УДК 616-053.2-056.54:370.182
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В 1-8-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИМЕЮЩИХ ПРИ РОЖДЕНИИ НИЗКУЮ МАССУ ТЕЛА
С.И. Трухина1, В.И. Циркин12, С.В. Хлыбова2, А.Н. Трухин1,
1 Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров 2ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия»
Циркин Виктор Иванович - e-mail: [email protected]
Среди 699 школьников 8-х классов общеобразовательных школ г. Кирова с нормальной (2,6-3,9 кг) массой тела родилось 82% детей, с низкой (1,6-2,5 кг) массой - 5,3% детей, а с большой (4,0-5,1 кг) - 12,7%. Дети с низкой массой тела на протяжении всех 8 лет обучения в школе имели более низкую успешность образовательной деятельности, чем дети, рожденные с нормальной массой тела. Эти данные необходимо учитывать при организации медицинской помощи и учебно-воспитательного процесса в дошкольном периоде и на всем протяжении обучения в средней школе.
Ключевые слова: новорожденные, масса тела, преждевременные роды,
успешность школьного обучения.
Among 699 schoolboys of 8 classes comprehensive schools of Kirov with normal (2,6-3,9 kg) body mass were born 82% of children, with low (1,6-2,5 kg) by mass - 5,3% of children, and with big (4,0-5,1 kg) - 12,7%. Children with low body mass throughout all 8 years of training at school had lower success of educational activity, than children born with normal body mass. This data is necessary for considering at the organization of medical aid and teaching and educational process in the preschool period and on all extent of training at high school.
Keywords: newborns, body mass, premature birth, success of school training.
Как известно, число детей с низкой массой тела при рождении, т. е. менее 2,6 кг, в нашей стране достигает 6-10% от всех новорожденных [1, 2], а ее причинами являются, в основном, преждевременные роды и/или плацентарная недостаточность [1, 2, 3, 4]. Такой высокий процент детей, рожденных с низкой массой тела, требует более детального изучения особенностей их физического и умственного развития. Вместе с тем, в литературе не так много работ, касающихся влияния низкой массы тела при рождении на умственное развитие детей и успешность их образовательной деятельности, или ОД [5, 6, 7, 8, 9]. По данным одних авторов [5], для 12-летних детей с очень низкой массой тела при рождении характерен высокий уровень тревожно-депрессивных состояний, что сохраняется и в зрелом возрасте. Показано [6], что 30% детей, рожденных на сроке 32-36 недель беременности с низкой массой тела, имеют низкий уровень развития речи и трудности приобретения двигательных навыков по письму и физкультуре. По данным Anderson P. et al. [7], у детей с низкой массой тела при рождении в 8 лет чаще наблюдаются нарушения внимания, зрительного восприятия, познавательной деятельности, низкий уровень интеллекта, слабый контроль над эмоциями, низкая социальная адаптация, наличие отклонений в поведении и низкая успешность ОД (особенно по письму, чтению и математике). Показано [8], что подростки (преимущественно мальчики), имевшие при рождении массу тела до 750 г или 750-1000 г, гораздо чаще испытывают трудности в обучении, чем рожденные с нормальной массой тела (соответственно в 72% и 53% случаев против 13%). Установлено [9], что дети, рожденные с низкой массой тела, имеют низкий уровень здоровья, низкую резистентность и высокую заболеваемость на первом году жизни. Вместе с
тем, мы не встретили в литературе сведений, касающихся влияния низкой массы тела при рождении на успешность ОД одной и той же группы детей при их обучении с 1-го по 8-й классы. Поэтому в работе была поставлена цель: оценить успешность ОД на протяжении первых 8 лет обучения в общеобразовательной школе у детей, рожденных с низкой массой тела при преждевременных или срочных родах.
