Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / уровень жизни / демографические факторы / предпринимательская активность / рентабельность / государственное и муниципальное управление / сельское хозяйство / животноводство / растениеводство / socio-economic development / standard of living / demographic factors / entrepreneurial activity / profitability / state and municipal administration / agriculture / livestock farming / crop production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Климовских, Э Э. Долгополюк, И С. Лебедева, П В. Лебедев

Развитие является процессом изменений состояния объекта, приводящим к улучшению параметров и качественных характеристик, возникающих в результате накопления результатов роста. Оно является результатом целенаправленной деятельности органов государственной и муниципальной власти. Целью исследования является изучение стратегических ориентиров социально-экономического развития муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края. Анализ проведен на основании статистических материалов и информации из открытых источников. Оценка достигнутого уровня развития муниципального образования осуществляется на основе сопоставления его основных показателей с региональными и общероссийскими. Ленинградский район Краснодарского края относится к сельским территориям, население составляют сельские жители, основной доход приносит аграрный комплекс Обеспечение основных принципов социальной политики, таких как возможность получать стабильный заработок, гарантии в случае утраты здоровья, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, возможность пользоваться объектами инфраструктуры, организация быта и досуга, напрямую зависит от материального и финансового обеспечения муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н В. Климовских, Э Э. Долгополюк, И С. Лебедева, П В. Лебедев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY OF LENINGRAD DISTRICT OF KRASNODAR REGION

Development is a process of changing the state of an object, leading to an improvement in the parameters and quality characteristics that arise as a result of the accumulation of growth results. It is the result of targeted activities of state and municipal authorities. The purpose of the study is to study the strategic guidelines for the socio-economic development of the municipality of Leningradsky District of Krasnodar Krai. The analysis was conducted on the basis of statistical materials and information from open sources. The achieved level of development of the municipality is assessed by comparing its main indicators with regional and all-Russian ones. Leningradsky District of Krasnodar Krai is a rural area, the population is rural, the main income comes from the agricultural complex. Ensuring the basic principles of social policy, such as the opportunity to receive a stable income, guarantees in case of loss of health, inadmissibility of refusal to provide medical care, priority of prevention in the field of health care, the ability to use infrastructure facilities, organization of everyday life and leisure, directly depends on the material and financial support of the municipality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

EDN: KTUYON

H.В. Климовских - к.э.н., доцент кафедры экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

N.V. Klimovskikh - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Э.Э. Долгополюк - ассистент кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

E.E. Dolgopolyuk - assistant professor, of the department of management and Marketing, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

И.С. Лебедева - к.э.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Кубанский государтвенный медицинский университет Минздрава России, Краснодар, Россия, [email protected],

I.S. Lebedeva - candidate of economic sciences, associate professor of the department of public health, healthcare and history of medicine, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia;

П.В. Лебедев - к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФПК и ППС, Кубанский государтвенный медицинский университет Минздрава России, Краснодар, Россия, [email protected],

P.V. Lebedev - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of infectious diseases and epidemiology FAS and PTS, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY OF LENINGRAD DISTRICT OF KRASNODAR REGION

Аннотация. Развитие является процессом изменений состояния объекта, приводящим к улучшению параметров и качественных характеристик, возникающих в результате накопления результатов роста. Оно является результатом целенаправленной деятельности органов государственной и муниципальной власти. Целью исследования является изучение стратегических ориентиров социально-экономического развития муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края. Анализ проведен на основании статистических материалов и информации из открытых источников. Оценка достигнутого уровня развития муниципального образования осуществляется на основе сопоставления его основных показателей с региональными и общероссийскими. Ленинградский район Краснодарского края относится к сельским территориям, население составляют сельские жители, основной доход приносит аграрный комплекс Обеспечение основных принципов социальной политики, таких как возможность получать стабильный заработок, гарантии в случае утраты здоровья, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, возможность пользоваться объектами инфраструктуры, организация быта и досуга, напрямую зависит от материального и финансового обеспечения муниципального образования.

Abstract. Development is a process of changing the state of an object, leading to an improvement in the parameters and quality characteristics that arise as a result of the accumulation of growth results. It is the result of targeted activities of state and municipal authorities. The purpose of the study is to study the strategic guidelines for the socio-economic development of the municipality of Leningradsky District of Krasnodar Krai. The analysis was conducted on the basis of statistical materials and information from open sources. The achieved level of development of the municipality is assessed by comparing its main indicators with regional and all-Russian ones. Leningradsky District of Krasnodar Krai is a rural area, the population is rural, the main income comes from the agricultural complex. Ensuring the basic principles of social policy, such as the opportunity to receive a stable income, guarantees in case of loss of health, inadmissibility of refusal to provide medical care, priority of prevention in the field of health care, the ability to use infrastructure facilities, organization of everyday life and leisure, directly depends on the material and financial support of the municipality.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, уровень жизни, демографические факторы, предпринимательская активность, рентабельность, государственное и муниципальное управление, сельское хозяйство, животноводство, растениеводство.

Keywords: socio-economic development, standard of living, demographic factors, entrepreneurial activity, profitability, state and municipal administration, agriculture, livestock farming, crop production.

Задача по формированию предпосылок для развития личности, раскрытия возможностей самореализации граждан сегодня решается во всех регионах нашей страны, в том числе и в Краснодарском крае. Согласно действующему законодательству, отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов [21]. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Государственное управление занимается вопросами формирования и реализации государственной политики на федеральном, региональном и международном уровнях. Муниципальное управление занимается вопросами развития территорий: городов, поселков, сельских районов.

В Краснодарском крае 426 муниципальных образований: 8 городских округов, 37 муниципальных районов, 30 городских поселений, 351 сельское поселение. Ленинградский район расположен в северной зоне Краснодарского края. В его состав входят 33 сельских населённых пункта (3 станицы, 19 поселков, 11 хуторов), объединенных в 12 административных единиц. Районный центр - станица Ленинградская, численность населения свыше 37 тысяч человек.

Муниципальное образование Ленинградский район входит в третью категорию территориальных единиц в региональном рейтинге по плотности народонаселения. Численность населения имеет тенденцию к постоянному сокращению. На 1 января 2023 г. проживает 58,9 тыс. человек, из них 47 % трудоспособного населения, 27 % детей, 23 % пенсионеров. В отраслях экономики занято 26 тыс. человек. Данные факты свидетельствует о необходимости проведения активной социально-экономической политики по повышению привлекательности территории для жизни и предпринимательской деятельности [15].

В Послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин отметил «Да, сегодня и Россия, и многие другие государства сталкиваются со снижением рождаемости. Демографы утверждают, что этот вызов связан с общемировыми социальными, экономическими, технологическими, культурными и ценностными изменениями. Молодые люди получают образование, строят карьеру, налаживают свой быт, а рождение детей откладывают на потом. Очевидно, что не только экономика, качество социальной сферы влияют на демографию, на рождаемость, но и в огромной степени жизненные ориентиры, которые закладываются в семье, формируются культурой, образованием, просвещением. Здесь важна работа всех уровней власти, гражданского общества, пастырей традиционных наших религий» [24].

