БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА
УДК.338 ЗАХАРОВА АВЕЛИНА ЗАХАРОВНА
магистрант Филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края,
e-mail: zakharova [email protected]
СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Цель работы. Проанализировать особенности управленческого учета в розничной торговой организации и перспективы его развития и применения. Методы проведения работы. В процессе исследования теоретико-методологических и практических аспектов внедрения и применения управленческого учета в торговых организациях использовались методы логического анализа, сравнения и перехода от частного к общему. Результаты. В статье представлены условия успешного внедрения и использования системы управленческого учета, направленные на повышение эффективности деятельности розничной торговой организации. Рассмотрена роль и необходимость управленческого учета для организации розничной торговли любого масштаба бизнеса. Выявлены общие элементы управленческого учета в организации розничной торговли. Вывод, который формулируется, заключается в том, что система управленческого учета должна разрабатываться с учетом всех особенностей конкретной организации розничной торговли. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены руководством розничных торговых организаций в целях внедрения или совершенствования управленческого учета в условиях повышенной конкуренции сектора розничной торговли. Также полученные результаты могут быть использованы в научных разработках и исследованиях по управленческому учету в торговле. Выводы. Формируется положение о том, что, несмотря на выявленные общие условия успешного внедрения и использования системы управленческого учета, каждая организация розничной торговли имеет свои особенности деятельности, а также свой путь выживания и развития в условиях плохо предсказуемого и быстро развивающегося рынка. Ведение управленческого учета позволяет малому, среднему и крупному бизнесу сектора розничной торговли более эффективно управлять ресурсами и затратами, ориентируясь на конечные результаты.
Ключевые слова: управленческий учет, розничная торговля, организация, конкуренция, информация.
ZAKHAROVA AVELINA ZAKHAROVNA
Master's Student of the Branch of Russian Economic University named after G.V.Plekhanov in Pyatigorsk of the Stavropol Krai,
e-mail: [email protected]
A SYSTEM OF MANAGERIAL ACCOUNTING AS AN INSTRUMENT OF MANAGEMENT IN A RETAIL SALES ORGANIZATION
Abstract. The goal of the study. Analyzing the typical features of managerial accounting in a retail sales organization and prospects of its development and usage. The methods of completing the study. In the process of studying the theoretical-methodological and practical aspects of implementing and using managerial accounting in sales organizations we have used the methods of logical analysis, comparison and transition from the specific to the general. The results. The manuscript presents conditions for a successful implementation and use of a system of managerial accounting directed towards improving the effectiveness of activity of a retail sales organization. We have discussed the role and need of managerial accounting for retail sales organizations of
any scale of business. We have found the common elements of managerial accounting in an organization of retail sales. The conclusion that is formulated is in the fact that the system of managerial accounting has to be developed taking into account all of the typical features of a specific organization of retail sales. The area of application of the results. The results obtained may be used by the leaders of sales organizations in order to implement or improve on managerial accounting in the conditions of increased competition of the retail sales sector. Also, the results obtained may be used in scientific papers and research and development on managerial accounting in sales. The conclusions. We have formulated a provision that despite the fact that the identified general conditions of implementation and use of the system of managerial accounting, each organization of retail sales has its own specific features of activity, as well as its own means of survival and development in the conditions of badly predictable and quickly developing market. Managerial accounting allows small, medium sized and large business of the retail sales sector to manage resources and expenses more effectively targeting achieving the final results. Keywords: managerial accounting, retail sales, an organization, competition, information.
Введение. В управлении организацией розничной торговли управленческий учет имеет одно из ключевых значений - на основе информации, предоставленной управленческим учетом, руководством компании принимаются определенные управленческие решения. Это придает первостепенную важность и актуальность изучения особенностей управленческого учета в организациях розничной торговли.
Согласно последним данным Росстата, сектор розничной торговли, являясь одним самых динамично развивающихся рынков в России, демонстрирует положительные тенденции развития. Ожидается, что прирост рынка составит от 3,2% до 3,8% [15] на фоне дальнейшего усиления конкуренции между различными форматами магазинов, каналами продаж и участниками.
Борьба за рынок приводит к обострению конкуренции между торговыми организациями, например, крупные супермаркеты стремятся вытеснить с рынка более мелкие торговые точки или поглотить их. Поэтому, для того чтобы торговым организациям оставаться конкурентоспособными в жестких условиях рынка, необходима грамотно построенная система управления организацией, основанная на своевременном получении достоверной и полной экономической информации.
