незапланированная беременность и одновременно нежелание мужчины-отца ребенка вступить в брак или признать отцовство; несбывшаяся надежда женщины в результате незапланированной (или запланированной) беременности и рождения ребенка привязать к себе мужчину, «женить» его на себе; гибель отца ребенка до, во время или сразу после его рождения; врачебный запрет на аборт; нежелание или боязнь женщины по каким-либо причинам прервать беременность; образованию семьи, регистрации брака препятствуют третьи лица: жены (мужья), родители, невесты (женихи) и т. д.; отставание потенциальных женихов от женщин по образовательному и культурному уровню; большое количество «непригодных» и «малопригодных» для семейной жизни мужчин (алкоголики, наркоманы, осужденные и др.); материальная несостоятельность мужчин, которые сознательно откладывают создание семьи; сознательное желание женщины родить ребенка от любимого человека, продемонстрировать ему свою любовь);
б) по характеру реакции ближайшего окружения на известие о предстоящем рождении ребенка вне брака (семьи, где имеет место абсолютное непонимание и неприятие данного факта со стороны ближайшего окружения; непонимание, недоумение, неприятие семьи, друзей постепенно смягчилось, сменилось на лояльно е отношение; «одинокое» материнство спровоцировало ближайшее окружение (на-
пример, убеждая женщину в том, что в ее возрасте рождение ребенка просто необходимо, нормально отнеслось к данному известию);
в) по возрасту матери (семья одинокой несовершеннолетней матери; семья одинокой взрослой женщины-матери);
г) по структуре семьи (семья, состоящая непосредственно из одинокой матери и ребенка (детей); семья, состоящая из одинокой матери, ее ребенка (детей), а также родителей или других ее родственников);
д) по характеру отношений матери с отцом ребенка (отношения не поддерживаются, мать и отец ребенка не видятся вообще; отношения не поддерживаются, но возможно примирение; налаживанию нормальных отношений препятствуют третьи лица (жены, мужья, родители, невесты, женихи и др.); мать и отец ребенка время от времени общаются по телефону; изредка видятся у друзей, на улице, на работе и т. д.; отношения сохраняются, но это не оглашается, держится в тайне; отец и мать ребенка живут вместе без официального оформления брака и отцовства; отношения остаются прежними, без изменений);
е) по наличию (отсутствию) помощи со стороны отца ребенка (отец помогает женщине и ребенку; отец не помогает женщине и ребенку);
ж) по количеству детей (семья одинокой матери с одним ребенком; семья одинокой матери с двумя детьми; многодетная семья одинокой матери);
з) в зависимости от того, являются ли дети одинокой матери детьми одного отца (дети рождены от одного отца; дети рождены от разных отцов);
и) по наличию (отсутствию) у женщины намерений и возможностей создать семью с отцом ребенка (отсутствие намерений и возможностей создать семью с отцом ребенка; наличие желания, но отсутствие возможностей для создания семьи с отцом ребенка; наличие и намерений и возможностей объединения матери и отца ребенка в браке);
к) по желанию женщины создать семью с другим мужчиной (женщина надеется создать семью с другим мужчиной; женщина потеряла надежду создать семью с другим мужчиной);
л) в зависимости от того, насколько правдива информация об отце, его судьбе, а также о причинах внебрачного рождения ребенка, ко-
торая известна последнему (информация правдива по своему содержанию полностью; имеет место полуправда; информация ложна полностью);
м) в зависимости от реакции ребенка на информацию об отце, полученной от матери или других лиц (информация более или менее устроила ребенка, и он с этим смирился; ребенок винит мать в произошедшем; ребенок винит отца в произошедшем; ребенок не определился в своем отношении и т. д.);
н) в зависимости от отношения матери к своему одинокому материнству (женщина не жалеет о том, что родила ребенка вне брака; женщина жалеет о сделанном; отношение женщины к своему поступку неоднозначное и др.);
о) в зависимости от принятия помощи государственных органов социальной защиты различных категорий семей (семья -одиноких матерей, полностью использующая возможность получения такого вида помощи; семья, не пытающаяся воспользоваться помощью; семья, не испытывающая необходимости Вгдан-ном виде помощи, и др.)
п) по характеру адаптации семей одиноких матерей к меняющимся современным условиям (семьи, которые адаптируются к сложным условиям без негативных последствий; семьи, сложно адаптирующиеся к условиям).
