Также стоит отметить, что в процессе формирования готовности к противодействию героизации нацистских преступников главными её детерминантами выступают некоторые личностные образования, которые выходят за рамки системы ценностей. Так наиболее целесообразно рассмотреть ценностную структуру в другом аспекте. В этих условиях представляет интерес подход М. Рокича, в рамках которого, в общей системе ценностей выделяются две группы:
1. Терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуально -го существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [5].
Однако, при формировании готовности к противодействию героизации нацистских преступников при регуляции поведения студентов ценностную роль выполняют сами личностные структуры, не ограничиваясь конкретными терминальными или инструментальными ценностями, тем самым обеспечивая поведение более высокого социального уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко, Н.М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях / Н.М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1. - С. 36-42.
2. Костриков, К.Н. Личность: проблемы становления / К.Н. Костриков // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2015. - № 1 (48). - С. 135-142.
3. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1988. - 432 с.
4. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 585 с.
5. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. - Нью-Йорк : Свободная пресса, 1973. - 153 с.
REFERENCES
1. Borytko, H.M. (2006), "Modelling in psychology and pedagogical researches", News of the Volgograd state pedagogical university, No. 1, pp. 36-42.
2. Kostrikov, K.N. (2015), "Personality: problems of formation", SEARCH: Policy. Social science. Art. Sociology. Culture, No. 1 (48), pp. 135-142.
3. Ed. Babinski, Yu.K. (1988), Pedagogics, Pedagogics, Moscow.
4. Ed. Bodalev, A.A., Zhukov, V.I., Laptev, L.G. and Slastenin, V.A. (2002), Psychology and pedagogics: studies benefit, publishing house of Institute of Psychotherapy, Moscow.
5. Rokich, M. (1973), Nature of human values, Free press, New York.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2017
УДК 796.011.3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И МОТИВАЦИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск
Аннотация
В статье приводятся данные экспериментального исследования соотношения развития двигательных способностей и общего интеллекта студентов первых курсов. Установлены статистически значимые отрицательные корреляционные связи проявлений двигательных способностей и уровня общего интеллекта. Наряду с этим показаны различия в выраженности мотивации к реализации двигательной активности у студентов, различающихся уровнем общего интеллекта. При бо-
лее высокой физической подготовленности (развитии двигательных способностей) и меньшем уровне общего интеллекта у студентов наблюдается более высокая мотивация к двигательной активности.
Ключевые слова: двигательные способности, общий интеллект, индивидуальные особенности возрастного развития, мотивация к двигательной активности.
INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF AGE-SPECIFIC DEVELOPMENT OF THE STUDENTS AND THEIR MOTIVATION FOR DOING MOTOR ACTIVITY
Evgeniy Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Automobile and Highway University, Omsk
Annotation
The article presents the data of the experimental study of correlation between the development of the motor skills and general intelligence of the first-year students. Significantly negative correlated relations between the motor abilities and the level of general intelligence manifestations are statistically defined. Along with it, the differences in the expression of motivation for implementing the motor activity among the students with different level of general intelligence are described. A greater motivation for physical activity of students with higher physical fitness (the development of motor skills) and lower level of general intelligence has been observed.
Keywords: motor abilities, general intelligence, individual characteristics of age specific development, motivation for physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет учеными фиксируется устойчивая тенденция снижения мотивации и посещаемости занятий по дисциплине «Физическая культура» как у российских учащихся, так и у школьников за рубежом [1, 3, 4, 11]. При этом у большинства учащихся наблюдается отсутствие в режиме дня самостоятельных форм занятий физическими упражнениями [9]. Это свидетельствует о том, что система физического воспитания детей и молодежи не решает одну из главных задач - формирование устойчивой мотивации к реализации двигательной активности.
