Инновационный потенциал
Удк 336.025
особенности венчурной деятельности как объекта государственного финансового регулирования
В. Л. ЗИНИН, аспирант кафедры финансов Е-mail: vasiliy. zinin@gmail. com Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье отмечается, что глобальный финансовый кризис по-новому поставил вопрос о роли государства в экономике. А конкурентоспособность экономики страны все в большей степени определяется способностью создавать и внедрять инновации. При этом проблема эффективности государственного регулирования инновационного сектора приобретает особую актуальность. Раскрыты основные особенности венчурной деятельности как объекта государственного финансового регулирования, которые обусловлены спецификой венчурного капитала и этапами жизненного цикла компаний - получателей венчурного капитала. Данные особенности находят свое отражение в совокупности форм и методов регулирования, применимых к венчурной деятельности.
Ключевые слова: экономическая политика, государственное финансовое регулирование, инновации, венчурный капитал.
В настоящее время в России образовался особый сегмент экономической системы, представляющий собой совокупность инвесторов, предпринимателей, исследователей, органов государственной власти и государственных институтов развития, взаимодействующих в процессе распределения и воспроизводства венчурного капитала. По причине высокого значения венчурной деятельности для социально-экономического развития страны госу-
дарство является активным участником указанного сегмента российской экономики.
Для эффективного государственного регулирования венчурной деятельности и определения его основных задач необходимо выявить особенности рассматриваемого объекта регулирования.
Венчурная деятельность может быть определена как совокупность экономических отношений, возникающих между компанией - получателем венчурного капитала и венчурным инвестором в процессе распределения и воспроизводства венчурного капитала в рамках осуществления рискового инвестиционного проекта, в основе которого лежит создание инновационного высокотехнологичного продукта.
Характеристика венчурной деятельности тесно связана с понятием «венчурный капитал», имеющим множество различных трактовок в экономической литературе. Обобщив подходы различных авторов, можно выделить ряд ключевых особенностей венчурного капитала, определяющих и особенности венчурной деятельности как объекта государственного регулирования.
1. Венчурный капитал является разновидностью финансового капитала.
Финансовый капитал образуется в результате слияния промышленного, банковского и торгового капитала. Финансовая форма капитала содейс-
твует его мобильности, способности перетекать из стагнирующих отраслей экономики в технологически передовые и быстрорастущие. Данная характеристика венчурного капитала предполагает в первую очередь отсутствие барьеров для аккумуляции капитала из различных отраслей экономики для целей венчурного финансирования.
2. Венчурный капитал ориентирован на высокий уровень риска.
В данном контексте используется понятие «риск» в значении неопределенности, а не только возможной опасности потерять вложенные средства. Высокий уровень риска предполагает как возможность потери вложенных средств, так и потенциал стремительного роста стоимости вложенного капитала. И чем выше риск, тем больше потенциальный уровень доходности. Как известно, прямая зависимость между риском и доходностью - это фундаментальное правило, лежащее в основе принятия инвестиционных решений. С точки зрения этимологии термина ориентация на высокий уровень риска является главной чертой венчурного капитала. Данное обстоятельство предъявляет особые требования:
- к методикам оценки стоимости венчурного капитала, оценки эффективности венчурных инвестиционных проектов;
- к механизмам государственного регулирования венчурной деятельности.
3. Венчурный капитал связан с инновационной и высокотехнологичной деятельностью.
Связь с инновациями и высокими технологиями является важнейшей характеристикой венчурного капитала в его современном понимании. Специфический риск венчурного проекта связан с неопределенностью рыночных перспектив создаваемого продукта, которая является обязательной составляющей инновационной деятельности. Данная связь определяет роль венчурного капитала для социально-экономического развития страны и важность государственного регулирования венчурной деятельности.
4. Венчурный капитал ориентирован на стремительный рост стоимости компании - получателя венчурного капитала.
Механизм венчурного инвестирования предполагает, что рост благосостояния инвестора происходит в первую очередь за счет возрастания стоимости компании, в которую осуществлялось вложение. Данный рост обусловлен ожиданиями будущего увеличения продаж нового продукта. В этих усло-
виях особую важность для венчурного инвестора приобретает механизм выхода из объекта вложения. При этом эффективность данного механизма во многом обеспечивается развитостью фондового рынка. Таким образом, создание условий для эффективного выхода венчурного инвестора из проекта является одной из ключевых задач государственного финансового регулирования венчурной деятельности.
