Научная статья на тему 'Особенности состояния здоровья московских школьников'

Особенности состояния здоровья московских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ / ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ / PUPILS' HEALTH / GROUPS OF HEALTH / INBORN ABNORMALITY / PATHOLOGIC PREGNANCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максименко Людмила Витальевна, Халилулин Т. Р.

В статье представлены результаты исследования здоровья учащихся одной из московских школ. Показано, что доля здоровых (I и II группы здоровья) десятиклассников на 15 % ниже, чем доля здоровых первоклассников. Риск заболеваний с временной утратой трудоспособности наибольший среди учащихся седьмых и десятых классов. Доля школьников, рожденных при патологии беременности матерей, линейно увеличивается от десятых классов к первым. Наибольшее число школьников с врожденными пороками развития выявлено среди рожденных в 1989 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максименко Людмила Витальевна, Халилулин Т. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF MOSCOW PUPILS` HEALT

Russian Peoples Friendship University, Moscow The results of analysis of pupils' health of one from Moscow schools are submitted. It's shown that a fraction of healthy (I and II groups of health) tenth-formers is below a fraction of healthy first-formers on 15%. Risk of morbidity with temporal disability is the greatest among pupils of seventh and tenth classes. A fraction of pupils were born at pathologic pregnancy linear rises from pupils of tenth to first classes. The greatest quantity of pupils with inborn abnormality is disappeared among that who were born in 1989 year.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния здоровья московских школьников»

УДК 616-053.5-07(470.311)

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2007 г. Л. В. Максименко, Т. Р. Халилулин

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Изучение особенностей состояния здоровья детей и подростков на всей территории страны в рамках объективной оценки санэпидблаго-получия населения является актуальной медико-социальной задачей. В ряде субъектов Российской Федерации санитарно-эпидемиологическая обстановка остается неблагополучной [5]. С 1995 года количество осложнений беременности возросло на 35 %, врожденных аномалий

— на 23 % [4]. Врожденные аномалии выявляются в настоящее время у 7 % новорожденных. У детей до 14 лет уровень врожденных аномалий составил в 1993 году 11,3 случая на тысячу населения, а в 1999-м — 17,2. У подростков частота врожденных аномалий в 1993 году выявлена в 6,1 случая на тысячу населения, в 1999-м — в 11 соответственно [3]. Совершенно недопустимыми темпами увеличивается заболеваемость детей и подростков почти по всем группам болезней [4].

Настоящее исследование проведено с целью выявления влияния патологии беременности матерей школьников и врожденных пороков развития на показатели здоровья школьников.

Проведена оценка состояния здоровья 309 учащихся первых (75 человек), пятых (51), седьмых (130) и десятых (53) классов ГОУ № 932 Юго-Западного административного округа г. Москвы на 2004 год.

Доли школьников, рожденных от матерей с патологией беременности (ПБ), с врожденными пороками развития (ВПР), практически здоровых и с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями (I + II группы здоровья), а также перенесших за последний учебный год одно заболевание и более с временной утратой трудоспособности (ВУТ), представлены в табл. 1.

Установлено, что доля школьников, рожденных от матерей с ПБ, составляет в среднем по школе 0,39 ± 0,49. Как видно из данных табл. 1, доля этой категории учащихся линейно возрастает от рожденных в 1987—1988 годах (десятые классы) к рожденным в 1995— 1997-х (первые классы) по уравнению Y = 0,41 — 4,39 • 10-3 • Х (Н = 0,94, г = 0,97, р = 0,03), где Х (независимая величина) — цифра, обозначающая номер класса (параллель классов), например, 1 — первый класс и т. п.), Y — доля школьников, рожденных от матерей с ПБ в определенных параллелях классов (первых, седьмых и т. п.). В соответствии с полученным статистически значимым линейным уравнением темпы прироста этой категории детей составляют от десятых к седьмым классам 5,3 %, от седьмых к пятым — 2,6 %, от пятых к первым — 2,5 %.

Доля школьников с ВПР в среднем по школе составляет 0,08 ± 0,27, причем среди рожденных в 1989—1991 годах (т. е. учеников седьмых классов) их в 1,5—6 раз больше, чем рожденных в другие годы. Распространенность ВПР у первоклассников совпадает со средним уровнем.

В статье представлены результаты исследования здоровья учащихся одной из московских школ.

Показано, что доля здоровых (I и II группы здоровья) десятиклассников на 15 % ниже, чем доля здоровых первоклассников. Риск заболеваний с временной утратой трудоспособности наибольший среди учащихся седьмых и десятых классов. Доля школьников, рожденных при патологии беременности матерей, линейно увеличивается от десятых классов к первым. Наибольшее число школьников с врожденными пороками развития выявлено среди рожденных в 1989 году.

