Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СТАРОМИНСКОГО РАЙОНА: СИСТЕМА ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СТАРОМИНСКОГО РАЙОНА: СИСТЕМА ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веприкова Марина Яковлевна, Тремиля Екатерина Андреевна

В статье рассматриваются основные показатели социального и экономического развития муниципального образования Староминский район. В качестве объекта научного исследования выбраны наиболее важные отрасли экономики: промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, потребительский рынок и уровень жизни населения района. Приведена наиболее важная информационная характеристика изучаемого муниципального образования. Проведен анализ и дана оценка по указанным показателям, нацеленных, в первую очередь, на развитие Староминского района Краснодарского края. По результатам анализа сформулированы выводы и указаны причины динамики того или иного показателя. Представлена наглядная динамика некоторых из исследуемых показателям. Сформулированы основные пути повышения конкурентности рассматриваемого муниципального образования, Староминский район, среди других территориальных районов Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веприкова Марина Яковлевна, Тремиля Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE STAROMINSK DISTRICT: AN ASSESSMENT SYSTEM AND DIRECTIONS FOR GROWTH

The article discusses the main indicators of social and economic development of the municipality, Starominskiy district. The most important sectors of the economy were chosen as the object of scientific research: industrial production, agriculture, construction, transport and communications, the consumer market and the standard of living of the population of the region. The most important information characteristic of the studied municipal formation is given. An analysis was carried out and an assessment was made according to the indicated indicators, aimed primarily at the development of the Starominsk district of the Krasnodar Territory. Based on the results of the analysis, conclusions are formulated and the reasons for the dynamics of a particular indicator are indicated. The visual dynamics of some of the studied indicators is presented. The main ways of increasing the competitiveness of the considered municipal formation, the Starominsk district, among other territorial regions of the Krasnodar Territory, are formulated.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СТАРОМИНСКОГО РАЙОНА: СИСТЕМА ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РОСТА»

Повышение конкурентных преимуществ Староминского района: система оценки и

направления роста

Increasing the competitive advantages of the Starominsk district: an assessment system and

directions for growth

Веприкова Марина Яковлевна

Доцент кафедры экономики и управления ф-т экономики, менеджмента и торговли, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Краснодарский филиа,

РФ, г. Краснодар e-mail: [email protected]

Veprikova Marina Yakovlevna

Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Faculty of Economics, Management and Trade, FGBOU VO «Russian economic University G.V. Plekhanova»

Krasnodar branch, Russia, Krasnodar e-mail: [email protected]

Тремиля Екатерина Андреевна

Магистрант 1 курса, ф-т экономический, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Краснодарский филиал ,

РФ, г. Краснодар e-mail: tremilya98@mail. ru

Tremilya Ekaterina Andreevna

The 1th year student of magistracy faculty economic,

FGBOU VO «Russian economic University G.V. Plekhanova»

Krasnodar branch, Russia, Krasnodar e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассматриваются основные показатели социального и экономического развития муниципального образования Староминский район. В качестве объекта научного исследования выбраны наиболее важные отрасли экономики: промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, потребительский рынок и уровень жизни населения района. Приведена наиболее важная информационная характеристика изучаемого муниципального образования. Проведен анализ и дана оценка по указанным показателям, нацеленных, в первую очередь, на развитие Староминского района Краснодарского края. По результатам анализа сформулированы выводы и указаны причины динамики того или иного показателя. Представлена наглядная динамика некоторых из исследуемых показателям. Сформулированы основные пути повышения конкурентности рассматриваемого муниципального образования, Староминский район, среди других территориальных районов Краснодарского края.

Annotation.

The article discusses the main indicators of social and economic development of the municipality, Starominskiy district. The most important sectors of the economy were chosen as the object of scientific research: industrial production, agriculture, construction, transport and communications, the consumer market and the standard of living of the population of the region. The most important information characteristic of the studied municipal formation is given. An analysis was carried out and an assessment was made according to the indicated indicators, aimed primarily at the development of the Starominsk district of the Krasnodar Territory. Based on the results of the analysis, conclusions are formulated and the reasons for the dynamics of a particular indicator are indicated. The visual dynamics of some of the studied indicators is presented. The main ways of increasing the competitiveness of the considered municipal formation, the Starominsk district, among other territorial regions of the Krasnodar Territory, are formulated.

Ключевые слова: Староминский район, конкурентные преимущества, муниципальное образование, система оценки, исследование, конкурентность, безработица, производительность труда.

Key words: Starominsky district, competitive advantages, municipality, evaluation system, research, competitiveness, unemployment, labor productivity.