5. Вложения венчурного капитала имеют долгосрочный характер.
Ориентация на рост стоимости объекта вложения обуславливает долгосрочность большинства венчурных инвестиций. На завершение разработок, создание пробной версии продукта, наладки его производства и вывода на рынок, а затем на процедуру выхода инвестора из проекта зачастую уходит 3-7 лет.
Но стоит отметить, что в условиях повышенного внимания к отрасли со стороны общественности выход из проекта может происходить быстрее. Для компаний, работающих в сфере Интернета, во время бума второй половины 1990-х гг. выход из проекта мог происходить через 1,5-2 года с момента начала его реализации. То есть создание условий для более раннего выхода инвесторов из проектов является возможным и может быть одной из задач государственного финансового регулирования венчурной деятельности.
6. Венчурный капитал непосредственно связан с человеческим капиталом.
Венчурное финансирование предполагает обязательное участие венчурного инвестора в управлении проектом. Повышенный уровень риска венчурного проекта заставляет инвестора управлять проектом в «ручном» режиме. Помимо финансирования инвестор привносит в проект свои знания, опыт, деловые связи и репутацию. Все это крайне необходимо начинающей компании для решения следующих задач:
- эффективная организация операционного управления;
- установление партнерских отношений с участниками рынка.
Совместное участие в управлении проектом является дополнительной мотивацией для его участников. На основании этого эффекта исследователи А. Т. Каржаув и А. Н. Фоломьев выделяют особую мотивационную функцию венчурного капитала.
Для развития венчурной деятельности необходимо наличие квалифицированных инициативных
специалистов, способных сочетать в себе качества исследователя и предпринимателя. В данном контексте одной из важнейших задач государственного регулирования венчурной деятельности является создание системы образовательных программ по подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичного сектора экономики.
При этом необходимо отметить, что прямое государственное венчурное финансирование должно также сопровождаться участием в управлении проектом государственного института, осуществляющего финансирование. То есть соответствующие государственные институты поддержки венчурной деятельности обязаны обладать специалистами соответствующей квалификации.
Особенность венчурной деятельности как объекта государственного финансового регулирования может быть определена через совокупность форм и методов государственного регулирования, которые необходимо использовать в отношении венчурной деятельности. С учетом отмеченной специфики венчурного капитала, а также на основе мировой и российской практики государственного финансового регулирования целесообразно выделить ряд форм и методов регулирования, применимых для венчурной деятельности.
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Данная классификация может быть с успехом применена и для государственного финансового регулирования венчурной деятельности.
Под прямым государственным финансовым регулированием понимается ситуация, при которой уполномоченный государственный институт вступает в финансовые отношения напрямую с венчурным инвестором либо с компанией - получателем венчурного капитала.
Под косвенным государственным финансовым регулированием - воздействие государства на участников венчурной деятельности без возникновения финансовых взаимоотношений между уполномоченным государственным институтом и венчурным инвестором либо компанией - получателем венчурного капитала.
К основным методам прямого государственного финансового регулирования, релевантным для венчурной деятельности, относятся:
- субсидирование, в том числе предоставление грантов;
- бюджетные инвестиции и инвестиции государственных институтов развития;
- государственные гарантии по кредитам и займам. Предоставление кредитов и займов государственными институтами развития;
- предоставление государственного имущества в аренду на льготных условиях;
- предоставление льгот по уплате налогов и сборов, а также обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;
- предоставление льгот по уплате таможенных пошлин;
- страхование экспортных рисков.
К основным методам косвенного государственного регулирования венчурной деятельности можно отнести:
- финансирование имущественной инфраструктуры венчурной деятельности;
- финансирование институциональной инфраструктуры венчурной деятельности (институтов, осуществляющих информационную, организационную и административную поддержку венчурных предпринимателей);
- поддержка спроса на инновационную продукцию;
- финансирование специальных образовательных проектов.