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Прогрессивная трансформация локальных воспроизводственных процессов возможна при оптимальной государственной поддержке социальной активности бизнеса, предпринимательской инициативы граждан и саморегулируемых организаций.

С целью осуществления прорывного социально-экономического развития в России реализуются национальные проекты и программы по 12 приоритетным направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Комплекс стратегических мероприятий федерального правительства представляет новые возможности для развития экономики муниципального образования.

В Краснодарском крае на реализацию указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» на 5 лет было запланировано привлечь порядка 1,5 трлн руб. В результате предпринятых мер ожидается рост общей продолжительности жизни с 73,4 лет 78,4 лет и снижение уровня бедности в два раза - с 11,1 % в 2017 г. до 5,8 % в 2024 г. [12].

Как отметил на селекторном совещании глава Губернатор В.И. Кондратьев, инициированные Президентом России Владимиром Путиным национальные проекты - реальный инструмент, позволяющий повысить качество жизни в регионе, сделать ее более комфортной. Всего в Краснодарском крае в рамках национальных проектов реализуют 48 региональных программ. В 2024 г. на нацпроекты предусмотрено 62 млрд руб.: 25,9 млрд руб. федеральных, 23,2 млрд руб. краевых и 2 млрд руб. муниципальных средств, а также 10,4 млрд руб. - из внебюджетных источников. На эти средства будут построены 43 социально значимых объекта, в том числе 15 школ, 11 поликлиник, 6 фельдшерско-акушерских пунктов, благоустроены общественные территории [5, 20].

Бюджет Краснодарского края имеет социальную и инвестиционную направленность. Расходы на социальную сферу в 2024 г. составляют 57,3%, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства -11,4 % расходов бюджета. В 2025 г. на социальную сферу придется 61,3 %, а в 2026 г. - 62,0 % бюджетных расходов. Проект бюджета на 2024 г. и на плановый период 2025-2026 гг. сформирован по программному принципу. В 2024 г. 95,2 % расходов бюджета Краснодарского края будет направлено на реализацию 27 госпрограмм Краснодарского края (26 переходящих программ и новая программа «Развитие транспорта»). В последующие годы доля этих видов расходов сокращается. Так, на реализацию госпрограмм Краснодарского края в 2025 г. будет направлено 86,2 %, а в 2026 г. - 84,6 % расходов бюджета. В общей структуре расходов бюджета Краснодарского края в 2024 г. 9,0 % будет направлено на реализацию региональных проектов, связан-ных с достижением результатов реализации федеральных проектов. В последующие годы планового периода эта доля сокращается в связи с завершением данных проектов [11].

Для эффективного государственного и муниципального управления важным является соблюдение баланса доходной и расходной части бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Объем производства сельхозпродукции в Краснодарском крае за 2023 г. составил 572 млрд руб. При этом объем налоговых поступлений от предприятий АПК в бюджет края достиг 40,9 млрд руб. (темп роста к 2022 г. - 119,5 %) [4].

Ленинградский район в конце 2021 г. полностью рассчитался по своим долгам (было выплачено 53 млн руб. бюджетных и коммерческих кредитов) и в 2022 г. задолженностей не было. В целом рост доходной части бюджета района - более 110%. Больше всего рост показали патенты как объект налогообложения - рост более 200 %. Бюджет 2022 г. составил порядка 1,8 млрд рублей. Дополнительно было предусмотрено порядка 200 млн рублей. Это явилось результатом в первую очередь работы с налогооблагаемой базой. Всем 12 поселениям была оказана поддержку и помощь из районного бюджета в размере 25 млн руб., что втрое больше, чем в 2021 г. (7 млн руб.) [28].

Управление устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования необходимо осуществлять на основе выявления и постепенного решения приоритетных задач. Приоритеты с течением времени могут меняться под воздействием внутренних и внешних социальных, экономических, политических факторов.

В 1980-х гг. экспертами Программы развития ООН началась активная разработка концепции развития человеческого потенциала, в которой взаимосвязано рассматривались проблемы совершенствования производства и распределения товаров и услуг с расширением и использованием способностей и возможностей людей. В 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком был выведен Human Development Index (HDI). Индекс

стал инструментом межстрановых сопоставлении и используется в качестве синонима таких понятии, как «качество жизни» или «уровень жизни». Он включает три составные компонента: индекс ожидаемой продолжительности жизни, индекс образования и индекс валового национального дохода [3]. Очевидно, эти компоненты также необходимо изучать при анализе отдельных регионов и муниципальных образовании.

Установление приоритетов социально-экономического развития территории начинается с диагностики текущего состояния на основе комплексной системы показателей, отражающей территориальные характеристики, демографические факторы, уровень жизни населения, хозяйственную активность, социальную защиту. Анализируются как достигнутые, так и целевые значения.

Основной, интегральной целью социально-экономического развития территорий является улучшение качества жизни населения, которое предполагает не только рост доходов, улучшение состояния здоровья населения и повышение уровня образования, но и рост уважения человеческого достоинства и самоуважения - то есть удовлетворение не только базовых (физиологических), но высших (духовных) потребностей человека.

Достижение высоких показателей обеспеченности товарами и услугами местного населения должно сопровождаться повышением комфортности проживания, а также развитием системы здравоохранения и образования, что позволяет эффективно реализовать потенциал ресурсов [2]. В современных условиях необходимо грамотное муниципальное управление, оперативно реагирующее на изменение внешних обстоятельств и внутренних параметров местного сообщества. По результатам их реализации проводят соответствующую оценку с учетом принципов прозрачности, публичности, сбалансированности, эффективности, экономичности, проблемности [1].

Ленинградский район принадлежит к северной экономической зоне с преобладающей аграрной специализацией, что предопределяет получение доходов в агропромышленном секторе в качестве основного источника средств населения [22]. Общая земельная площадь района 141,6 тыс. га, из них сельскохозяйственные угодья 121 тыс. га. Более детальное рассмотрение результатов развития агропромышленного комплекса муниципального района свидетельствует о росте урожайности сельскохозяйственных культур.

Губернатор Кубани В.И. Кондратьев назвал Ленинградский район в числе лидеров жатвы-2024. Всего аграрии Кубани намолотили за первую неделю уборки более двух миллионов тонн зерновых. Озимые собрали на 375 тысячах гектаров. Средняя урожайность с одного гектара - 73,3 центнера ячменя и 67,2 - пшеницы [8].

