научно-методический электронный журнал
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14246
УДК 378.1
Ершова Ольга Владимировна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 Центра гуманитарной подготовки РЭУ имени Г. В. Плеханова, г. Москва о. V. ег8Ьоуа@уапЬех. ги
Аннотация. В статье автор рассуждает о месте очно-заочной формы обучения в современной системе высшего образования. Для достижения поставленной цели автор анализирует фактические данные и собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы на очно-заочной форме обучения в нескольких ведущих вузах нашей страны.
Ключевые слова: очно-заочная форма обучения, очная форма обучения, система высшего образования, контингент.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Очно-заочная форма обучения в современном вузе находится в условиях жесткой конкуренции с другими формами обучения. Назревают проблемы, связанные с отношением к очно-заочной форме обучения, с необходимостью ее трансформации и собственно с самим фактом ее существования. Автору статьи хотелось бы проанализировать про и контра функционирования очно-заочного обучения с точки зрения студента, на основе собственного опыта, преподавателя, много лет проработавшего со студентами-вечерниками. С целью акцентирования ключевых моментов повествование построено в форме вопросно-ответного единства.
Что подразумевается под формой обучения? По мнению И. Ф. Харламова, в современной педагогической дидактике не сформулировано «достаточно четкого определения» [1] понятия формы обучения. Тем не менее существует ряд дефиниций, которые содержат дифференциальные признаки, лежащие в основе и характеризующие данное педагогическое явление, актуальные с точки зрения конкретного исследователя. Сопоставительный анализ разработанных определений указывает на наличие двух обязательных компонентов, а именно способа организации учебного процесса и режима взаимодействия педагогических субъектов.
Автор статьи сделал попытку компиляции наработок нескольких ученых, в разное время занимавшихся научными изысканиями в рамках данной проблемы, позволивших на их основе составить общее определение понятия «формы обучения» и представить ее как целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему (Б. Т. Лихачев [2]) в структуре операционно-деятельностного компонента процесса обучения (Ю. К. Бабанский [3]), определяющую количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения (С. А. Смирнов [4]) в установленном порядке и определенном режиме (Ю. К. Бабанский), а также целей, средств, содержания, методов и результатов обучения (В. И. Андреев [5]). Иными словами, форма обучения определяет, каким образом организован учебный процесс.
Какие формы обучения существуют? Существует три альтернативные формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Они имеют разные формы организации учебного процесса и контроля, которые согласно субъективным установкам педагога
Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования?
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm
научно-методический электронный журнал
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14246
УДК 378.1
наполняют учебный процесс в зависимости от гендерных, возрастных, профессиональных, социокультурных и других запросов обучающихся.
В последние десятилетия в связи с созданием большой конкурентной среды в сфере высшего профессионального образования вузы готовы предоставить любые формы обучения для привлечения абитуриентов. Помимо традиционных форм предлагают заочное обучение с применением дистанционных технологий, заочное онлайн, электронное, дистанционное обучение и другие. Однако новое название не меняет содержания, которое базируется на нескольких ключевых моментах, лежащих в основе функционирования каждой формы обучения и служащих ее отличительными элементами. Речь идет о темпоральных и локальных характеристиках процесса обучения, степени интегрированности обучающего в учебный процесс, образовательных программах и форме контроля. Для всех форм обучения существует единый учебный план с незначительными вариациями, но детерминированный на различные сроки обучения в зависимости от учебной программы (бакалавриат, спе-циалитет, магистратура).
Очная форма обучения занимает шестидневную учебную неделю. Время занятий колеблется с 8.30 до 18.50, что соответствует классическому рабочему дню в учреждении и подразумевает отсутствие профессиональной занятости у студентов. Часы начала и окончания занятий для всех вузов не фиксированы, поэтому первая пара может начинаться в 9.00, а последняя заканчиваться в 17.50. Занятия не всегда занимают весь временной промежуток. Обычно в расписании стоит не более четырех занятий (пар) в день, которые начинаются с любого времени в означенный период. Длительность пары в среднем составляет 1 час 30 мин (90 мин). Дни недели делятся на семинарские и лекционные, по возможности студентам выделяется библиотечный день для работы с информационными ресурсами. Обучение строится на тесном контакте преподавателей и студентов в аудитории и небольшом количестве часов, отведенных для самостоятельной работы.
