Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / хоровая культура / исполнительская направленность / репертуар / периоды развития / history / choral culture / performance orientation / repertoire / stages of development

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макеева Жанна Робертовна

В статье исследуются пути развития и основные направления отечественного хорового искусства с X по XXI век. В ней освещены традиции и творческий опыт исполнительской хоровой школы, лучшие достижения которой оказали влияние на развитие выразительных и технических средств отечественного хорового исполнительства. Своеобразие русской хоровой культуры, сложившееся под определенным влиянием социальных условий, происходило и развивалось иначе, чем в Европе. Это позволило автору сделать периодизацию исторических этапов формирования, ориентирующих читателей на целевые задачи каждого. Для установления содержательной направленности хоровой культуры выделены шесть периодов: Языческий, Христианское средневековье, «Западничество», «Возрождение», Послереволюционный, Современный. Детализированный в статье материал поможет правильному пониманию ключевых вопросов формирования научных знаний о хоре и исполнительских отечественных традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE NATIONAL CHORAL ART

The article explores paths of development and main directions of Russian choral art from the X to the XXI century. It sheds light on the traditions and creative experience of the performance choral school, whose best achievements have influenced the development of expressive and technical means of national choral performance. The uniqueness of Russian choral culture, which has evolved under specific social conditions, has originated and developed differently from Europe. This allowed the author to periodize the historical stages of formation, guiding readers towards the objectives of each. To establish the substantive direction of choral culture, six periods have been identified: Paganism, Christian Middle Ages, “Westernization”, Renaissance, PostRevolutionary, Modern. The detailed content in the article wil contribute to a proper understanding of key issues in the formation of scientific knowledge about choirs and Russian performance traditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА»

УДК. 78.01

Макеева Ж. Р.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье исследуются пути развития и основные направления отечественного хорового искусства с X по XXI век. В ней освещены традиции и творческий опыт исполнительской хоровой школы, лучшие достижения которой оказали влияние на развитие выразительных и технических средств отечественного хорового исполнительства. Своеобразие русской хоровой культуры, сложившееся под определенным влиянием социальных условий, происходило и развивалось иначе, чем в Европе. Это позволило автору сделать периодизацию исторических этапов формирования, ориентирующих читателей на целевые задачи каждого. Для установления содержательной направленности хоровой культуры выделены шесть периодов: Языческий, Христианское средневековье, «Западничество», «Возрождение», Послереволюционный, Современный. Детализированный в статье материал поможет правильному пониманию ключевых вопросов формирования научных знаний о хоре и исполнительских отечественных традициях.

Ключевые слова: история, хоровая культура, исполнительская направленность, репертуар, периоды развития.

Makeeva Zh. R.

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE NATIONAL CHORAL ART

Abstract. The article explores paths of development and main directions of Russian choral art from the X to the XXI century. It sheds light on the traditions and creative experience of the performance choral school, whose best achievements have influenced the development of expressive and technical means of national choral performance. The uniqueness of Russian choral culture, which has evolved under specific social conditions, has originated and developed differently from Europe. This allowed the author to periodize the historical stages of formation, guiding readers towards the objectives of each. To establish the substantive direction of choral culture, six periods have been identified: Paganism, Christian Middle Ages, "Westernization", Renaissance, Post-Revolutionary, Modern. The detailed content in the article wil contribute to a proper understanding of key issues in the formation of scientific knowledge about choirs and Russian performance traditions.

Keywords: history, choral culture, performance orientation, repertoire, stages of development.

Неизмеримо богатство русской хоровой музыки. На протяжении десяти столетий развивались ее традиции в тесном соприкосновении с церковно-певческим искусством Византийской империи и Средиземноморья, народным искусством южных и западных славян, вокально-инструментальными традициями Западной Европы. Изучая историю отечественной хоровой музыки, невозможно ограничиться только лишь рассмотрением жанровых и стилевых особенностей, поскольку при определении сущности явления хорового искусства акцентными становятся не только узко специальные вопросы, но и вопросы отношения государства к культуре, состояния музыкального просвещения и образования в стране, интересы слушательской аудитории, развитие исполнительских традиций и научной мысли о музыке и хоровых жанрах.

