Научная статья на тему 'Особенности системы управленческого учета в торговых организациях'

Особенности системы управленческого учета в торговых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2028
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / УЧЕТ ЗАТРАТ / УЧЕТ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН / ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогуленко Татьяна Михайловна

В статье рассмотрены основные подходы к управленческому учету товародвижения, проведен анализ методов учета затрат в торговых организациях, рассмотрены особенности системы бюджетирования в торговых организациях, проанализированы особенности управленческого учета в торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF SYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN TRADE ORGANIZATIONS

The article examines main approaches to the management accounting distribution, the methods of cost accounting in trade organizations are analyzed, the features of the system of budgeting in trade organizations are considered, the features of management accounting in the trade are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности системы управленческого учета в торговых организациях»

УДК 657

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к управленческому учету товародвижения, проведен анализ методов учета затрат в торговых организациях, рассмотрены особенности системы бюджетирования в торговых организациях, проанализированы особенности управленческого учета в торговле.

Ключевые слова: управленческий учет, учет затрат, учет товародвижения, операционный бюджет, финансовый план, особенности управленческого учета в торговле.

THE FEATURES OF SYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN TRADE ORGANIZATIONS

Annotation. The article examines main approaches to the management accounting distribution, the methods of cost accounting in trade organizations are analyzed, the features of the system of budgeting in trade organizations are considered, the features of management accounting in the trade are analyzed.

Keywords: management accounting, cost accounting, accounting for merchandising, operating budget, financial plan, the features of management accounting in the trade.

Главной задачей управленческого учета любой компании является формирование и использование его данных для принятия менеджментом управленческих решений, позволяющих организации достичь оптимальных для данной хозяйственной ситуации результатов деятельности [1; 16; 17; 18; 19]. Основными направлениями управленческого учета в торговых организациях является получение и использование информации для управления товарно-материальными запасами, продажами и дебиторской задолженностью, затратами и финансовыми результатами деятельности [2; 8; 9; 11; 13;14; 15]. В настоящий момент нет никакой нормативной базы, регулирующей деятельность по ведению управленческого учета внутри организации. Поэтому формы организации и методы ведения учета для внутреннего управления - внутреннее дело каждого торгового предприятия. Особенности управленческого учета в торговле определяются задачами, которые он призван решать, а именно:

— выбор или отказ от определенного вида товара для торговли на основе его рентабельности, формирование ассортимента;

— определение продажной цены в пределах допустимого интервала;

— определение точки безубыточности отдельных товаров, центров ответственности;

— оценка эффективности в разрезе сезонов, магазинов, групп товаров, товарных знаков;

— продажа/закрытие действующих магазинов;

— приобретение дополнительного оборудования;

— строительство/приобретение новых торговых объектов;

— смена технологии и организации торговли;

— продвижение по службе отдельного менеджера;

— контроль сохранности активов;

— контроль расчетов со сторонними организациями;

— контроль расходов в разрезе магазинов, статей затрат;

— оценка стоимости бизнеса и ряд других [3; 4; 7].

Как видно из перечисленных задач, особенностью управленческого учета в торговых организациях является постановка системы оперативного управления товарными запасами и управления затратами. Следует отметить, что в отличие от бухгалтерского учета, управленческий учет в торговле позволяет получать данные о товаре не только в стоимостном выражении, но и в качественно-

Т.М. Рогуленко

Tatiana Rogulenko

© Рогуленко Т.М., 2016

количественном. Величину фактических товарных запасов для продажи в системе управленческого учета сравнивают в динамике за ряд прошедших периодов времени и сопоставляют с нормативами, что позволяет выявить тенденции изменения товарных остатков, их увеличение или снижение в абсолютных единицах и относительных показателях на конкретную дату по месяцам и кварталам года. Данное сопоставление фактических величин с заранее установленными нормативами позволяет оценить степень выполнения плановых показателей, при необходимости принять оперативные управленческие решения с целью поддержания фактического товарного запаса на оптимальном уровне. Помимо величины товарных запасов в определенный период времени управленческий учет позволяет управлять ассортиментом продаж, генерируя данные о количестве проданных изделий в разрезе отдельных наименований товаров, их видов и ассортиментных групп.

Анализируя особенности управленческого учета торговых организаций нужно принять к сведению и сферу деятельности компании - розничная торговля или оптовые продажи. Управленческий учет в розничной торговле дополнительно включает в себя учет заказов, приходов, возвратов товара, списаний, инвентаризаций. Цели управленческого учета в данном случае, это:

— сам учет товародвижения,

— возможность определения наценки товара,

— продажи в магазинах, входящих в сеть, могут происходить по различным прайс-листам, которые зафиксированы в программе учета. Это позволяет не терять доход в регионах, где цены на аналогичные товары выше.

