Эффективность развития рынка образовательных услуг EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET
Богданова Элина Николаевна, д.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и менеджмента»
Elina N. Bogdanova, PhD, Associate Professor, Associate Professor of Economics and Management, KNOW VPO "Kislovodsk Institute of Economics and Management
Аннотация. В статье рассматриваются императивы и направления развития учреждений сферы образовательных услуг в регионе, реализация которых предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач, а также обоснована роль и значение сферы образовательных услуг на современном этапе развития общественной жизни.
Ключевые слова: особенности сферы образовательных услуг, развитие информационного общества, оказание образовательных услуг, интеллектуальный продукт, услуга в сфере образования, многоукладная образовательная система, конкурентоспособность, развитие сферы образования.
Summary. The article deals with the imperatives and directions of' development of institutions of educational services in the region, implementation of which involves the solution of the complex inter-related tasks, and justified the role and importance of educational services at the current stage of public life. Keywords: features of educational services, information society development, the provision of educational services, intellectual product, a service in education, a mixed system of education, competitiveness, development of education.
В настоящее время развитие сферы образовательных услуг носит сложный и противоречивый характер, что обусловлено как значимостью образования для человеческой деятельности, проявляющейся в социальноэкономических и научно-технологических преобразованиях, так и проблемами, связанными с изменением правового статуса исследуемой
отрасли. Сущность и содержание сферы образовательных услуг отражает систему знаний, умений и навыков людей и возможность их применения в своей профессиональной деятельности.
Особую актуальность и значимость сфера образовательных услуг приобретала со второй половине ХХ века, когда были сформулированы концепции социально-экономического развития: постиндустриального,
деятельностного общества, человеческого капитала, информационного общества и др. Трансформация общественной жизни обуславливается изменением роли и содержания знаний в ее развитии. Состояние сферы образовательных услуг, ее специфические характеристики и способности, направленные на удовлетворение потребностей личности в качественных образовательных услугах, формируют направления и перспективы общественного развития.
Сфере образовательных услуг принадлежит приоритетное место во всех национальных и международных проектах формирования и дальнейшего созревания информационного общества. Учитывая состояние образовательной системы, ее специфических возможностей и способностей удовлетворять потребности индивидуума и общества в качественных образовательных услугах, определяются направления и перспективы общественного развития.
Динамизм развития информационного общества сопровождается необходимостью людей в процессе жизни менять свою профессию и в связи с этим приобретать новые знания. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития, при этом меняется структура взаимоотношений и с другими сферами деятельности. Так, в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни происходит постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников ее осмысления.
Отмечено, что становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала государств, и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. Таким образом, изменение роли знаний, информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал постепенно изменяет роль сферы образования в структуре общественной жизни. Однако в разных группах стран наблюдаются различия положения образовательной системы в общественной структуре. Становление новой информационной цивилизации так или иначе затрагивает все государства, выдвигая сферу образования в центр общественной жизни, вызывая ее тесное переплетение со всеми основными элементами общественной структуры.
Развитие сферы образования занимает приоритетное место во всех национальных и международных проектах формирования и дальнейшего созревания информационного общества. Состояние образовательной системы, ее специфическая возможность и способность удовлетворять потребности индивидуума и общества в качественных образовательных услугах, определяют направления и перспективы общественного развития.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 (в редакции от 25 декабря 2008г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: «...Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» и других нормативно-правовых актов.
С точки зрения теории общественных благ сферу образования можно отнести к так называемым социально значимым благам. В результате образовательные услуги могут предоставляться не только государственными и муниципальными, но и частными организациями, а роль органов государственной власти и местного самоуправления состоит в создании правовых и институциональных условий и в организации предоставления подобных услуг.
В настоящее время сферу образовательных услуг целесообразно охарактеризовать с позиции следующих особенностей:
- усиления и расширения роли и значения сферы образовательных услуг в современной экономической системе;
- активного применения информационных, медиа- и интерактивных технологий и систем получения, преобразования и передачи информационных данных;
- стимулирования процессов развития личности путем передачи инновационных знаний, накопленного опыта и т.д.;
- реализации отдельными организациями, институтами, органами управления социальных функций, свойственных учреждениям сферы образовательных услуг;
- интеграции и глобализации системы образования;
- формирования системы непрерывного образования на протяжении всего жизненного цикла работника;
- активизации применения рыночных инструментов с целью обеспечения устойчивого развития учреждений сферы образовательных услуг и др.