Методы исследования. В международной практике управленческий учет был выделен из общей системы бухгалтерского учета к 40-50-м годам ХХ в., постепенно управленческий учет нашел применение и на российских предприятиях различных отраслей материального производства [5, с. 4]. Однако управленческий учет в торговых организациях либо вовсе не ведется, либо ведется примитивно и несистемно, так как в России нет никакой нормативной базы, регулирующей деятельность по ведению управленческого учета внутри организации. В секторе розничной торговли ведущую роль играет бухгалтерский учет, поскольку он обязателен согласно действующему законодательству. Это обусловлено тем, что многие руководители под управленческим учетом понимают ведение детализированного бухгалтерского учета, что на самом деле не совсем так.
Управленческий учет можно определить как процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и передачи информации (финансовой и операционной), который менеджеры предприятия использует в целях планирования, оценки и управления внутри организации и гарантии учета и правильного использования ресурсов [13, с. 94].
Управленческий учет - это такой инструмент, который используется непосредственно в процессе управления компанией. Он включает в себя все информационные потоки, полностью раскрывая структуру текущей деятельности предприятия. Именно по данной причине информация управленческого учета используется в основном управленческим персоналом. При этом управленческий учет не является частью бухгалтерского учета, он является самостоятельным направлением информационного обеспечения управления, использующим в равной мере методы и принципы стратегического и оперативного менеджмента, реинжиниринга бизнес-процессов, бухгалтерского учета [11, с. 7].
Как свидетельствует анализ современной специальной литературы [3,6,7,8,9,10,18,19,20], дефиниция «управленческий учет» единым образом до сих пор не определена, единой позиции
не выработано.
В этих условиях оправданным видится предложение профессора В.Б. Ивашкевича принять за основу определение управленческого учета, предложенное Методическими рекомендациями по организации и ведению управленческого учета, разработанными и утвержденными Министерством экономического развития и торговли РФ [4]. В этом случае управленческий учет будет определен как процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой и нефинансовой информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения [12, с. 12].
Управленческий учет позволяет реализовать следующие основные функции управления:
1) накопление информации по текущей деятельности;
2) планирование (бюджетирование);
3) контроль;
4) анализ [16, с. 7].
Информация управленческого учета предназначена для использования внутри организации, что и обусловливает коммерческую тайну данных управленческого учета; также для принятия управленческих решений, в чем и состоит возможность активного ее воздействия на процесс производства; существенную часть этой информации составляют данные о затратах [14].
В торговых организациях существуют особенности управленческого учета в силу специфики хозяйственных операций, связанных с приобретением товаров по оптовым и их продажей по розничным ценам.
Цель управленческого учета для торговых организаций можно определить как подготовку информации, выступающей в качестве основы для принятия научно обоснованных управленческих решений в процессе функционирования торговой организации.
То, какую роль занимает управленческий учет в организации розничной торговли, можно схематично представить следующим образом (рис. 1).
Информационные потоки из внешней окружающей среды:
1) микросреды:
- от покупателей;
- от поставщиков;
- от конкурентов;
- от прочих стейкхолдеров.
2) макросреды:
- экономические факторы;
- политические факторы;
- социальные факторы;
- технологические факторы;
- природно-климатические факторы;- др.
В
ну
тре е р е
н ее ен
я я
о и я
Информационные потоки из внутренней среды:
- купля-продажа;
- кадры;
- финансы;
- маркетинг;
- логистика;
- др.
Рис. 1. Роль управленческого учета как инструмента управления в розничной торговой организации
Управленческий учет, помимо информации о количественной оценке торгово-финансовой деятельности в денежном выражении, предоставляет отчеты, содержащие нефинансовую информацию, например, данные о запасах или полученных заказах в натуральном выражении, о количестве новых продуктов и выработке на работника [17, с. 34].
Внедрение системы управленческого учета в торговой организации является процессом длительным, однако только его непрерывность с учетом оперативной корректировки изменений структуры и характера бизнеса обеспечит успех в ведении бизнеса.
Для успешного внедрения и использования системы управленческого учета необходимо соблюдение следующих условий:
- непрерывно функционирующая организация с конкретными стратегическими и оперативными целями;
- четко обозначенные информационные потребности для достижения оперативных целей;
- разработанные и документально формализованные процедуры по сбору необходимой информации;
- привлечение высококвалифицированных специалистов в области управленческого учета;
- установление определенных ограничений и стандартов в сроках предоставления обработанной информации;
- контроль соблюдения установленных стандартов и ограничений [2].