При этом специфику государственного финансового регулирования венчурной деятельности во многом определяет жизненный цикл компании -получателя венчурного капитала. Каждый этап цикла характеризуется:
- своими задачами операционной деятельности;
- своими рисками;
- своими источниками финансирования.
Методы прямого и косвенного финансового
регулирования венчурной деятельности также могут быть в разной степени применимы к каждому этапу. Распределение методов прямого и косвенного государственного финансового регулирования венчурной деятельности по этапам жизненного цикла венчурных компаний, а также государственные институты, реализующие данные методы в Российской Федерации, представлены на рис. 1, 2.
Рассмотрим каждый из этапов жизненного цикла более подробно.
1. Достартовый этап.
Он длится от нескольких месяцев до года и состоит из следующих стадий:
- появление идеи нового продукта;
Предоставлениельгот по уплате налогов и сборов ¿обязательных страховых взносов итаможен ных платежей
Л ьтоты ин новационн ым комп ан иям об щегохарактера На территории Инн овационн ого центра «Сколково » На терри тори и особых эко номических зо нтехни ко-внедренческо готипа
Предосгавлениегарантийпо кредитам изаймам
Группа Банка развития (Вн ешэко номбанка)
САО «Роснано»
| Инвестиции в форме вклада в уставный капитал |
ОАО «Роснано: •
1 ОАО «Росшйскаявенчурнаякомтания»
Льготное предоставлен ие имущества в аренду
Фонд «Сколково »
ликвидности
Рис. 1. Методы прямого венчурного регулирования финансовой деятельности и институты, выступающие в роли субъектов регулирования на федеральном уровне, во взаимосвязи с этапами жизненного цикла
вен^рной компании
Финанси ровани еспециальныхо бразовательн ых проектов
Программы ОАО «Роснано»
Сколковский и нсгитут науки и технологий
Поддержка спроса на инно вационную продукцию
ОАО «Роснано »
Компании, контролируемые государством,и госкорпорации
Финанси рованией нституцио нальной инфраструктуры
ОАО «Вэснано»
САО«Российская венчурнаякомпания»
Фонд<Сколково»
ОАО «СЪобыеэкономические зоны» 1
1 AHO« Агенте тво с трат егических инициатива»
Финансирование и мушрствен ной и нфраструктуры
Наукограды
Технопарки высоких технологий
Особые экономическиезонытехнико-внедренчес кого типа
Нанотехнолэгические центры 0^0«Роснано»
Инновационно центр «Сколково»
^^ Достартовый этап V Стартовый этап > Этап раннего ^ Г ^ роста ^ ' роста ликвидности А
Рис. 2. Методы косвенного финансового регулирования венчурной деятельности во взаимосвязи с этапами жизненного цикла венчурной компании
- семенная стадия (стадия зарождения компании).
На достартовом этапе существующая идея при условии финансирования и проведения дополнительных исследований ведет к появлению опытного образца товара, коммерческая привлекательность которого трудно прогнозируема. Проекту нужны средства для создания прототипа и сопутствующих исследований. Достартовый этап характеризуется высочайшими рисками, но требует весьма ограниченного финансирования. Здесь источниками капитала могут быть личные средства основателя компании, его друзей и родственников, так как объем инвестирования сравнительно невелик и проект не представляет интереса для формальных инвесторов.
Другим возможным источником капитала на данной стадии выступают средства бизнес-ангелов (неформальные инвесторы, физические лица, инвестирующие средства в венчурные проекты и участвующие в управлении компаниями с венчурным капиталом). Они получают пакет акций вновь создаваемой компании в обмен на относительно небольшой объем инвестиций. Примерный объем привлекаемых капиталов на ранних этапах для развитых стран составляет до 100 тыс. долл. Причем примерно пятая часть инвестиций на данном этапе приходится на сумму до 1 тыс. долл., а еще около половины - на сумму до 10 тыс. долл.
На достартовом этапе роль государства состоит в первую очередь в создании соответствующей информационной среды. Основными проблемами для предпринимателя на данном этапе являются:
- сложный доступ к информации о ситуации на рынках, возможных источниках и формах финансирования;
- сложности с доведением своей бизнес-идеи до потенциального инвестора.