В свою очередь типология разведенных се-мей может быть представлена таким образом:
а) по причине развода (несовместимость характеров и взглядов, отклоняющееся поведение супруга, измена, вмешательство третьих лиц в дела семьи, материальное неблагополучие, любовь к другому человеку, незаинтересованность супруга в семье, вынужденная разлука, разногласия в вопросах воспитания детей, сексуальная неудовлетворенность, наличие у супруга другой семьи, серьезная (неизлечимая) болезнь супруга);
б) в зависимости от инициатора развода (мысль о разводе высказал один из супругов, для другого это было неожиданностью; формально о разводе заговорил один из супругов, но другой тоже думал об этом; супруги совместно пришли к обоюдному решению; инициатор — социальное окружение семьи);
в) в зависимости от стадии развода, на которой находится семья (семья в предразвод-ной ситуации; семья в период бракоразводного процесса; семья в постразводный период);
г) в зависимости от того, при каких обстоятельствах ребенок (дети) узнали о предстоящем разводе родителей (это стало известно при спокойном (или, наоборот, при эмоциональном разговоре с одним (или обоими) из родителей); ребенок случайно услышал разговор о разводе; информацию донесли близкие родственники, друзья или соседи, проявив сочувствие и понимание или, наоборот, злорадство); плохие отношения родителей были очевидны, и ребенок сам сделал вывод о неминуемости развода; ребенок слишком мал, чтобы что-то понять, и т. д.);
д) по характеру реакции ребенка (детей) на известие о разводе (стал предпринимать все для того, чтобы помирить родителей; винил в происходящем себя; несмотря на сильный стресс, понял отца и мать; занял позицию одного из родителей; воспринял все относительно спокойно; ребенок слишком мал, чтобы что-то понять, и т. д.)
е) в зависимости от состояния ребенка (детей) после развода (ребенку стало лучше, ведь он перестал присутствовать при ссорах родителей; чувствует себя ущербным из-за развода; стал более спокойным, уравновешенным, уверенным в себе; стал подвержен влиянию сверстников и более старших детей, и др.);
ж) по характеру взаимоотношений супругов в постразводный период (супруги развелись (разъехались), но возможно примирение; супруги после развода сохраняют дружеские отношения; супруги конфликтуют после развода; супруги стараются сохранять дружеские отношения, но третьи лица провоцируют их конфликты; отношения между супругами прекратились);
з) в зависимости от отношения бывших супругов к постразводной ситуации (сожалеют о разводе; в ситуации возврата к прошлому хотели бы вновь вступить в брак с человеком, напоминающим мужа (жену); иногда сомневаются в правильности решения о разводе; не жалеют о разводе, хотя он и породил немало проблем);
и) по характеру взаимоотношений разведенных супругов и ближайших родственников (разведенные супруги и их родственники сохраняют дружеские отношения; родственники каждого из супругов занимают нейтральную позицию по отношению к разводу последних; разведенные супруги и их родственники конф-
ликтуют между собой и после развода);
Вновь акцентируя внимание на том, что в
к) по характеру взаимоотношений детей и каждом типе семей возникают специфические
;ом и проблемы, а одни и те же, казалось бы, трудно-
родителей после развода (между ребенком и обоими родителями сохраняются теплые отношения, ушедший родитель продолжает принимать участие в его воспитании; ребенок настроен матерью и ее родственниками против ушедшего отца; ребенок сохраняет теплые чувства по отношению к ушедшему отцу, но боится признать это перед негативно настроенной матерью; ушедший родитель не хочет видеться с ребенком (например, если ребенок инвалид); ребенок не принимает ушедшего родителя; отношения ребенка с ушедшим из семьи родителем прекратились и др.);
л) в зависимости от стиля поведения родителя, оставшегося с детьми (мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его не было; мать пытается изгнать из детских воспоминаний даже незначительные впечатления об отце, их контакты сведены к минимуму; мать пытается увидеть в бывшем супруге союзника и сохранить детям обоих родителей);
м) по числу детей в семье (бездетная; ма-лодетная, многодетная);
н) в зависимости от педагогической культуры родителей и ближайшего окружения (семьи разведенных, испытывающие трудности в воспитании ребенка; разведенные семьи, практически не испытывающие подобных проблем);
о) в зависимости от реакции на развод социального окружения (семьи, где развод одобряется окружающими; семьи, где развод осуждается; нейтральная позиция);
п) с точки зрения нуждаемости в социальной помощи (семьи, не нуждающиеся в материальной помощи; малообеспеченные семьи; семьи с инвалидом; разведенная женщина ожидает ребенка; семьи несовершеннолетних родителей; разведенная мать — безработная; семьи с детьми от разных браков; семьи разведенных с подростком; семьи с приемными детьми и др.);
р) в зависимости от того, кто возглавляет неполную семью после развода (отцовская, материнская);
с) в зависимости от того, как решена проблема жилья после развода (бывшие супруги и их дети проживают в одной квартире, в разных квартирах, в одном городе (деревне, селе), в разных городах, в разных государствах).
