УДК 364.07
Социологические науки
Булдыжова Валерия Николаевна, студентка 1 курса магистратуры направления подготовки «Социальная работа», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности социального самочувствия студенческих семей. Определены и охарактеризованы основные проблемы студенческих семей. Обозначено специфическое положение молодых семей студентов и представлены нормативно-правовые документы, направленные на поддержание студенческих семей.
Ключевые слова: студенческая семья, социальное самочувствие, проблемы студенческих семей, студенты, молодая семья, поддержка студенческих семей.
Abstract: This article discusses the features of the social well-being of student families. The main problems of student families are identified and characterized. The specific situation of young families of students is outlined and regulatory documents aimed at supporting student families are presented.
Keywords: student family, social well-being, problems of student families, students, young family, support of student families.
В современной России актуальной составляющей социальной политики государства является молодежная политика. Центральным объектом молодежной политики является молодежь, большую часть которой составляет студенческая молодежь. Помимо этого, студенческая молодежь выступает в качестве уязвимой категории населения и объектов социальной работы. Важно
помнить о том, что студенты имеют свои дифференциации, в которые входят студенческие семьи. Данная категория относится чаще всего к группе молодых семей и имеет свой специфический круг проблем, особенности мировоззрения, особый ресурсный потенциал, определяющие социальное самочувствие семьи.
В настоящее время в обществе, и конкретно в России, происходят существенные трансформации, которые напрямую влияют на социальное самочувствие молодого поколения. Студенческие семьи сталкиваются с разного рода проблемами, как минимум, следующими: экономическими, психологическими, жилищными, проблемами состояния здоровья, трудоустройства и многими другими, которые ухудшают их социальное самочувствие [4]. Исходя из этого, определяется необходимость активизации ресурсного потенциала социальной работы, системы образования для поддержания комфортного самочувствия студенческих семей, что определяет актуальность выбранной темы.
Для более детального рассмотрения указанной сферы, определим толкование основных используемых понятий - студенческая семья и социальное самочувствие. В Российском энциклопедическом словаре студенческая семья определяется как «семья, где оба супруга являются студентами дневного (очного) отделения высшего учебного заведения, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец является студентом дневного (очного) отделения высшего учебного заведения» [6, с. 254]. Рассматривая социальное самочувствие, обратим внимание на определение О. А. Аслановой, которая раскрывает социальное самочувствие, как «общий психический показатель телесного и духовного состояния индивида в конкретный промежуток времени, который предполагает, во-первых, получение информации об актуальном состоянии населения в целом и его основных социальных группах, в частности, о причинах и факторах, его обусловливающих; во-вторых, поиск способов, механизмов позитивного влияния и компенсации неблагоприятных факторов, приводящих к
деструктивным проявлениям в социальном самочувствии населения» [2, с. 59].
В XXI веке молодёжь и семья все также востребованы обществом, научным сообществом, государством, но при этом имеют видоизмененные формы социального взаимодействия. Особенности социального самочувствия студенческих семей заключаются в разнообразии проблемного поля данной категории. Проблемами, волнующими студенческие семьи и влияющими на их социальное самочувствие, выступают, как минимум, следующие (таблица 1):
Таблица 1 - Проблемы студенческих семей, влияющие на их социальное самочувствие
№ Наименование Характеристика проблем и их влияние на социальное проблем самочувствие студенческой семьи
п/п
1
студенческой семьи
2
1 экономические проблемы
2 проблемы здоровья
3
трудности в материальном и финансовом положении студентов и студентов-родителей (низкий уровень стипендиального обеспечения при отсутствии других источников дохода; финансовая зависимость вынуждает многих учащихся совмещать учебу с работой (чтобы «прокормить» семью), что не всегда положительно сказывается на успеваемости и выполнении семейных функций; большая часть студентов обучаются на коммерческой основе и не имеют стипендии и т.д.);
состояние физического, психического и психологического здоровья студента (подобные проблемы связаны с волнениями и стрессовыми ситуациями, касающимися учебного процесса и выполнением семейных (в том числе репродуктивных) функций; с приспособлением организма к новым социальным условиям; с необходимостью долгой работы за компьютером и совмещением выполнения домашних обязанностей; с нарушениями питания (экономия на продуктах, употребление нездоровой еды, нехватка времени на приготовление еды); с нарушениями сна (воспитание детей или подготовка к зачетам и экзаменам); сложности с занятиями спортом и физической культурой; нестабильное и переменчивое эмоциональное состояние молодого поколения; адаптация студенческой молодежи к экологическим изменениям (последствия в организме от загрязнения воздуха, окружающей среды; употребление неочищенной воды; радиоактивное
излучение на организм); употребление алкогольных и табачных изделий и др.)
