СВЯЗЬ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ХАРАКТЕРА У ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ
С.М. ЗИНЬКОВСКАЯ
Кафедра психологии Уральский государственный педагогический университет Ул. Космонавтов, 26, 620219 Екатеринбург, Россия
В работе рассматриваются особенности взаимосвязи темпераментальных и характерологических проявлений профессиональной деятельности летчика. Они выступают как качественные характеристики особенностей развития профессионально значимых психических функций и структур, обеспечивающие надежность деятельности человека-оператора.
Успешность формирования профессиональной деятельности летчика определяется особенностями регуляторного воздействия ряда факторов на организм и психику человека, которое обуславливает проявление предрасположенности к достижению необходимого уровня пригодности и процесс развития, становления профессионала. К числу этих регуляторных факторов относятся, с одной стороны, индивидуальные характеристики профессиональных, психологических, физиологических качеств субъекта (например, темперамента и характера), а с другой - особенности содержания, средств, условий и организации летной деятельности, которые в форме профессиональных требований выполняют регуляторную функцию.
Особенности взаимосвязи темпераментальных и характерологических проявлений профессиональной деятельности летчика выступают как качественные характеристики особенностей развития профессионально значимых психических функций, интегральных качеств и структур [19, 21, 22]. Количественные показатели взаимосвязей представлены в таблице 1 и отражают главным образом результирующие показатели деятельности летчика - ее эффективность и надежность.
В некоторых работах [1,2, 14, 16] приводятся данные о характере взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности различных специалистов операторского профиля с показателями надежности их деятельности, о психологических причинах возникновения ошибочных действий, аварийных ситуаций и т. п. Не все эти материалы позволяют раскрыть закономерности и механизмы регуляции надежности человека, однако в них
содержится достаточно обширная информация о роли совокупности личностных черт, познавательных процессов, психических свойств и состояний в формировании предрасположенности и психологической обусловленности различных проявлений и, в частности, нарушений профессиональной надежности. Наиболее полный обзор и анализ этих работ, а также результатов собственных исследований данной проблемы представлены в монографии М.А. Котика и A.M. Емельянова [9]. Авторы отмечают значение в формировании предрасположенности субъекта к более или менее надежной деятельности таких относительно устойчивых, постоянных и нетренируемых характеристик, как особенности темперамента, когнитивного стиля, локуса контроля, уровня эмоциональной устойчивости. Учитывая специфику содержания операторского труда, важное место они отводят рассмотрению роли таких операциональных компонентов психической организации надежности деятельности, как процессы восприятия информации, ее идентификации, прогнозирования и принятия решений и другие. В характеристике лиц с разным уровнем профессиональной надежности большое внимание уделяется описанию их личностных и социальных качеств.
Бесспорно, что значение конкретных психологических особенностей летчика в регуляции процессов деятельности, в той или иной степени его пригодности определяется многими факторами и, прежде всего, характером его деятельности, требованиями к личности пилота, к его функциональным возможностями (ресурсам) и к критериям эффективности и надежности деятельности, а также совокупностью индивидуальных черт, качеств субъекта летной деятельности, их индивидуальной своеобразностью и неповторимостью в уровне развития, степени актуализированности, взаимной компенсации и т. п. Можно предположить, что некоторые из этих психологических качеств (темперамент, характер, когнитивные стили, эмоциональная устойчивость и др.) выступают как предрасполагающие к проявлению высокой или низкой профпригодности, другие - как активационные, стимулирующие качества (организация внимания, ответственность и др.), формирующие определенный стиль и организацию деятельности, а третьи качества (восприятие информации, принятие решений, психомоторика и др.) непосредственно регулируют, определяют характер конкретных действий, их нормативные или ошибочные проявления.
В исследованиях Е.К. Кострова (1997) имеются результаты, дающие возможность говорить о том, что активное влияние на формирование образа полета у летчика играют акцентуации, описанные К. Леонгардом как ги-пертимическая (гипертимный тип), аффективно-экзальтированная (интроек-тивная акцентуация) и невротическая (тревожный тип). В описании данных акцентуаций отмечается: отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах, бурные и интенсивные реакции на события по внешним проявлениям, любовь к музыке, искусству. Личность с такими акцентуациями отличается высокой впечатлительностью, склонностью к переживаниям, инициативностью, поиском нового, творческого.
