КЛЮЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Российского государственного университета правосудия ([email protected]).
ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия ([email protected]). KLYUEV, ANDREI A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law of the North Caucasus Branch of Russian State University of Justice ([email protected]).
EFRIKYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law of the North Caucasus Branch of Russian State University of Justice ([email protected]).
УДК 343.241.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-105-109
ПИКИН И.В.
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Ключевые слова: правовой статус, иностранный гражданин, уголовная ответственность.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с особенностями уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также вытекающие из данного уголовно-правового института вопросы, связанные с определением уголовно-правового статуса иностранных граждан, совершивших преступления в период пребывания на территории России. В рамках проведенного исследования автором предлагаются изменения в действующее уголовное законодательство. В частности, предложено, в случае прибытия иностранного гражданина на территорию России с целью совершения преступления, рассматривать данный признак в качестве отягчающего ответственность.
PIKIN, I.V.
FEATURES OF CRIMINAL LIABILITY OF FOREIGN CITIZENS Key words: legal status, foreign citizens, criminal liability.
In the article considers the issues related to the features of criminal liability of foreign citizens and stateless persons as well as issues arising from this criminal-legal institution related to the determination of the criminal-legal status of foreign citizens who committed crimes during their stay on the territory of the Russian Federation. As part of the research, the author proposes changes to the current criminal legislation. In particular, it is proposed, in the event of a foreign citizen arriving on the territory of Russia for the purpose of committing a crime, to consider this sign as an aggravating liability.
Действующее уголовное законодательство в современных реалиях по-прежнему нуждается в совершенствовании норм, с целью достижения поставленных перед данной отраслью задач. Несмотря на то, что уголовное законодательство постоянно претерпевает определенные изменения и дополнения, происходящие глобальные процессы диктуют необходимость своевременно реагировать на возникающие угрозы, с целью их купирования на стадии зарождения. Подобные угрозы, на наш взгляд, среди прочего, возникают и в следствие глобальных процессов, связанных с активизацией перемещения граждан по всему миру. Пребывая на территории иностранного государства, граждане не всегда соблюдают нравы и обычаи, а также законодательство страны пребывания. В связи с этим возникают определенные правовые отношения, в том числе уголовно-правовые. В подобных случаях актуализируется и вопрос об уголовной ответственности данной категории граждан.
В статье 8 УК РФ законодателем сформулировано понятие основания уголовной ответственности. Согласно данной норме, основанием уголовной ответственности признается совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Данное положение четко формулирует позицию законодателя относительно применения норм уголовного законодательства в соответствие с базовыми принципами уголовного законодательства. Особенно это прослеживается в принципах законности и равенства граждан перед законом.
В данном случае нас интересует вопрос, связанный с особенностями уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Хотелось бы отметить, что специальные исследования данного вопроса с точки зрения уголовно-правовой доктрины весьма немногочисленны. На наш взгляд, в настоящее время это вызывает насущную потребность в более детальном рассмотрении вопроса, в том числе с точки зрения уголовно-правового статуса иностранных граждан.
Повышенный интерес к данной проблеме, прежде всего, вызван тем, что за первые два месяца 2020 года в России количество зарегистрированных преступлений возросло на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и превысило 327,3 тыс. преступлений. При этом иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ совершено 9,5 тысяч
преступлений, что на 2,2% больше, чем за январь-март 2019 года. На долю граждан стран СНГ приходится 8,5 тысяч преступлений (+3,1%), их удельный вес составил 89,3% [1]. Приведенные статистические данные не могут не вызывать тревоги, т.к. глобальные процессы, происходящие в мире, говорят нам о том, что ситуация в данной области скорее всего будет изменяться не в лучшую сторону.
Анализируя действующее законодательство, мы приходим к выводу о том, что иностранные граждане на территории Российской Федерации обладают теми же правами и несут обязанности, что и граждане России. При этом необходимо уточнить, что в отношении данной категории граждан действует ряд ограничений, связанный с избирательными правами, с передвижением на определенных территориях, воинской обязанностью, правом занимать государственные должности и т.д. То есть, речь в данном случае идет не об особенностях распространения российского законодательства на лиц, являющихся гражданами иностранного государства, а именно об особом правовом статусе данной категории граждан в период их пребывания на территории России. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [2].
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин -физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В данной статье дается понятие правового положения иностранного гражданина, а также выделяется ряд понятий, которые при дальнейшем рассмотрении нашего вопроса имеют определенное правовое значение. К таковым понятиям относятся:
- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
-постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство [3].
То есть пребывание иностранных граждан на территории России не только предоставляет им весьма широкий круг прав, но и возлагает на них достаточно серьезные обязанности. А именно, их пребывание не должно нарушать действующее законодательство, не должно посягать на права и законные интересы других лиц и злоупотребление нашим гостеприимством.