Современная система управленческого учета организации розничной торговли должна включать:
- долгосрочное и краткосрочное прогнозирование и планирование;
- текущее информирование;
- учет показателей торгово-финансовой деятельности организации.
Элементы управленческого учета в организации розничной торговли представлены на рис. 2.
<-►
Прошлое Настоящее Будущее
Рис. 2. Элементы управленческого учета в организации розничной торговли
Данный вид учета включает в себя не только констатацию факта финансово-хозяйственной деятельности, но и ожидаемые, прогнозируемые, планируемые предпосылки и затраты. Определяющее значение в управленческом учете организации розничной торговли играет прогнозирование спроса на товары. Прогнозы служат ориентирами для планирования. С учетом спроса прогнозируется изменение ассортимента, закупочные и продажные цены. Планирование определяет цели и задачи на ближайшие месяц, квартал, полугодие, год в виде конкретных показателей и заданий. Оно включает разработку, расчет и обоснование нормативов и плановых показателей в разрезе торговых подразделений, вплоть до каждого рабочего места. Ведение учета без прогнозирования и планирования крайне неэффективно, так как управленческий учет использует эти данные в своих расчетах [1].
Результаты. Проведя анализ системы управленческого учета как инструмента управления в организации розничной торговли, были сделаны следующие выводы:
- в организациях розничной торговли управленческий учет должен состоять из двух компонентов: детализированной системы учета и контроля затрат и результатов торговой деятельности и частичных данных бухгалтерского учета, используемых для принятия решений по управлению финансовой деятельностью;
- система управленческого учета должна разрабатываться с учетом всех особенностей конкретной организации розничной торговли;
- система управленческого учета должна быть гибкой, при необходимости легко адаптируемой к новым процессам, требованиям и часто изменяющимся условиям;
- система управленческого учета должна включать в себя как финансовые, так и нефинансовые показатели (например, стоимость покупки на средний чек, клиентская структура, покупательская активность, оценка персонала и др.);
- принципы управленческого учета для управления и его информация более понятны и доступны персоналу торговой организации, чем данные бухгалтерского учета и показатели финансовой отчетности.
Выводы. Несмотря на выявленные общие условия успешного внедрения и использования системы управленческого учета, каждая организация розничной торговли имеет свои особенности деятельности, а также свой путь выживания и развития в условиях плохо предсказуемого и быстро развивающегося рынка. Ведение управленческого учета позволяет малому, среднему и крупному бизнесу сектора розничной торговли более эффективно управлять ресурсами и затратами, ориентируясь на конечные результаты.
Литература
1. Абдулхаева, Л. Б. Управленческий учет товарных операций при реализации продовольственных товаров // Теория и практика управления инновационным развитием социально-экономических систем : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 6-е Нугаевские чтения - Казань, 2013. С. 181- 184.
2. Гусейнова, А. З. Внедрение системы управленческого учета на российских предприятиях : от теории к практике// Актуальные вопросы развития методологии и организации учета, анализа и аудита. -Нижний Новгород, 2016. С. 49-51.
3. Иванов, В. В., Хан, О. К. Управленческий учет для эффективного менеджмента. - М. : ИНФРА-М, 2015.
4. Ивашкевич, В. Б. Проблемы теории управленческого учета и контроллинга // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 7.
5. Карпова, Т. П. Управленческий учет [Электронный ресурс] : учебник / Т.П. Карпова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - URL : http://www.iprbookshop.ru/15487.html.
6. Керимов, В. Э. Об организации управленческого учета //Бухгалтерский учет. 2003. № 14. С. 12-16.
7. Мухина, Е. Р. Проблемы соотношения понятий «управленческий учет» и «контроллинг» //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10-3. С. 60-61.
8. Печенкина, Е. М. Девять шагов к постановке управленческого учета в компании : Инструкция к действию // Управленческий учет и финансы. 2015. № 4 (44). С. 242-248.
9. Попова, Л. В. Управленческий учет и анализ с практическими примерами [текст] /Л.В. Попова, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова. - М. : Дело, 2006.
10. Рогуленко, Т. М., Михайлова, Е. М. Особенности системы управленческого учета в торговых организациях // Вестник профессиональных бухгалтеров). 2015. № 5. - URL : https://www.ipbr.org/vestnik/ editions/2015/5/rogulenko-mikhailova.
11. Санин, М. К. Управленческий учет : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУ ИТМО, 2014.
12. Современные концепции управленческого учета и контроллинга [Электронный ресурс] : учеб. пособие /[И. Д. Демина и др.] ; под ред. И. Д. Деминой. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018.