Во многом сложившуюся ситуацию связывают с недостаточной эффективностью традиционной системы физического воспитания, в ходе реализации которой фактически не учитываются склонности учащихся, их предрасположенность к тому или иному характеру двигательной активности (скоростной, силовой, сложно-координационной и т.п.). В организации системы физического воспитания большее внимание уделялось технологии внешних воздействий в соответствии с возрастными особенностями, и в меньшей степени эти воздействия соотносились с индивидуально-психологическими особенностями учащихся. При этом объяснить природу индивидуального развития только на уровне анализа возрастных изменений (проявлений) в принципе невозможно. По мере взросления индивидуальные различия не сглаживаются, а, напротив, становятся более выраженными, что, в свою очередь, приводит к размыванию границ возрастных периодов. Следовательно, повышение эффективности физического воспитания при разработке инновационных подходов диктует необходимость учета не столько возрастных норм, сколько индивидуальных особенностей возрастного развития [8].
В ранее проведенном нами исследовании установлены различия в соотношении развития двигательных и интеллектуальных способностей учащихся 6-11-х классов и студентов 1-3-х курсов [5, 6]. Во всех возрастных выборках юношам с меньшим проявлением общего интеллекта свойственны более высокие уровни и динамика развития двигательных способностей (физической подготовленности) и, напротив, при большем проявлением общего интеллекта чаще встречаются низкие уровни и динамика развития двигательных способностей. Отмеченное свидетельствует о неравномерном развитии двигательных способностей и интеллекта, что можно интерпретировать как проявление индивидуальных особенностей возрастного развития. В самом общем виде последние обу-
словливают то, что в подростковом возрасте и ранней юности различаются темпы приближения к уровню зрелости функций: у одних учащихся раньше проявляется и доминирует интенсивное развитие двигательной сферы, у других - интеллектуальной.
В настоящем исследовании ставилась задача выявления выраженности мотивации к реализации двигательной активности учащихся, различающихся индивидуальными особенностями возрастного развития.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В проводимом в 2016 - 2017 гг. исследовании приняли участие студенты-первокурсники ФГБОУ ВО «СибАДИ» (55 юношей и 41 девушка).
Двигательные способности учащихся изучались посредством измерения: силы (кистевая и становая динамометрия), силовой выносливости (юноши: подтягивание на перекладине, девушки: сгибание - разгибание рук в упоре лёжа), скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места), скоростной способности (бег на 100 м, «челночный» бег 3 по 10 м) и общей выносливости (бег на 1000 м). Оценка общего интеллекта (ОИ) осуществлялась посредством теста Р. Амтхауэра в адаптации Л.А. Ясюковой [10]. Оценка мотивации к реализации двигательной активности проводилась с использованием авторского опросника.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение корреляции двигательных способностей и общего интеллекта (ОИ) у студентов первых курсов (юношей) позволило установить ряд значимых связей. Так, проявления силы (кистевая и становая динамометрия), силовой выносливости (подтягивание на перекладине) и скоростно-силовой способности на статистически значимом уровне отрицательно коррелируют с уровнем ОИ (таблицы 1).
В целом, исходя из таблицы 1, можно отметить, что вне зависимости от силы корреляции между двигательными способностями и ОИ по всем изучаемым признакам наблюдаются связи со знаком минус. Это свидетельствует, что у юношей-первокурсников наблюдается гетерохрония развития с доминированием либо двигательных, либо интеллектуальных функций.
Таблица 1 - Корреляционные связи проявлений двигательных способностей и уровня общего интеллекта (ОИ) у юношей-студентов первых курсов_
Двигательные проявления Уровень ОИ учащихся
Кистевая динамометрия правой руки - 377**
Кистевая динамометрия левой руки -360**
Становая динамометрия -359**
Подтягивание на перекладине -300*
Прыжок в длину с места -278*
«Челночный» бег 3 по 10 м - 147
Бег на 100 м - 191
Бег на 1000 м -071
Примечание. Нули и запятые опущены. В этой и следующей таблицах: * - достоверность корреляционной связи на уровне значимости P < 0,05; ** P < 0,01. В связи с тем, что отрицательная корреляция с беговыми показателями, измеряемыми временными интервалами (бег на 30, 1000 м, «челночный» бег), свидетельствует о положительной связи с соответствующими двигательными способностями (общей выносливостью, скоростной способностью), в корреляционной плеяде и в таблицах 1 и 2 знак корреляции изменен на противоположный. Следовательно, фактически связь с показателями бега на 100, 1000 м, «челночным» бегом следует понимать не как с временным значением прохождения дистанции, а как с проявлением способности.