В настоящее время все регионы страны можно анализировать в качестве субъектов конкурентного взаимодействия, которые реализуют утвержденные цели и задачи перед обществом. Абсолютные и относительные показатели развития того или иного МО можно просмотреть в региональной статистике, но важно понимать текущее положение региона, его устойчивое положение, поэтому важно знать, какую конкурентную позицию занимает район, является ли он конкурентоспособным или нет. Стоит сказать, что в экономической науке данные понятия появились не так давно, а если говорить о методах формирования конкурентных преимуществ региона, то их до сих пор в науке нет. Конкуренция между МО играет важную роль, поскольку она наращивает потенциал и экономический рост региона, увеличивает инвестиционную привлекательность, а эффективное использование конкурентных преимуществ краевыми властями подразумевает решение комплекса прагматических проблем, связанных с динамикой факторов конкурентоспособности, выявлением и систематизацией конкурентных преимуществ, увязкой их с ресурсными возможностями региона в рамках сценариев социально-экономического развития, разработкой механизма реализации конкурентных преимуществ.

Актуальность научного исследования обусловлена тем, что в современной мировой экономике быстрыми темпами осуществляются качественные изменения, в основе которых, с одной стороны, лежат объединительные тенденции и усиливающаяся глобализация. С другой стороны, выделяется и неравномерность развития отдельных территорий, дивергентные тенденции. Такая неравномерность в совокупности с ограниченностью экономических ресурсов порождает экономические и политические межгосударственные противоречия, приводит к обострению конкурентной борьбы между странами, регионами и корпорациями. Сегодня развитие государства все в большей степени определяется конкурентоспособностью его отдельных территорий, регионов. Развитие региональной конкурентоспособности в России можно рассматривать в качестве детерминанты ее экономического роста, главным условием экономического развития региона и необходимым фактором развития межрегионального сотрудничества. Тенденции развития региональной конкурентоспособности, изменения конкурентных преимуществ конкретного региона - вот главные драйверы развития экономики России.

Таким образом, конкурентоспособность муниципального образования - это возможность эффективной хозяйственной деятельности с целью решения стратегических задач и обеспечения более быстрого роста социально-экономического развития МО, а также уровня жизни населения за счет наличия конкурентных преимуществ. Рассмотрим более подробно способы оценки и направления роста на примере МО Староминский район.

Староминский район - административно-территориальная единица и муниципальное образование (муниципальный район) находящийся в Краснодарском крае. Староминский район называют «северными воротами» Краснодарского края. Граничит с Кущёвским, Каневским, Ленинградским, Щербиновским районами края, а на севере - по реке Ея - с Азовским районом Ростовской области. Для того чтобы определить направления роста и повышение конкурентных преимуществ района, нужно, в первую очередь, провести оценку основных показателей социально-экономического развития МО Староминский район (таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития МО Староминский район

Показатели Месяц. год 01.2022г. в % к

01.2020 01.2021 01.2022 01.2020г. 01.2021г.

А 1 2 3 4 5

Промышленное производство

Число действующих промышленных предприятий, ед. 26 26 26 100,0 100,0

Объем отгруженных товаров собственного производства (работ и услуг) собственными силами крупных и средних организаций (по фактическим видам деятельности), тыс. руб. 672 999 850 622 868 166 129,00 102,06

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, тыс. руб. 7 107 8 162 8 182 115,13 100,25

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, тыс. руб. 10 364 10 926 11 551 111,45 105,72

Производство основных видов продукции:

Мясо и субпродукты домашней птицы, тон. 848 1 142 1 086 128,07 95,10

Полуфабрикаты мясные, мясосодержащие, охлажденные, замороженные, тон. 10 21 20 в 2 раза 95,24

Консервы мясные (мясосодержащие), включая консервы для детского питания, туб 389 369 328 84,32 88,89

Сыры, продукты сырные и творог, тон. 625 543 370 59,20 68,14

Продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога), тон. 424 380 407 95,99 107,11

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, тон. 162 293 182 112,35 62,12

Сельское хозяйство

Число действующих сельскохозяйственных предприятий, ед. 16 15 15 93,75 100,00

Число действующих крестьянских (фермерских) хозяйств, ед. 154 142 137 88,96 96,48

Число личных подсобных хозяйств, ед. 15 259 15 259 15 259 100,00 100,00

Объем отгруженной продукции собственного производства (работ и услуг) собственными силами крупных и средних организаций (по фактическим видам деятельности), тыс. руб. 166 971 310 946 350 822 в 2,1 раза 112,82

Посевная площадь - всего (в крупных и средних сельхозорганизациях), тыс. га 30 30 31 103,33 103,33