13. Управленческий учет затрат на промышленных предприятиях в условиях^инновационной экономики : монография /Л.В. Юрьева, Е.В. Долженкова, М.А. Казакова. - М. : РУСАЙНС, 2015.
14. Управленческий учет [Электронный ресурс] : учеб. пособие /М.В. Зелинская, О.В. Медведева. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. — URL : доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.gks.ru.
16. Шинкарева, О. В. Бухгалтерский управленческий учет : учебно-метод. пособие / Институт менеджмента Московского городского педагогического университета. - М. : Экономическое образование, 2015.
17. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов [Электронный ресурс] / Этрилл Питер, Маклейни Эдди. - М. : Альпина Паблишер, 2017. -URL : http:// www.iprbookshop.ru/58567.html.
18. Hoque, Z. Methodological issues in accounting research. Theories, methods and issues. - London : Spira-mus Press Ltd., 2006.
19. Lucca, K. Management accounting change and stability : Loosely coupled rules and routines in action // Management Accounting Research. 2007. Vol. 18. Issue 1. P. 76-101.
20. Maskell, B. Making the Numbers Count. -2th edition : The Accountant as Change Agent on the World-Class Team. - Productivity Press, 2009.
References:
1. Abdulhaev, L. B. Management accounting of commodity operations in the implementation offood products // Theory and practice of management of innovative development of socio-economic systems : proceedings of the international. scientific.-prakt. Conf. 6th Nugaev readings-Kazan, 2013. P. 181- 184.
2. Introduction of the management accounting system at Russian enterprises: from theory to practice// Topical issues of development of methodology and organization of accounting, analysis and audit. - Nizhny Novgorod, 2016. P. 49-51.
3. Ivanov, V. V., Khan, O. K. Management accounting for effective management. - Moscow: INFRA-M, 2015.
4. Ivashkevich, V. problems of the theory of management accounting and controlling / international accounting. 2015. No. 7.
5. Karpova, T. P. Management accounting [Electronic resource] : textbook / T. P. Karpova. - Moscow: UNITY -DANA, 2012. - URL : http://www.iprbookshop.ru/15487.html.
6. Kerimov, V. E. On the organization of management accounting //Accounting. 2003. No. 14. P. 12-16.
7. Mukhina, E. R. problems of correlation of concepts management accounting"and controlling"/ / international research journal. 2013. No. 10-3. P. 60-61.
8. Pechenkina, E. M. Nine steps to the formulation of management accounting in the company: instructions for action //Management accounting and Finance. 2015. № 4 (44). P. 242-248.
9. Popova, L. V. Management accounting and analysis, with practical examples [text] / L. V. Popova, I. A. Maslova, E. Yu. - M.: Case 2006,.
10. Rogulenko, T. M., Mikhailova, E. M. Features of the management accounting system in trade organizations / / Bulletin of professional accountants). 2015. No. 5. - URL : https://www.ipbr.org/vestnik/ editions/2015/5/rogulenko-mikhailova.
11. Sanin, M. K. Management accounting: studies. benefit. - SPb. : SPbSU ITMO, 2014.
12. Modern concepts of controlling and management accounting [Electronic resource]: studies. manual / [I. D. Demina et al.]; ed. I. D. Demina. - Saratov : AI PI Er Media, 2018.
13. Management accounting of costs at industrial enterprises in the innovative economy: monograph of L. V. Yuriev, E. V. Dolzhenkova, M. V. Kazakova. - M. : RUSYNS, 2015.
14. Management accounting [Electronic resource]: studies. textbook / M. V. Zelinskaya, O. V. Medvedev. -Saratov: AI PI Er Media 2017,. - URL: access: http://www.iprbookshop.ru/.
15. Federal state statistics service [Electronic resource]. - URL : http://www.gks.ru.
16. Shinkareva, O. V. Accounting management accounting: educational method. manual / Institute of management of Moscow city pedagogical University. - Moscow: Economic education, 2015.
17. Atrill, P. Financial management and management accounting for managers and businessmen [Electronic resource] / Atrill Peter, MacLane Eddie. - M.: 2017 Alpina Publisher,. -URL : http:// www.iprbookshop.ru/58567.html.
18. Choke Z. Methodological issues in accounting research. Theories, methods and problems. - London: Spira-mus Press Ltd. 2006,.
19. Lucca, stability of management accounting: related rules and procedures in action // study of management accounting. 2007. Thom. 18. Issue 1. P. 76-101.
20. Maskell, B. Making numbers count. - 2nd edition : the accountant as change agent in the world-class team. - Productivity Press, 2009.