У девушек-первокурсниц в структуре корреляционной плеяды есть некоторые отличия от выборки юношей. В частности, у девушек нет значимых связей силы с проявлением уровня ОИ, хотя выявлена статистически значимая связь с силовой выносливостью (таблица 2). Также у девушек установлены корреляционные связи скоростно-силовой, скоростной способностей с уровнем ОИ. В целом можно отметить, что, как и в выборке
юношей, у девушек вне зависимости от силы корреляции между двигательными способностями и ОИ по всем изучаемым признакам наблюдаются связи со знаком минус. Выявленные особенности свидетельствуют о расхождении во времени периодов интенсивного развития двигательных и интеллектуальных способностей в процессе взросления, являющегося проявлением гетерохронии развития различных систем организма.
Таблица 2 - Корреляционные связи проявлений двигательных способностей и уровня общего интеллекта (ОИ) у девушек-студенток первых курсов_
Двигательные проявления Уровень ОИ учащихся
Кистевая динамометрия правой руки - 121
Кистевая динамометрия левой руки -094
Становая динамометрия -091
Сгибание - разгибание рук в упоре лежа -314*
Прыжок в длину с места -335*
«Челночный» бег 3 по 10 м -333*
Бег на 100 м -349*
Бег на 1000 м - 123
Полученные результаты дополняют данные, установленные в ранее проведенных нами исследованиях, где выявлены различия в соотношении развития двигательных и интеллектуальных способностей учащихся [5].
Далее рассмотрена выраженность мотивации к реализации двигательной активности первокурсников в зависимости от проявления ОИ. В результате установлено, что как у юношей, так и у девушек более высокая мотивация к реализации двигательной активности зафиксирована у лиц с меньшим уровнем ОИ, но более высокими проявлениями двигательных способностей, и наоборот. Так, у юношей с меньшим уровнем ОИ мотивация к реализации двигательной активности выше, чем у учащихся полярной группы по проявлению ОИ (76,22 против 69,44; Р < 0,05) (рисунок). У девушек выявлена аналогичная картина, но со значительно более выраженным различием (73,85 против 65,33; Р < 0,01). 80
75 -
70 _
65 -
60 55
Юноши Девушки
□ 1- меньший уровень ОИ Ш2- средний уровень ОИ Ш3- большой уровень ОИ
Рисунок - Выраженность мотивации к реализации двигательной активности у студентов первых курсов, различающихся уровнем общего интеллекта (ОИ) (баллы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что как у юношей, так и у девушек проявления двигательных способностей отрицательно коррелируют с уровнем общего интеллекта. При этом если у юношей статистически значимые связи общего интеллекта выявлены с силой, силовой выносливостью и скоростно-силовой способностью, то у девушек - с силовой выносливостью, скоростно-силовой и скоростной способностями. В целом общая отрицательная направленность корреляционных связей двигательных и интеллектуальных способностей в обеих выборках свидетельствует о проявлении гетерохронии развития определенных систем организма в юношеском возрасте. Последнее обусловливает то, что у одних учащихся доминирует развитие двигательных, у других - интеллектуальных способностей. Устойчивые и выраженные различия в соотношении развития двигательных
и интеллектуальных способностей, установленные на разновозрастных выборках, позволяют говорить о проявлении индивидуальных особенностей возрастного развития [5].
Анализ выраженности мотивации к реализации двигательной активности у студентов-первокурсников, различающихся уровнем ОИ, подтвердил наши предположения. Как у юношей, так и у девушек более высокая мотивация выявлена у лиц с меньшим уровнем ОИ, и наоборот. Следовательно, учитывая корреляционные связи, отраженные в таблицах 1 и 2, можно констатировать, что у студентов с опережением в развитии двигательных способностей при сравнительно меньшем уровне общего интеллекта наблюдается и более высокая мотивация к реализации двигательной активности. Напротив, у лиц с отставанием в развитии двигательных способностей, но при более высоком уровне общего интеллекта рассматриваемая мотивация на статистически значимом уровне выражена ниже.