Эффективным методом государственного регулирования на данном этапе может быть субсидирование потенциальных венчурных предпринимателей в форме предоставления грантов. Средства гранта - оптимальный источник финансирования исследований и разработки прототипа инновационного продукта.
Например, предоставление грантов малым предприятиям является ключевым элементом программы финансовой поддержки инновационных исследований в малом бизнесе (SBIR - Small business innovation research), успешно действовавшей в США. Федеральные агентства, у которых бюджет
на внешние исследования и разработки превышает 100 млн долл., обязаны ежегодно отчислять 2,5 % на программу SBIR для малых компаний, проводящих инновационные исследования и разработки в целях коммерциализации технологий. На начальном этапе венчурным компаниям предоставляются гранты в размере до 100 тыс. долл. на срок до 6 мес. (если фирма предлагает заслуживающую внимание концепцию инновационного продукта или конкретное технологическое решение).
Во Франции одним из ключевых элементов системы государственной поддержки инноваций является Национальное агентство поощрения научных исследований (ANVAR), ежегодно рассматривающее до 4 тыс. заявок на получение финансирования. 24 региональных отделения ANVAR осуществляют отбор проектов с учетом технико-экономических показателей заявок. Финансовая поддержка инновационным предприятиям и научно-исследовательским лабораториям оказывается в двух формах:
- беспроцентный заем на срок до 5-6 лет, который подлежит возврату в случае успешного выполнения инновационного проекта или трансфера технологии и покрывает до 50 % общих затрат;
- предоставление грантов на сумму до 38 тыс. евро.
Кроме того, на начальном этапе развития венчурного бизнеса важную роль играет финансирование специальных образовательных проектов для подготовки специалистов, способных работать на стыке науки и бизнеса.
2. Стартовый этап.
Он длится 1-2 года. На этом этапе осуществляются:
- дополнительные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки;
- маркетинговые исследования.
Именно стартовый этап подразумевает подготовку подробного бизнес-плана. По сравнению с достартовым данный этап менее рискованный за счет наличия технологии продукта, которая имеет определенную ценность и может быть реализована. С другой стороны, на этом этапе требуются более значительные инвестиции:
- на дополнительные НИОКР;
- на маркетинговые исследования;
- на организацию производства продукта.
На данном этапе в процесс инвестирования включаются венчурные фонды. Распространены
«групповые частные» (синдицированные) инвестиции, что предполагает участие нескольких бизнес-ангелов в одном проекте или нескольких небольших венчурных фондов.
Помимо информационной среды на стартовом этапе крайне важна институциональная среда, предполагающая:
- удобство аренды помещений и оборудования;
- взаимодействие с научно-исследовательскими центрами, консалтинговыми и юридическими организациями.
Эффективность стартового этапа также напрямую зависит от степени развитости рынка венчурного капитала, количества и качества профессиональных венчурных инвесторов.
Качество государственной поддержки венчурного бизнеса на данном этапе в значительной степени определяет динамику развития венчурного сегмента в целом, так как стартовый этап является определяющим для компании - получателя венчурного капитала. К методам прямого государственного финансового регулирования венчурной деятельности, применимым на стартовом этапе, можно отнести:
- субсидирование, в том числе предоставление грантов;
- бюджетные инвестиции и инвестиции государственных институтов развития;
- предоставление государственного имущества в аренду на льготных условиях;
- предоставление льгот по уплате налогов и сборов, а также обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;
- предоставление льгот по уплате таможенных пошлин.
Также целесообразно выделить следующие методы косвенного государственного финансового регулирования венчурной деятельности на стартовом этапе:
- финансирование имущественной инфраструктуры венчурной деятельности;
- финансирование институциональной инфраструктуры венчурной деятельности (институтов, осуществляющих информационную, организационную и административную поддержку венчурных предпринимателей);
- поддержка спроса на инновационную продукцию;
- финансирование специальных образовательных проектов.
При этом эффективность государственного финансового регулирования венчурной деятельности на стартовом этапе во многом определяется:
- качеством инфраструктуры для венчурного бизнеса;
- уровнем развития рынка венчурного капитала.
3. Этап раннего роста.
