Научная статья на тему 'Особенности рынка дорожно-строительных работ и конкурентные характеристики предприятий, функционирующих на данном рынке'

Особенности рынка дорожно-строительных работ и конкурентные характеристики предприятий, функционирующих на данном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3408
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / MARKET ROAD CONSTRUCTION / FEATURES OF THE MARKET FOR ROAD CONSTRUCTION WORKS / ROAD CONSTRUCTION COMPANIES / PHASES IN ROAD BUILDING / THE CHARACTERISTICS OF THE ACTIVITIES OF ROAD-BUILDING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нотченко Виктория Валентиновна, Виноградова Ольга Владимировна, Звягинцева Татьяна Викторовна

В статье исследованы особенности рынка дорожных строительных работ, выявлена роль дорож:ного строительства для развития предпринимательства, уточнены взаимоотношения меж:ду заказчиком и подрядчиком, охарактеризованы фазы деятельности предприятий на рынке дорож:ных строительных работ. Так-ж:е в статье уточнены характеристики дорож:но-строительных предприятий, необходимые для успешного функционирования на рынке; осуществлена группировка характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нотченко Виктория Валентиновна, Виноградова Ольга Владимировна, Звягинцева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE MARKET FOR ROAD CONSTRUCTION WORKS AND COMPETITIVE CHARACTERISTICS OF FIRMS OPERATING IN THIS MARKET

In article investigated features of the market for road construction works, the role of road construction for the development ofentrepreneurship, clarified the relationship between the Customer and the Contractor, characterized by phases of activity of the enterprises in the market of road construction works. The article also clarified the characteristics of road construction companies, necessary for successful functioning on the market; made grouping characteristics.

Текст научной работы на тему «Особенности рынка дорожно-строительных работ и конкурентные характеристики предприятий, функционирующих на данном рынке»

УДК339.137.2

В. В. Нотченко, О. В. Виноградова, Т. В. Звягинцева

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И КОНКУРЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ДАННОМ РЫНКЕ

В статье исследованы особенности рынка дорожных строительных работ, выявлена роль дорожного строительства для развития предпринимательства, уточнены взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, охарактеризованы фазы деятельности предприятий на рынке дорожных строительных работ. Также в статье уточнены характеристики дорожно-строительных предприятий, необходимые для успешного функционирования на рынке; осуществлена группировка характеристик.

Ключевые слова: рынок дорожно-строительных работ, особенности рынка дорожно-строительных работ, дорожно-строительные предприятия, фазы деятельности в дорожном строительстве, характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий.

Строительство дорог для нашей страны, обладающей большой площадью и территориальным рассредоточением населенных пунктов, имеет огромное значение. Кроме того, дороги являются важнейшим элементом транспортной инфраструктуры, развитие которой не только поддерживает необходимый уровень обеспечения населения страны общественными благами, но и является необходимым условием развития предпринимательства, роста деловой активности в регионах страны [3]. Значение строительства дорог в экономике страны отражают данные таблицы 1, которые свидетельствуют, что «производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов» как вид строительных работ в последние годы занимает вторую позицию вслед за производством общестроительных работ по возведению зданий.

Как вид деятельности, строительство имеет ряд отличительных особенностей, выделяющих его из числа других видов деятельности. К общим особенностям строительства принято относить разнотипность конечной строительной продукции, технологическую взаимосвязанность операций строительного процесса, вариативность выполнения строительных работ, неоднородную сложность строительных работ, необходимость привлечения сторонних организаций к производству строительной продукции, роль климата и местных условий в строительных работах [5, 6]. К основным особенностям дорожного строительства, помимо общепризнанных особенностей строительства, следует отнести небольшой объем работ, выполняемых на одном участке, необходимость ведения работ на различных объектах, удаленность объектов друг от друга [6]. Все это, с учетом определенной последовательности работ, определяет специфичность технологии дорожного строительства, по сравнению с другими видами строительных работ.

Оценивая особенности рынка дорожно-строительных работ, сформировавшегося в России, можно отметить, что взаимодействие двух ключевых фигур любого рынка, покупателя и продавца, на данном рынке носит весьма специфический характер:

в роли покупателя в подавляющем числе случаев выступают государственные или муниципальные органы власти, в роли продавца — конкурирующие между собой дорожно-строительные предприятия. Причем действия покупателя, называемого, как правило, Заказчиком, строго регламентированы законодательством Российской Федерации, отражающем как порядок размещения государственных и муниципальных заказов, так и строгий контроль за их исполнением, т. е. за качеством выполненных строительных работ. В рамках законодательства Заказчик устанавливает требования к качеству работ, используемым при производстве работ материалам, срокам проведения дорожно-строительных работ [1].