Изучение истории становления и формирования отечественного хорового искусства лучше начать с периодизации как необходимого условия правильного понимания и подхода к ключевым вопросам отечественной хоровой школы. Периодизация хорового искусства, как и всякая другая, рассматривающая художественную деятельность человека, опирается на закономерности развития общественной жизни, выявляя крупные поворотные этапы в историческом процессе.

Исследователи Ю. Келдыш, О. Левашева1, Е. Орлова2 выделяют несколько периодов развития музыкальной культуры, типичных для

отечественного музыкального искусства, которые рассматриваются в исследованиях — от начала существования Российского государства до XXI века. Для установления содержательной направленности определим названия каждого периода, ориентирующие читателей на их особенности и характерные черты развития:

I период — с VI до X века — Языческий;

II период — с X до XVII века — Христианское средневековье;

III период — с XVII до XIX века — «Западничество»;

IV период — с XIX до 1917 года — «Возрождение»;

V период — с 1917 года до 1960 — Послереволюционный;

VI период — с 1960 года до наших дней — Современный.

Языческий период. О славянской земле, протянувшейся от Средиземного моря до Балтийского моря, на которой жили рослые и сильные люди, говорят еще римские историки начала нашей эры. К VI веку сформировались три самостоятельные группы славян: западные славяне (известные под названием венеды), восточные (анты) и южные (склавины или славяне). Е. Орлова указывает, что основная часть ан-тов, явившихся предшественниками русской, украинской и белорусской народностей, жила между Днестром и Днепром [8, с. 31].

Исторический период VI-VIII веков характеризуется появлением племенных союзов как раннегосу-дарственных объединений, а так-

1 См.: вступительная статья О. Левашовой к книге «Очерки и исследовани по истории русской музыки» Ю. В. Келдыша [5, с. 3-4].

2 См.: [8, с. 11-30]. 20

же развитой общественной жизнью и культурой. Разнообразные предметы художественного ремесла (кузнечного, ювелирного) позволяют говорить о достаточно высокой степени развития культуры восточных славян. Как отмечает Н. М. Карамзин, «уже в VI веке музыкальная культура существовала у языческих «варварских» племен, хотя бы в бытовом ее выражении». Песни, наигрыши становились органичной частью жизни человека от рождения и до самой смерти. Будни и праздники, труд и отдых, рождение и смерть были немыслимы без музыки.

Особенностью музыкальной культуры этого периода является бесписьменная традиция, представленная песенными и инструментальными жанрами «менестрельного» искусства, развивающегося в рамках местного стиля в виде индивидуальных и коллективных форм народного исполнительства1. Отметим, что совместное хоровое исполнение пользовалось большей популярностью и любовью. Песенная культура древних славян была представлена ритуальными (обрядовыми), календарными, семейно-бытовыми видами фольклорного творчества, отражающими языческое мировоззрение славян.

В основе фольклорных жанров была синкретическая природа соотношения слова и звука. Слово, его понятийная сторона для исполнителя было определяющим, в связи с чем развился и долгое время существовал речитативный стиль с его возгласной природой интони-

рования и тирадной формой выражения, близкой к речевой фразовой интонации. Раннефольклорный тип интонирования, возникший в глубокой древности, как указывает Э. Е. Алексеев, «имел стабилизированные мелодические образования с характерным контрастно-регистровым строением и неустойчиво-глис-сандирующими оборотами, и отличался большой вариативностью и многокрасочностью» [7, с. 178].

Первый период для русской музыки имеет огромное значение. Именно в это время начала формироваться отечественная (славянская) вокально-хоровая исполнительская культура, были заложены жанровые основы для дальнейшего развития.

