Научная статья на тему 'Особенности внедрения информационных технологий в деятельность предприятий связи (на примере фгуп «Почта России»)'

Особенности внедрения информационных технологий в деятельность предприятий связи (на примере фгуп «Почта России») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4192
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЧТА / ПОЧТОВЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / POST / POST SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова Мария Владимировна, Лоскутова Марина Владимировна

Основной целью написания данной статьи являлось рассмотрение особенностей внедрения информационных технологий на примере ФГУП «Почта России». В современных условиях, почта как неотъемлемое звено рыночной экономики, является важным «поставщиком» информации. Поэтому, чтобы успешно выполнять такую миссию, ФГУП «Почта России» постоянно внедряет в свою деятельность все более новые информационные технологии. В статье анализируются наиболее значимые информационные технологии, используемые предприятием «Почта России». Дается качественная оценка развития всех видов услуг почты с перспективой на будущее. Определены приоритетные направления для дальнейшего внедрения информационных технологий. При реализации существующих основных почтовых ФГУП «Почта России» постоянно расширяет сферу своей деятельности: отделения почтовой связи развились в многофункциональные центры, предлагающие большой спектр почтовых и современных социально значимых для общества, финансовых и других видов сопутствующих услуг, число которых постоянно увеличивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTRODUCTION OF THE INFORMATION TECHNOLOGIES IN ACTIVITY OF TELECOMMUNICATIONS AGENCIES (ON THE EXAMPLE OF FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE «RUSSIAN POST»)

Main objective of writing of this article was a consideration of features of introduction of information technologies on the example of Federal State Unitary Enterprise «Russian Post». In modern conditions, post as the integral link of market economy, is important «supplier» of information. Therefore successfully to carry out such mission of Federal State Unitary Enterprise «Russian Post» constantly introduces in the activity more and more new information technologies. In article the most significant information technologies used by the Russian Post enterprise are analyzed. Quality standard of development of all types of service of post with prospect on the future is given. The priority directions for further introduction of information technologies are defined. At realization existing the main post Federal State Unitary Enterprise «Russian Post» constantly broadens the sphere of the activity: offices of a mail service developed in the multipurpose centers offering a big range of post and modern of socially significant for society, financial and other types of the accompanying services which number constantly increases.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения информационных технологий в деятельность предприятий связи (на примере фгуп «Почта России»)»

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ (НА ПРИМЕРЕ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»)

М. В. ПОТАПОВА, М. В. ЛОСКУТОВА

Основной целью написания данной статьи являлось рассмотрение особенностей внедрения информационных технологий на примере ФГУП «Почта России». В современных условиях, почта как неотъемлемое звено рыночной экономики, является важным «поставщиком» информации. Поэтому, чтобы успешно выполнять такую миссию, ФГУП «Почта России» постоянно внедряет в свою деятельность все более новые информационные технологии. В статье анализируются наиболее значимые информационные технологии, используемые предприятием «Почта России». Дается качественная оценка развития всех видов услуг почты с перспективой на будущее. Определены приоритетные направления для дальнейшего внедрения информационных технологий. При реализации существующих основных почтовых ФГУП «Почта России» постоянно расширяет сферу своей деятельности: отделения почтовой связи развились в многофункциональные центры, предлагающие большой спектр почтовых и современных социально значимых для общества, финансовых и других видов сопутствующих услуг, число которых постоянно увеличивается.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, почта, почтовые услуги.

Нарастающая значимость существующей информационно-технологической реальности предполагает развитие во всех отраслях экономики нашей страны своевременной и качественной доставки информации. Почтовая отрасль способна обеспечить данный вид услуги для наибольшего количества населения, с учетом развития собственной материальной и информационно-технической базы. Говоря о почте сегодня, стоит отметить, что она является неотъемлемой частью современной жизни и одним из основных звеньев государственной инфраструктуры. Отделения почтовой связи развились в многофункциональные центры, предлагающие большой спектр почтовых и современных социально значимых для общества, финансовых и других видов сопутствующих услуг, которые постоянно увеличиваются. На протяжении всей истории почтовая служба была - и остается сегодня - одним из основных способов общения между людьми, селами и городами, а на международном уровне и странами.

Несмотря на постоянное развитие новых коммуникационных технологий, почта остается одним из самых массовых и доступных видов связи, одним из важных факторов объединения нашей большой страны. Являясь основным средством доставки периодических изданий, почтовых отправлений, денежных переводов и пенсий, почтовая связь выполняет важную социальную функ-

цию. Особая роль отводится почтовой службе в сельской местности, где почтовые отделения являются центрами предоставления самых необходимых услуг [6].