Динамика общественной жизни определяет необходимость изменения профессии, и как следствие, обуславливает возникновение потребности в новых знаниях. Деятельность в сфере образовательных услуг является важным условием экономического развития страны, региона, при этом значительно трансформируется структура взаимосвязей и взаимоотношений
с другими отраслями, территориями. В различных сферах общественного развития, в т.ч. политической, духовно-нравственной, культурной и др. наблюдается стремительное обновление информации, приобретение новых умений и навыков из разнообразных источников ее получения. Дальнейшее развитие общества находится в тесной зависимости от повышения роли и значения сферы образовательных услуг в структуре общественной жизни, активизации личностного и интеллектуального потенциала населения страны, региона, тем самым выдвигая проблемы развития сферы образовательных услуг на передний план.
В сферу образования включены следующие компоненты:
- «образовательные программы и продукты различных уровней, сложности и целевой направленности;
- государственные образовательные стандарты и соответствие федеральным государственным требованиям по их соответствию и соблюдению;
- образовательные учреждения и научные организации, предоставляющие образовательные услуги;
- ассоциации юридических лиц, общественные и государственнообщественные объединения, реализующие деятельность в сфере образования;
- органы, уполномоченные осуществлять функции управления и контроля в сфере образования, и подведомственных им учреждениях и организациях».
Так, с точки зрения целого общества, образование можно рассматривать в качестве потребительского блага для отдельного человека, признающего его «инвестицией в себя». Поэтому данный подход сопровождается выбором определенного учебного заведения с возможностью дальнейшего трудоустройства, способного принести доход с целью окупаемости затрат на образование. Однако отдельные группы людей
не относятся к образованию с позиции получения в будущем материальной выгоды, оно для них и так является ценностью.
Основным видом деятельности учреждений сферы образования является оказание образовательных услуг, при этом отсутствует конкретное видение, в какой именно форме она должна быть осуществлена и что конкретно понимать под товаром, предоставляемым учебным заведением. Образовательные услуги являются интеллектуальным продуктом профессорско-преподавательского состава учреждения сферы образования. Следовательно, образовательная услуга представляет собой благо, предоставляющее возможность развития, самореализации и самоактуализации индивида, обеспечения карьерного и профессионального роста, а также повышения уровня его благосостояния и качества жизни в целом.
Согласно мнению М.А. Лукашенко, под конечным образовательным продуктом понимается образованность индивида, а промежуточный образовательный продукт рассматривается как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах.
Исследователи по-разному трактуют данное понятие. Так, А.М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности». При этом Р. Джапарова под образовательной услугой подразумевает «...деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым». Таким образом, образовательная услуга представляет собой систему взаимоотношений между производителем и потребителем по оказанию и приобретению данного блага.
Существует еще одна точка зрения, рассматривающая образовательную услугу как процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного результата. Так, Е.Д. Липкина дает следующее определение образовательной услуги: «...совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, использующиеся для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков».
С.А. Зайчикова разделяет данную точку зрения и в качестве образовательной услуги рассматривает «.систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала».
Согласно мнению Н.Н. Терещенко, образовательная услуга определяется как «.целый комплекс действий: воспитательного и
обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков».
Весьма интересное определение предлагает В.Н. Зотов: «.образовательная услуга - это объем учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе».
Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения, направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств, реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «. образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на
подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации ...».
И.Б. Романова под образовательной услугой понимает «.трудовую деятельность экономической единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т.е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта».
