НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.226.12 ; 336.227.8
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НОРМИРУЕМЫХ РАСХОДОВ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА - БЕЛОРУССИИ, КАЗАХСТАНЕ И РОССИИ
Ж.Г. ГОЛОДОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического регулирования и планирования E-mail: [email protected]
Ю.С. РАНЧИНСКАЯ,
кандидат экономических наук, ассистент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов
В статье рассмотрены особенности расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций (корпоративному налогу) в странах Таможенного союза - Белоруссии, Казахстане и России, обусловленные сохранением практики нормирования отдельных видов расходов. На основе проведения сравнительного анализа налоговой реформы в части налогообложения прибыли организаций показаны политика гармонизации налоговых ставок, тенденция сокращения перечня нормируемых расходов, а также непривлекательность механизма налогообложения прибыли в РФ.
Ключевые слова: налог на прибыль, налоговые ставки, нормируемые расходы, налоговый учет, налоговые реформы, Таможенный союз.
В условиях глобального кризиса и существенного мирового удорожания топливно-энергетических ресурсов на повестку дня встал вопрос стимулирования предпринимательской активности и повышения конкурентоспособности национальных товаров. Для достижения этих целей правительства всех государств задействуют различные меры, в том числе и налоговые. Налоговое реформирование проводится прежде всего в отношении налога на прибыль организаций. Особенно важным это является для стран постсоветского пространства, создавших в 2012 г. в рамках нового интеграционного альянса - Таможенного
союза - Единое экономическое пространство и, как следствие, стремящихся, с одной стороны, повысить привлекательность собственного налогового режима, а с другой - пытающихся сблизить устанавливаемые налоговые параметры. В связи с этим проведение сравнительного анализа механизма налогообложения прибыли организаций в целях выявления направлений его оптимизации в России представляется актуальным.
В процессе реформирования налоговых систем в начале 1990-х гг. во всех странах Содружества Независимых Государств за основу была взята европейская модель, включающая в зависимости от территориального устройства общегосударственные (федеральные) и местные налоги (в РФ был выделен также уровень региональных налогов). Впоследствии к данным видам налогов были добавлены особые режимы налогообложения, распространяемые либо на организации малого бизнеса, либо на организации определенных видов экономической деятельности (сельскохозяйственных производителей). Принимая во внимание, что налог на прибыль является основным налогом, уплачиваемым организациями и существенно влияющим на предпринимательскую активность, на первых этапах формирования собственных налоговых систем в 1992-1993 гг. государства проводили схожую политику при установлении налоговых параметров. Так, при расчете величины налогооблагаемой базы во всех государствах используется единый подход:
- для национальных организаций она определялась как разница между полученными организацией совокупными доходами и возникающими совокупными расходами (чистый доход), затем стали учитываться и убытки прошлых лет;
- для иностранных организаций, функционирующих на территории страны без образования постоянных представительств, она рассчитывалась как величина полученных доходов. Ставки по корпоративному налогу в начале
1990-х гг. правительства устанавливали, ориентируясь на их параметры в других странах СНГ1.
1 Налоговые новости в странах СНГ, 2007. Вып. 21 (февраль). [Электронный ресурс]. URL: http://www.deloitte. com/assets/Dcom-Russia/Local%20Assets/Documents/ru_ra_ CISTaxNews_Feb07(2).pdf.
Однако ситуация стала меняться с 1994 г., когда в странах стала проводиться разнонаправленная политика в части установления ставки налога на прибыль организаций. Одни страны в целях увеличения доходной части бюджетов ее повышали (в частности, в РФ ставка налога на прибыль организаций была увеличена в 1994 г. до 38%), другие в целях повышения конкурентоспособности национальных товаров, наоборот, снижали (в Азербайджане она сократилась до 32% в 1997 г., 30% - в 1999 г., 27% - в 2000 г. и 22% - в 2006 г.)2.
С конца 2000-х гг. по мере активизации интеграционных процессов стала проявляться тенденция сближения ставок налога прежде всего в рамках новых интеграционных альянсов - стран Таможенного союза (табл. 1). Как следствие, к 2013 г. между Белоруссией, Казахстаном и Россией было достигнуто существенное сближение значения ставок по налогу на прибыль организаций, а разрыв между минимальной и максимальной ставками составил всего 2% (как и в 1992 г.).