3 личные взаимоотношения студента с окружающими его людьми
проблемы (проблемы недопонимания студента с членами его семьи;
проблема «отцов и детей»; непринятие нового статуса со стороны сверстников; конфликты в отношениях с противоположным полом); коммуникационные трудности в связи с новым статусом студенческой семьи (поиск друзей, взаимоотношения с одногруппниками, преподавателями и другими людьми); проблемы при рождении детей и беременности и другие);
4 духовные проблемы
5 социальные проблемы
6 бытовые проблемы
состояние ценностной и нравственной систем личности студента и молодых родителей (трансформация жизненных ценностей молодежи; смена взглядов молодого поколения на моральные нормы и нравственные ориентации по сравнению со старшим поколением; сокращение возможностей студенческой семьи культурно просвещаться (посещение музеев ,выставок, театров и кинотеатров, концертов; ознакомление молодого поколения с достопримечательностями и культурным наследием); уровень воспитания студенческой семьи и т.д.) [3];
место студенческой семьи в структуре общества и процесс социализации молодых родителей и супругов (проблемы с трудоустройством после окончания вуза или во время учебы и создания семьи в ввиду отсутствия опыта работы, нехватки рабочих мест, профессиональной невостребованности, безработица, частое сокращение на рабочих местах именно молодых специалистов; низкий уровень социальной защищенности студенческих семей; сложности в процессе становления молодых супругов и родителей как личностей в обществе конкурентоспособного типа; изменения в свободе выбора и слова молодого поколения; адаптация студенческой семьи под общественные изменения, ведение аморального образа жизни и т.д.) [5];
жилищно-бытовые трудности (нет собственного жилья (нехватка мест в общежитии для иногородних студентов или полное его отсутствие, дороговизна съемных квартир и сложность их оформления, малая вероятность покупки жилого помещения или ипотеки в молодом возрасте студентов и т.д.); трудности совместного проживания (разные взгляды, ведение хозяйства,
наличие ребенка добавляет новые вызовы); неумение слаженно вести домашнее хозяйство всеми членами семьи и т.д.
изменения системы образования, условия и факторы, влияющие на образовательный процесс (трудности с профессиональным самоопределением студента; трудности успешного совмещения получения образования и семейного образа жизни; ужесточение условий поступления в вузы и изменения критериев приема абитуриентов: повышенная конкуренция, сокращение учебных мест на бюджетной основе, повышение стоимости коммерческого обучения и т.д.; трудности во время дистанционного обучения в период пандемии COVID-19; доступность студентов-инвалидов в учебные корпуса университетов и трудности в адаптации данных студентов к процессу обучения и другие.
Таким образом, рассматривая особенности социального самочувствия студенческих семей и анализируя проблемы, влияющие на социальное самочувствие студенческой семьи, можно отметить, что решение указанных проблем и улучшение положения молодых семей студентов подразумевает не только включение потенциала самих студентов/молодых супругов/молодых родителей, но и привлечение ресурсов других социальных институтов общества.
К примеру, государство понимает, что от состояния социального самочувствия студенческой семьи в немалой степени зависит дальнейшее развитие как всего общества в целом, так и категории молодежи в частности. Отсюда следует утверждение на федеральном законодательном уровне жилищной поддержки молодых семей, «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». Помимо федерального уровня также функционируют и региональные нормативно-правовые акты, например, в г. Санкт-Петербург действует закон «О мерах социальной поддержки студенческих семей в Санкт-Петербурге», который определяет вектор поддержки молодых семей, студенческих семей, в том числе и их социального самочувствия [1].
7 проблемы образования
Но ранее в статье студенческая семья была определена не только, как уязвимая категория населения, но и как объект социальной работы. Отсюда следует вопрос: каким образом социальная работа может способствовать улучшению состояния социального самочувствия студенческой семьи и их особенностей?
Библиографический список:
1. Антонов А. И. Демографические исследования: сборник / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак, Каф. социологии семьи и демографии; отв. ред. А. И. Антонов. - Москва: Университет кн. дом, 2009. - 290 с.
2. Асланова О. А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 2. - С. 59-63.
3. Дмитриева Ю. В. Проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности студента // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, № 2. - С. 12. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38597784.
4. Лотова И. П. Студенческая семья: современный портрет, характеристика основных проблем и пути разрешения // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. -Чита, 2017. - №3. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/studencheskaya-semya-sovremennyy-portret-harakteristika-osnovnyh-problem-i-puti-razresheniya.
5. Милькова Е. В. Социальные проблемы студенческой молодежи (на примере студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 5. - С. 104-110
6. Социальная работа: Рос. энцикл. слов. / Моск. гос. соц. ун-т; Под общ. ред. Жукова В.И. - Москва: Союз, 1997. - 358 с