Дроздова Е. А.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОСУЖДЕННОГО ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
16.5. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОСУЖДЕННОГО ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Дроздова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник НИЦ-3 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация: в статье рассматривается национальное законодательство, международное и законодательство некоторых иностранных государств, по вопросу урегулирования правоотношений иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере предупреждения рецидивной преступности. Отражены основные положения международных правовых актов относящихся к урегулированию рассматриваемых вопросов. Иллюстрируется возможные пути решения на примере законодательства иностранных государств. Обращается внимание на существующие проблем в Российском законодательстве, в части касающихся на отсутствие мер направленных на предупреждение рецидивной преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства. Предлагается введение уголовной ответственности для специальных субъектов - иностранных граждан и лиц без гражданства совершивших рецидив преступления и особое наказания в виде пожизненного выдворения с территории Российской Федерации. В завершении делаются выводы относительно урегулирования некоторых глобальных проблем.
Ключевые слова: иностранный гражданин и лицо без гражданства, выдворение, рецидив преступления, наказание, уголовная ответственность.
THE SOCIAL ROLE OF A CONVICTED FOREIGN CITIZEN AND STATELESS PERSON IN THE CONTEXT OF COMPARATIVE LAW IN
THE PREVENTION OF RECIDIVISM
Drozdova Elena A., PhD in law, Researcher of SIC-3
Place of employment: Federal public establishment «National Research Institute of the Penal system of the Russian Federation»
Abstract: the article discusses the national legislation, international and the legislation of some foreign States on the regulation of legal relations of foreign citizens and stateless persons in the field of prevention of recidivism. The main provisions of international legal acts related to the settlement of the issues under consideration are reflected. Possible solutions are illustrated by the example of the legislation of foreign States. Attention is drawn to the existing problems in the Russian legislation, in terms of the lack of measures aimed at preventing recidivism among foreign citizens and stateless persons. It is proposed to introduce criminal liability for special subjects-foreign citizens and stateless persons who have committed a relapse of the crime and a special punishment in the form of life expulsion from the territory of the Russian Federation. In conclusion, conclusions are drawn on the resolution of some global problems.
Keywords: foreign citizen and stateless person, expulsion, recurrence of crime, punishment, criminal liability.
Эффективность применяемых норм зависит от их согласованности не только на международном уровне, но и на федеральном, региональном и местном. Практика применения судами правовых норм регулирующих различный спектр отношений иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), в том числе и совершивших рецидив преступлений на территории Российской Федерации является немаловажной частью в решении некоторых задач в сфере предупреждения рецидивной преступности иностранных граждан.
К основным международным правовым актам в сфере предупреждения преступности иностранными гражданами, можно отнести, Конвенцию оОн направленную на борьбу с транснациональной организованной преступности [1], и протокол [2], Европейскую Конвенцию о выдаче [3] с протоколами [4], Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам [5] с протоколом [6]. Также можно отнести некоторые другие Конвенции затрагивающие указанные правоотношения [7].
Вместе с тем, ни один международный правовой акт не
признает рецидивную преступность как отдельно взятую угрозу и не регламентирует правоотношения связанные с ее борьбой. Во всех международных документах термин рецидивная преступность не используется, упоминается о повторности преступлений, но не более.
Кроме того, отдельные положения рассматриваемых документов имеют упоминание о повторности преступности, но конкретных мер направленных на борьбу с рецидивной преступностью не имеют.
В статье 22 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности указывается на возможность учета прежней судимости лица, определенной по законодательству другого государства.
Подобная норма разъяснена в Российской Федерации в практике применения.
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ [8] закреплено, что судам рекомендуется учитывать прежнюю судимость иностранного гражданина, в том, числе и не на территории Российской Федерации. Указанное разъяснение дает возможность применение к иностранным гражданам положений закрепленных п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ (выбор вида исправительного учреждения).
Социально-политические науки
4'2018
Стоит отметить, что в международном законодательстве и в ряде зарубежных стран рецидивная преступность рассматривается как наиболее общественное опасное явление, но, как правило, повторность преступления связанно с конкретным видом преступления (преступления против несовершеннолетних, насильственные и др.).