Однако председатель Союза промышленников и предпринимателей А. Шохин, характеризуя результаты и перспективы функционирования Таможенного союза, в 2011 г. справедливо отметил, что в Казахстане имеет место более дружественное отношение к бизнесу не только с точки зрения социальных платежей, но и по ряду других позиций, в частности по защите собственности, в результате чего несколько сотен российских компаний перерегистрировались в Казахстане3. Вместе с тем нам представляется, что налоговая привлекательность играет первоочередную роль в том, что российские компании переходят под юрисдикцию Казахстана. При этом имеют значение не только величина налоговых ставок, но и механизмы исчисления и уплаты налога.
В этом аспекте можно отметить более гибкий режим формирования налогооблагаемой прибыли в Казахстане по сравнению с Россией в части нормирования отдельных видов расходов. Дело в том, что, несмотря на существенные позитивные изменения в составе учитываемых для целей налогового учета расходов по налогу на прибыль организаций, в неко-
2 URL: http://www.kpmg.com/global/en/services/tax/tax-tools-and-resources/pages/corporate-tax-rates-table.aspx.
3 URL: http://www.altyn-orda.kz/iz-rossii-%E2%80%93-s-dengami/.
Таблица 1
Динамика ставки налога на прибыль организаций в странах Таможенного союза и ее отклонения от среднего значения в 1992-2013 годах (в процентах)*
Страна Налоговая ставка Отклонение от среднего значения
1992 г. 2000 г. 2005 г. 2010г. 2013 г. 1992 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г.
Белоруссия 30 25,0 24,0 24,0 18 -0,67 -5,0 -2,0 +2,66 -1,34
Казахстан 30 30,0 30,0 20,0 20,0 -0,67 0 +4,0 -1,33 +0,67
Россия 32,0 35,0 24,0 20,0 20,0 +1,34 +5,0 -2,0 -1,33 +0,67
*Источник: составлено автором по данным налоговых служб
торых странах до настоящего времени сохраняется нормирование отдельных видов расходов. Такая ситуация характерна в основном для стран с переходной экономикой и принципиально отличается от практики развитых стран, в которых все законодательно установленные, обоснованные и документально подтвержденные расходы могут быть в полном объеме учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (корпоративному подоходному налогу). Мотивации такого нормирования могут быть различными - сокращение возможностей уклонения от уплаты налога (характерно для всех стран, устанавливающих нормирование расходов), стремление сократить возможность резкого увеличения дифференциации доходов населения (Россия), использование в качестве антиинфляционных мер (Белоруссия, Россия).
Справедливости ради следует отметить, что перечень нормируемых расходов с начала 2000-х гг. постоянно сокращается во всех странах, причем наиболее активно этот процесс идет в условиях современного глобального кризиса. В частности, в Белоруссии из состава нормируемых расходов исключили расходы на рекламу, представительские расходы и расходы на проведение обязательного аудита, в Казахстане - расходы на служебные командировки и ремонт основных средств, в России -расходы, связанные с амортизацией отдельных видов активов, используемых в личных целях, на служебные командировки, оплату труда, подготовку и переподготовку кадров (табл. 2).
Помимо постепенного отказа от нормирования отдельных видов расходов организаций происходит корректировка законодательных формулировок, исключающих двоякость их трактовок. Так, довольно долго имела место неоднозначная ситуация при учете расходов на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов в Республике Беларусь. С одной стороны, в
анализируемых стран.
Налоговом кодексе Республики Беларусь (НК РБ) было прописано, что данные расходы, превышающие установленные для организаций лимиты, не должны учитываться при налогообложении прибыли. Это давало бухгалтерам основание для включения данных расходов в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, поскольку нормы и лимиты представляют собой разные понятия. Однако впоследствии данная коллизия была исправлена, и в НК РБ были внесены поправки, предусматривающие замену термина «лимиты» на «нормы» (п. 1.7 ст. 131 НК РБ)4.