Христианское средневековье положило начало развитию русской государственности и культуры Древней Руси с центром в Киеве. «Само становление этого государства, — пишет Е. Орлова, — произошло в IX веке, а в Х и XI веках Киевская Русь — уже грозная, мощная сила, объединившая вокруг себя ряд славянских областей и подчинившая себе многие неславянские племена» [8, с. 52]. Хронологические рамки и социально-историческое содержание этого периода, позволяют называть его средневековой Древней Русью. Ее временные границы совпадают с границами большой тысячелетней эпохи европейских, азиатских стран, именуемой также средневековьем. В этот период, как указывает Ю. В. Келдыш, «создаются первые (или, во всяком случае, наиболее ранние из дошедших

1 «Менестрельное» искусство — выражение Е.В. Николаевой, обозначающее культуру скоморохов, певцов-сказителей.

до нас), образцы древней русской литературы1, формируются основные ее жанры и приемы изложения, развертывается широкая строительная деятельность и возводятся великолепные архитектурные сооружения, украшенные изнутри стенной живописью и мозаикой, возникают профессиональные формы певческого искусства, обладавшего своей системой нотной записи и определенной суммой выработанных норм и принципов мелодического мышления. Художественные традиции Киевской Руси сохранили свою силу на протяжении всего древнего периода русского искусства, определив его наиболее общие и устойчивые признаки» [4, с. 23].

Музыкальная культура Киева представлена разнообразными жанрами народного творчества, сохранившими древнеславянское наследие, а также первыми формами церковного пения и музыки, служащей для сопровождения ритуалов. Данный период характеризуется однородностью направления и однородностью творческих установок; его особенностью является внутри-церковное развитие. Отметим, что русской православной церковью из византийских традиций богослужения было принято следующее: готовый установившийся текстовой материал на все службы годового круга в переводе на славянский язык, осмогласные напевы православного Востока в крюковом изложении в богослужебных нотных книгах, способы и виды церковного пения — одиночного и хорового,

святоотеческие взгляды на задачи церковного пения.

Таким образом, христианские нововведения основывались на традициях, какие были созданы предшествующим тысячелетием в общецерковной жизни и истории. Формирование русской хоровой культуры происходило под влиянием принятых норм и канонов византийской церкви, которое характеризовалось формированием большого количества мастеровых певческих школ, распространившихся в центральной части Руси: Киеве, Москве, Ростове, Суздале, Рязани, Владимире, Новгороде, Усолье. Хоровые коллективы образовывались только из лиц мужского пола, имеющих сан священников2. Два профессиональных коллектива появились на авансцене зарождающейся певческой школы: хор Государевых певчих дьяков и подьяков (1479), хор Патриарших певчих дьяков и подьяков (1589). Имея сугубое предназначение в связи с принадлежностью к той или иной сфере деятельности, они с самого начала способствовали развитию двух исполнительских традиций — светского и духовного направления.

При этом основные свойства древнерусского певческого искусства определила византийская церковная богослужебная практика. Ее особенностью было доминирование религиозно-духовного начала над музыкальным, проявляющееся в требовании к духовной сонастро-енности певцов к клиросному пению, знания ими основного круга

1 «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Жития Кирилла и Мефо-дия», ветхозаветные и новозаветные апокрифические сказания и др.

2 Женские клиры существовали в монастырях. 22

богослужебных песнопений, петь которые нужно было по певческим книгам. В них словесный текст соединялся с невменной крюковой нотацией, требующей знания расшифровки и понимания ее символического значения.

Определялся и сам характер одноголосного пения, в унисон и без сопровождения инструментов. Исполнять церковные песнопения следовало просто и сдержанно, без лишней экспрессии, так как по учению отцов церкви «Бога следует воспевать не голосом, а сердцем».

Древнерусское певческое искусство как важный этап в истории хорового искусства в целом являлось неотъемлемой частью богослужения и развивалось только в рамках церкви. И. В. Гарднер, исследователь церковного пения, говорил о традиции называть пением богослужение, считая, что идти на него означает идти на пение [3, с. 148].

Именно в этот период, как отмечают исследователи, начинает формирование русская нация. (Выросшие из Киевской Руси три культуры — русская, украинская, белорусская получают свое самостоятельное развитие.) Образование и развитие русского национального стиля протекало, как отмечает Е. Орлова, в непосредственной взаимосвязи с процессами, происходящими в самом русском языке. В нем воедино сплетались русские говоры (юго-восточное «аканье» и северо-западное «оканье»), складывался новый сред-

нерусский, мягкий певучий стиль, опирающийся на ростово-суздаль-ский диалект. Происходит активный поиск выразительных средств уже сложившихся и зарождающихся жанров1. Вершиной, главным достижением народного творчества является лирическая протяжная песня (русское бельканто). Господствующую роль в ней играет мелодия, полностью подчиняющая себе словесный текст, являющаяся квинтэссенцией глубочайших психологических переживаний.