Материалы и методы
Нами оценена успешность ОД 699 восьмиклассников 16 школ г. Кирова, которые поступили в 2001 году в 1-й класс и были детально обследованы в этот период. В частности, для них был собран анамнез их пренатального и постнатального развития путем анализа медицинских документов (форма № 112-У и 026-У) и ответов родителей на вопросы анкеты, составленной нами [10]. Успешность ОД детей определяли по оценкам годовой успеваемости по различным дисциплинам для каждого из восьми лет обучения, а также по среднему годовому баллу, отражающему успеваемость по всем основным дисциплинам данного класса. Эту информацию получали из школьных журналов с согласия родителей и администрации школ. Результаты исследования подвергнуты статической обработке, а различия оценивали по 1>критерию Стьюдента и по критерию хи-квадрат, считая их достоверными при р<0,05 [11].
Результаты исследования
При анализе данных анамнеза 699 восьмиклассников было установлено, что с нормальной массой тела, которая в нашей стране определяется как 2,6-3,9 кг, родилось 574 ребенка. Это составляет 81,1% от всех детей. Среди этих детей было 274 девочки (85,6% от всех девочек) и 300 мальчиков (79,1% от всех мальчиков). При этом различие по этому показателю между мальчиками и девочками было недостоверно
Педиатрия
(р>0,1). С низкой массой тела, т. е. с массой от 1,6 до 2,5 кг, родилось 37 детей, т. е. 5,3%. Среди них были 22 девочки (6,9% от всех девочек) и 15 мальчиков (4,0% от всех мальчиков). Различие по этому показателю между мальчиками и девочками также носило недостоверный характер (р>0,1). Остальные 88 детей, т. е. 12,7%, родились с большой массой тела (4,0—5,1 кг). Среди них было 24 девочки (7,5% от всех девочек) и 64 мальчика (16,6% от всех мальчиков; различие по этому показателю с девочками достоверно, р<0,001). В целом, выявленное нами распределение новорожденных по массе тела соответствует данным литературы [1, 2] и демонстрирует достаточно высокий (5,3%) процент детей, имеющих низкую массу тела при рождении.
Анализ успешности ОД мы провели в двух группах детей, сформированных из детей, рожденных с нормальной (2,63,9 кг) массой тела (группа 1) и из детей, рожденных с низкой (1,6-2,5 кг) массой тела (группа 2). Так как группа 2, как было отмечено выше, была представлена 22 девочками и 15 мальчиками, то из всего массива детей с нормальной массой тела, т. е. из 574 детей, методом случайной выборки мы сформировали группу из 45 детей, в которую вошли 22 девочки (подгруппа 1д) и 23 мальчика (подгруппа 1м). В таблице 1 приведены клинические данные. Они свидетельствуют о том, что дети группы 2, т. е. рожденные с низкой массой тела, в сравнении с детьми группы 1 достоверно чаще рождались при преждевременных родах (35,15% против 4,44% в группе 1, р<0,01). Это подтверждает представление
