УДК 796.011.1
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ УРОВНЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА
Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Федоровна Зелова, старший преподаватель, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академии (СибАДИ), г. Омск
Аннотация
Приводятся результаты исследования, в котором установлено, что у учащихся восьмых классов при большем уровне интеллекта и низкой физической подготовленности выявлено мало связей между двигательными способностями. Напротив, у учащихся с меньшим уровнем интеллекта и высокой физической подготовленностью структура двигательных способностей высоко интегрирована. На основании полученных фактов делается вывод, что организация физического воспитания должна основываться на учете индивидуально-типологических особенностей возрастного развития.
Ключевые слова: физическая культура, двигательные способности, уровень интеллекта, индивидуально-типологические особенности возрастного развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p209-214
FEATURES OF THE STRUCTURE OF MOTOR ABILITIES OF EIGHTH-GRADE STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF INTELLIGENCE
Evgeniy Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Fedorovna Zelova, the senior teacher, Siberian Automobile and Highway Academy, Omsk
Annotation
The article presents the results of the study, which found that eighth-graders at a higher level of intelligence and low physical fitness revealed few linkages between motor abilities. On the contrary, students with a lower level of intelligence and high physical fitness have highly integrated structure of motor abilities. Based on these facts the conclusion can be drawn that the organization of the physical education should be based on the individual and typological peculiarities of developmental age.
Keywords: physical education, motor abilities, level of intelligence, individual and typological peculiarities of developmental age.
ВВЕДЕНИЕ
Прогрессивная часть научно-педагогической общественности осознает принципиальную важность и необходимость изменения традиционной программно-нормативной системы организации физического воспитания подрастающего поколения. В поисках инновационных технологий организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» исследователи нередко смещают акцент на внешнюю (организационную) сторону вопроса. Это вполне логично, но вместе с тем, если в центре внимания при разработке инновационных методик и форм организации физического воспитания не будет находиться индивидуальность, индивидуально-типологические особенности возрастного развития детей, добиться устойчивого положительного результата вряд ли получится [1, 3].
В ранее опубликованной нами работе [2] показано, что среднестатистические значения физической подготовленности не позволяют увидеть индивидуальные траектории развития двигательных способностей. Разделение учащихся на две подгруппы в зависимости от интеллектуального развития позволило нам установить устойчивые различия в физической подготовленности, которые проявляются, начиная с 6-го класса вплоть до 3-го курса обучения в вузе. Установленный факт требует более углубленного изучения и, в частности, выявления взаимосвязей в структуре двигательных способностей двух отме-
ченных полярных групп учащихся. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют данные восьмиклассников, поскольку именно в данной выборке наблюдается одна из наиболее выраженных динамик физической подготовленности.
В настоящем исследовании ставилась задача выявить особенности взаимосвязей в структуре двигательных способностей восьмиклассников, различающихся интеллектуальным развитием. Знание особенностей структуры двигательных способностей школьников, различающихся динамикой физической подготовленности, позволит глубже понять природу индивидуально-типологических особенностей возрастного развития.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании участвовали учащиеся 8-х классов (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска (78 человек). На первом этапе (в сентябре) исследовался исходный уровень изучаемых способностей. На втором этапе исследования (в мае) проводилось повторное тестирование, на основании результатов которого выявлялась динамика изучаемых способностей.
Двигательные способности изучались посредством измерения: силы (становая динамометрия), силовой выносливости (подтягивание на перекладине), скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места), а также скоростной способности (бег на 60 м), общей выносливости (бег на 1000 м). Динамика интегральной физической подготовленности (ДИФП) каждого учащегося рассчитывалась путем вычисления среднего арифметического значения темпов прироста развития перечисленных выше двигательных способностей. Оценка уровня общего интеллекта (ОИ) осуществлялась посредством теста Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой [9]. Динамика (темпы прироста) изучаемых показателей рассчитывалась по формуле С. Броди. Статистическая обработка первичного экспериментального материала осуществлялась с применением программ SPSS Statistics 22 и Microsoft Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение динамики развития двигательных способностей учащихся 6 - 11-х классов и студентов 1-3-го курсов, описанной в ранее опубликованной работе [2] позволило нам установить, что значения ДИФП и отдельных двигательных способностей, отраженные в среднестатистических значениях, скрывают колоссальную вариативность показателей отдельных учащихся. В частности, отмечено, что у учащихся 8-х классов среднее арифметическое ДИФП по выборке составило 10,54%, а среднее квадратическое отклонение - 4,34% (дисперсия выборки 18,86). Соответственно, в данной выборке был учащийся с наивысшей ДИФП 21,66%, но был и с динамикой 2,07%.
