ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
М.И. Волк
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В работе анализируются сходства и различия в факторной структуре темперамента. Показано, что этнопсихологические особенности темперамента проявляются в степени выраженности переменных и в их целостной структуре.
Актуальность исследования темперамента связана с существованием достаточно ярких различий между людьми. Эти различия усиливаются этнокультурными традициями, в которых развивается личность. Изучение этнопсихологических особенностей темперамента является актуальным как с теоретической стороны, позволяющей раскрыть научные основы этнической психологии, межэтнических отношений, национального характера и т.д., так и с практической, так как эти знания необходимы для совершенствования социально-педагогической деятельности, разработки путей формирования личности и построения комплексной программы развития студентов с учетом этнокультурных традиций и национальных особенностей.
Методологической основой исследования темперамента студентов являются теоретические положения отечественной психологии о системном характере свойств личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.С. Егорова, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясшцев, В.Д. Небылицын, Н.И. Рейнвальд), а также концепция многомерно-функционального строения свойств темперамента [8; 9].
При изучении этнопсихологических особенностей темперамента нами рассматривались три основных его компонента: психическая активность, эмоциональность и саморегуляция, т.е. непроизвольная направленность психической активности и эмоциональности [5]. Указанные составляющие темперамента тесно связаны между собой. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают оптимальный уровень поведения человека, характер регуляции и непроизвольного распределения психической активности и эмоциональности по различным психическим модальностям и сферам жизнедеятельности. Нами изучались этнопсихологические особенности темперамента китайских и российских студентов.
Для определения факторов, обуславливающих взаимосвязи между показателями темперамента и дальнейшего изучения его психологической структуры, полученная матрица интеркорреляций показателей темперамента была подвергнута факторному анализу.
Сравнивая содержание первого фактора двух групп студентов, можно отметить как сходство, так и различия в свойствах темперамента.
Из табл. 1 видно, что в первый фактор со значимыми весами у китайских и у российских студентов вошли общие показатели экстраверсии, импульсивности и коммуникативной пластичности.
Показатели экстраверсии (у китайских студентов 0,694, у российских студентов 0,844) означают внешнюю направленность психической активности, т.е. действия под влиянием минутного настроения, подшучивание друг над другом. Показатели импульсивности (у китайских студентов 0,511, у российских студентов 0,805) говорят о непроизвольности в регуляции поведения, непоседливости, возбудимости, частой потере контроля над своими действиями, поспешности в принятии решений, действиях без учета возможных последствий. Мы заметили, что в этом факторе у российских студентов показатель рефлексивности имеет отрицательное значение (-0,576). Это свидетельствует о том, что чем больше выражен слабый самоконтроль и саморегуляция, тем меньше — сдержанность и устойчивость реакций. Показатель пластичности в коммуникативной сфере (у китайских студентов 0,779, а у российских — 0,717), свидетельствует о легкости переключения с одной темы общения на другую, способности удержаться от высказывания своего мнения. В первом факторе у российских студентов показатель коммуникативной ригидности с отрицательным знаком имеет статистически значимый вес (-0,700). Это значит, что трудность в обретении новых знакомств, стремление поддерживать дружеские отношения с узким кругом лиц, обратно связаны с гибкостью поведения в сфере общения.
