6. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
6.1. ВИДЫ И РАЗМЕРЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Мирзоева Афат Гадир кызы, доцент кафедры гражданского процесса и коммерческого права юридического факультета, кандидат юридических наук
Место работы: Бакинский Государственный
Университет.
afat-mirzayeva @ rambler.ru
Аннотация: налоговая база является количественным показателем предмета налога, например, дохода, прибыли, оборота и т.д. А основным показателем налоговой базы являются налоговые вычеты. В целом вычеты позволяют налогоплательщикам использовать свои свободно оставшиеся от налогообложения части доходов на производственные и личные потребления. Налоговый вычет хотя и не является самостоятельным элементом юридического состава налога, но его значение, как составной части налоговой базы, бесспорно. Налоговые вычеты - это малоизученный институт налогового права, требующий особого научного подхода и исследования в рамках основных элементов юридического состава налога.
Ключевые слова: налоговые вычеты, налоговая база, необлагаемый минимум, расходы
THE VARIETY AND RATES TAX LESSEES: THE COMPARATIVE ANALYSIS ON TAX LEGISLATIONS OF AZERBAIJAN REPUBLIC AND FOREIGN COUNTRIES
Mirzayeva Afat Qadir, candidate of juridical science, docent of Department of civil process and commercial law of Law faculty.
Place of employment: Baku State University.
afat-mirzayeva @ rambler.ru
Annotation: the tax base is quantitative significant of the tax object, for example, income, profit, circulation and so on. But one of the principal significant of the tax base is tax lessees. Generally, tax lessees are permitting to tax payers to use part of their incomes which remains after taxation, for their industrial, production or personal consumption. Tax less doesn’t considered independent element of tax juridical construction, but its importance as one of part of tax base, is irrefutable. The tax lessees - is unstudied institute of tax law and it require special scientific approach and research in limits basic elements of tax juridical construction.
Keywords: tax lessees, tax base, non-taxation minimum, expenses.
Налоговые вычеты - это не просто основной показатель налоговой базы, их следует считать
воздействующими факторами, влияющих на общий объём налоговой базы. Поскольку, налоговые вычеты способствуют уменьшению налогооблагаемой базы. Тем самым, налоговых вычетов, помимо составного элемента налоговой базы, следует считать также разновидностью налоговых льгот. А так как, вычеты сужают именно налогооблагаемую базу, то причисляют налоговых вычетов к числу составных элементов налоговой базы, наряду с другими её составляющими, в частности, с методами учёта и способами исчисления налоговой базы.
По поводу значения налоговых вычетов в юридической литературе особо подчёркивается, что налоговый вычет затрагивает не просто сумму налогового обязательства, как и любой из элементов налогообложения, а меняет стороны обязательства,
т.е. посягает на качественное определение налога как
1
платежа, адресованного государству .
В кандидатской диссертации М. А. Гармаевой, посвящённой правовому регулированию налоговых вычетов, подчёркивается, что с экономической и социально-политической стороны налоговые вычеты стали необходимым инструментом обеспечения эффективности налоговой системы в целом. Практика применения налоговых вычетов показывает, что они играют важную роль в порядке исчисления налога. Существование налоговых вычетов в отношении физических лиц в законодательстве о налогах и сборах, по мнению автора, вызвано реальной необходимостью современного общества
обеспечивать реализацию основных прав человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации2.
