Таким образом, у работников педагогической и медицинской сфер существуют различия в характере СЭВ. И симптомы СЭВ связаны с уровнем тревожности и вербальной агрессией.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-249-252
ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦСЕТЯХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
ЖуинаД.В., Жуина А.И.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация
В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Раскрыты особенности воздействия длительного общения подростков в соцсетях на их общение в реальной жизни. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей общения подростков.
Ключевые слова: общение; виртуальное общение; социальные сети; интернет; подростки; коммуникативная сторона общения; межличностное общение; межличностные отношения.
FEATURES OF VIRTUAL COMMUNICATION OF TEENAGERS IN SOCIAL NETWORKS AND ITS IMPACT ON THEIR COMMUNICATION IN REAL LIFE
Zhuina D. V., ZhuinaA.I.
Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva,
Saransk, Russian Federation
The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem. The peculiarities of the influence of
long-term communication of adolescents in social networks on their communication in real life are revealed. The results of an empirical study of the characteristics of communication of adolescents are presented.
Keywords: communication; virtual communication; social networks; the Internet; teenagers; the communicative side of communication; interpersonal communication; interpersonal relationships.
Влияние Интернета на личность подростка - проблема, волнующая родителей, педагогов и психологов уже не первое десятилетие. Психологические исследования в этой области ведутся с начала 90-х годов XX в. и с каждым годом их интенсивность растет. Уже в первых научных исследованиях на эту тему (А.Е. Войскунский, А.Е. Жич-кина, И.В. Шевченко, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмитриева, В.П. Долматов, A.B. Хуторской и др.) наметились две основные проблемные области - особенности познавательных процессов, опосредованных сетевыми ресурсами и специфика общения людей, склонных к долговременному нахождению в искусственной среде и взаимодействию с виртуальным собеседником. Поскольку в последнее время Интернет стал неотъемлемым элементом повседневной жизни и местом времяпрепровождения огромного количества людей, изучение влияния социальных сетей на личность имеет особую важность и актуальность, особенно в подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обладает наибольшей чувствительностью к влиянию информационных и коммуникационных технологий. Под воздействием Интернета происходят изменения в ценностных ориентациях молодежи, формируется новый по своему содержанию, качеству вид общения. Такое стремительное развитие информационных технологий и захват социальными сетями внимания подавляющего большинства подростков ставит проблему влияния виртуального общения на способность полноценно общаться в реальной жизни.
С целью изучения особенностей виртуального общения и его воздействия на реальное общение подростков, мы провели эмпирическое исследование на базе МОУ «Лицей №31» г. Саранска. В исследовании приняли участие 48 школьников 9 «А» и 9»Б» классов, возраст испытуемых 14—15 лет. В исследовании использовались следующие методики:
«Анкета: как часто ты общаешься в соцсетях», «Тест В.Ф. Ряховского». Оценка различий уровня коммуникативности между двумя группами подростков производилась с помощью и-кригерия Манна-Уитни.
Анкетирование показало, что большинство подростков (77%) приравнивают общение в социальных сетях к реальному общению. 25% опрошенных считают, что общаться в социальных сетях легче, чем в реальной жизни. Более 60% респондентов проводят время в социальных сетях во время встреч с друзьями, уроков или приема пищи. 83% испытуемых предпочитают обсудить проблемные вопросы с друзьями по телефону или в социальных сетях, чем встретиться лично.
По результатам методики В.Ф. Ряховского можно сделать вывод, что в группе, которая часто общается в социальных сетях, преобладает уровень общительности ниже среднего. Один испытуемый показал очень низкий результат. В группе, которая редко общается в социальных сетях преобладает средний уровень коммуникабельности, 35% опрошенных в данной группе показали выше среднего и высокий уровень коммуникабельности.
В целом, исследование показало, что уровень общительности в группе, которая предпочитает виртуальное общение реальному и посвящает ему много времени, ниже, чем в группе, которая общается в социальных сетях редко.
Список литературы
1. Баранова Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. №4. С. 105-110.
2. Годик Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа//Медиаскоп. 2011. № 2. С. 58-64.
3. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. 2007. №9. С. 37-40.
4. Жмырко К.С. Особенности общения подростков посредством интернета//Молодой ученый. 2015. №10. С. 1333-1335.
5. Жуина Д.В., Жуина А.И. Особенности межличностных отношений у разностатусных подростков II Трансформация социальных отношений в региональном социуме: VI Сухаревские чтения: матери— 251 —
алы всеросс. науч.-практич. конференции (Саранск, 15-16 октября 2016 г.) / Редкол. С.М. Вдовин и др.; Науч. центр соц.-эконом. мониторинга. Саранск. 2016. С. 403-406.
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-252-255
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Жуина Д.В., Казакова Е.М.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация
В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стрессоустойчивости студентов в период подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Даны понятия стрессоустойчивости, раскрыты особенности стрессоустойчивости выпускников колледжа. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости у выпускников педагогического колледжа
Ключевые слова: стресс; стрессоустойчивостъ; студенты; выпускники; юношеский возраст; педагогический колледж; стрес-согенные факторы.
FEATURES OF STRESS RESISTANCE OF GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE
Zhuina D. V, Kazakova E.M.
Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Saransk, Russian Federation
The article presents an analysis ofpsychological and pedagogical literature on the problem of students' stress resistance in the period