ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОЧТОВЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНЕ
Н. Б. ГЕРБЕКОВ
УФПС КЧР филиала ФГУП «Почта России»,
директор
КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Ленина, 96
В статье рассмотрены задачи развития информационно-коммуникационных услуг ФГУП «Почта России», внедрение инфокоммуникационных технологий в повседневную жизнь населения регионов посредством создания информационных систем работающих совместно с Почтой России.
Ключевые слова: инновационно-ориентированная диверсификация почтовых услуг; информационно-коммуникационные технологии; «КиберПочт@»; пункт коллективного доступа в Интернет (ПКД); информационная система «Бизнес-инкубатор».
Коды классификатора ОБЬ: 187, Я11.
Развитие сети Интернет коренным образом изменило экономическую среду, открыло новые возможности для быстрого доступа к информации, обучения и самообучения, эффективного взаимодействия между людьми и организациями в самых различных сферах жизни вне зависимости от географического положения и экономического развития того или иного региона России. Однако преимущества Интернета доступны еще не всем, и мировую общественность все больше заботит проблема «информационного неравенства». Одной из главных причин отставания России от передовых стран в области распространения информационно-коммуникационных технологий является существование физических и ценовых ограничений доступа к информационным сетям для большинства таких пользователей, как социально малозащищенные слои населения. Особенно это относится к сельским жителям и жителям населенных пунктов, удаленных от больших городов и районных центров с развитой системой коммуникаций [2].
Одним из шагов к преодолению «информационного неравенства» в России является создание пунктов коллективного доступа в Интернет (ПКД) на узлах федеральной почтовой связи. Одной из важнейших социально-значимых функций «Почты России» является внедрение инфокоммуникационных технологий в повседневную жизнь малозащищенных слоев население за счет развития спектра информационных услуг, предоставляемых в отделениях почтовой связи регионов России.
На сегодняшний день почта, оставаясь самым доступным средством связи, находит свое место в современном мире информационных технологий и продолжает вносить свой вклад в решение общегосударственной задачи по преодолению информационного неравенства внутри страны путем развития проекта «КиберПочт@». Данный проект направлен на предоставление гражданам доступа в Интернет на всей территории страны, а также получение навыков работы на персональном компьютере. К началу 2008 года в отделениях почтовой связи было установлено более 20 тыс. пунктов коллективного доступа (ПКД) с 40 тыс. рабочих мест, в том числе с высокоскоростными каналами доступа в Интернет — 3 753 ПКД. [5] На всей территории России с 2006 года развитие проекта «КиберПочт@» получило качественно новое наполнение — обеспечение на территории 51 субъекта Российской Федерации.
При этом ФГУП «Почта России» реализует широкий спектр информационных услуг, обеспечивающих социальную функцию и направленных на эффективное взаимодействие граждан с государственными информационными ресурсами (порталы с законодательными и правовыми актами Российской Федерации; правительственные порталы, объединенные в единое информационное гиперпространство — «электронное правительство»; муниципальные порталы — службы занятости, образования, медицины, защиты окружающей среды и т. д.). Для реализации задачи развития информационно-коммуникационных услуг ФГУП «Почта России» принят и внедрен широкомасштабный инвестиционный проект, рассчитанный на закупку стандартных аппаратно-программных средств ПКД, изготовление специализированной мебели, а также их комплексное внедрение во всей филиальной
© Н. Б. Гербеков, 2009
сети [3]. Что касается развития инфокоммуникационных услуг в КЧР, в частности, введения в действие пунктов коллективного доступа в Интернет, то почтовые отделения региона принимают активное участие во внедрении услуги «КиберПочт@». Провайдером интернет-услуг в УФПС является ОАО «RTRomm. га». В УФПС организован прокси-сервер Интернет, к которому по сети Ethemet подключены пункты коллективного доступа Черкесского почтамта и по арендуемым у электросвязи ADSL модемом подсоединены все районные почтамты. В районах организованы маршрутизаторы учета Интернет-трафика, на которые по коммутируемым линиям выходят отделения почтовой связи, на базе которых организованы пункты коллективного доступа. Данная схема подключения всех ПКД в Интернет-управления обеспечивает стабильность и мониторинг Интернет-трафика работы ПКД и снижает затраты на оплату трафика провайдеру.
