2016, том 18 [12]
УДК 37.032
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Д.В. Жуина, В.В. Рычкова
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» Саранск, Россия
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии — проблеме формирования и развития коммуникативной стороны общения субъектов образовательной среды. Авторами сделан теоретико-методологический анализ подходов и теорий, раскрывающих содержание понятия «общение», обозначена его структура и функции, описаны результаты экспериментального исследования по изучению и формированию коммуникативной стороны общения старшеклассников.
Ключевые слова: общение, коммуникативная сторона общения, подростки, тренинг коммуникативной компетентности.
На сегодняшний день изучение проблемы эффективности применяемых методов и средств развития личности ребенка и его благоприятной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни является актуальным и диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития.
Успешность старшеклассника в разных сферах жизни во многом зависит от его коммуникативных возможностей и способностей. А отсутствие таковых существенно затрудняет раскрытие ребенка, его реализацию в учебе, в среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению и появлению отклонений в его социализации [1].
В научной литературе достаточно подробно рассмотрены различные аспекты проблемы общения: структура, трудности общения, охарактери-
зованы факторы, определяющие его успешность, особенности развития общения в различные возрастные периоды и др. Об этом свидетельствуют многочисленные труды Г.М. Андреевой, А.В. Ба-таршева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Н.В. Клюевой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрик и др. [2]. В частности, Г.М. Андреева предприняла попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения и выделила три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную (заключается в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивную (проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями); перцептивную (представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними) [3].
~ 113 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
---g»c«o»9-
Анализ психологической и педагогической литературы позволил говорить о том, что в целом накоплен значительный опыт работы с коммуникативными умениями и навыками, разработан ряд программ по их формированию (А.Г. Лидерс, И.А. Ральникова, В.И. Тесленко, С.В. Латынцев и многие другие) [4]. Каждая из них, несомненно, представляет особую ценность для науки и практики, однако в силу того, что в ходе формирования необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся всегда возникает запрос на подготовку индивидуальных программ [5].
С целью развития коммуникативной стороны общения старшеклассников посредством тренин-говой работы мы провели на базе МОУ «Гимназия № 19» г. Саранска экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие 50 учащихся 9-х классов.
Для проведения эксперимента был подобран следующий диагностический инструментарий: опросник КОС-2, «Методика изучения компетентности в общении» В.Ф. Ряховского, «Методика оценки коммуникативных умений»; метод математической обработки данных — 1>критерий Стью-дента.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе исследования осуществлено изучение коммуникативной стороны общения подростков. В ходе использования методики КОС-2 установлено, что у значительной части подростков — 20 (40%) учащихся — отмечается низкий уровень развития коммуникативных способностей, у 17 (34%) учащихся — средний, для 11 (22%) учащихся характерен высокий уровень сформированное™ коммуникативной стороны общения и лишь у 2 (4%) опрашиваемых — высший. Результаты, полученные с помощью методики компетентности в общении В.Ф. Ряхов-ского подтверждают ранее полученные данные: у значительной части подростков (40%) отмечены низкие показатели компетентности в общении, у 14 (28%) учащихся — средний уровень, у 6 (12%) — выше среднего и у 2 (4%) — ниже среднего. Тогда как лишь у 8 (16%) выявлен высокий уровень компетентности в общении. С помощью методики оценки коммуникативных умений выявлено, что для значительной части подростков ха-
рактерен средний (40%) и низкий (40%) уровни развития коммуникативных умений, высокий уровень развития данных умений выявлен у 8 (16%) подростков и у 2 (4%) учащихся — уровень выше среднего.
С помощью 1>критерия Стьюдента для независимых выборок нами установлено, что на этапе констатирующего эксперимента достоверных различий в показателях уровня развития общения не выявлено (КОС-2 (1эмп = 0); Методика изучения компетентности в общении В.Ф. Ряховского (1эмп = = 1,3); Методика оценки коммуникативных умений (1эмп = 1,4); р > 0,05 (2,1)*).
