особливо в сшьськогосподарське й харчове машинобу-дування.
Висновок. Сформоване сьогоднi положення в харчовiй промисловостi змушуе прибтати до стратегiй просування вперед за принципом так називаного « роз-витку, що доганяе», що полягае в трьох фазах розвит-ку галузi, кожна з яких характеризуемся особливою залежнiстю вiд свiтового ринку. Стратепю розвитку, що доганяе, у харчовш промисловостi за допомогою пря-мих iноземних iнвестицiй можна реатзувати в окремих сшьськогосподарських регiонах (областях) за допомогою використання 1х економiчного потенцiалу на основi кластерного шдходу як iнструмента залучення шоземних iнвестицiй у регiони. Для усшшно! реалiзацil вище зга-даних цшей, особливим чином повинна здiйснюеться робота iз введення й дотримання основних принцишв i правил залучення шоземних швестицш у вiдповiдностi зi стандартами м1жнародного iнвестування. Вони, по суп, представляють методи залучення iноземних швестицш у галузь. Саме 1хне введення може привести до залучення моделi акселератора-мультиплшатора в харчовiй промисловосп на основi активiзацil довгострокового швестицшного попиту.
СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ
1. Бутшк-Оверський О. Iнвестицiйна привабливiсть пiдприемства/ О. Бутшк-Оверський // Харчова i пере-робна промисловiсть. - 2005. - № 5. - С. 13-15
2. Загорняк Н. 1нвестицшна дiяльнiсть у харчовiй промисловостi Укра1ни / Н.Загорняк // Економiка Украни. - 2003. - № 2. - С.47-51
3. Майорова Т. 1нвестицшна дiяльнiсть: Навчальний посiбник/ Т. Майорова// Мiжнар. науково-техн. ун-т. -К.: ЦУЛ. - 2003. - 375 с.
4. Музиченко А. 1нвестицшна дiяльнiсть в Украшг Навчальний посiбник/ А. Музиченко. - К.: Кондор, 2005. -405 с.
5. Сватков Л. Шляхи полшшення швестицшного ктмату в харчовш промисловосп Украши/ Л. Сватков // Харчова i переробна промисловiсть. - 1999. - Листопад-грудень. - С. 3-5
6. Шпак Ю. Стан та перспективи розвитку
швестицшно1 дiяльностi в харчовiй промисловостi / Ю. Шпак // ekohomîct. - 2005. - № 8. - C. 83-86
7. Чирва О.Г. Организационно-экономическая роль механизма повышения конкурентоспособности пищевых предприятий в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 121-123.
8. Лиса Н.В. Проблемы амортизационной политики предприятий пищевой промышленности Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 88-90.
9. Дьяченко Л.Э., Почколина С.В. Проблемы и перспективы формирования рынка земли в Украине // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 25-39.
10. Хомын О.И. Продовольственное обеспечение демографической безопасности Украины // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 107-124.
11. Комар Т.В. Теоретическое и эмпирическое обоснование инфляционного воздействия на уровень инвестиций в экономике Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 12-16.
12. Сопилко Н.Ю., Навроцкая Н.А. Производственная интеграция России и Украины в условиях глобальной конкуренции // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 145-152.
13. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.
14. Ушкаренко Ю.В. Развитие кооперативной формы хозяйствования в аграрной сфере экономики Украины // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 1 (2). С. 17-30.
15. Хорев А.И. Обеспечение устойчивого развития экономического потенциала предприятия сахарной промышленности / А. И. Хореев, О. Ю. Коломыйцев. -Воронеж: ВГТА, 2000. - 88 с.
16. Фоменко Л.Г. Влияние тенденций мирового сельскохозяйственного рынка на маркетинговую среду малых сельскохозяйственных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 61-64.