В крае распространены технологии органического землепользования. По данным краснодарстата под посев сельскохозяйственных культур в 2021 г. было внесено 346,7 тыс. тонн минеральных удобрений, из них Азотные -209,0, Фосфорные (включая фосфорную муку) - 101,2, Калийные - 36,5; и 3669,5 тыс. тонн органических удобрений. На удобренную площадь в % к общей посевной площади минеральными удобрениями приходится 86,2 %, органическими - 3,8 %. При этом на 1 га посевов (кг) органических удобрений вносится значительно больше, чем минеральных [7]:

I

ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

II

ТЕХНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ

КАРТОФЕЛЬ И ОВОЩЕБАХЧЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ 4 637

329

195 214

1

^ 124 116

Пшеница Рис Кукуруза на зерно Свекла Подсолнечник

Щ

1722

Л

__Jклa Подсол н

* #

864 940

377 1 ■ 1. |

73 |

Картофель Овощи Бахчевые

- V

I минеральные удобрения органические удобрения

Рисунок 1 - Внесение удобрений на 1 га посевов, кг по данным Краснодарстата [7]

При развитии растениеводства Юга и Кавказа дефицита минеральных удобрении нет. По данным министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края «В текущем году планируется приобрести минеральных удобрений в объеме порядка 1,3 млн тонн в физическом весе, что выше предыдущего года на 22,2 % (в 2021 г. - 1,05 млн тонн). Плановое значение выполнено уже более чем на 85 %, такого удобрения, как аммофос, которое используется в основном в осенний период, предстоит еще приобрести порядка 90 тыс. тонн (плановое значение на 2022 г. - 231,8 тыс. тонн)». Снижение нормы внесения удобрений под будущий урожай не прогнозируется [32].

Аграрии Ленинградского района успешно применяют новейшие технологии и достижения в растениеводстве, о чем свидетельствуют высокие показатели по сбору урожая. В 2023 г. было убрано 64 тыс. га зерновых культур, в том числе основной культуры - озимой пшеницы 58 тыс. га. Уборка озимых культур велась в 27 крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях и 172 КФХ. В уборочной кампании было задействовано 280 комбайнов. Нагрузка на один комбайн в пределах нормы - 230 га. [6]

Кубань занимает первое место в России по объему валовой сельскохозяйственной продукции. В 2023 г. рентабельность сельского хозяйства Краснодарского края составила 24 %, в то время как в целом по стране этот показатель не превышает 20 %. По итогам 2023 г. самой рентабельной культурой стал рис - 84 % (увеличение к

2022 г. на 28 %), при этом по подсолнечнику в 2023 г. этот показатель достигает 73,1 %. Рентабельность в животноводстве по итогам 2023 г. составила порядка 20,3 % и превысила уровень 2022 г. (17 %). В целях повышения эффективности производства и компенсации понесенных затрат производителям оказывается государственная поддержка в виде субсидий, которая увеличивает рентабельность производства примерно на 3 % [4].

Ленинградский район обладает мощным животноводческим комплексом. Рентабельность животноводства в Ленинградском районе составляет 27-28 %, что выше, чем в среднем по краю. Для повышения производительности труда администрация района проводит политику поддержки отраслей животноводства: кролиководства, овцеводства, козоводства, птицеводства, пчеловодство и других [28].

Объемы производства сельхоз продукции зависят от очень многих факторов. Для аграриев 2021 г. был очень сложным - произведено сельскохозяйственной продукции всего на 15,7 млрд руб. Преодолеть неурожайные годы, дефицит посевных материалов, удобрений, повысить производительность помогает развитие современных технологий и ориентир на импортозамещение. В 2022 г. произведено сельскохозяйственной продукции на 16 млрд руб. Доля продукции сельскохозяйственных организаций составляет практически 65 %. Это крупные предприятия района, остаток идет на фермерские хозяйства и личное подсобное хозяйство. За 2022 год получено около 3 млрд чистой прибыли, в отрасли животноводства - 42 млн руб. прибыли, при рентабельности 27-28 %. За счет роста спроса Первомайская инкубаторно-птицеводческая станция и Ленинградский сахарный завод смогли увечить объем отгрузки продукции [28].

Важное значение в эффективности государственного и муниципального управления имеет совершенствование нормативно-правовой базы. Аграрный комитет ведет законотворческую деятельность по различным направлениям АПК и потребительской сферы. Так, в закон Краснодарского края № 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае», которым закреплены основы реализации государственной аграрной политики в регионе, неоднократно вносились изменения с целью его актуализации и приведения в соответствие с федеральным законодательством. В частности, в феврале 2023 г. в него были внесены поправки, которыми предусмотрено оказание государственной поддержки животноводам за счет средств краевого бюджета в случае уменьшения численности поголовья коров, овец и коз из-за проведения аграриями мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза крупного рогатого скота.

В октябре 2023 г. дополнен перечень видов господдержки за счет средств бюджета края на предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и самозанятым в сельском хозяйстве на развитие материально-технической базы. В соответствии с краевым Законом о бюджете 2024 г. объем государственной поддержки на развитие сельского хозяйства и сельских территорий составляет более 11 млрд руб. за счет средств федерального бюджета и бюджета Краснодарского края. И ежегодно, как правило, сумма поддержки агропромышленного комплекса региона корректируется в сторону увеличения. Все основные меры поддержки аграриям были сохранены в текущем году [4].

Совершенствование законодательной базы в сочетании с применением финансовых инструментов способствуют обеспечению поступательного роста всех производственных показателей АПК. Значительный рост в Ленинградском районе отмечен по привлечению инвестиций. Так если в 2021 г. реализовывался всего один инвестиционный проект (70-80 млн руб.), то за 2022 г. в Ленинградском районе было реализовано четыре инвестиционных проекта, привлечено порядка 565 млн рублей инвестиционных средств. Например, идет строительство маслоэкстракционного цеха «Уманские Масла», объем инвестиций - порядка 100 млн руб. Компания «Наше масло» планирует строить завод растительного масла. Завершение реализации инвестиционного проекта - 2025-2026 гг., объем планируемых инвестиций почти 2 млрд руб., что позволит создать около 280 рабочих мест [28]. По итогам 2023 г. в целом по краю было реализовано 57 инвестиционных проектов в сфере АПК на сумму 19 млрд руб., что позволило создать около 2 тыс. новых рабочих мест. Ожидаемый объем налоговых поступлений в 2024 г. до 43,5 млрд руб. [4].

В сельском хозяйстве значительную роль играет климатический фактор - садоводство в северной части Краснодарского края рискованно, но возможно. В 2022 г. в Ленинградском районе были заложены 63 га садов интенсивного типа. При используются саженцы из питомников, что защищает от внешних влияний, а местные яблоки пользуются спросом [28].