Ключевые слова: здоровье школьников, группы здоровья, врожденные пороки развития, патология беременности.

Характеристика здоровья школьников по классам

Таблица 1

Классы Число детей Годы рождения учащихся Доля школьников

от матерей с ПБ с ВПР I + II группы здоровья II группа здоровья с риском ВУТ

Первые (К) 75 1995-1997 0,40±0,49 0,08±0,27 0,88±0,33 0,77±0,33 0,68±0,47

Пятые 51 1991-1993 0,39±0,49 0,06±0,24 0,86±0,35 0,84±0,37 0,84±0,37*

Седьмые 130 1989-1991 0,38±0,49 0,12±0,32 0,89±0,31 0,85±0,36 0,98±0,15**

Десятые 53 1987-1988 0,36±0,48 0,02±0,14 0,73±0,45* 0,66±0,46 0,90±0,30*

Примечание. * — р < 0,05, ** — р < 0,001; К — контроль; доля школьников рассчитана как отношение числа школьников в классах с определенной характеристикой здоровья к числу школьников в этих классах.

Доля здоровых школьников, отнесенных к I и II группам здоровья, составляет в среднем 0,86 ± 0,35, т. е. 86 % (265 человек) от исследованных школьников, что совпадает с данными по Российской Федерации — 86 % [6]. В десятых классах доля здоровых школьников достоверно меньше на 15 %, чем в первых (по Российской Федерации за время школьного обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20 %) [6]. Среди здоровых 93 % входят в группу риска, причем среди пятиклассников группа риска наибольшая (97,7 %), а среди перво- и десятиклассников — 89,5 %. Доля школьников со II группой здоровья составляет 0,80 ± 0,40 (246 человек), что превышает уровень РФ на 28 % и обусловлено, видимо, негативным влиянием окружающей среды мегаполиса на здоровье школьников.

Доля школьников, перенесших за предыдущий учебный год одно заболевание и более с временной утратой трудоспособности (риск ВУТ), в первых классах составляет 68 %, в последующих достоверно растет и достигает максимума у семиклассников — 98 %. Средняя длительность ВУТ в первых классах составляет 10,12 дня, пятых — 12,75, седьмых — 16,89, десятых — 14,84 дня. Таким образом, заболеваемость с ВУТ и длительность болезни в седьмых классах максимальна. В седьмых классах учебная нагрузка составляет 29 учебных часов в неделю и превышает таковую в других исследованных классах (в десятых классах учебная нагрузка по расписанию на один час в неделю меньше). Следует отметить, что в 12—13 лет снижается генетическое влияние на здоровье и одновременно нарастает влияние средовых факторов [1], к которым может быть отнесена и учебная нагрузка.

Динамика изменения исследованных показателей по годам рождения школьников (рис. 1) показывает, что доля детей, рожденных в 1989 году от матерей с ПБ, и детей с врожденными пороками развития, увеличивается. Отмечено, что состояние организма матери (течение беременности), по-видимому, является одним из факторов риска возникновения ВПР [2].

Анализ данных показал, что распространенность врожденной патологии коррелирует с распространенностью ПБ у матерей:

Y = 1,6 + 0,5Х (Н2 = 0,941, р = 0,03), где Х — доля детей, рожденных от матерей с ПБ, Y — доля детей с ВПР

Рис. 1. Динамика изменения доли школьников с врожденными пороками развития и рожденных от матерей с патологией беременности с 1987 по 1997 год

Доля детей с врожденными пороками развития в 1989 году составила 0,33 ± 0,5 (1 = —2,43, р = 0,02) и превысила данный показатель на 1999 год более чем в 2 раза. Аналогичная тенденция отмечена для изменения частоты детей, рожденных при патологии беременности. Вторым критическим годом рождения детей по увеличению случаев ПБ

матерей и снижению доли здоровых школьников, рожденных без ВПР, можно признать 1995 год.

Наибольшее число здоровых школьников родилось в 1990 году (0,92 ± 0,27) и 1992-м (0,93 ± 0,24), что достоверно превысило аналогичный показатель за 1987 год (0,69 ± 0,43). Группа практически здоровых школьников I группы здоровья (1,00 ± 0,00), рожденных в 1997 году, слишком малочисленна (4 человека) и может не приниматься во внимание, хотя из 68 школьников предыдущего года рождения (1996 г. р.) достаточно большая доля

— 88 % (0,88 ± 0,32) имеет I или II группу здоровья.

Исследование влияния повторной беременности как фактора, увеличивающего риск возникновения врожденных пороков развития более чем в 2 раза [2], показало, что по сравнению с первой беременностью, при которой доля детей с ВПР составляет 0,08 ± 0,27, отличаются пятая и шестая беременности, при которых данный показатель возрастает в 2,5 раза (0,2 ± 0,45) и более чем в 6 раз (0,5 ± 0,70, 1 = —2,13, р = 0,03) соответственно.