чинники як1 впливають на залучення швестицш у розвиток
тдприемств xарчoвoï промисловост1 украши
© 2014
Ю.В. Тштулов, к.е.н., доцент кафедри шформацшних систем i технологш Одеський державний аграрний утверситет, Одеса (Украгна)
Анотащя: У статп дослщжуються фактори швестицшного ктмату, що визначають вплив внутршнього й зо-вшшнього середовища на залучення швестицш. Розроблено критерп ефективносп механiзмiв залучення швестицш. Виявленш фактори, що впливають на процес залучення швестицш в харчовш промисловосп.
Ключовi слова: швестицш, шоземш швестицп, швестицшний ктмат, харчова промисловють, нагромадження кашталу.
factors that affect attraction of investments in the food industry
enterprises ukraine
© 2014
Y.V. Tintulov, Associate Professorof Information Systems and Technologies
Odessa State Agrarian University (Ukraine)
Annotation: This paper examines the investment climate factors that determine the impact of internal and external environment to attract investment. The efficiency criteria of mechanisms for attracting investment were developed. Factors that affect the process of investment attracting in the food industry were identified.
Keywords: investment, foreign investment, investment climate, food, capital accumulation.
УДК 330.1
методические подходы формирования системы управленческого учета и контроля в организациях розничной торговли
© 2014
Д.И. Тямусев, аспирант
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)
Аннотация: В статье раскрывается тактика внедрения в практику деятельности розничных предприятии внутреннего контроля, являющего составной частью управления качеством розничной организации, фактически целесообразно для эффективного, а тем более упорядоченного ведения текущих дел, обеспечения своевременной, полной и достоверной информацией руководства розничного предприятия о торгово-хозяйственной и финансовой деятельности торгового предприятия.
Ключевые слова: управленческий учет, контроль, организация розничной торговли.
В условиях экономических преобразований в России данные учета и контроля должны обеспечить менеджеров оперативной, аналитической и достоверной информацией о деятельности предприятий.
Обеспечение бесперебойности производственного процесса, избежание хаотичности и неопределенности в снабженческо-сбытовой деятельности, определяющим звеном которой являются материальные оборотные средства (товарные запасы), достигается путем повышения эффективности использования управленческого учета и контроля как функций управления, что приводит к необходимости разработки оптимального варианта системы управления в торговой организации.
Актуальность и значимость в современных условиях указанных обстоятельств определили выбор темы данной статьи.
Большое внимание изучению механизмов организации управленческого учета и внутреннего контроля уделили зарубежные ученые, такие как: Алле М., Альберт М., Ансофф И., Андерсон М., Апчерч А., Гентлер А., Эндрюс К. и другие. Среди трудов российских экономистов особое внимание привлекают исследования проблем формирования и модернизации управленческого анализ и внутреннего контроля: Алексеевой И.В., Андреевой А.Г., Баканова М.И., Богатой И.Н., Бурцева В.В., Белобжецкого И.А., Бороненковой С.А., Шеремета А.Д., А.М. Щемелева, Юрьевой Л.В. и др. Несмотря на важность данного вопроса единого мнения в понятии управленческий учет и контроль не существует, и механизм формирования и реализации управленческого учета и контроля коммерческих организаций остается дискуссионным, обуславливающим значимость и важность проведенного исследования на современном этапе развития экономических отношений.
Отмечая существенный вклад в решение проблемы формирования управленческого учета и контроля в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов, необходимо отметить то, что это направление до сих пор является актуальным. В зарубежной и отечественной практике системной и полной характеристики теоретико-методических и прикладных аспектов, связанных с формированием информационного пространства управленческого учета и контроля пока не достигнуто. Следовательно, многие аспекты нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении.