о том, что одной из основных причин низкой массы тела при рождении является недоношенная беременность. Анализ клинических данных, касающихся 21 ребенка группы 2, родившихся в преждевременных родах, показал, что геста-ционный возраст у 11 новорожденных достигал 22-33 недели, а их масса тела при рождении составила 1,6-2,3 кг (в среднем 1,98+0,06 кг), а у 10 новорожденных эти значения составили соответственно 34-36 недель и 2,2-2,5 кг (2,41+0,15кг). Основными причинами преждевременных родов у детей группы 2 были преждевременное излитие околоплодных вод и истмико-цервикальная недостаточность; в ряде случаев имели место индуцированные преждевременные роды в связи с длительно текущим гестозом, осложненным плацентарной недостаточностью. При этом установить связь преждевременных родов с фактом внутриутробного инфицирования плода не представляло возможным, так как на момент рождения этих детей (1993, 1994 гг). в стандарт обследования беременных женщин не входило тестирование на наличие хронических урогенитальных инфекций. Вопрос о роли плацентарной недостаточности в генезе низкой массы тела при рождении, судя по нашим данным, остается открытым, так как различие в частоте этого вида акушерского осложнения между группой 2 и группой 1 (24,32% против 8,89%) носит недостоверный характер (р>0,1). Нами также установлено, что среди детей группы 2 гипотрофия плода встречалась достоверно чаще, чем в группе 1
ТАБЛИЦА 1. Показатели, характеризующие перинатальный период развития детей
Показатели Группа 1 (2,6- 3,9 кг; п=45) Группа 2 (<2,6 кг; п=37)
Абс. % Абс. %
Патология беременности
Анемия 5 11,11 1 2,7
Анемия + угроза прерывания беременности 2 4,44 2 5,41
Гестоз 5 11,11 6 16,22
Гестоз + анемия + плацентарная недостаточность 1 2,22 1 2,7
Угроза прерывания беременности 9 20 8 21,61
Угроза прерывания беременности + плацентарная недостат. 2 4,44 4 10,82
Плацентарная недостаточность 4 8,89 9 24,32
Без патологии беременности 17 37,79 6 16,22
Заболевания матери во время беременности
Пиелонефрит 2 4,44 2 5,4
Пиелонефрит+кольпит+цервицит 2 4,44 0 0
Пиелонефрит + болезни верхних дыхательных путей 1 2,22 1 2,7
Кольпит + цервицит 6 13,33 6 16,22
Болезни верхних дыхательных путей 2 4,44 4 10,81
Кольпит + цервицит + болезни верхних дыхательных путей 6 13,33 2 4,41
Гипертоническая болезнь 3 6,67 7 18,92
Ожирение I степени + гипертоническая болезнь 0 0 1 2,7
Отсутствие заболеваний 23 51,13 14 37,84
Роды
Срочные роды 36 80 12 32,43*
Срочные роды + плановое кесарево сечение 3 6,67 0 0
Срочные роды + экстренное кесарево сечение 3 6,67 2 5,4
Преждевременные роды (<36 нед.) 2 4,44 13 35,15*
Преждевременные роды + плановое кесарево сечение 1 2,22 2 5,4
Преждевременные роды + экстренное сечение 0 0 6 16,22*
Переношенная беременность 0 0 2 5,4
Патология в родах
Слабость родовой деятельности 8 17,78 3 8,11
Дискоординация родовой деятельности 2 4,44 1 2,7
Отсутствие патологии в родах 35 77,78 33 89,19
Состояние новорожденного
Хроническая гипоксия плода 0 0 4 10,81
Асфиксия новорожденного 1 2,22 8 21,62*
Родовая травма 3 6,67 4 10,81
Обвитие пуповиной 7 15,56 6 16,22
Гипотрофия плода 0 0 11 29,73*
Гипотония 0 0 4 10,81
Перинатальное поражение центральной нервной системы 1 2,22 8 21,62*
Примечание: * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по критерию хи-квадрат.
ТАБЛИЦА 2.
Годовые оценки по учебным дисциплинам и средний балл успеваемости детей групп 1 и 2 (М±Ё) в 1-8-х классах
Классы Учебные дисци- Группы детей
плины и средний Девочки Мальчики Все дети Все дети