Представительские расходы признаются обоснованными во всех анализируемых странах, которые в начале 1990-х гг. установили нормы их учета в целях налогообложения. Однако затем Белоруссия в целях стимулирования роста экспортируемой продукции и поступления валютной выручки отменила нормирование этих расходов (данный вид расходов распространялся на прием иностранных делегаций и отдельных лиц, организацию проведения собраний, конференций, семинаров, совещаний). В то же время Казахстан и Россия до настоящего времени сохранили нормирование этих расходов, что следует из ст. 102 Налогового кодекса Республики Казахстан (НК РК) и п. 22. ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Цели осуществления представительских расходов, прописанные в законодательстве Казахстана и России, довольно близки: в обеих странах они осуществляются для поддержания сотрудничества с другими организациями и включают в себя расходы на транспортное обеспечение принимаемых лиц, питание во время переговоров, оплату услуг не состоящих в штате организации переводчиков, однако в Казахстане дополнительно в их состав включены расходы, связанные с проведением
4 URL: http://etalonline.by/?type=text®num= Hk0900071#load text none 1 .
Таблица 2
Состав нормируемых расходов в странах Таможенного союза*
Расходы Беларусь Казахстан Россия
2005 г. 2013 г. 2005 г. 2013 г. 2005 г. 2013 г.
Представительские + + + + +
На служебные командировки + + + +
На рекламу + +- + +
На формирование резервов по сомнительным долгам +/- +/- + +
На маркетинговые, информационные и консультационные услуги +
На подготовку и переподготовку кадров +
На уплату процентов по полученным кредитам и займам + + + + +
На проведение обязательного аудита +
На ремонт основных средств +
На компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей + +
На оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов + +
На осуществление платежей по добровольным пенсионным взносам + + + +
На формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию + +
*Источник: составлено автором по данным налоговых служб анализируемых стран (сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.gov.by/ru/nalogi-uplachivaemye-organizaciyami/; Официальный сайт Налогового комитета Минфина Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.salyk.gov. kz/ru/taxcode/Pages/default.aspx; Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/rn77/yul/ organization_pays_taxes/tax_profit/).
собрания совета директоров и иных органов управления организации, кроме исполнительных органов, а также расходы на аренду и оформление помещения для проведения представительских мероприятий (табл. 3). Различаются также установленные нормативы учета расходов, тогда как база исчисления нормативов совпадает.
Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в России подлежат нормированию в отношении всех организаций (п. 4 ст. 266 НК РФ), а в Казахстане - только в отношении бан-
Таблица 3
Параметры представительских расходов в Казахстане и России
Страна Состав расходов Норматив, % База исчисления суммы расходов
Казахстан Вычеты 1 Сумма расходов по доходам работника в денежной или натуральной формах
Россия Прочие 4 Расходы на оплату труда
Источник: Составлено автором по данным налоговых служб анализируемых стран.
ков и организаций, осуществляющих отдельные банковские операции (ст. 106 НК РК), тогда как во всех остальных организациях эти расходы вообще не принимаются к вычету, т.е. не признаются в целях налогообложения (п. 11 ст. 115 НК РК).
Расходы на выплату процентов по кредитам и займам нормируются в Белоруссии, Казахстане и России, что обусловлено попыткой налоговых органов сдерживать искусственное завышение процентной ставки по согласованию заемщика и кредитора. Но, если в Белоруссии данная мера применяется только в отношении кредитов и займов, полученных от иностранных компаний, то в Казахстане и России - в отношении всех кредитов и займов. Вместе с тем в Белоруссии и России есть некоторые общие подходы в установлении нормативов по данным расходам (ст. 1311 НК РБ и ст. 269 НК РФ). В частности, в обеих странах в целях предотвращения необоснованного завышения процентной ставки по полученным от зарубежных компаний займам нормированию подлежит непогашенная задолженность. В обеих странах установлены одинаковые условия в отношении такой задолженности:
1) она должна быть контролируемой (контролируемой признается задолженность перед иностранной организацией, которая прямо или косвенно владеет более чем 20% уставного капитала организации-должника);
2) предельная величина процентов рассчитывается как отношение суммы начисленных в отчетном периоде процентов по контролируемой задолженности к коэффициенту капитализации (в свою очередь коэффициент капитализации определяется как отношение непогашенной контролируемой задолженности к величине собственного капитала с учетом доли участия иностранной организации).
