УДК 37.013.32
О. Н. Гринвальд
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Раскрыты цель, особенности, этапы и результаты создания портфолио в процессе формирования социально-этической компетентности будущих юристов.
Ключевые слова: портфолио, социально-этическая компетентность, юридическое образование, рефлексия.
Качество подготовки выпускника в системе высшего юридического образования определяется степенью соответствия его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требованиям. Большинство нормативных документов, регулирующих деятельность юристов (Кодекс профессиональной этики адвоката, Кодекс судейской этики, Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О статусе судей РФ»), а также Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» содержат морально-этические требования к деятельности и личности правоприменителя. Однако, сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере правоприменения идет вразрез с высокой миссией общественного служения юриста, что лишний раз подчеркивает необходимость повышения нравственного воспитания личности в системе высшего юридического образования [1, с. 38].
Социально ответственный характер юридической деятельности и регламентирующие ее нормы профессиональной этики определяют нормативность требований к профессиональной подготовленности выпускника юридического факультета -обладать социально-этической компетентностью -интегральной характеристикой личности, сочетающей знания, умения, навыки, мотивационно-ценностные ориентации и личностные качества, направленные на осуществление юридической деятельности.
В свою очередь переход российской системы высшего образования на компетентностный формат представления результатов образования требует разработки новых форм и методов комплексной оценки учебных и иных достижений студентов в логике компетентностного подхода. Социально-этическая компетентность формируется всем комплексом дисциплин и практик, преподаваемых будущим юристам. В связи с этим возникает
проблема оценки ее сформированности. Создание портфолио позволяет подойти к решению данной проблемы.
Цель создания портфолио - представить документально динамику и итог развития социальноэтической компетентности будущих юристов как образовательного результата, подтверждающего готовность к профессиональной карьере.
Портфолио являет собой форму аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени. Аутентичность видится в самообследо-вании, самоанализе, самооценке и проектировании саморазвития самого студента [2, с. 18]. В портфолио заключены общие методологические подходы к проведению системной рефлексии собственной деятельности по результатам формирования информационно-содержательной папки - продукта портфолио.
Кроме того, составление портфолио позволяет решить важные педагогические задачи: определить динамику учебно-познавательной деятельности, стимулировать учебную мотивацию, создать дополнительные объективные условия для проявления самообразования, формировать навыки рефлексивной и оценочной деятельности [3, с. 64].
Работа над созданием портфолио в процессе формирования социально-этической компетентности будущих юристов осуществлялась в несколько этапов.
Этап 1. Определение типа портфолио и разработка его структуры
Портфолио, создаваемый в процессе формирования социально-этической компетентности будущих юристов, представлял собой комбинацию тематического индивидуального рефлексивного портфолио и портфолио личностного развития. Структурно он состоял из титульного листа, введения, диагностико-рефлексивного блока и заключения.
Введение содержало обоснование актуальности социально-этической компетентности для специалиста в области права и ее показатели по критериям и уровням. Цель данной информации - дать
представление о знаниях, умениях, навыках и личностных качествах, составляющих социально-этическую компетентность, без чего процесс обучения не может быть эффективным. Также введение включало информацию о целях создания портфолио, его структуре и особенностях составления.
Диагностико-рефлексивный блок портфолио имеет следующие разделы, заполняемые студентами:
Раздел 1. Эссе «Я и моя карьера».
Раздел 2. Начальная диагностическая сессия по оценке сформированности социально-этической компетентности (начало II семестра).
Раздел 3. Промежуточная диагностическая сессия по оценке сформированности социально-этической компетентности (конец II семестра).
Раздел 4. Промежуточная диагностическая сессия по оценке сформированности социально-этической компетентности (конец IV семестра).
Раздел 5. Промежуточная диагностическая сессия по оценке сформированности социально-этической компетентности (конец VI семестра).
Раздел 6. Финальная диагностическая сессия по оценке сформированности социально-этической компетентности (конец VIII семестра).
В ходе заполнения разделов 2-6 в портфолио вносились итоги диагностических сессий относительно уровня сформированности социально-этической компетентности и отдельных ее показателей; прописывались результаты рефлексивного анализа полученных данных (рефлексивный анализ результатов диагностической сессии), а также возможный план саморазвития и мероприятия, необходимые для приобретения соответствующих социально-этической компетентности знаний, умений, навыков и личностных качеств (план и мероприятия по развитию социально-этической компетентности).
Заключение фактически представляло собой характеристику выпускника юридического факультета, раскрывающую его подготовленность к выполнению юридической деятельности в соответствии с нормами и требованиями юридической этики - уровень сформированности социально-этической компетентности.
