КОНКУРЕНТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» НА РЫНКЕ ПОЧТОВЫХ УСЛУГ
М. В. ПОТАПОВА, М. В. ЛОСКУТОВА
Статья посвящена оценке конкурентного положения ФГУП «Почта России» на рынке почтовых услуг. На сегодняшний день федеральное предприятие почтовой связи имеет широкую сеть предоставления различных услуг, поэтому рынок почтовых услуг является однообразным по представленным на нем конкурентным организациям. При сложившейся ситуации «выживают» наиболее крупные почтовые организации, зарекомендовавшие себя на рынке и постоянно совершенствующие информационные технологии. В статье дана общая характеристика предприятия ФГУП «Почта России». Проведен анализ предприятий-конкурентов «Почты России». Кроме того, обозначены основные международные предприятия, ведущие активное сотрудничество с ФГУП «Почта России». Развивая свою деятельность, федеральное предприятие почтовой связи усиленно работает в области обеспечения своей конкурентоспособности, создавая новые пути и инструменты ее обеспечения.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентное положение, рынок почтовых услуг, международное сотрудничество.
Конкуренция является основой развития экономической деятельности не только всей страны, но и отдельных отраслевых рынков. Так, на рынке услуг одним из наиболее сложных и интересных предприятий является ФГУП «Почта России».
Охарактеризуем данное предприятие. Распоряжением Правительства РФ, 5 сентября 2002 г., было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее именуется - предприятие «Почта России»), основанное на праве хозяйственного ведения. Созданное предприятие «Почта России» находится в ведении Минсвязи России.
Предприятие является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. «Почта России» не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, и, наоборот, государство и его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в суде
и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Структура управления ФГУП «Почта России» представлена четырьмя вертикальными уровнями:
1. Аппарат управления предприятием (АУП).
2. Филиалы (УФПС, ГЦМПП, EMS, АСЦ), ОСП (ЦАИТС, Почтовик).
3. Почтамты, магистральные сортировочные центры (МСЦ).
4. Отделения почтовой связи.
Предприятие имеет право открывать филиалы
на территории Российской Федерации и за ее пределами. Все открытые филиалы и представительства наделяются имуществом и действуют в соответствии с положениями о них. Расположенный на территории Тамбовской области Тамбовский филиал ФГУП «Почта России» полноценно функционирует спустя 225 лет с момента его основания. В соответствии с подписанным документом, ФГУП «Почта России» принимает на себя обязательства по выполнению на территории Тамбовской области функции федерального оператора почтовой связи, обеспечивая интеграцию в общероссийскую сеть действующих и вновь создаваемых на территории Тамбовской области объектов почтовой связи.
Тамбовский филиал ФГУП «Почта России» включает 9 почтамтов: Моршанский, Котовский, Мичуринский, Кирсановский, Рассказовский,
Жердевский, Тамбовский, Первомайский, Ува-ровский, обеспечивающих жителям всей области доступ к услугам почтовой связи [10].
Говоря об услугах почтовой связи, стоит пояснить, что собой представляет почтовая связь. Так, согласно Федеральному закону от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», под почтовой связью подразумевается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений (адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры), а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Перечисленные услуги почтовой связи оказываются на основании лицензий на оказание услуг почтовой связи [4].
Конкуренция может развиваться на определенном рынке почтовых услуг только (или преимущественно) для определенной группы потребителей. Существуют две основные группы, оказывающие услуги почтовой связи на территории Российской Федерации:
1. Организация федеральной почтовой связи, основанная на праве хозяйственного ведения, владеющая федеральной сетью почтовой связи -ФГУП «Почта России» и обязана в соответствии с лицензионными условиями оказывать универсальные услуги почтовой связи на лицензионной территории - Российской Федерации.
2. Негосударственные операторы почтовой связи, оказывающие услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации или ряда субъектов РФ.
Рассматривая услуги в области доставки посылок и грузов экспесс-почтой, основными конкурентами федерального оператора почтовой связи являются:
ООО «ЕМС Гарантпост». Компания Гаран-тпост предоставляет услуги по экспресс-доставке корреспонденции и грузов на всей территории России и за рубежом. Также компания осуществляет таможенные, логистические и консультационные услуги. С целью ведения своей деятельности компания обладает Лицензией на оказание услуг почтовой связи № 73228. Главными преимуществами компании является: срочность, прозрачность расчетов, надежность транспорта, гибкость логических схем, направленность на результат [5].
ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС». Торговая марка «СПСР» зарегистрирована 1 февраля 2001 г., владельцем которой является ООО «СПСР-
ЭКСПРЕСС». Главный офис компании находится в Москве, но постоянно на территории Российской Федерации открываются филиалы данной компании. Так на сегодняшний момент существует такой филиал и в Тамбовской области. Главная миссия компании - обеспечивать максимальную эффективность бизнеса клиентов путем повышения скорости и надежности обмена корреспонденцией и грузами с использованием инновационных технологий и высоких стандартов качества оказываемых услуг. Деятельность СПСР-ЭКСПРЕСС осуществляется на основании почтовой лицензии № 86637 от 25.05.2012, а также свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) № 0103/00 от 17.12.2010. Надзор за деятельностью компании осуществляют Россвязьнадзор и Федеральная таможенная служба. ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» не отстает от времени, поэтому постоянно развивается, участвуя в международных инновационных форумах [7].
ЗАО «Армадилло бизнес посылка» является признанным лидером на российском рынке экспресс-доставки посылок и грузов и предлагает сервис на уровне современных мировых стандартов. Компания предлагает для своих клиентов отправку любых грузов (от конверта до тонны) грузов в кратчайшие сроки. Протяженность маршрутов доставки на территории Российской Федерации составляет 4000 городов и населенных пунктов, а доставка за рубеж охватывает 220 стран. Для клиентов созданы условия выбора оплаты, при которых оплата доставки происходит после получения груза (за наличный и безналичный расчет); оплата получателем либо отправителем (по выбору клиента). Отправка груза происходит ежедневно из всех городов с финансовыми гарантиями соблюдением сроков. Для клиентов предусмотрены онлайн-сервисы на сайте www.dpd.ru -калькулятор, отслеживание груза, размещение заказов, схемы проезда ко всем терминалам [2].
В будущем планируется развитие Почтой России услуг экспесс-доставки с завоеванием значительной доли рынка.
В соответствии с Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.11.2004 г. № 759, подписка на периодические печатные издания - форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.
Распространение периодических печатных изданий осуществляется как в розницу, так и по подписке. Как правило, издательства формируют платный тираж, исходя из направленности издания - ориентированного на распространение по подписке, либо на распространение в розницу. Развитию института подписки уделяется пристальное внимание. Стоит отметить, что только по подписке распространяются многие специализированные издания, а для физических и юридических лиц, находящихся в сельской местности и в регионах с низкой плотностью населения, получение периодических печатных изданий по подписке зачастую является единственным способом получать периодику.
В настоящее время прием подписки осуществляют организации:
1. ФГУП «Почта России». Основное конкурентное преимущество оператора - наличие сети отделений, охватывающей всю территорию страны, а также привычка населения оформлять подписку «на почте». Пункты приема подписки - отделения почтовой связи являются традиционными, привычными и удобно расположенными.
2. Подписные агентства. ФГУП «Почта России» сотрудничает со следующими подписными агентствами:
Агентство «Роспечать» - одно из крупнейших подписных агентств в Российской Федерации по распространению периодических изданий. По каталогам Агентства «Газеты. Журналы» и «Издания органов научно-технической информации» физические и юридические лица могут оформить подписку во всех отделениях почтовой связи Российской Федерации и странах СНГ и Балтии [1].
ООО «Межрегиональное агентство подписки» (МАП) - первое по темпам роста подписное агентство в России. МАП организует подписку на центральные и региональные периодические печатные издания в Российской Федерации через сеть отделений почтовой связи ФГУП «Почта России». Кроме того, МАП осуществляет поставки периодической печатной продукции для реализации в розницу через сеть отделений почтовой связи ФГУП «Почта России». МАП - агентство по распространению периодических печатных изданий, качество услуг и надежность работы которого гарантируется сертификатами соответствия международному стандарту [6].
3. Издательства федерального, областного и регионального значения.
Основными конкурентами на данном рынке являются подписные агентства, осуществляющие деятельность по приему подписки, исходя из рас-
положения корпоративных потребителей, в крупных городах.
