The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-217-223
Health care reforms
Реформы здравоохранения
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.2:617.7-082(571.12)
Долгова И.Г.1, Щепин В.О.2, Проклова Т.Н.2 особенности внедрения процессного подхода в управление региональной системой
организации офтальмологической помощи населению тюменской области с построением концептуальной модели управления
1ГАУЗ Тюменской области «Областной офтальмологический диспансер», 625048, г. Тюмень, Россия; 2ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, г Москва, Россия
Цель работы — выявить особенности внедрения процессного подхода к управлению региональной системой организации офтальмологической помощи населению Тюменской области и с их учетом построить концептуальную модель управления профильной службой. В статье рассмотрены особенности внедрения методологических инструментов процессного подхода к управлению региональной профильной офтальмологической службой, построена и научно обоснована концептуальная модель управления.
Ключевые слова: управление региональной системой организации офтальмологической помощи населению; методологические инструменты процессного подхода; концептуальная модель управления службой.
Для цитирования: Долгова И.Г, Щепин В.О., Проклова Т.Н. Особенности внедрения процессного подхода в управление региональной системой организации офтальмологической помощи населению Тюменской области с построением концептуальной модели управления. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 217—223. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-217-223
Для корреспонденции: Долгова Ирина Генриховна, канд. мед. наук, доцент, главный врач ГАУЗ Тюменской области «Областной офтальмологический диспансер», [email protected]
DolgovaI.G.1, Schepin V.O.2, Proklova T.N.2 THE CHARACTERISTICS OF IMPLEMENTATION OF PROCESSING APPROACH
into management of regional system of organization of ophthalmologic
CARE OF population OF THE TvERSKAIA OBLAST wiTH PATTERNING CONCEPTuAL
MODEL OF MANAGEMENT
'The oblastnoii ophthalmologic dispensary, 625048 Tyumen, Russia
2The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The study was carried out to establish characteristics of implementation of processing approach to management of regional system of organization of ophthalmologic care of population of the Tyumenskaia oblast and to develop conceptual model of management of profile service. The article considers characteristics of implementation methodological tools of processing approach to management of regional profile ophthalmologic service. The developed and scientifically substantiated conceptual model of management is considered.
Keywords: management; regional system of organization of ophthalmologic care ofpopulation; methodological
tool; processing approach; conceptual model of service management For citation: Dolgova I.G., Schepin V.O., Proklova T.N. The characteristics of implementation of processing approach into management of regional system of organization of ophthalmologic care of population of the Tverskaia oblast with patterning conceptual model of management. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 217—223. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-217-223
For correspondence: Dolgova I.G., candidate of medical sciences, associate professor, head physician. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Received 22.05.2016 Accepted 30.05.2016
Цель работы — определить особенности внедрения процессного подхода в управление региональной системой организации офтальмологической помощи населению Тюменской области и с их учетом построить концептуальную модель управления профильной службой. Она может быть достигнута путем выполнения следующих задач: ♦ применения методологических инструментов процессного подхода к управлению региональной профильной офтальмологической службы
как структурного элемента отраслевого здравоохранения;
♦ выявления отраслевой специфики внедрения процессного подхода в управление региональной системой организации офтальмологической помощи населению Тюменской области;
♦ научного обоснования концептуальной модели управления службой;
♦ построения концептуальной модели управления службой.
Материалы и методы
В здравоохранении РФ в течение последних 25 лет идет процесс реформирования в условиях недостаточного финансирования, нерационального использования финансовых, материальных, информационных, кадровых ресурсов, неудовлетворительного состояния материально-технической базы медицинских организаций, отсутствия надлежащего научно-методического, информационного и нормативно-правового обеспечения процессов реформирования [1, 2]. Процессы реформирования отрасли здравоохранения должны сопровождаться применением современных управленческих технологий [3, 4].
Сложная система взаимодействия различных субъектов в рамках организации офтальмологической помощи обусловливает необходимость применения современных управленческих технологий. Для качественного функционирования системы необходимо проанализировать и систематизировать все составляющие процесса и обеспечить их взаимодействие. Такой подход в управлении называется процессным. Согласно стандарту ИСО 9001:2011, процессным подходом может считаться систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов прежде всего обеспечения их взаимодействия [5, 6]. Вся деятельность по оптимизации бизнес-процессов направлена на улучшение качества и скорости обслуживания пациентов, что отмечено в работах многих специалистов [7]. Применение технологий системы менеджмента качества позволяет руководителям высшего звена служб и организаций в доступной и общепринятой форме выявить ключевые проблемы и возможные пути их решения на основе преобразования сети бизнес-процессов [8—11].