В условиях развития информационно -коммуникационных технологий стоит задача не только развивать услуги, но и повышать их качество. В дальнейшем развитие почтовой связи во многом будет зависеть от эффективного использования информационных ресурсов на наиболее уязвимых участках системы. Внедрение любых информационно-технологических инноваций без качественного обучения персонала, обречено, как минимум, на низкий уровень успешности, а в предельных своих значениях - на полный провал. Особенно актуально решение данной проблемы для предприятия ФГУП «Почта России» и связано оно с одновременным внедрением целого ряда такого рода инноваций.

В результате проведенной модернизации имеющегося почтового оборудования встает вопрос о реализации амбициозной программы по созданию новых стандартов в сфере почтовых услуг [3]. За последние несколько лет ФГУП «Почта России» удалось добиться укрепления рыночных позиций за счет увеличения спектра предоставляемых услуг и повышения их качества. Помимо традиционных почтовых сервисов предприятие работает и в других направлениях: фи-

нансовые и информационные услуги, а также предоставление розничных услуг товаров народного потребления через отделения почтовой связи, услуги по подписке и продаже периодических печатных изданий. При существующих факторах, которые могут отрицательно повлиять на экономическую стабильность развития предприятия, можно отметить положительную динамику в области доходности от реализации собственных услуг. Так, в 2011 г. наблюдалось увеличение общей выручки от продажи товаров, продукции и услуг на 14,5 % по сравнению с 2010 г. и составила 120 707 млн руб. Кроме того, продолжается реа-лизовываться программа по предоставлению новых услуг по рассылке поздравительных открыток и подарков по предварительным заказам к праздникам: «Поздравление от Деда Мороза» и «Поздравление Почтой». В связи с развитием информационных технологий, предприятие предоставляет возможность отследить клиентам (заказчикам услуги) исполнение услуги по десятизначному номеру заказа, указанному в квитанции.

ФГУП «Почта России» предлагает новую услугу - «Гибридная почта», предназначенная для государственных и коммерческих организаций, осуществляющих массовые адресные рассылки почтовой корреспонденции. При использовании технологии гибридной почты информация, предназначенная к рассылке, вместе с базой имен и адресов ее получателей направляется в электронном виде в ближайшие к адресатам печатные центры, где она распечатывается в виде индивидуализированного документа и упаковывается в почтовый конверт. Эта услуга необходима для компаний, которые делают акцент на качество и минимизацию затрат. В данном случае «Почта России» выступает как главный стратегический партнер.

Новая услуга позволяет выстроить весь процесс - от печати и упаковки рассылаемых материалов до передачи их на доставку - как единую технологическую цепочку. В ее комплекс входит: предпечатная подготовка, предполагающая обработку первоначально поступивших данных; печать персонализированных вложений и полиграфических материалов; автоматическое конверто-вание, а также формирование бесконвертного отправления; сортировка отправлений и передача на доставку; он-лайнфранкирование [9]. Франкиро-вание - оплата почтовых отправлений наклеиванием почтовых марок в соответствии с тарифом, предполагает включения в цену затрат на транспортировку и хранение грузов [7].

К сожалению, пока такой центр по реализации услуги «гибридная почта» расположен на базе Мо-

сковского АСЦ, но отметим, что основа для дальнейшего развития данной услуги уже заложена.

ФГУП «Почта России» активизирует свою информационную деятельность, принимая активное участие в реализации федерально-целевой программы «Электронная Россия». В целях выполнения поставленных задач как на федеральном, так и на региональном уровне реализуются проекты с внедрением и использованием информационно-технологических нововведений. По мере осуществления мероприятий по распространению информационных технологий и снижению барьеров по доступу к телекоммуникационным сетям, электронным библиотекам научно-технической информации, архивам и базам данных созданы основные предпосылки информационной прозрачности государства для гражданского общества и эффективного взаимодействия между властью и гражданами на основе использования новейших технологий.

По данным пресс-службы ФГУП «Почта России», 18 марта 2005 г. было подписано соглашение о взаимодействии в сфере совершенствования и развития почтовой связи между ФГУП «Почта России» и администрацией Тамбовской области. Участники данного соглашения совместно проводят работу в области внедрения пилотного режима на всей территории Тамбовской области [8].

Для достижения поставленной задачи в области создания единой интернет-сети передачи данных «Почта России» способствовало выделению скоростного канала xDSL, по которому работают уже Тамбовский, Мичуринский, Уваров-ский, Рассказовский, Котовский, Моршанский, Сосновский, Петровский, Инжавинский, Первомайский, Кирсановский и Жердевский почтамты.

