Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование предпринимательской активности: антикризисные меры развитых стран'

Налоговое стимулирование предпринимательской активности: антикризисные меры развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ / КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Ж. Г., Ранчинская Ю. С.

В условиях усиления глобальных процессов в альянсах стран наблюдается налоговая гармонизация. Однако это, как правило, касается налогов на потребление налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных пошлин, что обусловлено необходимостью выравнивания условий торговли и поддержания конкурентоспособности национальных товаров и услуг. В то же время происходящий параллельный процесс налоговая конкуренция затрагивает прямые налоги, прежде всего корпоративный налог. При этом в условиях нестабильности экономических систем (спада и замедления темпов роста экономик) именно за счет либерализации корпоративного налогообложения можно эффективно стимулировать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов. В связи с этим изучение опыта развитых стран представляет несомненный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование предпринимательской активности: антикризисные меры развитых стран»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.226.12

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ: АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ РАЗВИТЫХ СТРАН

Ж.Г. ГОЛОДОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического регулирования и планирования E-mail: [email protected]

Ю.С. РАНЧИНСКАЯ,

кандидат экономических наук, ассистент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов

В условиях усиления глобальных процессов в альянсах стран наблюдается налоговая гармонизация. Однако это, как правило, касается налогов на потребление - налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных пошлин, что обусловлено необходимостью выравнивания условий торговли и поддержания конкурентоспособности национальных товаров и услуг. В то же время происходящий параллельный процесс - налоговая конкуренция - затрагивает прямые налоги, прежде всего корпоративный налог. При этом в условиях нестабильности экономических систем (спада и замедления темпов роста экономик) именно за счет либерализации корпоративного налогообложения можно эффективно стимулировать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов. В связи с эти изучение опыта развитых стран представляет несомненный интерес.

Ключевые слова: налоговые реформы, корпоративный налог, налоговые вычеты, налоговые ставки, налоговые льготы

Замедление темпов экономического роста, снижение предпринимательской активности, рост долгового бремени и увеличение уровня безработицы в кризисный и посткризисный периоды характерны для большинства стран независимо от уровня их социально-экономического развития. В результате проявления данных факторов правительства столкнулись с проблемой формирования доходной части бюджета, необходимостью повышения ликвидности и устойчивости финансово-банковского сектора, а также восстановления доверия к финансово-банковским институтам.

Для преодоления негативных кризисных явлений во многих странах были приняты антикризисные программы, которые включали меры по нескольким направлениям. Прежде всего необходимо было добиться стабилизации финансовой системы (в первую очередь банковской) и разработать направления стимулирующей денежно-

кредитной политики (учетные ставки во многих развитых странах были снижены практически до нуля). Также группа мер была направлена на поддержку реального сектора экономики, а инструментами ее реализации стали налоговые стимулы.

Примечательно, что в большинстве стран политика снижения ставки корпоративного налога реализовывалась задолго до глобального финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. (табл. 1), практически во всех странах имело место снижение ставок. Налоговые преобразования в период кризиса преследовали прежде всего цель реализации фискальной функции, в силу чего во многих государствах были повышены ставки по

налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Что касается налога на прибыль, то изменения по нему были характерны для таких стран, как Венгрия, Литва, Словения, Португалия и др. При этом в одних странах происходило увеличение ставки корпоративного налога (Исландия, Мексика, Сербия), в других, наоборот, ее снижение (Венгрия, Канада, Китай, Чехия, Эстония и др.), а в некоторых сначала имело место снижение ставки, а затем повышение (Кипр, Словакия). Кроме того, для активизации предпринимательской активности в некоторых развитых странах Европейского союза были увеличены льготы, направленные на сокращение налоговых баз, и снижено налоговое бремя на малый и средний бизнес.

Таблица 1

Динамика ставок корпоративного налога в развитых и развивающихся странах 2000- 2013 гг., % (выборочные данные)*

Страна 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г. Разница

2000-2013 гг. 2007-2013 гг.