В РФ актуальность повышения эффективности системы управления офтальмологической службой обусловлена также тем, что заболевания органа зрения не охвачены Государственными целевыми программами медицинской помощи, которые целевым назначением финансируются из средств федерального и регионального бюджетов. Однако болезни глаза и его придаточного аппарата широко распространены, характеризуются быстрыми темпами роста заболеваемости, высоким уровнем инвалидизации взрослого и детского населения, приносят значительный экономический ущерб из-за стойкой утраты трудоспособности молодого населения. Именно поэтому ВОЗ в 1999 г. приняла программу по ликвидации устранимой слепоты, рассчитанную на 20 лет, проходящую под лозунгом «Зрение 2020: право на зрение». В 2003 г. на I Российском межрегиональном симпозиуме был создан Российский национальный комитет по предупреждению слепоты и принята «Российская национальная программа по ликвидации устранимой слепоты», где определены основные направления борьбы с устранимой слепотой, взаимодействия регионов по решению общих проблем организации офтальмологической помощи населению, связь с органами управления здравоохранением на местах, внедрение новаторских разработок диагностики и
Реформы здравоохранения
лечения устранимой офтальмопатологии. В октябре 2004 г. на II Российском межрегиональном симпозиуме, проведенном в рамках программы «Зрение 2020», была утверждена «Целевая программа по ликвидации устранимой детской слепоты».
В качестве методологических инструментов процессного подхода в работе были использованы: совершенствование (оптимизация) бизнес-процессов на основе цикла РБСА (планировать, выполнять, проверять, действовать), SWOT-анализ, система сбалансированных показателей (ССП), моделирование в нотификации IDЕF0, метод цепочек создания ценностей (ЦСЦ).
В последние годы для Тюменской области (ТО) характерно улучшение медико-демографической ситуации: основные демографические показатели имеют устойчивую положительную динамику. Прирост рождаемости за последние 5 лет составил 13,6%. Показатель естественного прироста на 1 тыс. населения увеличился с +1,8 (2008 г.) до +5,5 (2014 г.). Отмечается увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,3 в 2006 г. до 70,0 лет в 2014 г. (у мужчин с 58 до 61,9 года, у женщин с 73,4 до 74,1 года). Увеличение продолжительности жизни населения неминуемо приведет к росту «возрастных» заболеваний органа зрения катаракты и глаукомы. Эти заболевания являются наиболее значимыми среди взрослого населения ТО, поскольку приносят наибольший социальный ущерб региону по офтальмологическому профилю.
По данным Областного офтальмологического бюро медико-социальной экспертизы в ТО за 2014 г., в структуре первичной инвалидности по офтальмологической патологии среди взрослого населения первое место занимает инвалидность вследствие глаукомы.
Среди детского населения наиболее распространенными причинами снижения зрения является близорукость из-за высоких темпов развития современных информационных компьютерных технологий, увеличения зрительных нагрузок, экологического неблагополучия, наследственной предрасположенности к патологии рефракции. Кроме того, за последние 9 лет закономерно появляется и растет количество недоношенных детей с угрозой развития и наличием ретинопатии недоношенных — одной из основных причин слабовидения и слепоты среди детей, темпы развития которой увеличиваются в связи с выхаживанием детей с экстремально низкой массой тела.
Все это свидетельствует о необходимости принятия эффективных мер по профилактике, своевременной диагностике, адекватному лечению и реабилитации распространенных заболеваний органа зрения, в том числе на основе использования современных технологий менеджмента, к которым относится и процессный подход к организации и управлению деятельностью региональной офтальмологической службы.
Отраслевая специфика бизнес-процессов региональной системы организации офтальмологической помощи (РСООфП) имеет ряд особенностей.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-217-223
Health care reforms
1. Особенности самой медицинской услуги:
♦ изначальная сложность и комплексность;
♦ высокая степень разнообразия;
♦ высокая степень зависимости итогового эффекта от физического, психического и социального состояния конечного потребителя (пациента), а также его близкого окружения (законных представителей, родственников);
♦ высокая степень надежности всей ресурсной базы: точность, надежность, возможность дублирования;
♦ постоянная взаимозависимость ресурсной базы.