В работах Заваловой Н.Д., Пономаренко В.А. [6-8], Голубева A.B. (2002) рассматриваются вопросы функционального состояния и характера
пилотов. Успешность деятельности летчика зависит от его функционального состояния. В авиации, как ни в какой другой области человеческой деятельности, предъявляют самые высокие требования к функциональному состоянию человека-оператора: пилоту, штурману, диспетчеру. Чаще всего именно из-за несоответствия состояния пилотов, экипажа воздушного судна выполняемой деятельности совершаются ошибочные действия, принимаются решения, приводящие к авиационным происшествиям. Состояние «бдительности» длительное время поддерживать сложно. Самыми стрессовыми факторами, нарушающими это состояние, являются ограниченность во времени и ситуации неопределенности. Летчики с разными типами характеров могут по-разному реагировать на возникновение этих стресс-факторов и поддерживать состояние бдительности. Это зависит так же и от свойств нервной системы человека-оператора.
В работах В.Д. Небылицына, Б.Ф. Ломова, K.M. Гуревича, O.A. Коноп-кина [4, 5, 19, 20] и других исследователей проблема эффективности и надежности труда человека рассматривается в свете учения о типах высшей нервной деятельности.
Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека-оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В.Д. Небылицыным в 1964 г. [17, 20]. Эти свойства являются врожденными, неизменными, и поэтому они выступают в качестве постоянных параметров работоспособности и надежности. Среди рабочих качеств оператора автор выделяет следующие: долговременная выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая также должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакция на непредвиденные раздражители - функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов.
Данная гипотеза получила частичное подтверждение в исследованиях K.M. Гуревича и В.Ф. Матвеева [4, 5] операторов энергосистем в ходе про-тивоаварийных тренировок. Установлено, что успешные и надежные действия операторов, сохранение ими самообладания связаны с их индивидуальными особенностями в соотношении основных свойств нервной системы.
Диагностика этих особенностей является одним из эффективных путей выявления лиц, которые по особенностям своего характера, темперамента и доминирующим психическим состояниям наиболее профессионально надежны и пригодны. Однако использование для этой цели известных и разработка новых методических приемов требуют строгого определения границ (возможностей) их использования, большого объема исследований для стандартизации, валиди-зации методик и выработки критериев оценки личностных особенностей.
В нашем исследовании использовался оригинальный подход к изучению и диагностике свойств темперамента, предложенный одним из учени-
ков и последователей школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина А.И. Крупно-вым [10-14]. С помощью методики А.И. Крупнова изучались различные свойства темперамента и особенности характера у летного состава гражданской авиации. Исследование проводилось на базе Уральского учебно-тренировочного центра ГА РФ с участием летного состава авиакомпании «Уральские авиалинии» (250 человек). Бланковый тест для измерения свойств темперамента исходит из функционально - компонентной модели темперамента. Согласно этой концепции, темперамент включает в себя три базовых компонента и соответствующие свойства, относящиеся к активности, эмоциональности и саморегуляции.
Активационно-эргический компонент проявляется в таких свойствах темперамента, как эргичность - аэргичность; пластичность - ригидность.
Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничности - астеничности), а так же в эмоциональной чувствительности и реактивности.
Регуляторно-селективный компонент темперамента осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интровер-сия - экстраверсия), а так же степень произвольности - непроизвольности в регуляции поведения (рефлекивность - импульсивность).
Для изучения особенностей характера использовался характерологический опросник К. Леонгарда (15).
Данные корреляционного анализа, приведенные в табл. 1, показывают, что гармонические переменные эргичности, пластичности, стеничности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах темперамента, а также экстернальность находятся в прямой зависимости с гипертимиче-ской акцентуацией характера. Это значит, что чем выше общая активность, гибкость, ярче проявляются положительные эмоции при выполнении профессиональной деятельности и направленности психической активности «во вне», тем больше в характере профессионала представлены общительность, словоохотливость, жажда деятельности, предприимчивость, больше выражен оптимизм и он не теряется при возникновении препятствий. Такой член летного коллектива весел, разговорчив, энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству. Также он может быть в большей степени склонен к проявлению риска, не реагировать на замечания, может стремиться избегать наказания и у него может отсутствовать самокритичность. Обратную зависимость с данной акцентуацией показывает психомоторная аэргичность и ригидность в коммуникативной сфере. Это означает, что при выраженности вышеперечисленных компонентов и свойств темперамента психомоторные действия могут выполняться по определенному стереотипу и в относительно постоянном составе экипажа.
