Научная статья на тему 'Особенности воспитания сотрудников органов внутренних дел в современных условиях'

Особенности воспитания сотрудников органов внутренних дел в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2286
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / процесс воспитания / органы внутренних дел / педагогический процесс / education / the process of education / the internal affairs bodies / the pedagogical process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хиллар Харриевич Лойт

В статье отражаются особенности воспитательной работы в органах внутренних дел в современных условиях. Рассмотрены имеющиеся подходы к пониманию воспитания, при этом особо отмечена роль государства и общества в этом управляемом и целенаправленном процессе. Раскрывается содержание воспитания, его противоречивость и закономерный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Especially education of employees of internal affairs bodies in modern conditions

The article reflects the features of educational work in the internal Affairs bodies in modern conditions. The existing approaches to the understanding of education are considered, the role of the state and society in this controlled and purposeful process is especially noted. The content of education, its inconsistency and natural character are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания сотрудников органов внутренних дел в современных условиях»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2018-10059

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Хиллар Харриевич ЛОЙТ, заведующий кафедрой государственного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В статье отражаются особенности воспитательной работы в органах внутренних дел в современных условиях. Рассмотрены имеющиеся подходы к пониманию воспитания, при этом особо отмечена роль государства и общества в этом управляемом и целенаправленном процессе. Раскрывается содержание воспитания, его противоречивость и закономерный характер.

Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, органы внутренних дел, педагогический процесс.

Современные, динамично изменяющиеся, беспрерывно усложняющиеся и не поддающиеся однозначной оценке условия жизни общества накладывают значительный отпечаток на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел. В этих условиях огромное значение имеет уровень профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел, требования к которому не только не снижаются с течением времени, но еще более возрастают, поскольку от правильного понимания сложившейся оперативной обстановки на вверенном сотруднику участке работы, соблюдения им законности при принятии решения в значительной степени зависят эффективность и качество выполнения поставленных задач.

Указанные обстоятельства отражают приоритетность и значимость процесса воспитания для повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Однако, прежде чем организовывать практическую воспитательную работу в органах внутренних дел, необходимо четко понимать, что представляет собой воспитание в целом.

Annotation. The article reflects the features of educational work in the internal Affairs bodies in modern conditions. The existing approaches to the understanding of education are considered, the role of the state and society in this controlled and purposeful process is especially noted. The content of education, its inconsistency and natural character are revealed.

Keywords: education, the process of education, the internal affairs bodies, the pedagogical process.

Существует несколько подходов к пониманию такого явления, как воспитание.

Для начала следует отметить, что воспитание понимают как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как социализацию, вхождение человека в жизнь, поскольку этот процесс может быть реализован различными путями. В тех же случаях, когда передача накопленного опыта осуществляется специально, преднамеренно, целенаправленно, а не стихийно, этот процесс становится педагогическим и является объектом и предметом педагогической науки, одного из ее разделов — теории воспитания.

При рассмотрении воспитания с позиции общей педагогики под указанным явлением понимается целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств. В своих основных признаках такое понимание является верным потому, что отражает наиболее существенные связи и отношения этого процесса.

№ 3/2018

Вместе с тем указанное выше понимание воспитания не в полной мере отвечает существующим потребностям практики эффективной организации и осуществлению воспитательной работы в органах внутренних дел, поскольку современное понимание термина «воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Под воздействием, как правило, понимается наказание, принуждение, давление и другие, подобного рода, средства. При этом недооценивается позиция самого воспитанника, его активная деятельная сторона по самовоспитанию и самосовершенствованию.

Второй причиной является сложившееся в теории и практике воспитания убеждение в том, что воспитание сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в учреждениях общественного воспитания и общеобразовательных организациях: яслях, детских садах, школах и в какой-то степени в вооруженных силах. Воспитателями выступали профессионально педагогически подготовленные специалисты. Однако в современном мире сама жизнь стала педагогически и информационно насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте.

Отдельного внимания заслуживает глобальное влияние средств массовой информации, а также современных телекоммуникационных сетей. В данных обстоятельствах рассчитывать на то, что только специалисты-воспитатели в учреждениях общественного воспитания и общеобразовательных организациях сформируют полноценного человека, не приходится. Воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься, прежде всего, государство, общество, их институты и учреждения, а также все те, кто руководит людьми, работает с ними.