Сфера розничной торговли оказывает очень большое влияние на развитие реального сектора экономики в виде очень быстрого реагирования на любые имеющиеся изменения, как в экономической, так и в политической ситуациях происходящих в стране. Являясь наиболее приближенной к конечному потребителю отраслью экономики, розничная торговля выступает базисным инструментом регулирования основных составляющих элементов производственного процесса, а также позволяет осуществить мониторинг потребительских предпочтений, динамику качества жизни населения. Главным показателем, который характеризует объем и качество розничной торговли, служит товарооборот, отражающий реализацию товаров в денежном выражении, а так-
же соотношение между уровнем производства и потребления, масштабом и структурой розничной сети.
Розничная торговля, в отличие от других видов торговли, классифицирована по двум признакам: конкретики товарно-ассортиментной направленности и так называемой мобильности, согласно которым увеличение показателей экономической деятельности розничных торговых предприятий в большей степени определяется наличием правильно сформированного ассортимента товаров в его торговых точках.
Процесс формирования конкретного товарного ассортимента можно представить как процесс отбора различных категорий (видов, групп, подгрупп) товаров для их последующей реализации в местах продаж, который направляется на постоянное удовлетворение основных потребностей покупателей и обеспечение максимальной прибыльности розничных торговых предприятий. Для обеспечения определенного финансово-устойчивого состояния розничного торгового предприятия крайне необходим постоянный контроль происходящих основных процессов его деятельности, который оказывает определенное влияние на само качество управления торговым предприятием.
Внедрение в практику деятельности розничных предприятии внутреннего контроля, являющего составной частью управления качеством розничной организации, фактически целесообразно для эффективного, а тем более упорядоченного ведения текущих дел, обеспечения своевременной, полной и достоверной информацией руководства розничного предприятия о торгово-хозяй-ственной и финансовой деятельности торгового предприятия.
Наиболее эффективным инструментом управленческого учета и контроля, применяемым коммерческими организациями розничной торговли является бюджетирование. Система бюджетирования позволяет распределить товарные ресурсы наиболее оптимальным образом между подразделениями коммерческой организации.
Процесс бюджетирования в розничной торговле можно подразделить на следующие этапы:
1) определение конкретных целей, на достижение которых и будут направлены усилия по разработке и последующей реализации составляемого бюджета;
2) выявление источников получения и осуществления сбора информации;
3) определение круга пользователей бюджета коммерческой организации розничной торговли;
4) определение самой структуры бюджета коммерческой организации розничной торговли;
5) предварительный сбор текущей информации, направленной на подготовку разделов бюджета коммерческой организации розничной торговли;
6) составление консолидированного бюджета коммерческой организации.
Консолидированный бюджет должен, в итоге, охватывать все сферы деятельности розничной организации (рисунок 1).
Рисунок 1 - Консолидированный бюджет в розничной торговле
Составление консолидированного бюджета коммерческой организации обычно преследует конкретные цели:
- разработка определенной концепции осуществления текущей деятельности коммерческой организации, то есть планирование хозяйственной деятельности на определенный, конкретный период, оптимизация затрат и доходов торговой организации, общая координация деятельности организации;
- коммуникация или доведение разрабатываемых планов до руководителей подразделений коммерческой организации розничной торговли;
- мотивация руководителей данных подразделений на достижение конкретных целей торговой организации;
- текущий контроль и последующая оценка общей эффективности работы руководителей подразделений, которые проводятся путем сравнения фактических результатов торговой деятельности с нормативными;
- определение текущих потребностей в денежных средствах и проведение оптимизации имеющихся у организации денежных потоков.
Консолидированный бюджет состоит из частных бюджетов, разрабатываемых на определенный период. Консолидированный бюджет торговой организации должен включать в себя операционный и финансовый бюджеты (таблица 1).