ФЗ N 115-ФЗ от 25.07.2002 содержит достаточно подробный перечень особенностей правового статуса иностранных граждан, пребывающих на территории РФ. Данный нормативный акт очерчивает границы поведения иностранных граждан, нарушение которых влечет за собой определенные правоотношения (административные, гражданско-правовые, и уголовные).
Необходимо отметить, что в уголовном законодательстве встречаются лишь немногочисленные нормы, в которых законодатель рассматривает данную категорию граждан с точки зрения субъектов преступлений по действующему законодательству, а также рассматривает данную категорию граждан в качестве лиц, действия в отношении которых побуждает правоприменителя рассматривать действие субъектов, как преступные.
В качестве исключений можно рассмотреть лишь ряд норм общей и особенной части, в которых законодатель рассматривает вопросы, связанные с ответственностью иностранных граждан и их уголовно-правовым статусом с момента пребывания на территории России. В данном случае необходимо отметить, что уголовно-правовой статус следует рассматривать как вид правового статуса индивида, обладающего субъективными признаками.
По мнению А.А. Лакеева, необходимо различать общий уголовно-правовой статус, специальный уголовно-правовой статус и индивидуальный уголовно-правовой статус. Общий уголовно-правовой статус - это «система прав, обязанностей и законных интересов, обусловленных применением криминального насилия, предусмотренных нормами уголовного
законодательства или вытекающих из них». Общий уголовно-правовой статус соответствует общей уголовной правосубъектности. Специальным уголовно-правовым статусом обладают специальные субъекты (преступник, потерпевший). Индивидуальный уголовно-правовой статус есть только у субъектов конкретного уголовного правонарушения - конкретного преступника.
На уровне общего и специального уголовно-правового статусов, права, законные интересы и обязанности существуют как потенциальные, а субъекты являются их потенциальными носителями («может превратиться в субъект правоотношений, обладателя индивидуального уголовно-правового статуса в случае совершения им преступления») [4].
Применительно к иностранным гражданам уголовно-правовой статус можно рассматривать как совокупность прав и обязанностей иностранного гражданина, урегулированных нормами уголовного законодательства.
Так, согласно ч. 3 ст.12 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации [5]. Также, согласно ч.2 ст.13 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации [5]. По нашему мнению, необходимо указать и ч. 4 ст. 11 УК РФ, в которой урегулирован вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом. В случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации, вопрос об их ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права [5].
Что касается видов уголовных наказаний, назначаемых иностранным гражданам, то в ч. 6 ст. 53 УК РФ содержится запрет на назначения наказания в виде ограничения свободы иностранным гражданам. Ст. 276 УК РФ предусматривает в качестве субъекта преступления -иностранного гражданин или лицо без гражданства, так как аналогичные действия гражданина России образуют государственную измену (ст. 275 УК РФ). В ст. 322.2 УК РФ законодатель предусмотрел действие субъекта преступления, связанные с фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также действия должностного лица, совершаемые в отношении иностранного гражданина и связанные с фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ).
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность [5].
Вышеизложенное показало, что действующее уголовное законодательство лишь в отдельных случаях рассматривает вопросы, связанные с действиями уголовного законодательства в отношении иностранных граждан. На наш взгляд, в настоящее время существует объективная
необходимость рассмотреть возможность внесения в отдельные нормы общей части УК РФ изменений с целью оптимизации уголовного наказания и экономии бюджетных средств.
В частности, предлагается дополнить статью 58 УК РФ следующими пунктами и изложить их в следующей редакции:
п «б.1» ст. 58. УК РФ - мужчинам иностранным гражданам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, - в исправительных колониях общего режима;
п. «в.1» ст. 58. УК РФ - мужчинам иностранным гражданам и лицам без гражданства, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима.
Также, на наш взгляд, представляется логичным дополнить ст. 58 УК РФ частью 5 изложив ее в следующей редакции:
- иностранным гражданам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести принудительное выдворение за пределы РФ за счет виновного лица или средств того государства, гражданином которого он является. При этом государство гражданина, признанного виновным должно гарантировать исполнение наказания в пределах санкции статей уголовного законодательства иностранного государства за преступление, совершенное на территории России. Подобные изменения, по нашему мнению, будут оказывать больший эффект ввиду того что, отбыв наказание на территории России лицо считается не судимым в том государстве гражданином которого он является. Данному правилу придерживаются большинство европейских государств, а также страны ближнего зарубежья.
Подобные изменения, особенно в вопросах мест отбывания наказаний, могут вызвать ряд возражений. По нашему мнению, решение данного вопроса имеет два пути. Первый связан с созданием исправительных колоний для иностранных граждан и лиц без гражданства. В данном случае хотелось бы привести в качестве примера ФКУ ИК-22 расположенной в Республике Мордовия п. Леплей. По сути, это единственная исправительное учреждение в России, где отбывают наказание иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации. В данном учреждении содержатся граждане более 30 стран мира [6].
