сельской местности. Из-за недостатка финансирования учреждений здравоохранения и политики перевода больных на лечение в так называемом «дневном стационаре» за последние три года на 2,5% снизилось число больничных коек в ЦРБ.
Известно, что бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований до 80% в структуре налоговых поступлений формирует большинство федеральных налогов. Таким образом, в муниципальных образованиях возникают сложности, связанные с формированием собственной доходной базы. На местном уровне остаются всего несколько видов налогов из числа, наименее собираемых и финансово небольших, в связи с чем, проблемы не могут быть решены на местах.
Учитывая, что местные бюджеты весьма и весьма зависимы от вышестоящей администрации, понятно как трудно практически влиять не только на развитие, но и реальное функционирование учреждений и организаций социальной сферы в регионе. В небольшом числе самых благополучных муниципальных образований Воронежской области собственные средства местных бюджетов составляют всего около 30% обшей суммы бюджетных поступлений, в остальных, эти средства не достигают и таких сумм.
В условиях несостоятельности аграрного и других секторов экономики местные власти не в состоянии поддерживать оптимальное функционирование территории на прежнем уровне. Об этом и свидетельствует сокращение за реформенные годы уровня и качества жизни сельского населения. Село по-прежнему продолжает вымирать, хотя и несколько замедленными темпами, продолжает оставаться массовая бедность, безработица.
Социальное напряжение дополняет потеря заработной платы в сельской местности своей стимулирующей функции. Исследования вопроса свидетельствуют, что в структуре доходов сельских семей заработная плата и социальные трансферты стали составлять меньшую долю, чем доходы от личного подсобного хозяйства. В свою очередь недостаток доходов и социальных трансфертов вынуждает часть населения переходить к натуральному сельскохозяйственному производству.
Негативным стал факт считать население, занятое в этой сфере деятельности, экономически неактивным, хотя численность трудоспособных людей, занятых в ЛПХ весьма велика. Из вспомогательного этот вид занятости в сельской местности часто остается основным источником средств существования. В настоящее время личные подсобные хозяйства населения продолжают выступать еще и как дополнительный источник производства сельскохозяйственной продукции и значительный резерв продовольствия, как достаточно существенный источник натуральных и денежных доходов населения.
У значительной части сельских семей доходы от личного подсобного хозяйства превышают годо-
вой уровень оплаты труда в сельскохозяйственной организации. Сдерживающим фактором развития личных подсобных хозяйств являются ограничения в виде затруднения со сбытом продукции. В связи с разрушением системы потребительской кооперации на селе и отсутствием системы закупок, ограниченностью возможности переработки возникают дополнительные проблемы.
В Центрально-Черноземном регионе нет общей по стране наметившейся тенденции к уменьшению числа хозяйств населения, что в целом является результатом воздействия различных факторов: социально-экономических, демографических, миграционных. Однако в возрастном составе населения сельской местности Центрального Черноземья, также как и в остальных регионах страны, увеличивается доля людей пожилых, с ограниченными возможностями ведения натурального хозяйства.
Непривлекательные условия труда, низкая его оплата, нехватка детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и отдыха, неудовлетворительное транспортное сообщение и связь продолжает побуждать переезжать трудоспособное сельское население из сельской местности в город. Что особенно отрицательно, в основном - это молодые люди.
Значительной особенностью развития сельской местности на настоящем этапе является то, что в силу своего периферийного положения относительно всей подчиненной территории, существенно возрастает роль поселений - районных центров как организующих и обслуживающих центров сельской местности.
На настоящем этапе развития экономики, осознав отсутствие социальных направлений, вызывающих разрушение села, деградацию сельского населения и отказавшись от рыночного механизма как основы развития села, государство признало приоритетность социальной ориентированности сельского развития и аграрной сферы.
Этот факт вызвал изменение социальной политики сельского развития в положительную сторону. В настоящее время разработаны и реализуются документы федерального и регионального уровней: государственные и региональные проекты, целевые социально-экономические программы, направленные на возрождение и развитие сельской экономики и, что очень важно, социальной сферы села.
Социальная политика государства, регионов, местного уровня должна целенаправленно воздействовать на развитие сферы услуг, образования и здравоохранения, включая мотивацию труда и закрепление населения в сельской местности. При условии выполнения такого направления, возможны позитивные перемены в социально-экономическом развитии села, его социальной сфере, что, в свою очередь, может послужить фактором экономического роста в аграрной отрасли.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
М.В. Межина, ст. преп. Алтайского государственного аграрного университета
Сельские территории представляют собой сложную социально-экономическую систему, включающую население, землю, поселения, объекты социального производственного назначения, инженерные сооружения, коммуникации и функциони-
рующие на этой основе хозяйствующие субъекты различных направлений деятельности. Такие территории занимают почти две трети площади Российской Федерации, на которой на 01.01.2006 г. проживало 38,75 млн человек, или 27% населения стра-
ны. Деятельность большинства хозяйствующих субъектов сельских муниципальных районов (около 85%) в основном подчинена задаче производства продуктов питания: продовольственного сырья, его частичной или полной промышленной переработки и агросервисного обслуживания.