В национальном законодательстве закреплено понятие рецидива преступления (ч. 1 ст. 18 УК РФ), которое можно свести к тому, что рецидивом будет признано, если лицо совершило любые два умышленных преступления.
Безусловно, Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» урегулировал некоторые проблемные вопросы связанные, в том числе и с рецидивной преступностью. Однако следует отметить, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лицам и не во всех случаях (ч. 1 и 2 ст. 3).
Кроме того на профилактику этого вида преступления направлены некоторые нормы Федерального закона «О полиции» (ст. 12).
Вместе с тем ни международные правовые нормы, ни национальное законодательство не выделяет особых субъектов (иностранных граждан) рецидивной преступности.
По сути это с одной стороны открывает возможность назначения дополнительного наказания в отношении иностранных граждан совершивших рецидив преступлений в виде выдворения (высылки), а с другой стороны распространяет обязанность пересмотра национального законодательства о миграционном учете иностранных граждан прибывающих на территории Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание на то, что иностранный гражданин - рецидивист до совершения им преступления не был привлечен по административному законодательству и не подвергался выдворению из Российской Федерации [9].
При этом международное сообщество, в принципе, не отрицает возможность упрощенной высылки по соображениям национальной безопасности (ст. 13 Международного пакта о гражданских и политических правах) [10].
Конституцией Российской Федерации закреплено равное право для иностранных граждан и граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 62) с некоторыми исключениями. Таким образом, можно сделать вывод, что любое исключение из правил может быть дополнительно регламентировано национальным законодательством в этой сфере правоотношений.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует какая либо уголовная ответственность, связанная с выдворением иностранных граждан за совершения на территории Российской Федерации рецидива преступлений.
Вместе с тем некоторые иностранные государства (Швейцария, Латвия, Эстония и другие) активно применяет выдворение, как один из видов наказания по уголовному законодательству в качестве дополнительного наказания за совершение умышленного преступления [11].
В Соединенных Штатах Америки в 1996 году принят закон «О реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов» В Греческой республике, Итальянской Республике, Португальской Республике, наказание связанное с выдворением «иностранцев»
содержится в законах о наркотических средствах.
Таким образом, можно заключить, что в ряде зарубежных стран совершение умышленного преступления является основанием для высылки иностранного гражданина за пределы страны.
В Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, которые регламентирую правоотношения иностранных граждан в рассматриваемой сфере [12], однако ни в одном законе не рассматриваются вопросы, связанные с мерами направленными на снижения уровня рецидивной преступности иностранными гражданами на территории Российской Федерации.
Кроме того, отсутствует и уголовная ответственность (специальная норма) за совершение рецидива преступления иностранными гражданами на территории Российской Федерации, а ведь согласно проведенному исследованию количество совершенного рецидива преступлений имеет тревожные показатели (ответы опрашиваемых осужденных распределились следующим образом: второй рецидив - 44%, третий рецидив - 31%) [13].
Представляется необходимым внесение изменений в законодательство Российской Федерации норм, направленных на установление уголовной ответственности специального субъекта при совершении рецидивной преступности и особого наказания в виде пожизненного выдворения с территории Российской Федерации.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,39%.
Список литературы:
1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. ст. 3882.
2. Дополнительный протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (г. Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.) к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. ст. 3883.
3. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (подписан в г. Страсбурге 15.10.1975) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2348.
4. Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (подписан в г. Страсбурге 17.03.1978) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2348.
5. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2349.
6. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Страсбурге 17.03.1978) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2000. № 23. ст. 2349.
7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2(41). с. 82 - 130. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 09.12.1948) // Ведомостях Верховного Совета СССР. 1954. № 12. в сборнике «Действующее международное право» т. 2. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.1979) // Сборник «Действующее международное право», т. 3, в Сборнике международных договоров СССР. М. 1989. вып. ЛУИ. с. 99. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.1979) // Сборник «Дей-
Дроздова Е. А.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОСУЖДЕННОГО ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
ствующее международное право», т. 3, в Сборнике международных договоров СССР. М. 1989. вып. XLIII. с. 99. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М. 1994. с. 133-157. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. ст. 3882. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27.01.1977) // Собрание законодательства РФ. 20.01.2003. № 3 ст. 202.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» 29 мая 2014 г. № 9.