2. Особенности конечного потребителя:
♦ обязательное физическое присутствие;
♦ ценность/польза услуги — сохранение здоровья/ повышение качества жизни — нематериальна;
♦ в процессе получения услуги потребитель несет расходы: физические (страдание), экономические (проезд до медицинской организации — МО), временные, социальные (ограничение социальной активности, психологический климат в семье).
3. Временные особенности:
♦ своевременность;
♦ синхронизация;
♦ неравномерность.
4. Традиционно высокий уровень законодательной регламентации процессов.
Кроме того, структура региональной системы организации офтальмологической службы иерархически четко выстроена (имеет 3 уровня) и в системе сбалансированных показателей (ССП) ведущее место принадлежит традиционной системе планирования и контроля отраслевых индикативных показателей деятельности разных профильных служб, которая имеет жесткие организационные формы и регламентированную интеграцию в отчетность отраслевой системы здравоохранения. В то же время необходимо использовать службу как многоуровневую сквозную систему с учетом вклада каждого структурного подразделения в конечный результат (рис. 1).
Субъектом управления является главный внештатный специалист-офтальмолог Департамента здравоохранения ТО, он же основной владелец процесса управления.
Инструментом преобразования бизнес-процессов деятельности службы целесообразно выбрать процесс оптимизации, т. е. отказ от неэффективных и устаревших процессов, переход к более эффективным процессам и методам управления в РСООфП, включающим в себя механизм непрерывного улучшения показателей процесса. Оптимизация процессов — это усовершенствование последовательных действий, которые направлены на достижение поставленных перед предприятием целей путем выбора наилучшего варианта их выполнения.
Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений таких ключевых для современного бизнеса показателей результативности: затрат, качества, уровня обслуживания клиентов и оперативности.
Рис. 1. Иерархия показателей деятельности региональной офтальмологической службы в ССП.
Главное отличие оптимизации от реинжиниринга/ перепроектирования заключается в степени радикальности изменения процесса.
Оптимизация бизнес-процессов управления региональной службой должна выполняться по следующим причинам:
♦ невозможна длительная остановка процесса с целью его глобального перепроектирования;
♦ «революционный» реинжиниринг может быть слишком рискован в связи с разносторонними особенностями медицинской услуги (медицинская + экономическая + социальная целесообразность), например необходимость существенного переобучения персонала может привести к повышению вероятности врачебных ошибок;
♦ текущие процессы офтальмологической службы спроектированы в соответствии с действующим законодательством, которое накладывает существенные ограничения на существенное перепроектирование данных процессов. Бенчмаркинг — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. При бенчмаркинге основой для оптимизации процессов организации/службы являются примеры процессов, действующих в других организациях/службах. И уже «заимствованный» процесс внедряется в организации/службы с учетом ее особенностей.
Основной процесс оказания медицинской помощи, в том числе офтальмологической, включал 5 подпроцессов: профилактику, диагностику, диспансерное наблюдение, лечение, медицинскую реабилитацию. В подавляющем числе случаев (при выявлении заболевания) медицинская услуга приобретает ценность для конечного потребителя/пациента только после прохождения не менее 3 подпроцессов, т. е. имеет комплексный характер, причем каждый из подпроцессов может оказаться на отдельном уровне оказания медицинской помощи. В системе бизнес-процессов службы было отмечено преобладание
Реформы здравоохранения
Постоянное совершенствование на основе цикла РОСА: планировать, выполнять, проверять, действовать
Процессы «как есть» (Аэ 1э) -> Процессы «как будет» (То Ве)
Критерии входного контроля
Критерии итогового контроля
ч_
Исходный уровень офтальмологической службы Исходный уровень квалификации кадров
- Итоговый уровень офтальмологической службы
- Итоговый уровень квалификации кадров
/
Управленческие процессы
Стратегическое управление
Общее управление процессом оказания медицинской помощи
Управление трудовыми ресурсами
Управление финансами
Управление маркетингом
Управление качеством
Обеспечивающие процессы
Материально-техническое обеспечение
Исследования и разработки
Информационные технологии
Юридическое сопровождение
Бухгалтерский учет
Административное обеспечение
ч
Документация, регламенты, стандарты, управленческие воздействия
Пациент Основные процессы (процессы оказания медицинской помощи)
Профилактика Диагностика Наблюдение Лечение Реабилитация
Ресурсы Пациент
после оказания
медицинской помощи
->
Критерии входного контроля
Критерии текущего контроля
Критерии итогового контроля
- Ожидания/требования пациента по поводу оказания медицинской помощи
- Исходное функциональное состояние органа зрения пацие
Рис. 2. Концепту;
- Уровень соответствия стандартам оказания медицинской помощи (на апах профилактики, диагностики, блюдения, лечения и абилитации)
- Уровень удовлетворенности пациента качеством оказания медицинской помощи
- Функциональное состояние органа / зрения пациентов после оказания / медицинской помощи
/
:ль управления региональной офтальмологической службой.