Налоговые вычеты для отдельных налогов, в частности, подоходного налога и налога на прибыль предусмотрены налоговым законодательством Азербайджанской Республики. Так, например, в соответствии со ст.ст. 108 - 118 Налогового Кодекса Азербайджанской Республики, установлены вычеты из доходов или прибылей юридических лиц и предпринимателей, а также правила и условия подобных вычетов из налоговой базы, в частности, амортизационных отчислений, расходов на ремонт, на геолого-разведывательные работы, на научноисследовательские работы и другие3. Так, из содержаний указанных норм выясняется, что вычету подлежат следующие расходы предприятий и предпринимателей:
1. Все расходы, связанные с извлечением дохода;
2. Обязательные платежи, предусмотренные законом;
3. Расходы развлекательного и социального характера, если они понесены в рамках
1 Никитина А.В. Проблемы пограничного взаимодействия налогового и бюджетного законодательства // Правоведение, 2002, № 5, с.121
2 Гармаева М.А. Правовое регулирование налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве. Дисс...канд.юр.наук. М., 2008,
3 Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики. Баку: Ганун, 2008, с.174-183
предпринимательской деятельности, который носит развлекательный и социальный характер;
4. Безнадёжный долг, как долг, не имеющий стоимости;
5. Отчисления в резервные страховые фонды,
осуществляемые юридическими лицами,
занимающиеся страховой деятельностью;
6. Расходы на научно-исследовательские работы, проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы, производимые с целью извлечения дохода и связанные с приобретением и монтажом основных средств;
7. Амортизационные отчисления;
8. Расходы,связанные с ремонтом;
9. Страховые взносы, уплачиваемые страхователем, за исключением страховых взносов по страхованию имущества от ущерба в пользу своих работников, по договорам страхования жизни, заключёнными с иностранными страховыми организациями;
10. Расходы на геолого-разведывательные работы и подготовительные
работы по добыче природных ресурсов;
11. Расходы на нематериальные активы;
12. Расходы на лечебно-профилактическое питание, молоко и подобного
рода продукты;
13. Расходы на лечебно-профилактическое питание плавсоставу морского транспорта в пределах норм.
Не подлежат вычету нижеперечисленные расходы:
- Расходы на приобретение и установку основных средств и иных расходов капитального характера;
- Часть фактических командировочных расходов,
превышающая норму, установленной
соответствующим органом исполнительной власти;
- Расходы, связанные с некоммерческой (непроизводственной) деятельностью;
- Расходы на развлечение и питание;
- Жилищные расходы и расходы социального характера работников;
- Расходы физического лица, связанные с индивидуальным потреблением или получением заработной платы;
- Расходы на основные средства, не подлежащие амортизации.
В целом вычеты позволяют налогоплательщикам использовать свои свободно оставшиеся от налогообложения части доходов на производственные и личные потребления.
Одной из характерных свойств налогового законодательства зарубежных стран заключается в том, что исключаемые из доходов или прибыли расходы более конкретно и полностью раскрываются, чего нельзя сказать оппозиции Налогового Кодекса Азербайджанской Республики. Подробная
конкретизация нормы не позволит
налогоплательщикам обращаться каждый раз за разъяснениями в налоговый орган.
Так, например, согласно ст.108 Налогового Кодекса Азербайджанской Республики установлены, что «вычету подлежат выплаченные предприятиями и предпринимателями обязательные платежи, предусмотренные законом». Однако, нормой не раскрывается конкретно о каких именно обязательных платежей идёт речь.
А согласно ст. 19 Налогового Кодекса Республики Узбекистан, утверждённого Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года за № ЗрУ- 136,
перечисляются все те налоги и обязательные платежи. В частности, при определении доходов (прибыли), подлежащих налогообложению, из совокупного дохода следует производить следующие вычеты:
- суммы налога на добавленную стоимость,
акцизного налога, налога на имущество, земельного налога, налога за пользование недрами,
экологического налога, налога за пользование водными ресурсами, а также таможенных пошлин;
- суммы платежей по процентам за краткосрочные кредиты банков и иных финансово-кредитных организаций, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам;
- расходы по заработной плате работников (за
исключением этих расходов банков, страховых
организаций, видеосалонов, пунктов видеопоказа, аудио и видеозаписи, аукционов, казино, игровых автоматов с денежным выигрышем, лотерейных розыгрышей, проводимых негосударственными органами, массовых концертно-зрелищных мероприятий);
- суммы рентных платежей, вносимых в установленном порядке;
- арендная плата;
- стоимость материальных затрат и услуг сторонних юридических и физических лиц;
- суммы, вносимые по обязательным страховым платежам, начисленные к заработной плате в соответствии с законодательством;
- суммы расходов на оплату работ по сертификации продукции (услуг);
- суммы расходов на служебные командировки по нормам в соответствии с законодательством;
- суммы расходов на представительские цели по нормам в соответствии с законодательством;
- суммы расходов на рекламу по нормам в соответствии с законодательством;
- суммы расходов на подготовку и переподготовку кадров в пределах норм, установленных законодательством и другие.
В этой статье перечислены вычитаемые обязательные платежи с налогооблагаемой базы. На мой взгляд, налогоплательщик должен знать их конкретно, а не предположить: какие именно
обязательные платежи подлежат вычету.