В целом народно-песенное творчество продолжало развиваться традиционно устным путем, перерабатывалось и отшлифовывалось народными умельцами в импровизационной манере. Как простейший вид исполнительской формы, хоровые ансамбли и небольшие хоры всегда организовывались на народных гуляньях и празднествах, особенностью которых был местный колорит.

«Западничество». В XVII веке происходит воссоединение Украины с Россией, расширяются границы на севере и востоке страны, населенной разными народностями. Россия превращается в обширную по территории великую многонациональную державу. Тем самым в жизни русского общества и в музыкальной культуре страны происходят существенные изменения. Многочисленные переселенцы из Белоруссии и Украины: книжники, «учительные» монахи, мастера разных ре-

1 Руднева А. указывает на два периода жанровой ориентации. Первый, с конца Х до XV века, сориентирован на исполнение трудовых, календарных песен, цикла свадебного обряда, ранних былин и погребальных плачей. Второй, с XV по XVII век, характеризуется появлением жанров исторической, лирической протяжной (отделившейся от обряда хороводной и плясовой песни), а также псальмы, канта и духовного стиха.

месел способствовали развитию русской культуры. «Среди монастырской братии, — указывает Ю. В. Келдыш, — было много украинцев, белорусов, греков, поляков и даже принявших православие немцев, каждый из которых приносил элемент своей культуры. Здесь зарождались и находили поддержку новые течения в области поэзии и церковного пения, новые музыкально-поэтические жанры» [4, с. 164]. При покровительстве Алексея Михайловича и активном содействии патриарха Никона в церковных храмах зазвучали южнорусский партесный концерт, польские «псальмы». Несмотря на то, что они были связаны с религиозной тематикой, черты нового многоголосного концертного стиля и интонации народных песен (украинского фольклора) высвечивали светскую направленность в хоровом искусстве. Особая роль в этой тенденции принадлежит театральным формам, получившим развитие в середине XVII века в виде церковных действ и так называемых школьных драм.

Из композиторов «польского» направления, писавших службы и духовные концерты, можно выделить Николая Дилецкого, Николая Бо-выкина, Василия Титова, Николая Калашникова, Федора Редрикова.

Польское влияние продолжалось недолго, в силу нового перелома уже в сторону «итальянского» влияния, так для развития дворцовой культуры и обучения музыкальному искусству в Россию приезжа-

ют из Западной Европы крупные музыканты. Существенные изменения в этом направлении внесла деятельность Петра I (1685-1724), затем императриц Анны Иоаннов-ны (1730-1740), Елизаветы Петровны (1741-1762), Екатерины II (1762-1796). Европейское барокко и классицизм послужили импульсом для формирования и развития русской оперы, инструментальных и камерно-вокальных жанров, а также жанров хоровой музыки.

Многие итальянские музыканты работали в должности придворных капельмейстеров при дворе: Фран-ческо Арайя (1709-1770), Бальдас-саре Галуппи (1706-1785), Джузеп-пе Сарти (1729-1802). Занимаясь преимущественно оперной музыкой, эти композиторы также отдавали дань популярному в то время в России хоровому жанру, расширяя его исполнительские возможности. Много духовных концертов вышло из-под их пера, но в музыкальном отношении этот стиль не имел ничего общего с характером русского пения, поскольку их творчество заключалось лишь в присоединении музыки к словам священных текстов. Новый оперно-концертный стиль был еще более чуждым для русской почвы, чем польский, в связи с чем, насаждаемый у нас, он скоро получил нарицательное название — «итальянщина»1.

