УДК 658.14:625.7(571.66)
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗАНЯТЫХ НА РЕМОНТЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Ю.Г. Тараканова
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: tarakanovaj@yandex. ru
В статье рассматриваются особенности формирования доходной части ремонтно -строительных дорожных предприятий, отражается специфика определения цены государственных и муниципальных контрактов в данной сфере, анализируется практическая применимость различных методов сметного нормирования в Камчатском крае.
Ключевые слова: ремонтно-строительные работы, сметные нормативы, методическая документация в строительстве, доходы.
Specific character of forming enterprise profitable segment concerned with public road repair and construction in Kamchatka region. J.G. Tarakanova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
The article is about the specific character of forming road repair and construction enterprise profitable segment, pricing of state and municipal contracts. The practicality of different methods of cost estimate in Kamchatka region is analyzed.
Key words: repair and construction work, estimate standards, construction methodological documentation, income.
Основными заказчиками предприятий Камчатского края, которые специализируются на ремонтно-строительной автодорожной деятельности, являются публично-правовые образования. Как следствие, объем выполняемых предприятиями работ в существенной мере зависит от государственных и муниципальных нужд и от суммы заложенных на эти цели средств в бюджетах муниципальных образований края и Российской Федерации. В таком случае размещение заказов на выполнение дорожных ремонтно-строительных работ производится путем проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме [1]. По итогам проведения торгов в зависимости от заказчика с предприятием заключается государственный или муниципальный контракт с приложением к нему проектно-сметной документации, составляемой на основании методической документации в строительстве (далее - МДС).
Сметная стоимость ремонтно-строительных работ определяется в соответствии с действующей системой ценообразования и сметного нормирования в строительстве, включающей в себя государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. утверждена «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (далее - МДС 81-35.2004), в соответствии с которой сметные нормативы
- это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники, дополняемые различными правилами и положениями. Согласно п. 2.4 МДС 81-35.2004 сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные. К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (далее - ГЭСН) и
индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ. К укрупненным сметным нормативам относятся сметные нормативы, выраженные в процентах, например, такие как нормативы накладных расходов и нормативы сметной прибыли.
При составлении смет могут применяться следующие методы определения стоимости: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный и на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов [3]. Для оценки стоимости ремонтно-строительных дорожных работ в Камчатском крае характерно использование первых трех методов.
ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки укрупненных сметных нормативов и единичных расценок различного назначения: федеральных (далее - ФЕР), территориальных (далее - ТЕР), отраслевых, фирменных. Сборники единичных расценок составляются в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г. Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1 -го базового района (Московской области). В сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона). Так, приказом Министерства строительства Камчатского края от 11.11.2010 г. № 47 утвержден ряд сметных нормативов, в том числе и территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы в Камчатском крае, однако данные ТЕР не пользуются популярностью при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками. Что же касается подрядных организаций, то использование единичных расценок при расчете сметной стоимости ремонтно-строительных дорожных работ усложняет процесс проведения у них анализа и оценки эффективности их производственно-хозяйственной деятельности.
Для пересчета стоимости работ, определенной на основании единичных расценок, с базисного на текущий уровень цен используется комплекс текущих (прогнозных) индексов, то есть базисноиндексный метод. При ресурсном методе определения стоимости, то есть на основе элементных сметных нормативов, осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения.
Министерство строительства Камчатского края формирует и готовит к выпуску «Ежеквартальный информационный бюллетень «Стройинформ», содержащий информацию о стоимости выпускаемых строительными предприятиями изделий и конструкций, стоимости строительных материалов, услуг механизмов, автотранспорта, энергоносителей и теплоносителей и других необходимых данных и обеспечивает ими ремонтно-строительные предприятия, выполняющие работы, финансируемые за счет средств краевого бюджета [5]. К тому же на практике данный информационный бюллетень также используется и для определения текущих цен при расчете сметной стоимости ремонтно-строительных работ, выполняемых за счет средств муниципальных образований, расположенных на территории Камчатского края.