Следует подчеркнуть, что хотя данный подход исторически обоснован и не является принципиально новым, в современной России он не получил должного признания и распространения.

Существующая в настоящий момент педагогическая практика также дает основания определить воспитание сотрудников органов внутренних дел (ОВД) как целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также руководителей (начальников) и их помощников по работе с личным составом в структурах органов внутренних дел по формированию и развитию личности сотрудника ОВД, побуждению его к самосовершен-

ствованию в соответствии с требованиями законов, профессиональной деятельности, времени, жизни [4].

Указанное определение термина «воспитание» позволяет взглянуть на проблематику воспитательной работы в органах внутренних дел с новых позиций, при этом базовые различия в понимании «воспитания» в новом подходе сводятся к следующему.

Целеустремленность в воспитании выступает альтернативой стихийности; воспитание определяется через деятельность как самое широкое понятие, отражающее любую активность как воспитателей, так и воспитанников; указанная деятельность включает, но не исключает и воздействие, однако не ограничивается только им.

Субъектом воспитания, совокупным воспитателем выступают не только собственно руководители (начальники) и иные должностные лица, на которых решением руководителей возложена организация морально-психологического обеспечения, но, прежде всего, общество, государство, их институты и учреждения, которые определяют цели воспитания, являясь своего рода заинтересованными заказчиками в этой сфере; создают общественные и государственные институты и учреждения, предпосылки и условия для плодотворной воспитательной работы и формирования человека; готовят кадры для этого, осуществляют социальную и правовую защиту сотрудников ОВД, что решающим образом влияет на морально-психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел.

Государственные и общественные институты, учреждения и организации, одним из которых являются органы внутренних дел, их структуры, а также конкретные отдельные сотрудники, на которых возложены воспитательные функции (командиры, начальники, специалисты, педагоги и т.д.) на основе общегосударственных и общественных целей разрабатывают и на практике реализуют воспитательный потенциал всех факторов, влияющих на формирование и развитие личности сотрудника ОВД с учетом особенностей организации, служебного предназначения, специализации, решаемых задач, места расположения и пребывания и других условий; разрабатывают конкретные планы и программы воспитания, осуществляют воспитательную работу во всех видах служебной деятельности.

При таком понимании воспитания создается цельная, пронизывающая все уровни общественной и государственной организации сис-

№ 3/2018

тема воспитания сотрудников органов внутренних дел, в которой каждый на своем участке решает специфические задачи, а вместе они охватывают все стороны этого сложного процесса.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел как педагогический процесс — явление системное. Базовыми структурными элементами данного процесса являются: цель, содержание, субъект и объект воспитания; принципы, формы, методы и средства их общения и взаимодействия; результат воспитания (уровень воспитанности, развития) сотрудников ОВД; его оценка и учет в последующей работе. Эти структурные элементы имеют место во всех воспитательных ситуациях: от простого воспитательного акта или контакта воспитателей с воспитанниками до воспитательной ситуации в стране и в органах внутренних дел.

Воспитательная работа и есть постоянный перевод каких- то данных ситуаций в новые — желательные или требуемые. Это акт решения воспитательных задач. Везде и всегда присутствуют цель воспитания, воспитатели и воспитанники, используются соответствующие содержание, принципы, формы, методы и средства для достижения поставленных целей (результатов). Все, конечно, происходит в конкретных условиях и обстоятельствах, что также учитывается в воспитательной работе.

Самое важное в воспитании — его содержание, т.е. совокупность теорий, положений, норм, знаний, традиций, которые должны быть переданы воспитанникам, усвоены ими и в последующем выступят ведущими мотивами их профессиональной деятельности.

Подчеркивая место и роль в процессе воспитания его субъекта (воспитателей — руководящего и командного состава, других должностных лиц ОВД) и объекта (воспитанников — сотрудников ОВД), следует отметить, что их взаимодействие носит характер равноправных, взаимоуважительных отношений, сотрудничества, сотворчества [2].

Необходимо обратить внимание на то, что деятельность воспитателей никогда не прекращается, но характер, объем и содержание существенно меняются, когда личность сама осознает и начинает активно заниматься самосовершенствованием [1]. Это признак самого высокого качества воспитательной работы.