Астеничность в интеллектуальной и коммуникативной сферах темперамента, показатель рефлексивности саморегуляции прямо коррелирует с показателем возбудимой акцентуации характера. Следовательно, чем выше проявляется импульсивность, раздражительность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», льстивость и услужливость (как маскировка в поведении),
Таблица 1
Коэффициенты корреляций типов акцентуаций и свойств темперамента
Показатели
Общая активность психомоторная Б-1 эргичность аэргичность
интеллектуальная Б-2 эргичность аэргичность
коммуникативная Б-3 эргичность аэргичность
психомоторная Б-4 пластичность ригидность
интеллектуальная Б-5 пластичность ригидность
коммуникативная Б-6 пластичность ригидность
Эмоциональность психомоторная Б-7 стеничность астеничность
интеллектуальная Б-8 стеничность астеничность
коммуникативная Б-9 стеничность астеничность
Саморегуляция Б-10 экстернальн. интернальн.
Б-11 импульсивн. рефлексивн.
Эмоциональность Б-12 эмоц.чувствит реактивность
Характер
гипертимичес- КИЙ возбудимый эмотивный педантичный тревожный 1 циклотимиче-ский демонстративный 1 застревающий дистимичес-кий экзальтированный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0,32 0,08 0,16 -0,04 -0,26 -0,28 0,22 -0,12 -0,17 0,05
-0,25 0,01 -0,01 0,15 0,16 0,15 -0,14 0,16 0,20 0,08
0,21 0,13 0,18 0,03 0,08 0,05 0,23 -0,05 -0,04 0,14
-0,12 0,05 0,04 0,18 0,20 0,29 -0,16 0,28 0,20 0,06
0,43 -0,05 0,12 -0,04 -0,12 -0,05 0,39 -0,14 -0,41 0,08
-0,27 0,19 0,07 0,22 0,18 0,14 -0,23 0,25 0,41 0,15
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0,36 0,01 0,14 -0,09 -0,11 -0,20 0,31 -0,08 -0,24 0,11
■0,26 0,14 0,10 0,27 0,06 0,07 -0,22 0,11 0,14 -0,01
0,26 -0,03 0,17 -0,11 -0,17 -0,16 0,22 -0,23 -0,23 0,09
0,01 0,14 0,03 0,25 0,20 0,23 -0,09 озо 0,23 0,21
0,34 -0,04 0,00 -0,04 -0,11 0,15 0,33 0,12 -0,11 0,21
-0,36 0,17 0,07 0,26 0,16 0,03 -0,34 0,12 0,31 -0,03
0,32 0,05 0,19 -0,01 -0,05 -0,03 0,20 0,02 -0,15 0,23
-0,11 0,19 0,11 0,31 0,22 0,21 0,00 0,30 032 0,12
0,30 0,09 0,20 0,11 0,02 0,06 0,19 0,01 -0,11 0,18
-0,08 0,21 0,08 0,30 0,28 0,38 -0,13 0,40 0,35 0,22
0,35 0,03 0,23 0,09 0,01 0,10 0,27 0,03 -0,15 0,17
-0,05 0,24 0,07 0,33 034 озз -0,03 0,40 0,34 0,20
0,32 0,04 0,19 0,17 0,14 0,22 0,20 0,26 -0,10 0,17
-0,04 0,15 0,15 0,22 0,27 0,34 -0,03 0,35 0,23 0,28
0,13 0,03 0,20 0,25 0,26 0,48 0,14 039 0,15 0,23
0,00 0,21 0,08 0,03 -0,10 -0,28 -0,06 -0,17 0,02 -0,04
0,05 0,18 0,43 0,43 0,32 0,37 0,10 0,41 0,29 0,30
0,04 0,11 0,33 0,21 0,18 0,22 0,02 0,27 0,10 0,21
Примечание: значимые коэффициенты выделены.
конфликтность человека, тем ярче выражены отрицательные эмоции в сфере мышления и общения, склонность к анализу своих действий, и наоборот.
Составляющие остальных свойств общей активности темперамента (эр-гичности, аэргичности, пластичности и ригидности, экстернальности и ин-тернальности) оказались статистически незначимыми.
Показатели коммуникативной стеничности, эмоциональной чувствительности, реактивности и импульсивности в саморегуляции прямо связаны с эмотивной акцентуацией характера. Значит, чем выше положительные эмоциональные переживания при общении, быстрый ответный отклик в ситуации и высокая скорость в принятии решений и действиях, тем ярче у представителя летной профессии может проявляться чувствительность и впечатлительность, глубина переживаний, мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, и наоборот.