Этап 2. Планирование организационных действий по созданию портфолио
Исходя из разработанной структуры портфолио, был выполнен организационный план работы, содержащий перечень необходимых мероприятий для создания портфолио и сроки их выполнения. Запланированные мероприятия включали в себя консультации по формированию необходимых знаний и навыков для создания портфолио наряду с мотивированием к данной деятельности, а также проведение диагностических сессий с последующим рефлексивным анализом результатов.
Этап 3. Проведение диагностических сессий с последующей рефлексией результатов
Работа над созданием портфолио, отражающего результаты формирования социально-этической компетентности будущих юристов, началась со II семестра 1-го курса обучения, когда студенты уже прошли первоначальный период адаптации к условиям обучения в высшем учебном заведении и получили определенное представление о сфере будущей профессиональной деятельности.
Начальной диагностической сессии предшествовало написание обучающимися эссе «Я и моя карьера», в котором они в свободной форме излагали мысли по поводу целей и смысла юридической профессии, причин своего профессионального выбора, необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, а также собственного соответствия требованиям выбранной профессии и планируемых путей достижения карьерного успеха. Эссе «Я и моя карьера» являлось отправной точкой рефлексивного анализа сильных и слабых сторон студентов в свете требований профессии, целей по самообразованию, направленных на развитие знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и личностных качеств, необходимых для избранной профессиональной деятельности.
Полученные в ходе начальной диагностической сессии баллы относительно сформированно-сти социально-этической компетентности заносились в соответствующую таблицу, что позволяло студентам определить их уровень и ознакомиться с соответствующей данному уровню характеристикой.
Осуществляемый рефлексивный анализ результатов начальной диагностической сессии помог студентам сравнить свои «идеальный» и «реальный» уровни знаний этических основ права и юридической деятельности; умений и навыков осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормами юридической этики; рефлексивных умений; ценностных ориентаций; морально-волевых качеств и мотивации достижения; определить дефициты в развитии показателей социально-этической компетентности и наметить стратегии личностного развития для их формирования.
Результат рефлексивного анализа записывался студентами в подразделы «Рефлексивный анализ результатов диагностической сессии» и «План и мероприятия по развитию социально-этической компетентности».
Промежуточные диагностические сессии проводились в конце II, IV, VI семестров. Последующий рефлексивный анализ позволил сравнить полученные результаты с показателями предыду-
щей диагностической сессии; отметить особенности динамики развития социально-этической компетентности и отдельных ее показателей, наличие значимых изменений и достижение ожидаемых результатов; определить возможные пути дальнейшего развития собственной социально-этической компетентности.
Финальная диагностическая сессия в конце VIII семестра сопровождалась рефлексивным анализом достигнутого в результате воспитательнообразовательного процесса уровня сформирован-ности социально-этической компетентности, а также определила траекторию личностного и профессионального развития в дальнейшей профессиональной деятельности.
Рефлексия содействует формированию способности человека к самоорганизации, самообразованию, самовоспитанию [4, с. 106]. Осуществление рефлексивного анализа результатов диагностиче-
ских сессий способствует формированию адекватной самооценки, при которой студент правильно соотносит свои способности и возможности с определенными требованиями, рационально и критично оценивает личные успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. Без адекватной самооценки не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов по службе или в учебе. По мнению А. К. Марковой, оптимальной является такая самооценка, в которой существуют минимальные различия между актуальной (со стороны других) и рефлексивной самооценкой [2, с. 45]. Изменения показателей уровня сформиро-ванности социально-этической компетентности по результатам самодиагностики и диагностических сессий в начале II семестра (замер 1), в конце II семестра (замер 2), в конце IV семестра (замер 3), в конце VI семестра (замер 4) и в конце VIII семестра (замер 5) представлены на рис. 1 и 2.
50 Г
40 -
30
20
10
■ по результатам диагностической сессии
по результатам самодиагностики
У 37,6
Замер 1 Замер 2 Замер 3 Замер 4 Замер 5
50
40
30
20
10
0
■ о - по результатам
диагностической сессии
45,1
а
ч
- по результатам самодиагностики
18,4
Замер 1 Замер 2 Замер 3 Замер 4 Замер 5
%
Рис. 1. Количество студентов (%), обладающих продвинутым уровнем социально-этической компетентности по результатам самодиагностики и диагностических сессий
Из графиков видно, что в начале II семестра продвинутый уровень социально-этической компетентности у себя определили 32,8 % студентов по сравнению с 14,3 % по результатам диагностической сессии (расхождение 18,5 %). В конце II семестра расхождение составило 9,4 % - продвинутый уровень социально-этической компетентности у себя определили 28 % студентов по сравнению с 18,6 % по результатам диагностической сессии. В конце IV семестра расхождение было 5,2 % -продвинутый уровень социально-этической компетентности определили 26,7 % студентов по сравнению с 21,5 % по результатам диагностической сессии. В конце VI семестра расхождение составило 4,2 % - продвинутый уровень 33,6 % студентов по сравнению с 29,4 % по результатам диагностической сессии. Финальный замер в конце VIII семестра выявил расхождение в 2,6 % - продвинутый уровень социально-этической компетентности у себя определили 40,2 % студентов по
Рис. 2. Количество студентов (%), обладающих критическим уровнем социально-этической компетентности по результатам самодиагностики и диагностических сессий
сравнению с 37,6 % по результатам диагностической сессии.