В розничной торговле оплата товара преимущественно производится по безналичному расчету. Существуют законодательно определенные требования регламентации кассовой дисциплины и операций с денежной наличностью. Объем продаж за наличный расчет определяется на основе данных с контрольно-кассовых машин и аппаратов как сумма денежных средств, поступивших непосредственно от покупателей в момент приобретения ими товаров, так и денежные средства, поступившие напрямую на расчетный счет предприятия при оплате товара с помощью кредитных и иных платежных карт. Величина выручки может быть уменьшена на сумму возврата денег покупателю по ошибочно выбитым чекам. При этом возврат денежных средств должен быть оформлен в соответствие с требованиями законодательства. При этом возврат денежных средств может осуществляться не в день покупки, а в течение определенного периода времени. Данные корректировки по величине фактической выручки, отраженной в управленческом учете, необходимо сверять по кассовому и товарному отчетам. Правила определения выручки, а, следовательно, объема продаж в стоимостном измерении, четко определены в бухгалтерском и налоговом учете. Согласно Налоговому кодексу РФ, при продаже товаров по розничным ценам в их величину включается соответствующая сумма НДС. Порядок определения объема розничных продаж установлен действующими положениями по бухгалтерскому и статистическому учету и не допускает иных вариантов. В системе управленческого учета возможности получения информации о продажах существенно шире. Так, в зависимости от специфики и объема розничных продаж применяют разные методы учета товара: натурально-стоимостной, по среднему проценту, по ассортименту товарооборота и остатка товара, по общему объему продаж.

Учет затрат в управленческом учете в торговых организациях по месту затрат и центрам ответственности зависит от масштабов и специфики деятельности торговой фирмы и ее подразделений [5; 6]. При этом в розничной торговле в отличие от отраслей материального производства предпочтение отдают центрам финансовой ответственности и видам бизнеса (группам товара). Организация учета затрат по центрам ответственности позволяет их контролировать на всех уровнях менеджмента, устанавливать ответственных за возникновение незапланированных затрат, перерасходов и других отклонений от бюджета. Ведение управленческого учета затрат по местам формирования и центрам

ответственности позволяет в дальнейшем перейти к более совершенной его форме - организации функционального учета затрат и результатов деятельности (метод АВС).

Каждая организация разрабатывает собственную классификацию видов затрат, методы бюджетирования издержек и составления калькуляции. При этом все затраты подразделяются на прямые и косвенные, переменные или постоянные. К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с продажей определенного вида товара, которые включаются в его себестоимость. К косвенным затратам относятся затраты, которые не могут быть прямо отнесены на продажу товара. Например, в розничной торговле к прямым затратам на продажу товара можно отнести: стоимость приобретенного товара, зарплату торгового персонала, стоимость упаковки, транспортные расходы и т.п. [10, 12]. К косвенным затратам относятся расходы на рекламу, содержание вспомогательных подразделений, административно-хозяйственные расходы, 1Т-услуги и т.д. [12] База распределения косвенных затрат в себестоимость товара разрабатывается индивидуально организацией. Косвенные затраты могут распределяться между структурными подразделениями или отдельными видами деятельности пропорционально объему продаж, выраженному в денежном эквиваленте. В отраслях материального производства в системе управленческого учета и контроля издержек используют методы директ-коста, нормативного учета и стандарт-коста. Применение данных методов возможно и в торговых организациях, но представляется достаточно трудоемким процессом из-за отсутствия унифицированных достоверных данных по нормированию затрат. В основе нормирования (стандартизации) затрат должна быть не индивидуальная норма издержек, а ее совокупный норматив - бюджет, т.е. смета. Отклонения от норматива необходимо выявлять не по каждой разновидности реализованного товара, а в разрезе центров ответственности. Распределять их по видам товаров или их группам следует только в случае необходимости, например, по тем группам товара, реализация которого требует организации особых условий для продажи. При применении системы директ-коста контроль рентабельности продаж можно осуществлять по величине их торговой маржи по каждому виду реализуемых товаров.