В конкурсной документации или документации об аукционе на выполнение ремонтностроительных дорожных работ для государственных или муниципальных нужд обязательно должно быть указание, на основании каких сметных нормативов определяется стоимость этих работ, так как выбор тех либо иных сметных нормативов будет влиять на структуру и на размер прямых затрат. Так, например, в случае составления сметного расчета на основе ГЭСН расходы на оплату труда машинистов определяются исходя из трудоемкости работ, выполняемых дорожностроительными машинами, и они выделяются отдельной строкой, а при составлении смет на основе единичных расценок сумма затрат на оплату труда машинистов будет входить в состав стоимости эксплуатации строительных машин.
После формирования суммы прямых сметных затрат определяется величина сметных накладных расходов и сметной прибыли. Специфика этих двух показателей в сфере строительства заключается в том, что и накладные расходы, и сметная прибыль определяются в процентном отношении от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (далее - ФОТ), и для определения их величины следует руководствоваться соответствующими МДС. Примечательно, что отчисления на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды от ФОТ не относятся на расходы по оплате труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов, а входят в состав накладных расходов.
Госстроем России приняты и введены в действие Методические рекомендации по определению величины накладных расходов в строительстве (далее - МДС 81-33.2004), а также Методические рекомендации по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (далее - МДС 81-34.2004). Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды
составляют до 70% от общей суммы затрат, в МДС 81-34.2004 принят перечень районов, сформированный с учетом условий оплаты труда работников [6]. Камчатка со всеми ее экономикогеографическими особенностями подпадает как раз под действие МДС 81-34.2004.
Накладные расходы, как часть себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием. Величина накладных расходов может определяться на основе:
- укрупненных нормативов по видам строительства;
- нормативов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
- индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации [6].
С учетом того, что основная часть ремонтно-строительных дорожных работ в Камчатском крае выполняется по государственным или муниципальным контрактам, норматив накладных расходов определяется в зависимости от вида выполняемых работ. Индивидуальные нормы накладных расходов чаще всего применяются при расчетах между заказчиком и подрядчиком в случаях, когда первый не относится к публично-правовым образованиям, а второй относится к субъектам малого предпринимательства и имеет возможность снизить характерный для этого вида работ процент накладных расходов. Следует отметить, что при расчете индивидуальной нормы накладных расходов не учитывают цеховые расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих аналогичных хозяйств подрядных организаций. Так, например, цеховые расходы асфальтобетонного завода будут относиться не к сумме накладных расходов по ремонтно-строительным работам, а войдут в цену асфальтобетонной смеси.
Определение величины сметной прибыли при выполнении государственных или муниципальных контрактов производится на основании Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001 на основе общеотраслевых нормативов, нормативов по видам работ или по индивидуальным нормам.
Таким образом, доходная часть ремонтно-строительных дорожных предприятий на территории Камчатского края формируется преимущественно за счет средств федерального, краевого или местных бюджетов, и ее расчет производится на основании общеобязательной к применению методической документации в строительстве. При этом единая методика определения стоимости ремонтно-строительных работ, несомненно, имеет ряд преимуществ, например:
- позволяет минимизировать вероятность коррупционной составляющей при размещении и выполнении заказов, финансируемых за счет бюджетных средств;
- способствует созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства, имеющего возможность выполнить контракт по более низкой цене за счет отсутствия громоздкого административно-управленческого аппарата, то есть за счет снижения величины накладных расходов.
Тем не менее в условиях ограниченного рынка сбыта данного вида работ существенную роль приобретают не только их низкая стоимость, но и повышение качества, а также внедрение новых технологий, которые позволят в будущем получать государственные и муниципальные контракты, содержащие особые требования к уровню выполнения работ.
Литература
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07. 2005 г. № 94-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004: Постановление Госстроя РФ от 05.03.2004 г. № 15/1 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. Кистерева Е.В. Строительство - сфера косвенного регулирования цен // Справочник экономиста по ценообразованию. - М.: Профессиональное издательство, 2008. - № 3. - С. 116-128.
4. Об утверждении территориальных сметных нормативов Камчатского края [Электронный ресурс]: Приказ Министерства строительства Камчатского края от 11.11.2010 № 47. - Режим доступа: http: //www .kamchatka.gov.ru
5. Об утверждении Положения о Министерстве строительства Камчатского края [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 433-П. -Режим доступа: http://www.kamchatka.gov.ru
6. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве,
осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним МДС 81-34.2004: Постановление Госстроя РФ от 12.01.2004 № 5 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
7. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001: Постановление Госстроя РФ от 28.02.2001 г. № 15 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».