9. Аналитический материал с предложениями. Законодательные меры, направленные на противодействие рецидивной преступности незаконных мигрантов. 2017. М. ФКУ НИИ ФСИН России. С. 35.
10. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генер. Ассамблеи, Нью-Йорк, 16 дек. 1966 г. // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 1994. № 12. С. 5-11.
11. Закон «Об иностранцах» Швейцарской Конфедерации [Электронный ресурс]. URL.: http://www.admin.ch /opc/de/classified-compilation/20020232/index.html (дата обращения: 20.08.2017). Уголовный кодекс Эстонской Республики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.riigitea-taja.ee/akt/123122014016 (дата обращения: 20.08.2017). Уголовный кодекс Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crim-pravo.ru/page/zar-uk (дата обращения: 22.08.2017). Уголовный кодекс Латвийской Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://likumi.lv /doc.php?id=88966 (дата обращения: 22.08.2017). Уголовный кодекс Королевства Испания [Электронный ресурс]. - URL: https://www.boe.es/buscar/ act.php?id=BOE-A-1995-25444 (дата обращения: 22.08.2017). Закон «Об иностранцах» Швейцарской Конфедерации [Электронный ресурс]. URL.: http: // www.admin.ch/opc/de/classified-compilation/ 20020232/ index.html (дата обращения: 20.08.2017). Уголовный кодекс Эстонской Республики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/123122014016 (дата обращения: 20.08.2017). Уголовный кодекс Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crimpravo.ru /page/zar-uk (дата обращения: 22.08.2017).
12. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 № 199 и некоторые другие,
13. Аналитический материал с предложениями. Законодательные меры, направленные на противодействие рецидивной преступности незаконных мигрантов. 2017. М. ФКУ НИИ ФСИН России. С. 35.
14. Гадаборшев Р.Т. К вопросу о соотношении внутригосударственного и конвенционного законодательства при реализации конституционного права граждан Российской Федерации на обращение в Европейский Суд по правам человека // Социально-политические науки. Выпуск №2. М. 2018. С. 119-121.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата юридических наук Е.А. Дроздовой «Социальная роль осужденного иностранного гражданина и лица без гражданства в контексте сравнительного правоведения предупреждения рецидивной преступности» Когда говорят о рецидивной преступности, то имеют в виду совокупность преступлений, совершаемых рецидивистами. Само определение рецидивной преступности свидетельствует о том, что это составная часть всей преступности, выделенная по особой характеристике субъекта преступления. При этом нужно отметить, что само явление - иностранный граждан и лицо без гражданства совершивший рецидив преступления наукой мало изучено. Кроме того, личность иностранного гражданина и лица без гражданства и меры профилактики рецидивной преступности могут носить специфический характер обуславливающий статус такого лица.
Автором рассматривается российское, международное законодательство и примеры законодательств некоторых иностранных государств по вопросу урегулирования правоотношений иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере предупреждения рецидивной преступности. В статье обращается внимание на существующие проблемы в российском законодательстве, в части касающейся отсутствия мер направленных на предупреждение рецидивной преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства.
Так, автор статьи предлагает новый вид наказания - выдворение, применяемое к иностранному гражданину и лицу без гражданства, совершившего рецидив преступления на территории Российской Федерации.
Статья написана грамотно, материал излагается последовательно, логично.
При проверке рукописи в системе «Антиплагиат» оригинальность текста составляет 88,39%.
Вывод: рукопись статьи Е. А. Дроздовой «Социальная роль осужденного иностранного гражданина и лица без гражданства в контексте сравнительного правоведения предупреждения рецидивной преступности» может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК Мино-брнауки России.
Главный научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России
доктор юридических наук, профессор
С.Х. Шамсунов