ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРИЗАЦИИ Б «ЭКОНОМИКЕ ПРОСТРАНСТВА»
С. А. ЧЕРНЯВСКАЯ
Адыгейский государственный университет, кандидат экономических наук, докторант кафедры «Экономика и управление»
385000, Майкоп, ул. Первомайская, 208
Условия развития региональных систем, существующих в пространстве современной России, определяют необходимость их рациональной структуризации.
Ключевые слова: региональная система; развитие; императив.
Коды классификатора JEL: R10.
Глобальный финансовый кризис обусловил существенный рост научного интереса к проблеме структуризации хозяйственного пространства [4]. В современной литературе хозяйственную систему России правомерно относят к типу «экономики пространства» [1]. «Экономика пространства» и «экономика времени» представляют собой противоположные способы организации общественно-хозяйственных отношений. Приведем их характеристики, необходимые для анализа процесса структуризации хозяйственного пространства.
Пространство и время являются всеобщими свойствами материи, следовательно, анализ различных способов организации социально-экономических отношений в пространстве и характера изменения их во времени предоставляет возможность оценить параметры эволюции анализируемых отношений, в том числе: скорость; акселерацию или замедление; распределение в пространстве; формирование центров локализации экономических отношений и др.
Указанные всеобщие свойства материи неправомерно рассматривать, как некие координатные параметры экономической системы, безразличные к протекающим в ней процессам. В экономическом исследовании пространство и время всегда представлены конкретным образом. Так, например, есть пространство региона, отличающееся от пространства местного хозяйства или домохозяйства; есть время рыночных преобразований в национальной экономике России, отличающееся от времени протекания других экономических процессов. Пространство обладает собственным временем — временем своего существования и эволюции. Время относится к конкретному пространству: один и тот же хозяйственный процесс с различной скоростью протекает в разных регионах страны.
Существуют определенные способы субординации во взаимодействии времени и пространства — если для одних стран независимой переменной (аргументом функции хозяйственной системы) выступает время, то для других стран такой независимой переменной выступает, наоборот, пространство. В первом случае система экономических отношений динамична и предрасположена к переменам, во втором случае — консервативна и предрасположена к завышенной оценке имеющихся у нее ресурсов и угроз своему существованию. Благодаря таким альтернативным способам субординации складываются два различных типа экономической организации общественного производства — «экономика времени» и «экономика пространства».
Оба типа организации экономических отношений сближает то обстоятельство, что они участвуют в процессе своего конкурентного взаимодействия. Данное обстоятельство означает, что мир един в своем пространственном и временном многообразии.
При этом «экономика времени» характерна для общественно-хозяйственных систем тех стран, которые исторически локализованы на относительно небольшом хозяйственном пространстве. Например, хозяйственные системы Западной Европы, густо населенной, обладающей многочисленными водными коммуникациями, а также ограниченной в пространственном отношении, должны быть отнесены к типу «экономики времени».
Процесс эволюции в «экономике времени» обусловливает стратегическую ориентацию на эффективное использование фактора времени, управление им и достижение масштабной экономии затрат времени на создание, распределение, обращение и потребление благ. Обобщение опыта развития хозяйственных систем Западной Европы позволяет сделать вывод о том, что они ориентируются на фактор времени, формируют динамичную хозяйственную цивилизацию и в своем развитии обеспечивают экономию общественного времени.
© С. А. Чернявская, 2009
ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРИЗАЦИИ.
69
Россия, исторически сформировавшаяся на огромных просторах Восточной Европы, Урала, Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, сформировала свою общественнохозяйственную систему по совершенно иному типу. Ее национальная экономика ориентирована на освоение ресурсов, имеющихся в огромном пространстве. Естественными ограничениями в развитии такой системы выступают:
— невысокая плотность населения;
— наличие разнообразных экстремальных условий проживания людей, затрудняющих организацию хозяйственного процесса;
— высокие издержки трансакций и социальных коммуникаций.
Указанные возможности и ограничения сформировали на российских просторах типичную «экономику пространства».
Экономия времени, характерная для локализованных в относительно небольшом пространстве стран, в огромном пространстве России весьма проблематична. В «экономике пространства», добывающей и включающей в рыночный оборот огромные объемы природных ресурсов, многие субъекты хозяйственных отношений существуют за счет искусственного разрастания (имитации) фактически избыточных издержек и потерь, извлекая с их помощью свою долю «теневого» дохода. Именно здесь, между прочим, лежит основание устойчивой низкой конкурентоспособности отечественных товаров [2].
Отметим, что «экономика пространства» не может быть в произвольном порядке трансформирована в «экономику времени», как бы этого ни хотелось некоторым преобразователям. Опыт рыночных преобразований в России свидетельствуют о том, что «экономика времени» активно отторгает внедряемые в ее структуру чужеродные институты, восстанавливая свою органическую целостность.
Один из важных уроков либеральных рыночных преобразований в России состоит в том, что, начиная социально-экономическую трансформацию, необходимо:
— учитывать способ организации «экономики пространства»;
— избавиться от высокомерного отношения ко всем хозяйственным формам и институтам, которые не вписываются в рамки принятой преобразователями экономической доктрины.
Г. Мюрдаль, оценивавший в 60-х годах ХХ века попытки модернизации азиатского общества на западноевропейский манер, пришел к выводу, что нельзя модернизировать общество, внедрить в него современную технологию, не затрагивая при этом обычаев, традиций, отношения людей к работе, устойчивых социальных стандартов, игнорируя проблему формирования новой дисциплины и выносливости; изменение отношения к труду предполагает радикальное изменение общественных институтов [5, с. 364].