До данного этапа компания - получатель венчурного капитала может дойти только в том случае, если технические и предварительные маркетинговые исследования прототипа нового продукта прошли успешно и одновременно удалось создать все необходимые условия для производства новой продукции в коммерческих масштабах. Данный этап длится от одного года до трех лет и состоит из трех последовательных стадий.
Первая стадия - налаживание начального, небольшого по масштабам производства коммерческой продукции, поскольку при изучении рынка были получены обнадеживающие результаты.
Вторая стадия - компания начинает производить продукцию в объеме, позволяющем почувствовать обратную связь с рынком. В этот период устанавливаются:
- основные качественные и количественные параметры, на которые компания будет ориентироваться при определении дальнейшей скорости наращивания производства;
- предел проникновения продукта или услуги на рынок.
Третья стадия характеризуется:
- увеличением объема продаж выпускаемой продукции;
- возрастающей потребностью в средствах для поддержания и наращивания масштабов производства;
- дальнейшим совершенствованием потребительских качеств выпускаемой продукции;
- проведением дополнительных маркетинговых исследований.
Данный этап заканчивается, когда предприятие уже заняло определенную рыночную нишу и перед ним стоит задача не продвижения продукта, а расширения производства и совершенствования этого продукта для удовлетворения потребностей рынка. Риски данного этапа заключаются уже не столько в возможном провале бизнеса, сколько в возможной неправильной оценке емкости рынка нового продукта.
На данном этапе можно выделить два основных типа венчурных инвесторов:
1) венчурные фонды;
2) крупные корпорации.
То есть одной из задач государственного регулирования венчурной деятельности на данном этапе является поддержка венчурных фондов. Крупные промышленные корпорации с государственным участием могут выступать в роли венчурного инвестора и напрямую.
Для эффективного этапа раннего роста компании с венчурным капиталом большую роль играет процесс аккумуляции капитала из различных секторов экономики для целей венчурного инвестирования. Таким образом, с точки зрения государственного регулирования ключевыми для данного этапа являются вопросы развития финансового рынка в целом, а также возможность свободного перераспределения средств между отраслями экономики.
Из методов регулирования к этапу раннего роста применимы все методы, представленные на предыдущем этапе. Также стоит отметить, что на этапе раннего роста процесс оценки рисков проекта становится более прозрачным, что позволяет государственным институтам развития напрямую финансировать венчурные компании, основываясь на формализованных методиках.
Примером государственного института, осуществляющего эффективную государственную поддержку венчурных компаний на этапе раннего роста, является шведский Фонд промышленного развития. Он осуществляет кредитование и прямые инвестиции в малые фирмы, продукция которых относится к приоритетным областям технологического развития (информационные и коммуникационные технологии, науки о жизни, промышленные технологии), имеющие численность сотрудников до 250 чел. Для получения кредита малой фирме необходимо продемонстрировать, что проект имеет:
- хорошую коммерческую перспективу;
- высокий уровень менеджмента.
Финансирование фонда может покрыть до
50 % полной стоимости проекта. Рассматриваются различные схемы погашения кредита, в том числе и конвертация кредита в акции компании при успешном развитии бизнеса.
Еще одним примером является Система инвестиционных компаний для малых предприятий -SBIC (The Small Business Investment Company) была создана Конгрессом США в 1958 г. для инвестиций в
капитал малых предприятий США. Инвестиционные компании SBIC являются частными компаниями, капитал которых образован венчурными фирмами. Эти компании получают лицензию Администрации малого бизнеса США на выдачу из собственного капитала долгосрочных ссуд (со сроком погашения от 5 лет) или инвестиций в акционерный капитал малых предприятий. При этом Администрация малого бизнеса гарантирует сохранность собственного капитала компании SBIC.
4. Этап устойчивого роста.
На этом этапе предприятие приступает к расширению производства, активному совершенствованию технологии и налаживанию новых направлений деятельности на базе уже существующих. Компания имеет возрастающие объемы продаж и уже получает прибыль. Полученные средства используются для решения следующих задач:
- маркетинг;
- увеличение оборотного капитала;
- расширение производственных мощностей;
- разработка новых товаров.