Таблица 1
Сравнительный анализ факторной структуры темперамента у российских и китайских студентов
Переменные Российские студенты Китайские студенты
фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4
Психомоторная Эргичность 0,264 0,042 0.717 -0,070 0,329 0,402 -0,282 -0,088
Психомоторная Аэргичность -0,097 0,114 0701 -0,175 -0,143 0,150 0,655 0,162
Интеллектуальная Эргичность 0,158 0,257 0,406 0.547 0,149 0.761 -0,193 0,096
Интеллектуальная Аэргичность 0,012 0,022 -0,110 - 0,837 0,434 -0,410 0,437 -0,136
Коммуникативная Эргичность 0,575 -0,100 0.555 -0,180 0,436 0,493 -0,178 0,245
Коммуникативная Аэргичность -0 565 0,316 -0,412 0,110 -0,011 -0,256 0 709 0,110
Психомоторная Пластичность 0 571 0,139 0,575 0,112 0,117 0,342 -0,089 0 /04
Психомоторная Ригидность -0,195 0,024 -0 7Ь0 -0,115 -0,087 0,204 0 819 0,037
Интеллектуальная Пластичность 0,234 0,208 0.7Й8 0,183 0,307 0,264 0,027 0 592 %■
Продолжение табл. 1
Переменные Российские студенты Китайские студенты
фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4
Интеллектуальная Ригидность -0,048 0,163 -0,617 -0,183 0,176 -0,191 0.6В2 -0,227
Коммуникативная Пластичность 0.717 -0,184 0,231 0,060 С 9 0,167 -0,090 0,025
Коммуникативная Ригидность -0,700 0,336 -0,352 -0,024 0,012 -0,444 0,564 0,243
Психомоторная Стеничность 0,373 -0,077 0,461 0,429 0,024 0.769 0,037 0,042
Психомоторная Астеничность 0,052 0.771 'Щіу ъкШ'ШЫ 0,024 0,201 -0,169 -0,158 0,120 0.539
Интеллектуальная Стеничность 0,075 0,055 0,604 0,636 0,035 0.661 -0,172 0,078
Интеллектуальная Астеничность -0,091 0,748 0,156 -0,379 0,335 -0,389 0.6Р7 0,138
Коммуникативная Стеничность 0,740 ■ ■ ' 0,013 0,295 0,091 0,188 0,704 -0,031 0,151
Коммуникативная Астеничность -0,100 0.743 0,025 0,111 0,331 -0,553 0,365 -0,002
Экстраверсия 0.844 0,063 0,284 0,025 0,694 0,378 -0,258 0,232
Интроверсия -0,311 0,624 -0,131 0,019 0,452 -0,138 0,268 0,451
Импульсивность 0,805 0,173 0,033 0,087 0511 -0,361 -0,061 0,473
Рефлексивность -0.576 0,198 0,280 -0,260 -0,153 0,648 0,314 -0,111
Эмоциональная Чувствительность 0,225 0.608 -0,153 -0,059 0,677 -0,055 0,251 0,068
Эмоциональная Реактивность 0,696 0,506 0,165 -0,011 0,441 0,242 0,322 0,58!
В первом факторе у китайских и российских студентов также обнаружены значительные различия. В отличие от российских студентов, в первом факторе у китайских студентов обнаружены связи вышеперечисленных переменных с параметром эмоциональной чувствительности (0,677). Он характеризуется более тонкими чувствами, способностью реагировать даже на очень маленькие сигналы, принимать все близко к сердцу. Также первый фактор у российских студентов демонстрирует связи вышеперечисленных общих переменных с показателями коммуникативной стеничности (0,740), эмоциональной реактивности (0,696), эргичности (0,575) и аэргичности с отрицательным знаком (-0,565) в коммуникативной сфере и психомоторной пластичности (0,571). Стеничность в коммуникативной сфере свидетельствует о положительных эмоциях при знакомстве и общений с новыми людьми. Показатель эмоциональной реактивности демонстрирует быстроту ответной реакции, чувство сильного раздражения при возникновении неприятностей. Психомоторная пластичность говорит нам о легкости переключения с одной деятельности на другую, о предпочтении выполнять несколько дел сразу без перерыва. В коммуникативной сфере показатель эргичности имеет статистически наименьшее значение, что означает различную степень интенсивности стремлений к общению, желание общаться с новыми людьми и делиться с ними своими впечатлениями. Коммуникативная
аэргичность с отрицательным знаком свидетельствует о том, что чем активнее стремление к расширению круга своего общения, тем меньше — к уединению. Этот параметр демонстрирует желание быть в местах, где можно обновить круг своих друзей и знакомых.
Второй фактор обнаруживает связи внутри эмоционально-аффективного компонента темперамента, демонстрируя большие различия у китайских и у российских студентов в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах.
В каждой сфере этот компонент у обеих групп студентов выражается в разных направлениях. В психомоторной сфере у китайских студентов сильно выражен показатель стеничности (0,769), а у российских — астеничности (0,771), что говорит о разных эмоциях во время взаимодействия индивида с окружающей действительностью. Данный параметр у китайских студентов указывает на переживание положительных эмоций при выполнении любых работ и решении задач, на чувство волнения при возможности испытать себя в трудном деле, а параметр астеничности у российских студентов характеризует пассивное отношение к физическим работам, раздражение и переживания, когда не удается осуществить намеченные планы.