Педантичная акцентуация характера выявила прямые зависимости с ригидностью и астеничностью во всех трех сферах проявления темперамента, коммуникативной аэргичностью, эмоциональной чувствительностью, реактивностью, интернальностью и импульсивностью. Чем больше у представителя летной профессии преобладают отрицательные эмоциональные доминанты, испытывает сложности в перестройке и адаптации, малообщителен, эмоционально чувствителен, склонен контролировать и брать ответственность на себя, импульсивен в принятии решений и выполнении деятельно-
сти, тем ярче выражена у него инертность психических процессов, может долго переживать травмирующие события, тем выше у него может проявляться тяга к порядку и соблюдениям правил и формальных требований, нерешительность и осторожность, нежелание и неспособность к переменам и принятию ответственности, и наоборот.
Прямо зависят друг от друга аэргичность и ригидность в интеллектуальной сфере проявления темперамента, астеничность, эмоциональная чувствительность, интернальность и импульсивность и тревожная акцентуация характера. Обратную связь с данной акцентуацией имеет показатель психомоторной эргичности. Это означает, что если летчик тревожится по поводу возможных неудач без объективных поводов, насторожен, неуверен в себе, сомневается в своих действиях, проявляет робость или покорность в отношениях в экипаже, тем выше у него может присутствовать пониженный фон настроения, негибкость в мышлении и действиях, эмоциональная чувствительность и склонность к внутреннему контролю, и наоборот. Представители с тревожной акцентуацией характера встречаются в летной среде крайне редко.
Аналогичную обратную зависимость с циклотимической акцентуацией характера показали эргичность и пластичность в психомоторной сфере темперамента и рефлексивность саморегуляции. Прямо связаны с данной акцентуацией аэргичность и ригидность в сфере интеллекта, астеничность, остальные показатели блока саморегуляции и эмоционального компонента темперамента. Чем ярче выражены периоды спада и подъема состояний у члена летного экипажа, тем более проявляются малоактивность, традиционность или стереотипность мышления, отрицательные эмоциональные состояния в период спада и активность, гибкость в навыках, жажда деятельности и склонность к обдумыванию в период подъема в данном цикле фаз, и наоборот.
Проявления эргичности и пластичности, коммуникативной стеничности и экстернальности напрямую связаны с демонстративной акцентуацией характера. Обратная зависимость данной акцентуации выявилась с коммуникативной аэргичностью, ригидностью в психомоторной и коммуникативной сферах. Активность летного специалиста, его хорошие адаптационные возможности, гибкость, общительность, оптимизм, направленность психической активности вне себя делают выше проявление способности к вытеснению, желание быть в центре внимания и добиваться своих целей, и наоборот.
Статистически значимыми оказались зависимости застревающей акцентуации характера и следующих переменных темперамента: прямая связь с интеллектуальной и коммуникативной аэргичностью, ригидностью в сфере интеллекта, астеничностью, эмоциональной чувствительностью, реактивностью, импульсивностью, экстер- и интернальностью; обратная связь с переменной интеллектуальной пластичности. Психологический смысл данной зависимости сводится к следующему: чем выше активность летчика в сфере общения и интеллекта, мышление шаблонами и стандартами, эмоциональная чувствительность и отрицательный фон настроения, тем более устойчив
аффект, длительность эмоционального отклика на какие-либо события, более развита злопамятность и мстительность, конфликтность, обидчивость и неуживчивость в экипаже, склонность к затяжным склокам в отряде и несговорчивость, и наоборот.
Такие свойства темперамента как коммуникативная аэргичность, ригидность в интеллектуальной и коммуникативной сферах, астеничность, ин-тернальность и эмоциональная чувствительность находятся в прямой зависимости с дистимической акцентуацией характера. Тем временем, как коммуникативная эргичность, пластичность в психомоторной и интеллектуальной сфере - в обратной. Объяснить данную зависимость можно следующим образом: замкнутость, немногословность во взаимодействии с экипажем, пессимистичность, отсутствие близкого контакта с коллегами по работе или в эскадрилье, неконфликтность свойственна больше человеку с проявлениями малой активности и традиционности в общении, направленности психической активности внутрь себя, высокой эмоциональной чувствительности с преобладанием отрицательных эмоций, или наоборот, все вышеперечисленные свойства темперамента способствуют проявлению дистимии характера и фиксации на мрачных сторонах жизни.