Новые черты музыкальной культуры оказали свое влияние и на хоровое исполнительство. При Петре I хор Государевых певчих дьяков, сос-

1 При этом итальянцы воспитали много интересных самобытных отечественных музыкантов, среди которых М. С. Березовский (1745-1777), Д. С. Бортнянский (17511825), С. А. Дегтярев (1766-1813), А. Л. Ведель (1767-1806), С. И. Давыдов (17771825), прот. П. И. Турчанинов (1779-1856). 24

тоящий из мужчин, был реорганизован в хор Певчих дома его Величества, куда вошли и певцы-мальчики. Функциональная принадлежность хора менялась: наряду с церковной службой его основной обязанностью было участие во всех дворцовых мероприятиях (военных походах государя и празднествах). В 1703 году коллектив участвовал в торжествах по поводу закладки Санкт-Петербурга и был оставлен там при дворе для различных увеселений: балов, ассамблей, «славлений», маскарадов, обедов. В 1717 году хор сопровождал поездку Петра I в Польшу, Германию, Голландию, Францию, где впервые познакомил слушателей с русским хоровым искусством. Программы концертов придворной певческой капеллы включали произведения зарубежных и русских композиторов.

Многие крупные российские вельможи по примеру «государева» хора для увеселений и проведения церковных служб организуют придворно-певческие коллективы. Среди них хоры Меньшикова, Голицына, Романова, Шереметьева. Среди частных хоров России выделялась капелла Шереметьева, организованная в 50-х годах XVIII столетия сыном фельдмаршала Петра I П. Б. Шереметьевым. Капелла просуществовала около 150 лет. Это был известный не только в России, но и за рубежом коллектив, славу которому снискали выдающиеся хормейстеры, работавшие с ним: Степан Дегтярёв, Гавриил Ломакин. Репертуар капеллы отличался разнообразием и сложностью, требовавшей большой технической и художественной культуры. Программа капеллы, как

и многих отечественных придворных хоров этого периода, состояла из духовных и светских произведений русской и западноевропейской классики (Бортнянский, Львов, Ломакин, Палестрина, Лотти, Бах, Моцарт, Лист).

Важнейшую роль в распространении хорового искусства и воспитании квалифицированных исполнителей стали играть музыкальные классы и театры, организованные при различных учебных заведениях: Шляхетском корпусе, Академии художеств, Московском университете, Воспитательном доме, Смольном институте. Певческие коллективы учебных заведений исполняли кантаты и канты, гимны и хоры к музыкально-драматическим и оперным спектаклям.

Светское направление в хоровом искусстве, получившее распространение в придворной жизни и быту, развивалось параллельно с церков-но-певческой традицией. Оплотом духовной культуры по-прежнему оставалась Москва, тяготеющая к традициям обрядового порядка. На этот стиль опирались многие выдающиеся композиторы и хоровые дирижеры, чья деятельность была связана с ней. Ярким носителем традиции древнерусского певческого искусства был хор Патриарших певчих дьяков. В 1721 году с отменой патриаршества и организацией Священного Синода коллектив стал именоваться Синодальным хором, который стал хранителем лучших традиций церковного пения, характеризовался полным знанием распевов и исполнял церковные службы с точным соблюдением церковного Устава.

Другим руслом интенсивного развития хорового искусства этого периода было народное творчество. Особенно возросла роль поместно-усадебной музыкальной культуры, одновременно соприкасающейся и с народно-песенным крестьянским искусством, и с «привозной» зарубежной музыкой, ставшей столь популярной в эти годы в России. В дворянских усадьбах стали организовываться крепостные оркестры, хоры, театры. Известная домашняя капелла графа Кирилла Григорьевича Разумовского в г. Глухове под управлением Г. Н. Теплова имела огромный успех. Репертуар хора формировался из народных песен, поскольку руководитель Г. Н. Теплов был композитором и составителем первого сборника русских песен под названием «Между делом безделие, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса».

Другой группой, исполняющей народные песни, были певческие фольклорные ансамбли, представляющие семейно-бытовую, уличную или деревенскую артели. Существование их было повсеместным и носило стихийно-импровизационный характер певческого самовыражения. «Руководителем» в фольклорно-ан-самблевом пении обычно являлся мастер-запевала (или запевалы), знаток подголосочной полифонии, хранитель местной музыкальной традиции и обрядов.