Исследование существующих подходов к определению сущности образовательной услуги позволяет отметить наличие не только общеизвестных характеристик, но и специфических, присущих только ей:
- невозможность получения предварительных данных об итогах процесса обучения;
- неотделимость образовательной услуги от источника ее предоставления;
- подверженность образовательных услуг влиянию факторов различной природы (изменение конъюнктуры рынка труда, требований к уровню подготовки персонала, износ материально-технической базы, появление новых специальностей и т.д.);
- невозможность длительного и достоверного сохранения первоначальных свойств образовательной услуги в силу недолговечности памяти человека и постепенная утрата ее актуальности;
- ненакапливаемость образовательных услуг;
- продолжительность процесса обучения;
- наличие рейтинговой оценки квалиметрических характеристик образовательной услуги в процессе приобретения знаний;
- наличие выбора образовательной услуги не только у самого непосредственного потребителя образовательных услуг;
- обязательное участие потребителя образовательных услуг в процессе ее приобретения;
- сопровождение образовательных услуг дополнительными услугами социальной направленности;
- образовательные учреждения являются как источников предоставления соответствующих услуг, так и участником рынка труда;
- получение отдачи от приобретенных образовательных услуг (карьерный рост, увеличение заработной платы, социальное и общественное признание и др.);
- воспитание и укрепление нравственно-духовных ценностей и гражданских ориентиров у потребителей образовательных услуг;
- реализация функции контроля качества предоставления образовательных услуг со стороны государства и т.д.
До настоящего времени отсутствует единая трактовка понятия «услуга в сфере образования».
Выделим наиболее характерные трактовки:
- услуги направлены непосредственно на потребителя;
- услуги представляют собой виды деятельности, не создающие новых товаров, а лишь изменяющие их качество;
- услуги - это конкретные виды благ, получаемые в процессе выполнения определенных действий или определенной деятельности.
- услуги рассматриваются в качестве товаров, производимых, передаваемых и потребляемых одновременно и характеризующихся неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.
Обобщенную позицию можно представить как: услуга в сфере образования представляет собой социально-экономическое благо в виде информационного продукта, направленного на удовлетворение потребностей личности в приобретении и(или) углублении знаний, умений и навыков по конкретной специальности.
Рассматривая образовательную услугу в качестве специфического товара, выявление его уникальности требует определения значения и сущности услуг в целом.
По мнению Ф. Котлера: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо». Согласно классической теории маркетинга, услугам присущи специфические характеристики, отличающие их от товара и учитываемые при разработке маркетинговых программ:
- неосязаемость заключается в невозможности увидеть услугу, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения;
- неотделимость от субъекта производства;
- непостоянство качества зависит от их производителей, а также от времени и места их оказания;
- несохраняемость физических характеристик для дальнейшего использования или перепродажи.
Согласно выдвинутым предположениям А. Панкрухина, выделены следующие особенности образовательных услуг:
- неосязаемость образовательных услуг длится до момента их приобретения в качестве полученного диплома или свидетельства, подтверждающих прохождение определенных учебных программ;
- невозможность отделить услугу от субъектов (конкретных работников), оказывающих их, проявляется в умении работников сферы образовательных услуг находить общие интересы с потребителями;
- изменение качества образовательных услуг зависит от первых двух характеристик, а также от невозможности определения четких стандартов в связи с постоянно меняющимися информационными процессами в общественной деятельности;
- несохраняемость образовательных услуг проявляется в невозможности их складирования и в процессе развития общества происходит забывание полученных ранее знаний.
Вышеперечисленные специфические черты понятий «услуга» и «образовательная услуга» представим в виде схемы (рис. 1).
Услуга Образовательная услуга
неосязаемость заключается в невозможности увидеть услугу, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения неосязаемость образовательных услуг длится до момента их приобретения в качестве полученного диплома или свидетельства, подтверждающих прохождение определенных учебных программ
неотделимость от субъекта производства невозможность отделить услугу от субъектов (конкретных работников), оказывающих их, проявляется в умении работников сферы образовательных услуг находить общие интересы с потребителями
непостоянство качества зависит изменение качества образовательных
от их производителей, а также от времени и места их оказания услуг зависит также от невозможности определения четких стандартов в связи с постоянно меняющимися информационными процессами в общественной деятельности
несохраняемость физических характеристик для дальнейшего использования или перепродажи несохраняемость образовательных услуг проявляется в невозможности их складирования и в процессе развития общества происходит забывание полученных ранее знаний
Рисунок 1 - Отличительные особенности услуги от образовательной
услуги
Авторск. обобщение.