Очно-заочная форма обучения укладывается в пятидневную рабочую неделю, хотя в некоторых вузах есть обучение (аттестация) по субботам с целью перераспределения нагрузки и освобождения одного буднего дня. В зависимости от возможностей вуза и контингента студентов учебный план распределяется на две, иногда три вечерние пары. Началом занятий считается время окончания работы очного отделения - 19.00. Однако некоторые вузы с целью увеличения количества пар начинают занятия на очно-заочной форме обучения одновременно с последней парой очной формы обучения. Подобная инициатива осложняется тем, что студенты не успевают на занятия в связи с профессиональной занятостью, поэтому спорная пара заполняется спецкурсами и спецсеминарами по выбору, которые не требуют присутствия основной части группы. Количество часов на самостоятельную подготовку пропорционально больше количества контактных часов.
Обучение на заочной форме было организовано в несколько этапов. В начале семестра студенты приезжали в вуз, где получали обучающую литературу, контрольные материалы и информацию о сроках проведения сессии. Далее на основе обработки и изучения полученных информационных данных обучающиеся выполняли контрольные задания, которые высылали для проверки преподавателю до начала экзаменационного периода. На этапе проведения контрольных мероприятий преподаватель осуществлял индивидуальный опрос студентов по общим контрольно-измерительным материалам, но с учетом анализа конкретных допущенных ошибок. Количество контактных часов ограничено, общение с преподавателем осуществля-
«VI *5 <Х»
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm
научно-методический электронный журнал
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14246
УДК 378.1
лось в основном во время проведения контрольных мероприятий, обучение было ориентировано на самостоятельное изучение предметов.
Развитие и широкое применение технических средств обучения, использование их в учебном процессе с целью его доступности и интенсификации способствовало трансформации классической заочной формы обучения и ее градации на сходные способы организации учебного процесса, но с разным наименованием, сохранив при этом основной принцип - минимум фактического присутствия студента в вузе.
Обучающийся может выбрать наиболее удобный для себя график обучения, например занятия по субботам и один вечер в будний день на протяжении 1,5-2 месяцев; выездное обучение на 2-3 недели в апреле и ноябре; каждые третьи выходные месяца и другие.
Среди возможных форм организации процесса обучения (лекций, семинаров, практикумов, лабораторных и практических работ, игровых моделей построения занятия и так далее) жанр лекции становится наиболее востребованным в формах обучения, ориентированных на использование информационных технологий. Так, например, в дистанционной или заочной форме обучения с применением дистанционных технологий для проведения лекционных занятий применяются ресурсы видеоконференцсвязи, обеспечивающие возможность коммуникации в режиме «все-со-всеми», или системы «телепрезентс», которые уже существуют и эксплуатируются в том числе и в России, однако высокая стоимость ограничивает условия их массового распространения. На сегодняшний день подобные системы представляют собой небольшие залы, оснащенные оборудованием, позволяющим создать наиболее полный эффект присутствия собеседников, расположенных в зеркально одинаковых помещениях. Если преподавателю необходимо провести занятия лекционного или семинарского типа, групповые или индивидуальные консультации, он может воспользоваться распространенным открытым телекоммуникационным сервисом Skype, общение в котором может происходить с визуальным/невизуальным контактом.
Недостатком дистанционного обучения с точки зрения работающих обучающихся является проведение лекционных и семинарских занятий в фиксированное время. Вузы предлагают решение этой проблемы путем внедрения заочной формы обучения онлайн или электронного обучения, при которой обучающийся не имеет регулярного контакта с «живым» преподавателем. В подобных случаях применяются видеолекции, начитанные преподавателем, учебно-методические пособия на электронном носителе. Контроль проводится индивидуально по мере готовности обучающегося в виде компьютерных тестов. Посещение вуза необходимо только для итоговой аттестации (государственные экзамены) и защиты дипломной квалификационной работы. Однако, согласно приказу Минобрнауки России, «аттестационные испытания промежуточной аттестации» [6] (рубежный контроль) также становятся контактными, снимая приоритетность данной формы обучения в глазах обучающихся, ориентированных на бесконтактное обучение.