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования коммуникативных умений и навыков современных подростков.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы отобрали старшеклассников с низким уровнем развития коммуникативной стороны общения (20 человек) для проведения дальнейшего исследования. Мы разделили всех учеников на две группы — экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), в которую вошли по 10 человек. С участниками ЭГ была проведена работа по формированию коммуникативной стороны общения, испытуемые КГ в данном виде эксперимента не участвовали. На формирующем этапе эксперимента реализована разработанная нами тренинго-вая программа по формированию коммуникативной компетентности подростков, представленная 13-ю занятиями с периодичностью проведения 2 раза в неделю. Задачами данной программы являлись: способствовать осознанию и пониманию участниками ценности каждой личности, осознанию собственной потребности и способности к общению; способствовать раскрытию индивидуальных возможностей участников, их углубленному самораскрытию и повышению самооценки; обучить участников налаживанию контакта с людьми, умению правильно задавать вопросы; отработать навыки вербального и невербального общения, навыки разрешения конфликтной ситуации; формировать способность к гармоничному и поддерживающему общению; обучить участников идентификации собственных эмоциональных состояний и состояний других людей; способствовать преодолению социальных страхов, формирование навыков уверенного взаимодействия [5].
~ 114 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Жуина Д.В., Рычкова В.В. Особенности формирования и развития коммуникативной стороны общения...
----■—
В ходе контрольного этапа исследования мы проанализировали и сопоставили полученные в процессе формирующего эксперимента измене-
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что на этапе контрольного эксперимента выявлены достоверные различия между показателями контрольной и экспериментальной групп.
Таким образом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что развитию коммуникативной стороны общения подростков способствует специально организованная тренинговая работа, это статистически подтверждается с помощью метода математической статистики — ^критерия Стьюдента. Так, после реализации тренинговой программы снизилось количество испытуемых с низким уровнем развития коммуникативных способностей и умений; повысилась компетентность испытуемых в общении до уровня выше среднего и среднего.
ния уровня развития коммуникативной стороны общения старшеклассников. Результаты представлены в табл. 1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жуина Д.В., Куликова Е.А. Особенности социального общения подростков // Инновации в науке. 2015. № 51-2. С. 32—37.
2. Жуина Д.В., Жуина А.И. Особенности межличностных отношений у разностатусных подростков // Трансформация социальных отношений в региональном социуме. Саранск. 2016. С. 403—406.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2012. C. 87—89.
4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2001. С. 76—78.
5. Жуина Д.В., Николаева Е.Н. Сравнительный анализ коммуникативной стороны общения подростков с разным уровнем самооценки // Актуальные проблемы и перспективы современной психологии. 2012. № 1. С. 54—55.
Таблица 1
Различия между КГ и ЭГ на этапе контрольного эксперимента
Методики Среднее значение выборки Е квадратов отклонений tэмп
В: В2 В1 В2
КОС-2 7,5 11,6 4,5 110,4 3 7**
Методика изучения компетентности в общении В.Ф. Ряховского 25,3 15,7 8,1 438,1 4,3**
Методика оценки коммуникативных умений 76 48 240 4 960 3 7**
Примечание: n = 10, p > 0,05 (2,1)*, p > 0,01 (2,88)**.
FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE ASPECT OF COMMUNICATION SUBJECTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
D. V. Zhuina, V. V. Rychkova
Federal State Institution of Higher Education «Mordovian State Pedagogical Institute» The Ministry of Education and Science Saransk, Russia
Annotation. The article is devoted to one of actual problems of modern pedagogy and psychology — the problem of formation and development of the communication side communicating the subjects of the educational environment. The authors made a theoretical and methodological analysis of the approaches and theories that reveal the content of the term "communication", indicated by its structure and functions, describes the results of a pilot study on research and development of the communicative side of communication senior.
Key words: communication, communicative aspect of communication, adolescents, training of communicative competence.
~ 115 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
REFERENCES
1. Zhuina D.V., Kulikova E.A. Osobennosti soci-al'nogo obshhenija podrostkov. Innovacii v nauke, 2015, no. 51-2, pp. 32—37.
2. Zhuina D.V., Zhuina A.I. Osobennosti mezhlich-nostnyh otnoshenij u raznostatusnyh podrostkov. Transformacija social'nyh otnoshenij v regional'nom sociume. Saransk, 2016. P. 403—406.
3. Andreeva G.M. Social'naja psihologija. Moscow, Aspekt Press, 2012. P. 87—89.
4. Liders A.G. Psihologicheskij trening s podrost-kami. Moscow, Akademija, 2001. P. 76—78.
5. Zhuina D.V., Nikolaeva E.N. Sravnitel'nyj analiz kommunikativnoj storony obshhenija podrostkov s raznym urovnem samoocenki. Aktual'nye problemy i perspektivy sovremennojpsihologii, 2012, no. 1, pp. 54—55.