Хотелось бы подчеркнуть эффективность работы данного учреждения, в котором за всю историю существования данного учреждения не допущено ни одного преступления. То есть, накопленный опыт работы с гражданами, являющимися носителями языков более 30 стран мира, позволяет утверждать, что работа в данном учреждении весьма эффективна. Следующим аргументов в пользу создания подобных учреждений считаем исключение криминальных связей с гражданами РФ. Второй путь решения связан с созданием локальных участков при учреждениях, где данная категория граждан будет отбывать наказания в виде лишения свободы.
Вышеизложенное позволяет нам говорить, что в настоящее время существует необходимость рассмотреть данный вопрос с точки зрения детальной проработки указанной проблемы с целью закрепления в действующем уголовном законодательстве особенностей уголовной ответственности иностранных граждан.
Специфика уголовной ответственности иностранных граждан может выражаться в следующем:
- в закреплении в статьях общей части соответствующих положений, в которых иностранным гражданам будут назначаться соответствующие исправительные учреждения (из приведенных выше);
- в случае прибытия иностранного гражданина на территорию России с целью совершения преступления - рассматривать данный признак в качестве отягчающего ответственность;
- рассмотреть возможность закрепления в статьях особенной части признаков, в которых иностранные граждане выступают в роли потерпевших.
Литература и источники
1. https://regnum.ru/news/society/2914351.html
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
4. Лакеев А.А. Виды субъектов уголовного права. Рязань .2003 С.11,17
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
6. https://13.fsin.gov.ru/
References and Sources
1. https://regnum.ru/news/society/2914351 .html
2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020)
3. Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 N 115-FZ "O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii"
4. Lakeev A.A. Vidy sub"ektov ugolovnogo prava. Ryazan' .2003 S.11,17
5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 13.06.1996 № 63-FZ // SZ RF. 17.06.1996. № 25. st. 2954.
6. https://13.fsin.gov.ru/
ПИКИН ИВАН ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и криминологии юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России, полковник внутренней службы. PIKIN, IVAN V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology of the Faculty of Law of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Colonel of the Internal Service ([email protected]).
УДК 343.352 DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-109-114
СОКОЛОВ И.С., КОРОТКОВА О.А.
КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СРЕДСТВА И
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, противодействие коррупции, МВД России, законность.
В статье анализируется природа и сущность коррупции, как социального явления, имеющего ярко выраженные системные черты. Авторами рассмотрены различные определения коррупции, в том числе в органах внутренних дел. Подчеркивается специфика коррупционных проявлений в органах внутренних дел, связанная с основными задачами профессиональной деятельности. Показано, что коррупция в органах внутренних дел многообразна, каждый ее вид имеет свои особые характеристики. Подчеркивается, что выработка наиболее эффективных средств противодействия коррупции, ее профилактики возможна только при грамотном изучении проблем коррупции в органах внутренних дел, выявлении причин ее существования и организации поиска научно обоснованных решений по противодействию этому виду преступности.
SOKOLOV, I.S., KOROTKOVA, O.A.
CORRUPTION IN THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES: CONCEPT, TYPES, MEANS AND MEASURES OF COUNTERACTION
Key words: corruption, internal affairs authorities, anti-corruption, the Ministry of Internal Affairs of Russia, legality.
In the article analyzed the nature and essence of corruption as a social phenomenon with pronounced systemic qualities. The authors analyze various definitions of corruption, including in the internal affairs authorities. It highlights the specifics of corruption manifestations in the internal affairs authorities related to the main tasks of professional activity. It is shown, that corruption in the internal affairs authorities is diverse, each of its types has its own special characteristics. It is emphasized that the development of the most effective means of combating corruption and its prevention is possible only with a competent study of the problems of corruption in the internal affairs authorities, identifying the reasons for its existence and searching for scientifically based solutions to combat it.
В современной России вопросы противодействия коррупции весьма актуальны, волнуют российское общество, вызывают обеспокоенность государства. Несмотря на то, что противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, общественное мнение нашей страны не удовлетворено уровнем и эффективностью противодействия коррупции. И связано это, в основном, с тем, что часть коррупционеров являются представителями власти. Недаром в одном из своих выступлений глава государства, акцентируя внимание на борьбе с коррупцией, призвал «обеспечивая интересы граждан государства» быть «кристально чистыми» [1].
Изучение коррупции, как явления, породило широкие дискуссии относительно понятия и признаков коррупции. По мнению многих авторов, до сих пор не существует какого-либо общепризнанного, «классического» определения «коррупции», которое давало бы четкую, полную и непротиворечивую оценку данного явления [2, с.7].
Понятие «коррупция» происходит от латинского термина corruption - подкуп. Подкуп должностных лиц был известен всем государствам в любые периоды их развития. Не обошло данное явление и наше государство. С формированием на Руси государственного аппарата появилась и коррупция [3, с.77].