Австрия 34,0 25,0 25 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0 -9,0 -

Бельгия 40,2 34,0 34,0 34,0 34,0 34,0 34,0 34,0 -6,2 -

Белоруссия 25,0 24,0 24,0 24,0 24,0 24,0 24,0 18 -7,0 -6,0

Болгария 32,5 15,0 10 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 -22,5 -

Великобритания 30,0 30,0 30 30,0 28,0 28,0 26,0 23 -7,0 -7,0

Венгрия 19,6 17,5 16,0 16,0 16,0 19,0 19,0 19,0 -0,6 3,0

Германия 51,6 38,7 38,4 29,5 29,4 29,4 29,4 29,6 -22,0 8,8

Греция 40,0 32,0 25,0 25,0 25,0 24,0 20,0 26,0 -14,0 1,0

Дания 32,0 28,0 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0 25,0 -7,0 -

Ирландия 24,0 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 -11,5 -

Испания 35,0 35,0 32,5 30,0 30,0 30,0 30,0 30,0 -5,0 -2,5

Италия 41,3 37,3 37,5 31,4 31,4 31,4 31,4 31,4 -9,9 -

Казахстан 30,0 30,0 30,0 30,0 20,0 20,0 20,0 20,0 -10,0 -10,0

Кипр 29,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 12,5 -16,5 2,5

Латвия 25,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 -10,0 -

Люксембург 37,5 30,4 29,6 29,6 28,6 28,6 28,8 29,2 -8,3 -0,4

Мальта 35,0 35,0 35,0 35,0 35,0 35,0 35,0 35,0 - -

Нидерланды 35,0 31,5 25,5 25,5 25,5 25,5 25,5 25,5 -9,5 -

Польша 30,0 19,0 19,0 19,0 19,0 19,0 19,0 19,0 -11,0 -

Португалия 35,2 27, 5 25,0 26,5 26,5 29,0 25,0 25,0 -10,2 -

Россия 35,0 24,0 24,0 24,0 20,0 20,0 20,0 20,0 -15,0 -4,0

Румыния 25,0 16,0 16,0 16,0 16,0 16,0 16,0 16,0 -9,0 -

Словакия 29,0 19,0 19,0 19,0 19,0 19,0 19,0 23,0 -8,0 4,0

Словения 25,0 25,0 23,0 22,0 21,0 20,0 20,0 17,0 -8,0 -6,0

Финляндия 29,0 26,0 26,0 26,0 26,0 26,0 26,0 24,0 -5,0 -2,0

Франция 37,8 35,0 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 33,3 -4,5 -

Чехия 31,0 26,0 24,0 21,0 20,0 19,0 19,0 19,0 -12,0 -5,0

Швеция 28,0 28,0 28,0 28,0 26,3 26,3 26,3 22,0 -6,0 -6,0

Эстония 26,0 24,0 22,0 21,0 21,0 21,0 21,0 21,0 -5,0 -1,0

* Источник: составлено по данным Taxation trends in the European Union, 2011. P. 130. URL: http://www.kpmg.com/global/en/ services/tax/tax-tools-and-resources/pages/corporate-tax-rates-table.aspx.

Однако эффективность налоговых мер антикризисного регулирования в силу их краткосрочного действия оказалась низкой. В связи с этим стало важным не только изыскать источники покрытия государственных расходов, но и решить более долгосрочные задачи восстановления темпов роста экономики, стимулировать привлечение инвестиций и повысить конкурентоспособность национальных товаров.

Поскольку налог на прибыль (корпоративный подоходный налог) является основным прямым налогом в налоговых системах всех государств, реформирование его параметров является способом осуществления налоговой конкуренции. Оптимизация корпоративного налога определяется несколькими параметрами: размером налоговой ставки, порядком формирования налогооблагаемой базы, механизмом налогового администрирования и уплаты налога, качеством разработанной налоговой политики.

Великобритания. Работая в этом направлении, правительство Великобритании приняло программу реформирования налогообложения прибыли корпораций. Цель такого реформиро-

40

35

30

25

20

15

10

SSSs

я-

Л/

0<Г е?

ф jfr jfr

# -к*

¿г ^ ^

ji^ /bv кЧ

Источник: составлено автором по данным Taxation trends in the European Union, 2013. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/gen_info/economic_analysis/ tax_structures/2013/report.pdf.

Сравнительный анализ ставок по корпоративному налогу к 2015 г. в группе стран G-20, %

вания - создать в стране наиболее конкурентоспособный режим налогообложения корпораций в группе стран G-20. В случае неизменности налоговых ставок во всех остальных государствах Великобритания окажется в группе стран с самой низкой налоговой ставкой - 20% (см. рисунок).