Многогранность и многофакторность процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел заключается в том, что на него по существу

влияет все: среда, окружающая человека действительность, семья, коллектив, характер труда, деятельность средств массовой информации, искусство, природные задатки и способности самого человека, его прошлый опыт и черты характера, профессиональная подготовка воспитателей, специалистов, командиров и начальников ОВД и многое другое. И все это нужно профессионально, педагогически грамотно изучать, знать и использовать в воспитательной работе.

Процесс воспитания сотрудников органов внутренних дел, как любой другой процесс, носит противоречивый и закономерный характер. Основное его противоречие состоит в постоянном несоответствии уровня воспитанности сотрудников ОВД предъявляемым служебной деятельностью, жизнью, временем требованиям. Это основное противоречие проявляется своеобразно в других, частных или более низкого уровня противоречиях. Например, несоответствие уровня профессиональной педагогической культуры воспитателей требованиям, предъявляемым к воспитательной работе в ОВД в современных условиях. Или противоречие между современными требованиями к воспитанию в органах внутренних дел и их материальным и финансовым обеспечением. Разрешение этих и других противоречий выступает объективной основой, источником развития и совершенствования воспитательной работы в ОВД.

Противоречия дополняются объективными и субъективными трудностями, которые есть всегда, усложняющими процесс воспитания.

Как и любой другой, процесс воспитания является закономерным, не стихийным, т.е. им можно и нужно управлять, осуществлять целенаправленно и грамотно. Общепризнанной является в настоящее время точка зрения о наличии и проявлении в воспитании следующих основных закономерностей, которые обязательно следует иметь в виду в воспитательной работе. Их принято объединять в четыре группы:

■ общефилософские законы: единства и борь-

бы противоположностей, отрицания и перехода количественных изменений в качественные;

■ законы социологические: зависимость воспитания от характера общества, государства и органов внутренних дел, от уровня развития политики государства в правовой сфере и т.д.

■ психологические законы: целостность формирования личности, ее развитие в дея-

№ 3/2018

тельности, единство воспитания и самовоспитания и др.;

■ педагогические законы: единство воспитания, обучения, развития и психологической подготовки; моделирование деятельности, способствующей воспитанию необходимых качеств; соответствие деятельности воспитательных институтов всех типов, каждого воспитателя содержанию и характеру деятельности воспитанников и ряд других.

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел — это социальное явление и управляемый педагогический процесс. На воспитание как процесс, организованный в целях формирования и развития личности человека, влияет все: среда, окружение, жизнь, деятельность государства, общества, общественных и государственных институтов и учреждений, должностных лиц и т.д.

Указанные взаимодействия тесно переплетаются и постоянно видоизменяются, что делает процесс воспитания сотрудников органов внутренних дел делом сложным и противоречивым,

эффективность которого зависит от многих условий и обстоятельств.

Глубокое понимание движущих сил, закономерностей и противоречий, возникающих в процессе воспитания, является одним из важнейших условий правильной организации и осуществления воспитания. Только при правильном понимании воспитания, его места и роли в общественной жизни можно выстроить эффективную и отвечающую современным требованиям систему воспитательной работы на всех уровнях органов внутренних дел, от первичного коллектива до МВД в целом.

Библиографический список

1. Аверина O.P. Этика и культура управления: Учеб. пособие. Хабаровск: ДВАГС, 2014. 194 с.

2. Власенков В.В. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. М.: Щит-М, 2008. 524 с.

3. Толкачев А.В. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Лелеков В.А. Ювенальная криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 343 с.

Раскрываются понятие, сущность и назначение ювенальной криминологии как самостоятельной науки о преступности несовершеннолетних. В Общей части дано определение ювенальной криминологии, обозначены ее цели, задачи, связь с другими науками. Изложены история и источники формирования науки. Освещены методы исследований и прогнозирования в ювенальной криминологии. Рассмотрены вопросы ювенальной виктимо-логии — защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и предостережения от несчастных случаев.

Для студентов, курсантов, слушателей юридических и педагогических вузов, преподавателей, аспирантов и адъюнктов, практических работников, занятых в сфере воспитания и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

В.А. Лелеков Е.В. Кошелева

Учебник

Третье издание

ЮВЕНАЛЬНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

№ 3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.