Экзальтированный тип акцентуации характера выявил положительные статистически значимые связи с показателями интеллектуальной ригидности, коммуникативной пластичности, стеничности в психомоторной сфере и астеничности в сфере интеллекта и общения, интернальности, импульсивности, эмоциональной чувствительности и реактивности. Значит, чем больше выражены стереотипность мышления, гибкость в общении, ярче положительные эмоции в сфере моторики и отрицательные в сфере общения и интеллекта, импульсивность, отзывчивость и эмоциональная чувствительность, тем более проявляется диапазон эмоциональных состояний, изменчивость настроения, может быть свойственна повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, лабильность.
Поскольку каждый показатель типа характера находится и в обратной, и в прямой зависимости с различными свойствами темперамента, то, опираясь на вышепредложенные данные, можно предположить, что статистически значимые связи присутствуют и своеобразно переплетаются с каждым компонентом темперамента, за исключение стеничности в сфере психомоторики и интеллекта, психомоторной аэргичности.
Как видно из таблицы, наибольшее количество статистически значимых корреляций получено между всеми показателями темперамента и типами характера летчика, за исключением возбудимой и эмотивной акцентуацией характера.
В.Ю. Рыбников (1999) отмечает, что при рассмотрении члена группы как личности, среди неприемлемых характерологических особенностей выделены такие качества как подавленность, малая активность (безынициативность), пониженное настроение, подозрительность, настороженность, неумение делать правильные выводы из сложившихся ситуаций, замкнутость и эгоцентризм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В.А. Психофизиологические основы профессионального отбора военных специалистов: Дисс. ... д.м.н. - Л.: ВМедА им. С.М. Кирова, 1969.
2. Бодров В.А. Экспериментально-психологическое исследование совмещенной операторской деятельности. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления / Под ред. Б.Ф. Ломова, В.Ф. Венды. - М.: Наука, 1981.
3. Брушлинский A.B. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970.
5. Гуревич K.M., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения // Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем. -М.: Просвещение, 1966.
6. Завалова Н.Д., JIana В.В., Пономаренко В.А. Методологические вопросы анализа познавательных процессов оператора в критических ситуациях // Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах. -М.: Наука, 1980.
7. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986.
8. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. - 1983. - № 6, с. 92-105.
9. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. - М.: Транспорт,
1993.
10. Крупное А.И. О единице целостного анализа личности и индивидуальности.// Практическая психология-98. Ежегодник. Т. 1: Матер, регион, науч.-практ. конф. 30 марта - 3 апреля 1998 г. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998, с. 218-220.
11. Крупное А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - М.: Изд-во РУДН, 1992.
12. Крупное А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М., 1998, с. 28-39.
13. Крупное А.И. Целостно- функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. - М.: Ин-т молодежи, 1995, с. 5-12.
14.Крупное А.И, Шляхта Н.Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник Российского университета дружбы народов. - М.: Изд-во РУДН, 2003, № 1.
15. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. - Киев: Вища школа, 1981.
16. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
17. Майзель Н.И., Небылицын В.Д., Теплое Б.М. Психологические вопросы отбора. Инженерная психология. - М.: МГУ, 1964.
18. Малкин В.Б., Асямолова Н.М., Кочетов А.К., Рощина H.A., Шпаченко Д.И. ЭЭГ при медицинском отборе в летные училища // Информационное значение биоэлектриче-
ских потенциалов головного мозга: Материалы симпозиума. - J1.: ВМедА им. С.М. Кирова, 1974, с. 10-11.
19. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
20. Небылицын В.Д. К проблеме мозговых механизмов психической активности // Избранные труды. - М.: Педагогика, 1990, с. 360-367.
21. Русанов В.М. Опросник структуры темперамента: Методич. пособие. - М.: ИП АН СССР, 1990.
22. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Ред.-сост. Н.С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1985.
THE CONNECTION OF TEMPERAMENT PROPERTIES WITH CHARACTER FEATURES OF FLIGHT PERSONNEL OF THE CIVIL AVIATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
S.M. ZINKOVSKAYA
Ural State Pedagogical University 26, Av. Kosmonavtov, 620219 Ekaterinburg, Russia
The article deals with the features of interrelation of the temperamental and charac-terological manifestations of the professional activities of a pilot. They act as qualitative characteristics of the features of development of professionally significant psychic functions and structures, providing the reliability of the activity of a person-operator.