Таблица 1

Структура работ, выполненных собственными силами организаций

по виду деятельности «Строительство» (в % к итогу)

№п/п Виды строительных работ 2012 2013 2014 Изменение за период

1 Строительство всего, в том числе: 100 100 100

2 производство общестроительных работ по возведению зданий 31,6 35,1 38,0 + 6,4

3 производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи 12,5 10,7 10,2 - 2,3

4 производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог 11,7 10,2 9,1 - 2,6

5 производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов 11,5 12,1 11,0 - 0,5

6 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений 8,2 8,2 8,4 + 0,2

7 подготовка строительного участка 6,2 5,8 5,3 - 0,9

8 производство общестроительных работ по строительству электростанций и сооружений для горнодобывающей и обрабатывающей промышленно сти 2,8 2,9 3,6 + 0,8

9 монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций 2,8 2,8 3,0 + 0,2

10 производство отделочных работ 0,8 0,7 0,9 + 0,1

11 прочие виды строительных работ 11,9 11,5 10,5 - 1,4

Продавец же, именуемый в сфере дорожного строительства Подрядчиком, вынужден заранее до получения заказа доказать заказчику, что он является лучшим из всех претендентов на получение заказа. При этом, основным критерием отбора является цена выполнения работ, вследствие чего потенциальный исполнитель дорожных работ должен обладать более ярко выраженной возможностью снижения конкурсной цены, чем конкуренты, при условии надлежащего выполнения требований к качеству работ. Кроме возможности снижения конкурсной цены, Подрядчик (предприятие дорожного строительства) должен также располагать финансовыми ресурсами для обеспечения заявок на участие в торгах и исполнения контрактов, а также способностями к привлечению трудовых и материальных ресурсов для выполнения дорож-

ных строительных работ в срок и с заданным качеством. Таким образом, существует определенная последовательность фаз осуществления деятельности по строительству автомобильных дорог (см. рис. 1).

Рис. 1. Фазы деятельности в дорожном строительстве

На первой фазе работники строительного предприятия изучают предложения Заказчиков, отслеживают и отбирают заказы на работы по строительству дорог, оценивают потенциальные возможности выполнения заказов, основываясь на полученной информации. Для данной фазы характерен постоянный контроль над рыночной ситуацией, включая мониторинг заказов и возможностей участия в конкурсах конкурентов.

Вторая фаза характеризуется изучением конкурсной документации; определением возможностей предприятия по исполнению технических требований Заказчика; оценкой возможностей предприятия снизить конкурсную цену для усиления своей конкурентной позиции при участии в конкурсе; рассмотрением вопроса привлечения субподрядных организаций при большом объеме работ; рассмотрением вопроса финансового обеспечения заявок на участие в торгах; подготовкой конкурсной документации к непосредственному участию в торгах. Дорожно-строительное предприятие, в данном случае Подрядчик, определяется Заказчиком по определенным конкурсным критериям, основным из которых является, как правило, наименьшая цена. Заказчик устанавливает стандартные требования к качеству работ, определяет характеристики материалов, используемых при производстве работ, ограничивает сроки проведения дорожных строительных работ и проявляет уверенность в том, что в любой момент может найти альтернативных подрядчиков [1]. Данные обстоятельства предполагают, что у дорожно-строительного предприятия должны быть налажены устойчивые договорные отношения с другими предприятиями, по каким-либо обстоятельствам не участвующими в определенных конкурсах, но готовыми сотрудничать с данным предприятием на условиях субподряда. Кроме того, для финансового обеспечения исполнения контракта предприятию необходимо тесное сотрудничество с банками, т. к. для получения государственного или муниципального заказа предприятию необходимо заручиться возможностью получения кредита в банке или банковской гарантии. Немаловажное значение для соответствия требованиям Заказчика имеет уровень затрат на выполняемые работы у каждого потенциального подрядчика, т. к. чем он ниже, т. е. чем эффективнее используются ресурсы, тем большую степень «давления» на цену заказа может выдержать потенциальный подрядчик [2].

Если заявка данного предприятия и условия, на которых строительное предприятие готово выполнить заказ на дорожно-строительные работы, соответствует требованиям Заказчика в большей степени, чем аналогичные заявки и условия конкурентов, то данное предприятие получает заказ, заключается контракти осуществляется переход к третьей фазе цикла — выполнению работ. Дорожные строительные работы считаются завершенными, как правило, после истечения гарантийного срока [1].

Следуя логике предшествующих фаз, к третьей фазе деятельности, характерной для дорожного строительства, относятся следующие работы: планирование последовательности работ и затрат на их выполнение; организация эффективного проведения работ; организация и проведение технического и финансового контроля за процессом осуществления работ; организация сдачи выполненных работ. По своему содержанию данный этап, как правило, самый продолжительный и трудоемкий, т. к., по сути, он и определяет непосредственное содержание дорожно-строительных работ. В соответствии с этим, оптимальная организация действий в рамках данного этапа позволит предприятию получить запланированный доход, что, в свою очередь, зависит от того насколько предприятием исследованы и учтены условия внешней среды, влияющей на его деятельность непосредственно или опосредованно [4].

Работы по организации и проведению гарантийного контроля, созданию фондов гарантийного обслуживания, оптимизации затрат на гарантийное обслуживание, организацию работ по гарантийному обслуживанию отнесем к четвертой фазе цикла осуществления деятельности в сфере дорожного строительства.