Средний удой молока от одной коровы, кг. 655 667 706 107,79 105,85

Крупный рогатый скот, голов 8 396 8 654 8 653 103,06 99,99

Строительство

Число действующих строительных организаций, ед. 23 21 21 91,30 100,00

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м. 0,7 1,2 0,7 100,00 58,33

Транспорт и связь

Число действующих хозяйствующих субъектов транспорта, ед. 9 9 9 100,00 100,00

Перевезено грузов крупными и средними организациями всех видов деятельности, тыс. тн. 35 34 26 74,29 76,47

Грузооборот транспорта, тыс. т/км. 3 432 3 230 2 955 Г 86,10 [родолжение 91,49 таблицы 1

А 1 2 3 4 5

Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций, занятых транспортировкой и хранением (по хозяйственным видам деятельности), тыс. руб. 753 582 1 047 139,04 179,90

Потребительский рынок

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли, ед. 246 238 238 96,75 100,00

Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям всех видов деятельности, тыс. руб. 214 758 234 992 291 476 135,72 124,04

Число хозяйствующих субъектов общественного питания, ед. 41 27 27 65,85 100,00

Оборот общественного питания по крупным и средним организациям всех видов деятельности, тыс. руб. 915 1 481 4 141 в 4,5 раза в 2,8 раз

Объем платных услуг населению по крупным и средним организациям всех видов деятельности, тыс. руб. 10 200 8 200 9 600 94,12 117,07

Уровень жизни населения

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций, тыс. руб. 29,5 32 34,9 118,31 109,06

Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, чел. 211 227 120 56,87 52,86

Проведенный анализ показал, что указанные данные имеют нестабильную тенденцию роста, то есть какие-то показатели выросли, другие наоборот снизились, а некоторые остались без изменений. Число произведенных полуфабрикатов (мясные, мясосодержащие, охлажденные) в январе 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. увеличилось в 2 раза, а по сравнению с январем 2021 г. наоборот снизилось (на 5%). Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций в отчетном периоде по сравнению с базисным годом увеличился в 2,1%. Оборот общественного питания по крупным и средним организациям всех видов деятельности в январе 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. увеличился на 3 226 тыс. руб., или в 5 раз, а в 3 раза увеличился, или на 2 660 тыс. руб., по сравнению с январем 2021 г. Производство сыра, продуктов сырных и творога снизилось на 41% в январе 2022 г. в сравнении с таким же периодом 2020 г., при сравнении с январем 2021 г. -на 32%. Основной причиной низкого уровня производства сыра в РФ является неудовлетворительное снабжение молочных предприятий. Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости снизилась на 91 человек, или на 43%, в январе 2022 г. по сравнению с 2020 г., на 107 человек, или на 47%, снизилась в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Причиной положительной динамики по снижению безработицы является реализация программ по переподготовке специалистов на другие профессии. По итогу анализа, можно утверждать, что проведенные программы по социально -экономическому развитию МО Староминский район реализуются на достойном уровне.

На рисунке 1 отражена динамика основных показателей социально-экономического развития Староминского района. При этом показатели распределены следующим образом:

1. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;

2. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений;

3. Оборот общественного питания по крупным и средним организациям всех видов деятельности;

4. Объем платных услуг населению по крупным и средним организациям всех видов деятельности.

14 ООО 12 000

10 000

ш 8 000

рЗ 6 000

4 000 2 000

1

□ январь 2020г. □ январь 2021г. □ январь 2022г.

Рисунок 1. Динамика основных показателей социально-экономического развития района

Реализуются муниципальные программы для достижения целей социального развития каждого района отдельного субъекта Российской Федерации. Исполнение планов по реализации этих программ, также влияют на преимущественную привлекательность региона. Рассмотрим в таблице 2 муниципальные программы, реализовавшиеся муниципальным образованием, Староминский район, в 2021 г.

Таблица 2. Муниципальные программы, реализуемые муниципальным образованием

Программа Описание

А 1

Молодежь Кубани Бюджет - 6 981,2 тыс. руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. Проведены акции, семинары, конкурсы и другие мероприятия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи; 2. Проведены акции, направленные на профилактику экстремистской деятельности; 3. Проведены районные мероприятия, участие зафиксирована также и в зональных и краевых спортивных мероприятиях;

Развитие образования Бюджет - 745 840,7 тыс. руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. В целях предотвращения проявлений терроризма и экстремизма обучающихся и работников во всех образовательных организациях обеспечивается охрана силами ООО «ЧОО Кубанского казачьего войска «Пластуны — Староминская»; 2. Особое внимание уделялось росту профессиональных компетентностей руководящих и педагогических работников; 3. Парк школьных автобусов в количестве 16 единиц осуществлял перевозки 488 учащихся в 4 общеобразовательных учреждениях, а также подвоз детей на внешкольные, районные, культурно-массовые, спортивные мероприятия и др.