Таблица 1 - Структура консолидированного бюджета торговой организации
Составные части консолидированного бюджета Виды бюджетов Характер информации
Операционный бюджет Бюджет продаж (товарооборота) Фактическая информация
Бюджет запасов товаров на конец планируемого периода
Бюджет закупок товаров
Бюджет валового дохода
Бюджет переменных затрат
Бюджет себестоимости продаж
Бюджет постоянных затрат
Прогнозный отчет о прибылях и убытках Прогнозная информация
Финансовый бюджет Бюджет инвестиций Прогнозная информация
Бюджет денежных средств
Прогнозный баланс
Основная разработка операционного бюджета организаций розничной торговли должна начинаться с первоначального определения планового товарооборота организации, то есть с формирования бюджета продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости
проданных товаров зависят все остальные показатели деятельности торговой организации (отдельного ее подразделения) в том числе и объем товарных запасов. Это обстоятельство в планировании обязательно предполагает исследование розничного рынка, а также определение основной динамики спроса на товары, учетом его сезонных колебаний, изучение имеющейся стратегии конкурентов на розничном рынке и т.п. Сам бюджет продаж обычно формируется как "сверху вниз", опираясь на базу стратегического планирования, например, исходя из емкости розничного рынка, доли розничной организации на этом рынке, так и "снизу верх", обязательно принимая во внимание как спрос на отдельные виды товаров, так и потребности в них покупателей на конкретный момент времени.
В последующем идет разработка бюджетов переменных и постоянных издержек обращения коммерческой организации розничной торговли. Итоговая цель составления операционного бюджета заключается в разработке прогнозного отчета о прибылях и убытках, который составляется в разрезе имеющихся центров ответственности в рамках коммерческой организации в целом.
В целом сделан итоговый вывод, что составление подробного бюджета является основным инструментом для руководства организации розничной торговли в эффективном контроле за использованием товарных запасов и дает возможность определить цели и задачи, которые стоят перед организацией на планируемый период времени и соответственно эффективно контролировать весь ход выполнения плана торговой деятельности, а также и сам процесс формирования торговых запасов, состояние расчетов и платежей с поставщиками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурцев В.В. Управленческий учет и производственное бюджетирование / В.В. Бурцев // Современный бухучет. — 2006. — №7. — С. 3-10.
2. Воронова Е.Ю. Управленческий учет: учебник / Е.Ю. Воронова. — М.: Юрайт, 2011. — 551 с.
3. Илышева Н.Н., Юрьева Л.В. Процессы информационного обеспечения системы управленческого учета предприятия // Все для бухгалтера. - 2008. - №11.- С.21-25.
4. Терехова В.А. Стратегический управленческий учет: состояние и развитие в зарубежных странах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010. - № 4. - С. 9-12.
5. Шнайдер О.В. Аналитическая диагностика экономического потенциала финансового состояния дилерских организаций автопрома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Тольятти, 2007
6. Андреев С.А. Проблемы финансового развития экономики регионов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.
2012. № 22. С. 39-43.
7. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Влияние крупных региональных инвестиционных проектов на инвестиционную привлекательность региона в условиях членства России в ВТО // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2013. № 2 (24). С. 301-306.
8. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 217-219.
9. Козлов С.Н. Технология подготовки программного бюджета // Вестник НГИЭИ. 2012. № 7. С. 39-54.
10. Тимирясова А.В., Крамин Т.В., Крамин М.В. Количественная оценка влияния факторов международной конкурентоспособности регионов России // Актуальные проблемы экономики и права.
2014. № 1 (29). С. 156-165
11. Ярыгин А.Н., Дудина И.П., Дудин Р.А. Компьютерная модель динамического анализа бизнес-плана // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 466-471.
12. Иванов Г.Г. Объединения как фактор развития торговли // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 123-129.
13. Ярыгина Н.А. Аналитический подход к составлению финансовой отчетности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 69-72.
14. Вокина Е.Б. Основные составляющие информационно-аналитического обеспечения управленческого учета // Вестник СамГУПС. 2010. № 4. С. 17-20.
15. Тимирясова А.В., Крамин М.В., Крамин Т.В. К вопросу о международной конкурентоспособности регионов России // Вектор науки Тольяттинского государ-
ственного университета. 2013. № 2 (24). С. 348-354.
