ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕНЧУРНЫХ КОМПАНИЙ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Т.Б. Юсупов, докторант-соискатель Ташкентского финансового института (Узбекистан, г. Ташкент)
Аннотация. В данной статье рассматривается опыта зарубежных стран в области государственной финансой поддержки деятельности венчурных компаний. Автором выявлены особенности государственного регулирования и поддержки венчурных компаний и фондов.
Ключевые слова: банк, бизнес идея, венчурная компания, венчурный капитал, инновация, инвестор, налог, налоговая льгота, финансoвая поддержка, эмиссия.
В экономической литературе выделяют следующие стадии финансирования венчурных компаний:
1. Seed стадия ("посевная"). На этой стадии венчурная компания может рассчитывать на вложения со стороны семьи и друзей, получение субсидий и грантов от государственных структур и на инвестиции бизнес-ангелов.
2. Start-up стадия ("старт-ап"). Основными инвесторами на этой стадии являются венчурные фонды. На переход от стадии "старт-ап" к "раннему росту" приходится пик "долины смерти" (наиболее рискованный период, когда привлечь ресурсы для финансирования наиболее сложно). Это связано с началом устойчивого выпуска продукции и возрастающей потребностью не только в инвестициях, но и в оборотных средствах.
3. Стадия early growth может рассматриваться как пограничная, поскольку компания этого уровня потенциально интересна для фондов прямых инвестиций, но сохраняет привлекательность и для венчурных фондов. Кроме того, на этом этапе появляется возможность обращаться за банковским кредитованием.
4. На стадии "расширение" (expansion стадия) основными источниками финансирования становятся фонды прямых инвестиций, банки, эмиссия акций и выход на фондовый рынок.
Кроме того, нельзя забывать о том, что для инновационных венчурных компаний на начальных этапах их развития, характерна ситуация информационной асимметрии. Инновационные предпринимате-
ли, опирающиеся в своей деятельности на свой опыт, знания, производственные навыки и межличностные отношения, имеют уникальные шансы распознать конкретные возможности бизнеса и оценить их рыночный потенциал. Что же касается потенциальных инвесторов, то они не могут проверить, действительно ли существует реальная база для реализации конкретной возможности, и не могут отличить деловые возможности высокого и низкого качества. В этих условиях потенциальные инвесторы отказываются финансировать или предлагают его, но по очень завышенным ценам.
Для движения потоков наличности, в условиях длительного срока реализации инновационных проектов, характерны неопределенность и неустойчивость, т.к. до начала генерирования первых поступлений наличности проходит значительное время. Значительной проблемой также является отсутствие у инновационных предпринимателей активов, которые можно предоставить в залоговое обеспечение, под получаемое финансирование.
Также, во многих случаях технологические продукты, и особенно продукты высоких технологий, основанных на интенсивном использовании научных знаний, относительно быстро устаревают или подвержены риску "перелива" знаний, в результате чего предприятиям не удается полностью использовать экономический потенциал своей инновации.
Гунин В. в качестве источников инвестиций в инновации выделяет ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные
инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения [1].
Как показывает опыт США, из-за небольшого объема проекты на достартовом этапе не интересен большинству профессиональных инвесторов. Поэтому, на данном этапе могут выступать бизнес-ангелы - физические лица, выступающие в роли венчурных инвесторов. Объем финансирования может составлять до 100 тыс. долл. США. При этом основная часть сделок приходиться на суммы до 10 тыс. долл. США [2].
Правительства США, помимо непосредственного вливания денежных средств, активно привлекают частного инвестора в инновационное венчурное предпринимательство, в основном это венчурный капитал. Тут важное значение приобрело создание инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь, занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений.
В отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия государство направляет на начальные и предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.
Основными целями государственной финансовой поддержки деятельности венчурных компаний являются следующие:
- создание условие для возрождения инновационных бизнес-идей;
- обеспечение финансирования пред-проектных исследований и создания прототипа инновационного проекта.
На практике развитых стран мира применяются следующие методы финансовой поддержки венчурной деятельности:
- финансирование специальных образовательных проектов;
- финансирование имущественной инфраструктуры венчурной деятельности;
- финансирование институтов, осуще-
ствляющих информационную, организационную и административную поддержку венчурных предпринимателей [3].
Необходимо подчеркнуть, что для развития венчурного бизнеса важное значение имеет информационная среда. Развития информационная среда позволяет:
- иметь доступ каждому предпринимателю к информации о специфики венчурной деятельности и существующих мерах государственной поддержки данной деятельности;
- создать условия для взаимодействия между предпринимателями и инвесторами.
В этом вопросе поучителен опыт Финляндии. Финляндия путем создания соответствующей информационной среды в 90-х годах ХХ века смогла сформировать базу для качественного изменения своей экономической системы, предусматривающего увеличение доли высокотехнологичного производства [4].
В системе государственной финансовой поддержки деятельности венчурных компаний важное место занимает налоговые льготы.
В США позволяется частным лицам списывать убытки от инвестиций в венчурной компании на сумму внесенного капитала не более 1 млн. долл. При этом доходы компании не должны более чем на 50% формироваться из «пассивных источников» (роялти, рента, дивиденды, проценты и т.д.) [5].
Схемы, существующие в Великобритании, позволяют списывать убытки от осуществленных инвестиций. В частности, схема EIS (схема инвестирования в предприятия) дополнительно предлагает освобождение от подоходного налога в случае неудавшийся инвестиции, а также освобождение от налога на прирост капитала. Аналогичная схема во Франции предусматривает освобождение от подоходного налога на срок до 10 лет [6].