Разделение выборки восьмиклассников на две полярные подгруппы в зависимости от исходного уровня общего интеллекта (ОИ) позволило выявить значимые различия в годовой динамике ОИ и ДИФП (рисунок 1). У восьмиклассников с большим исходным уровнем ОИ динамика данного показателя за учебный год составила 18,24%, а в противоположной группе учащихся - с меньшим исходным проявлением ОИ - 30,03% (различия на уровне значимости P < 0,01) (см. рисунок 1).
Это свидетельствует о том, что у учащихся восьмых классов с большим исходным уровнем ОИ (со сравнительно ранним приближением к зрелости интеллектуальных функций) наблюдаются меньшие темпы прироста количественных показателей интеллектуального развития в сравнении с восьмиклассниками с противоположным проявлением уровня ОИ.
Динамика ОИ Динамика ДИФП
□ Школьники с меньшим уровнем ОИ
□ Школьники с большим уровнем ОИ
Рисунок 1. Динамика общего интеллекта (ОИ), динамика интегральной физической подготовленности (ДИФП) восьмиклассников, различающихся исходным уровнем интеллектуального развития
При этом у первых ДИФП составила 8,79%, а у вторых - 12,03% (различия на уровне значимости Р < 0,01). Следовательно, у восьмиклассников с большим уровнем ОИ наблюдается замедление динамики количественных показателей интеллектуального развития, а также менее выраженная годовая динамика физической подготовленности (ДИФП). Напротив, восьмиклассники, имеющие меньший исходный уровень ОИ, по результатам учебного года показывают более выраженную динамику интеллектуального развития и более высокую ДИФП.
Также восьмиклассники с полярными проявлениями уровней ОИ на начало учебного года различались исходным уровнем двигательных способностей (таблица). Учащиеся с большим исходным уровнем ОИ на начало учебного года имели меньший уровень проявления силы, силовой выносливости и скоростной способности.
Таблица
Проявление двигательных способностей у восьмиклассников, различающихся
уровнем общего интеллекта на начало учебного года
Уровень интеллекта учащихся Двигательные проявления
становая динамометрия подтягивание на перекладине бег на 60 м прыжок в длину бег на 1000 м
Больший 84,08±13,68 4,56±2,18 5,27±0,38 186,8±13,8 4,7±0,48
Меньший 89,64± 14,66 6,07±2,71 5,12±0,27 187,9±14,7 4,63±0,6
?-Стьюдента 1,71 2 7** 2,04* 0,34 0,56
Примечание. * - достоверность различий на уровне значимости Р < 0,05; ** - Р < 0,01.
Обобщая изложенные данные, можно заключить, что у восьмиклассников значимо различаются ДИФП и динамика ОИ. При меньшем уровне ОИ, но большей его динамике наблюдаются больший исходный уровень проявления двигательных способностей и высокая годовая ДИФП. Напротив, восьмиклассники с большим исходным уровнем ОИ, но меньшей его динамикой отличаются сравнительно меньшими исходными уровнями двигательных способностей и меньшей годовой ДИФП. Отмеченное свидетельствует о неравномерном развитии двигательных способностей и интеллекта, что можно интерпретировать как проявление индивидуально-типологических особенностей возрастного развития. В самом общем виде последние обусловливают то, что в подростковом возрасте и ранней юности у одних учащихся раньше проявляется интенсивное развитие двигательной сферы, у других - интеллектуальной. Корреляционный анализ позволил установить структурные различия показателей исходных проявлений и темпов прироста двигательных способностей восьмиклассников, различающихся уровнем ОИ. В частности, у восьмиклассников с большим исходным уровнем ОИ, меньшим уровнем проявления двига-
35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00
тельных способностей, меньшей годовой ДИФП выявлено незначительное количество связей в корреляционной плеяде (рисунок 2).