Ввиду реализации подписки на 2-ое полугодие 2014 г., Правительство отказалось дотировать доставку по подписке газет и журналов: в бюджете на 2015 г. такой строки расходов нет. Ежегодно государство выделяло «Почте России» на доставку прессы 3 млрд руб., теперь ее услуги оплатят читатели - подписка подорожает на 30-50 %. Положение такого дела чревато тем, что отказ от госдотаций скажется не только на читателях. Кроме того, от отмены субсидий пострадают полиграфисты, распространители, подписные агентства и издательские структуры. К чему приведет такое положение дел - к уничтожению института подписки или созданию новых конкурентных структур - покажет будущее [3].
Говоря о конкуренции в почтовой отрасли, не стоит забывать и о сотрудничестве федерального предприятия «Почта России» с иностранными коллегами-конкурентами. Так, продолжительное сотрудничество с «Почтой Китая» привело к подписанию меморандума о расширении транспортных маршрутов доставки почты в Россию. Предполагается открыть наземный автомобильный маршрут из Китая в Оренбург, и в будущем открыть железнодорожный почтовый маршрут на основе дополнительных соглашений. Кроме того, планируется расширить и воздушное сообщение за счет рейсов из Харбина и Пекина в Новосибирск и Екатеринбург. Также достигнута договоренность о расширении приграничного почтового обмена через Владивосток.
Закреплены договоренности с «Почтой Китая» о подсортировке почтовых отправлений, когда Почта Китая самостоятельно отсортировывает почту для получателей в регионах Сибири и Дальнего Востока, и направляет в места международного почтового обмена в Новосибирске и Екатеринбурге [9].
Вершиной сотрудничества между ФГУП «Почта России» и «Почта Италии» стало подписание 26 ноября 2013 г. «Меморандума о дальнейших шагах по активизации сотрудничества». Целью подписания подобного соглашения являлось продолжение сотрудничества российских и итальянских почтовиков, сложившегося в последние годы. В рамках нового этапа сотрудничества стороны намерены рассмотреть запуск инновационных услуг связи и развития интегрированных процессов физической и цифровой связи, таких, как прямая почтовая рассылка и гибридная почта. В будущем планируется развитие электронной коммерции между Россией и Италией, совершен-
ствование международной логистики и коммерческих решений для доставки экспресс-почты между Россией и Италией [8].
На сегодняшний день ФГУП «Почта России» в целом является монополистом почтовых услуг. Однако остаются еще не освоенные или не полностью освоенные рынки услуг, завоевание которых только еще предстоит.
Литература
1. Агентство «Роспечать». URL: http://www.rosp.-ru
2. ЗАО «Армадилло бизнес посылка». URL: http://armadillo-biznes-posylka.tiu.ru
3. Красников Е. В бюджете не нашлось денег на доставку газет. URL: http://rbcdaily.ru
4. О почтовой связи: федер. закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ (с изменениями 07.07.2003 г., 22.08.2004 г., 26.06.2007 г., 14.07.2008 г., 23.07.2008 г., 28.06.2009 г.). URL: http://www.russianpost.ru
5. ООО «ЕМС Гарантпост». URL: http:// www.garantpost.ru
6. ООО «Межрегиональное агентство подписки». URL: http://pravorub.ru
7. ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС». URL: http:// www.spsr.ru
8. «Почта России» подписала меморандум о сотрудничестве с почтовыми предприятиями Италии. URL: http://minsvyaz.ru
9. Россия и Китай подписали меморандум о сотрудничестве в области почтовой связи. URL: http:// minsvyaz.ru
10. Устав ФГУП «Почта России». URL: http:// fc.russianpost.ru
* * *
COMPETITIVE POSITION OF FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE «RUSSIAN POST» AT THE MARKET OF POST SERVICES
M. V. Potapova, M. V. Loskutova
Article is devoted to an assessment of competitive position of Federal State Unitary Enterprise «Russian Post» at the market of post services. Today the federal enterprise of a mail service has a wide network of providing various services therefore the market of post services is monotonous on the competitive organizations presented on it. At current situation, the largest post organizations which have proved at the market, and constantly improving information technologies «survive». In article the general characteristic of the Federal State Unitary Enterprise «Russian Post» is given. The analysis of the rival enterprises of Russian Post is carried out. Besides, the main international enterprises conducting active cooperation with Federal State Unitary Enterprise «Russian Post» are designated. Developing the activity, the federal enterprise of a mail service strenuously works in the field of ensuring the competitiveness, creating new ways and instruments of its providing.
Key words: competition, competitive situation, market of post services, international cooperation.