Кроме расходов и обязательных платежей, предусмотренных настоящей нормой НК РУ, подлежат также вычету из совокупного дохода следующие затраты и отчисления даже по различным организациям:
1) по банкам:
- платежи за кредитные ресурсы, операционные расходы, расходы по перевозке и хранению денежных средств и ценностей;
- начисленные и уплаченные проценты по счетам клиентов, в том числе - вкладам физических лиц;
- суммы безнадежных ссуд, списанных за счет резерва по рисковым операциям;
2) по страховым организациям:
- суммы платежей, переданных по договорам перестрахования;
- суммы платежей по договорам страхования и перестрахования, действие которых не прекратилось на конец отчетного года;
- суммы произведенных и начисленных выплат по страховым и перестраховочным обязательствам;
- суммы неоконченных выплат по страховым событиям прошлых лет, включая обязательства в пределах срока исковой давности;
- страховые суммы по договорам, по которым заявлено о наступлении страхового случая, но не представлен размер убытка и другие4.
В соответствии с требованиями ст. 32 Налогового Кодекса Республики Узбекистан, налогооблагаемый доход (прибыль) юридических лиц также уменьшается на сумму:
- взносов в экологические, оздоровительные и благотворительные фонды, учреждения культуры, народного образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, органы самоуправления граждан, но не более одного процента налогооблагаемого дохода (прибыли);
- затрат, направляемых на инвестиции (развитие, расширение и реконструкцию основного производства, строительство колледжей, академических лицеев, школ и дошкольных учреждений по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан), а также на погашение кредитов, полученных на инвестиции, при условии полного использования начисленного износа, но не более тридцати процентов налогооблагаемого дохода (прибыли);
- отчислений от дохода (прибыли) предприятий,
находящихся в собственности религиозных и общественных объединений (кроме
профессиональных союзов, политических партий и движений), благотворительных фондов, направляемых на осуществление уставной деятельности этих объединений и фондов и т.д.
Как видно из указанных норм, налоговое законодательство Республики Узбекистан более конкретно определяет каждый из налоговых вычетов, по которым налогоплательщики исчисляют суммы налогооблагаемой базы. Оправдывает себя подход налогового законодательства в том случае, когда статьи, в особенности нормы о налоговых вычетах полностью разъясняются налогоплательщику. Налогоплательщику не приходится истолковать их в различных вариантах. Именно в этом должно заключаться значение и роль норм налогового законодательства.
Налоговым Кодексом Республики Казахстан, вступившим в действие Законом РК от 10 декабря 2008 года за № 100-^, помимо всего, определены интересные, на мой взгляд, налоговые вычеты. Среди прочих вычетов можно указать, установленные в ст. 112 НК РК, вычеты расходов, фактически понесенные недропользователем:
1) на обучение казахстанских кадров, т.е. суммы, направленные на обучение, повышение квалификации и переподготовку граждан Республики Казахстан, а также средства, перечисленные на эти цели в государственный бюджет;
2) на развитие социальной сферы региона, т.е. расходы на развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры региона, а также средства, перечисленные на эти цели в государственный бюджет.
В отношении вычета налогов и других обязательных платежей из совокупного дохода, в ст. 114 НК РК
4 Ьійр:/Л«\№«^рт^ггті.ш/Налоговьій Кодекс Республики Узбекистан
указано, что если иное не установлено настоящей статьей, в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и другие обязательные платежи, уплаченные в бюджет Республики Казахстан или иного государства. А также в соответствии со ст. 114 НК РК, вычету не подлежат:
1) налоги, исключаемые до определения совокупного годового дохода;
2)корпоративный подоходный налог и налоги на доходы юридических лиц, уплаченные на территории Республики Казахстан и в других государствах;
3) налоги, уплаченные в странах с льготным налогообложением;
4) налог на сверхприбыль5.
Таким образом, за исключением указанных налогов, все другие обязательные платежи, согласно налоговому законодательству Республики Казахстан, подлежат вычету из совокупного дохода.