В свою очередь в начале II семестра критический уровень социально-этической компетентности у себя определили 18,4 % студентов по сравнению с 45,1 % по результатам диагностической сессии (расхождение 26,7 %). В конце II семестра расхождение составило 15,4 % - критический уровень социально-этической компетентности у себя определили 20,6 % студентов по сравнению с 36 % по результатам диагностической сессии. В конце IV семестра расхождение было 7,1 % - критический уровень социально-этической компетентности у себя определили 16,5 % студентов по сравнению с 23,6 % по результатам диагностической сессии. В конце VI семестра расхождение составило 5,7 % -критический уровень социально-этической компетентности у себя определили 10 % студентов по сравнению с 15,7 % по результатам диагностической сессии. Финальный замер в конце VIII семе-
стра выявил расхождение в 1,1 % - критический уровень социально-этической компетентности у себя определили 7,4 % студентов по сравнению с 8,5 % по результатам диагностической сессии.
Сравнительный анализ результатов самодиагностики будущими юристами уровня сформированно-сти социально-этической компетентности и результатов диагностических сессий выявил, что становление рефлексии шло от ограниченных представлений о своих профессионально значимых знаниях, умениях, навыках и личностных качеств, неадекватной (зачастую завышенной) самооценки собственного уровня сформированности социально-этической компетентности до вполне адекватной оценки, близкой к показателям диагностических методик.
Этап 4. Составление заключения по материалам портфолио
Результаты финальной диагностической сессии легли в основу заключения-характеристики об уровне сформированности социально-этической компетентности выпускника юридического факультета, которое явилось обобщением всего представленного в портфолио и акцентировало внимание на уровне развития социально-этической компетентности будущего юриста как важнейшей характеристики личности профессионала в области права.
В профессиональном юридическом сообществе все чаще звучат идеи о том, что при приеме на работу в органы, осуществляющие правоприменительную деятельность, надо обращать внимание
не только на профессиональные, но и моральноэтические качества претендента. В данных условиях заключение портфолио может являться документом, пригодным для дальнейшей презентации выпускником юридического факультета потенциальному работодателю. При необходимости оно может содержать рекомендательные письма от преподавателей и кураторов и заверяться гербовой печатью.
Хочется отметить, что создание портфолио в процессе формирования социально-этической компетентности будущих юристов позволяет решать следующие педагогические задачи:
- развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- поддерживать и стимулировать мотивацию достижения цели, поскольку портфолио настраивает студента на демонстрацию успеха;
- инициировать и стимулировать процессы самообразования;
- включать студента в процесс развития социально-этической компетентности;
- оценивать усилия, прогресс, достижения обучающегося в освоении им профессионально значимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, составляющих социально-этическую компетентность;
- осуществлять мониторинг результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на формирование социально-этической компетентности будущих юристов.
Список литературы
1. Шматков М. Н. Современные задачи в области повышения качества высшего юридического образования и возможности их инновационного решения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 35-39.
2. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Томск: Том. гос. ун-т, 2007. 64 с.
3. Пугачева Е. Е. Формирование и оценка компетенций студентов-географов ТГПУ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 10 (100). С. 63-65.
4. Азбукина Е. Ю., Куровский В. Н. Образовательные технологии и качество образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2 (34). С. 101-106.
5. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
Гринвальд О. Н., аспирант.
Кемеровский государственный университет.
Ул. Красная, 6, Кемерово, Россия, 650043.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 18.11.2011.
O.N. Greenwald
SPECIAL FEATURES OF CREATING PORTFOLIO ON THE PROCESS OF DEVELOPMENT THE SOCIAL-ETHICAL COMPETENCE OF LAW STUDENTS
The article reveals the aim, special features, stages and results of creating portfolio in the process of development of the social-ethical competence of law students.
Key words: portfolio, social-ethical competence, legal education, reflection.
Kemerovo State University.
Ul. Krasnaya, 6, Kemerovo, Russia, 650043.
E-mail: [email protected]