В России помимо этого нормируются расходы на выплату процентов по долговым обязательствам любого вида (п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом возможны два варианта установления норматива: исходя из скорректированного значения ставки рефинансирования Банка России или исходя из скорректированного значения средней ставки по сопоставимым кредитам.
В Казахстане для расчета вычета по вознаграждениям, включающего выплаты по кредитам (за исключением сумм кредитов), депозитам (за исключением сумм депозитов), долговым ценным бумагам в виде дисконта или купона, по накопительным видам страхования и т.д., применяется более сложная формула (ст. 103 НК РК). Предельная величина вознаграждения ПВ рассчитывается по формуле
СК
ПВ = (А + Д) +—ПК (Б + В + Г),
где А - сумма вознаграждения, за исключением сумм, включенных в показатели Б, В, Г, Д; Д - сумма вознаграждения за кредиты (займы), выдаваемые кредитным товариществом, созданным в Казахстане; СК - среднегодовая сумма собственного капитала, определяемая как средняя арифметическая сумм капитала на конец каждого месяца отчетного периода; СО - среднегодовая сумма обязательств, рассчитываемая как средняя арифметическая максимальных сумм обязательств в каждом месяце отчетного периода; ПК - предельный коэффициент, величина которого для всех нефинансовых юридических
лиц составляет 4, для финансовых организаций - 7;
Б - сумма вознаграждения, выплачиваемого взаимосвязанной стороне (за исключением сумм, включенных в показатель Д); В - сумма вознаграждения, выплачиваемого лицам, зарегистрированным в странах с льготным налоговым режимом (за исключением сумм, включенных в показатель Б); Г - сумма вознаграждения, выплачиваемого независимой стороне по займам, предоставленным под депозит или обеспеченную гарантию, поручительство или иную форму обеспечения взаимосвязанных сторон, в случае исполнения гарантии, поручительства или иной формы обеспечения (за исключением сумм, включенных в показатель В). При таком подходе вся сумма выплачиваемых процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам может быть учтена в целях налогообложения в Казахстане (за исключением указанных в пунктах Б, В и Г), тогда как в России в настоящее время все процентные выплаты, например по кредитам, могут быть учтены, если процентная ставка не превышает 9,075% годовых по кредитам в российских рублях и 15% по кредитам в иностранной валюте (более привлекательный вариант нормирования данных расходов при наличии сопоставимых кредитов).
Расходы на служебные командировки изначально подлежали нормированию во всех анализируемых странах. Такая политика была направлена на предотвращение злоупотреблений налогоплательщика за счет личного использования денежных средств. Впоследствии в Казахстане и России было решено отменить нормирование данных расходов (ст. 101 НК РК и ст. 264 НК РФ), а в законодательных актах особо отмечено, что все расходы принимаются к учету на основе предъявляемых документов, а размер выплачиваемых сотрудникам суточных в период их командирования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно.
Что касается сохранения нормирования данных расходов в Белоруссии, то в соответствии с п. 1.6 ст. 131 НК РБ расходы на командировки, произведенные сверх установленных Трудовым кодексом норм, не подлежат учету в целях нало-
гообложения. Согласно постановлению Минфина Белоруссии от 23.08.2013 величина суточных, выплачиваемых для покрытия дополнительных расходов командируемых, установлена в размере 60 белорусских руб. за каждый день командировки (около 6 долл. США), а при однодневных командировках в местность, находящуюся на незначительном расстоянии от постоянного места работы, - 30 белорусских руб.