Проект «КиберПочт@» направлен на предоставление всем слоям населения широкого спектра услуг в области интернет-технологий. Виды услуг, предоставляемые в рамках проекта: интернет услуги, услуги, связанные с приемом и отправкой электронных сообщений, как с абонированием почтового ящика, так и без него; черно-белая и цветная печать фотографий, рисунков; сканирование изображений, текстов на компьютер и передача данных на электронный носитель (диски различного формата, флеш-карту и др.); обеспечение и консультирование по работе с пакетом программ MicrosoftOffice и другими графическими и обучающими программами. Данный проект реализуется уже больше 10 лет, поэтому можно говорить о сложившейся динамике его развития.

В 2011 г. в рамках проекта создания пунктов коллективного доступа, ФГУП «Почта России»

оказывала сопутствующие ему услуги в 62 субъектах РФ, а общее количество договоров, подписанных по состоянию на 1 декабря 2011 г., составило 15 106 единиц. На сегодняшний момент пункты коллективного доступа (ПДК) работают во всех без исключения почтамтах Тамбовской области. Сейчас в отделениях почтовой связи открыты 315 пунктов доступа в Интернет на 632 рабочих места. Кроме того, Тамбовским филиалом ФГУП «Почта России» завершается работа по оборудованию ПКД техническими и программными средствами, так называемыми тарификаторами, которые реализуют учет оказанных универсальных услуг связи и позволяют оплачивать универсальные услуги с использованием пластиковых карт оплаты.

Однако стоит отметить, что из-за отсутствия финансовой составляющей определенная группа населения будет попросту лишена возможности использования данных услуг, что отрицательно скажется на рентабельности данного проекта. Так, например, 100 Мбайт трафика в ПКД составляет от 245 руб. до 1004 руб. в зависимости от региона РФ, причем, чем более развит интернет в регионе, тем доступ в него через ПКД дороже. Для того чтобы скачать 100 Мбайт трафика в почтовом отделении в Москве, придется заплатить 940 руб., в Петербурге - 407 руб., в Екатеринбурге -408 руб., во Владивостоке - 277 руб. [5]. В условиях рыночной конкуренции, внедрение информационных технологий является эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности предприятия. Но одного внедрения недостаточно. На данном этапе развития предприятия необходимо создание более тщательного плана или стратегии по использованию и сохранению положительной динамики введения информационных технологий [10].

Другой важный проект в сфере внедрения информационных технологий представлен единой системой почтовых переводов (ЕСПП) - «Кибер-Деньги». Единая система почтовых переводов позволит сократить сроки обработки и пересылки денежных переводов, создаст планомерный переход на электронный способ пересылки денежных переводов, отправляемых физическими и юридическими лицами по территории РФ, а также в страны Балтии и СНГ. Положительной особенностью данной услуги является возможность осуществлять денежные переводы между физическими и юридическими лицами. В рамках данного проекта, по желанию клиента, предоставляются и дополнительные услуги: бесплатное извещение получателя о поступлении перевода; возможность

передачи дополнительной информации вместе с переводом (сообщение - до 70 знаков); возможность уведомления отправителя о выплате перевода (за дополнительную плату); доставка перевода получателю на дом (за дополнительную плату - 1,5 % от суммы перевода, но не менее 10 руб.). Весь перечисленный спектр сопутствующих услуг позволяет расширить клиентскую базу за счет введения дополнительного информационного поля в работе почты.

Сегодня уже в 6 районах Тамбовской области -это Тамбовский, Моршанский, Мичуринский, Ко-товский, Жердевский и Рассказовский районы, реализуется программа по выдаче кредитов компанией ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Данный проект предоставляет ряд универсальных возможностей различным видам организаций. Так, многие банки имеют проблемы создания удобной системы погашения кредитов для своих клиентов ввиду сложившихся географических факторов. Воспользовавшись услугами проекта «Кибер-Деньги», банки могут преодолеть эту проблему и предложить своим клиентам такую систему в отделениях ФГУП «Почта России» по конкурентоспособным тарифам, а также получить оперативную информацию о совершенных денежных переводах в адреса банков. Помимо вышеназванных характеристик, кредитные и финансовые компании привлекает высокий уровень защиты передаваемой информации и возможность проведения совместных рекламных акций по привлечению клиентов - физических лиц. К тому же, в отношении общественных и государственных организаций ФГУП «Почта России» ведет льготную тарифную политику. В настоящее время проект действует во всех регионах России, и дальнейшее его развитие является одним из главных приоритетов предприятия.