Краснодарский край на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в стране по развитию животноводства. Регион является одним из крупнейших поставщиков молока в Российской Федерации, производя более 1,5 млн тонн продукции или 40,8 % от всего объема молока в хозяйствах всех категорий Южного федерального округа. В рейтинге регионов РФ Кубань занимает третье место по объемам производства молока в хозяйствах всех категорий и второе место по производству молока в сельскохозяйственных организациях. Валовый объем производства молока растет. Основной объем производят сельхозпредприятия - 70,3 %, на долю хозяйств населения приходится 23,5 % и крестьянских хозяйств - 6,2 %.

В предприятиях промышленного сектора (основной категории производства молока) численность коров составила 128,4 тыс. голов, или 101,8 % к показателю прошлого года. Лидерами по увеличению численности коров являются Каневской район (соответственно на 4320 и 2007 голов), Тимашевский (на 1709 и 815 голов), Лабинский (на 1640 и 240 голов), Павловский (на 1221 и 165 голов), Красноармейский (на 742 и 174 головы), Кореновский (на 217 и 80 голов), Тихорецкий (на 454 и 47 голов), Ленинградский (на 414 и 39 голов), Север-ский (на 76 и 51 голову), Кавказский (на 79 и 58 голов) и Калининский (на 388 и 10 голов) районы, а также город Краснодар (на 61 и 50 голов) [17].

Для животноводов Краснодарского края 2022 год оказался сложным - основные ветеринарные препараты, вакцины и семя были импортными. В связи с санкциями и логистическими проблемами производителям пришлось в срочном порядке искать альтернативу поставщикам из США, Германии и других стран ЕС. Замену составили продукция из Белоруссии, а также российских разработчиков из Новосибирска и Санкт -Петербурга. Была пересмотрена кормовая база, отказались от некоторых импортных компонентов в пользу российских, увеличили долю собственных кормов в рационе животных. Сохранили все инвестиционные программы, направленные на модернизацию молочных комплексов края [17].

Растущий спрос требует существенно повысить продуктивность в животноводстве за счет внедрения новых технологий кормления, а также посредством модернизации основных фондов сельскохозяйственного производства, изменениями в технологическом процессе, оздоровлением поголовья и обновлением маточного стада. За первое полугодие 2024 г. в Ленинградском районе уже получен рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

- производство яиц увеличилось на 2451 штук (109,8 %), основной вклад - ООО «Первомайская ИПС»;

- рост численности коров по крупным и средним сельхозпредприятиям на 153 головы (104,1%), основной вклад - АО «Агрокомплекс Павловский».

- рост производства мяса категории «скот и птица на убой (в живом весе)» по крупным и средним сельскохозяйственным предприятиям 7463,5 тонн (113,6 %);

- рост производства молока в крупных и средних сельскохозяйственных организациях 17908,1 тонны (108,1 %) [18].

Перспективы повышения конкурентоспособности муниципалитета определяются необходимостью роста предпринимательской активности в агропромышленной сфере. Производством сельскохозяйственной продукции в муниципальном образовании заняты 23 сельскохозяйственных предприятия, 251 крестьянско-фермерское хозяйство, 23,2 тысячи личных подсобных хозяйств.

Повышение благосостояния граждан муниципального образования сопряжено с ростом деловой активности. В сфере малого и среднего бизнеса трудоустроена четвертая часть постоянного персонала организаций -от 333 до 350 ед. в расчете на 10 тыс. чел. населения. К 2025 г. планируется увеличение до 352 ед. [18].

Малые предприятия вносят весомый вклад в формирование продовольственной корзины населения Ленинградского района. Они производят 32 % объема молока, 37 % мяса, 99 % овощей, 100% объемов картофеля и винограда. В малых формах хозяйствования района содержится 40,0 % поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров 37,4 %, 100 % мелкого рогатого скота, 8,2 % поголовья птицы. На их долю в общем объеме валового производства сельскохозяйственной продукции приходится 35,2 %.

Вторая по значению базовая отрасль экономики района - обрабатывающие производства, в которых 98,6 % составляет доля пищевых продуктов. На 3 крупных и 15 малых предприятиях отрасли работает 1850 человек, уровень среднемесячной заработной платы составляет 28,7 тыс. руб. [29].

За первое полугодие 2024 года рост к уровню аналогичного периода прошлого года в сфере деятельности «обрабатывающие производства» объем отгруженных товаров собственного производства составил 6527,0 млн. рублей (113,0 %). По объему производства и численности персонала лидерами являются ОАО «Сахарный завод Ленинградский», ЗАО «Сыродельный комбинат Ленинградский», ООО «Первомайская ИПС», ООО «Агрони-ка», ООО «Ренард». В промышленном производстве объемы отгруженной продукции составили 6848,7 млн. рублей (117,2 %) [18].

Третья базовая отрасль экономики муниципального образования - потребительская сфера, которую сегодня представляют 645 ед. объектов розничной торговли, 173 ед. объектов бытового обслуживания, оказывающих услуги населению, 60 ед. предприятий общественного питания [29].

Оборот общественного питания за первое полугодие 2024 года составил 16,4млн. рублей - 93,5 % к аналогичному периоду прошлого года.

Движущей силой экономического развития территории помимо предпринимательской активности является инфраструктурная обеспеченность. Из объектов социальной инфраструктуры в Ленинградском районе в сфере образования функционируют 23 образовательных учреждения, педагогический колледж, профессиональный агролицей, Ленинградский филиал Кубанского государственного университета, а также филиал Армавирского педагогического института. В Ленинградском районе работают 40 учреждений культуры, из которых 17 клубного типа, 17 библиотек, 3 детские школы искусств, кинотеатр, историко-краеведческий музей, районный организационно-методический центр. Количество спортивных сооружений в районе составляет 103 единицы, из них: 2 стадиона с трибунами, 34 спортивных залов, 2 плавательных бассейна, 51 плоскостных сооружений из них 47 муниципальных, 16 футбольных полей, 1 стрелковый стенд, 1 гребная баз, 8 объектов городской и рекреационной инфраструктуры (уличные тренажеры, универсальные игровые площадки) и 4 других спортивных сооружений [15].

Геополитические преобразования, происходящие в нашей стране, затронули и Ленинградский район - в связи с увеличением транспортного потока через муниципалитет в Крымском и Ейском направлениях, а также ростом деловой активности (командировки) возрастает спрос на услуги коллективных средств размещения. На начало 2024 г. номерной фонд составляет 113 номеров; деятельность осуществляют 9 средств размещения: гостиница «Елизавета», отель «По пути», гостевой дом «Ленинградка», отель «Атмосфера», отель «По дороге на Крым», Мини-гостиница «Старая мельница», Гостиница ИП Фомушкиной И. Н., отель «Усадьба», гостиница

«Ленинградская» и одно туристическое агентство «Розовый слон». Доля организаций частной формы собственности на рынке санаторно-курортных и туристских услуг составляет 100 %.

В условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки и преодоления ее последствий стратегически важное значение имеет развитие сферы общественного здравоохранения. В Ленинградском районе действуют районная (суммарная мощность ГБУЗ «Ленинградская ЦРБ» МЗ КК составляет 550 коек) и 2 участковые больницы (Крыловская и Новоплатнировская участковые больницы, имеющие койки терапевтического профиля и койки сестринского ухода) 5 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, 5 здравпунктов, 22 фельдшерско-акушерских пункта. Действует центр медико-социальной реабилитации. Также в станице Ленинградской действует частная медицинская организация лечебно-диагностический центр «Здоровье» ООО «Южное», предоставляющий широкий спектр медицинских услуг [10, 18].

Большое значение в борьбе с новой коронавирусной инфекцией имела профилактика. В августе 2021 г. в Ленинградском районе прививку от коронавирусной инфекции сделали 16,6 тыс. человек. План вакцинации выполнен на 57 %. Жители муниципального образования ответственно подходили к вопросу профилактики и как итог Ленинградский район входил в число территорий с наименьшей заболеваемостью [10, 18].

В 2021-2022 гг. были введены в действие две дополнительные амбулаторно-поликлинические организации, но в муниципальном районе число медицинского персонала на протяжении рассматриваемого периода сокращалось, что негативно отразилось на эффективности работы института общественного здравоохранения.

Системы здравоохранения могут функционировать только при наличии необходимого персонала; расширение охвата медико-санитарными услугами и осуществление права на наивысший достижимый уровень здоровья зависят от наличия, доступности, приемлемости и качества кадровых ресурсов.

Для решения кадровой проблемы на территории страны реализуется программа «Земский доктор/Земский фельдшер». Участники программы - врачи, фельдшеры, акушерки и медицинские сестры фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины).

В 2023 году по ней планируют привлечь в сельскую медицину 335 специалистов, из них 215 врачей и 120 фельдшеров. В Ленинградской ЦРБ участниками программы «Земский доктор/Земский фельдшер» стали 13 новых сотрудников - получили единовременную компенсационную выплату врачи-неонатологи акушерско-гинекологического отделения, врач-эндоскопист диагностического отделения, участковый врач-терапевт поликлинического отделения, участковый врач-педиатр детской поликлиники, фельдшеры скорой помощи [16].

По состоянию на 01.03.2023 в ГБУЗ «Ленинградская ЦРБ» МЗ КК было 15 вакантных должностей А по состоянию на 24.07.2024 - 33. По всем вакансиям имелась возможность участия в программе «Земский доктор» по 28 из 33 [10].

Эффективность системы здравоохранения, его служб и отдельных мероприятий можно рассматривать с разных точек зрения и измерять совокупностью показателей, каждый из которых характеризует какую-либо сторону процесса медицинской деятельности. Оценивая социально-экономическое развитие муниципального образования, уделим внимание социально значимым болезням поскольку социально значимая патология относится к числу наиболее актуальных проблем современного здравоохранения и является одной из основных угроз для здоровья населения. Данные по заболеваемости населения представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Первичная заболеваемость в Ленинградском районе и Краснодарском крае в 2019-2024 гг. [26]

Заболеваемость, на 100 тыс. соответствующего населения 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год

Ленинградский район Дети 0-14 лет 1037,8 1046,1 1038,2 1026,9 1178,0

Подростки 15-17 лет 1429,8 1428,8 1413,0 1408,6 1321,1

Взрослые 18 лет и старше 483,3 481,3 494,7 507,7 478,3

Краснодарский край Дети 0-14 лет 1329,8 1135,5 1180,3 1232,8 1179,4

Подростки 15-17 лет 1306,7 1120,3 1234,8 1279,7 1229,6

Взрослые 18 лет и старше 567,3 542,5 609,9 611,5 549,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первичная заболеваемость в Ленинградском районе в разных возрастных группах с 2019 по 2023 гг. имеет разнонаправленную динамику. Заболеваемость детей 0-14 лет в Ленинградском районе в 2019 году была ниже на 22,0% средней по краю, однако к 2023 г. она выросла на 13,5 % и практически сравнялась с общекраевым значением, которое, напротив, за 5 лет снизилось на 8,2%. Заболеваемость подростков 15-17 лет в районе весь рассматриваемый период была выше среднекраевого значения, и несмотря на снижение на 7,6 %, она остаётся выше общекраевой на 7,4 %, которая, в свою очередь, также снизилась, хоть и немного меньше - на 5,9 %. Первичная заболеваемость взрослого населения в Ленинградском районе с 2019 по 2023 гг. была стабильно ниже средней по краю, снижение обоих показателей составило чуть более 3 % и районное значение по-прежнему на 13 % ниже краевого.

Заболеваемость социально значимыми инфекционными заболеваниями в Ленинградском районе в 2023 году ниже, чем в среднем по краю: туберкулёзом - на 6,8 %, ВИЧ-инфекцией - на 46,0 %, сифилисом - в 9,9 раз, случаи гонореи не регистрировались за пятилетний период три года, в т.ч. в 2023 г. Если из рассматриваемых нозологий на краевом уровне значимое снижение заболеваемости достигнуто только по туберкулёзу (на 21,8 %), а по сифилису и гонорее зарегистрирован рост показателей (гонорея - в 1,6 раза), то в Ленинградском районе по всем заболеваниям произошло снижение регистрации: ВИЧ-инфекция - на 34,1 %, туберкулёз - на 44,0 %, сифилис - на 63,8 %.

Таблица 2 - Первичная заболеваемость в Ленинградском районе и Краснодарском крае

некоторыми социально значимыми заболеваниями в 2019-2024 гг. [26]

Заболеваемость, на 100 тыс. соответствующего населения 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год

Ленинградский район Туберкулёз 36,4 19,0 19,1 24,0 20,4

Сифилис 4,7 7,9 6,4 0,0 1,7

Гонорея 0,0 0,0 1,6 1,6 0,0

ВИЧ-инфекция 31,6 26,8 20,6 17,5 23,8

Краснодарский край Туберкулёз 28,0 22,7 21,4 23,7 21,9

Сифилис 14,4 13,2 15,0 16,9 16,8

Гонорея 2,7 3,2 4,1 4,2 4,4

ВИЧ-инфекция 46,2 35,3 36,2 38,9 44,0

Улучшению состояния здоровья жителей района будут способствовать мероприятия, требующие особого внимания со стороны муниципалитета:

1) повышение мотивации жителей к соблюдению здорового образа жизни;

2) своевременное обращение за медицинской помощью;

3) повышение профилактической работы, направленной на своевременное выявление заболеваний;

4) повышение оснащенности лечебно-профилактических учреждений;

5) обеспеченность медицинскими кадрами и рост доступности медицинской помощи.