В «экономике пространства» складывается своя территориальная организация. Выделим ее основные характеристики. Во-первых, целый ряд факторов (масштабы пространства, экстремальные природные условия ведения многих видов хозяйственной деятельности, слабое заселение многих территорий, наличие высоких барьеров на путях хозяйственных связей и социальных коммуникаций людей, проживающих в отдалении и др.) обусловливают формирование мощной вертикали государственной власти, которая решает приоритетные задачи «экономики пространства»:
— обеспечивает целостность хозяйственной системы;
— концентрирует ее ресурсы и консолидирует относительно небольшие доходы субъектов данной системы в целях обеспечения приоритетных направлений развития;
— резервирует высокие риски и защищает от возникающих угроз.
Во-вторых, сочетание мощной вертикали государственной власти и слабого развития горизонтальных связей между отдельными регионами, обусловливает формирование такого способа структурной организации пространства страны, для которого характерно доминирование административной формы над социально-экономическим содержанием отношений.
Соответственно, потребности специфически административного деления пространства страны («удобство административного управления») берут верх над потребностями собственно экономического районирования; губернии, области, края и другие виды территориальных образований формируются в таких форматах и масштабах, которые продиктованы интересами вертикали власти. Р. Попов справедливо отмечает, что такое доминирование пагубно сказывается на воспроизводственных процессах, локализованных в региональных системах России, превращая территориальное хозяйство в объект для административных «проб и ошибок» [7].
В «экономике пространства» изменения в структурной организации пространства страны происходят в том случае, когда они оправданы с точки зрения вертикали власти. Любые инициативы «снизу» в плане объединения территорий, выделения новых региональных образований и т. п. подлежат анализу и оценке «верхов» вертикали государственной власти.
Однако усиливающееся конкурентное взаимодействие стран «экономики времени» и «экономики пространства», а также интеграция России в состав мирового хозяйства обусловливают формирование новых тенденций в эволюции структурной организации отечественной системы хозяйства. Следует согласиться с Ю. Колесниковым и В. Овчинниковым в том, что происходит
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
70
С. А. ЧЕРНЯВСКАЯ
коррекция парадигмы регионального развития и региональной социально-экономической политики современной России — экономика российских регионов все более приобретает черты «функционально ориентированных профилем хозяйственной специализации мезо- экономических единиц как органических модулей ее макроэкономики, которые выполняют в национальном воспроизводственном процессе функции специализированных органов единого организма страны, а на уровне мезо- экономики — миссию репродуктивно функционирующей территориально-производственной системы регионального хозяйства» [6, с. 18].
Административная парадигма эволюции структурной организации огромного хозяйственного пространства России уступает место принципиально новой — функциональной парадигме, ориентированной на обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности региональных систем как органических, то есть способных к саморазвитию модулей национальной экономики.
Реализация функциональной парадигмы во внутренней среде экономической системы региона обусловливает формирование и развитие локальных функциональных подсистем, каждая из которых концентрирует и организует совокупность общих условий, факторов и ресурсов, необходимую и достаточную для эффективного развития какого-то портфеля бизнесов, обладающих необходимой конкурентоспособностью. При этом возникают «зоны развития», структурная организация которых обеспечивает различные виды экономии общественного труда, в том числе:
— экономию от локализации, обусловленную территориальной концентрацией хозяйственных организаций одной отрасли или смежных отраслей в нескольких центрах региональной подсистемы, обладающих достаточными трудовыми ресурсами, рынками сбыта и инфраструктурой сервиса;
— межотраслевую экономию, обусловленную территориальной концентрацией хозяйственных организаций разных отраслей, опирающихся на одни и те же объекты инфраструктуры;
— экономию от урбанизации, обусловленную территориальной концентрацией человеческого фактора в зоне развития городской инфраструктуры.
Для региональных экономических систем современной России особенно значимы функциональные подсистемы, стратегически ориентированные на возможности приобретения конкурентных преимуществ в результате рационального пространственного размещения факторов и ресурсов, относящихся к «экономике, основанной на знаниях». При формировании и развитии таких подсистем реализуется стратегия формирования центра инновационного бизнеса, ориентированного на извлечение двоякого рода эффектов:
— внутренней экономии, обусловленной сокращением затрат на единицу продукции вследствие сосредоточения наиболее ценных нематериальных активов и элементов человеческого капитала в локальном хозяйственном пространстве, обладающем необходимой научной, культурной и социальной инфраструктурой;
— внешней экономии, обусловленной сокращением затрат за счет концентрации рынков труда, научных заведений, а также за счет диффузии знаний; данное обстоятельство позволяет отнести внешнюю экономию к эффектам, роль которых существенно усиливается в «экономике, основанной на знаниях» [3].
Любая структурная новация обречена на неустойчивость и разрушение, если она не подкреплена в институциональном отношении. Функциональные подсистемы в настоящее время обладают весьма скудным арсеналом институционального упорядочивания и структурного закрепления в хозяйственном пространстве России, представленным лишь законом об особых экономических зонах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ-ХУШ вв. М.: Прогресс, 1992.
2. Ермоленко А. А. Интегральный субъект в лице современной России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. б. № 4.
3. Кругман П. Международная экономика: теория и политика. М.: ЮНИТИ, 1997.
4. Мамедов О. Ю. Экономическая тайна финансового кризиса-2008 // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7. № 1.
5. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира» (Asian Drama). М.: Прогресс, 1972.
6. Овчинников В. Н., Колесников Ю. С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.
7. Попов Р. А. Антикризисное управление. М.: Высшая школа, 2003.