Обозначения: любая одинарная линия -связь на уровне значимости Р < 0,05; двойная линия - связь на уровне Р < 0,01; сплошная линия - связь положительная, пунктирная -отрицательная. 1 - становая динамометрия (сила); 2 - подтягивание на перекладине (силовая выносливость); 3 - бег на 60 м (скоростная способность); 4 - прыжок в длину с места (скоростно-силовая способность); 5 - бег на 1000 м (общая выносливость); 1а - темп прироста силы (становая динамометрия); 2а -5а ) темп прироста силовой выносливости (подтя-
гивание на перекладине); 3а - темп прироста скоростной способности (бег на 60 м); 4а -темп прироста скоростно-силовой способно-Рисунок 2. Корреляционные связи исходных уровней проявле- сти (прыжок в длину); 5а - темп прироста ния и темпов прироста двигательных способностей учащихся общей выносливости (бег на 1000 м).
8-х классов с большим уровнем общего интеллекта (ОИ)
В связи с тем, что отрицательная связь с беговыми показателями, измеряемыми временными интервалами (3 и 5), свидетельствует о положительной связи с соответствующими двигательными способностями (общей выносливостью, скоростной способностью), в корреляционной плеяде знак корреляции изменен на противоположный. Следовательно, фактически связь с показателями 3 и 5 следует читать не как с временным значением прохождения дистанции, а как с проявлением способности.
На уровне исходных проявлений двигательных способностей наблюдаются положительные связи между силой, скоростно-силовой, скоростной способностями. Общая выносливость не связана ни с одной из рассматриваемых способностей. Темп прироста только скоростно-силовой способности положительно коррелирует с исходным уровнем данного двигательного проявления. На уровне темпов прироста выявлена только одна корреляционная связь - между силой и скоростно-силовой способностью.
Абсолютно иная картина у восьмиклассников, отличающихся меньшим исходным уровнем ОИ, более высокими исходными уровнями проявления двигательных способно-
стей учащихся 8-х классов с меньшим уровнем общего интеллекта (ОИ). Обозначения те же, что на рисунке 2
Объём статьи не позволяет детально расписать все коэффициенты корреляции, отраженные на рисунках. Тем не менее, можно отметить, что структура двигательных способностей данной группы восьмиклассников является более интегрированной, большинство рассматриваемых двигательных проявлений, как на исходном уровне, так и в темпах прироста тесно взаимосвязано. Темпы прироста всех без исключения рассматриваемых двигательных способностей отрицательно связаны с исходным уровнем соответствующе-
©
го двигательного проявления.