Интерпретируя изложенные данные, важно подчеркнуть, что получены они в ходе констатирующего экспериментального исследования. Следовательно, зафиксированные индивидуальные особенности возрастного развития, выраженные в соотношении развития двигательных и интеллектуальных способностей, наряду с проявлением мотивации к реализации двигательной активности, сформировались у студентов не иначе как в ходе выполнения различных видов деятельности (в том числе и физкультурной). Вместе с тем деятельность, внешние развивающие воздействия по-разному влияют на развитие способностей учащихся в связи с выраженностью у них предпосылок (задатков), индивидуально-психологических особенностей. Соответственно, единые для всех унифицированные требования и развивающие воздействия (в частности, в ходе реализации традиционной системы физического воспитания) имеют различный развивающих эффект в силу имеющихся у учащихся врожденных предпосылок (задатков), а также иных «внутренних» факторов развития.
Установленные различия в выраженности мотивации к реализации двигательной активности выглядят вполне логичными, поскольку у учащихся с опережением в развитии двигательных способностей на фоне сверстников с отставанием в физической подготовленности, очевидно больше возможностей в самореализации, самоутверждении в сфере физической культуры и спорта. С другой стороны, есть основания полагать, что и потребность в двигательной активности у таких учащихся проявляется на более высоком уровне. Косвенно это подтверждается зафиксированными различиями в проявлении типологических свойств нервной системы у учащихся, различающихся соотношением развития двигательных и интеллектуальных способностей [7]. У лиц с более высоким уровнем физической подготовленности, но меньшим общим интеллектом выявлены сильная нервная система, преобладание возбуждения по внутреннему балансу. Как показано Е.П. Ильиным [2], данный типологический комплекс связан с более высокой потребностью в двигательной активности.
Учитывая изложенное, становится очевидным, что традиционная система физического воспитания в полной мере не решает задач по развитию физической подготовленности и формированию мотивации к двигательной активности в равной степени для всех учащихся. Полученные в исследовании результаты подтверждают высокую потребность практики в изменении подхода организации физического воспитания подрастающего поколения с целью повышения эффективности последнего и необходимости формирования устойчивой мотивации к двигательной активности, самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-16-55007 и Правительства Омской области
ЛИТЕРАТУРА
1. Вавилов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) / Ю.Н. Вавилов, Д.Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. -
1997. - № 6. - С. 51-54.
2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. -
464 с.
3. Современные особенности методики проектирования и реализации оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, В.В. Маркелов, В.П. Демеш // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 70-72.
4. Пасек, М. Посещаемость занятий по физическому воспитанию и ее связь с отношением к физкультуре и отдельными биологическими и социальными факторами с учетом проведения занятий в полевых условиях и школьных залах / М. Пасек, М. Михайловска-Савчин, А. Новак-Залеска // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 8. - С. 44-48.
5. Ревенко, Е.М. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления : монография / Е. М. Ревенко, В. А. Сальников ; СибАДИ. - Омск : [б.и.], 2014. - 392 с.
6. Ревенко, Е.М. Возрастные особенности физической подготовленности учащихся, различающихся динамикой интеллекта, как условие индивидуализации физического воспитания / Е.М. Ревенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 201-207.
7. Ревенко, Е. М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры / Е.М. Ревенко // Образование и наука. - 2016. - № 1. -С. 118-132.
8. Сальников, В.А. Возрастной фактор в структуре индивидуального развития / В.А. Сальников, Е. М. Ревенко // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 98-103.
9. Содержание недельной двигательной активности студенческой молодежи и ее самоанализ / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, О.Н. Кизаев, Н.Н. Герега // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 4. - С. 8-9.
10. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST) : методическое руководство / Л. А. Ясюкова. - СПб. : ГП «ИМАТОН», 2002. - 80 с.
11. Physique, body composition and motor performances in Hungarian students / Z. Szakaly, F. Ihasz, C. Konczos, J. Plachy, J. Bognar, O. Kolomiets // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 267-274.
REFERENCES
1. Vavilov, Yu.N. and Vavilov, D.Yu. (1997), "Sport program "Presidential race" (author's draft)", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 51-54.
2. Ilyin, E.P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.
3. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V., Markelov, V.V. and Demesh, V.P. (2014), "Modern features of Methodology of projection and implementation health-improving programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 70-72.
4. Pasek, M., Mikhailovsk-Savchyn, M. and Nowak-Saleska, A. (2014), "Attendance in physical education and its relationship with respect to physical education and individual biological and social factors with regard to conducting classes in the field and school halls", Theory and practice of physical culture, No 8, pp. 44-48.
5. Revenko, E.M. and Salnikov, V.A. (2014), The relationship of motor and mental abilities in the process of growing up: monograph, publishing house SibADI, Omsk.
6. Revenko, E.M. (2016), "Age characteristics of physical readiness of students with different dynamics of intelligence, as a condition of individualization of physical education", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 201-207.
7. Revenko, E.M. (2016), "Changes in the criteria for student assessment as a condition of increase of motivation for physical culture lessons", Education and Science, No. 1, pp. 118-132.
8. Salnikov, V.A. and Revenko, E.M. (2014), "Age-specific factor in the structure of individual development", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 98-103.
9. Sinyavsky, N.I., Fursov, V.A., Kitaev, O.N. and Gerega, N.N. (2016), "Content of weekly motor activity of students and its self-examination", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 8-9.
10. Yasukova, L.A. (2002), Testing of mental structure by R. Amthauer (IST): Methodical manual, IMATON, St. Petersburg.
11. Szakaly Z., Ihasz, F., Konczos, C., Plachy, J., Bognar, J. and Kolomiets, O. (2016), "Physique, body composition and motor performances in Hungarian students", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 267-274.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2017
УДК 796.015
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПЛАВАНИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЮСШ И ФИТНЕС-
КЛУБАХ
Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация
Обучение детей плаванию является популярной физкультурно-оздоровительной услугой, оказываемой широкой сетью фитнес-клубов в России. Система организации подобных занятий, готовность инструкторов фитнес-клубов к их проведению на сегодняшний день остается весьма конфиденциальной информацией. В статье предпринята попытка определить особенности обучения дошкольников плаванию в фитнес-клубах и сравнить полученные данные с содержанием и деятельностью тренеров ДЮСШ в этом направлении.
Ключевые слова: плавание, фитнесс-клуб, старший дошкольный возраст, плавательные умения и навыки, игровой материал, групповые занятия.
FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS PROVIDING IN SWIMMING WITH PRESCHOOL AGE CHILDREN AT THE YOUTH SPORT SCHOOLS AND FITNESSCLUBS
Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Failia Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical science, professor, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,
Russian State Social University, Moscow
Annotation
Teaching children to swim nowadays is a popular sports and health-saving service provided by a wide network of fitness-clubs in Russia. Unfortunately, the system of organization of such activities and willingness of trainers' staff for their conducting, nowadays, remains very confidential information. The article attempts to define the characteristics of preschool children learning to swim in the fitness-clubs, comparing these data with the content and activity of the sports school coaches work in this direction.
Keywords: swimming, fitness-club, senior preschool age, swimming skills, playing material, group lessons.
В Москве разработана и действует Государственная программа «Спорт Москвы», рассчитанная на 2012-2018 годы, задача которой является оптимизация системы физического воспитания детей и молодежи. Одним из значимых средств физического воспитания детей является плавание - популярнейший вид спорта, жизненно необходимый навык, имеющий высокий оздоровительный эффект.
До недавнего времени массовое обучение плаванию детей и подростков осуществлялось в дошкольных образовательных учреждениях, средних образовательных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах и группах спортивно-оздоровительной под-