процессов межорганизационного и межфункционального уровней. Одновременно контроль системы качества медицинской помощи и безопасности как основной производственный процесс, регламентированный на федеральном и региональном уровнях, регулярно осуществлялся на уровне каждого функционального подразделения и внутри каждой отдельной МО.
Совокупность бизнес-процессов региональной службы формирует цепочку создания ценности (ЦСЦ). Согласно концепции ЦСЦ, медицинские услуги приобретаются потому, что они обладают определенной ценностью, за которую клиент готов заплатить запрашиваемую цену. В данном случае основной ценностью для клиентов/пациентов является улучшение состояния здоровья глаз или улучшение качества жизни. Совершенствование бизнес-процессов офтальмологической службы должно быть направлено на создание данной ценности.
В региональной системе здравоохранения, как и в отрасли в целом, возможность структурных изменений/преобразований традиционно ограничена в силу исторически сложившихся подходов, и реорганизация даже одного из ее уровней может быть проведена прежде всего из-за изменений во внешней среде. При этом адекватная оптимизация организационной
структуры возможна только при наличии реальной информации о бизнес-процессах службы.
Оптимизация процессов службы основывается на анализе текущей ситуации. Результирующим этапом анализа является составление SWOT-анализа, который позволяет учесть сильные и слабые стороны, возможности и угрозы деятельности службы при выработке мероприятий по совершенствованию ее функционирования.
При проведении стратегического анализа деятельности РСООфП целесообразно проводить построение, анализ и оптимизацию ЦСЦ межорганизационного уровня по основным проблемным направлениям. В соответствии с ними бизнес-процессы идентифицируются и структурируются реально «как есть», а не формально. Идентифицируются:
♦ ЦСЦ на межорганизационном уровне, т. е. ЦСЦ для конечного потребителя — пациента в результате деятельности всех МО, оказывающих офтальмологическую помощь, на основе межорганизационного взаимодействия;
♦ ЦСЦ для каждого подразделения (внутри каждой конкретной МО, входящей в службу). Эффективное межфункциональное взаимодействия МО, входящих в службу, может быть достиг-
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4)
DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-217-223_221
Health care reforms
нуто путем оптимизации всей ЦСЦ сквозным образом, т. е. вся организационная структура службы, как и каждая конкретная МО, была ориентирована на процессы создания ценности для конечного клиента/пациента. В ходе построения реальной ЦСЦ и оптимизации организационной структуры следует выявлять и устранять:
♦ зоны безответственности — зоны цепочки создания ценности, за которыми официально не закреплен ответственный за организацию их деятельности;
♦ дублирование функций — выполнение одной и той же работы различными структурными подразделениями;
♦ пересечение полномочий — выполнение одной и той же работы на различных уровнях управления;
♦ неэффективные звенья цепочки — звенья цепочки создания ценности, деятельность которых связана с необоснованными затратами.
При рассмотрении службы в качестве многоуровневой сложной сквозной системы следует учесть и оценить не только реальные возможности каждой конкретной МО, входящей в региональную службу (отсутствие тарифов/объемов оказания определенных видов медицинской помощи и наличие подготовленных кадров), но и «местное собственное понимание интересов дела»/финансовую заинтересованность на уровне администрации МО, что, как правило, значительно тормозит и снижает уровень обслуживания пациентов. Высокой координации действий всех структурных подразделений службы удается добиться путем принятия ряда управленческих решений, находящих воплощение в приказах по профильной службе Департамента здравоохранения Тюменской области, разработки и утверждения отсутствующих медико-экономических стандартов и тарифов, выделения дополнительного объема финансирования Территориальным фондом ОМС.