Для аграрных территорий характерна задача по привлечению трудовых ресурсов и рациональному их использованию. Исторически это обусловлено тем, что в условиях перехода к рыночным отношениям произошло сокращение трудоспособного сельского населения и увеличение численности населения старше трудоспособного возраста в этих территориях. Наблюдался отток молодежи в город. Происходила урбанизация.

На сегодняшний день, по разным причинам, в сельскохозяйственных организациях наблюдается проблема количества и качества трудовых ресурсов. Наиболее частыми причинами оттока молодого трудоспособного населения с сельских территорий являются: недостаточной социальной обеспеченности жителей на селе, ухудшение экономических условий, недостаточный уровень заработной платы, низкая транспортная доступность.

По состоянию на 1 ноября 2021 г. в центре занятости населения Ленинградского района зарегистрировано 296 человек, ищущих работу, из них 222 безработных. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,7 % от численности трудоспособного населения района. Средняя продолжительность безработицы - 4,41 месяца. С января по октябрь за содействием в поиске работы обратились 1 787 человек, трудоустроен 971. Обучение по востребованным профессиям прошли 59 человек, услугу по профориентации получили 1 252, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 54. На временные рабочие места трудоустроены 428 подростков. Проведено 25 ярмарок вакансий. Работодателями заявлено 624 вакансии с заработной платой выше прожиточного минимума, из них 390 - по рабочим профессиям.

По данным центра занятости (czn_leningradskaya) наиболее востребованы в Ленинградском районе врачи, водители, трактористы, бухгалтера, швеи, закройщик, повара, почтальоны, кондитер, продавцы, кухонные рабочие, подсобные рабочие, грузчики, животноводы, официанты, слесари и уборщики, сообщает [23].

Грамотная политика в области занятости населения региона приносит свои результаты. Уровень безработицы снижается, растет заработная плата. По состоянию на 1 июня 2024 года среднесписочная численность работников предприятий Ленинградского района составила 9197 человек или 102,6 % к аналогичному периоду 2023 года, уровень регистрируемой безработицы 0,4 %, за аналогичный период 2023 года уровень безработицы составлял 0,5 %. Численность безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости населения Ленинградского района по состоянию на 1 июня 2024 года составила 126 человек, что составляет 85,1 % к уровню 1 июня 2023 года [18].

В 2024 году Краснодарский край в рейтинге по наименьшему уровню безработицы в стране - на 18 месте с показателем 2,1 %. За год уровень безработицы в регионе снизился на 1,1 % [14].

Средняя зарплата в станице Ленинградская на 1 августа 2024 года составляет 51 310 руб. В компаниях, численностью до 20 сотрудников - средняя зарплата - 30 790 руб. В бюджетных организациях в станице Ленинградская зарплата составляет около 41 050 руб.

Среднемесячная заработная плата на Кубани 64 тыс. рублей. Увеличение реальных доходов населения способствует росту потребительской активности, что, в свою очередь, создает новые возможности для бизнеса [30].

Уровень зарплаты безусловно различается по отраслям и зависит от многих факторов, в том числе квалификация, стаж, опыт, сезонность работы. Последнее особенно проявляется в сельском хозяйстве.

Зарплата в сфере сельского хозяйства в станице Ленинградская составляет примерно от 33720 руб. до 42960 руб. В среднем в месяц зоотехник зарабатывает 42960 руб., агроном - 40180 руб., тракторист -37410 руб., механизатор - 33720 руб. [9].

Зарплата в сфере образования в станице Ленинградская составляет примерно от 28640 руб. до 52140 руб. В среднем в месяц школьный учитель зарабатывает 52140 руб., логопед - 41110 руб., репетитор - 39720 руб., воспитатель детского сада - 28640 руб. [9].

Зарплата в сферы медицины в станице Ленинградская составляет примерно от 30950 руб. до 89140 руб. В среднем в месяц главный врач зарабатывает 89140 руб., заведующий отделением - 66970 руб., стоматолог - 57730 руб., хирург - 57270 руб., травматолог - 52190 руб. При этом врач общей практики в районе может рассчитывать на заработную плату от 73679 руб. Кроме того, все медицинские работники могут получить меры социальной

поддержки: специальная социальная выплата согласно Постановлению Правительства РФ от 20 марта 2024 г № 343 - 50000 руб., компенсация расходов за коммунальные услуги, компенсация расходов за арендуемое жилье в размере 5000 руб., в ряде поселений предлагают земельный участок или служебное жильё [9, 10].

Зарплата в сфере торговли в станице Ленинградская составляет примерно от 30480 руб. до 50810 руб. В среднем директор магазина зарабатывает 50810 руб., товаровед - 40650 руб., кассир - 36490 руб., продавец -30480 руб. [9].

Зарплата в сфере красоты в станице Ленинградская составляет примерно от 27710 руб. до 54500 руб. В среднем в месяц массажист зарабатывает 54500 руб., парикмахер - 34180 руб., мастер маникюра получает 27 710 руб. [9].

Зарплата в сфере транспорта в станице Ленинградская составляет примерно от 36490 руб. до 40650 руб. В среднем в месяц водитель зарабатывает 40650 руб., автомеханик - 36490 руб. [9].

Зарплата в сфере без специальности в станице Ленинградская составляет примерно от 22630 руб. до 30950 руб. В среднем в месяц грузчик зарабатывает 30950 руб., социальный работник - 30 020 руб., разнорабочий - 29560 руб., сиделка - 28640 руб., почтальон - 26330 руб. [9].

Задолженность по заработной плате перед работниками крупных и средних предприятий в районе отсутствует. Рост среднемесячной заработной за первое полугодие 2024 г. платы (118,1 %) обусловлен ростом заработной платы в сельском хозяйстве на предприятиях: ООО «Первомайская ИПС», ООО «Вторая Пятилетка», ОАО «Имени Ильича»; в обрабатывающих производствах - новыми заключенными контрактами, а также спросом на выпускаемую продукцию промышленного предприятия ООО «Век», в строительстве - за счёт предприятия НАО «Ленинградское ДРСУ», в торговле - за счет предприятий АО «Тандер» и ООО «Агроторг», ОП ООО «Альфа-М», в транспортировке и хранении - за счёт предприятия НАО «Ленинградское ДРСУ», в общественном питании - за счет увеличения посещаемости и роста заработной платы в столовых АО «Ленинградское», ОАО «Имени Ильича», АО «Белое» [18].

Повышение производительности труда, стремление удовлетворить растущий спрос на сельхозпродукцию, рост деловой активности оказывают положительное влияние на благосостояние населения и отражаются на общих экономических показателях района - прибыль растет (таблица 3) [18].

Таблица 3 - Сравнение общих экономических показателей Ленинградского района

Показатели За первое полугодие 2024 г., млн. руб. К аналогичному периоду 2023 г.

сальдированный финансовый результат 905,4 192,1

убытки убыточных предприятий 200,7 113,9

прибыль прибыльных предприятий 1106,2 124,3

Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, и их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства [27].