Какие критерии выбора формы можно выделить? Каждая из форм обучения отличается спецификой как в плане работы преподавателя с обучающимися, так и контингента обучающихся. Выбор зависит от дифференциальных признаков каждой формы обучения по степени интегрированности обучающегося в учебный процесс, а также от количества баллов абитуриента при поступлении или от факторов, обусловленных субъективными причинами. Иными словами, в основе выбора формы обучения лежат несколько факторов, основные из которых - время, место и финансовые возможности.
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm
научно-методический электронный журнал
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14246
УДК 378.1
Очная форма обучения привлекает вчерашних школьников наличием незабываемой студенческой жизни и возможностью пролонгировать привычный за 10 лет в школе образ жизни, ориентированный на обучение без дополнительного отягощения в виде профессиональной занятости. Внеаудиторная деятельность студентов наполнена разнообразными мероприятиями для личностного развития. С внедрением рейтинговой системы мероприятия, нацеленные на поднятие творческого, социального, научного и так далее рейтингов, проводятся и посещаются не хаотично, а имеют строго запланированный характер. Учебная деятельность проходит при непосредственном контроле преподавателя в аудитории. Оплата очной формы обучения по сравнению с остальными самая высокая, но, учитывая характер контингента обучающихся, финансовые расчеты, платежи осуществляются родителями или опекунами.
Заочная форма обучения выбирается людьми, которым необходимо образование или диплом о получении высшего образования, но не хватает времени на фактическое присутствие. Учебная деятельность построена на самоизучении обучающимся необходимых материалов и индивидуальном контроле преподавателя. Возрастной состав разнообразный, но процент обучающихся, только что закончивших школу, небольшой. Оплата сравнительно низкая, вносится самими обучающимися или фирмой, если обучение санкционировано руководством в рамках повышения квалификации или получением новой специализации (второго высшего образования).
Особое место отводится очно-заочной форме обучения, которая является «золотой серединой», где присутствует внеаудиторное общение между студентами, но не такое активное, как на очной форме, и больше, чем на заочной форме обучения, количество контактных часов по всем учебным дисциплинам. Стоимость обучения также средняя между очной и заочной формами обучения, система расчетов идентична заочной.
Какова специфика контингента обучающихся и работы преподавателя на очно-заочной форме обучения? Портрет студента-вечерника отличается от портрета очника и в плане контингента ближе к портрету студента-заочника по пунктам, касающимся профессиональной деятельности. На очно-заочную форму обучения приходят люди, которые хотят совместить работу и обучение. Они не рассчитывают на свою силу воли, поэтому не остановили свой выбор на заочной форме обучения или какой-либо его разновидности.
Особенности контингента экстраполируются на деятельность преподавателя. Рассмотрим некоторые нюансы, которые могут варьироваться в зависимости от наполнения группы, но статичны в основе. Специфика выявляется минимум на трех уровнях: социальном, организационном и психологическом.
Социальный уровень наполнен данными, отражающими параметры контингента обучающихся с точки зрения возрастных характеристик, финансовых возможностей, субъективных предпочтений. Большая часть студентов проходила обучение в учебных заведениях разного уровня (школа, колледж, техникум, первое высшее образование и т. д.) некоторое время назад и до момента его возобновления в данном вузе занималась профессиональной деятельностью. Ими освоены социальные роли (мама, папа и т. д.), которые кардинально меняют отношение к обучению.
В рамках организационного уровня находятся вопросы особенностей организации занятия, подбора и презентации материала. При организации занятия необходимы дополнительные усилия со стороны преподавателя, чтобы изыскать ресурсы на повторение базового материала, требуемого для пролонгации обучения. Также помимо актуализации элементов начального уровня и материала, собственно зало-
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm
научно-методический электронный журнал
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14246
УДК 378.1
женного в учебную программу текущего курса, преподавателю, имеющему в группе работающих студентов, важно ориентироваться на их специализацию и по возможности гибко реагировать на потребности студентов в рамках образовательного процесса. Манера презентации материала преподавателем в аудитории выбирается с учетом фактора усталости студентов после трудового дня и из-за сложившихся в нашей стране сложных отношений между работодателем и работником. Политика развития многих коммерческих компаний не принимает во внимание интересы работающих студентов, а законодательная база не имеет должной силы: у работника отсутствует право на своевременное окончание рабочего дня (ненормированный рабочий день) и учебный отпуск (по Трудовому кодексу и Конституции), что приводит к регулярным и серьезным опозданиям студентов на занятия или отсутствию на них.