16. Тараненко А.А. Организационные аспекты обеспечения экономической устойчивости предприятий торговли // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 43-47.
17. Крамин Т.В., Леонов В.А., Тимирясова А.В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 293-300
18. Никифорова Е.В., Шумилова И.В. Внутренний аудит в организации: виды, задачи, функции // Аудиторские ведомости. 2006. № 7.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)
methodical approaches of formation of system of management accounting and control in the organizations of retail trade
© 2014
D.I. Tyamusev, graduate student
Samara State University of Means of Communication, Samara (Russia)
Annotation: In article introduction tactics in practice of activity retail the enterprise of the internal control, quality management of the retail organization showing by a component reveals, it is actually expedient for effective, and furthermore ordered maintaining current affairs, providing with timely, full and reliable information of the management of the retail enterprise about trade and economic and financial activity of trade enterprise.
Keywords: management accounting, control, organization of retail trade.
УДК 330.11
методические аспекты формирования критериев информационного пространства в системе управленческого анализа для целей внутреннего контроля на предприятиях сферы услуг
© 2014
С.А. Усачев, аспирант
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)
Аннотация: В работе раскрываются особенности расширения информационных потребностей управления о внутренних и внешних факторах деятельности предприятия сферы услуг, требующие систематизации информации в рамках проводимого управленческого анализа для целей внутреннего контроля, который обеспечивает достижение основной цели бизнеса предприятий сферы услуг, заключающейся в выгодности предоставляемых услугах.
Ключевые слова: информационное пространство, управленческий анализ, внутренний контроль, предприятия сферы услуг.
Любой экономический субъект представляет систему, состоящую из скоординированных определенных видов деятельности, состоящих из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и определенных подсистем управления.
Управление деятельностью экономического субъекта осуществляется посредством таких функций как: планирование, учет, анализ, внутренний контроль.
Роль внутреннего контроля заключается в обеспечении такой функции управления как управленческий анализ. Между управленческим анализом и внутренним контролем существует прямопропорциональная зависимость, заключающаяся в обеспечении эффективности управления экономическим субъектом.
Важность вышеобозначенных функций управления вызывает необходимость совершенствования и модернизации приемов и методов управленческого анализа и внутреннего контроля на предприятиях сферы услуг. К выбору методических аспектов информационного пространства управленческого анализа и внутреннего контроля предприятия сферы услуг подходят индивидуально. При этом информационной составляющей в системе внутреннего контроля уделяется особое внимание, так как наличие данной системы является неотъемлемым условием устойчивого развития экономического субъекта сферы услуг, а обусловленная методика внутреннего контроля направлена на эффективность и рациональ-
ность аналитических процессов.
Большое внимание изучению проблем методического обеспечения управленческого анализа и внутреннего контроля уделяли зарубежные и российские ученые, такие как Ахенваль Г., Бестой Ф., Гильбо А., Гомберг Л.И., Кейнс Д., Кетле А., Леоте Э., Пачоли Л., Петти В., В.И. Осипова, В.А. Пискунова, Е.Г Решетникова, Г.В.Савицкая, Е.А. Сучкова, Е.Д. Шешенина и другие. Однако, следует отметить что трудов, раскрывающих современные аспекты формирования информационного пространства управленческого анализа и внутреннего контроля предприятий сферы услуг в условиях жесткой конкурентной среды, явно недостаточно. Поэтому объективно возникает необходимость определить аспекты формирования критериев данного информационного пространства.
Перспективность развития предприятий сферы услуг, экономики России, широкий охват аспектов деятельности обуславливает дальнейшее развитие такого инструмента, обеспечивающего процесс управления экономических субъектах сферы услуг, как информационное пространство, отвечающее потребностям рынка.
С ростом потребительских качеств информации управленческого анализа появляется возможность оказывать воздействие на правильность отбора данной информации и формирование определенных критериев служащих адекватным отражением определенных за-