Организация офтальмологической помощи в регионе построена в соответствии с процессным подходом, в основе которого заложены следующие принципы:
♦ офтальмологическая помощь является системой взаимосвязанных процессов, обладающих ценностью для конечного потребителя;
♦ любая деятельность в рамках оказания офтальмологической помощи рассматривается как процесс;
♦ за каждым процессом закреплен владелец, отвечающий за результаты выполнения процесса и его постоянное совершенствование;
♦ деятельность по оказанию офтальмологической помощи осуществляется на основе разработанных стандартов/протоколов ведения;
♦ порядок выполнения процессов прозрачен и понятен для всех участников процесса.
Под концептуальной моделью понимается абстрактная модель, т. е. отражающая лишь самые общие характеристики моделируемого явления, определяющая структуру моделируемой системы, свойства ее элементов и причинно-следственные
связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования (рис. 2).
В концептуальной модели входом в основные процессы является пациент до оказания ему медицинской помощи, выходом — пациент после оказания медицинской помощи.
В ходе оказания офтальмологической помощи проводится регулярный контроль эффективности выполняемых процессов на базе следующих групп критериев.
Критерии входного контроля:
♦ ожидания/требования пациента по поводу оказания медицинской помощи;
♦ исходное функциональное состояние органа зрения пациента.
2. Критерии текущего контроля:
♦ уровень соответствия стандартам/протоколам оказания медицинской помощи (на этапах профилактики, диагностики, наблюдения, лечения и реабилитации).
3. Критерии итогового контроля:
♦ уровень удовлетворенности пациента качеством оказания медицинской помощи;
♦ функциональное состояние органа зрения пациента после оказания медицинской помощи. Соответственно при оценке эффективности выполнения процессов учитывается не только эффективность медицинского воздействия на состояние здоровья пациента, но и уровень его удовлетворенности качеством оказанных услуг.
Совершенствование процессов осуществляется на основе цикла PDCA, в рамках которого:
♦ производится описание процессов «как есть» (<^-Ь»);
♦ на основе анализа качественной и количественной информации выявляются узкие места, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность выполнения процессов;
♦ разрабатываются варианты совершенствования процессов, направленные на оптимизацию узких мест;
♦ производится описание процесса «как должно быть» («То Ве»);
♦ контроль выполнения процессов проводится регулярно;
♦ процессы оказания офтальмологической помощи постоянно совершенствуются на основе цикла PDCA;
♦ осуществляется пилотное внедрение процесса «как должно быть»;
♦ выполняется корректировка процесса «как должно быть» по итогам внедрения.
По итогам внедрения процесса «как должно быть» проводится оценка изменения эффективности процесса на основе сопоставления эффективности совершенствования процесса до и после оптимизации.
Общее (текущее) управление офтальмологической службой в регионе осуществляется на базе:
♦ действующего законодательства РФ и нормативно-правовых актов ТО, регламентирующих оказание медицинской офтальмологической помощи;
♦ управления на основе процессного подхода с методологическим центром ГАУЗ ТО "Областной офтальмологический диспансер", отвечающим за общую координацию оказания офтальмологической помощи в регионе;
♦ выделения владельцев (хозяев) ключевых процессов, отвечающих за результаты выполнения процессов и их оптимизацию, проведенного на уровне службы, помимо традиционного закрепления ответственности по функциональным зонам.
Выводы
1. Процессный подход направлен на построение эффективной системы управления, основан на выделении в организации системы бизнес-процессов, управлении этими процессами для получения наилучших результатов и обеспечения удовлетворенности потребителей. Методологическая база процессного управления разработана и внедрена только на уровне отдельных МО, в то время как опыт внедрения на уровне региональной системы оказания профильной помощи (в том числе офтальмологической) в научной литературе не представлен.
2. Существующая функционально ориентированная система управления службой не способна быстро и гибко адаптироваться к изменениям внешней среды, не заинтересована в усилении межфункционального взаимодействия. Внедрение процессного подхода в управление позволило использовать сложившуюся функциональную структуру службы и определить направления ее совершенствования в кратко- и среднесрочной перспективе на основе выделения и описания бизнес-процессов с их последующей регламентацией.