Поскольку образовательные услуги являются товаром, их непосредственная реализация происходит на рынке потенциальных покупателей и продавцов. Спрос в сфере образовательных услуг формируется за счет отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе отдельных индивидов, домохозяйств, организаций, государственного аппарата управления и др., а предложение создается различными учреждениями сферы образования. В качестве составных элементов инфраструктуры процесса предоставления образовательных услуг выступают службы занятости, контролирующие органы по регистрации,
лицензированию, аккредитации учреждений сферы образования, научные фонды, различные ассоциации, общественные организации и т.д.
Сфера образовательных услуг подвержена влиянию со стороны государства и соответствующих органов управления, выполняющих специфические функции:
- «формирование, содействие и поддержание благоприятного общественного мнения и позитивного имиджа образовательных учреждений и организаций;
- финансовое обеспечение сферы образования и предоставление гарантийных условий для осуществления долгосрочных вложений другими субъектами в исследуемую сферу;
- использование налоговых льгот и иных форм управления и регулирования с целью содействия развитию приоритетных специальностей, форм, методов и инструментов подготовки кадров, а также данной сферы в целом;
- лицензирование и аттестация образовательных учреждений, реализуемых и новых специальностей, мониторинг качества услуг;
- информационная поддержка образовательных учреждений и др.».
Анализируя все вышесказанное можно выявить основные тенденции
развития сферы образовательных услуг:
- сфера образования представляет собой одну из ключевых отраслей, направленных на улучшение жизнедеятельности людей и всего общества;
- смена прав собственности государственного управления на частные образовательные учреждения, созданных в результате проведения приватизационных процессов;
- стремительное развитие образовательных услуг нового поколения, включающих дистанционное, бизнес и деловое образования и др.;
- создание конкурентных условий, направленных на формирование правильного выбора у потребителей.
Следовательно, сфере образовательных услуг присущ ряд особенностей, обуславливающих уникальность выносимого товара -образовательной услуги.
Современная сфера образовательных услуг в России сложилась за достаточно короткий промежуток времени и рыночные отношения в образовании начинают приобретать цивилизованные формы. В этой связи наблюдается стремительный рост предложения образовательных услуг, порой превышающий спрос. В результате формируется особое отношение к студенту, выступающему в качестве основного потребителя образовательных услуг. Конкурентная борьба все в большей степени охватывает рынок образовательных услуг, что оказывает влияние на занятие учебными заведениями своего места.
Сложившаяся ситуация обусловлена наличием большого количества негосударственных вузов, ориентированных на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностей.
В то же время потенциальными потребителями делается выбор в пользу учебных заведений своего региона. При этом решающим фактором является не только цена, но и качество образования.
В связи с формированием многоукладной образовательной системы и развитием рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.
Образовательным учреждениям необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды в части содержания и структуры образовательных услуг. Такой мониторинг и будет являться базой повышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом и вузы, которые смогут ее правильно
и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.
Стремительное развитие сферы образования в конце ХХ века, формирование системы взаимоотношений с другими сферами деятельности общества, а также воздействие на нее кризисных явлений способствовали рассмотрению способов решения проблем в данной отрасли. В процессе изучения сложившейся ситуации в сфере образования происходило изменение самого понятия «образование», в результате чего оно эволюционировало от рассмотрения его как длительного процесса обучения в определенной системе до образования, ориентированного на возможности изменения поведения людей посредством передачи им определенных знаний и навыков. В связи с этим выделяют несколько видов образования:
- произвольное обучение, представляющее собой учебную деятельность с отсутствием системной организации. В свою очередь данный вид подразделяют на инцидентальное (случайное) и информальное образование. Согласно логике инцидентального образования нет заинтересованности с обеих сторон - источника информации и потребителя. При этом вторая разновидность произвольного обучения характеризуется стремлением к знаниям одной из сторон;
- неформальное (или внешкольное) образование;
- формальное (школьное) образование отличается от неформального тем, что оно осуществляется в специальных учреждениях по утвержденным программам. Оно должно быть последовательным, стандартизованным и институциональным, гарантирующим определенную преемственность.
В результате наибольшее развитие получило неформальное образование, позволившее рассматривать любую образовательную деятельность в виде структурированной системы, ориентированной на определенного покупателя услуг и соответствующей установленным стандартам. В дальнейшем неформальное образование способствовало
формированию мнения о том, что получение знаний в школе является не единственным местом обучения.
Таким образом, неформальное образование преследует цель по устранению недостатков системы школьного образования путем удовлетворения текущих образовательных потребностей.