Дети Кубани Бюджет - 20 786,3 тыс. руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. Выдано 1 107 новогодних подарков для детей из многодетных малоимущих семей и 107 новогодних подарков для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2. Приобретено 2 жилых помещения в рамках обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3. Закуплено лекарственных препаратов в рамках организации и проведения летней оздоровительной кампании;

пП

2 3 4

А 1

Социальная поддержка граждан Бюджет - 38 921,0 тыс. руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. Предоставлена социальная поддержка отдельным категориям работников физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и организаций дополнительного образования детей в отраслях «Образование» и «Физическая культура и спорт»; 2. Реализована выплата ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), включая предварительную опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью; 3. Осуществление выплат по решению Совета муниципального образования Староминский район от 28 октября 2015 года № 2/7 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Староминский район».

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Бюджет - 7 184,9 тыс. руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. Предоставлена субсидия на возмещение части затрат на производство продукции животноводства, приобретение сельскохозяйственных животных и молодняка птицы, на искусственное осеменение сельскохозяйственных животных, строительство теплиц; 2. Проведены мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных; 3. Проведены мероприятия по организации и проведению агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка» и «Всероссийских форумов сельхозтоваропроизводителей».

Развитие физической культуры и спорта Бюджет - 71 794,7 руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. Благоустройство территории, прилегающей к зданию МБУ СШ «Виктория» по ул. Красная, 20; 2. Реализованы мероприятия по строительству центра единоборств «Русич» (разработка рабочей документации по объекту); 3. Реализованы мероприятия по проведению текущего ремонта зданий и сооружений в полном объеме направлены на необходимые работы по восстановлению здания МБУ СШ «Виктория».

Комплексное и устойчивое развитие в сфере строительства и дорожного хозяйства Бюджет - 19 487,3 тыс. руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования вне границ населенных пунктов муниципального образования; 2. Обеспечение деятельности МКУ «Управление капитального строительства администрации муниципального образования Староминский район; 3. Реконструкция МБОУ СОШ № 2 им. А.А. Артюха путем строительства блока основного и среднего образования с увеличением мест.

Информационное общество Бюджет - 4 553,7 тыс. руб. Средства израсходованы на реализацию следующих задач: 1. Реализованы мероприятия по организации информирования граждан о деятельности ОМС, а также общественно-политических, социально-культурных событий, укрепление морально-нравственный ценностей и т.п.; 2. Реализованы мероприятия по использованию информационных технологий для социально-экономического развития.

Отразим в таблице 3 основные проблемы муниципального образования, Староминский район, и пути их решения, которые играют важную роль в оценке привлекательности района.

Таблица 3. Основные проблемы муниципального образования, Староминский район, и способы их решения

Проблема Способы решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая производительность труда Равноправная организация рабочего дня и распределение труда сотрудников

Комфортное проживание на территории района Качественное изменение рынка оказания услуг ЖКХ через переход от монопольного рынка к рынку с высоким уровнем конкуренции (частно-государственное партнерство); Повышение технической надёжности инженерной инфраструктуры ЖКХ и организация качественного обслуживания жилищного фонда

Низкая самостоятельность района Повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом; Увеличение доходов от предпринимательской и иной деятельности муниципальных учреждений

Таким образом, мы провели оценку основных показателей социально-экономического развития МО Староминский район и выявили, что указанные данные имеют нестабильную тенденцию роста, отразив графически их на диаграмме. Проанализировав муниципальные программы района мы выявили основные проблемы, решение которых будет способствовать повышению конкурентных преимуществ муниципального образования.

Список используемой литературы:

1. Айгумов, А. Д. Проблемы и пути обеспечения сбалансированного развития пространственных социально-экономических систем / А. Д. Айгумов, А. З. Османова, О. В. Федорова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. - С. 24-30. - DOI 10.24143/20735537-2019-2-24-30.

2. Кирильчук С.П. Экономика предприятия. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общ. ред. С. П. Кирильчук. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 517 с.

3. Козловская, С. А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления / С. А. Козловская, А. М. Бондарь // Заметки ученого. - 2020. - № 4. - С. 114-119.

4. Молочников Н.Р., Пономаренко Е.Е., Тремиля Е.А. Экономическая наука и менеджмент: конфигурация нового стратегического контура // Экономика устойчивого развития. 2018. № 4 (36). С. 401-402.

5. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу: проект. - 2001 г. // http://www.economy.gov.ru/document.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.