Данная программа предусматривает ряд мер, включающих:

реформирование налоговой системы в соответствии с изменившимися реалиями; введение дорожной карты по корпоративному налогу;

повышение прозрачности налоговой политики;

упрощение налогового законодательства; создание равных условий для всех налогоплательщиков;

обеспечение стабильности и определенности налоговой системы;

использование режима консультаций с представителями бизнес-среды. Дорожная карта по корпоративному налогу представляет собой документ, в котором предпринята попытка раскрыть, какие направления

оптимизации налогообложения прибыли компаний и стимулирования их инновационного развития планируется осуществить в течение пятилетнего периода, а также права налогоплательщика в выборе более привлекательного режима налогообложения.

Оптимизация корпоративного налога прежде всего предусматривает снижение налоговых ставок. Это касается как базовых ставок, так и ставок для отдельных категорий компаний (табл. 2).

Для активизации инновационного развития программой предусмотрено введение пониженной ставки (10%),

5

0

Таблица 2

Динамика ставок корпоративного налога в Великобритании, %*

Категория компании 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Все компании 26 23 21 20

Малые компании 20 20 20 20

Паевые фонды 20 20 20 20

и открытые

инвестиционные фонды

* Источник: составлено по данным официального сайта HM Revenue & Customs. URL: http://www.hmrc.gov.uk/businesses/ index.shtml.

действующей при налогообложении доходов компаний, полученных от интеллектуальной собственности и патентов.

Вместе с тем одновременно было решено сократить количество льгот и пособий по налогу. В частности, с 10 до 8% снижены максимальные годовые нормы амортизационных отчислений для долгосрочных активов и с 20 до 18% для среднесрочных активов (по сути, общая сумма льготы не изменена, а только растянута во времени). В отношении годовой инвестиционной льготы правительству пришлось неоднократно корректировать свою позицию. Данная льгота, уменьшающая налоговую базу по корпоративному налогу, в целях стимулирования приобретения нового оборудования и машин в размере 50 000 ф. ст. была введена в 2008 г., затем в 2010 г. увеличена до 100 000 ф. ст., а в апреле 2012 г. она была снижена до 25 000 ф. ст. Однако в декабре 2012 г. было объявлено о ее временном увеличении до 250 000 ф. ст. (срок действия льготы установлен с 01.01.2013 до 01.01.2015)1. При этом был четко прописан перечень активов, приобретение которых допускало использование льготы: офисная мебель и оборудование, грузовые автомобили и оборудование, станки и инструменты, сельскохозяйственная техника, компьютеры.

Нововведение коснулось и предоставления налогового кредита на научные исследования и разработки (P&D), размер которого был увеличен с 2013 г. с 175 до 225% для компаний малого и среднего бизнеса и со 125 до 130% для всех остальных организаций.

1 Сумму льготы каждая компания должна исчислять с учетом своего финансового года.

Еще один аспект, которому уделено большое внимание в рамках реформы налоговой системы, - налогообложение транснациональных компаний. Как известно, в условиях усиления глобальных процессов и транснационализации деятельности многие английские компании имеют подразделения за рубежом. При этом четко оговорено, что у таких компаний налогообложению подлежит вся прибыль, полученная как на территории Великобритании, так и за ее пределами. В свою очередь филиалам иностранных компаний предоставлено право выбора режима налогообложения, т.е. они перестали являться в обязательном порядке налогоплательщиками в соответствии с законодательством Великобритании.

В целях стимулирования деятельности иностранных компаний и притока инвестиций в страну с 01.01.2013 введен особый режим налогообложения в отношении так называемых «контролируемых иностранных компаний» (controlled foreign company, CFC). К CFC относятся организации, не являющиеся налоговыми резидентами Великобритании, но контролируемые резидентами Великобритании - физическими или юридическими лицами и находящиеся в налоговой юрисдикции с более преференциальным режимом (сумма уплачиваемого ими налога составляет менее 75% от налога, подлежащего уплате в Великобритании).

Такие компании могут быть освобождены от уплаты налога, если сумма дохода не превышает 10% от прибыли до налогообложения или 50 000 ф. ст. (при этом учитываются и доходы, не подлежащие налогообложению или облагаемые по пониженной ставке в стране). Также CFC освобождается от уплаты налога, если ее прибыль до налогообложения не превышает 50 000 ф. ст., а бухгалтерская прибыль и доход по неторговым операциям не превышают 500 000 и 50 000 ф. ст. соответственно (к доходам от неторговых операций относят проценты по займам, доходы от операций с производными финансовыми инструментами и по сделкам РЕПО (repurchase agreement, repo), по операциям финансового лизинга и др.).