Предпринимательские риски данного этапа минимальны, но чем больше бизнес углубляется в этот этап, тем менее привлекательным он становится для венчурного инвестора. Предприятие теряет потенциал взрывного роста и уже может быть достаточно точно оценено всеми участниками рынка. Вероятность получения сверхприбылей сводится к минимуму.
Однако прибыли компании растут, появляются ликвидные активы, стоимость компании стабильно увеличивается. На данной стадии инвестор готовится к продаже своей доли в предприятии. Этап расширения длится 2-4 года.
Проблемы, сопутствующие этой фазе, принципиально отличаются от предыдущих:
- идет разработка корпоративной стратегии;
- начинается переход к долгосрочному перспективному планированию;
- решаются вопросы, связанные с материальным и моральным поощрением сотрудников и схемами их нового производственного взаимодействия.
Потребность в венчурном капитале на данном этапе, как правило, отпадает:
- положение компании становится достаточно стабильным;
- риск инвестиций снижается;
- необходимые средства могут быть получены из более широкого круга стандартных источников финансирования.
Появляется возможность банковского кредитования под залог имущества и лизинга оборудования. Таким образом, на данном этапе становятся актуальными:
- предоставление государственных гарантий по кредитам и займам;
- предоставление кредитов и займов государственными институтами развития.
Для данного этапа свойственно мезонинное финансирование, предполагающее предоставление компании средств под залог ее ценных бумаг для проведения эмиссии акций. Мезонинные фонды специализируются на финансировании компаний непосредственно перед выходом на фондовый рынок.
Этап устойчивого роста характеризуется переходом компании на качественно иной уровень развития, поэтому меняются и акценты государственной поддержки. Государственная поддержка предприятий на данном этапе может акцентироваться на помощи при выходе на международные рынки (в частности -на страховании рисков экспортных операций).
5. Этап обеспечения ликвидности компании и выход венчурного инвестора.
Выход венчурного инвестора из проекта является важнейшим этапом венчурного финансирования, поэтому всегда обговаривается в начале проекта. Успешный выход из проекта является ключевым моментом как для венчурного инвестора, так и для венчурной компании. На этом этапе венчурный инвестор получает прибыль от участия в проекте, а венчурная компания покрывает потребность в финансировании, которого уже не могут обеспечить венчурные инвестиции. Для фирмы важно приобрести новых владельцев, способных привнести в компанию дополнительный финансовый капитал и новые идеи, а также заложить возможность формирования капитализации компании и потенциал для ее дальнейшего роста.
Существует несколько моделей выхода инвестора из венчурного проекта:
1) обратный выкуп пакета инвестора основателем венчурной компании.
Обратный выкуп позволяет основателям венчурной фирмы возможность снова стать полноправным хозяином компании после выхода инвестора;
2) продажа пакета акций стратегическому инвестору.
Продажа акций стратегическому инвестору, как правило, осуществляется в сфере, где работает компания, или на стыке бизнесов - поставщикам или потребителям продукции. С точки зрения выхода
венчурного инвестора из проекта продажа компании в отрасли является одной из самых распространенных форм выхода, которая позволяет привлечь новых акционеров, задействовать их финансовый и нефинансовый потенциал. Однако она не обеспечивает возможности для формирования капитализации компании. Каждая такая сделка является уникальной, требует индивидуального подхода и длительного времени на подготовку и проведение. По этой причине всегда существует вероятность отказа потенциального покупателя от сделки в последний момент или изменения конъюнктуры рынка в целом;
3) выход компании на фондовый рынок с открытым размещением акций компании на бирже.
Единственной формой выхода, отвечающей интересам всех сторон, является выход венчурного капитала посредством размещения акций. Размещение акций может проводиться как в виде частной продажи, так и в виде IPO.
Стоит отметить, что проведение IPO подходит не для всех венчурных проектов.
Во-первых, рынку должна быть предложена достаточная для свободного ценообразования доля (от 10-25 до 50 % уставного капитала).
Во-вторых, осуществить выход в виде IPO могут только успешные, прибыльные венчурные проекты.
В-третьих, на фондовый рынок могут выходить проекты с достаточно большой для венчурного проекта капитализацией - от 10-15 млн долл.