«Возрождение». Этот период в истории хорового искусства связан с восстановлением святоотеческих традиций знаменной культуры пения. Основой послужила попытка гармонизовать древние песнопения, предпринятая в начале XIX века

Д. С. Бортнянским и П. И. Турчаниновым. Их гармонизации считаются малоудачными, поскольку носят ярко выраженный западный характер. Немного позже А. Ф. Львов (1798-1870), будучи с 1837 года управляющим Придворной капеллой, в сотрудничестве с Г. Я. Ломакиным (1812-1885) и П. М. Воротниковым (1804-1876) предприняли попытку реформировать церковное певческое искусство. Ими был гармонизован в немецком стиле (так называют его исследователи) и подготовлен к изданию «Полный круг простого нотного пения (Обиход) на 4 голоса», что имело большое значение для исполнителей. Поскольку цикл осьмогласных песнопений исполнялся церковными хорами без нот и по слуху. Однако и М. И. Глинка (1804-1857), и кн. В. Ф. Одоевский (1804-1869) высказались против такого подхода, считая, что гармонизация наших древних распевов должна покоиться не на ма-жоро-минорных общеевропейских ладах, а на древних церковных.

В XIX веке в Москве, где особо культивировались формы церковного пения, вызревал новый подход к развитию богослужебного пения. Духовный жанр под влиянием творческих идей С. В. Смоленского (директора Синодального училища) приобрел новое дыхание в школе композиторов, стремящихся к восстановление древнерусских распевов на основе древнерусских ладов. Появились такие сочинения, как «Литургия» П. Чайковского, «Всенощная» С. Рахманинова, «Литургия» А. Гречанинова, кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С. Танеева, а также духов-

ные произведения А. Кастальского, А. Архангельского, В. Калинникова, А. Никольского.

Пропаганду духовной музыки осуществлял Синодальный хор под управлением В. С. Орлова, бережно сохраняющий церковно-певческие традиции древнерусской школы. По почину московского хора и в Петербурге также начинается движение к возрождению отечественных традиций духовной музыки, которую осуществляют Придворно-певчес-кая капелла, хор А. Архангельского, хор Александро-Невской лавры (под управлением В. Тернова), хор артистов русской оперы (под управлением А. Беккера).

«Возрождение» хорового искусства связано с большой популярностью хорового пения как следствием демократизации концертной жизни России, сопровождавшимся рождением новых творческих коллективов любительского и профессионального музицирования1.

Интенсивно развивается в эти годы и народно-песенное исполнительство. Одним из первых русских народных хоров в России был коллектив И. Молчанова, организованный в 1840 году. Его состав был однородным, в нем пели демобилизованные военные и их дети. В 1910 был организован крестьянский народный хор, составленный из фольклорных групп Воронежской, Смоленской, Рязанской губерний. В 1921 году появляется аналогичный коллектив П. Яр-

кова. Уникальным коллективом в этом ряду является хор Д. А. Агре-нева-Славянского, прославившийся неиссякаемым энтузиазмом в деле пропаганды русского фольклора.

В послеоктябрьский период в связи с изменением политического строя происходит переориентация в идейной направленности хорового искусства и художественного творчества в целом. Вождь революции В. И. Ленин писал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» [1, с. 5]. Данная установка повлекла за собой популяризацию самодеятельного творчества, к «отмиранию» профессионального подхода к хоровому жанру, в связи с чем в музыкальном искусстве появились хоровые массивы, объединяющие многотысячную певческую «армию» самодеятельных участников, целью которых было вдохновлять сердца слушателей на энтузиазм и героизм.

Многие отечественные хоровые коллективы постигла печальная участь они либо переорганизовывались, либо просто «самораспускались». Связанные с церковным пением и дворцовой культурой, искусством классово-чуждым для советского строя, они искоренялись и безжалостно уничтожались. Именно поэтому с авансцены хоровой куль-

1 Хор Бесплатной музыкальной школы (руководитель Г. Я. Ломакин); симфоническая капелла (руководитель В. А. Булычев); хор А. А. Архангельского; хор И. И. Юхо-ва; хор Ю. Н. Голицина; хор Бесплатного хорового класса (руководитель И. А. Мельников); хор Морозовской фабрики в Орехово-Зуево (руководитель А. Н. Гейгеров); московский хор (руководитель Ф. А. Иванов); хор Московского университета (руководитель К. К. Альбрехт); хор Санкт-Петербургского хорового общества; хор Московского хорового общества.