балл успеваемости Группа 1 (п=22) Группа 2 (п=22) Группа 1 (п=23) Группа 2 (п=15) Группа 1 (п=45) Группа 2 (п=37)
1. Письмо 3,91+0,41 3,59+0,501 4,00+0,52 3,20+0,64* 3,96+0,46 3,43+0,60*
1 2. Чтение 4,32+0,46 4,27+0,60 4,39+0,66 3,73+0,67д* 4,36+0,60 4,05+0,72*
3. Математика 4,00+0,50 3,64+0,461 4,04+0,70 3,33+0,49* 4,02+0,60 3,51+0,48*
Средний балл 4,08+0,37 3,83+0,46 4,14+0,52 3,42+0,52д* 4,11+0,46 3,67+0,54*
1. Письмо 4,09+0,41 3,64+0,551 3,91+0,66 3,33+0,49* 4,00+0,53 3,51+0,54*
2 2. Чтение 4,32+0,46 4,18+0,73 4,52+0,66 3,80+0,64* 4,42+0,60 4,03+0,72*
3. Математика 4,09+0,50 3,64+0,551 4,09+0,66 3,40+0,49* 4,09+0,60 3,54+0,54*
Средний балл 4,18+0,41 3,82+0,551 4,16+0,61 3,51+0,45* 4,17+0,53 3,69+0,54*
1. Письмо 4,05+0,46 3,73+0,551 3,83+0,70 3,40+0,49* 3,93+0,60 3,59+0,54*
2. Чтение 4,27+0,46 4,05+0,69 4,52+0,56 3,87+0,49* 4,40+0,53 3,90+0,54*
3 3. Математика 3,95+0,55 3,77+0,50 4,13+0,75 3,40+0,49* 4,04+0,66 3,62+0,54*
4. Природовед. 4,23+0,60 3,95+0,55 4,22+0,70 3,67+0,49* 4,22+0,66 3,84+0,54*
Средний балл 4,13+0,46 3,88+0,46 4,20+0,61 3,58+0,41* 4,16+0,53 3,76+0,48*
1. Письмо 4,00+0,60 3,64+0,461 3,87+0,75 3,33+0,49* 3,93+0,66 3,51+0,48*
2. Чтение 4,27+0,46 4,18+0,78 4,52+0,66 3,80+0,41* 4,40+0,60 4,03+0,66*
4 3. Математика 3,91+0,78 3,77+0,50 4,22+0,80 3,40+0,49* 4,07+0,80 3,62+0,54*
4. Природовед. 4,05+0,69 4,14+0,64 4,09+0,80 3,73+0,56* 4,07+0,73 3,97+0,66
Средний балл 4,07+0,55 3,93+0,46 4,17+0,61 3,57+0,37д* 4,12+0,60 3,78+0,48*
1. Русский язык 4,00+0,60 3,64+0,461 3,87+0,61 3,40+0,49* 3,93+0,60 3,54+0,48*
2. Литература 4,27+0,55 4,05+0,64 4,26+0,66 3,73+0,45* 4,27+0,60 3,92+0,60*
3. Математика 3,86+0,64 3,64+0,55 3,87+0,61 3,27+0,45д* 3,87+0,60 3,49+0,54*
5 4. История 4,05+0,37 3,82+0,64 4,09+0,66 3,60+0,49* 4,07+0,53 3,73+0,60*
5. Биология 4,05+0,46 3,91+0,60 4,13+0,61 3,67+0,60 4,09+0,53 3,81+0,60*
6. Ин./язык 4,05+0,64 3,86+0,55 3,87+0,84 3,40+0,49д* 3,96+0,73 3,68+0,60*
Средний балл 4,05+0,41 3,83+0,55 4,01+0,56 3,56+0,41* 4,03+0,53 3,71+0,54*
1. Русский язык 3,91+0,60 3,68+0,46 3,74+0,52 3,33+0,49д* 3,82+0,60 3,54+0,48*
2. Литература 4,36+0,46 4,09+0,60 4,04+0,61 3,67+0,60 4,20+0,60 3,92+0,60*
3. Математика 3,73+0,69 3,68+0,64 3,78+0,61 3,20+0,41д* 3,76+0,66 3,49+0,60*
6 4. История 4,05+0,46 3,91+0,50 3,87+0,75 3,60+0,60 3,96+0,66 3,78+0,60
5. Биология 4,00+0,50 4,09+0,41 3,65+0,56 3,53+0,64д 3,82+0,60 3,86+0,60
6. Ин./язык 4,00+0,69 3,91+0,41 3,78+0,84 3,40+0,49д 3,89+0,80 3,70+0,54
Средний балл 4,01+0,46 3,89+0,37 3,81+0,52 3,44+0,45д* 3,91+0,53 3,71+0,48*
1. Русский язык 3,73+0,69 3,64+0,46 3,65+0,61 3,33+0,49 3,69+0,66 3,51+0,48
2. Литература 4,05+0,64 4,05+0,55 3,91+0,66 3,47+0,49д 3,98+0,66 3,81+0,60
3. Алгебра 3,73+0,60 3,64+0,55 3,65+0,61 3,07+0,26д* 3,69+0,60 3,41+0,54*
4. Геометрия 3,59+0,64 3,64+0,55 3,61+0,66 3,27+0,45д 3,60+0,60 3,49+0,54
7 5. История 3,82+0,64 3,96+0,64 3,65+0,61 3,53+0,49д 3,73+0,60 3,73+0,54
6. Биология 4,00+0,69 4,00+0,60 3,65+0,61 3,33+0,49д 3,82+0,60 3,73+0,54
7. Физика 3,77+0,64 3,86+0,64 3,70+0,61 3,20+0,41д* 3,73+0,60 3,59+0,54
8. Ин./язык 4,00+0,78 4,00+0,60 3,70+0,75 3,27+0,45д* 3,84+0,80 3,70+0,54