Рассмотрим более подробно возможности развития спектра информационнокоммуникационных услуг, предоставляемых почтой, за счет их адаптации к потребностям каждого из представленных выше сегментов рынка почтовых услуг. В частности, предлагается комплекс мероприятий по развитию информационно-коммуникационных услуг почты регионов с учетом потребностей такого сегмента рынка почтовых услуг, как малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Расширение спектра информационно-коммуникационных услуг возможно за счет включения «Почты России» в региональные программы стимулирования развития малого и индивидуального предпринимательства. В этой связи целесообразно использование инфраструктурного потенциала почты в рамках исполнения республиканских целевых программ развития. Это необходимо для стимулирования создания новых малых предприятий и их поддержки в период становления бизнеса, пропаганды идей малого и индивидуального предпринимательства для повышения деловой активности населения и содействия решению проблемы безработицы в регионах. [5]
В рамках данного направления также необходимо совершенствование и развитие инфраструктуры информационной поддержки малого и индивидуального предпринимательства с целью предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий на рынки, включая межрегиональные и международный. Следует организовать сети специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, а также создать унифицированные программно-технологические системы информационной поддержки малого предпринимательства.
Для этого в рамках взаимодействия «Почты России» и бизнес-инкубаторов необходимо разработать информационную систему «Бизнес-инкубатор», снижающую транзакционные издержки малых предприятий и обеспечивающую им доступ к необходимым базам данных информации. На рис. 1 представлена схема взаимодействия бизнес-инкубатора и ФГУП «Почта России» в рамках выполнения задач региональной целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в КЧР». Такое взаимодействие, на наш взгляд, будет достаточно эффективным, так как программы развития рассчитаны на долгосрочную перспективу и включают в себя и такой аспект как информатизация субъектов предпринимательства.
В этой связи целесообразно заключить договор между ФГУП «Почта России» и региональной сетью бизнес-инкубаторов. Согласно договора, через пункты коллективного доступа в Интернет в отделениях почтовой связи предпринимателям обеспечат доступ к информационной системе «Бизнес-инкубатор» и другим информационным ресурсам Интернет, а также предоставление ряда финансовых услуг (получение и погашение кредита в режиме удаленного доступа, оплата коммунальных платежей и налогов, приобретение страхового полиса и т. д.). В каждом пункте можно будет не только зайти в Интернет, но и распечатать необходимый текст, воспользоваться справочно-правовыми системами, факсом, ксероксом, ламинатором.
Это позволит освободить часть помещений в офисах бизнес-инкубаторов, которые, в свою очередь, можно предоставить в аренду предпринимателям, тем самым расширив круг клиентов бизнес-инкубатора и снизив арендную плату за квадратный метр. На рис. 1 представлены основные разделы информационной системы «Бизнес-инкубатор».
Раздел «Инфоцентр» должен содержать информацию об изменениях в законодательстве, базу данных о предприятиях региона, базу данных о порядке предоставления кредитов в различных банках региона, контактную информацию обо всех государственных органах и иную информацию. Информационная система, помимо предоставления необходимых сведений предпринимателям, должна обеспечивать полной информацией потенциальных инвесторов. Формирование при «Инфоцентре» базы данных с инвестиционными проектами и бизнес-планами малых предприятий позволит предпринимателям привлекать инвестиции под тот или иной проект.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
Рис. 1. Схема взаимодействия ФГУП «Почта России» и регионального бизнес-инкубатора через информационную систему «Бизнес-инкубатор»1
Через раздел «Консалтинг» бизнесмен сможет обратиться к различным консалтинговым фирмам региона, попав непосредственно на их виртуальную страничку, где приведены ссылки на интерактивные сайты консалтинговых фирм региона. Это сэкономит время на поиск консалтинговой фирмы, предлагающей в полной мере всю необходимую для предпринимателя информацию и имеющей наиболее оптимальные тарифы. Следует также отметить, что концентрация сайтов консалтинговых организаций региона в рамках одного портала позволит повысить уровень конкуренции между консалтинговыми агентствами и расширит круг их потенциальных клиентов. WEB-услуги бизнес-инкубатора заключаются в разработке для малых предприятий собственных интерактивных сайтов в Интернете, создание электронных торговых площадок или Интернет-магазинов с последующим их размещением в разделе «Электронная витрина». Этот раздел Виртуального бизнес-инкубатора позволит предпринимателям региона освоить новый способ общения с потенциальными клиентами через всемирную сеть, расширит круг клиентов, позволит проводить рекламные кампании в Интернете.