В Беларуси последнее время в отношении стандартных налоговых вычетов произведены некоторые изменения в налоговом законодательстве республики. В частности, проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов изменениями, внесенные в налоговое законодательство с 2012 года в отношении физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Стандартные налоговые вычеты - это льгота, предоставляемая гражданам в виде полного освобождения от уплаты подоходного налога определенной суммы дохода. С 1 января 2012 года размер предоставляемого плательщикам
стандартного налогового вычета проиндексирован. Так, с 1 января 2012 года стандартный налоговый вычет по месту основной работы граждан, ежемесячные доходы которых не превышают Вг2 млн. 680 тыс., составит Вг440 тыс. В 2011 году такой вычет предоставлялся в размере Вг292 тыс. тем гражданам, доходы которых в месяц не превышали Вг1 млн. 766 тыс. Таким образом, увеличение размера стандартного налогового вычета приведет к уменьшению суммы дохода, с которого исчисляется подоходный налог, и, соответственно, уменьшается сама сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет. Также проиндексированы и другие стандартные налоговые вычеты. Вычет на детей до 18 лет и иждивенцев, а также вычеты для вдов, вдовцов, одиноких родителей, опекунов, попечителей и др. увеличены. Увеличены вычеты отдельным категориям плательщиков - инвалидам первой и второй групп, инвалидам с детства, участникам ВОВ и др.
Также увеличен размер необлагаемых подоходным налогом доходов, не связанных с выполнением трудовых обязанностей, включая материальную помощь, подарки, призы, оплату стоимости путевок, страховых услуг. Для граждан, получающих такие доходы по месту основной работы (службы, учебы), размер необлагаемого подоходным налогом дохода был увеличен. С 2012 года родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет, предоставлено право получения стандартного налогового вычета на детей в повышенном размере. Ранее такое право предоставлялось родителям при условии наличия у них трех и более детей в возрасте до 18 лет6.
5 http://(www.zakon.kz/Налогового Кодекса Республики Казахстан
6 Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998
Наиболее целесообразные и многочисленные налоговые вычеты предусмотрены в налоговой системе других стран. В первую очередь, следует сказать это о налоговой системе Германии, в которой насчитывает примерно 50 видов налогов и которые значительно различаются по кругу плательщиков, базе обложения и ставкам7. Базой обложения подоходного налога, например, является доход физического лица. Интересным, на мой взгляд, является то, что к каждой категории доходов применяются свои вычеты8. В целом, из доходов вычитываются следующие расходы:
- расходы на общественный транспорт от дома до работы;
- выплаты из фондов социального страхования;
- государственная социальная помощь;
- особые расходы (особые расходы составляют 510%):
а) страховые взносы;
б) взносы на повышение квалификации;
в) пожертвования;
- скидки по возрасту (старше 64-х лет);
- непредвиденные расходы:
а) пребывание в больнице;
б) расходы по уходу за членом семьи;
- необлагаемые минимумы, предоставляемые разным категориям налогоплательщиков9.
Несмотря на прогрессивный рост налога и на максимальный размер - 42%, ставка подоходного налога дохода в размере до 7664 евро равняется 0% (нулю).
В Соединённых Штатах Америки подоходный налог также является основным налогом. Как утверждают специалисты, система подсчёта облагаемого дохода в США весьма сложна и громоздка. Сначала определяются суммарные доходы от всех видов деятельности, капитала, авторских прав, алиментов, полученных супругом, затем из них вычитаются социальные налоги, включая добровольные пенсионные взносы, расходы и убытки, уплаченные алименты и другие расходы. После этого из скорректированного валового дохода производятся следующие стандартные вычеты:
- местные налоги и налоги на имущество;
- проценты по некоммерческой деятельности (например, по займу на покупку имущества);
- расходы на медицинскую помощь (до 7,5%);
- убытки от краж и стихийных бедствий сверх 10% дохода;
- расходы по профессиональной деятельности:
а) командировочные расходы;
б) транспортные расходы;
в) расходы на повышение квалификации;
- благотворительные взносы;
- расходы по переезду на новое место жительства;
- необлагаемый минимум и т.д.
Сумма необлагаемого минимума по подоходному налогу различна в зависимости от категорий физических лицв США. Разграничение физических лиц на категории необходимо для того, чтобы определить
7 Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998, с.393
8 Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие. М.: РАГС,2009, с.72-73
9 Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы
зарубежных стран: Учебное пособие. М.: РАГС,2009, с.72-73
по каждому из групп различные по своему размеру вычеты, пределов доходов и разные налоговые ставки в отношении данных пределов. Так, для одиноких лиц сумма необлагаемого минимума составляет 2000 долларов, семейных пар - 5000 долларов, для главы семьи - 4700 долларов США. В целом вычеты по подоходному налогу в США не должны превышать 50% дохода, после вычета льгот10.