Средний балл 3,83+0,55 3,83+0,46 3,69+0,56 3,31+0,34д* 3,76+0,53 3,62+0,48
1. Русский язык 3,77+0,50 3,55+0,60 3,48+0,52 3,27+0,45 3,62+0,53 3,43+0,54
2. Литература 4,14+0,55 3,95+0,55 3,91+0,66 3,47+0,49д* 4,02+0,53 3,76+0,54*
3. Алгебра 3,59+0,64 3,45+0,50 3,52+0,56 3,13+0,34д* 3,56+0,60 3,32+0,48*
4. Геометрия 3,50+0,60 3,50+0,60 3,65+0,70 3,20+0,41* 3,58+0,66 3,38+0,48*
8 5. История 3,68+0,69 3,95+0,55 3,70+0,70 3,60+0,60 3,69+0,66 3,81+0,54
6. Биология 4,00+0,50 3,73+0,55 3,61+0,56 3,40+0,60 3,80+0,60 3,59+0,54
7. Физика 3,91+0,60 3,55+0,64 3,61+0,66 3,13+0,34д* 3,76+0,66 3,38+0,54*
8. Химия 3,91+0,69 3,59+0,60 3,61+0,66 3,13+0,34д* 3,76+0,66 3,41+0,54*
9. Ин./язык 3,95+0,69 3,91+0,69 3,65+0,70 3,47+0,64 3,80+0,73 3,73+0,54
Средний балл 3,79+0,50 3,68+0,50 3,64+0,56 3,31+0,37д* 3,76+0,53 3,53+0,48*
Примечание: д - различие с девочками и * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по Ь-критерию Стьюдента.
ИД
Педиатрия
(29,73% против 0,0%, р<0,05). Для детей группы 2 был характерен высокий процент рождения путем экстренного кесарева сечения (16,22% против 0%). Важно отметить, что
низкая масса тела при рождении в определенной степени была ассоциирована (таблица 1) и с явлением асфиксии новорожденного (она имела место у 21,62% детей против 2,22% в группе 1; р<0,05) и перинатального поражения ЦНС (21,62% против 2,22%, р<0,05), которое чаще всего проявлялось в изменении тонуса мышц и изменении рефлекторной деятельности. Таким образом, группа 2 отличалась от группы 1 не только по массе тела при рождении, но и по другим признакам. Однако, вероятно, решающим отличием все же являлось наличие низкой массы тела при рождении. Поэтому мы посчитали корректным провести сравнительный анализ успешности ОД в этих двух группах. Так как в обеих группах имелись и девочки, и мальчики, то анализ успешности ОД был проведен соответственно в отдельности среди девочек, среди мальчиков и, в целом, среди всех детей, независимо от их пола. Нами, судя по ответам родителей на вопросы анкеты, установлено, что группы 1 и 2 были сопоставимы по социальному статусу, а также по проценту детей, получающих дополнительное образование за счет репетиторства или за счет посещения кружков углубленного изучения отдельных предметов.
Анализ успешности ОД девочек, рожденных с низкой массой тела (группа 2д), показал (таблица 2), что они во всех классах не отличались по среднему баллу успеваемости от девочек группы 1. Лишь во 2-м классе средний балл успеваемости у них оказался достоверно ниже, чем у девочек группы 1 (3,82 против 4,18 балла, р<0,05). Но анализ успеваемости по отдельным дисциплинам все-таки выявил, что в 1-5-х классах девочки группы 2 имели достоверно более низкие оценки по ряду дисциплин. В частности, в 1-м и 2-м классах они имели более низкие оценки по письму и математике, в 3-м и 4-м классах - по письму, а в 5-м классе - по русскому языку. В 6-, 7- и 8-м классах различия с девочками группы
1 носили недостоверный характер. В целом, эти данные показывают, что в первые пять лет обучения девочки, родившиеся с низкой массой тела, испытывают больше проблем с обучением, чем девочки, родившиеся с нормальной массой тела.