Анализ корреляционных плеяд позволяет заключить, что в структуре двигательных способностей двух рассматриваемых групп восьмиклассников с полярным проявлением уровня ОИ наблюдаются существенные различия. При этом школьникам с большим уровнем ОИ характерна низкая интегрированность структуры двигательных способностей, а также (как видно из рисунка 1 и таблицы) сравнительно меньшие исходные уровни двигательных проявлений и меньшая динамика физической подготовленности (ДИФП). Соответственно педагогические воздействия в рамках физического воспитания детей и подростков, очевидно, имеют различный конечный результат, отчасти в связи с неодинаковой выраженностью неспецифического эффекта переноса развивающего потенциала физической нагрузки той или иной направленности. Суммация таких эффектов выше у школьников с более интегрированной структурой двигательных способностей, что, в свою очередь, обусловливает всё большее опережение в физической подготовленности определенной части учащихся. Существенные различия в динамике физической подготовленности в конечном итоге не могут не сказываться на процессе формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями. Очевидно, что унифицированные требования программно-нормативного подхода в организации физического воспитания двух перечисленных групп учащихся будут иметь различный развивающий потенциал и различное влияние на формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Есть веские основания предполагать, что индивидуально-типологический вариант возрастного развития (при котором у учащихся наблюдается сравнительно меньший уровень ОИ, но более высокие уровень и динамика физической подготовленности, а также более высокий уровень интегрированности структуры двигательных способностей) во многом обусловлен более высокой степенью потребности, склонности к двигательной активности. Последнее, как мы полагаем, благоприятно сказывается на процессе формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями в целом. Напротив, индивидуально-типологический вариант возрастного развития (при котором у учащихся наблюдается больший уровень ОИ, но меньшие уровень и динамика физической подготовленности, а также низкая степень интегрированности структуры двигательных способностей), вероятно, обусловлен низкими потребностями к двигательной активности. Последнее, подкрепляясь отставанием в физической подготовленности, обусловливает формирование низкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. В настоящее время мы завершаем исследование, направленное на проверку изложенного предположения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные результаты исследования свидетельствуют о выраженных различиях в динамике физической подготовленности и структуре двигательных способностей у восьмиклассников, различающихся интеллектуальным развитием. Опираясь на представленный материал, есть веские основания полагать, что предъявляемые к учащимся унифицированные требования и двигательные задачи в рамках программно-нормативного подхода не позволяют создать качественные и достаточные условия для достижения необходимого уровня физической подготовленности, а главное - формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями детей, различающихся индивидуально-типологическими особенностями возрастного развития.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-16-55007 и Правительства Омской области
ЛИТЕРАТУРА
1. Ревенко, Е.М. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления : монография / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников. - Омск : СибАДИ, 2014. - 392 с.
2. Ревенко, Е.М. Возрастные особенности физической подготовленности учащихся, различающихся динамикой интеллекта, как условие индивидуализации физического воспитании / Е.М. Ре-
венко // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 201-207.
3. Сальников, В. А. Возрастной фактор в структуре индивидуального развития / В.А. Сальников, Е.М. Ревенко // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 98-103.
4. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST) : методическое руководство / Л. А. Ясюкова. - СПб. : ГП «ИМАТОН», 2002. - 80 с.
REFERENCES
1. Revenko, E.M. and Salnikov V.A. (2014), The correlations of motor and mental abilities in the process of growing up: monograph, SibADI, Omsk.
2. Revenko, E.M. (2016), "Age characteristics of physical readiness of students with different dynamics of intelligence, as a condition of individualization of physical education", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No.3, pp. 201-207.
3. Salnikov, V.A. and Revenko, E.M. (2014), "Age-specific factor in the structure of individual development", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 98-103.
4. Yasukova, L.A. (2002), Testing of mental structure by R. Amthauer (IST): Methodical manual, IMATON, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2016
УДК 796.8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Шамиль Ринатович Зайнуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Альбина Наильевна Кудяше-ва, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета (НЧИ К(П)ФУ)), г. Набережные Челны; Радик Радифович Валинуров, Набережночелнинский государственный педагогический университет (НГПУ), г. Набережные Челны
Аннотация
Модернизация школьного образования предполагает повышения качества обучения посредством внедрения инновационных технологий и средств обучения. В данной статье авторы предлагают использовать единоборства и его элементы на уроках физической культуры как для повышения интереса к занятиям, так и для совершенствования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, единоборства, школьники.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p214-218
EFFECTIVENESS OF THE MARTIAL ARTS APPLICATION (WRESTLING) AT PHYSICAL TRAINING LESSONS
Natalya Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shamil Rinatovich Zainullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Albina Nailevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan (Volga) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny (the Branch of Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny; Radik Rаdifovich Valinurov, Pedagogical University in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny
Annotation
The modernization of the school education consists in enhancement of the learning through the introduction of the innovative technologies and learning tools. In this article the authors suggest the use of martial arts (wrestling) and its elements at physical training lessons for increasing interest in the activities as well improving the fitness level of the students in secondary schools
Keywords: physical education, physical development, martial arts (wrestling), students.