ФГУП «Почта России» активно развивает проект по приему платежей за услуги сотовой и факсимильной связи, Интернет и телевидение -во всех почтамтах и почтовых отделениях Тамбовской области, оснащенных почтово-кассовыми терминалами (ПКТ). Прием перечисленного списка платежей осуществляется в режиме on-line в пользу операторов сотовой связи «МТС», «Билайн», «Мегафон», «TELE 2» и «Тамбов GSM», а также за спутниковое телевидение «НТВ-Плюс». По договору с ОАО «ЦентрТелеком» в почтовых отделениях принимается оплата за домашний телефон, радиоточку и Интернет «Домолинк».

При существующем определенном успехе внедрения информационных технологий остаются проекты, которые либо вообще не развиты, либо

имеют лишь ростки своего развития в крупных городах. Так, изобретенная в России и внедренная уже в нескольких зарубежных странах система «Киберпресс@» пользуется большим спросом среди бизнесменов западных стран, для которых важна оперативно поступающая информация. Сам проект «Киберпресс@» представляет собой пересылку газет через Интернет, далее идет распечатка на двустороннем принтере и происходит доставка заказчикам. Предполагается, что все издания «Киберпресс@» будут выходить в черно-белом варианте, форматом А3, а стоимость такой услуги будет около одного доллара. Такой проект уже частично реализуется в Зеленограде по трем подписным изданиям: газета «Сорок один», журнал «Альфея» и информационное издание «Копилка», которое давно проводит свою бесплатную подписку через Интернет [2].

По мнению главы Минкомсвязи России Николая Никифорова: - «В настоящее время почтовая отрасль во всем мире переживает серьезный и ответственный период трансформации в условиях постоянно растущей роли дистанционной торговли и серьезных вызовов современного рынка услуг доставки. В связи с этим, «Почта России» делает серьезную ставку на оказание электронных услуг и государственных электронных услуг».

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев назвал ключевые моменты развития почтовой отрасли. По его словам, следует обеспечить качественную и своевременную доставку почтовых отправлений, достойную заработную плату в сфере почтовой связи и провести модернизацию работы предприятия в целом. Кроме того, при Минкомсвязи в ближайшее время будет создан экспертный совет по развитию почтовой отрасли, в который войдут представители некоммерческих объединений и органов власти и другие участники рынка. В будущем Михаил Евраев предположил, что удовлетворенность качеством почтовых услуг населением превысит 60 % [4].

Сегодня трудно представить развитие государственности без почтовой связи. Несмотря на информационно-коммуникационные достижения и разработки, почта продолжает оставаться самым доступным массовым средством общения, а иногда и единственным окном «в большой мир». Современная почтовая связь способна к формированию открытого информационного общества, социально-экономическому развитию регионов, сохранению целостности всей страны [1].

Литература

1. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 2005.

2. Зеленоградский онлайн. Городской интернет-журнал. URL: http://www.zelen.ru

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

4. Оказание услуг в электронном виде - условие развития почтовой отрасли. URL: http://www.beznal.-pro

5. «Почта России» закроет пункты доступа в интернет. URL: http://izvestia.ru

6. Почта России. Коллектив. URL: http://www.rus-ianpost.ru-rp

7. Самардак А. С. Корпоративные информационные системы. Владивосток, 2003.

8. Словопедия. Большой бухгалтерский словарь. URL: http://www.slovopedia.com

9. Сутягин В. Ю. Экономические кризисы и несостоятельность предприятий: оценка динамики и перспективы развития // Социально-экономические процессы. Тамбов, 2011. № 5-6. С. 251-260.

10. ФГУП «Почта России» и администрация Тамбовской области заключили соглашение о взаимодействии в сфере совершенствования и развития почтовой связи. URL: http://fcr.russianpost.ru

* * *

FEATURES OF INTRODUCTION OF THE

INFORMATION TECHNOLOGIES IN ACTIVITY OF TELECOMMUNICATIONS AGENCIES (ON THE EXAMPLE OF FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE «RUSSIAN POST»)

M. V. Potapova, M. V. Loskutova

Main objective of writing of this article was a consideration of features of introduction of information technologies on the example of Federal State Unitary Enterprise «Russian Post». In modern conditions, post as the integral link of market economy, is important «supplier» of information. Therefore successfully to carry out such mission of Federal State Unitary Enterprise «Rus-sian Post» constantly introduces in the activity more and more new information technologies. In article the most significant information technologies used by the Russian Post enterprise are analyzed. Quality standard of development of all types of service of post with prospect on the future is given. The priority directions for further introduction of information technologies are defined. At realization existing the main post Federal State Unitary Enterprise «Russian Post» constantly broadens the sphere of the activity: offices of a mail service developed in the multipurpose centers offering a big range of post and modern of socially significant for society, financial and other types of the accompanying services which number constantly increases.

Key words: information, information technologies, post, post services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.