Психологический уровень формируется за счет выявления средств психологического воздействия и сформированности мотивационного фона. Под средствами психологического воздействия понимаются возможные рычаги давления на студентов с целью увеличения показателей посещаемости, активности педагогического взаимодействия, подготовки к занятию, успешности прохождения контроля и др. Если на очной форме обучения студента можно стимулировать мнением родителей, которые чаще всего оплачивают обучение, страхом не закончить вуз по причине отчисления и т. д., то студенты очно-заочной формы обучения реагируют сообразно внешней мотивации, которая оказывает доминирующее влияние на образовательный процесс и результативность контрольных мероприятий.
Какое отношение к очно-заочной форме обучения было сформировано в Советском Союзе? Время существования Советского Союза закончилось почти четверть века назад. Выросло поколение, для которого оно минувший исторический этап. Сведения о событиях и явлениях, составляющих колорит советской жизни, молодежь может почерпнуть из старых кинофильмов. Кино всегда является «рупором эпохи» и отражает основные тенденции времени, пропагандирует, служит мощным агитационным орудием. Так, ориентация государства на получение гражданами образования (в вечерних школах, школах рабочей молодежи) отражена в некоторых картинах, причем зритель видит, что за партами сидят уже «взрослые», иногда семейные, люди, которые обладают прочными практическими знаниями. Например, герои Николая Рыбникова («Весна на Заречной улице») и Юрия Кузьменкова («Большая перемена») являются рабочими заводов, но, несмотря на богатый рабочий опыт, не могут грамотно изложить и рассчитать свои рацпредложения. Героиня Надежды Румянцевой («Девчата») окончила кулинарный техникум, имела пятерки за борщи, но вместе со всеми посещает вечернюю школу.
Пропаганда очно-заочной формы обучения строилась на идее сокращения количества лет на получение практического опыта. Нехитрые математические вычисления показывали, что пять лет очного обучения вкупе еще с пятью годами получения первичных практических навыков на производстве составляет десять лет, в то время как очно-заочное обучение сокращало временной объем вдвое. Такое объяснение своим жизненным планам давал молодой парень, герой Георгия Юматова («Разные судьбы») в начале фильма, и уже чуть позже показана успешная их реализация - выступление молодого специалиста перед студентами своего возраста. Или судьба матери-одиночки, героини Веры Алентовой («Москва слезам не верит»), которая мечтала поступить в институт, но в силу обстоятельств вынуждена работать и учиться на очно-заочной форме обучения, чтобы прокормить и поднять дочь, в конце фильма предстает успешной, деловой женщиной, директором фабрики.
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm
научно-методический электронный журнал
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14246
УДК 378.1
Тема сложности очно-заочного обучения, ответственности, непредвзятости преподавателей и т. д. звучит в диалоге между героями Ниной Масловой и Михаила Кононова («Большая перемена»), где ученица, отвечая на вопрос классного руководителя, почему она посещает вечернюю школу, поясняет: «...тут все учителя такие лапочки, добренькие, миленькие и сочувствуют нам. Они понимают, как нам трудно работать и учиться» - и слышит в ответ: «Я Вам не лапочка!» Герой Владимира Гусева («Человек родился») вынужден перейти на очно-заочную форму обучения и, игнорируя слова однокурсников о трудностях, нецелесообразности его поступка, разъясняет новые открывшиеся в связи с этим шагом возможности.
Если говорить о специфике очно-заочной формы обучения в Советском Союзе, то: на социальном уровне - контингент охарактеризован словами молодой учительницы, героини Нины Ивановой («Весна на Заречной улицы»), которая не была морально готова, что ее ученики будут «пить водку, рожать детей и т. д.»; на организационном уровне - подбор материала должен осуществляться с учетом особенностей производства, о чем напоминает учителям директор нефтеперегонного завода («Большая перемена»); на психологическом уровне - необходимость обучения в жизни человека раскрывается в словах «.учиться для жизни, для любви.» («Весна на Заречной улице»).