Кроме того, предусмотрено упрощение механизма исчисления налога и представления налоговых деклараций. Для этих целей в 2010 г. в стране была создана специальная служба -Office of Tax Simplification (OTS), задача которой

состоит в упрощении налоговой системы Великобритании за счет оптимизации налоговых льгот и пособий, механизма исчисления налогов и их уплаты. В рамках первого доклада службы было отмечено, что из 155 рассмотренных льгот только 54 сохраняются в существующем варианте, 47 могут быть отменены в силу незначительного использования, а также дороговизны и сложности администрирования, а 35 льгот корректируются в настоящее время2. Основные упрощения затрагивают налогообложение инвестиционных схем, трастов венчурного капитала, предпринимателей, авансового налога корпораций.

Можно отметить как позитивный результат реформирования налоговой системы страны то, что Великобритания в рейтинге стран по уровню и простоте налогообложения бизнеса переместилась в 2013 г. с 17 на 14 место3.

Заслуживают внимания максимальная открытость и готовность к диалогу с бизнес-сообществом, высказанная правительством Великобритании. Для этих целей на сайте Минфина Великобритании размещена программа проводимых реформ, указан конкретный электронный адрес сотрудника министерства, ответственного за сбор предложений по реформированию корпоративного налога, а также указан режим консультаций в прямом эфире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция. Несмотря на то, что более известными стали намерения французского правительства в части реформирования налогообложения сверхдоходов физических лиц, в течение нескольких лет в стране проводится модернизация корпоративного налога. Эти преобразования, не предусматривающие снижения ставок по налогу (в течение 2006-2013 гг. ставка составляет 33,33%, а для компаний малого бизнеса она установлена в размере 15%), были направлены как на стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности, так и на развитие энергосберегающих технологий.

В частности, в 2008 г. было принято решение о частичном возврате компаниям суммы налога

2 Официальный сайт Управления по налогам и таможенным пошлинам Великобритании (HM Revenue & Customs) [Электронный ресурс]. URL: http://www.hmrc.gov. uk/businesses/index. shtml.

3 http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/united-

kingdom?topic=paying-taxes.

при использовании ими возобновляемых источников энергии (до 40% при установке тепловых насосов), о предоставлении беспроцентных кредитов компаниям, устанавливающим энергосберегающее оборудование и технологии в зданиях (в размере, не превышающем 30 000 евро на одно здание). В 2010 г. был отменен местный налог на вложения в производство, а также скорректирован размер вычетов при осуществлении организациями научных исследований и разработок.

В соответствии с новыми правилами налоговое возмещение достигает 40% совокупных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в течение первого года их осуществления, 35% в течение второго года и 30% в последующие годы (общий лимит - до 100 млн евро). Если при этом НИОКР осуществляются компаниями совместно с государственными организациями, то размер возмещения удваивается. Специальные льготы были предоставлены компаниям малого бизнеса, для которых был введен упрощенный режим создания. Промышленные компании имеют возможность получить беспроцентный кредит на инвестиционные цели при соблюдении ряда условий: численность сотрудников в организации составляет до 5 тыс. человек, стоимость инвестиционного проекта не превышает 5 млн евро, сумма кредита составляет не более 60% стоимости самого проекта, а сам проект должен обеспечить 25 новых рабочих мест в течение 3 лет.

Германия. В Германии современный этап налоговых реформ начался раньше, чем в других государствах, - еще в 2007 г. Именно тогда ставка корпоративного налога была снижена с 38,6 до 29,83% (15% - корпоративный налог, 14% -промысловый налог и 0,83% - налог солидарности). При этом при снижении ставки налога был изменен порядок расчета налогооблагаемой базы (произошло ее расширение). В качестве антикризисных мер были добавлены некоторые льготы по корпоративному налогу. Во-первых, по приобретенным или построенным в 2008-2009 гг. объектам было разрешено использовать нелинейный способ начисления амортизации с годовой нормой 25%, а сумма единовременного списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов была снижена с 410 до 150 евро. Во-

вторых, инвестиционный вычет в размере 40% от стоимости оборудования был распространен на приобретение подержанного имущества (ранее он применялся только в отношении нового оборудования). В-третьих, было установлено, что сумма вычета по налогу, связанная с выплатой процентов по привлекаемым заемным средствам, не может превышать 30% показателя EBITDA (ранее индикатором служил показатель EBIT).