Качество государственной финансовой поддержки на стартовом этапе венчурного бизнеса определяет динамику развития деятельности венчурных компаний. Поскольку, стартовый этап является определяющим для венчурного проекта.
Следует отметить, что эффективность
стартового этапа напрямую зависит от количества и качества профессиональных венчурных инвесторов.
Важно подчеркнуть, что важным условием для развития деятельности венчурных компаний является снижение барьеров для инвестирования в венчурные компании со стороны крупных институциональных инвесторов: пенсионных фондов и страховых компаний.
Как показывает результаты научных исследование ученых-экономистов, посвященных проблемам развития деятельности венчурных компаний, во многих странах мира средства государства, предназначенных для поддержки венчурных компаний, передаются специальным учреждениям, обычно, аффилированным с организациями, поддерживающим развитие бизнеса, с предоставлением им полномочий на осуществление в новые инновационные венчурные компании и субъекты малого и среднего бизнеса [7].
Также, важное значение имеет снижения рисков операционной деятельности венчурных компаний путем применения методы прямого регулирования венчурной деятельности. При этом, основу эффективного управления рисками составляют так называемые проектные риски, т.е. рис-
ки, связанные с осуществлением реальных проектов, обеспечивающих их устойчивое инновационное развитие. В системе показателей оценки таких проектов уровень риска занимает третье по значимости место, дополняя такие его важные показатели, как объем инвестиционных затрат и уровень чистой инвестиционной прибыли (чистого денежного потока).
Важно подчеркнуть, что значительному повышению эффективности управления инвестиционным обеспечением инновационных проектов способствовало подключение к данному процессу государственных агентств и банков развития. экспортных кредитов: Экспортно-импортный банк (США); Экспортно-импортный банк Министерство международной торговли и промышленности (Япония); Корпорация развития экспорта (Канада); Департамент гарантий по экспортным кредитам (Великобритания); "Гермес" (Германия) и т.д. Важно отметить, что кредиты и даже гарантии этих агентств в большинстве случаев являются "связанными", т.е. предусматривают обязательными закупки оборудования компаний соответствующей страны при реализации инвестиционных проектов.
Рис. 1. Методы государственной финансовой поддержки деятельности венчурных компаний, применяемые в практики развитых стран мира
Примечание: составлено автором
Как видно из рисунка 1, в развитых странах мира государственная финансовая поддержка деятельности венчурных компаний осуществляются, в основном, с помощью 5 методов. Именно комплексное использование этих методов позволяет обеспечить эффективность финансовой поддержки венчурных компаний со стороны государства.
Одним из поставщиков венчурного капитала для финансирования инновационных проектов является венчурные инвестиционные фонды, заинтересованные в поддержке отдельных небольших инновационных проектов, лучшие из которых вырастут в большие компании, способные принести выгоду, как организаторам проектов, так и их инвесторам. Венчурные фонды стимулируют становление ранних стадий реализации инновационных проектов не только в научном плане, но и обеспечивают процессы диффузии инновационных разработок в хозяйственную практику, вкладывая в них не только деньги, но и колоссальный опыт в сфере коммерциа-
лизации инноваций. Средства инвестиционных фондов, привлеченные на ранних стадиях развития проектов без размещения ценных бумаг на бирже, могут пойти на их расширение, постепенное увеличение объемов выпускаемой продукции, организацию качественных маркетинговых исследований и стратегическое развитие инновационного бизнеса.
Необходимо подчеркнуть, что в Узбекистан создана система государственной поддержки инвестиционных, в том числе инновационных проектов. Хотя, в стране пока отсутствуют венчурные компании, но созданная система могут способствовать развитию вновь созданных венчурных компаний.
Так, в республики установлен режим, предусматривающий предоставление иностранным инвесторам условий не менее благоприятных, чем соответствующие условия для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан. Кроме того, действующим законодательством, регули-
рующим инвестиционную деятельность, предусмотрены основные гарантии и меры защиты иностранных инвесторов на территории Республики Узбекистан.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» иностранным инвесторам предоставлены гарантии их деятельности на территории республики в том числе:
- стабильность действия требований действующего законодательства в течение 10 лет;
- иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национали-
зации;
- свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее, без каких-либо ограничений;
- доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом, по усмотрению иностранного инвестора;
- возврат иностранных инвестиций в связи с прекращением инвестиционной деятельности;
- страховая защита и гарантии от политических и иных рисков.
Библиографический список
1. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 76.
2. Ивина Л.В., Воронцов В.А. Венчурный бизнес. - М.: Финансы и статистика, 2006. -232 с.
3. инин В.Л., Курочкин В.В. Основные методы государственного финансового регулирования венчурной деятельности // Экономические науки. - Москва, 2013. - №2. - С. 147154.
4. United Nations Economic Commission for Europe. Financing Innovative Development. -New York and Geneva, 2007. http://www.gwp.org.
5. The Small Business Economy: A report to the President. - Washington: United States Government Printing Office, 2005.
6. United Nations Economic Commission for Europe. Financing Innovative Development. -New York and Geneva, 2007. http://www.gwp.org.
7. Фоломьев Ф.Н. Венчурный капитал. - СПб.: Наука, 1999. - 23 с.
8. Metric A. Venture capital for the Finance of Innovation. - NJ: Jonn Wiley & Sons, 2007. -P. 282.
PECULIARITIES OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF VENTURE COMPANY ACTIVITIES: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES
T.B. Yusupov, doctoral candidate-applicant Tashkent financial institute (Tashkent, Uzbekistan)
Abstract. This article examines the experience of foreign countries in the field of state financial support for venture companies. The author reveals features of state regulation and support of venture companies and funds.
Keywords: bank, business idea, a venture capital company, venture capital, investor, innovation, tax, tax benefit, a financial support, emission.