Обобщая вышесказанное, представим характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий, определяющие их устойчивую конкурентную позицию, сгруппировав их по признаку природы возникновения (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий, определяющих

их устойчивую конкурентную позицию

№ п/п Признак группировки Характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий

1 Экономические Соотношение прибыли и затрат, позволяющее при необходимости снизить цену за выполнение работ по заказу

Соответствующие рекомендуемым показатели эффективности деятельности предприятия

2 Финансовые Возможность получения банковских гарантий

Наличие финансовых ресурсов или возможности для их привлечения для выполнения заказа

3 Ресурсные Технические возможности широкой вариации работ

Обладание правами и возможностями использования инновационных технологий

Доступ к необходимым для выполнения заказов материалам и другим ресурсам

Соответствующая требованиям квалификация персонала

4 Репутационные Доверительные взаимоотношения с субподрядчиками

Выполнение гарантийных обязательств в ретроспективный период

Отсутствие значимых юридических претензий со стороны партнеров по бизнесу и государственных органов

Достаточный опыт строительства дорог

5 Организационные Наличие возможностей и опыта быстрого и экономного перемещения ресурсов к месту дорожных работ (высокая мобильность)

Членство в Саморегулируемой организации (СРО)

Эффективная организация работ с учетом цикличности их выполнения

6 Рыночные Соответствие требованиям к работам как со стороны государственных и муниципальных заказчиков, так и частных заказчиков

Умение пользоваться своими конкурентными преимуществами с учетом особенностей инфраструктуры бизнеса

Готовность к кооперации с предприятиями-партнерами

Подводя итог исследования, необходимо отметить следующее.

1. Рынок дорожных строительных работ является весьма специфическим рынком, на котором доминирует рыночную власть Покупателя в лице государственных и муниципальных заказчиков, которые формируют цены; определяют требования к качеству работ, используемым материалам; утверждают сроки проведения дорожных строительных работ; решают путем конкурсного отбора какое предприятие будет выполнять заказ на строительство конкретной дороги.

2. На основе изучения деятельности дорожно-строительных предприятий при выполнении работ на условиях государственных или муниципальных заказов приходим к выводу, что деятельность по строительству дорог имеет определенную четкую последовательность (отбор заказов, получение заказа, выполнение работ по заказу, гарантийное обслуживание сданных заказчику объектов), что требует от предприятий, функционирующих на данном рынке, организации своей деятельности в точном соответствии с данными фазами.

3. На данном рынке, учитывая приведенные выше выводы, у предприятия меньше самостоятельности в принятии решений относительно сроков выполнения работ, применяемых материалов и технологий, чем на иных рынках.

4. Для успешного функционирования на рынке дорожных строительных работ предприятия должны обладать определенными характеристиками, чтобы быть способными достигать как целей точного следования требования заказчиков, так и целей эффективного функционирования собственного предприятия.

Стремление предприятий к соответствию отмеченным в данной статье характеристикам будет способствовать их более успешному функционированию на столь сложном и специфическом рынке, как рынок дорожного строительства.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Интернет-версия системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru

2. Виноградова О. В. Анализ и направления снижения затрат на материалы при дорожном строительстве // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 5 (46). С. 112-116.

3. Нотченко В. В., Линева Е. Л. Оценка состояния транспортной инфраструктуры региона как необходимого условия развития предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 172-181.

4. Нотченко В. В. Содержание и классификация внешней и внутренней среды предприятия // Труды Псковского политехнического института. Псков: Издательство ППИ, 2011, № 14.2, С. 219-224.

5. Смирнов Е. Б., Евтюкова К. С. Состояние строительной отрасли в Российской Федерации / Е. Б. Смирнов, К. С. Евтюкова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 267.

6. Степанов И. С. Экономика строительства: учебник / Под общ. ред. И. С. Степанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. 620 с.

Об авторах

Нотченко Виктория Валентиновна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

Виноградова Ольга Владимировна — аспирант кафедры экономики предпринимательства и инноваций, факультет экономики и управления, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

Звягинцева Татьяна Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

V. V. Notchenko, O. V. Vinogradova, T. V. Zvyagintseva

THE FEATURES OF THE MARKET FOR ROAD CONSTRUCTION WORKS AND COMPETITIVE CHARACTERISTICS OF FIRMS OPERATING IN THIS

MARKET

In article investigated features of the market for road construction works, the role of road constructionfor the development of entrepreneurship, clarified the relationship between the Customer and the Contractor, characterized by phases of activity of the enterprises in the market of road construction works. The article also clarified the characteristics of road construction companies, necessary for successful functioning on the market; made grouping characteristics.

Key words: market road construction, features of the market for road construction works, road construction companies, phases in road building, the characteristics of the activities of road-building enterprises.

About the authors

Notchenko Viktoriya Valentinovna, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economy and Management at the Enterprise, Management Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: [email protected]

Vinogradova Olga Vladimirovna, Postgraduate student,Department of Business Economics and Innovations», Faculty of Economics and Management, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia.

E-mail: [email protected]

Zvyagintseva Tatiana Viktorovna, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economy and Management at the Enterprise», Management Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.