Использование в рамках виртуального бизнес-инкубатора подсистемы «Виртуальная приемная» даст возможность предпринимателям в режиме удаленного доступа наладить интерактивную связь с властными структурами. Подсистема «Виртуальная приемная» предусматривает осуществление приема граждан руководителями различных государственных органов. Прием может осуществляться конфиденциально, так как информация будет передаваться в зашифрованном виде. Кроме того, прием может быть официальным в тех случаях, когда стороны обмениваются электронными документами, подписанными ЭЦП. Наличие такой подсистемы позволяет строить демократические отношения между предпринимателями и властными органами [7].
Подсистемы «Интернет — торговый дом» и «Электронная витрина» позволят предпринимателям региона размещать свои предложения и заключать сделки купли-продажи в режиме удаленного доступа.
В настоящее время «Почта Росси» обладает достаточным информационным и инфраструктурным потенциалом для модернизации и расширения своих услуг, за счет внедрения системы электронного документооборота. Например, те же услуги «товары почтой» и «Интернет — торговый дом» были бы более восприняты экономическими субъектами, в случае если бы участники сделки могли подписывать договор электронной цифровой подписью (ЭЦП). Конкурентным преимуществом ФГУП «Почты России» в данном вопросе в сравнении с уже существующими удостоверяющими центрами обслуживающими электронные ключи является широкая сеть почтовых отделений, позволяющая ей объединить большой круг клиентов, владеющих ЭЦП в рамках одного удостоверяющего центра.
1 Составлено на основе анализа возможностей информационной системы РЭОС. www.reos.ru.
Удостоверяющий центр ФГУП «Почта России» должен обеспечивать формирование электронных сертификатов подчиненных центров во всех регионах страны и конечных пользователей. Задачей удостоверяющего центра является определение политики выпуска цифровых сертификатов: выдача их и аннулирование; хранение информации, необходимой для последующей проверки правильности сертификатов. В число приложений, поддерживающих инфраструктуру управления открытыми ключами должны входить: защищенная электронная почта, протоколы платежей, электронный обмен информацией, защита данных в сетях с протоколами №, электронные формы и документы с электронной цифровой подписью [4].
На наш взгляд, для продвижения услуги электронный документооборот, маркетинговый отдел почты должен донести до клиентов преимущества использования электронного документооборота и электронной цифровой подписи. Для большинства предприятий и учреждений, функционирующих в режиме удаленного доступа, одной из наиболее острых проблем организации деловых процессов в области административно-управленческой и хозяйственной деятельности является неудовлетворительное состояние текущего делопроизводства и документооборота. Решить проблему можно, внедрив систему электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи, которая позволит существенно ускорить и упростить создание, сбор, обработку, систематизацию, накопление, хранение, распространение и предоставление информации. В частности, внедрение единой системы обмена информацией, электронного документооборота и делопроизводства в рамках любой организации, позволит обеспечить:
❖ автоматизацию процессов документационного обеспечения управления, включая реализацию согласованной работы нескольких канцелярий, обработку входящей и исходящей корреспонденции, управление прохождением внутренних распорядительных, организационных и информационно-справочных документов, а также процессы ознакомления с документами;
❖ формирование плановой и оперативной отчетности, связанной с делопроизводством и документооборотом;
❖ возможность управления в рамках организации процессами согласования документов, формирования поручений на выполнение тех или иных заданий, предоставления информации различным службам и подразделениям, регистрации документов, обращений различных типов;
❖ создание единого информационного пространства организации;
❖ хранение и динамичное обновление данных о структуре и работниках организации, поддержку механизма делегирования полномочий;
❖ создание основы для формирования баз знаний и корпоративных информационных хранилищ организации, в которых накапливаются связанные между собой информация и данные, представленные в виде текстов, графической информации, форм и таблиц, аудио- и видеоданных;
❖ эффективный обмен знаниями и информацией как внутри структурных подразделений организации, так и между ними [1].
Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронном документообороте предоставляет новые возможности и открывает новую эпоху развития делопроизводства и документооборота. По своей сути ЭЦП — это аналог личной подписи сотрудника (заверенной печатью), который служит для заверения электронных документов. Гарантией однозначной авторизации подписанного электронного документа и невозможности подделки такой подписи является специальная криптографическая функция, лежащая в основе алгоритма выработки ЭЦП. Высокий уровень сервиса конечного пользователя при использовании ЭЦП достигается за счет автоматизации проверки ее корректности, метки времени получателя или квитирования о доставке, наличия необходимых регламентов по разбору конфликтных ситуаций и др. [7]
Применение ЭЦП придает электронному документу юридическую значимость наравне с документом на традиционном бумажном носителе.
Гарантией конфиденциальности электронного документа является специальное обратимое криптографическое преобразование (шифрование). Документ по заранее определенному правилу преобразуется в криптограмму (нечитаемый текст) и передается корреспонденту, который выполняет обратное преобразование и получает исходный текст.
Автоматизированная система защиты документов от несанкционированного доступа позволяет обеспечить высокий уровень надежности, исключающий возможности ошибок и злоупотреблений со стороны персонала, гарантирующий строгий учет и доступ к информации в соответствии с политикой безопасности компании, реализующей контроль за обработкой документов в режиме реального времени.
Применение криптографических средств защиты делает использование электронных документов более безопасным, чем бумажных, и, кроме того, снижение влияния человеческого фактора на процесс учета обращения с электронными документами увеличивает степень безопасности системы.
Таким образом, перевод документооборота в органах власти на автоматизированную систему электронного документооборота и делопроизводства открывает новые технические и
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
технологические возможности обеспечения пересылки документов между организациями, заменяет традиционную систему пересылки бумажных документов по почте. При этом, безусловно, при предоставлении почтой услуги электронного документооборота должны быть сохранены ключевые свойства существующей системы почтовой рассылки:
♦ защищенность отправления;
♦ строгая адресность отправления;
♦ гарантированность доставки отправления адресату [1].
Подводя итоги по данному параграфу, следует отметить, что на сегодняшний день существует целый ряд возможностей для расширения почтовой службой региона спектра предоставляемых информационно-коммуникационных услуг.
Нами проанализирована возможность участия почтовой службы в Региональной целевой программе «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в КЧР». Выполнение почтовыми отделениями части функции региональных бизнес-инкубаторов позволит, на наш взгляд, снизить бюджетные затраты на реализацию данной Программы, а также повысит доходы почты от реализации проекта КиберПочт@.
Также видится целесообразным расширение спектра информационно-коммуникационных услуг почты за счет активизации работы по внедрению на предприятиях, организациях региона электронного документооборота и практики использования в экономической деятельности электронной цифровой подписи. Инфраструктурный потенциал Почты России, ее разветвленная сеть почтовых отделений и пунктов коллективного доступа в Интернет позволяет организовать конкурентоспособный Удостоверяющий центр по обслуживанию сертификатов электронной цифровой подписи, объединяющий владельцев ЭЦП со всех регионов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенко В. А. Обеспечение электронного документооборота между организациями и органами государственной власти. Федеральный справочник связь и информатизация в РФ. М.: Центр стратегических инициатив, 2003. С. 258.
2. Генкин И. Е., Гоголева В. В., Грехов Л. И. Программа Киберпочт@ (Первые итоги и перспективы). Новые информационные технологии в почтовой связи. Федеральный справочник «Связь и информатизация в РФ». М.: Центр Стратегических инициатив, 2002.
3. Годовой отчет ФГУП «Почта России за 2006». М., 2007. С. 54.
4. Котов Г. И., Михалев С. Н., Разовский Л. А., Грехов Л. И. Новые информационные технологии в почтовой связи. Федеральный справочник «Связь и информатизация в РФ». М.: Центр Стратегических инициатив, 2003. С. 240.
5. Приложение к Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской республики от 27.10.2005 № 332. Республиканская целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в КЧР» на 2006-2008 годы.
6. Отчет ФГУП «Почта России» за 2006 г. Наши услуги всегда доступны, всегда рядом. М., 2006. С. 61.
7. Тамбиев А. Х. Уникальная комплексная, многофункциональная информационная система. М.: МИТС, 2006. С. 17.