Соединенные Штаты Америки. В США ставка федерального корпоративного налога составляет 35%, которая не пересматривалась с 1986 г. Несмотря на то, что в кризисный и посткризисный периоды ставка корпоративного налога не снижалась, поступления по налогу на прибыль сократились с 2,7% ВВП в 2006 г. до 1,2% ВВП в 2011 г.4 Это обусловлено, с одной стороны, снижением производства и продаж и, как следствие, прибыли корпораций, с другой - существенным расширением перечня льгот, большинство из которых в целях активизации деятельности и создания новых рабочих мест были предоставлены компаниям на период до 2014 г. Так, до 2010 г. было приостановлено действие закона по налогообложению инвестиций; в четыре раза (с 125 до 500 тыс. долл. США) увеличен вычет, связанный с приобретением в 2009-2010 гг. нового оборудования; в два раза увеличен вычет при создании нового бизнеса; всем организациям разрешено применять метод ускоренной амортизации в отношении имущества, приобретенного после 08.09.2010.

Дания. Аналогично правительству Великобритании правительство Дании разработало план развития страны «Экономический рост - сильные компании, больше новых рабочих мест». В числе предусмотренных мер - снижение к 2016 г. ставки корпоративного налога с 25 до 22% при одновременном увеличении налогов на заработную плату в финансовых институтах. В стране также планируется увеличить сумму налогового кредита с 1,25 до 5,5 млн датских крон при убыточности научно-исследовательских разработок (R&D).

4 Предложения по снижению федеральной ставки корпоративного налога до 25 или 17,5% озвучивались такими политиками, как М. Ромни, Р. Санторум. См: URL: http://www.reuters.com/article/2012/01/26/us-usa-campaign-romney-taxes-idUSTRE80 N06U2 0120126; URL: http://www. thepoliticalguide.com/Profiles/Senate/Pennsylvania/Rick_ Santorum/ Views /Taxes/.

Россия. Механизм налогообложения прибыли организаций в РФ предполагает применение большого количества различных льгот - более 100 льгот, позволяющих уменьшить величину налогооблагаемой базы за счет начисления ускоренной амортизации, включения расходов на НИОКР в совокупные расходы, применения пониженных ставок и т.д. При этом параметры льгот также были расширены в период современного кризиса, однако в силу ряда причин многие из них оказались либо недостаточно эффективными, либо затратными с точки зрения их администрирования.

Так, например, ежегодный прирост одной из самых существенных льгот по налогу на прибыль организаций - величины амортизационной премии, максимальный размер которой до 2009 г. составлял 10%, с 2009 г. - 30%, в 2009-2012 гг. превышал 24%5, тогда как коэффициент обновления основных фондов снизился в 2008-2010 гг. с 4,4 до 3,7% и лишь в 2011-2012 гг. имело место его повышение до 4,6 и 4,8% соответственно6. Вместе с тем удельный вес льготы, связанной со стимулированием инновационного развития (расходов на НИОКР), в общей совокупности льгот по налогу на прибыль составляет около 1%, тогда как в развитых странах она стала одной из самых значимых.

При колоссальных льготах, предоставленных резидентам особых экономических зон (ОЭЗ), как правило, на период 5-10 лет - освобождение от уплаты или применение пониженной ставки по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество, транспортного налога, земельного налога - их эффективность остается крайне низкой7. Согласно данным комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам объем осуществленных резидентами ОЭЗ накопленных с 2006 г. инвестиций составил около 70 млрд руб., или 17% от заявленного объема, а экономическая эффективность функционирова-

5 URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2013/ ACH201307171832/ACH201307171832_p_006.htm.

6 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/#.

7 Кроме налоговых преференций резиденты ОЭЗ получают широкий спектр неналоговых льгот в виде выгодных условий аренды помещений и выкупа земли, льготного таможенного режима и др.

ния ОЭЗ - всего 0,74 руб. на 1 руб. вложенных государством средств8.

Вместе с тем в процессе реформирования российской налоговой системы следует отметить проводимую работу по упрощению налогового администрирования. В частности, в 2012 г. была разработана дорожная карта налогового администрирования. В рамках этой программы предполагаются меры, влияющие как на финансовые возможности хозяйствующих субъектов и государства, так и на инвестиционную привлекательность РФ:

- постепенная ликвидация налогового учета, проводимого параллельно с бухгалтерским учетом и создающего трудности для налогоплательщиков;

- сокращение трудозатрат на подготовку и представление налоговой отчетности;

- совершенствование работы с налоговыми органами посредством личного кабинета налогоплательщика.