В отношении расходов на рекламу применяются разные подходы - от полной отмены нормирования до установления фиксированной суммы норматива и процентной величины норматива. Так, в целях стимулирования продвижения белорусских товаров расходы на рекламу, на маркетинговые, информационные и консультационные услуги в Белоруссии в соответствии с указом президента Республики Беларусь от 09.03.2010. № 143 были отменены. В Казахстане из всех расходов на рекламу нормированию подлежит только стоимость товаров, безвозмездно переданных в рекламных целях (п. 16 ст. 100 НК РК). При этом стоимость единицы товара, принимаемая к вычету, не должна превышать пятикратного размера месячного расчетного показателя (МРП), устанавливаемого правительством Казахстана на текущий финансовый год (п. 16-1 ст. 100 НК РК). На 2014 г. МРП равен 1 852 тенге и, следовательно, норматив стоимости единицы товара составляет 9 260 тенге (около 60 долл. США). В России нормируются те виды расходов на рекламу, которые связаны с приобретением или изготовлением призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных компаний, выплатой комиссии рекламным агентам и т.д. (норматив составляет 1% от величины выручки от реализации в отчетном периоде) (п. 4 ст. 264 НК РФ), тогда как расходы на рекламные мероприятия через СМИ, на световую и иную наружную рекламу, на участие в выставках, ярмарках и экспозициях, изготовление рекламных брошюр и каталогов признаются в целях налогообложения в размере фактически произведенных.
Расходы в виде страховых взносов учитываются в зависимости от вида страхования. В частности, расходы по обязательным видам страхования во всех странах Таможенного союза признаются в целях налогообложения в пределах установленных
налоговыми органами страховых тарифов или в размере фактически произведенных расходов. В отношении расходов по добровольным видам страхования применяются разные подходы. В частности, в Белоруссии эти расходы не признаются в целях налогообложения (п. 1.25 ст. 131 НК РБ), за исключением страховых взносов по перечню, устанавливаемому Президентом Республики Беларусь. В то же время данный перечень содержит широкий спектр таких расходов. Так, в соответствии с указом президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» и указом от 15.08.2013 № 358 «О внесении изменения в Указ президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280» в целях налогообложения признаются следующие виды расходов по добровольным видам страхования:
- страхование от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу (по договорам, заключенным организациями-страхователями в пользу физических лиц, работающих в этих организациях-страхователях по трудовым договорам (контрактам) и направленных в служебную командировку за границу или имеющих подвижной и разъездной характер работы при поездках за границу) (страховые взносы любых организаций-страхователей);
- страхование имущества юридического лица, участвующего в процессе производства продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе наземных транспортных средств, воздушных судов, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания; грузов;
- страхование гражданской ответственности перевозчика, гражданской ответственности перевозчика перед таможенными органами;
- страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов;
- страхование гражданской ответственности судовладельцев;
- морское страхование;
- страхование экспортных рисков с поддержкой государства;
- страховые взносы по добровольному страхованию гражданской ответственности экспедитора;
- страхование гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности (т.е. ответственность парикмахеров, врачей, юристов, аудиторов, архитекторов, инженеров, осуществляющих проектную деятельность, бухгалтеров, разработчиков программных продуктов и др.);
- страховые взносы по добровольному страхованию гражданской ответственности: владельцев таможенных складов и (или) складов временного хранения; таможенных представителей; правообладателя за причинение вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности5.
В Казахстане к вычетам по налогу отнесены все расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением деятельности и получением дохода за исключением расходов, не подлежащих вычету (п. 1 ст. 100 НК РК), а поскольку данные расходы в перечне расходов, не подлежащих вычету, отсутствуют, то их можно учитывать в размере фактически произведенных затрат. К вычетам также отнесены расходы налогоплательщика по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования. (п. 14-1 ст. 100 НК РК) и расходы на обязательное медицинское страхование при командировании работников за рубеж (п. 4 ст. 101 НК РК), тогда как расходы на накопительное страхование относятся к категории вознаграждения, подлежащего нормированию.
В России в целях налогообложения прибыли организаций признаются расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 264 НК РФ). Что касается остальных платежей по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности, на
5 URL: http://www.belta.by/ru/all_news/president/V-Belamsi-rassЫren-perechen-vidov-dobrovolшgo-straxovaшia-vzшsy-po-kotorym-vkljuchajutsja-v-zatraty-po-proizvodstvu-produktsii_i_643934.html; http://www.belta.by/ru/articles/ оШааИу?са^=879/.