Также в компании должна быть выстроена прозрачная система принятия решений, сформирован совет директоров из числа независимых директоров. Наконец, компания должна быть готова к публичности и прозрачности для инвесторов. После проведения IPO компании необходимо обеспечить раскрытие информации о текущей деятельности и выстроить взаимодействие с новыми акционерами и потенциальными инвесторами. Реализация указанных требований влечет за собой дополнительные издержки, связанные с поддержкой перечисленных корпоративных принципов и раскрытием информации.
Однако модель выхода венчурного инвестора через IPO позволяет компании привлечь дополнительные денежные средства для дальнейшего развития бизнеса. Продажа через IPO соответствует интересам существующих акционеров и менеджмента, так как позволяет:
- определять рыночную стоимость компании;
- работать над повышением ее капитализации;
- осуществлять частичный выход из проекта или увеличивать долю в нем;
- привлекать стратегических партнеров.
Поскольку IPO позволяет согласовать интересы
всех заинтересованных сторон, некоторые венчурные фонды не финансируют компании, которые, по их оценкам, не смогут выйти на рынок IPO. Тем не менее данная модель выхода имеет свои слабые стороны и подходит не для всех венчурных проектов.
Выбор варианта продажи своей доли принципиально важен для венчурного инвестора, так как от успешного выхода зависит доходность вложенных средств. Нередко решение о способе и времени продажи доли принимается в момент осуществления инвестиций. Каждая из моделей имеет свои особенности и может быть более или менее эффективна в зависимости от исходной ситуации.
В связи с особым значением механизма выхода из проекта для венчурного инвестора важной задачей государственного финансового регулирования венчурной деятельности является создание благоприятных условий для реализации всех видов процедуры выхода.
Необходимо отметить, что венчурная деятельность как объект государственного финансового регулирования характеризуется набором применимых к нему методов прямого и косвенного финансового регулирования. Набор методов определяется:
- особенностями механизма венчурного финансирования;
- этапом жизненного цикла компании - получателя венчурного капитала.
Исходя из особенностей объекта регулирования, в качестве основных задач государственного финансового регулирования венчурной деятельности целесообразно выделить следующие:
- создание условий для аккумуляции капитала из различных отраслей экономики для целей венчурного финансирования;
- создание условий для эффективного выхода венчурного инвестора из проекта;
- создание системы образовательных программ по подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичного сектора экономики;
- создание институциональной среды венчурной деятельности;
- создание имущественной инфраструктуры для развития венчурной деятельности;
- обеспечение поддержки компаний - получателей венчурного капитала в соответствии с этапами их жизненного цикла.
Список литературы
1. Вислоусов А.Ю., Казанцев А. К., Киселев В. Н., Кольцов А. В., Корчмар Л. Л., Руденский О. В. Государственная поддержка инновационной деятельности малых наукоемких фирм в США и ЕС // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2008. № 6.
2. ИвинаЛ. В., Воронцов В. А. Венчурный бизнес. Толковый словарь труднопереводимых англоязычных терминов. М.: Финансы и статистика. 2006.
3 Каржаув А. Т., Фоломьев А. Н. Национальная система венчурного инвестирования. М.: Экономика. 2006.
4. Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004.
5. Оголева Л. Н., Подшиваленко Г. П. Венчурное инновационное предпринимательство (часть I). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. 2007.
6. Оголева Л. Н., Радиковский В. М., Сахаровс-кая Т.Н. Венчурное инновационное предпринимательство (часть II). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. 2007.
7. Пестова А., Солнцев О. Финансирование инноваций: в поисках российской модели // Банковское дело. 2009. № 1.
8. Трифонова А. Выход из венчурного бизнеса с помощью IPO // Рынок ценных бумаг. 2006. № 23.
9. Шарп У. Ф., Александер Г. Д., Бейли Д. В. Инвестиции. М. : ИНФРА-М. 2006.
10. Bartlett J. W. Fundamentals ofVenture Capital. URL: http://amazon. com.
11. Gompers P. , Lerner J. The Venture Capital Cycle. 2nd Edit. URL: http://slideshare. net.
12. Metrick A. Venture Capital and the Finance of Innovation. URL: http://en.academic.ru.