Снижение численности населения является актуальной проблемой для многих стран и территорий. Преобладающим становится регрессивный тип населения - низкая рождаемость и как следствие доля лиц в возрасте 50 лет и старше, превышает долю детского населения. Например, в Ленинградском районе рождаемость в 2023 году составила 7,7 на 1000 населения при смертности 14,8 на 1000 населения, как следствие, естественная убыль населения составила 7,1. Для решения этой проблемы в Краснодарском крае ведется активная демографическая политика. Возрождаются традиции многодетных семей, что всегда было отличительной чертой казачьих территорий. Вместе с тем особое внимание уделяется пожилым людям [18].

Нацпроектом «Демография» предусмотрена мера поддержки в форме материнского капитала. Материнский капитал предоставляется на вторых (или последующих) детей с 2007 года. С 2020 года материнский капитал распространен на и на первенцев. В 2023 году сертификаты на материнский капитал получили более 920 тыс. семей, в том числе 70 тыс. - в новых регионах. Всего с начала реализации программы выдано более 13,8 млн сертификатов на материнский капитал. Размер материнского капитала с 1 февраля проиндексирован на 7,4 %: максимальный размер материнского капитала на второго и последующих детей составил 833 тыс. рублей. Размер выплаты на первого ребенка увеличились до 630,4 тыс. рублей. Родителям, уже получившим выплату при рождении первого ребенка, при рождении второго ребенка положена доплата в размере 202,6 тыс. рублей.

В некоторых регионах выплачивают дополнительный региональный маткапитал при рождении ребёнка. Краснодарский край в их числе.

Региональный материнский, или семейный, капитал предоставляется семье, в которой родился третий ребенок, выплата также положена каждому следующему ребенку. Семьи, проживающие на Кубани, могут использовать средства материнского капитала в любое время с момента рождения ребенка для улучшения жилищных условий, в том числе для газификации жилья, а также для получения образования или лечения детей. Всего за время действия программы регионального материнского капитала выплату получили около 40 тыс. кубанских семей. В 2024 году на поддержку многодетных семей в Краснодарском крае из бюджета направят около 2 млрд руб. [11].

Краснодарский край входит в тройку лидеров по рождаемости в стране - в 2023 году родились около 54 тыс. детей, в том числе 580 двоен и 7 троен. Администрация края всегда окружает особой заботой многодетных, им предоставляются краевой материнский капитал, земля или денежные средства взамен участков, региональные и федеральные выплаты, с нового года введена новая мера - компенсация за обучение в колледжах и техникумах [13].

На Кубани региональный материнский капитал увеличился на 4,5 % Объем выплаты регионального материнского капитала в Краснодарском крае в 2024 году составит 153,7 тыс. руб., что на 4,5 % больше показателя 2023 г. [19].

Одним из приоритетов социальной политики муниципалитета является решение социально значимых вопросов инвалидов, граждан старшего поколения, привлечения их к активному участию в общественной жизни района, оказание мер муниципальной поддержки.

С этой целью реализуются муниципальные программы социальной направленности: «Укрепление общественного здоровья», «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в муниципальном образовании Ленинградский район», «Доступная среда в муниципальном образовании Ленинградский район».

В Ленинградском районе проживает 19,2 тыс. пенсионеров и 887 инвалидов. Меры государственной социальной поддержки ежегодно получают более 9 тысяч человек, проживающих в районе [18, 31].

В краевой закон «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» внесены изменения, а именно, принята новая форма социального обслуживания - приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов. Инновационная модель предполагает совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах (одинокие или одиноко проживающие пожилые граждане, женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет и старше, а также инвалиды), и лица, оказывающего социальные услуги (совершеннолетний дееспособный гражданин, не старше 60 лет, назначенный помощником указанного лица).

Такой альтернативный подход к социальному обслуживанию позволит повысить качество жизни стариков и инвалидов и укрепит традиции семейной заботы о старшем поколении [25].

Данная инновационная форма социального обслуживания продолжает развиваться и на территории Ленинградского района. Информация по всем вопросам, связанным с организацией приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, размещена на официальном сайте Ленинградского комплексного центра социального обслуживания населения https://www.leningradskiy-kcson.ru/page266.html.

На формирование показателя численности населения оказывают воздействие два базовых процесса - миграция и естественное движение населения. В ленинградском районе стабильно положительное сальдо миграции, небольшое преобладание численности прибывшего населения над убывшим. По среднегодовой численности населения район занимает 5 место среди районов Северного экономического округа Краснодарского края (СЭО КК). Естественная убыль населения района в 2021 году составила 714 человек. Наиболее благоприятным был 2017 год: наблюдался минимальный разрыв между количеством рожденных и умерших, естественная убыль составила 382 человека [31]. По данным Росстата на май 2024 г. в целом по Краснодарскому краю родилось 20632, чел., умерло 31537 чел., естественная убыль -10 905 чел.

Снижение населения фертильного возраста с увеличением доли граждан в возрасте старше трудоспособного в долгосрочном периоде могут отрицательно повлиять на динамику смертности, что также негативно отразится на показателях естественного прироста населения района. Последствиями могут стать сокращение кадрового потенциала экономики района, повышение демографической нагрузки на трудоспособных граждан, а также увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию.

Сегодня в экономическом развитии страны и ее национальном богатстве ведущую роль играет человеческий фактор. Еще в середине 1990-х гг. Всемирным банком проведено исследование, по результатам которого было выявлено, что 64 % мирового богатства составлял человеческий капитал, 21 % - физический капитал и 15 % - природные ресурсы. Безусловно, применение инновационных технологий, оборудования, удобрений, увеличение урожайности и продуктивности способствуют росту эффективности сельского хозяйства. Однако для развития аграрных территорий первостепенной остается задача привлечения трудоспособного экономически активного населения. Повышение качества жизни, инфраструктура, доступные социальные и экономические блага и услуги для сельского населения, а также перспектива достойного заработка будут мотивировать молодежь возвращаться в село. Ленинградский район является одним из примеров эффективной реализации программы в этом направлении.

Среди направлений социально-экономического развития Ленинградского района, на которые рекомендуется также обратить внимание, можно выделить: создание благоприятных жилищных условий, обеспечивающих современные стандарты качества жизни сельского населения; благоустроенность прилегающих территорий; развитие транспортной и логистической инфраструктуры; повышение туристической привлекательности, в том числе за счет экотуризма и фермерского туризма; развитие государственно -частного партнерства.

Источники:

1. Forming a system of sustainable development indicators to improve the efficiency of legal regulation of environmental protection / A. Mirzagi-tova, E. Kirillova, E. Artemova [et al.] // Brazilian Journal of Law and International Relations. - 2023. - Vol. 4, No. 42. - P. 749-764.