С серьезными сомнениями в способности формального образования достичь многих из провозглашенных целей, включая равенство возможностей, результативность и эффективность затрат, связано было и появление концепции возобновляемого образования. Идеи возобновляемого образования развивались в ходе острой критики школьного образования, под воздействием разочарования людей в существующей образовательной системе, осознания ее неспособности удовлетворить социальный спрос на образование и потребности общества в квалифицированной рабочей силе.
С теоретической точки зрения идея возобновляемого образования представляет собой стратегию, выраженную в стремление правительства разработать фундаментальную концепцию радикальных преобразований в сфере образования, направленных на расширение образовательных возможностей в обществе и формирование новых функциональных связей между экономической и социальной сферами общественной жизни.
При этом главной функцией возобновляемого образования является не только сокращение большого притока потребителей образовательных услуг в учебных учреждениях, но и не наблюдается ограничение доступа к организованному образованию на протяжении всей жизни, даже в тех случаях, когда потребитель вышел на пенсию, позволяющего человеку чередовать учебу с работой или отдыхом.
Наиболее полное развитие идеи обучения людей в течение всей их жизни нашли в концепциях непрерывного образования, которые стали активно развиваться, когда было осознано, что традиционная система образования, хотя и является мощной и достаточно плодотворной, тем не менее, не справляется с решением тех образовательных задач, которые
возникают в ходе общественного развития, что образовательная система находится в состоянии кризиса. Развитие непрерывного образования было осмыслено как путь преодоления мирового кризиса образования [146, с. 30].
Так, идеи непрерывного и возобновляемого образования имеют как общие характеристики, так и различающие их:
- система непрерывного образования подразумевает обращение внимания возможностям продолжения образования в зрелом возрасте как одном из основных прав человека;
- при возобновляемом образовании упор делается соответствие сферы образования потребностям сферы труда.
Развитие идей и концепций непрерывного, возобновляемого образования, стремление реализовать на практике эти идеи обострило в обществе проблему образования взрослых, которое как целенаправленный, систематический, определенным образом организованный процесс, являющийся важным фактором развития как человека, так и общества в целом, наибольшее развитие получил в последнее время. Это обусловлено происходящими радикальными изменениями взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. При этом его рассматривают как единственно правильный путь выхода из кризиса образовательной системы и формирования адекватной современному обществу сферы образования [122].
Отметим, что бурное развитие сферы неформального, возобновляемого, непрерывного образования, обучения взрослых произошло в 1960-70-х годах прошлого века. Однако не все страны приняли идеи данных концепций. Такое положение объяснялось недостаточностью финансирования сферы образования, устарелостью механизмов финансирования, безработицей среди молодежи, трудностью доступа к существующему учебному материалу, проблемами предоставления работающим людям оплаченных учебных отпусков, структурной нечеткостью образовательной сферы вне рамок обязательного обучения и
другие. Также необходимо отметить, что на данном этапе развития отсутствовали предпосылки изменения существующей модели образования.
Начиная с 80-х годов ХХ века произошло изменение сложившейся ситуации. Данный период ознаменован информационной революцией, процессами информатизации общественной жизни в целом и информатизацией образования в частности. А в сфере образования стали формироваться новые экономические механизмы в ходе становления и развития рыночных отношений. Следует заметить, что эти аспекты способствовали реализации идей и концепций становления новой образовательной системы.
Огромное влияние на развитие сферы образования оказала происходящая в середине 70-х годов компьютерная революция. Современные компьютерные технологии использовались не только в передовых научных исследованиях, в области обороны, в сфере управления, но и применялись в социальной сфере, а именно, в образовании. Развиваемая в ходе бурных технологических инноваций информационная инфраструктура общества, т.е. совокупность средств по созданию, хранению и обработке информации, объединенных в компьютерные и коммуникационные сети, предоставила принципиально новые возможности для развития образовательной системы.
Первым шагом на пути к выходу из кризиса образования и создания новой образовательной системы на базе идей и концепций непрерывного образования, обучения в течение всей жизни явилось революционное развитие информационных технологий.