долгосрочное страхование жизни со сроком не менее 5 лет, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование с пожизненной выплатой пенсий и ряд других (п. 16 ст. 255 НК РФ), то их можно включать в состав расходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли при соблюдении определенных условий:
- заключение договоров страхования должно производиться со страховой компанией, имеющей лицензию;
- сумма расходов на добровольное страхование по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения не должна превышать в совокупности 12% суммы расходов на оплату труда, а по взносам по договорам медицинского страхования - 3% суммы расходов на оплату труда.
Расходы на обязательное имущественное страхование учитываются в пределах страховых тарифов или в размере фактически произведенных затрат, а расходы на добровольное имущественное страхование средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, товарно-материальных запасов и другие виды -. в размере фактически произведенных затрат (ст. 263 НК РФ).
Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы относительно налога на прибыль (корпоративного подоходного налога) в странах Таможенного союза:
1. Наиболее существенные позитивные изменения в последние годы имели место в Белоруссии, в которой установлено самое низкое значение налоговой ставки, а также налога на дивиденды нерезидентов, составляющего в Белоруссии 12% (в Казахстане и России - 15%).
2. В Белоруссии по состоянию на 01.01.2014 действует минимальный перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения в пределах установленных нормативов.
3. Кроме того, в Белоруссии в отличие от других государств Таможенного союза в целях активизации страховой деятельности и повышения качества оказываемых услуг введено страхование ответственности работников некоторых профессий (врачей, бухгалтеров,
аудиторов и т.д.), расходы на которое можно учитывать в целях налогообложения прибыли организаций.
4. В Белоруссии в отличие от Казахстана и России отсутствует обязанность налогоплательщиков по ведению обязательного налогового учета по налогу на прибыль, что существенно упрощает работу налогоплательщиков.
5. В России в настоящее время отмечаются меньшие возможности по учету расходов, возникающих в процессе осуществления деятельности организаций, в том числе по добровольному страхованию, а также самый широкий перечень нормируемых расходов, что обусловливает необходимость срочного реформирования механизма налогообложения прибыли организаций в целях стимули-
рования предпринимательской активности и повышения конкурентоспособности российской юрисдикции.
Список литературы
1. Анищенко А. Налог на прибыль: учет расходов // Налоговый вестник. 2012. № 9. С. 77-93.
2. Бычков А.И. Проценты за пользование кредитом // Бухгалтерский учет. 2012. № 12. С. 110-115.
3. Масленникова Л.А. Нормируемые расходы в налоговом и бухгалтерском учете // Налоговый курьер. 2007. № 16. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. mk. ru/j ournal/archive s/2007/16/ nalogovoe_administrirovanie/nalog_na_pribyl/ 6836.7.phtml.
Taxation
THE PECULIARITIES OF RATED-EXPENSE ACCOUNTING UNDER THE TERMS OF CORPORATE-INCOME TAX REGULATION IN THE CUSTOMS UNION OF BELARUS, KAZAKHSTAN AND RUSSIA
Zhanna G. GOLODOVA, Iuliia S. RANCHINSKAIA
Abstract
The article deals with the specific features of tax-base calculation of corporate income tax in the Customs Union - Belarus, Kazakhstan and Russia. These features are the ones caused by maintenance of the partly-deductible-expenses practice. On the basis of a corporate-tax reform analysis the authors illustrate the tax-rates harmonization policy, rated-expense reduction trend and low appeal rate of income taxation in the Russian Federation.
Keywords: income tax, tax rates, partly deductible expenses, tax accounting, tax reform, Customs Union
References
1. Anishchenko A. Nalog na pribyl': uchet raskhodov [Income tax: cost accounting]. Nalogovyi vestnik - Tax bulletin, 2012, no. 9, pp. 77-93.
2 . Bychkov A.I. Protsenty za pol'zovanie kredi-tom [Interest on credit]. Bukhgalterskii uchet - Accounting, 2012, no.12, pp.110-115.
3. Maslennikova L.A. [Rated expenses in tax accounting and bookkeeping]. Nalogovyi kur 'er, 2007, no. 16. (In Russ.) Available at: http://www.rnk. ru/journal/ archives/2007/16/nalogovoe_administri-rovanie//nalog_na_pribyl/6836.7.phtml.
Zhanna G. GOLODOVA
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow,
Russian Federation
Iuliia S. RANCHINSKAIA
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow,
Russian Federation