Научная статья на тему 'Особенности ведения бухгалтерского учёта на малых инновационных предприятиях (МИПах)'

Особенности ведения бухгалтерского учёта на малых инновационных предприятиях (МИПах) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ / ИНФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / МАЛЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айнуллова Дания Габдулхаметовна

Рассматриваются особенности ведения на малых инвестиционных предприятиях бухгалтерского учёта как одного из важнейших элементов управления бизнесом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения бухгалтерского учёта на малых инновационных предприятиях (МИПах)»

ЭКОНОМИКА

УДК 657.0/.5 Д. Г. АЙНУЛЛОВА

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ (МИПах)

Рассматриваются особенности ведения на малых инвестиционных предприятиях бухгалтерского учёта как одного из важнейших элементов управления бизнесом.

Ключевые слова: бухгалтерский учёт, информация экономическая, малые инвестиционные предприятия.

Современные требования к развитию бизнеса затрагивают не только вопросы эффективности собственного производства (деятельности), но и различных иных бизнес-процессов, в том числе это касается ведения бухгалтерского учёта. Особенно это становится актуальным в условиях инновационной деятельности, поскольку результативность этих предприятий в существенной степени определяет сегодня перспективы развития страны в целом. Кроме того, чаще всего инновационными разработками и их внедрением занимаются небольшие организации, имеющие ограниченные ресурсы, например, такие как малые инновационные предприятия (МИПы).

Построение системы бухгалтерского учёта предполагает создание хозяйствующим субъектом такой системы, которая бы отражала его текущую, финансовую и инвестиционную деятельность. Реализация этой задачи осуществляется путём сбора и обработки различной информации, систематизированной, обобщённой и сгруппированной по соответствующим признакам в виде бухгалтерской (управленческой и финансовой) достоверной отчётности.

Сегодня роль учёта в организации изменилась: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. Основное направление развития бухгалтерского учёта в настоящее время - повышение качества информации, формируемой в нём. Её составляющие: учётная информация, бухгалтерская отчётность, внутренние стандарты, графики документооборота, система внутреннего контроля, документация, инвентаризация, данные об эконо-мичес-

© Айнуллова Д. Г., 2013

ких действиях и событиях, циклы деятельности организации и др.

Эффективность работы любого предприятия во многом зависит от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. В процессе бухгалтерского учёта разрозненные данные систематизируют и обрабатывают, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Правильная организация учёта, своевременное отражение хозяйственных операций предприятия способствуют обеспечению выполнения заданий с наибольшей эффективностью. Об этом важно помнить при постановке бухгалтерского учёта на предприятии.

Для МИПов не однозначно решается вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учёта. С одной стороны, МИПы, как правило, имеют право применять упрощённую систему налогообложения. С другой стороны, для субъекта инновационной деятельности бухгалтерский учёт необходим как способ формирования информации для различных пользователей. Инвесторам, предоставившим финансовые средства, требуется подробная информация о каждом этапе освоения выделенных средств. Кроме того, информация о деятельности субъекта инвестиционной деятельности должна быть представлена директору, учредителям, налоговым органам, в банк и др. Для каждого из этих пользователей информация должна раскрывать деятельность субъекта инвестиционной деятельности с интересующей их стороны.

Существенно усложняет задачу ведения бухгалтерского учёта в МИПах и возможность наличия при этом нескольких видов

деятельности, так как субъект инвестиционной деятельности имеет право заниматься коммерческой деятельностью наряду с реализацией проектов. При этом возникает проблема возможности появления иных систем налогообложения и разделения расходов по этим видам деятельности.

Также предприятие может одновременно осуществлять несколько инновационных проектов, что также требует ведения раздельного учёта. Дополнительно к обычным формам отчётности по окончании каждого финансового периода организация обязана составить и предоставить финансовые отчёты фондам-спонсорам о целевом использовании предоставленных грантов и о результатах проведённых работ. Форма отчётов устанавливается каждым фондом самостоятельно.

Очень важно, чтобы бухгалтерский учёт организации вели высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями не только в области бухгалтерского учёта и налогообложения, но и знакомые с нормами трудового и гражданского законодательства, потому что работа бухгалтерской службы на предприятии влияет на финансовое состояние предприятия, поскольку должна обеспечивать:

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;

- контроль за наличием и движением имущества организации;

- контроль за использованием трудовых и финансовых ресурсов;

- правильность и своевременность расчётов с покупателями и поставщиками, за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам;

- ведение бухгалтерского учёта и предоставление бухгалтерской отчётности в ИФНС на основании Федерального закона «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 06.12.2011 г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.sovbuh.ru (дата обращения: 23.04.2013).

2. www.abacr.ru (дата обращения: 23.04.2013).

Айнуллова Дания Габдулхаметовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ.

УДК 301

А. А. ЗАХАРОВА, Ю. В. САЛАНОВА, Р. М. КАМАЛТДИНОВА

ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА И ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Определено значение профиля должности как инструмента подбора персонала; грамотно составленный профиль должности может выступать конкурентным преимуществом организации на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова: инструмент, конкурентные преимущества, персонал, подбор, профиль должности.

В современном мире ни у кого не вызывает сомнения утверждение о важности человеческих ресурсов. Существование любой организации, её успешность и финансовая стабильность напрямую зависят от того, насколько правильно и

© Захарова А. А., Саланова Ю. В., Камалтдинова Р. М., 2013

качественно будет подобран персонал. Очень часто организации сталкиваются с ситуацией, когда на протяжении долгого периода времени не могут подобрать подходящего работника на вакантную должность, или когда работник уже принят и приступил к своим непосредственным обязанностям, но через пару месяцев выясняется, что либо он не подходит для данной организации, либо сама организация не подходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.