Такой вывод справедлив и для мальчиков. Но у мальчиков негативное влияние рождения с низкой массой тела выражено значительно ярче. Действительно, эти мальчики (группа 2м) имели достоверно более низкий средний балл успеваемости на протяжении всех лет обучения (таблица 2) и более низкие оценки почти по всем учебным дисциплинам. Исключение составили лишь оценки в 6-м классе по литературе, истории, биологии и иностранному языку, в 7-м классе - по русскому языку, литературе, геометрии, истории и биологии, в 8-м классе - по русскому языку, истории, биологии и иностранному языку (различия с группой 1м носили недостоверный характер). Таким образом, мальчики, как и девочки, в 6-, 7- и 8-м классах имели менее выраженные
различия в успешности ОД со сверстниками, чем в 1-5-м
классах. Возможно, это связано с тем, что все дети, независимо от массы тела при рождении, снижают успешность ОД в старших классах, так как известно [12], что в период полового созревания снижается мотивация к обучению.
При анализе успешности ОД всех детей, независимо от их пола, нами установлено (таблица 2), что дети группы 2 имели на протяжении всех 8 лет обучения достоверно более низкий средний балл успеваемости, чем дети группы 1. Особенно эти различия характерны для математики (рис. 1) и русского языка. Вместе с тем удалось выявить и отдельные исключения из этой закономерности. Первое исключение касается того, что в 7-м классе различие по величине среднего балла успеваемости было недостоверным. Второе исключение также касается того, что не во всех случаях более низкая успеваемость по отдельным дисциплинам носила достоверный характер. Действительно, в 4-м классе такой дисциплиной явилось природоведение, а в 5-, 6- и 8-х классах - история, биология и иностранный язык, а также (в 8-м классе) - русский язык. Все это говорит о том, что успешность обучения зависит и от сложности учебной дисциплины и интереса к ней.
Классы
РИС. 1.
Годовые оценки по математике (алгебре) с 1-го по 8-й класс у детей, родившихся с нормальной массой тела (2,6-3,9 кг, группа 1) или с низкой массой (<2,6 кг, группа 2).
Примечание: * - различие с группой 1 достоверно (р<0,05) по Ь-критерию Стьюдента.
С учетом того, что в группе 2 часть детей родились на сроке 22-36 недель (п=21), а часть детей - на сроке 38-41 неделя (п=16), мы посчитали корректным сравнение успешности ОД этих двух подгрупп детей, хотя средняя масса при рождении у рожденных преждевременно была достоверно на 0,2 кг ниже (2,19+0,27 кг против 2,39+0,12 кг; р<0,01). Установлено (рис. 2), что, судя по среднему баллу успеваемости, достоверных различий в успешности ОД между этими двумя подгруппами на протяжении 8 лет обучения не обнаружено. В то же время, как видно из рис. 2, наблюдается тенденция, свидетельствующая о том, что при более низкой массе тела, характерной для детей, родившихся преждевременно, имеет место и более низкая успешность ОД. В целом, эти данные указывают на ведущую роль в
успешности ОД в общеобразовательной школе массы тела, а не срока беременности на момент рождения ребенка.
Таким образом, мы показали, что у детей, рожденных с низкой массой тела, успешность ОД ниже, чем у детей, рожденных с нормальной массой тела. Эта закономерность характерна как для детей, рожденных при срочных родах, так и для детей, рожденных при преждевременных родах. Наиболее вероятно, что масса тела при рождении отражает степень развития головного мозга, в том числе коры больших полушарий. Мы также не исключаем в полной мере и негативного влияния на развитие мозга таких патологических факторов, как асфиксия новорожденного и перинатальное поражение ЦНС. Наиболее вероятно, что низкая масса тела при рождении (в том числе при срочных родах) определяет замедленное развитие мозга в постнатальном периоде. При этом отставание в развитии когнитивных функций будет наблюдаться не только в первые 2-3 года жизни ребенка, о чем свидетельствуют многочисленные данные литературы [13, 14, 15], но и в последующие 10-15 лет. Это означает, что дети, рожденные с низкой массой тела, требуют медицинской, психологической и педагогической поддержки на протяжении всего периода развития, т. е. до окончания средней школы. Задача будущих исследований заключается в разработке конкретных методик этих видов поддержки и их апробации. Полагаем, что менее выраженное негативное влияние низкой массы при рождении на успешность ОД у девочек, в сравнении с мальчиками, связа-
но с тем, что у девочек выше уровень гормонов (в частности, эстрогенов), способствующих репарации нейронов и созреванию мозга в целом.