За последнее десятилетие в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения общества, ликвидации старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, условия жизни на селе значительно ухудшились, а разрыв с уровнем городской жизни лишь усугубился. Уровень социально-экономи-ческого развития сельских территорий во многом определяется местоположением региона, в который она входит, его ресурсами и возможностями бюджета. Именно поэтому даже на территории одного федерального округа существуют территории с различным уровнем социальноэкономического развития. По мнению акад. Россель-хозакадемии П.М. Першукевича причинами такого различия являются:
- различие почвенно-климатических условий;
- национальные особенности населения;
- ослабление общероссийской производственной инфраструктуры;
- неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы (размещение 80 % финансовых активов в Москве);
- несовершенство взаимодействия «спрос-предложение-цена»;
- несовершенная межрегиональная мобильность факторов производства;
- сокращение межрегиональных торговоэкономических связей;
- распространение радикального экономического регионализма в управленческих решениях;
- усиление внешнеэкономических связей, особенно приграничных регионов.
С 2006 г. Правительством Российской Федерации намечены к реализации четыре приоритетных национальных проекта (ПНП): «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье» и «Образование» в которых закладываются предпосылки решения проблем села. Каждый из них играет свою роль в повышении уровня социально-экономического развития территории.
ПНП АПК призван на возвратной основе поддержать крупный и малый бизнес. Помятуя об этом, в основу ПНП «Развитие АПК» его разработчики положили наиболее значимые аспекты жизнедеятельности селян: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, техническое перевооружение производства и обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Его реализация на территории Алтайского края, в частности, призвана обеспечить прирост производства молока на 1,1%, мяса на 0,7%, поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров сохранить на уровне начала 2006 г., получить на 100 коров не менее 85 телят, в течение первого года в регионе произведено молока 1333 тыс. т, что составило прирост 1,2%, мяса 226 тыс. т (прирост 0,8%), яйца 911 млн шт. (прирост 3%). На 100 коров получено по 85 телят.
Продолжился рост показателей и в 2008 г. объемы производства молока во всех категориях хозяйств составят 1370 тыс. т, мяса скота и птицы
на убой в живом весе - 250,6 тыс. т, яиц - 964,3 млн штук, что соответственно на 1,5; 5,1 и 3,3 % выше уровня прошлого года. Увеличение объемов производства животноводческой продукции обусловлено реализацией интенсивных факторов. В 2008 г. удои на 1 корову в средних и крупных сельхозпредприятиях края выросли на 4,4% (до 3300 кг), прирост живой массы крупного рогатого скота - 4%, свиней -16,1%, овец - 17,9%.
Программные мероприятия по поддержке племенного животноводства позволили в 2008 г. увеличить реализацию племенного молодняка на 5%, что полностью соответствует поставленной задаче. Работа по данному направлению ведется краевыми племенными хозяйствами, с привлечением зарубежных партнеров. С начала 2008 г. на территорию Алтайского края завезено 1346 голов племенного импортного молодняка крупного рогатого скота из Австрии и Казахстана. В текущем году в стадо вводится 3450 голов племенного молодняка КРС.
Привлечено и освоено 8 млр руб. кредитных ресурсов, в результате чего реконструировано и модернизировано животноводческих комплексов на 38 тыс. скотомест. Это позволяет повысить эффективность сельскохозяйственного производства а вместе с тем и социально-экономическое положение жителей сельских территорий.
ПНП «Доступное и комфортное жилье гражданам России» предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, развитие кредитно-финансовых механизмов в строительстве и предоставлении жилья, финансовую поддержку субъектов Российской Федерации на условиях софинанси-рования в рамках федеральной целевой программы «Жилище». До 2008 г. на эти цели профинансировано более 600 млн руб. из которых порядка 350 млн руб. - бюджетные средства. Это позволило, по данным муниципальных образований, уменьшить очередность на улучшение жилищных условий сельских граждан с 10 до 6,5 тыс. человек.
По региональной программе кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, за счет средств краевого бюджета, специалистам выделяется до 200 тыс. руб. на улучшение жилищных условий.
ПНП «Здоровье» включает укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи, укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе, удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
В рамках ПНП «Образование» предусматривается повышение качества профессионального образования, обеспечение его доступности, развитие современной системы профессионального непрерывного образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
В течение всего 2008 г. в Алтайском крае осуществлялась системная реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Благодаря им, в край в течение трех лет было привлечено дополнительно около 4,5 млрд руб.
