Научная статья на тему 'Особенности стрессоустойчивости выпускников педагогического колледжа'

Особенности стрессоустойчивости выпускников педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
448
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВЫПУСКНИКИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / STRESS / STRESS RESISTANCE / STUDENTS / GRADUATES / ADOLESCENCE / PEDAGOGICAL COLLEGE / STRESS FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуина Д. В., Казакова Е. М.

В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стрессоустойчивости студентов в период подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Даны понятия стрессоустойчивости, раскрыты особенности стрессоустойчивости выпускников колледжа. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости у выпускников педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRESS RESISTANCE OF GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE

The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of studentsstress resistance in the period of preparation for the final examinations. The concepts of stress-resistance are given, features of stress-resistance of college graduates are revealed. The results of an empirical study of the stress-resistance characteristics of graduates of a pedagogical college are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности стрессоустойчивости выпускников педагогического колледжа»

алы всеросс. науч.-практич. конференции (Саранск, 15-16 октября 2016 г.) / Редкол. С.М. Вдовин и др.; Науч. центр соц.-эконом. мониторинга. Саранск. 2016. С. 403-406.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-252-255

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Жуина Д.В., Казакова Е.М.

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация

В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стрессоустойчивости студентов в период подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Даны понятия стрессоустойчивости, раскрыты особенности стрессоустойчивости выпускников колледжа Представлены результаты эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости у выпускников педагогического колледжа

Ключевые слова: стресс; стрессоустойчивостъ; студенты; выпускники; юношеский возраст; педагогический колледж; стрес-согенные факторы.

FEATURES OF STRESS RESISTANCE OF GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE

Zhuina D. V, Kazakova E.M.

Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseveva, Saransk, Russian Federation

The article presents an analysis ofpsychological and pedagogical literature on the problem of students' stress resistance in the period

of preparation for the final examinations. The concepts of stress-resistance are given, features of stress-resistance of college graduates are revealed. The results of an empirical study of the stress-resistance characteristics of graduates of a pedagogical college are presented.

Keywords: stress; stress resistance; students; graduates; adolescence; pedagogical college; stress factors.

Актуальность проблемы развития стрессоустойчивости выпускников педагогического колледжа и поиск путей предотвращения стрессов возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у юношей и девушек; недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостъю в условиях профессионального обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья [2].

Проблему стресса и стрессоустойчивости личности на различных этапах онтогенеза исследовали В.А. Бодров, А.П. Кагунин, М.В. Кондратьева, Ли Канг Хи, О.В. Лозгачева, В.Л. Маршцук, А.А. Реан, Ю.В. Щербатых и др., которые указывали на то, что важнейшим компонентом психического здоровья личности является стрессоу-стойчивость — способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, возникающие на пути ее духовного роста и физического самосовершенствования [3, с. 1775].

Согласно Е.В. Бондаренко, учебная деятельность является стрес-согенной по своей природе. Причем спектр переживаемых эмоций разнообразен (растерянность, нервозность, суетливость, проявление личностной и ситуативной тревожности). Основными факторами, влияющими на стрессоустойчивость выпускников педагогического колледжа, являются: физиологический; поведенческий; субъективный; социально-психологический, психологический и профессиональный фактор стресса [1, с. 143].

Нам представляется важным рассмотрение вопроса об особенностях развития устойчивости к стрессу, поэтому мы провели

эмпирическое исследование стрессоустойчивости выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования. В нем приняли участие 40 студентов 4 курса в возрасте 19-20 лет, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика» и «Дошкольное образование» ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова» Ичалковского района Республики Мордовия. Для изучения стрессоустойчивости мы подобрали диагностический инструментарий: методика «Шкала психологического стресса Р8М-25» Лемура-Тесье-Филлиона (адаптация Н.Е. Водопьяновой), «Методика для определения вероятности развития стресса» Дж. Тейлора (модификация Т.А. Немчина) и методика «Какова Ваша устойчивость к стрессу?» (Ф.Т. Готвальд). Результаты исследования были подтверждены с помощью метода математической статистики - И-критерия Манна-Уитни.

По результатам эмпирического исследования нами были определены следующие особенности стрессоустойчивости выпускников педагогического колледжа: в выборке испытуемых по специальности «Прикладная информатика» отмечена характерная устойчивость к стрессу, следовательно, учащиеся могли адекватно реагировать на стрессоген-ные факторы, у них сохранялась определенная степень психологической стабильности в неблагоприятных условиях, они были способны самостоятельно возвращаться в состояние равновесия; в выборке испытуемых по специальности «Дошкольное воспитание» превалирует низкий уровень развития стрессоустойчивости, следовательно, большая половина обследованных, не способны противостоять негативным стрессогенным факторам, проблемным, напряженным ситуациям.

Список литературы

1. Бондаренко Е.В. Сравнительное исследование уровня экзаменационного стресса студентов разных курсов // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. Ставрополь: ТЭСЭРА. 2014. С. 142-147.

2. Жуина Д.В., Казакова Е.М. Изучение стрессоустойчивости в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы и

перспективы развития современной психологии: сборник научных трудов по материалам VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых, 9 ноября 2016 г., г. Саранск / Под ред. М.И. Каргина, А.Н. Яшковой; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2016. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска. 3. Щелина Т.Т., Колясникова В.А. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1774-1778.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-255-261

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА ДОСТИЖЕНИЯ В СПОРТЕ

Зураева Л.М., Быдтаева ЭЛ.

ФГБОУ «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация

В данной статье рассматривается вопрос изучения общих и специфических свойств личности спортсменов. В частности, представлены результаты изучения значения акцентуаций характера спортсменов высших достижений как фактора, обуславливающего получение высоких результатов в спортивной деятельности. В статье рассматривается связь показателей самооценки (самоотношения) с фактом «чемпионства» спортсменов.

Ключевые слова: акцентуации характера; мотивация; спортивные достижения; самоотношение; самооценка; отличие спортсменов высших достижений; индивидуально-психологические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.