В качестве оценки результата этой работы следует отметить улучшение позиции России в рейтинге, проводимом Всемирным банком, для характеристики привлекательности и простоты ведения бизнеса в различных государствах по параметру «налогообложение», оцениваемому по следующим позициям:

1) общее количество налоговых платежей;

2) время, затрачиваемое на подготовку и представление налоговой отчетности;

3) совокупная налоговая ставка;

4) доля уплачиваемых налогов в прибыли;

5) сумма налогов на заработную плату.

За 2013 г. Россия переместилась с 94-го на 63-е место, а к 2015 г. планирует занять 50-е место.

8 URL: http://www.council.gov.rU/structure/committees/5/ activity/round_tables/32669.

Список литературы

1. Интернет-портал Правительства Германии [Электронный ресурс]. URL: http://www. bundesregierung.de/Webs/Breg/DE/Homepage/ home.html.

2. Интернет-портал Правительства Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gouvernement.fr/.

3. Отчет о поддержке малого бизнеса Великобритании [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file /263367/ 4019_Small_ Business_Update_v5_accessible.pdf.

4. Официальный сайт Управления по налогам и таможенным пошлинам Великобритании (HM Revenue & Customs) [Электронный ресурс]. URL: http://www.hmrc.gov.uk/businesses/index. shtml.

5. Рейтинг Всемирного банка по условиям ведения бизнеса в 2011-2013 годах [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness. org/rankings.

6. Corporate Tax Reform: delivering a more competitive system [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment _data/file/81303/corporate_tax_ reform_complete_document.pdf/.

7. Czarnitzki D., Petr H. [et al]. Evaluating the impact of R&D tax credits on innovation: A mictroeconometric study on Canadian firms // Research Policy. 2011. No. 40. Pp. 217-229.

8. Tax reforms in EU member States 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa. eu/economy_finance/publications/european_ economy/2013/pdf/ee5_en.pdf.

9. The Competitiveness and Innovative Capacity ofthe United States. Washington, DC: U.S. Department of Commerce, 2012. 160 p.

Taxation

TAX INCENTIVES OF BUSINESS ACTIVITIES: CRISIS MEASURES OF THE DEVELOPED COUNTRIES

Zhanna G. GOLODOVA, Iuliia S. RANCHINSKAIA

Abstract

The alliances of various countries harmonize their tax systems while the global processes' intensification keeps on going. Yet, it usually concerns the consumption taxes, i.e. value-added tax, excise tax and customs duty, due to the need of trade leveling and maintaining of competitiveness of the domestic goods and services. However, the parallel process of tax competition affects the direct taxes, mostly a corporate tax. In the terms of instability of the economic systems (recession and economic slowdown) the liberalization of corporate taxation can effectively stimulate the entrepreneurial activity of economic entities. So, a study of the developed countries' experience is undoubtedly interesting to Russia in this regard.

Keywords: tax reform, corporate tax, tax deductions, tax rates, tax incentives

References

1 .Website of the Government of Germany. Available at: http://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/ DE/Homepage/home.html.

2.Website of the Government of France. Available at: http://www.gouvernement.fr/.

3.Website of the Office of Revenue and Customs of UK (HM Revenue & Customs). Available at: http:// www.hmrc.gov.uk/businesses/index. shtml.

4. Report on Small Business Support ofUK. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/sys-

tem/uploads/attachment_data/file/263367/4019_ Small_Business_Update_v5_accessible.pdf.

5. Ranking of the World Bank's Doing Business in 2011-2013. Available at: http://russian.doingbusi-ness.org/rankings.

6. Corporate Tax Reform: delivering a more competitive system. Available at: https://www.gov. uk/government/uploads/system/uploads/attachment _data/file/81303/ corporate_tax_reform_complete_ document.pdf.

7. Czarnitzki D., Petr H. et al. Evaluating the impact of R&D tax credits on innovation: A micro-econometric study on Canadian firms. Research Policy, 2011, no. 40, pp. 217-229.

8. Tax reforms in EU member States in 2013. Available at: http://ec.europa.eu/economy_finance/publica-tions/european_economy/2013/pdf/ee5_en.pdf.

9. The Competitiveness and Innovative Capacity of the United States. Washington, DC, US Department of Commerce, 2012, 160 p.

Zhanna G. GOLODOVA

Peoples' Friendship University of Russia,

Moscow, Russian Federation

[email protected]

Iuliia S. RANCHINSKAIA

Peoples' Friendship University of Russia,

Moscow, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.