Следовательно, вопрос вычетов в налоговом законодательстве отдельных зарубежных стран поставлен со всей серьёзностью.
Налоговые вычеты по подоходному налогу, предусмотренные в ст. 102.2. Налогового Кодекса Азербайджанской Республики, например, во многом отличается от вычетов, применяемых в зарубежных странах. Согласно указанной норме, ежемесячный доход от любой работы по найму, подлежащий налогообложению, уменьшается на сумму 400 манат(500$) у следующих физических лиц: Национальных Героев АР, героев Советского Союза и Социалистического Труда, лиц, награждённых орденом Славы всех трёх степеней, инвалидов войны I и II группы, вдов погибших на войне, лиц, награждённых орденами и медалями за
самоотверженный труд в тылу в 1941-1945 г.г. и
11
другие .
К большому сожалению, налоговые вычеты не предусмотрены ни в отношении молодых семей, ни в отношении одиноких лиц, ни в отношении также глав семейств. Программа государства по работе с молодёжью и с молодыми семьями должна включать также меры, касающиеся льготного налогообложения доходов указанных физических лиц в современный период развития общества. Безусловно, это позволит приостановить отток молодых кадров в зарубежные страны.
Другим наиболее серьёзным вопросом является отсутствие необлагаемого минимума как такового в налоговом законодательстве Азербайджанской Республики. В частности, отсутствует необлагаемый минимум по подоходному налогу с физических лиц. До 2013 года, согласно ст. 102.1.6. Налогового Кодекса Азербайджанской Республики, часть месячного дохода, т.е. в однократном размере минимальной заработной платы - 93,50 манат (117$) освобождалась от подоходного налога, если размер месячного дохода составлял до 200 манат (250$).
В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «Об изменениях и дополнениях в Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики», утверждённым Указом Президента Азербайджанской Республики от 21 декабря 2012 года, в ст. 102.1.6. Налогового Кодекса АР было произведено изменение. Отныне, с 1 января 2013 года с суммы месячного дохода, будет производиться вычет в качестве необлагаемого минимума - в однократном размере прожиточного минимума трудоспособного населения страны - 116 манат (145$), если размер месячного дохода составляет по-прежнему до 200 манат (250$) (9). Вычет необлагаемого минимума производится в следующем порядке: из 250$ вычитывается 145$, на
10 Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие. М.: РАГС,2009, с.82
11 Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики. Баку: Ганун, 2008, с.166
остающуюся сумму применяется подоходный налог в размере 14%.
Необходимо отметить:
- во-первых, размер месячного дохода, по которому применяется вычет - «200 манат» (250$) является по нынешним меркам самым наименьшим размером заработной платы, поскольку потребительская корзина одного человека не может составить 200 манат в связи с достаточно высокими размерами цен товаров на рынке;
- во-вторых, минимальная заработная плата составляет всего лишь 93,50 манат, применение его в качестве необлагаемого минимума, на мой взгляд, была признана неверной позицией по причине низкого размера данного минимума. Как правило, необлагаемый минимум по подоходному налогу должен быть ощутимым;
- в-третьих, вычет из дохода в качестве необлагаемого минимума суммы в однократном размере прожиточного минимума - 116 манат (145$), также ничего не меняет. Налогоплательщик не ощутит данную государством эту поддержку;
- в-четвёртых, в отношении всех тех лиц, которые получают более 200 манат, например, 300 (375$), 400 (500$) или 500 (625$) манат в месяц, согласно законодательству, необлагаемый минимум категорически не применяется. Хотя данные заработки также являются не столь значительными. Практика показывает, что потому и участились случаи уклонения от налогов, когда владельцы предприятий очень часто в целях налогообложения документально определяют низкий размер заработной платы, а в действительности выдают работникам чуть высокие размеры заработной платы.
Следует сделать вывод, что необходимо найти более разумное решение данного вопроса. Законодателю следует установить необлагаемый минимум для ежемесячного дохода, но, не определяя при этом минимального размера налоговой базы в столь незначительном количестве - 200 манат(250$). Благоразумно, чтобы этот размер дохода достиг, например, до 500 манат, и вся эта сумма должна быть необлагаемым минимумом в полном смысле этого выражения.