Но самое важное - это отношение к высшему образованию вообще, с гордостью вербализованное главой большой рабочей семьи, в которой уже третий из его детей поступает в институт («Большая семья»): «Высшее образование прочно входит в нашу семью!»
Какова современная практика функционирования очно-заочной формы обучения? Все вышеизложенное подчеркивает специфику очно-заочной формы обучения и предоставляемые возможности для реализации разных запросов. Здесь могут учиться одновременно и вчерашние школьники, которые только начинают свою трудовую деятельность, и те, кто имеет достаточно большой практический опыт, но нуждается в повышении своей квалификации с учетом новейших требований к соискателям на рынке труда по конкретной специализации.
Следует отметить, что потенциал очно-заочной формы обучения используется не в полной мере. Будучи посередине между очной и заочной формами обучения, тем не менее, эта форма находится ближе к очной, если брать за основу утверждение, что наличие контроля преподавателем деятельности студентов служит залогом успешности в обучении.
Наличие профессиональной занятости у более чем 80% студентов очно-заочной формы обучения не позволяет им уделять много времени учебе, но знания, полученные в стенах вуза, одновременно подкрепляются практическими навыками, если специализации совпадают. Своевременно осуществляемый и систематический контроль преподавателя в аудитории способствует получению студентами качественной, проверенной и, что самое главное для практиков, нужной профессиональной информации.
Однако отношение общества и студентов к обучению на очно-заочной форме нивелирует большинство положительных нюансов. Во-первых, наличие определенной мотивации. Мотивацию делят на два вида: экстринсивную (внешнюю) и интрин-сивную (внутреннюю). Экстринсивная мотивация отражает влияние внешних факторов и обстоятельств на субъект. Соответственно, под влиянием внутренних - личных - факторов на субъект понимают интринсивную мотивацию. Однако целесообразно несколько скорректировать имеющуюся терминологию: концепт «экстринсив-
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm
научно-методический электронный журнал
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14246
УДК 378.1
ная мотивация» заменить на собственно «мотивация», а концепт «интринсивная мотивация» - на лексему «интерес».
Лексема «интерес» (от лат. "interest”) имеет значение «важно». К. А. Гельвеций характеризовал понятие «интерес» следующим образом: «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» [7]. Студентов, которым интересно учиться, можно найти на любой форме обучения. Под «интересом» понимается в данном случае как собственно интерес - желание получить новые знания, чтобы стать умнее, развитее, так и квазиинтерес - обучение под девизом «учение ради учения».
Концепт «мотивация» подразумевает умение правильно себя заставить, что указывает на благоприобретенность свойства, которое может быть сформировано волевым усилием личности индивидуума. Каждая форма обучения отличается большим наличием факторов экстринсивного и интринсивного видов мотивации. Тем не менее отношение общества к высшему образованию в большей степени экстраполируется на формирование экстринсивной мотивации у обучающихся.
Во-вторых, студенты в большей мере нацелены на получение диплома, а не знаний. Наличие документа о получении высшего образования воспринимается как дань моде, как веление времени в негативной коннотации. Данное утверждение подтверждают статистические выкладки, согласно которым около 80% старшекурсников идут поступать в вузы. Другие данные указывают на увеличение количества людей со вторым и третьим высшим образованием, получаемым одновременно в разных вузах по совместительству с трудовой деятельностью. Последнее касается тех студентов, для которых обучение - условие для дальнейшего карьерного роста или соответствия характеру профессиональной занятости.
В-третьих, заниженные требования преподавателей к студентам-вечерникам. Учебные планы по всем дисциплинам очно-заочной формы обучения, аттестация и контрольно-измерительные материалы идентичны очной и дифференцируются только в части соотношения часов на аудиторную и самостоятельную работу. Однако некоторые преподаватели высказывают мнение, что работать и учиться тяжело, поэтому не следует давать студентам дополнительный материал и строго проводить мероприятия текущего и рубежного контроля. Подобная позиция находит отклик среди определенной доли студентов, которые свое незнание предмета и нежелание учиться прикрывают профессиональной деятельностью. Относительно изучения иностранного языка отрицательные результаты контрольных срезов и плохие показатели на аттестации, пассивность в педагогическом взаимодействии, неподготовленность к занятию и так далее оправдывают отсутствием генетической предрасположенности к изучению неродного языка [8].