Рис. 2. Зависимость между долей здоровых школьников и порядковым номером беременности матери

Как показано на рис. 2, доля здоровых школьников, рожденных от пятой — шестой беременностей, достоверно снижается с 89 % (0,89 ± 0,31) рожденных от первой беременности до 40 (0,4 ± 0,30, 1 = 3,43, р = 0,0007) и 50 % (0,5 ± 0,71) соответственно. Для суждения о влиянии большего числа беременностей на частоту ВПР недостаточно данных (так, от седьмой, восьмой и девятой беременностей родились 5 человек из 309 исследованных).

Влияние повторных родов на распространенность ПБ матерей и ВПР не выявлено. Всего 227 школьников родились при первых родах, 70 — при вторых, 8 — при третьих и 2 — при четвертых. Частота ПБ матерей при первых родах составила 0,37 ± 0,48, вторых — 0,48 ± 0,50, третьих — 0,25 ± 0,46, четвертых — 0. Частота ВПР составила при первых родах

0,08 ± 0,27, вторых 0,10 ± 0,30 и отсутствовала при

последующих. Доля здоровых детей при первых родах составила 0,86 ± 0,35, вторых — 0,83 ± 0,38.

Доли здоровых школьников I и II групп здоровья, рожденных от матерей с ПБ матерей и без нее, одинаковы (0,86 ± 0,35). Здоровые школьники, рожденные с пороками развития, составляют 0,89 ± 0,31, без ВПР - 0,48 ± 0,51 (1 = 5,93, р = 0,000).

В исследованной группе гипотрофия, определенная по величине индекса Кетле I при рождении, выявлена у 64 человек (21 %), гипертрофия — у 66 (21 %), нормотрофия — у 179 (58 %). Отмечена взаимосвязь увеличения частоты ПБ матерей и ВПР и гипотрофии в пренатальном периоде: 0,59 ± 0,49 (1 = —3,6, р = 0,0004). Патология беременности матерей наблюдалась при гипертрофии с частотой 0,30 ± 0,46, нормотрофии — 0,34 ± 0,48.

Доля здоровых детей при нормотрофии (0,89 ± 0,31) всего на 10 % превышает долю здоровых при нарушениях пренатального питания

— 0,81 ± 0,39 (гипотрофия) и 0,80 ± 0,40 (гипертрофия).

Таким образом, риск временной утраты трудоспособности у школьников пятых, седьмых и десятых классов на 16—30 % превышает риск у первоклассников. Доля здоровых десятиклассников на 15 % ниже доли первоклассников. Число школьников, рожденных при патологии беременности, линейно увеличивается от класса к классу. Среди рожденных в 1989 году выявлено наибольшее число детей с врожденными пороками развития. Пятая и шестая беременности ведут к увеличению доли матерей с патологией беременности, детей с врожденными пороками развития и снижением уровня здоровья. Патология беременности матери взаимосвязана с гипотрофией плода в пренатальном периоде.

Список литературы

1. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р Кучма. — М. : Научный центр РАМН, 2001. — 376 с.

2. Ломовцев А. Э. Оценка риска возникновения врожденных пороков развития в Тульской области / А. Э. Ломовцев, Ж. В. Филимонова, Л. И. Шишкина и др. // Гигиена и санитария. — 2003. — № 1. — С. 26—30.

3. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1998 году : государственный доклад. — М. : МЗ РФ, 1999. — 222 с.

4. Онищенко Г. Г. Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. — 2003.

— № 1. — С. 3—10.

5. Онищенко Г. Г. О реализации Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и мерах по совершенствованию его применения / Г. Г. Онищенко // Там же. — 2004. — № 1. — С. 3—5.

6. Онищенко Г. Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации / Г. Г. Онищенко // Там же. — 2004.

— № 4. — С. 3—5.

DESCRIPTION OF MOSCOW PUPILS' HEALTH L. V. Maksimenko, T. R. Halilulin

Russian Peoples Friendship University, Moscow

The results of analysis of pupils’ health of one from Moscow schools are submitted. It’s shown that a fraction of healthy (I and II groups of health) tenth-formers is below a fraction of healthy first-formers on 15%. Risk of morbidity with temporal disability is the greatest among pupils of seventh and tenth classes. A fraction of pupils were born at pathologic pregnancy linear rises from pupils of tenth to first classes. The greatest quantity of pupils with inborn

abnormality is disappeared among that who were born in 1989 year.

Key words: pupils’ health, groups of health, inborn abnormality, pathologic pregnancy.

Контактная информация:

Максименко Людмила Витальевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского факультета Российского университета дружбы народов

Адрес: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Тел. (495) 434-52-77; е-mail: [email protected]

Статья поступила 16.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.