Благодаря ПНП «Здоровье» произошло совершенствование первичной медико-санитарной помощи, укрепилась материально-техническая база муниципальных учреждений здравоохранения, значительно увеличилась заработная плата специали-
стов первичного звена и, как следствие, в него пришли новые врачебные и сестринские кадры. Данный проект сделал доступными для населения современные диагностические методики, проведение диспансеризации, иммунизации населения, обеспечил реальную профилактику заболеваний и стабилизацию эпидемиологической ситуации. Самым значимым результатом реализации ПНП «Здоровье» в крае явилось снижение в 2008 г. по сравнению с 2006 г. инвалидизации и смертности населения на 9,6%.
Приоритетный национальный проект «Образование» обеспечил начало системных преобразований в отрасли, совершенствование системы управления образованием, реализацию современной концепции реструктуризации образовательной сети в крае. Важным результатом реализации данного проекта явилась активизация внеклассной воспитательной работы с учащимися и молодежью, повышение в этом роли общественных институтов. Дополнительный импульс получила инновационная деятельность школ и учителей, чему способствовала и большая работа по компьютеризации и информатизации школ края.
Вместе с тем, в ходе реализации проектов «Здоровье», «Образование» обозначились проблемы как объективного, так и субъективного характера. Немало муниципальных образований края оказались неготовыми к реализации данных проектов по финансовому обеспечению ряда направлений (подготовка помещений к размещению диагностического оборудования, транспортных средств, приобретение холодильного оборудования и расходных материалов для проведения дополнительной иммунизации; дополнительные затраты по обучению медицинских и педагогических работников; проведение ремонта и укрепление материально-технической базы медицинских и образовательных учреждений и ряд других). В частности, существенные проблемы возникли у ряда центральных районных больниц и школ при получении лицензии в связи с отсутствием средств на получение правоустанавливающих документов на здание и землю. Основной причиной явилось отсутствие планирования данных видов расходов в бюджетах муниципальных образований в 2005 г.
Остается проблемой повышение заработной платы работников образования и здравоохранения
- она становится возможной лишь при условии сокращения кадров. И не всегда - это оправданное сокращение.
Кроме того, сами работники отраслей недостаточно ответственно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, у них отсутствует должное внимание к потребностям пациентов, учащихся, родителей и всего населения.
Не сформировалась еще в крае и качественная система информационного обеспечения населения по вопросам реализации приоритетных проектов «Здоровье» и «Образование» получаемых от них положительных результатов в интересах каждого человека.
Для того, чтобы повысить уровень социальноэкономического развития села, и сельхозпредприятиям, и сельским администрациям необходимо активнее участвовать в реализуемы в регионе и фе-
деральных и региональных целевых программах: поддержка развития племенной базы мясного и молочного скотоводства; поддержка содержания маточного поголовья мясного скота; мероприятия по стимулированию увеличения производства молока, поддержке развития кормопроизводства; мероприятия по поддержке технического перевооружения, развитию инфраструктуры для закупа сельскохозяйственной продукции у владельцев личных подсобных хозяйств, инфраструктуры сельского туризма; финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов; поддержка развития системы подготовки и переподготовки кадров.
Участие в них позволит укрепить материально-техническую базу товаропроизводителей,
поможет стабилизации и развитию сельскохозяйственного производства, а также созданию новых рабочих мест, улучшению социальных условий жизни на селе. Обеспеченность населения услугами социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность общественного производства, поскольку улучшение условий жизни и отдыха, повышение квалификации работников способствует повышению эффективности производства
Для того чтобы повысить эффективность производства, а также привлекательность, необходимо позиционирование региона, его ресурсов и продукции на различных международных форумах, тем более, что общий уровень инвестиционного потенциала Алтайского края достаточно высокий. По оценкам ведущего рейтингового агентства «Эксперт РА» на протяжении десяти лет край входит, в первые 30 из 88 регионов России. В 2006 г. этот показатель был равен 26. Уровень управленческого риска в Алтайском крае ниже среднего, а по туристическому потенциалу Алтайский край входит в 20 наиболее привлекательных регионов страны и занимает второе место среди регионов Сибирского федерального округа.
Все вышесказанное в комплексе позволит устранить существующие ныне негативные факторы развития края, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для развития сельских территорий, а также привлекательности ведения аграрного бизнеса, повысит престижности проживания в сельской местности, население которой составляет 46,5% от общекраевого показателя, а отрасль, в которой они трудятся, формирует 66,6% регионального бюджета. Но для решения поставленных задач нужны совместные усилия аграрного бизнеса и власти на всех ее уровнях.
Источники
1. Бондаренко Л.И. Основные тенденции в сфере сельской занятости в 2001-2007 гг. Доклад на годичном собрании отделения экономики и земельных отношений Россель-хозакадемии, 13-15 февраля 2007 г.
2. Першукевич П.М. Состояние и основные направления повышения уровня жизни населения сельских территорий Сибири / Доклад на Годичном собрании Сибирского отделения Россельхозакадемии, 18-19 января 2007 г..
3. Международные и межрегиональные связи Алтайского края в 2008 г., сайт в интернете http: //www.altairegion 22. ru /rus/info/news-sit/.