Таким образом, вопрос о необходимости сохранения очно-заочной формы обучения остается открытым, несмотря на Распоряжение Правительства Российской Федерации («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [9], в котором говорится об увеличении доли студентов очно-заочной и дистанционных форм обучения в современных вузах.
Ссылки на источники
1. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990. - 2-е изд. - С. 231.
2. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Юрайт-М, 2001. - 4-е изд., перераб. и доп. - 607 с.
PU "7 fu
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 14246 УДК 37B.1
Ершова О. В. Есть ли место «вечерке» в современном многообразии форм высшего образования? // Концепт. - 2014. - № 09 (сентябрь). - ART 14246. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14246. htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
3.
4.
5.
6.
7.
В.
9.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. / под ред. С. Л. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2001. - 512 с. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000. - 608 с. Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2013 № 1367 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - ЫРЬ: ИИр:/Ддо5уо. ги/Бирро|1/39/4/3
Гельвеций К. А. Об уме / АН СССР. Институт философии. - М.: ОГИЗ, 1938. -С. 34.
Бунькова В. В., Кузина Л. С. О коммуникативной методике преподавания английского языка. // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: межвуз. сб. науч. труд. -М.: МГИУ, 2008. - С. 143-145.
Распоряжение Правительства РФ от 30. 12. 2012 г. № 2620-р. - ЫРЬ: Ийр://е^итопрпт. гиЯПеБ/поуоБй/газрогуагЬете.
Olga Ershova,
Senior lecturer at the chair of foreign languages, Russian University of Economics by R. E. Plekhanov, Moscow
0. v. ershova@yandex. ru
Is there any future for “vecherca” (part-time department) in modern high educational system?
Abstract. The author argues on room of the part-time department in the modern high educational system. The author analyzes the facts and own observation, received as the result of a long-term operational experience in several leading high schools of our country.
Key words: part-time department, full-time department, high educational system, contingent.
References
1. Harlamov, I. F. (1990) Pedagogika, 2-e izd., Vyssh. shk., Moscow, p. 231 (in Russian).
(2001) Pedagogika: kurs lekcij: ucheb. posobie dlja stud. ped. ucheb. zaved. i slushatelej IPK i FPK, 4-e izd., pererab. i dop., Jurajt-M, Moscow, 607 p. (in Russian).
Babanskij, Ju. K. (1977) Optimizacija processa obuchenija (Obshhedidakticheskij aspekt), Pedagogika, Moscow, 256 p. (in Russian).
Smirnov, S. A., Kotova, I. B. & Shijanov E. N. at al. (2001) Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: ucheb., 4-e izd., ispr, Akademija, Moscow, 512 p. (in Russian).
Andreev, V. I. (2000) Pedagogika: ucheb. kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija, Kazan', 608 p. (in Russian). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19. 12. 2013 № 1367 “Porjadok organizacii i osushhestvlenija ob-razovatel'noj dejatel'nosti po obrazovatel'nym programma vysshego obrazovanija - programmam ba-kalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury”. Available at: http://fgosvo.
ru/support/39/4/3 (in Russian).
Gel'vecij, K. A. (1938) Ob ume, AN SSSR. Institut filosofii, OGIZ, Moscow, p. 34 (in Russian).
Bun'kova, V. V. & Kuzina, L. S. (2008) “O kommunikativnoj metodike prepodavanija anglijskogo jazyka”, in Kachestvo distancionnogo obrazovanija: koncepcii, problemy, reshenija: mezhvuz. sb. nauch. trud., MGIU, Moscow, p. 143-145 (in Russian).
Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 30. 12. 2012 g. № 2620-r. Available at: http://ed-unionprim. ru/files/novosti/rasporyazhenie (in Russian).
9.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
977230412014209
http://e-koncept.ru/2014/14246.htm