В интеллектуальной сфере у китайских студентов со значимым весом выражен показатель стеничности (0,661), а у российских — астеничности (0,748). Эти показатели указывают, что при получении новых сведении и информации и при выполнении умственной работы у обеих групп студентов выражаются противоположные эмоции. Параметр стеничности у китайских студентов означает получение удовольствия от самого процесса решения задач, ощущение прилива сил от удачных решений, а параметр астеничности у российских показывает сильное волнение при выполнении сложных интеллектуальных заданий, преувеличение неудач и тревог, связанных с умственной деятельностью.
В коммуникативной сфере тоже обнаружены различия между группами студентов. У китайских студентов более выражены показатели стеничности (0,704) и астеничности с отрицательным знаком (-0,553). Это означает, что чем больше студенты с удовольствием знакомятся с разными людьми и радуются, когда находят новый ракурс общения с ними, тем меньше испытывают беспокойство и тревожность. Все это говорит о чувстве радости при новых знакомствах и благодарности другим людям за их взаимопонимание, а у российских студентов в коммуникативной сфере со значимым весом оказался только показатель астеничности (0,743), свидетельствующий о беспокойстве и тревожности при общении с людьми.
У китайских студентов в отличие от российских выражена интеллектуальная эргичность (0,761), способствующая достижению новых результатов, желанию получать новую информацию, стремлению работать с полной отдачей и способность легко выполнять интеллектуальную работу. Также значимым у них оказался показатель рефлексивности (0,648), отсутствующий у российских студентов. Это свидетельствует о произвольности в регуляции поведе-
ния — о предпочтении все делать неспеша, обдумывая все до мелочей, об устойчивости в интересах и намерениях, рациональности и сдержанности в поступках и действиях. Китайские студенты взвешивают все «за» и «против», прежде чем решиться на что-нибудь.
Данный фактор у российских студентов обнаруживает связи показателей интроверсии (0,624), эмоциональной чувствительности (0,608) и реактивности (0,506). Интроверсия говорит нам о внутренней направленности психической активности и эмоциональности индивида, о том, что студенты нуждаются в людях, которые могут одобрить и утешить их, о чувстве вины и беспокойства; студентам свойственно мечтать и фантазировать. Эмоциональная чувствительность означает невозможность выдерживать сильные и резкие раздражители, говорит о чувствительности и впечатлительности, о волнении даже по незначительному поводу. Тонкие чувства позволяют мгновенно реагировать на необычную ситуацию и легко заражаться настроением окружающих.
Третий фактор характеризуется связями внутри активационно-эргического компонента темперамента, показывая большие различия у китайских и российских студентов во всех сферах.
В психомоторной сфере у китайских студентов выражена аэргичность (0,655), а у российских — эргичность (0,717) и аэргичность с отрицательным знаком (-0,701). Аэргичность у китайских студентов говорит о неторопливости, пассивности, плавности в действиях, предпочтении заниматься работой, не требующей большого напряжения и быстрых движений, неспособности выполнять несколько дел сразу, необходимости делать перерывы во время работы. Эргичность у российских студентов характеризуется потребностью в движении и деятельности, в неспособности сидеть без дела, в избытке сил и энергии, в выносливости. Обратную связь с вышеописанным параметром имеет показатель аэргичности.
В коммуникативной сфере высокие значения показали параметры аэргичности (0,709) у китайских студентов, эргичности (0,555) у российских. Аэргичность китайских студентов указывает на сознательное ограничение числа своих знакомых, предпочтение уединения, утомляемость от частого общения с другими людьми, а эргичность российских студентов показывает стремление иметь много друзей и знакомых, быть всегда в центре внимания незнакомой компании.