2. Frolov, D. P. The evolution of socio-responsible business in developing countries: An institutional perspective / D. P. Frolov, A. A. Shu-limova // Life Science Journal. - 2014. - Vol. 11, No. 11. - P. 562-566.

3. UNDP. Human Development Report 2023-24. New York : United Nations Development Programme. URL: http://report.hdr.undp.org.

4. В 2023 году на Кубани реализовано 57 инвестпроектов в сфере АПК на 19 млрд рублей [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Коммерсант» - 26.04.2024 - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6665135.

5. Вениамин Кондратьев на селекторном совещании подвёл итоги реализации национальных проектов в крае и обсудил планы на 2024 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Муниципального образования Щербиновский район - 18.01.2024 - URL: https://www. staradm.ru/?q=node/16560.

6. В Ленинградском районе состоялось предуборочное совещание по вопросам проведения уборки зерновых колосовых и зернобобовых культур [Электронный ресурс] //Администрация Муниципального образования Ленинградский Район - 15.06.2023 - URL: https://adminlenkub .ru/item/15 89785.

7. Внесение удобрений и проведение работ по химической мелиорации земель [Электронный ресурс] / Росстат, 2021 - URL: https://23.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/mineral2021.pdf.

8. Губернатор Кубани назвал Ленинградский район в числе лидеров жатвы-2024 [Электронный ресурс] // Сайт общественно-политической газеты Степные зори - 25 июня 2024 - URL: https://szori.ru/gubernator-kubani-nazval-leningradskij-rajon-v-chisle-liderov-zhatvy-2024.

9. Зарплата в станице Ленинградская Ленинградского района Краснодарского края 2024 [Электронный ресурс] // Электронная база данных - URL: https://awdb.ru/zarplata/krasnodarskiy-kr/n/leningradskiy/leningradskaya/ (дата обращения 06.08.2024).

10. Информация о наличии вакансий по состоянию на 01.07.2024г. [Электронный ресурс] // Сайт ГБУЗ «Ленинградская ЦРБ» МЗ КК - URL: https://crblen.ru/vakansii.

11. Итоговый документ публичных слушаний по проекту бюджета Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (протокол от 30 ноября 2023 г. № 2) [Электронный ресурс] // Губернатор Краснодарского края. Администрация Краснодарского края - 06 декабря 2023 - URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1137/show/720984/.

12. Как в Краснодарском крае реализуются нацпроекты [Электронный ресурс] // Сетевое издание «РБК» - 16 окт 2019 - URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/16/10/2019/5da478589a7947576f5a9ea4.

13. Краснодарский край - в тройке лидеров по рождаемости в стране [Электронный ресурс] // Сайт общественно-политической газеты Степные зори - 9 января 2024 - URL: https://szori.ru/krasnodarskij-kraj-v-trojke-liderov-po-rozhdaemosti-v-strane.

14. Кубань расположилась на 18 месте в РФ по наименьшему уровню безработицы [Электронный ресурс] // информационный ресурс KUBAN.BFM.ru - 04 марта 2024 - URL: https://kuban.bfm.ru/news/25622.

15. Ленинградский район - общая информация [Электронный ресурс] //Официальный сайт администрации муниципального образования Ленинградский Район - URL: https://old.adminlenkub.ru/region/obschaya-informatsiya.php (дата обращения 06.08.2024).

16. Медработники, добро пожаловать в Ленинградский район [Электронный ресурс] // Сайт общественно-политической газеты Степные зори - 20 января 2023 - URL: https://szori.ru/medrabotniki-dobro-pozhalovat-v-leningradskij-rajon.

17. Молочные реки Кубани [Электронный ресурс] // Администрация Муниципального образования Ленинградский Район - 26 сентября 2022 - URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1133/show/654540/.

18. Мониторинг социально-экономического развития Ленинградского района. 2 квартал 2024 года [Электронный ресурс] // Администрация Муниципального образования Ленинградский Район - URL: https://adminlenkub.ru/item/1942169.

19. На Кубани региональный материнский капитал увеличился на 4,5% [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Коммерсант» -12.01.2024 - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6452478.

20. На реализацию нацпроектов на Кубани в 2024 году предусмотрели 62 млрд рублей [Электронный ресурс] // Законодательное Собрание Краснодарского края - 18 января 2024 - URL: https://www.kubzsk.ru/news/29729/

21. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.

22. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года [Электронный ресурс] / закон Краснодарского края от 21.12.2018 N° 3930-КЗ. // Министерство экономики Краснодарского края. Официальный сайт - URL: https://economy.krasnodar.ru.

23. Официально ищут работу в Ленинградском районе 300 человек [Электронный ресурс] // Сайт общественно-политической газеты Степные зори - 6 ноября 2021 - URL: https://szori.ru/oficialno-ishhut-rabotu-v-leningradskom-rajone-300-chelovek.

24. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // Президент России. Официальный сайт. - 29 февраля 2024 - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585.

25. Приемная семья для пожилых как новая форма социальной поддержки [Электронный ресурс] // Администрация и городская Дума Краснодара - 22 июля 2011 -https://krd.ru/administratsiya/administratsii-krasnodara/upravlenie-po-sotsialnym-voprosam/news/news-22072011-1330/.

26. Приложение к докладу: О реализации государственной политики Краснодарского края в сфере охраны здоровья в 2023 году: сборник статистических данных / - Краснодар: ГБУЗ МИАЦ, 2024 - 136 с.

27. Пуминова К.А. Трудовые ресурсы как один из основных факторов производства в сельском хозяйстве // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №4 (29) - С. 318-320. - DOI: DOI: 10.26140/anie-2019-0804-0071.

28. Рентабельность животноводства в Ленинградском районе выросла до 27-28% [Электронный ресурс] // Сетевое издание «РБК» -13 янв 2023 - URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/interview/13/01/2023/63beac719a79479a968fcab0.

29. Социально экономическое положение муниципального образования Ленинградский Район Краснодарского края [Электронный ресурс] // Администрация Муниципального образования Ленинградский Район. Инвестиционный портал - URL: https://invest-lenkub.ru/ru/informatsiya-o-munitsipalnom-obrazovanii/soc-ekonom-polozh-mo/ (дата обращения 06.08.2024).

30. Средняя зарплата на Кубани превысила 64 тысячи рублей [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Юг Times» - 21 Августа 2024 - URL: https://yugtimes.com/news/99853.

31. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ленинградский район до 2030 года [Электронный ресурс] : проект. - URL: https://neweconomy.krasnodar.ru/upload/iblock/492/Strategiya-Leningradskoy-sborka-2.2.pdf.

32. Что происходит с отраслью минеральных удобрений Юга и Кавказа в 2022г. нацпроекты [Электронный ресурс] // Сетевое издание «РБК» - 08 дек 2022 - URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/08/12/2022/638720b59a79477fd1d60e27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.