туры исчез старейший Синодальный хор, просуществовавший до 1922 года при подотделе педагогического факультета Московской консерватории. Началась откровенная травля не только хоровых коллективов, но и академических учреждений культуры. Среди них был и Мариинский оперный театр, закрытие которого было предотвращено Н. К. Крупской и А. В. Луначарским.

Реорганизации подверглась и «царская» Придворно-певческая капелла, которая была сохранена только лишь благодаря усилиям М. Г. Климова (1881-1937). В 1918 году она продолжила свое существование, начав сезон с новым названием «Петроградская народная хоровая академия», а затем как «Ленинградский академический хор». Преобразованиям подвергся состав хора, репертуарная направленность и его концертная деятельность. Так, с середины сезона 1920/21 года начались выступления хора в смешанном составе, появились женские голоса — сопрано и альты. Изменился репертуар концертных хоровых программ, а также их количество.

Другим профессиональным коллективом в это время стал Первый государственный хор, организованный в 1919 году известным хоровым деятелем И. И. Юховым. В 1942 году коллектив был реорганизован в Республиканскую русскую хоровую капеллу, ныне носящую имя А. А. Юрлова. В 1937 году был организован Государственный хор Союза ССР, руководителем которого стал сначала

Н. М. Данилин, а позже А. В. Свешников. Создаются хоры в системе радиовещания (1928), на телевидении (1948). Большую популярность получила хоровая самодеятельность, связанная с народным творчеством, она приобрела в этот период массовый характер. В стране были созданы тысячи коллективов: на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях, клубах. Популярными жанрами в эти годы были массовая, рабочая, народные песни. Их исполняла хоровая самодеятельность академического направления.

Фольклорные ансамбли и народные хоры, многие из которых выросли на базе самодеятельных коллективов, пользовались большой известностью в стране. Среди них Государственный русский хор имени Пятницкого, Государственный Уральский народный хор, Государственный Воронежский русский народный хор, Государственный Северный русский народный хор.

Современный период в целом является «ренессансом» профессионального академического пения и отечественного хорового искусства. Расцвет хоровой школы связан с усилением ее роли в европейской культуре. Высочайший уровень исполнительства отечественных хоров базируется на музыкальном, вокально-технологическом наследии прошлого, где важным фактором профессионального роста является опора на пение a cappella, возрождение традиций духовного пения, совершенствование вокального мастерства1.

1 Выдающийся хоровой деятель современности В. Соколов подчеркивал «благотворное влияние фестивалей на развитие мастерства наших самодеятельных коллективов. Ведь международная арена обязывает ко многому... мастерству международного уровня и демонстрации характерных национальных черт» (4, 25). 28

Хоровая исполнительская школа «современного периода», представленная профессиональным и самодеятельным направлениями, характеризуется многочисленным разнообразием составов, жанров и стилей отечественных певческих кол-

лективов. В последние десятилетия появились яркие «очаги» местной хоровой культуры на всей территории России, что является подтверждением неисчерпаемых художественных возможностей отечественного хорового искусства.

Список литературы

1. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948.

2. Бобыкина И. А. Московский хор молодежи и студентов. М.: Советский композитор, 1979.

3. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2 т. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.

4. История русской музыки: в 10 томах. Т. 1, 2 / Ред. кол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. М.: Музыка, 1983-2011.

5. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Советский композитор, 1978.

6. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. Саратов: Тип. Губ. земства, 1893.

7. Николаева Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: конец X-XVII ст.: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2003.

8. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки: Учебное пособие для муз. вузов, 3-е изд., испр. и доп. М.: Музыка, 1985.

Сведения об авторе

Макеева Жанна Робертовна — доцент кафедры хорового дирижирования Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.