3. Методологические инструменты процессного подхода (SWOT-анализ и ЦСЦ), совершенствование (оптимизация) бизнес-процессов, адаптированная ССП модельная организация совершенствования бизнес-процессов) подтвердили свою эффективность.
4. Концептуальная модель управления службой на основе процессного подхода позволила осуществлять контроль эффективности деятельности службы с позиции принципа клиенториентированности как ведущего при оценке выполнения офтальмологической медицинской услуги внутренними владельцами бизнес-процессов службы.
5. На уровне региональной системы организации офтальмологической помощи населению ТО внедрен процесс стратегического управления. Деятельность службы осуществляется в соответствии со стратегией развития, зафиксированной в плане мероприятий («Дорожная карта») Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер», утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области 30.04.13 г. № 693-рп. В «Дорожной карте» нашли отражение целевые индикаторы и показатели развития службы, а также перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности оказания медицинской помощи и базирующийся на сильных и слабых сторо-
Реформы здравоохранения
нах службы, возможностях и угрозах внешней среды. Данные целевые индикаторы и мероприятия декомпозированы по уровням управления и отдельным МО в составе службы. Проводится регулярный контроль их выполнения, на основании которого осуществляются корректирующие воздействия, в том числе направленные на повышение эффективности процессов организации офтальмологической помощи. Финансовая поддержка отсутствует. Конфликт интересов авторов не заявлен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дудов А.С. Эволюция методов оценки эффективности и качества медицинской помощи [Электронный ресурс]. Управление экономическими системами. 2010; (4). Режим доступа: http:// www.uecs.ru/uecs-24-242010/item/246-2011-03-24-12-47-58
2. Щепин В.О., Томчук А.Л., Бабаенко А.И., Модель и этапы социально-гигиенической оценки распространенности патологии среди населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013; (4): 24—9.
3. Ермакова С.Э. Технология моделирования бизнес-процессов в медицинских организациях. Вопросы экономики и права. 2011; (1): 81—5.
4. Процесс контроля и оценки качества в учреждениях здравоохранения США. Публикация подготовлена на основе четвертой главы Руководства по обеспечению качества (Guideto quality assurance. The Joint Commissionon Accreditation of Healthcare Organization/ 1988.875 North Michigan Avenue.Chicago. Illinois 60611—1845) / Источник: http://interin.botik.ru/. Вопросы экспертизы и КМП. 2011; (9): 45—56.
5. ГОСТ РИСО 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ; 2012.
6. Ляднау Ю.В. Сущность процессного управления. Инновации и инвестиции. 2013; (6): 98—101.
7. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: РИА "Стандарты и качество"; 2007.
8. Армстронг М., Берон А. Управление результативностью: Система оценки результатов в действии. М.: ООО "Альпина Паблишер"; 2013: 176—7.
9. Билый А.В. Процессный подход как метод построения эффективной системы управления на предприятии. Проблемы современной экономики. 2011; (3—2): 234—8.
10. Гуров А.Н., Круглов С.Е., Огнева Е.Ю. Организация системы мониторинга для оценки качества и эффективности работы здравоохранения в процессе модернизации (на примере Московской области). ГлавВрач. 2012; (3): 40—5.
11. Каплан Р., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес"; 2014: 138—53.