Последние десятилетия прошлого столетия характеризуются разработкой и реализацией крупных международных и национальных проектов и программ информатизации образования. Причем эти проекты реализуются как в формальном, так и в неформальном образовании, в обучении как взрослых, так и детей. На базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий развивается принципиально новая
система дистанционного образования, охватывающая все уровни образовательной системы.
Во многих странах, таких как Великобритания, Германия, Франция, Италия, Скандинавские страны, США и Япония в последние годы были разработаны государственные программы развития образования на базе применения современных компьютерных и телекоммуникационных систем. Эти программы предусматривают применение современных сетевых технологий в учебном процессе, соответствующую подготовку преподавателей и разработку такого программного обеспечения, которое бы удовлетворяло требованиям к качеству учебного материала и с технологической, и с педагогической точек зрения.
Исследования образовательных программ позволяют выделить общеобразовательные и профессиональные, включающие в себя как основные, так и дополнительные. Общеобразовательные программы направлены на решение проблем, связанных с формированием общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, созданием основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализующихся в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
С помощью профессиональных программ реализуется последовательность повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовка специалистов соответствующей квалификации в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Заметим, что обязательный курс программы включает изучение всего объема предметов, а дополнительные программы создаются в целях факультативного рассмотрения дисциплин и отражают особенности данного образовательного учреждения или региона. При этом, дополнительные образовательные программы, в отличие от основных, не имеют стандартов.
Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества».
На практике к первой группе относят следующие виды программ:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
Вторая же группа образовательных программ включает:
«- программы начального профессионального образования, имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;
- программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;
- программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;
- программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре».
Разнообразие программ предопределяет существование различных форм их предоставления, включающих очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, экстернат. Обучении тем или иным профессиям позволяет совмещать несколько форм.
Выделяют еще несколько групп предоставляемых образовательных
услуг:
- «по длительности предоставления: долгосрочные (обучение в
общеобразовательной школе, вузе и т.п.); среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.); краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи);
- по используемым методам обучения: традиционные, программы проблемного обучения, программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.;
- по способу оплаты услуг: платные; условно бесплатные».
Тенденции современной сферы образования свидетельствуют о чрезвычайной сложности и противоречивости процессов ее развития, зависящих от эффективного применения методов управления ими.
Литература:
1. Бассет, P.M. Значение торговли образовательными услугами в системе высшего образования [Текст]/ Р.М.Бассет// Экономика образования.-2007.- № 1.- С. 54a-56.
2. Батыргишиева, А.А. Адаптация выпускников учебных заведений на рынке труда в депрессивном регионе [Текст]/ А.А.Батыргишиева// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки.- 2010.- № 2010-1.-С. 96-101.
3. Безгласная, Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции / Е.А. Безгласная // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе / Под ред. М.Б. Бергельсон. М.: МОНФ, 2000. - с. 66-70
4. Белова, С.Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей
образовательными услугами [Текст]/ С.Н.Белова// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2008.- № 1.- С. 22-29.
5. Бизнес-образование / Под. ред. С.Р. Филоновича. М., 2004. С. 133.
6. Борисова, Н. Российское образование в системе рыночных отношений [Текст]/ Н.Борисова // Труды российских ученых.- 2008.- № 3.- С. 7-11.
7. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента [Текст]/ К.Боумэн; пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 209с.
8. Восколович, Н.А. Экономика платных услуг [Текст]/ Н.А.Восколович.-М.: Юнити-Дана, 2009.- 399с.
9. Вульфсон Б. Л. Мировое образовательное пространство на рубеже ХХ и ХХ1 веков // Педагогика. 2002. № 10. С. 3 - 14.
10.Высшие и средние специальные учебные заведения в крае: Стат.сб.-Ставрополь: Ставропольстат, 2009. - 35с.
11.Гаганова О. К. Американская высшая школа сегодня // Педагогика. 2006. № 4. С. 112 - 114.
12.Гвозденко, А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№2. с.116-119.
13.Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях [Текст]/ М.Гельвановский, В.Жуковская, И.Трофимова// Российский экономический журнал. - 2005. - № 3. - С. 67-77.
14.Герасимов, Б.И. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона [Текст]/ Б.И.Герасимов, Л.Г. Гурова. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.- 164 с.
15.Голубицкая, М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы [Текст]/ М.В.Голубицкая.- М.: СОПС, 2005.- 120с.