Неотъемлемым элементом управленческого учета является система бюджетирования. Бюджетирование представляет собой процесс построения и исполнения бюджета - согласованного и сбалансированного финансового плана деятельности и развития организации (или ее отдельных подразделений). Методика бюджетирования в общем виде приведена в большинстве источников экономической литературы и содержит стандартные процедуры формирования как генерального, так и операционного бюджетов. Генеральный бюджет торговой организации состоит из финансового плана и операционного бюджета. Финансовый план составляется с учетом данных операционного бюджета, поэтому большая часть методологических разработок в области бюджетирования в торговле посвящена именно планированию операционного бюджета. Операционный бюджет формируется путем составления различных бюджетов в строгой последовательности: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет себестоимости, бюджет расходов на продажу. Отдельно во многих торговых организациях выделяют бюджет транспортно-заготовительных расходов. Составление бюджета продаж является отправной точкой в системе бюджетирования в торговых организациях. Для наиболее точного прогноза бюджета продаж существует два основных метода: статистический прогноз на основе математических методов и анализ статистических данных прошлых периодов с учетом внешних факторов бизнес-среды (деятельность конкурентов, общее положение на национальном и мировом рынке, результативность рекламы, циклические и сезонные колебания). Объем продаж и его товарная структура оказывает воздействие на большинство других бюджетов, которые формируются на основе информации о бюджете продаж. От того, насколько точным будет бюджет продаж, зависит качество всего операционного бюджета.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый план включает в себя бюджет денежных средств и бюджет капитальных затрат компании. На основе финансового плана и прогноза прибылей и убытков составляются прогноз движения денежных средств и бухгалтерского баланса. При финансовом бюджетировании необходимо запланировать суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, суммы задолженностей перед поставщиками, сумму амортизации основных средств, фонды материального поощрения сотрудников и развития предприятия и т.д. Особенность финансового бюджета в торговых организациях заключается в планировании краткосрочных займов в течение календарного года для предотвращения кассовых разрывов и невыполнения обязательств перед поставщиками.

Управленческий учет существует в российской практике более двадцати лет. Но, к сожалению, не все торговые организации используют управленческую отчетность для принятия важных управленческих решений. Часто при постановке управленческого учета в торговле допускаются серьезные ошибки, которые не позволяют получить достоверную отчетность. Также одной из причин неэффективного использования системы управленческого учета в торговых организациях является человеческий фактор, когда сотрудники намеренного искажают информацию, не решаются довести до менеджмента реальные проблемы и сбои, часто маскируют ошибки, искажая управленческие данные в отчетности. Например, не учитывают всех понесенных затрат, неверно распределяют затраты между видами деятельности, учитывают в полученном маржинальном доходе сумму налога на добавленную стоимость.

Библиографический список

1. Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет / М. А. Вахрушина - М. : Магистр, 2008. - 576 с. -ISBN 978-5-365-00831-1.

2. Волкова, О. Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях / О. Н. Волкова. -М. : Финансы и статистика, 2005. - 272 c. - ISBN 5-279-02731-6.

3. Зеленов, В. В. Анализ материально-технической базы строительной организации / В. В. Зеленов А. В. Вой-ко // Бухучет в строительных организациях. - 2011. -№ 8. - С. 47-50.

4. Зеленов, В. В. Анализ обеспеченности материальными ресурсами строительной организации / В. В. Зеленов А. В. Войко // Бухучет в строительных организациях. - 2011. - № 11. - С. 52-53.

5. Зеленов, В. В. Международные стандарты аудита : учебник и практикум / В. В. Зеленов, С. В. Пономарева,

A. В. Бодяко [и др.]. - М., 2015. - (Бакалавр). - 342 с. - ISBN 978-5-9916-4921-6.

6. Зеленов, В. В. Учет операций с иностранной валютой на валютных счетах / В. В. Зеленов, В. М. Миронен-ко // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 3 . - С. 79-83.

7. Мироненко, В. М. Аудит отчетности экономических субъектов топливно-энергетического комплекса /

B. М. Мироненко // Вестник университета. - 2015. - № 3. - С. 159-163.

8. Новоселова, Н. А. Учет и контроль в розничном магазине / Н. А. Новоселова. - СПб. : Питер. -2007. -192 с. - ISBN 978-5-91180-175-0.

9. Пономарева, С. В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг / С. В. Пономарева // Вестник университета. - 2013. - № 15. - С. 59-68.

10. Пономарева, С. В. Концепции аналитического обеспечения целей управления рыночной стоимостью компании, ее бизнес-процессами и формирования отчетности : монография / С. В. Пономарева. - М. : Лика, 2012. - 269 с. - ISBN 978-5-98020-111-1.

11. Пономарева, С. В. Особенности учета налога на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 / С. В. Пономарева // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 6. - С. 50-56.

12. Пономарева, С. В. Перспективы развития услуг сетевых сервисов - «онлайн-бухгалтерий» / С. В. Пономарева // Вестник университета. - 2012. - № 9-1. - С. 182-188.

13. Пономарева, С. В. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности по МСФО / С. В. Пономарева // Вестник университета. - 2012. - № 18. - С. 206-213.

14. Пономарева, С. В. Учет основных средств / С. В. Пономарева // Бухучет в строительных организациях. -2012. - № 5. - С. 22-31.

15. Рожкова, Н. К. Особенности учета затрат методом кайзен-кост / Н. К. Рожкова, А. Н. Никишина // Вестник университета. - 2013. - № 10. - С. 103—108.

16. Рожкова, Н. К. Учет затрат методом «директ-костинг» / Н. К. Рожкова // Вестник университета. - 2012. -№ 3. - С. 243-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.