Поступила 22.05.2016 Принята в печать 30.05.2016
REFERENCES
1. Dudov A.S. The evolution of the methods of evaluating the effectiveness and quality of health care [The electronic resourse]. The management of economic systems. 2010; (4). Rezhim dostupa: http:// www.uecs.ru/uecs-24-242010/item/246-2011-03-24-12-47-58 (in Russian)
2. Shchepin V.O., Tomchuk A.L., Babaenko A.I. Model and stages of socio — hygienic assessment of the prevalence of disease in the population. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i isto-rii meditsiny. 2013; (4): 24—9. (in Russian)
3. Ermakova S.E. Technology of modeling of business process in health care organizations. Voprosy ekonomiki iprava. 2011; (1): 81—5. (in Russian)
4. The process of control and quality assurance in the US health care institutions/ the publication has been prepared on the basis of the fourth chapter of the Quality Assurance Manual. (Guide to quality assurance. The Joint Commissionon Accreditation of Healthcare Organization/ 1988.875 North Michigan Avenue.Chicago. Illinois 60611—1845). Source: http://interin.botik.ru/. Voprosy ekspertizy i KMP. 2011; (9): 45—6. (in Russian)
5. GOST RISO 9000-2011. Systems of Management Quality. Fundamentals and Vocabulary. Moscow: Standartinform; 2012. (in Russian)
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-223-229
Health care reforms
6. Lyadnau Yu.V. The essence of process management. Innovatsii i in-vestitsii. 2013; (6): 98—101. (in Russian)
7. Repin V.V. The Business Processes of the Company: Construction, Analysis, Regulation. Moscow: RIA "Standards and quality"; 2007. (in Russian)
8. Armstrong M., Beron A. The Management of Effectiveness: the System of Evaluation in Action. Moscow: OOO "Alpina Pablisher"; 2013: 176—7. (in Russian)
9. Bilyy A.V. The process approach as a method of building an effective management system in the interprise. Problemy sovremennoy eko-nomiki. 2011; (3—2): 234—8. (in Russian)
10. Gurov A.N., Kruglov S.E., Ogneva E.Yu. The organization of the monitoring system and the efficiency of health care working in the process of modernization (On the example of the Moscow region). GlavVrach. 2012; (3): 40—5. (in Russian)
11. Kaplan R., Norton D.P. Balancedscorecard. From .strategy to action / Transl. from Engl. Moscow: ZAO "Olimp-Biznes"; 2014. (in Russian)
© Коллектив авторов, 2016 УДК 616-053.2-036.86:311
Сон И.М., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю.
информационное обеспечение статистического наблюдения в части детской инвалидности
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения»,
127254, г. Москва, Россия
В рамках ратификации Конвенции о правах инвалидов предусмотрены пересмотр критериев установления инвалидности для детей и реформирование системы медико-социальной экспертизы в соответствии с международными стандартами показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем. В связи с этим важно учитывать взаимосвязь изменений в формах федерального статистического наблюдения в части учета детей-инвалидов в Российской Федерации и классификаций показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем, используемых при установлении инвалидности.
В данной статье представлен анализ взаимосвязи изменений в формах федерального статистического наблюдения в части учета детей-инвалидов и применяемых классификаций, используемых при установлении инвалидности (Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности; международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья; Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков). Рассмотрено межведомственное взаимодействие в рамках статистики детской инвалидности.
Ключевые слова: статистика детской инвалидности; Международная классификация болезней;
Международная классификация функционирования; ограничений жизнедеятельности и здоровья.
Для цитирования: Сон И.М., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю. Информационное обеспечение статистического наблюдения в части детской инвалидности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 223—229. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-223-229
Для корреспонденции: Сон Ирина Михайловна, доктор мед. наук, профессор, зам. директора по науке, [email protected]
Son I.M., Polikarpov A. V., Ogrizko E. V., Golubeva T.Yu. THE INFORMATIONAL SuPPORT OF STATISTICAL OBSERvATION RELATED
to children disability
The central research institute for health organization and informatics of Minzdrav of Russia,
127254, Moscow, Russia
Within the framework of the Convention on rights of the disabled the revision is specified concerning criteria of identification of disability of children and reformation of system of medical social expertise according international standards of indices of health and indices related to health. In connection with it, it is important to consider the relationship between alterations in forms of the Federal statistical monitoring in the part of registration of disabled children in the Russian Federation and classification of health indices and indices related to health applied at identification of disability.
The article presents analysis of relationship between alterations in forms of the Federal statistical monitoring in the part of registration of disabled children in the Russian Federation and applied classifications used at identification of disability (International classification of impairments, disabilities and handicap (ICDH), international classification of functioning, disability and health (ICF), international classification of functioning, disability and health, version for children and youth (ICF-CY). The intersectorial interaction is considered within the framework of statistics of children disability.
Keywords: statistics of children disability; International classification of diseases; International classification of
impairments, disabilities and handicap For citation: Son I.M., Polikarpov A.V., Ogrizko E.V., Golubeva T.Yu. The informational support of statistical observation related to children disability. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 223—229. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-223-229
For correspondence: Son I.M., doctor of medical sciences, professor, deputy director on scientific research. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 11.04.2016 Accepted 25.05.2016