Другим, наиболее важным выводом является то, что налоговые вычеты - исключаемые или не исключаемые из доходов или прибыли расходы предприятий и индивидуальных предпринимателей, более конкретно и полностью должны быть определены и раскрыты в Налоговом Кодексе Азербайджанской Республики. Подробная
конкретизация норм касающихся налоговых вычетов предотвратит ошибочные комментарии и рассуждения по поводу тех или иных вычетов.
Список литературы:
1. Гармаева М.А. Правовое регулирование налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве. Дисс...канд.юр.наук. М., 2008
2. Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие. М.: РАГС, 2009
3. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998
4. Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики. Баку: Ганун, 2008
5. Никитина А.В. Проблемы пограничного взаимодействия налогового и бюджетного законодательства //
Правоведение, 2002, № 5 http://(www.zakon.kz/Налогового Кодекса Республики Казахстан
6. http://www.belta.by/HoBoc™ Беларуси, 4 января 2013
7. http://www.spinform.ru/Налоговый Кодекс Республики Узбекистан
Reference list:
1. Nikitina A.V. The problems of frontier interaction of tax and budget legislation //Правоведение - Juridical? -2002, № 5(244), p. 121
2. Garmayeva M.A. Juridical regulation tax lessees in Russian tax legislation. Dissertation for academic degree of candidate of juridical science, M.: 2008, 208 p. http://www.dissercat.com. Scientific library of dissertations and auto essays.
3. The Tax Code of Azerbaijan Republic. In Russian. Baku: Qanun, 2008, 460 p.
4. http://www.spinform.ru/The Tax Code of Republic of Uzbekistan
5. http://www.zakon.kz/The Tax Code of Republic of Kazakhstan
6. http://www.belta.by/The News of Belarus, 4 January 2013
7. Taxes and taxation: Educational textbook/ Editing by I.G. Rusakova, V.A. Kashin. M.: Finances, UNITY, 1998, 495 p.
8. Kukharenko V.B., Tyutyuryukov N.N. The tax systems of the foreign countries: Educational textbook. M.: RAQS, 2009, 144 p.
9. tp://The newspaper Khalq.com/az/news/ laws/29122. The newspaper Khalq, from 27 January 2013, p.1
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая статья выполнена на актуальную, имеющую большую теоретическую и практическую важность тему.
Статья А. Г. Мирзоевой на тему: «Виды и размеры налоговых вычетов: сравнительный анализ по налоговым законодательствам Азербайджанской Республики и зарубежных стран» посвящена, определённых в налоговом законодательстве Азербайджанской Республики, проблеме налоговых вычетов.
Налоговые вычеты является составляющим элементом одного из основного элемента юридического состава налога - налоговой базы. Поскольку налоговые вычеты способствуют уменьшению налогооблагаемой базы.
Рассмотрены виды и содержания налоговых вычетов, которые установлены в Налоговом Кодексе АР. Помимо этого, автор производит сравнительный анализ института налоговых вычетов с использованием налоговых законодательств зарубежных стран.
Проведенное Мирзоевой А. Г. исследование содержит целый ряд идей, положений и выводов, отличающихся существенной научной новизной имеющих большое теоретическое и практическое значения. Материал статьи изложен в логической последовательности, она читается легко и с интересом.
При написании статьи, автором в качестве источника были использованы научные труды учёных в области финансового и налогового права. Надо признать, что налоговые вычеты является также малоизученным институтом налогового права Азербайджанской Республики. Поэтому затронутые автором проблемы практики применения налоговых вычетов и выдвинутые идеи, окажутся полезными при решении проблем в области налогообложения.
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что статья Мирзоевой Афат Гадир кызы на тему: «Виды и размеры налоговых вычетов: сравнительный анализ по налоговым законодательствам Азербайджанской Республики и зарубежных стран» соответствует необходимым требованиям, т.е. обладает актуальностью, значимостью, сопровождается выводами о проделанной работе и т.д. статья может быть рекомендована к опубликованию в ведущих рецензируемых научных журналах (перечень ВАК).
Заведующий кафедры трудового
и экологического права,
доктор юридических наук,
профессор
Касумов Алыш Мамиш оглы