Заключение
Наличие низкой массы тела при рождении оказывает негативное влияние на успешность ОД детей, особенно мальчиков, при обучении с 1-го по 8-й классы общеобразовательной школы, что следует учитывать при организации медицинской помощи и учебно-воспитательного процесса в дошкольном периоде и на всем протяжении обучения в средней школе. ш
ЛИТЕРАТУРА
1. Шабалов Н.П. Неонатология. Т. 1. М.: МЕДпресс-информ, 2004. 608 с.
2. Торопова М.М., Жуйкова Г.В. Факторы риска врожденной гипотрофии. Материалы IV Ежегодного конгресса «Современная перинатология: организация, технологии, качество». М. 2009. С. 66.
3. Smith G., Pell J., Dobbie R. Interpregnancy interval and risk of preterm birth and neonatal death: retrospective cohort study. BMJ. 2003. V. 327 (7410). Р. 313.
4. Smith L., Draper E., Manktelow B., Dorling J., Field D. Socioeconomic inequalities in very preterm birth rates. Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 2007. № 92 (1). Р. 11-14.
5. Botting N., Powls A., Cooke R.W., Marlow N. Attention deficit hyperactivity disorders and other psychiatric outcomes in very low birthweight children at 12 years. J. Child Psichol. Psichiatry. 1997. № 38 (8). Р. 931-941.
6. Huddy C., Johnson A., Hope P. Educational and behavioral problems in babies of 32-35 weeks gestation. Arch Dis. Child Fetal Neonatal Ed. 2001. № 85 (1). Р. 23-28.
7. Anderson P., Doyle L.; Victorian Infant Collaborative Study Group. Executive functioning in school-aged children who were born very preterm or with extremely low birth weight in the 1990s. Pediatrics. 2004. № 114 (1). Р. 50-57.
8. Saigal S., Stoskopf B., Streiner D., Paneth N., Pinelli J., Boyle M. Growth trajectories of extremely low birth weight infants from birth to young adulthood: a longitudinal, population-based study. Pediatr Res. 2006. № 60 (6). Р. 751-758.
9. Жуйкова Г.В., Торопова М.М. Состояние здоровья детей с гипотрофией. Материалы IV Ежегодного конгресса «Современная перинатология: организация, технологии, качество». М. 2009. С. 20.
10. Анкета для родителей первоклассника. Под ред. В.И. Циркина. Киров: Изд-во ВГПУ, 2002. 27 с.
11. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999. 459 с.
12. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивации на развитие интеллектуальных способностей. Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы: серия трудов «Философия образования». Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. С. 355-361.
13. Медведев М.В., Юдина Е.В. Задержка внутриутробного развития плода. М., 1998. 208 с.
14. Дьяконова Е.Н., Батуева Ю.В., Лобанова Л.В., Терехина Е.В., Язева А.А. Нейропсихологическое развитие детей 3-4 лет с последствиями перинатального поражения ЦНС в сравнении со здоровыми сверстниками. Вестн. новых медицинских технологий. 2008. № 4. С. 62-64.
15. П ыхтина Л.А., Филькина О.М., Шанина Т.Г., Кочерова О.Ю., Широкова О.С. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС в зависимости от уровня нервнопсихического развития и условий воспитания. Биомедицинский журнал. 2009. Т. 10. № 5. С. 81-90.
3 4,5
ц
ц
го
LQ
Группы и классы
РИС. 2.
Средний балл успеваемости с 1-го по 8-й класс детей, рожденных с низкой (<2,6 кг) массой тела при срочных родах (С; п=16) и при преждевременных (П; п=21). Все различия между подгруппами С и П носят недостоверный характер (р>0,1).