сти по-разному осложняют их жизнь, также нельзя не учитывать эффект накопления проблематичности, характерный для семей разных типов. Социально-защитный подход к семьям не может строиться с учетом лишь одного признака, важного, но тем не менее не дающего полной картины их проблем и трудностей. Эти признаки в большинстве случаев носят отягощающий характер и могут при остальных равных условиях сильно осложнить положение членов семьи, детерминировать обязательность особого внимания со стороны специалистов социальных служб. В связи с этим, думается, нельзя при рассмотрении проблем, возникающих в семьях разных типов в современной России, недооценивать значение группы «отягощающих» признаков, которые ставят неполные семьи, объединенные по какому-либо критерию в одну группу, в совершенно разные условия.
К сожалению, в настоящее время в России и Республике Мордовия в сфере реализации дифференцированного подхода в социальной работе с неполными семьями существует ряд проблем: а) несовершенство законодательства о браке и семье, о социальной защите семьи, в том числе неполных семе разных типов; б) несовершенство процесса управления социальной работой с неполными семьями, ведомственная разобщенность социальных служб и учреждений; в) недостаток материальных, информационных, кадровых ресурсов; г) отсутствие или несовершенство программ социальной, социально-педагогической, медико-социальной, социально-правовой помощи разным типам неполных семей; д) недостаточное использование превентивных и реабилитационных возможностей социальных служб, отсутствие собственно ранней профилактики семейных проблем; ж) отсутствие в среде специалистов четких представлений об особенностях социального статуса разных типов неполных семей; з) качественное однообразие и низкий уровень оказываемых социальных услуг; и) чрезмерная загруженность специалистов, отсутствие в штатном расписании большинства социальных, медико-социальных, образовательных и других учреждений и служб должности специалиста по социальной рабо-
те; к) недостаточное использование потенциа- щего деятельность государственных и обще-ла НКО и добровольцев и т. д.
Для решения обозначенных проблем требуется: 1) концептуальное обоснование системы помощи на федеральном, региональном, муници-
пальном уровнях, уровнях отдельной неполной семьи и ее членов; постановка стратегических целей и задач социальной работы, определение эффективных в настоящем и перспективных ее направлений и методов; 2) ресурсное обеспечение; выработка стандартов социальной работы и критериев ее эффективности; 3) совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества, разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных институтов социальной поддержки; 4) децентрализация социальной работы, т. е. перенос основного объема мероприятий на муниципальный уровень, по месту жительства семей; 5) приоритет превентивной практики; преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
6) профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности; подготовка, переподготовка, повышение квалификации специальных кадров судей, социальных работников, педагогов, психологов, медицинских работников, специализирующихся на работе с разными типами семей, по оздоровлению их социального окружения, а также условий семейного и общественного воспитания;
7) содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказывать помощь семье через совершенствование работы и расширение уже существующих функций, а также через создание специализированных служб; 8) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг; 9) использование исторического отечественного опыта подобной работы, обмен современными методиками и формами помощи между регионами страны; 10) адаптация зарубежных форм работы с учетом особенностей России и регионов; 11) поддержка добровольческих инициатив; утверждение форм межсекторного взаимодействия и создание банка данных о передовом опыте подобного сотрудничества; 12) поощрение развития само- и взаимопомощи; 13) создание единого информационного поля, освещаю-
ственных органов по пропаганде передовых форм и методов работы.
Таким образом, по итогам вышесказанного можно сделать определенные выводы: во-первых, социально-защитный подход к неполным семьям не может строиться с учетом лишь одного признака, важного, но тем не менее не дающего полной картины их проблем и трудностей; во-вторых, определяя типы семей-объектов социальной работы, необходимо учитывать несколько характеризующих их признаков, а в семейной политике принимать во внимание весь спектр сложностей, которые детерминированы традиционными типообразующими признаками и признаками отягчающего характера, с совокупностью которых семья не может справиться в одиночку, но вправе рассчитывать на поддержку государства; в-третьих, создание типологии неполных семей, отражающей современную ситуацию, не просто вопрос теории, но и актуальная практическая проблема, ведь без ее решения обоснование дифференцированного подхода в социальной работе с семьями разных типов затрудняется. Наконец дифференцированный подход в социальной работе с неполной семьей позволяет учреждениям социальной защиты населения осуществлять целерациональную деятельность, направленную на решение конкретных проблем клиента — семьи; проводить сознательные, целенаправленные, рациональные воздействия на семью, отдельных ее членов и социальное окружение со стороны субъектов социальной деятельности с целью выявления и оказания помощи нуждающимся. Благодаря этому подходу при оказании помощи семьям разных типов удается осуществить следующие принципы социальной работы: 1) адресность (оказание точечной поддержки нуждающимся категориям семей и отдельным их членам); 2) личностную ориентированность (учет психологических особенностей личности членов семьи); 3) междисциплинар-ность и интегративность (оказание помощи не только в рамках одной области знания, но и привлечение других); 4) реализацию концепции самопомощи (обращение к личности членов семьи, реализацию ее внутреннего потенциала); 5) активизирующий характер работы с клиентом (превращение клиента-семьи из объекта в субъект социальной работы).
Поступила 30.03.07.