В психомоторной сфере были обнаружены показатели ригидности (0,819) у китайских студентов, а у российских студентов — пластичности (0,575) и ригидности (-0,750), имеющей отрицательное значение на статистически значимом уровне. Психомоторная ригидность означает предпочтение в использовании однообразных приемов работы, в медленных и спокойных действиях, привычку к размеренным движениям и действиям, а пластичность российских студентов говорит о легкости в смене программ в ходе деятельности, о предпочтении разнообразить свою деятельность. Обратную связь с данным параметром обнаруживает параметр ригидности.
В интеллектуальной сфере у китайских студентов выражена связь с параметром ригидности (0,682), у российских студентов — с пластичностью (0,788) и ригидностью с отрицательным знаком (-0,617). Параметр ригидности означает трудность в освоении новой информации, ощущение апатии и нежелание узнавать что-то новое, а параметр пластичности демонстрирует увлечение новым и необычным, легкость при пересмотре прежних решений и принятии новых, предпочтение выполнять одновременно несколько умственных заданий. Параметр ригидности демонстрирует обратную связь с пластичностью.
В данном факторе у китайских студентов обнаружены связи с показателем астеничности (0,627), а у российских — с показателем стеничности (0,604). Интеллектуальная астеничность характеризуется переживанием тревоги, неуверенности и раздражительности при выполнении умственных работ. А стенич-ность — переживанием радостных эмоций при решении познавательных задач, получением удовольствия от самого процесса выполнения заданий, а также чувством восторга от получения новых сведений и различной информации. В отличие от российских студентов у китайских выражена коммуникативная ригидность (0,564), что означает медленное переключение с одной темы общения на другую, трудности в завязывании новых знакомств и поддерживание дружеских отношений только со старыми знакомыми.
В четвертом факторе мы не обнаружили сходства между китайскими и российскими студентами. Каждая группа студентов имела различные значимые показатели компонентов темперамента. Четвертый фактор у китайских студентов наполнен показателями пластичности в психомоторной (0,704) и интеллектуальной сферах (0,592), что означает быстрое переключение с одного дела на другое, легкую смену программ в деятельности, быстрое принятие решений; эмоциональной реактивности (0,581), способствующей быстроте ответной реакции, невыдержанности при возникновении различных неприятностей. Наименьшее значение показал параметр астеничности в психомоторной сфере (0,539), что говорит о пассивности, безынициативности, плавности в действиях, неторопливости.
В отличие от китайских у российских студентов в этот фактор со статистически значимыми весами вошли компоненты интеллектуальной эргичности (0,547) и аэргичности с отрицательным знаком (-0,837). Эргичность в интеллектуальной сфере способствует постоянному поиску новых вариантов в решении задач, потребности в новой информации. Аэргичность с отрицательным знаком подтверждает, что, чем сильнее выражена эргичность, тем меньше — аэргичность. Интеллектуальная стеничность (0,636) означает положительные эмоции при выполнении умственной работы, получение удовольствия от процесса решения интеллектуальных задач, желание получать новую информацию.
Итак, представленные факторные структуры китайских и российских студентов демонстрируют специфику организации свойств темперамента в каждом его типе. Это, по всей видимости, и определяет тот своеобразный рисунок, который проявляется в динамических признаках поведения субъекта.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000.
[2] Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. — М.: Сфера, 2002.
[3] Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека // Проблема генетической психофизиологии человека. — М.: Наука, 1978. —С. 11—21.
[4] Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1983. — № 3. — С. 16—29.
[5] Крупнов А.И Психологические проявления в структуре темперамента : Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1992.
[6] Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. — М., 1964.
[7] Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976.
[8] Небылицын В.Д., Крупнов А.И. Электрофизиологические корреляты динамических характеристик активности поведения / В.Д. Небылицын: жизнь и научное творчество. — М.: Ладомир, 1996. — С. 167—177.
[9] Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 19—32.
[10] Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский НЕ. Физиология нервной системы. 1952. Вып. IV. —С. 585.
[11] Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. —М., 1951.
ETHNOPSYCHOLOGICAL PECULIARITIES CONCERNING THE STRUCTURE OF TEMPERAMENT OF CHINESE AND RUSSIAN STUDENTS
M.I. Volk
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198
In this work the similarities and differences in the factor structure of temperament are analyzed. It has been revealed that, on the one hand, ethno-psychological peculiarities of the Chinese and Russian students tend to be changeable, to a certain extent, and on the other hand, tend to be preserved.